Формы бланков исполнительных листов порядок их изготовления учета и хранения утверждаются апк

Обновлено: 05.07.2024

Статья 318. Порядок исполнения судебных актов арбитражных судов

1. Судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства.

2. Принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

3. Формы бланков исполнительных листов, порядок их изготовления, учета, хранения и уничтожения, требования к форматам исполнительных листов, направляемых для исполнения в форме электронного документа, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации N 95-ФЗ ст 318 (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2022) (действующая редакция 2022)

Российское законодательство 2022
Сборник федеральных законов РФ (ФЗ РФ)
Последнее обновление: 20.01.2022

1. Судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства.

2. Принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

3. Формы бланков исполнительных листов, порядок их изготовления, учета, хранения и уничтожения, требования к форматам исполнительных листов, направляемых для исполнения в форме электронного документа, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Комментарии к ст. 318 АПК РФ

При этом необходимо учитывать, что в ч. 2 ст. 3 Федерального закона "Об исполнительном производстве" закреплен приоритет его норм перед нормами других федеральных законов, регламентирующих порядок и условия принудительного исполнения судебных актов. Это относится и к АПК, являющемуся кодифицированным федеральным законом, принятым раньше, чем Федеральный закон "Об исполнительном производстве".

2. Вступивший в законную силу акт арбитражного суда сам по себе не порождает для органов, организаций, банков, иных кредитных организаций, должностных лиц и граждан обязанности по его исполнению, если для этого требуются исполнительные действия уполномоченного органа. Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона "Об исполнительном производстве" требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются на основании исполнительных документов, указанных в ст. 12 данного Федерального закона.

Не требуют какой-либо деятельности в рамках специального исполнительного производства, в частности, решения, которыми удовлетворены иски о признании права. Другим исключением следует признать решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта. В силу прямого указания закона признанный арбитражным судом недействующим акт или отдельные его положения не подлежат применению и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу (см. комментарий к ст. 195 АПК).

3. С принятием Федерального закона "Об исполнительном производстве" в целях унификации форм исполнительных документов процессуальные кодексы дополнены (применительно к АПК - ч. 3 комментируемой статьи) положением о том, что формы бланков исполнительных листов, порядок их изготовления, учета, хранения и уничтожения утверждаются Правительством РФ. Таким актом является Постановление Правительства РФ от 31 июля 2008 г. N 579 "О бланках исполнительных листов", которым утверждены: форма бланка исполнительного листа, используемого в работе Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ; форма бланка исполнительного листа, используемого в работе иных федеральных арбитражных судов, федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей субъектов РФ; Правила изготовления, учета, хранения и уничтожения бланков исполнительных листов. Во исполнение данного Постановления Приказом Минфина России от 17 июня 2009 г. N 237 утверждены образцы и описание бланков исполнительных листов (документ опубликован не был, находится в архиве Минфина России).

1. Судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства.

2. Принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

3. Формы бланков исполнительных листов, порядок их изготовления, учета, хранения и уничтожения, требования к форматам исполнительных листов, направляемых для исполнения в форме электронного документа, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Законодательство по Статья 318 АПК РФ

"О бланках исполнительных листов" (вместе с "Правилами изготовления, учета, хранения и уничтожения бланков исполнительных листов")

1. Судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства.

2. Принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

3. Формы бланков исполнительных листов, порядок их изготовления, учета, хранения и уничтожения утверждаются Правительством Российской Федерации.

(часть третья введена Федеральным законом от 02.10.2007 № 225-ФЗ)

Комментарий 1

Комментарий 2

1. В соответствии со ст. 15 АПК РФ арбитражный суд принимает судебные акты в форме решения, постановления, определения. В соответствии со ст. 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Судебное решение арбитражного суда первой инстанции приобретает свойство исполнимости после его вступления в законную силу (ст. 180 АПК РФ). Однако в определенных случаях допускается немедленное исполнение решения суда, т.е. исполнение судебного акта до его вступления в законную силу. Основания и порядок немедленного исполнения регулируются ст. 182 АПК РФ.

Определение, вынесенное арбитражным судом, исполняется немедленно, если иное не установлено настоящим Кодексом или арбитражным судом (ст. 187 АПК РФ).

Аналогичным образом регулируется вопрос об исполнении постановлений судов вышестоящих инстанций (апелляционной, кассационной, надзорной), с учетом того, что указанные акты вступают в законную силу со дня их принятия.

Исполнительное производство как вид деятельности специального государственного органа - Федеральной службы судебных приставов регулируется Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Именно в этом Законе содержатся нормы о принципах исполнительного производства, субъектах исполнительного производства, сроках совершения исполнительных действий, об общих правилах обращения взыскания на имущество должника и особенностях обращения взыскания на имущество должника-организации и т.д. Необходимо отметить, что большинство решений в рамках исполнительного производства принимается непосредственно самим судебным приставом-исполнителем, однако часть вопросов разрешается под контролем суда.

Нормы комментируемого раздела регулируют вопросы, разрешаемые в рамках исполнительного производства арбитражным судом.

Основная роль арбитражного суда в исполнительном производстве - судебный контроль за правильностью действий судебного пристава-исполнителя, который может иметь либо предварительный, либо последующий характер.

Предварительный судебный контроль проявляется в виде дачи разрешения на совершение тех или иных исполнительных действий (в соответствии со ст. 77 Закона об исполнительном производстве обращение взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц, производится только при условии предварительного получения определения суда).

Последующий судебный контроль осуществляется после совершения того или иного исполнительного действия судебным приставом-исполнителем, но по инициативе заинтересованных лиц - сторон исполнительного производства или других граждан и организаций, права которых нарушены в результате действий судебного пристава-исполнителя и которые обращаются в суд с соответствующим заявлением. Под последующий судебный контроль могут подпасть практически любые действия, решения или бездействие судебного пристава-исполнителя, а также иных должностных лиц ФССП России (ст. 128 Закона об исполнительном производстве). Последующий судебный контроль может быть подразделен на прямой и косвенный: прямой контроль осуществляется при оспаривании действий должностных лиц службы судебных приставов в порядке ст. 128 Закона об исполнительном производстве, гл. 24 АПК РФ, когда суд констатирует правомерность или неправомерность тех или иных действий судебного пристава-исполнителя и обладает правом отменить незаконное постановление судебного пристава или обязать его выполнить определенные действия для восстановления нарушенных прав заявителя. Косвенный контроль проявляется при возникновении споров о праве, тем или иным образом связанных с исполнительным производством, например, при подаче иска об исключении имущества из описи (об освобождении от ареста) или о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями судебного пристава-исполнителя, и т.п.

Кроме того, некоторые решения, касающиеся движения исполнительного производства, на сегодняшний день имеет право принимать только арбитражный суд, но не сам судебный пристав-исполнитель. Объектами указанных решений согласно Закону об исполнительном производстве являются:

восстановление пропущенного срока исполнительной давности (ст. 23);

разъяснение положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения, в случае их неясности (ст. 32);

отсрочка или рассрочка исполнения судебных актов, изменение способа и порядка их исполнения (ст. 37);

отложение исполнительных действий, помимо случаев, когда указанное действие вправе совершить судебный пристав-исполнитель (ст. 38);

приостановление и прекращение исполнительного производства по ряду оснований (ст. 39, 43, 45);

замена выбывшей стороны исполнительного производства ее правопреемником (ст. 52);

наложение штрафа за неисполнение исполнительного документа банком или иной кредитной организацией (ст. 114).

2. В соответствии со ст. 5 Закона об исполнительном производстве принудительное исполнение судебных актов и актов других органов в Российской Федерации возлагается на службу судебных приставов. Системное толкование ст. 5, 7, 8, 9 данного Закона позволяет прийти к выводу, что Федеральная служба судебных приставов является единственным органом принудительного исполнения. Судебный пристав-исполнитель имеет право осуществлять принудительное исполнение только тех документов, которые названы в указанном Законе в качестве исполнительных (ст. 12).

Как правило, основанием для принудительного исполнения выступает исполнительный лист, выдаваемый в порядке, указанном ст. 319 АПК РФ. Непринудительное исполнение судебных актов арбитражного суда (минуя службу судебных приставов) может осуществляться и при отсутствии исполнительного листа. Например, определение арбитражного суда об обеспечении иска в виде наложения ареста на объект недвижимости может быть направлено для исполнения в Федеральную регистрационную службу без выдачи исполнительного листа, что только ускорит процедуру наложения ареста. Однако новый Закон об исполнительном производстве регулирует указанный вопрос несколько иначе: в соответствии с ч. 2 ст. 7 данного Закона указанные в этой статье органы, организации и граждане исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, перечисленных в статье 12 этого же Закона.

3. На момент подготовки настоящего Комментария соответствующее постановление Правительства РФ, закрепляющее формы бланков исполнительных листов, порядок их изготовления, учета, хранения и уничтожения, не принято. Исполнительные документы выдаются на ранее установленных бланках.

Читайте также: