Генетик нильсен йеле скрестили два сорта ржи с белыми и пурпурными колосьями

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Расщепление соответствует двум фенотипическим классам с преобладанием гладкой формы зерен. Предполагаем моногенное наследование. Находим величину одного возможного сочетания гамет:

1983:4=495,7. Расщепление в опыте: 1491:495,7=3,1, 492:495,7=0,9, т.е.

примерно 3 : 1. Вводим обозначение аллелей: С – гладкая форма, с – морщинистая. Генотипы исходных растений: СС – гладкие, сс – морщинистые, гибридов F 1 – Сс.

1) Окраска зерен контролируется двумя независимо наследуемыми генами, взаимодействующими по типу комплементарности,

с расщеплением 9 пурпурные : 3 красные : 4 белые.

2) Форма зерна контролируется одним геном с доминированием круглой формы над морщинистой.

3) Генотипы исходных растений: красные морщинистые –

ААbbcc, белые гладкие – ааВВСС, гибридов F 1 – АаBbCc.

Задача 3 . У дрозофилы при скрещивании красноглазых самок с белоглазыми самцами в F 1 получено потомство с пурпурными и с красными глазами. В F 2 наблюдали расщепление и у самок, и у самцов на

3/8 пурпурноглазых, 3/8 красноглазых, 2/8 белоглазых. Объясните, как наследуется признак окраски глаз. Определите генотипы особей родителей, первого и второго поколений.

1. Поскольку в F 1 наблюдается расщепление и новое проявление признака,

можно предположить, что хотя бы один из родителей гетерозиготен и признак контролируется двумя парами аллелей, взаимодействующих по типу комплементарности.

Присутствие в генотипе двух доминантных генов А и В обусловливает пурпурную окраску глаз, каждый из которых имеет самостоятельное фенотипическое проявление – А – красную окраску, В – белую.

2. Расщепление в F 2 – 3/8 : 3/8 : 2/8 (8 комбинаций гамет) свидетельствует

о том, что один из гибридов F 1 образует 4 типа гамет, т.е. дигетерозиготен –

АаВb (пурпурная), а другой – 2 типа гамет, т.е. гетерозиготен по гену А – Ааbb (красная):

Генотипы родительских форм: AAbb – красные, aaBb – белые,

генотипы гибридов F 1 – AaBb - пурпурные, Aabb - красные, гибридов F 2 –

3/8 А–В– - пурпурные, 3/8 А–bb – красные, 2/8 ааBb, aabb – белые.

Задача 4 . Имеется сорт ячменя, дающий 6 г зерна на растение, и сорт,

дающий 12 г. При скрещивании этих сортов в F 1 наблюдается промежуточный фенотип, в среднем 9 г. У 250 растений F 2 масса зерна варьирует от 6 до 12 г на растение. Четыре растения имели массу 6 г,

четыре других – 12 г.

Сколько генов определяют данный признак? Определите генотипы всех растений.

В данном примере наблюдается взаимодействие генов по типу

Т.к. 4 растения составляют примерно 1/64 потомства F 2 , данный признак определяют 3 гена, поскольку 4³= 64 комбинации гамет дает

тригетерозигота - A 1 а 1 А 2 a 2 A 3 а 3 :

A 1 A 1 А 2 А 2 A 3 A 3

× a 1 a 1 а 2 а 2 a 3 a 3

A 1 a 1 A 2 a 2 A 3 a 3

A 1 A 1 A 2 A 2 A 3 A 3 ,

A 1 А 1 А 2 А 2 А 3 a 3 и т.д.,

A 1 А 1 А 2 а 2 А 3 a 3 и т.д.,

A 1 А 1 А 2 а 2 а 3 a 3 и т.д.,

A 1 А 1 а 2 а 2 а 3 a 3 и т.д,

A 1 а 1 а 2 а 2 а 3 a 3 и т.д.,

а 1 а 1 а 2 а 2 а 3 a 3

Задачи для самостоятельного решения

1) При скрещивании растений тыквы с дисковидной формой плода в потомстве было получено 121 растение с дисковидной формой плода, 77 –

со сферической и 12 – с удлиненной. Объясните расщепление, определите

генотипы исходных форм. Как наследуется признак? Какое расщепление вы ожидаете получить в анализирующем скрещивании и какое растение будете использовать в качестве анализатора?

2) Зеленое растение кукурузы при самоопылении дает около 15/16

зеленых и около 1/16 белых (летальных) сеянцев. Объясните эти результаты, определите генотип исходного растения.

3) При скрещивании двух зеленых растений кукурузы получено потомство, в котором примерно 9/16 растений имеет зеленый цвет, а 7/16 –

не окрашены. Как можно объяснить этот результат? Определите генотипы исходных растений.

4) При скрещивании двух карликовых растений кукурузы было получено потомство нормальной высоты. В F 2 от скрещивания между собой растений F 1 было получено 452 растения нормальной высоты и 352

карликовых. Предложите гипотезу, объясняющую эти результаты,

определите генотипы исходных растений.

5) У кукурузы одного сорта в початке имеется 16 рядов зерен, а у другого –

8 рядов. При скрещивании этих сортов в F 1 наблюдается промежуточный фенотип, в среднем 12 рядов. Растения F 2 фенотипически очень неоднородны, количество рядов варьирует от 8 до 16, причем примерно в одном из каждых 32 початков имеется столько же рядов зерен, что и у одного из родителей. Сколько генов определяет данный признак?

6) Имеется сорт ячменя, дающий 6 г зерна на растение, и сорт, дающий 12

г. каков будет фенотип растений F 1 от скрещивания этих сортов, и как распределятся растения по весу семян на растение в F 2 , если учесть тригенное отличие этих сортов, гены не сцеплены и взаимодействуют по типу некумулятивной полимерии? Какое будет расщепление растений по весу семян на растение, если растение F 1 скрестить с малоурожайным сортом?

7) Допустим, что различие по урожайности между двумя чистыми сортами овса, один из которых дает около 4 г зерна, а другой – около 10 г на одно

растение, зависит от трех несцепленных полигенов А 1 , А 2 и А 3 . Каковы будут фенотипы F 1 и F 2 от скрещивания между этими сортами?

8) Изучение наследования длины цветка самоопыляющегося табака показало, что этот признак контролируется 4 парами несцепленных генов.

Какая часть растений F 2 будет иметь такую же длину цветка, как и гомозиготные по всем доминантным и рецессивным аллелям родительские формы (длина цветка рецессивной формы 40 мм, доминантной формы – 93

9) Скрещивая две формы гороха – с розовыми и белыми цветками – в

первом поколении получили растения с пурпурными цветками, а во втором

– 87 растений с пурпурными,36 – с белыми и 29 – с розовыми цветками.

Объясните результаты скрещиваний и определите генотипы исходных растений. Что получится, если растения из F 1 скрестить с родительскими формами?

10) Скрестив растения овса с черными и белыми чешуями зерна, в первом поколении получили растения с черными чешуями, а во втором – 418 с

черными, 100 с серыми и 42 с белыми. Объясните расщепление. Как наследуется окраска чешуй у овса? Каковы генотипы исходных растений?

11) Какой вывод о количестве генов, определяющих число листьев, можно сделать из факта, что максимальное количество листьев, характерное для одного из родителей, не было обнаружено в популяции F 2 , состоящей почти из 2000 особей?

12) Растение, гомозиготное по трем парам рецессивных генов, имеет высоту 32 см, а гомозиготное по доминантным аллелям этих генов имеет высоту 50 см. Принимаем, что влияние отдельных доминантных генов на рост во всех случаях одинаково и их действие суммируется. В F 2 от скрещивания этих растений получено 192 потомка. Сколько из них будет иметь генетически обусловленный рост в 44 см?

13) Аллель А у крыс обусловливает желтую окраску шерсти. Аллель В другого гена вызывает различие черной окраски шерсти. У особей А–В–

шерсть серого цвета, а у особей ааbb – белого. Серого самца скрестили с желтой самкой и получили в F 1 3/8 желтых, 3/8 серых, 1/8 черных и 1/8

белых крысят. Определите генотипы родителей.

14) От скрещивания белого петуха с окрашенными курами в первом поколении было получено 3/8 окрашенных и 5/8 белых цыплят. Объясните расщепление, определите генотипы исходных птиц.

15) От скрещивания белых кур с розовидным гребнем с черными петухами с простым гребнем в F 1 все цыплята оказались белыми, половина из них с розовидными, половина – с простыми гребнями. Скрестив потомков F 1 ,

различающихся по форме гребня, получили расщепление: 115 белых с розовидным гребнем

112 белых с простым гребнем

23 черных с розовидным гребнем

26 черных с простым гребнем

Объясните результаты, определите генотипы исходных птиц и потомков

16) От скрещивания желтых длиннохвостых попугайчиков с голубыми в первом поколении все потомки оказались зелеными, а во втором – 56

зеленых, 18 голубых, 20 желтых и 6 белых. Объясните расщепление,

определите генотипы птиц всех окрасок.

17) От скрещивания самок дрозофилы, имеющих коричневые глаза, с

самцами, имеющими ярко-красные глаза, в F 1 получено красноглазое потомство. В F 2 наблюдалось следующее расщепление:

128 с ярко-красными глазами

40 с белыми глазами

383 с красными глазами

121 с коричневыми глазами Определите генотипы родителей и потомства и объясните полученные

18) От скрещивания белых и голубых кроликов получили в F 1 28 черных крольчат, а в F 2 – 67 черных, 27 голубых и 34 белых. Как наследуются черная, голубая и белая окраска шерсти у кроликов? Объясните расщепление. Определите генотипы родителей и потомков.

19) При скрещивании растений фасоли с белыми семенами с растениями,

дающими коричневые семена, в первом поколении все семена оказались пурпурными, а во втором – 560 пурпурных, 188 коричневых и 265 белых.

Как это можно объяснить? Определите генотипы исходных форм.

20) От скрещивания растений ржи с красными ушками на листьях и желтым зерном с растениями с белыми ушками и белым зерном в F 1

получили растения с красными ушками и зеленым зерном, в F 2 произошло расщепление:

360 с красными ушками и зеленым зерном

117 с красными ушками и желтым зерном

164 с красными ушками и белым зерном

122 с белыми ушками и зеленым зерном

42 с белыми ушками и желтым зерном

54 с белыми ушками и белым зерном

Как наследуются признаки? Определите генотипы исходных растений.

21) При скрещивании тыкв с белыми плодами в F 1 получили 67 растений с белыми, 19 – с желтыми и 6 – с зелеными плодами. Объясните результаты,

определите генотипы исходных растений. Что получится, если скрестить исходные растения с зеленоплодным из F 1 ?

22) При скрещивании растений пшеницы с красным плотным колосом с растениями с белым рыхлым колосом в первом поколении получили красные колосья средней плотности, а во втором – расщепление:

186 красных с плотным колосом

358 красных с колосом средней плотности

184 красных с рыхлым колосом

12 белых с плотным колосом

25 белых с колосом средней плотности

10 белых с рыхлым колосом

Как наследуются признаки? Каковы генотипы исходных растений?

ПОЛ И ПРИЗНАКИ, СЦЕПЛЕННЫЕ С ПОЛОМ

Существует три типа определения пола в природе: эпигамный,

прогамный и сингамный. В первом случае пол определяется после оплодотворения, во втором – до оплодотворения, а в третьем – в момент оплодотворения. Примером эпигамного оплодотворения является оплодотворение у морского червя боннелии. У боннелии очень мелкие самцы обитают в матке гораздо более крупных самок (рис. 3.1). Бесполая свободно плавающая личинка боннелии при попадании на хоботок самки под влиянием выделяемых этим хоботком веществ превращается в самца,

мигрирующего затем в половые органы самки. Если же личинка не встречает самку, то прикрепляется ко дну и превращается в самку. В

редких случаях эпигамное определение пола встречается у двудомных растений. Так у японской ариземы растения, выросшие из крупных клубней, образуют женские цветки. Из щуплых клубней развиваются растения, дающие мужские цветки. У некоторых животных (крокодил,

черепаха) пол потомка определяется температурой, при которой идет формирование зародыша в яйце, зарытом в песке.

У некоторых червей и коловраток наблюдается прогамное определение пола. Самки откладывают неоплодотворенные яйца двух сортов: крупные, богатые цитоплазмой, и мелкие, относительно бедные ею. После оплодотворения первые развиваются в самок, а вторые – в

Рис. 3.1. Эпигамный тип детерминации пола у Bonellia viridis . а – самка длиной около 10 см с хоботком, который способен вытягиваться до одного метра; б – самец (сильно увеличен по сравнению с самкой); в – анализ дифференцировки Bonellia in vitro. Личинок Bonellia помещали в морскую воду с кусочками хоботка самки. Большинство особей,

культивированных в таких условиях, стали самцами, тогда как в чистой морской воде из личинок преимущественно развились самки. (Гершензон С.М., 1983)

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Вопрос по химии:

Рожь, имеющую пигмент антоциан,скрестили с неизвестной формой в потомстве получено 36 растений с пигментом и 12 без пигмента. определить генотипы исходных растений.назвать доминантный признак.
прошуууу сделайте

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок - бесплатно!

  • 05.12.2017 16:30
  • Химия
  • remove_red_eye 12234
  • thumb_up 22
Ответы и объяснения 2

Соотношение фенотипов в потомстве 36:12=3:1.
Менделевское соотношение 3:1 проявляется при скрещивании гетерозиготных родительских генотипов Хх и Хх.

Хх - гаметы Х и х

генотип потомства:
Х х
Х ХХ Хх
х Хх хх

фенотип потомства:
Хх - антоциановая форма 75%
хх - безантоциановая форма 25%

Х - доминантный ген, наличие антоциана - доминантный признак
х - рецессивный ген, отсутствие антоциана - рецессивный признак

Наблюдаем расщепление потомства по фенотипу 36 : 12, что соответствует 3 : 1 (2-ой закон Менделя), соответственно этому закону расщепление по генотипу будет 1АА :2Аа :1аа, такое расщепление потомства наблюдается у гетерозиготных родителей (Аа) по данному признаку.
Аа - это генотипы исходных растений. Так как растения с пигментом в потомстве преобладают, делаем вывод, что наличие пигмента антоциана - это доминантный признак.

Если исходные растения будут иметь генотипы АА и аа, то их потомство будет единообразно и расщепления не будет.
Если исходные растения будут иметь генотипы АА и Аа, то и в их потомстве не будет наблюдаться расщепление.
Если исходные растения будут иметь генотипы Аа и аа, то в их потомстве наблюдается расщепление 1:1, что не соответствует данным заявленными в задаче.

Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Химия.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи - смело задавайте вопросы!

Химия — одна из важнейших и обширных областей естествознания, наука о веществах, их составе и строении, их свойствах, зависящих от состава и строения, их превращениях, ведущих к изменению состава — химических реакциях, а также о законах и закономерностях, которым эти превращения подчиняются.

В линии 28 на ЕГЭ по биологии учащиеся должны решить задачу по генетике. В предлагаемом ресурсе рассматривается неполное наследование признаков при моногибридном и дигибридном скрещивании.
Цель: Дать учащимся рекомендации по выполнению задания линии 28 при подготовке к ЕГЭ.

Задачи: информировать учащихся о типах задач по генетике; познакомить с правилами решения задач линии 28 на примере неполного наследования признаков; мотивировать учащихся к успешной подготовке к ЕГЭ.

Материал состоит из теоретического обоснования темы, двух решённых задач и шести задач для самостоятельной работы. Данный материал можно использовать при изучении неполного наследования признаков в 9-10 классах, а также при подготовке к ВПР и олимпиаде по биологии.

Теоретическое обоснование темы

Взаимодействие аллельных генов происходит по следующим направлениям:

Полное доминирование – доминантная аллель полностью скрывает присутствие рецессивной аллели (1 закон Менделя, или закон доминирования).

Неполное доминирование – проявление промежуточного признака.

Кодоминирование – проявление у гетерозигот признаков, детерминируемых двумя аллелями.

Сверхдоминирование – доминантный ген в гетерозиготном состоянии имеет более сильное проявление, чем в гомозиготном.

Множественные аллели – иногда к числу аллельных генов могут относиться не два, а большее число генов.

Неполное доминирование — один из видов взаимодействия аллельных генов, при котором один из аллельных генов (доминантный) в гетерозиготе не полностью подавляет проявление другого аллельного гена (рецессивного), и в F1 выражение признака носит промежу­точный характер. Так, при скрещивании ночной красавицы с красной окраской цветков (АА) с растением, имеющим белые цветки (аа), в F1, все растения имеют промежуточную розовую окраску цветков (Аа).


Неполное доминирование очень широко распространено в природе. Оно обнаружено при изучении наследования окраски цветков у многих растений, строения перьев у птиц, окраски шерсти у крупного рогатого скота и овец, ряда биохимических признаков у человека и др.

Примером неполного доминирования могут быть андалузские куры, которые получены от скрещивания чистопородных черных кур и "обрызганных белых". Черная окраска кур обусловлена аллелем, который отвечает за синтез пигмента меланина ("B"). У "обрызганных белых" кур этот аллель отсутствует ("bb"). А у гетерозигот меланин синтезируется в небольшом количестве и дает только голубоватый отлив в оперении. При скрещивании таких гибридов соотношение по фенотипам будет 1 черная : 2 с голубым отливом : 1 белая.


При неполном доминировании гибрид F1 (Аа) не воспроиз­водит полностью ни одного из родительских признаков, выра­жение признака оказывается промежуточным, с большим или меньшим уклонением к доминантному или рецессивному состоя­нию, но все особи этого поколения одинаковы по фенотипу.

Примером неполного доминирования может быть промежу­точная розовая окраска ягоды у гибридов земляники (Fragaria vesca), полученных от скрещивания форм с красной и белой ягодами (рис. 1).



Наследование окраски ягоды при неполном до­минировании у земля­ники: АА — красная; аа — белая; Аа — розовая окраска.

Задача 1. У земляники красная окраска ягод неполно доминирует над белой. Какое потомство следует ожидать от скрещивания двух растений с розовыми ягодами? Запишите генотипы и фенотипы гибридов.

Решение: обозначим доминантный ген буквой А, а рецессивный – а. Отметим, что доминантные гомозиготы будут иметь красные ягоды, рецессивные гомозиготы – белые, а гетерозиготы – розовые.
Записываем ход скрещивания. Обе родительские формы – гетерозиготы. Так как по условию они имеют розовые ягоды. Гетерозиготы дают два типа гамет.
Схема решения задачи:


Признак, фенотип Ген, генотип

Красная окраска ягод А (неполное доминирование принято обозначать чертой над буквой)

Проявление одного признака может определяться двумя и более парами генов (комплементарность и полимерное наследование) и, наоборот, одна пара генов может влиять на проявление нескольких признаков (множественное действие генов). Кроме того, одни гены могут подавлять действие других (эпистаз). Все эти явления получили общее название взаимодействие генов.

При взаимодействии двух пар генов вероятность появления организмов каждого фенотипа определяется различными сочетаниями двух пар генов, участвующих в развитии признака. Так же, как и в случае дигибридного скрещивания, эти сочетания можно оценивать с помощью решетки Пеннета. В большинстве случаев различные соотношения фенотипов при скрещивании дигетерозигот образованы из соотношения 9:3:3:1 путем сложения отдельных элементов, например, расщепление 9:7 при комплементарном наследовании может быть представлено как 9:(3+3+1).

При решении задач такого типа следует обращать внимание на то, сколько классов фенотипов и в каком количественном соотношении образуется при скрещивании особей с различными генотипами.

Комплементарность

Развитие признака может определяться не одной, а двумя или более парами неаллельных генов, располагающимися в разных хромосомах. Если хотя бы одна пара находится в гомозиготном рецессивном состоянии, то признак не развивается или отличен от доминантного.

С биохимической точки зрения зачастую это может быть связано с тем, что развитие признаков обычно представляет собой многостадийный процесс, каждый этап которого контролируется отдельным ферментом (информация о ферменте находится в определенном гене). Если хотя бы один ген находится в рецессивном состоянии, то синтезируется измененный фермент, реакция не идет, и конечный продукт не образуется:

ген A B C D
фермент E1 E2 E3 E4
реакции S1 S2 S3 S4 P (признак)

Расщепление при скрещивании дигетерозигот при комплементарном наследовании обычно бывает в пропорции 9:7, 9:3:4, или 9:3:3:1, 9:6:1 (часть особей с минимальным выражением признака 7/16, 4/16 и 1/16).

Пример: У душистого горошка окраска цветов проявляется только при наличии двух доминантных генов А и В. Если в генотипе имеется только один доминантный ген, то окраска не развивается. Какое потомство F1 и F2получится от скрещивания растений с генотипами ААbb и ааВВ?

Решение:Генотип исходных растений известен по условию задачи. Они гомозиготны и будут давать один тип гамет, которые можно объединить единственным образом. Потомство F1 будет единообразно по генотипу (АаВb) и фенотипу (розовые цветы):

Схема скрещивания

Р ♀AAbb белый × ♂aaBB белый
гаметы Ab aB
F1 AaBb розовый 100%

Дигетерозиготные потомки F1 будут давать по 4 типа гамет, которые могут комбинироваться 16 способами. Построив решетку Пеннета, можно убедиться, что организмов, одновременно имеющих доминантные гены А и В (розовые цветы), будет примерно 9/16. То есть, в F2 будет наблюдаться расщепление по цвету в пропорции 9:7.

Схема скрещивания

F1 ♀АаBb розовый × ♂AаBb розовый
гаметы
AB
Ab
aB
ab

AB
Ab
aB
ab
F2 A-B- розовый 9/16 A-bb aaB- aabb белый 7/16

Самка дрозофилы с коричневыми глазами скрещивалась с самцами, имеющими ярко-красные глаза. В F1 все мухи имели красные глаза. В F2 получено 128 мух с ярко-красными глазами, 40 мух с белыми глазами, 383 красноглазых мух и 121 муха с коричневыми глазами. Как наследуется окраска глаз у дрозофилы? Каковы генотипы исходных мух?

Задача 1-2.

Задача1-3.

При скрещивании сортов перца, имеющих желтые и коричневые плоды, в F1 плоды оказались красные. Какие два объяснения можно дать этому факту? Когда были получены гибриды F2, то среди 322 растений 182 имели красные, 59 коричневые, 20 зеленые и 61 желтые плоды. Какое из Ваших предположений подтвердилось, а какое отпало? Что получится в F1 и в F2 от скрещивания растений с красными и зелеными плодами?

Задача1-4.

Собака желтой масти скрещивалась с черной. В потомстве получено 46 черных щенков, 13 рыжих, 17 коричневых и 6 желтых. Как наследуется окраска? Каковы генотипы исходных животных?

Задача 1-5.

Темных карпов скрестили с белыми и в F1 получили также темных, а в F2 – 265 темных, 82 стальных, 87 оранжевых и 24 белых рыб (всего 458). Каковы генотипы исходных рыб? Какая окраска ожидается у потомков от скрещивания гомозиготных стальных и оранжевых рыб?

Задача 1-6.

Кирпично-красных меченосцев скрестили с лимонными и получили в F1 только кирпично-красных, а в F2 141 кирпично-красных, 40 алых, 53 зеленых и 12 лимонных. Каковы генотипы исходных рыб?

Задача 1-7.

Зеленых меченосцев скрещивали с алыми, в F1 все рыбки имели кирпично-красную окраску, в F2 произошло расщепление: 50 кирпично-красных рыбок, 5 лимонных, 18 алых и 11 зеленых. Что получится, если скрестить алых с лимонными?

Задача 1-8.

Голубых гуппи скрещивали со светлыми, в F1 все рыбки получились серые. В F2 произошло расщепление: 55 серых, 17 голубых, 19 светлых и 6 белых. При скрещивании серых из F1 с белыми из F2 получили 17 серых, 20 голубых, 15 светлых и 19 белых. Что будет, если гомозиготных серых скрестить с гомозиготными белыми рыбками?

Полимерное действие генов

При полимерном наследовании развитие одного признака контролируется несколькими парами генов, расположенных в разных хромосомах. Чем больше генов находится в доминантном состоянии, тем ярче выражен признак.

Полимерное действие лежит в основе наследования количественных признаков и играет важную роль в эволюции.

Например, степень пигментации кожи определяется двумя парами (на самом деле – большим количеством) генов. В соответствии с этим по данному признаку людей можно условно разделить на 5 фенотипов: негры (ААВВ), темные мулаты (ААВb или АаВВ), средние мулаты (АаВb, ааВВ или ААbb), светлые мулаты (Ааbb или ааВb) и белые (ааbb).

Задача 2-1.

Сын белой женщины и негра женится на белой женщине. Может ли ребенок от этого брака быть темнее своего отца?

Задача 2-2.

Какой фенотип потомства будет:

от брака негра и светлой мулатки;

от брака белого и темной мулатки?

Задача 2-3.

Какое потомство получится от брака:

двух средних гетерозиготных мулатов;

двух средних гомозиготных мулатов?

Задача 2-4.

Два средних мулата имеют двух детей-близнецов: черного и белого ребенка. Можно ли установить генотипы родителей?

Задача 2-5.

От брака среднего мулата и светлой мулатки родилось много детей, среди которых оказалось по 3/8 средних и светлых мулатов и по 1/8 – темных мулатов и белых. Каковы возможные генотипы родителей?

Задача 2-6.

Может ли у одной пары родителей родиться двое детей-близнецов, один из которых белый, а другой – негр?

Эпистаз

Эпистазом, или противоположным действием генов, называется явление, при котором ген одной аллельной пары (супрессор) в доминантном состоянии может подавлять развитие признака, контролируемого другой парой генов.

В случае эпистаза при скрещивании дигетерозигот в потомстве наблюдается расщепление в соотношении 13:3 или 12:3:1.

Пример: При скрещивании растений одного из сортов тыквы с белыми и желтыми плодами все потомство F1 имело белые плоды. При скрещивании этого потомства между собой в их потомстве F2 было получено:

204 растения с белыми плодами,

53 растения с желтыми плодами,

17 растений с зелеными плодами.

Определить возможные генотипы родителей и потомства.

Решение: Потомство F1 единообразно. Это указывает на то, что родители были гомозиготны, и признак белой окраски доминирует.

Гибриды первого поколения F1 гетерозиготны (получены от родителей с разным генотипом и имеют расщепление в F2).

Во втором поколении имеется три класса фенотипов, но расщепление отличается от расщепления при кодоминировании (1:2:1) или при комплементарном наследовании (9:6:1, 9:3:4, 9:7 или 9:3:3:1).

Предположим, что признак определяется противоположным действием двух пар генов, причем особи, у которых обе пары генов находятся в рецессивном состоянии (ccjj), отличаются по фенотипу от особей, у которых действие гена не подавляется. Расщепление в потомстве 12:3:1 подтверждает это предположение.

Ответ: Генотипы родителей – ССjj и ссJJ, потомства F1 – СсJj.

У кур породы леггорн окраска перьев обусловлена наличием доминантного гена С. Если он находится в рецессивном состоянии, то окраска не развивается. На действие этого гена оказывает влияние ген I, который в доминантном состоянии подавляет развитие признака, контролируемого геном С. Какое потомство получится от скрещивания дигетерозиготных по этим генам кур породы леггорн?

Задача 3-2.

У кур породы леггорн окраска перьев обусловлена наличием доминантного гена С. Если он находится в рецессивном состоянии, то окраска не развивается. На действие этого гена оказывает влияние ген I, который в доминантном состоянии подавляет развитие признака, контролируемого геном С. Определить вероятность рождения окрашенного цыпленка от скрещивания кур с генотипом ССIi и ссIi.

Задача 3-3.

При скрещивании чистых линий собак коричневой и белой масти все потомство имело белую окраску. Среди потомства полученных гибридов было 118 белых, 32 черных и 10 коричневых собак. Предложите гипотезу, объясняющую эти результаты.

Задача 3-4.

У лошадей действие генов вороной (С) и рыжей масти (с) проявляется только в отсутствие доминантного гена D. Если он присутствует, то окраска белая. Какое потомство получится при скрещивании между собой белых лошадей с генотипом CcDd?

Задача 3-5.

У овса черная окраска семян определяется доминантным геном А, а серая окраска – доминантным геном В. Ген А эпистатичен гену В, и последний в его присутствии не проявляется. При отсутствии в генотипе обоих доминантных генов окраска семян белая. При скрещивании двух серосеменных растений получили растения с серыми и белыми семенами в пропорции 3:1. Определить генотипы родителей. Какое расщепление в потомстве было бы получено, если бы скрещивались дигетерозиготные формы?

Задача 3-6.

Свиньи бывают черной, белой и красной окраски. Белые свиньи несут минимум один доминантный ген I. Черные свиньи имеют доминантный ген Е и гомозиготны по рецессивной аллели i. Красные поросята (eeii) лишены доминантного гена-подавителя I и доминантного гена, определяющего черную окраску. Какое потомство можно ожидать от скрещивания черной гомозиготной свиньи и красного кабана?


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.



Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Читайте также: