Функцией корня не является вегетативное размножение образование плодов

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Тест по биологии Вегетативное размножение растений 6 класс с ответами. Тест включает 2 варианта, в каждом по 9 заданий.

Вариант 1

1. Различают два способа размножения растений

1) с помощью насекомых и ветра
2) усами и луковицами
3) с помощью птиц и ветра
4) вегетативное и семенное

2. Увеличение числа особей растений с помощью корня стебля, листа, побега

1) опыление
2) оплодотворение
3) вегетативное размножение
4) половое размножение

3. На рисунке изображен способ вегетативного размножения

1) самоопыление
2) прививка глазком
3) прививка черенком
4) семенами

4. Отрезок любого вегетативного органа

1) черенок
2) подвой
3) черешок
4) корневище

5. Листовыми черенками размножают

1) смородину
2) малину
3) фиалку
4) яблоню

6. Черенок культурного растения, взятого для прививки

1) подвой
2) отводок
3) привой
4) корневище

7. Чаще всего картофель размножают

1) клубнями
2) корневищами
3) луковицами
4) прививкой

8. На рисунке изображен процесс вегетативного размножения

Процесс вегетативного размножения

1) клубнями
2) прививкой
3) отводками
4) стеблевыми черенками

9. Наземные видоизмененные побеги, выполняющие функцию вегетативного размножения растения

1) колючки кактуса
2) усы земляники
3) клубни картофеля
4) луковицы чеснока

Вариант 2

1. Вегетативное размножение — это размножение

1) с помощью цветков и плодов
2) с помощью черенков и побегов
3) семенами
4) генеративными органами растений

2. Вегетативное размножение

1) способствует быстрому увеличению численности растений
2) приводит к большому разнообразию растений
3) способствует образованию большего числа плодов
4) приводит к снижению численности растений

3. Стеблевые черенки, усы, отводки — это части

1) корневища
2) корня
3) луковицы
4) надземного побега

4. Стеблевыми черенками размножают

1) чеснок
2) картофель
3) смородину
4) тюльпан

5. На рисунке изображен процесс вегетативного размножения земляники

1) клубнями
2) отводками
3) прививкой
4) стеблевыми черенками

6. Размножить клубнем можно

1) лук
2) картофель
3) морковь
4) тюльпан

7. Способ размножения растений из клеток образовательной ткани в питательной среде

1) половое размножение
2) культура ткани
3) семенное размножение
4) черенкование

8. На рисунке изображен

1) листовой черенок
2) отводок
3) корневой черенок
4) стеблевой черенок

9. На рисунке буквой б обозначен

Рисунок к заданию 9

1) привой
2) листовой черенок
3) подвой
4) ус

К Корень является одним из вегетативных органов растений, который имеет неограниченный рост и положительный геотропизм. Корень выполняет множество функций и имеет огромное значение и для растений и в других сферах.

Корень и его функции

Корень один из вегетативных органов растения. Имеет неограниченный рост и положительный геотропизм.

Функции корня:

  • закрепляет растение в почве;
  • поглощает и проводит в надземные органы воду и растворы минеральных солей;
  • синтезирует биологически активные вещества (витамины, гормоны, алкалоиды);
  • выделяет в почву различные кислоты (яблочную, угольную);
  • участвует в дыхании растения;
  • является депо запасных питательных веществ;
  • является органом вегетативного размножения;
  • вступает в симбиоз с клубеньковыми бактериями и грибами (микориза).

Виды корней и корневые систем

Виды корней:

  1. главный корень — образуется при прорастании семени из корешка зародыша;
  2. придаточные корни образуются на стеблях и листьях;
  3. боковые корни ветвления главного и придаточных корней.

Совокупность всех корней одного растения составляет его корневую систему.Типы корневых систем:

  • стержневая — хорошо выражен главный корень (у большинства двудольных растений);
  • мочковатая — представлена придаточными и боковыми корнями, рост главного корня при этом останавливается (у однодольных и травянистых двудольных растений).

Внешнее строение корней

Проникновение и распределение корней в почве зависит от вида растения и типа почвы, от условий обитания растения. Корни могут иметь форму цилиндрическую (хрен), коническую (одуванчик), нитевидную (злаковые). Корни растут быстро и образуют развитую ‚ корневую систему при оптимальных условиях (достаточная влажность, прогретая и рыхлая почва). Динамика водного режима определяет разнообразие корней растений пустыни: мелкая, слаборазвитая корневая система у растений, использующих влагу поверхностных слоев почвы (песчаные кустарники пустыни Каракум) и мощные длинностержневые корни растений, проникающие до 15 м в глубину (верблюжья колючка). Корни культурных растений распределяются и вертикально и горизонтально с преобладанием в том или ином направлении (корни яблони проникают в почву на глубину до 4 м, в стороны от ствола до 15 м).

Внутреннее строение корня

  • зона деления клеток (конус нарастания‚ образовательная ткань) покрыта корневым чехликом; его клетки выделяют слизь, выполняют защитную функцию‚ определяют направление роста корня; быстро отмирают и заменяют новыми;
  • зона роста (клетки вытягиваются и увеличиваются в размерах);
  • зона всасывания(зона корневых волосков): корневой волосок — выпячивание клетки кожицы длиной до 10 мм — имеет клеточную оболочку и цитоплазму с вакуолями и всеми органоидами. Срок жизни волосков — 10 — 20 суток, затем они отмирают и заменяются новыми. Корневые волоски всасывают из почвы воду и минеральные вещества;
  • зона проведения: в ее центральной части расположены провоцящие ткани, по трахеидам и трахеям которых к стеблю передвигаются вода и растворы минеральных солей; в этой зоне от главного корня начинают ответвляться боковые корни.

В зоне всасывания у молодого корня покровная ткань представлена кожицей с корневыми волосками. Под ней находятся клетки коры (крупные, округлые, с тонкими оболочками). Проводящие ткани образуют в корне осевой (центральный) цилиндр, состоящий из продольных тяжей, в которых чередуются участки ксилемы и флоэмы. По мере роста корня между ксилемой и флоэмой развивается слой камбия (образовательная ткань).

Рост корня в толщину происходит благодаря делению клеток камбия — образуются новые элементы ксилемы, флоэмы и механической ткани. В длину корень растет за счет деления клеток конуса нарастания — точка роста корня (зона деления).

Поглощение корнями воды и удобрений

Схема движения раствора минеральных солей в клетках корня(поперечный срез)

Схема движения раствора минеральных солей в клетках корня(поперечный срез): 1 — кожица; 2 — корневые волоски; 3 — сосуды.

Поглощение корнями воды и растворов минеральных солей происходит следующим образом:

  • в корневые волоски вода из почвы поступает посредством осмоса, растворы минеральных солей -диффузией и активным транспортом;
  • по паренхиме растворы переходят от клеток с меньшей сосущей силой к клеткам с большей сосущей силой (величина сосущей силы определяется разностью осмотического и тургорного давления). Тургорное давление — это давление живого содержимого клетки на ее оболочку. Оно изменяется по мере поступления в клетку воды. Различие в концетрации солей в цитоплазме клетки и в почве определяет осмотическое давление. Величина корневого давления (сила выталкивания растворов из клеток корня), испарение воды листьями и явление капиллярности обеспечивают движение растворов солей от корня по сосудам стебля.

Удобрения и их виды

Удобрения — минеральные или органические соединения, которые вносят в почву для повышения ее плодородия. Плодородие — это содержание в почве питательных веществ, определяемое количеством перегноя (перегной образуется при разложении погибших растений и животных). Самые плодородные почвы — черноземы (слой перегноя до 1 м). Подзолистые почвы имеют слой перегноя до 20 см. Еще беднее перегноем глинистые и песчаные почвы. Внесение удобрений во время роста растений называется подкормкой; она может быть сухой или жидкой.

Удобрения бывают минеральные и органические.

К минеральным удобрениям относятся:

  1. азотные: селитра, мочевина, сульфат аммония; хорошо растворимы в воде; влияют на рост надземных частей растений; вносятся в почву перед посевом;
  2. фосфорные: суперфосфат; плохо растворимы в воде; ускоряют созревание плодов и повышают холодостойкость растений; вносятся в почву осенью вместще` с навозом;
  3. калийные: (хлорид калия, зола); хорошо растворимы в воде; усиливают развитие и рост корневой системы; вносятся в почву в первой половине лета.

Органические удобрения: навоз, птичий помет, торф, перегной. Навоз содержит азот, фосфор и калий и является полным удобрением (при отсутствии одного из соединений удобрение будет неполным).

В почву вносят также бактериальные удобрения и различные микроэлементы (бор, медь, марганец, молибден, цинк, алюминий). Бактериальные удобрения (азотобактерин, фосд фобактерин) содержат микроорганизмы, которые активизируют биохимические процессы в почве и улучшают питание растений.

Дыхание корня. Корни, как и все растение, поглощают кислород и выделяют углекислый газ. Затрудняется газообмен на глинистых и заболоченных почвах. Для улучшения поступления воздуха почву регулярно рыхлят. Рыхление часто называют сухой поливкой, так как оно помогает сохранять в почве влагу.

Видоизменения корней

  • корнеплоды (свекла, брюква, турнепс, морковь) видоизменения главного корня, депо запасных питательных веществ;
  • корневые клубни (батат, георгины) — мясистые утолщения боковых или придаточных корней, в которых накапливаются преимущественно углеводы;
  • ходульные корни (мангровые деревья тропиков) — многочисленные придаточные корни, которые поднимают растения над водой;
  • воздушные корни (тропические растения из семейства орхидных) развиваются как придаточные из стебля и свободно свисают вниз; их ткань концентрирует атмосферную влагу;
  • дыхательные корни (болотные растения) выступают над водой и служат проводником воздуха для растения.

1. Биология для абитуриентов. Авторы: Давыдов В.В. , Бутвиловский В.Э. , Рачковская И. В. , Заяц Р.Г.

Ботаника- это наука о растениях; раздел в биологии, изучающий разнообразие растительного мира Земли, его происхождение, развитие и распространение.

Признаки и значение растений. Высшие и низшие растения

Характерные признаки растений:

  • автотрофный тип питания: растения способны синтезировать органические вещества из неорганических в процессе фотосинтеза
  • относительная неподвижность организма и его и связь с субстратом
  • наличие пластид: хлоропластов, хромопластов и лейкопластов в клетках
  • большая поглощающая поверхность тела (большое количество листьев, корневая система)
  • рост в течение всей жизни
  • проявление раздражимости
  • особенности строения клеток: наличие жесткой клеточной оболочки из целлюлозы, центральной вакуоли, пластид
  • запасное вещество- крахмал

Высшие и низшие растения

По морфологической организации выделяют две группы растений: высшие и низшие:

Тело низших растений не разделено на органы и ткани, оно представлено одной клеткой или слоевищем (талломом)- многоклеточное образование.

Большинство низших растений обитает в воде.

К низшим растениям относятся только водоросли.

Высшие растения имеют органы и ткани, что позволяет им обитать не только в воде, но и на суше.

Значение растений в природе:

  • выделение кислорода
  • переводят энергию Солнца в энергию химических связей в ходе фотосинтеза (космическая роль растений)
  • начальное звено цепей питания: выполняют роль продуцентов в экосистеме

Значение в жизни человека:

  • пища
  • для украшения- декоративное значение
  • деревья используются в строительстве
  • топливо
  • сырье для текстильной, химической, бумажной, парфюмерной и косметической промышленности
  • изготовление лекарственных веществ

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Ткани растений

Ткань- это совокупность клеток и межклеточного вещества, сходных по строению, происхождению и выполняемой функции.

У растений выделяют следующие типы тканей:

  • образовательные
  • покровные
  • проводящие
  • механические
  • основные
  • выделительные

Образовательные ткани (меристемы).

Эти ткани обеспечивают рост растений за счет образования новых клеток.

Возникающие из меристем клетки дифференцируются и дают начало всем тканям растений.

Камбий- образовательная ткань в стеблях и корнях преимущественно двудольных и голосеменных растений, дающая начало вторичным проводящим тканям и обеспечивающая их прирост в толщину.

Покровные ткани.

Они располагаются на поверхности органов растений.

  • барьерная
  • защита от высыхания
  • защита от повреждения и поедания животными
  • газообмен
  • испарение воды
  • поглощение веществ

Эпидерма, или кожица находится на поверхности листьев, молодых стеблей, цветков.

Снаружи кожицы находится кутикула- восковой налет.

Клетки эпидермы живые очень прочно соединены друг с другом, межклеточное вещество практически отсутствует.

Устьица состоят из замыкающих клеток с неравномерно утолщенными оболочками, между которыми находится устьичная щель.

Эта щель может изменять свой просвет, регулируя транспирацию и газообмен.

Днем, во время фотосинтеза, устьичная щель открывается.

Ближе к вечеру интенсивность фотосинтеза падает, происходит отток ионов и воды из замыкающих клеток, их объем уменьшается и устьичная щель закрывается.

Трихомы (волоски)- это наружные выросты эпидермы.

Ризодерма (эпиблема)- первичная покровная ткань молодого корня.

Перидерма- это вторичная покровная ткань, образуется на стебле и корне и состоит из нескольких слоев клеток.

В перидерме выделяют три части:

  • пробку (клетки пробки мертвые и плотно прилегают друг к другу)
  • феллоген (вторичная меристема, благодаря которой, перидерма растет в толщину)
  • феллодерму (выполняет функцию питания феллогена)

В пробке есть участки с рыхло расположенными клетками- чечевичками (служат для газообмена).

Корка (ритидом) состоит из чередующихся слоев пробки и прочих отмерших тканей коры.

Механические ткани.

  • защитная
  • поддержание определенного положения органов в пространстве

Колленхима- это первичная механическая ткань молодых побегов, которая состоит из живых клеток с неравномерно утолщенными клеточными стенками.

Ее клетки не одревесневают, чаще всего находится непосредственно под эпидермой.

Склеренхима состоит из мертвых клеток, с очень толстыми, равномерно утолщенными и одревесневшими оболочками, находится сразу под покровными тканями или располагается около проводящих тканей.

Может быть двух видов:

  • волокна в составе флоэмы, называются лубяными, а входящие в состав ксилемы- древесинными (также входят в состав проводящей ткани)
  • склереиды группы клеток образуют- скорлупу ореха, косточки сливы, а поодиночке в виде идиобластов (плоды груши)

У водных растений механические ткани развиты слабо или не развиты вообще.

Проводящие ткани.

Основная функция- транспорт веществ по растению.

Проводящую ткань образуют:

  • ксилема (древесина) осуществляет передвижение минеральных веществ снизу-вверх, от корней к листьям (восходящий ток) поднимается вода с растворенными в ней минеральными веществами
  • флоэма (луб) осуществляет передвижение сверху вниз органических веществ (нисходящий ток); но они могут двигаться и вверх (например, к цветкам, плодам или на вершину побега)

Выделительные ткани.

  • удаление продуктов обмена веществ и излишней воды
  • накопление и изоляция от других органов продуктов обмена веществ

Виды выделительной ткани:

  • млечники- это живые клетки, содержащие в вакуолях млечный сок, обычно белого цвета (у чистотела- ярко-оранжевый)
  • железистые волоски- это производные эпидермы, они содержат различные вещества, в том числе жгучие (крапива).
  • нектарники выделяют сахаристую жидкость для привлечения насекомых-опылителей
  • клетки-идиобласты рассеяны внутри органа, они накапливают различные вещества (оксалат кальция, слизи и т. п.), в том числе ядовитые

Основные ткани:

  • ассимиляционная ткань (фотосинтезирующая) отвечает за фотосинтез, в клетках содержится большое число хлоропластов
  • запасающая ткань находится чаще всего в корнях и побегах или в специализированных органах (клубни, луковицы или корневища)
  • воздухоносная (аэренхима)- это ткань с сильно развитыми межклетниками, основная функция которой - вентиляция; наиболее сильно она развита у растений, погруженных в воду или обитающих на болоте
  • водоносная- это ткань, чаще всего развивающаяся у растений, обитающих в условиях недостаточного увлажнения (кактусы, агавы, алоэ), основная функция - запасание воды


Давайте посмотрим на срезы ствола дерева.

По слоям это выглядит так:

С учетом клеточного строения мы видим следующие составные части ствола:

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Органы цветкового растения

Выделяют следующие органы цветкового растения:

Вегетативные органы- части растения, выполняющие основные функции питания и обмена веществ с внешней средой, т. е. обеспечивают его существование.

Генеративные органы- части растения, которые осуществляют семенное размножение растений; иначе говоря, это органы, служащие для размножения растения.

Вегетативные органы

Корень

Корень- осевой, чаще подземный, вегетативный орган растения.

На корнях растений никогда не образуется семян, плодов, цветков и листьев.

Функции:

  • минеральное питание растений: поглощение воды и минеральных веществ
  • опора для растения
  • запас питательных веществ (например, крахмала, сахаров)
  • втягивающая: способствует затягиванию семени в почву при прорастании

Виды корней

Главный корень- корень, развивающийся из зародышевого корешка при прорастании семени.

Боковые корни- корни, которые развиваются на главном или придаточных корнях.

Придаточные корни- корни, которые развиваются от стеблей растений.

Корневые системы- совокупность всех корней:

  • стержневая корневая система- корневая система, при которой хорошо выражен главный корень; характерна для большинства двудольных растений.
  • мочковатая стержневая система - корневая система, где главный корень развит слабо или отсутствует, состоит из массы придаточных и боковых корней.

Строение корня на продольном срезе зоны корня:

Поглощение корнями воды и минеральных солей происходит всеми зонами корня, но наиболее активно идет в зоне всасывания, благодаря многочисленным корневым волоскам.

Из корневых волосков вода и минеральные соли попадают в кору корня, а из нее в ксилему, по которой осуществляется дальнейший транспорт в стебель.

Поглощение корнем почвенного раствора:

1) Сосущая сила- сила, с которой вода проникает внутрь клетки (за счет разности осмотического и тургорного давления).

Осмотическое давление- давление почвенного раствора на стенку корневого волоска.

Тургорное давление- давление содержимого клетки на клеточную оболочку изнутри.

2) Корневое давление: давление в проводящих сосудах корней растений.

Сосуды ксилемы- это капилляры, по которым вода поднимается на некоторую высоту, благодаря чему и формируется корневое давление.

Дыхание корней

Корень поглощает кислород и выделяет углекислый газ в процессе дыхания.

Это подтверждается следующим опытом: если в пробирку на некоторое время поместить корень растения, затем вынуть его и опустить в пробирку горящую спичку, то спичка практически мгновенно погаснет.

Видоизменения корня:

  • корнеплоды- питательные вещества откладываются в главном корне (морковь)
  • корневые клубни- питательные вещества откалываются в боковых и придаточных корнях
  • воздушные корни (орхидеи)
  • корни- присоски (гаустории) у растений паразитов
  • микориза- симбиоз корней покрытосеменных с грибом
  • клубеньки небольшие утолщения на корнях многих растений, в первую очередь бобовых, в которых находятся симбиотические азотфиксирующие бактерии

Условия прорастания корня:

  • дыхание- рыхление почвы
  • всасывание воды и минеральных веществ- полив и удобрение
  • рост- культивация почвы
  • пикировка- процесс прищипывания верхушки главного корня, для лучшего разрастания боковых корней, что делает корневую систему более мощной

Побег

Побег- это стебель с расположенными на нем листьями, почками, цветами, плодами.

На стебле различают:

  • узел- место прикрепления почки или листа к стеблю
  • междоузлие- участок стебля между узлами; пазуха листа- угол между листом и лежащим выше участком стебля

Почка- это зачаточный побег.

Снаружи она покрыта плотными чешуйками.

В центре почки имеется зачаточный стебель с прикрепленными к нему зачаточными листьями.

Из листовых почем образуются листья и побеги.

Цветочные почки крупнее листовых, из них образуются цветки и соцветия.

Видоизменения побега можно разделить на надземные и подземные.

К надземным видоизменениям побега относятся:

  • колючки (боярышник)- защитная функция
  • усы- тонкие ползучие стебли с удлиненными междоузлиями (земляника; клубника)
  • усики (виноград, тыква. огурец)- видоизмененные боковые побеги

К подземным видоизменениям побега относятся:

  • корневище
  • клубни (картофель)
  • луковица (лилии, чеснок, лук)

Доказательство, что клубень картофеля- это видоизмененный побег:

Луковица лука в разрезе выглядит так:

Лист

Лист- наружный, вегетативный орган растения, основными функциями которого является фотосинтез, газообмен и транспирация.

Внешнее строение листа:

В зависимости от количества листовых пластинок различают листья простые и сложные.

  • сетчатое (перистое): выделяется главная жилка, которая многократно ветвится на более мелкие (липа, ольха)
  • дуговое- жилки располагаются дугообразно (ландыш)
  • параллельное- жилки располагаются параллельно друг другу по всей длине листовой пластинки (злаки)

Внутреннее строение листа:

Строение жилки листа:

  • ассимиляционная (фотосинтез) за счет столбчатого мезофилла
  • транспирация (испарение воды за счет работы устьиц)- защита растений от перегрева
  • газообмен (за счет работы устьиц)
  • запасающая
  • с помощью черешка обеспечивается явление листовой мозаики- выгодное расположение листовой пластинки по отношению к свету
  • защитная (колючки листового происхождения)

Видоизменения листьев:

  • колючки- кактус, барбарис- уменьшают испарение воды, защита
  • усики- обеспечивают прикрепление к опоре (горох)
  • чешуйки- рудиментарные листья (на корневище)
  • чешуи- у луковицы лука

Благодаря вегетативным органам осуществляют вегетативное размножение растений.

Отводки- способ вегетативного размножения, при котором наземные части растения укореняются, пока являются частью родительского растения.

Усы, или наземные столоны, вид стелющегося побега, на котором образуется розетка листьев дочернего растения.

Выводковые почки- специализированные почки, которые образуются на листьях взрослого растения, а при опадании дают начало дочернему растению.

Луковица- видоизмененный укороченный подземный побег, служащий для запасания воды, питательных веществ и вегетативного размножения.

Клубнелуковица- подземная утолщенная часть стебля, служащая для накопления питательных веществ, с несколькими точками роста.

Корневище- многолетний горизонтальный подземный побег с чешуйчатыми листьями, в пазухах которых развиваются почки, дающие начало надземным побегам.

Корнеклубень или корневые шишки- видоизмененный утолщенный корень, служащий для запаса воды и питательных веществ.

Корневой черенок, или корневой отпрыск- часть корня, несущего придаточные почки

Прививка- вегетативный способ размножения растений путём объединения частей нескольких растений, применяющийся в садоводстве.

Растение, дающее корневую систему, называется подвоем, а прививаемое на него растение - привоем.

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Генеративные органы растения

Цветок-это генеративный орган цветкового растения, является укороченным побегом, который обладает ограниченным ростом.

  • половое размножение
  • образование гамет
  • защита зародыша
  • привлечение насекомых-опылителей

Двойное оплодотворение у цветковых растений

Цветок растений является органом размножения.

Именно в цветке созревают гаметы: спермии и яйцеклетки.

Тычинки являются мужскими органами цветка, где образуются пыльцевые зерна.

Каждое пыльцевое зерно состоит из вегетативной и генеративной клеток и покрыто двумя оболочками.

Из генеративной клетки образуются 2 спермия с одинарным набором хромосом.

Пестик- это женский орган цветка, в завязях пестика формируются семязачатки (один или множество в зависимости от вида растения).

Внутри семязачатка есть зародышевый мешок, внутри которого, развивается яйцеклетка, с одинарным набором хромосом и центральная клетка, имеющая двойной набор хромосом.

После созревания гамет происходит опыление цветка.

Опыление- процесс переноса пыльцы с пыльника на рыльце пестика.

Двойное оплодотворение.

Когда пыльцевое зерно попадает на рыльце пестика, то из вегетативной клетки образуется пыльцевая трубка и одновременно из генеративной клетки образуются, путем митоза, два спермия.

Эти два спермия перемещаются по пыльцевой трубке и достигают завязи цветка, далее продвигаются в семязачаток и зародышевый мешок.

После того как пыльцевая трубка внедрилась в зародышевый мешок, ее головка разрывается под действием ферментов и разницы в осмотическом давлении между пыльцевой трубкой и зародышевым мешком.

В зародышевый мешок попадают два спермия:

  • один спермий сливается с яйцеклеткой, образуя зиготу с двойным набором хромосом, из которой образуется зародыш
  • второй спермий сливается с центральной диплоидной клеткой зародышевого мешка, образуя клетку с тройным набором хромосом, из которой образуется эндосперм- запасающая ткань

Таким образом происходит двойное оплодотворение, свойственное только покрытосеменным.

Открытие двойного оплодотворения принадлежит русскому ученому академику С.Г. Навашину (1898).

После оплодотворения семязачаток называют уже семенем, а завязь- плодом.

Семя (зачаточное растение) - зародыш, развивающийся после оплодотворения.

Семя состоит из зародыша с двойным набором хромосом (2n), семенной кожуры и эндосперма с тройным набором хромосом (3n), выполняющего функцию питания зародыша.

Эндосперм- питательная ткань зародыша, имеющая триплоидный набор хромосом (3n), содержит большое количество крахмала, белка или растительных жиров (в зависимости от вида растения).

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Основные органы растений, их возникновение и функции. Вегетативные и генеративные органы.

В процессе морфогенеза формируются органы растения. Орган – это часть растения определенного строения, выполняющая те или иные функции.

В зависимости от функций, выполняемых органом, различают вегетативные и репродуктивные (генеративные) органы растений.

К вегетативным органам растений относятся корень, стебель и лист, составляющие тело высших растений.

Корень . Значение корня для растения очень велико; корень прикрепляет растение к почве и обеспечивает противостояние растения ветру, бурям; поглощает и доставляет растению воду с растворимыми в ней минеральными веществами почвы; нередко служит вместилищем запасных питательных веществ; выполняет функцию возобновления всего растения (почками); является той частью растения, которая вступает в тесные физиологические взаимоотношения, а весьма часто и в прямой симбиоз с бактериями и грибами.

Главный корень развивается из зародышевого корешка и имеет в почве обыкновенно вертикальное положение, углубляясь концом в нижние слои грунта. По сторонам главного корня появляются из него боковые корни, которые в свою очередь дают начало боковым корням второго порядка, а корни третьего порядка возникают из корней второго порядка и т.д.

Стебель. Стебель – орган второго порядка побега – формируется из общего массива меристем (конуса нарастания побега) и обладает единой проводящей системой.

Стебель обеспечивает расположение листьев, цветков и плодов в пространстве, способствуя наилучшему выполнению их функций. По стеблю проходит транспорт веществ восходящего и нисходящего токов (т.е. он выполняет функции между корнями и листьями).

Лист . Важнейшим органом зеленого высшего растения является лист – орган фотосинтеза, газообмена и транспирации. Помимо этих трех основных функций, лист может служить хранилищем запасных питательных веществ, органом вегетативного размножения, движения и т.п. Ни один орган растения не проявляет себя столь изменчивым, столь пластичным в эволюционном отношении, как зеленый лист.

Листья расположены на стеблях. Лист у цветковых растений образуется из меристемы клеток конуса нарастания стебля.

Генеративные органы растений служат для различных путей размножения. Они обеспечивают вегетативное, половое и бесполое размножение. К генеративным органам растений относятся у голосеменных стробилов, у покрытосеменных цветок и плод.

Стробилы – видоизменённые побеги или части побегов, несущие на себе спорангии. У представителей отделов плауновидные и хвощевидные стробилы называются спороносными колосками, у представителей голосеменных — шишками.

Мужские стробилы собраны колосом у основания молодых веточек. Пыльцевые мешочки раскрываются продольной трещиной. Женские стробилы в шишках, расположенных в верхней части дерева.

Цветок – орган полового размножения покрытосеменных растений. Он представляет собой особый генеративный (репродуктивный) побег. Цветок представляет собой видоизменённый, укороченный и ограниченный в росте спороносный побег. В главных частях цветка (тычинках и завязи): образуются споры и гаметы, происходит половой процесс. В отличие от обычных вегетативных побегов, цветок имеет ограниченный рост. Из цветка образуется плод с семенами. Исключительная роль цветка как особой морфологической структуры связана с тем, что в нём полностью совмещены все процессы бесполого и полового размножения.

Плод – репродуктивный орган покрытосеменных, обеспечивающий семенное размножение растений. Он предназначен для формирования, защиты и распространения семян. Плод развивается из цветка, как правило, после двойного оплодотворения, но может образовываться и в результате апомиксиса. В образовании плода главную роль играет гинецей, и прежде всего завязь. В процессе развития плода из стенки завязи формируется стенка плода – околоплодник.

Читайте также: