Физкультурно оздоровительная работа в детском саду как один из видов здоровьесберегающих технологий

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 19.09.2024

Конференция: Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Автор: Сенько Татьяна Валерьевна

Организация: МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида №124

Населенный пункт: Воронежская область, г. Воронеж

Данный материал о здоровьесберегающих технологиях предназначен для воспитателей, а также других сотрудников детских садов, использующих их в воспитательном процессе. В этом материале описаны виды здоровьесберегающих технологий, их актуальность, и то, как их можно внедрять в образовательный и воспитательный процесс в ДОУ.

Цель данной статьи: раскрыть смысл необходимости внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ и описать механизмы осуществления этой деятельности.

Здоровье человека во все времена всегда будет актуальной темой. В современном обществе, предъявляются более высокие требования к человеку, в том числе к ребенку, к его способностям и знаниям. В последнее время забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире

Актуальный социальный вопрос на сегодняшний день – охрана и укрепление здоровья подрастающего поколения. Как для отдельного человека, так и для общества в целом, самое дорогое богатство – здоровье. Каждый родитель хочет чтобы его ребёнок был сильным, бодрым, энергичным: бегать, прыгать, скакать, плавать, играть с ребятами во дворе и при этом не уставать.

В самом раннем детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные

движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, приобретаются

базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых

не возможен здоровый образ жизни.

Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе

современного педагога. Проблема поиска новых, эффективных форм, средств, методов физического воспитания и оздоровления детей, является актуальной. Поэтому очевидным является поиск путей решения проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников, подготовки их к здоровьесбережению.

Главная задача воспитателей детского сада - подготовить дошкольника к будущей самостоятельной жизни, предоставив ему необходимые условия для получения и закрепления устойчивых навыков, умений, знаний, воспитав в нем необходимые привычки.

Здоровьесберегающие технологии - это :

-организованная совокупность приемов, программ, методов организации процесса образования, которая не причиняет ущерба здоровью детей;

-качественная характеристика педтехнологий по критерию их действия на здоровье участников педпроцесса;

-технологическая база здоровьесберегающей педагогики.

Цель здоровьесберегающей технологии - предоставить каждому дошкольнику высокий уровень здоровья, дав ему необходимый багаж умений, знаний, навыков, которые нужны для здорового образа жизни, заложив в нем культуру здоровья.

Эта цель достигается путем решения многих задач педагогом в ходе своей деятельности. Воспитатели учат детей культуре здоровья, как следует ухаживать за своим телом, т.е. разумному отношению к личному здоровью, безопасному поведению.

Задачи здоровьесберегающих технологий:

-Обучить воспитанников безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в городе и в природных условиях;

-Осуществить преемственность между ДОУ и школой посредством физкультурно-оздоровительной работы.

- Создать оптимальные условия для психического и физического развития дошкольников;

-Помочь родителям организовать оздоровительную работу дома.

Здоровьесберегающие технологии в целом делятся на 4 группы:

I. Технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников:

-Динамические паузы (физкультминутки, включающие пальчиковую, дыхательную, гимнастику для глаз и артикуляционную гимнастику);

-Спортивные и подвижные игры;

-Тренажеры, контрастная дорожка.

II. Технологии обучения ЗОЖ:

-Гимнастика после сна;

-Спортивные праздники, развлечения;

-СМИ (ситуативные малые игры - подражательная ролевая имитационная игра);

III. Технологии музыкального воздействия:

IV. Технология коррекции поведения.

В оздоровительные режимы группы должны входить спектры медико-восстановительных методик:

-гимнастика для глаз (снимает статическое напряжение глазных мышц, улучшает кровообращение);

-пальчиковая гимнастика (влияет на развитие мелкой моторики, стимулирует развитие речи, внимания, пространственного мышления, помогает развить быстроту реакции);

-дыхательная гимнастика (укрепляет и развивает грудную клетку);

-упражнения и игры для коррекции и профилактики осанки и плоскостопия.

Здоровьесберегающая деятельность формирует в результате у ребенка мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.

Реализация поставленных целей на практике.

Организует и проводит воспитатель во время занятий, 2-5 минут. Сюда входят элементы дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз. Правильное дыхание помогает избежать гайморита, астмы, неврозов, избавляет от насморка, головной боли, простуды, расстройства ЖКТ, сна, помогает быстро восстановить работоспособность после физического и умственного утомления.

Чтобы дыхание было полноценным, должны быть соблюдены следующие правила:

-Дышать нужно только через нос, ритмично и равномерно;

-Стараться наполнять легкие воздухом по максимуму на вдохе, а на выдохе максимально выдыхать;

-Занятия должны быть прекращены при возникновении малейшего дискомфорта;

-Дыхательная гимнастика должна проходить в хорошо проветренном помещении, в доброжелательной обстановке;

-Комплекс упражнений воспитанники должны осваивать постепенно. Через каждую неделю прибавляется по одному упражнению.

Систематическое проведение физкультминуток способствует улучшению психоэмоционального состояния, меняет отношение к себе и своему здоровью в лучшую сторону.

Физкультминутки (в старших группах) может проводить кто-то из детей.

Подвижные и спортивные игры .

Проводить их должны воспитатели или руководитель физического воспитания. Используются в качестве физкультурного занятия в спортзале, в игровой комнате или на прогулке.

Проводит руководитель физвоспитания, психолог или воспитатели в любом подходящем помещении. Подходит для всех возрастных групп. Рекомендуется использование во время проведения релаксации спокойной классической музыки (Рахманинов, Чайковский, звуки природы).

Рекомендована с младшего возраста с подгруппой, либо индивидуально. Проводит гимнастику логопед или воспитатель. Полезна абсолютно всем детям, но особенно необходима тем, у кого наблюдаются проблемы в развитии речи. Такую гимнастику можно проводить в любое время, в том числе во время занятий.

Гимнастика для глаз.

Должна проводиться ежедневно, по 3-5 минут, в любое свободное время, на занятиях. Снимает зрительную нагрузку.

Внедряется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, на физкультминутках, во время занятий, а также после сна - во время общей гимнастики.

Организуется и проводится ежедневно после дневного сна, 5-10 минут. Свободная форма проведения: обширное умывание, упражнения на кроватках; ходьба по рельефным дощечкам. Проводит воспитатель.

Гимнастика ортопедическая и корригирующая .

Проводится в разных формах физкультурно-оздоровительной работы. Проводит физкультурный работник или воспитатель.

Должны проходить в хорошо проветренном помещении, 2-3 раза в неделю, в спортзале. Младший возраст - 15-20 минут, средний - 20-25 минут, старший возраст - 25-30 минут. Проводить должны руководитель физкультуры или воспитатели.

Организуются в свободное время, можно во второй половине дня. Строго время не фиксируется, проводятся занятия в зависимости от поставленных педагогом задач. Занятие можно организовать даже незаметно для детей, педагог включается в игровую деятельность.

Коммуникативные игры "Познаю себя" Е.В. Харлмаповой и М.В. Карепановой.

Один раз в неделю по 30 минут, начиная со старшего возраста. Сюда входят этюды, беседы и игры разного уровня подвижности, занятия рисованием, которые способствуют быстрой адаптации детей в коллективе. Проводит психолог.

Занятия из серии "Здоровье" для детей и родителей в качестве познавательного развития.

Один раз в неделю по 30 минут. Проводят во второй половине дня, начиная со старшего возраста. Организуют и проводят воспитатели.

Проводится в разных формах физкультурно-оздоровительной работы, либо во время физкультминуток с целью профилактики простудных заболеваний.

Проводит психолог. Один раз в неделю, начиная со старшего возраста по 25-30 минут.

Технология воздействия сказкой.

Сказка - это зеркало, которое отражает настоящий мир через призму личного восприятия. В ней может быть все, чего не может быть в жизни. На занятиях по сказкотерапии с ребятами можно создавать словесные образы. Вспоминая старые образы и придумывая новые, дети расширяют свой образный репертуар, внутренний мир ребенка становится богаче. Это настоящий шанс понять и принять себя и мир, измениться в нужном направлении и повысить самооценку.

Так как чувства существуют положительные и отрицательные, то и образы у детей возникают и радостные, и пугающие. Одна из важнейших целей занятий - отрицательные образы преобразовать в положительные. Чтобы мир ребенка стал красивым и радостным. Спокойное состояние нервной системы дает ребенку здоровье.

Сказку может рассказывать взрослый или это может быть групповое рассказывание, когда рассказчик не один человек, а группа детей.

Технологии музыкального воздействия .

Реализуются в разных формах физкультурно-оздоровительной работы. Применяются с целью снятия напряжения, повышения эмоционального настроения и т.д. Занятия могут проводить воспитатель и музыкальный руководитель.

Дополнительно используются методы закаливания :

Умывание водой после дневного сна;

Хождение босиком вместе с воздушными ваннами может проводиться на физкультурных занятия и после дневного сна.

В здоровый образ жизни входит адекватная физическая активность, личная гигиена, рациональное питание, здоровый психологический климат в семье, школе, детском саду, внимательное отношение к личному здоровью, отсутствие вредных привычек.

Здоровье сберегающие технологии, которые применяются в работе с родителями:

-Консультации с родителями, беседы, рекомендации по поводу профилактики болезней, пользе дополнительных прогулок и занятий в спортивных секциях, по поводу соблюдения личной гигиены;

-Освещать эти вопросы можно на родительских собраниях;

-Личный пример педагога;

-Нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы;

-Совместные акции: дни здоровья, спортивные праздники;

-Буклеты, памятки из серии "Пальчиковая гимнастика", "Как правильно закаливать ребенка?";

-Дни открытых дверей;

-Обучение родителей методам оздоравливания детей (практикумы, тренинги);

-Выпуск газеты ДОУ и т.д.

-Создание условий здоровьесберегающего воспитания дошкольников подразумевает:

-Организацию деятельности детей в игровой форме;

-Организацию культуротворчества дошкольников;

-Построение педагогического процесса в образе модели культуры;

-Снабжение деятельности детей игрушками, оборудованием, играми, пособиями.

Эта вся работа должна проводиться комплексно, на протяжении всего дня. В этой работе должны участвовать и педагогические, и медицинские работники: педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель.

Родители - главные воспитатели ребенка. От того, как организован режим дня ребенка, сколько внимания родители уделяют здоровью ребенка, зависит его настроение, психологический комфорт. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в детском саду, может или поддерживать ежедневно дома, и закрепляться, либо не находить поддержку, тогда информация, полученная ребенком, будет для него тягостной и лишней.

Итак, забота о здоровье – одна из самых важных задач каждого человека. Здоровье среди всех благ на Земле – самый ценный дар, который невозможно ничем заменить, но люди о нем не заботятся так, как это необходимо. Важно понимать, что забота о детском здоровье сегодня – это полноценный трудовой потенциал всей нашей страны в ближайшем будущем.

Педагоги, врачи, родители, все хотят, чтобы наши дети были здоровыми, учились хорошо, становились с каждым годом сильнее, вырастали и выходили в большую жизнь людьми не просто знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье - бесценный дар!

Тема здоровья детей на современном этапе считается не только актуальной, но общечеловеческой. Здоровье детей, его охрана и обогащение является приоритетным направлением не только образовательных и медицинских учреждений, но и всего общества в целом, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом заниматься разными видами деятельности, обучаться, развиваться. Только полноценное здоровье способствует становлению гармонически развитой личности. В связи с этим особо востребованным на сегодня является создание специальных педагогических методик, программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья, которые в современной терминологии называются здоровьесберегающими образовательными технологиями - ЗОТ.

ЗОТ в дошкольном образовании - это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов, родителей.

Цель ЗОТ в ДОУ применительно к ребёнку - обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его.
Наиболее современными ЗОТ по научным исследованиям, по мнению педагогов - практиков признаны методы эстетотерапии, к которым относятся: спорт, хореография, аэробика, музыка и другие виды искусства. Методы эстетотерапии обладают огромным оздоравливающим и психотерапевтическим потенциалом, они отличаются высокой эффективностью, экономичностью, лояльностью по отношению к ребёнку по сравнению с другими методами оздоровления и здоровьесбережения (например, медицинскими). Особенно этот метод близок, доступен и необходим детям дошкольного возраста. Подвижность, присущая ребёнку - дошкольнику обусловлена тем, что моторная деятельность, вызывая усиленное дыхание, кровообращение, обмен веществ является источником приятных ощущений, радостных эмоций, то, что называется хорошим самочувствием ребёнка, психофизическим благополучием.

Сегодня вопрос здоровья первоочередной во многих детских учреждениях. Как правило, вспомогательными составляющими в обеспечении здоровья детей являются здоровьесберегающие технологии, основная цель которых состоит в поддержании высокого уровня здоровья дошкольников, формировании у них качественных знаний и навыков построения активного и здорового образа жизни. Стоит отметить, что здоровьесберегающие технологии в детском саду по ФГОС отличаются от других образовательных технологий своей комплексной диагностикой состояния организма ребенка и возможностью проанализировать динамику, благодаря которой получают полную картину оценки здоровья дошкольника.
Виды здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС:
•физкультурно-оздоровительные,
•технологии организации социально-психологического равновесия ребенка,
•работу по просвещению родителей по общей теории здоровья,
•работу по здоровьесбережению и здоровьеобогащению воспитателей дошкольного образования,
•здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании.
Основные задачи здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС:
• сохранение уровня здоровья и подбор пошагового увеличения уровня здоровья воспитанников;

• создание обстановки для комплексного психофизиологического развития ребенка;
• обеспечение комфортных условий жизни на протяжении нахождения ребенка в детском саду.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
- Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

- Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ - обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

•технологии профилактики заболеваний,

•углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники,

•коррекция возникающих функциональных отклонений,
•отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-У группу здоровья),

•реабилитация соматического состояния здоровья,

• противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами,
•витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты),
•санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников:
•закаливание КГН;

•беседы по вылеологии;

•спортивные развлечения и досуги;

•соревнования;
•прогулки-походы.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:

•Информационные статьи на сайте ДОУ;

•Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;

• Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья);

• Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий

1.Ритмопластика
2.Динамические паузы (физкультминутки)

3.Подвижные и спортивные игры

6.Гимнастика для глаз

11.Игротерапия
12.Коммуникативные игры

13.Самомассаж
14.Технологии музыкального воздействия. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

15.Технологии воздействия цветом

16.Технологии коррекции поведения

17.Сказкотерапия
Оздоровительные подвижные игры - один из видов игровых здоровьесберегающих технологий.

Преимущества подвижных игр перед дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. В игре используются естественные движения большей частью в развлекательной, ненавязчивой форме.
Творчество, фантазия, являющиеся непременным условием большинства подвижных игр - одно из проявлений воли к жизни - усиливают мозговые импульсы, которые в свою очередь стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы.

Подвижные игры, часто сопровождающиеся неожиданными, смешными ситуациями, вызывают искренний смех у детей. Учёные доказали, что смех является мощным терапевтическим средством, способным успешно лечить многие хронические заболевания.

Игры под музыку являются одним из методов эстетотерапии - одной из здоровьесберегающих технологий.

Оздоровление детей через подвижную игру осуществляется по 5 основным направлениям:
- Физиологическое - укрепление, рост, развитие внутренних органов, функций и систем организма, физических качеств.

- Психоэмоциональныйэффект оздоровления - развитие положительных эмоций, психических процессов, качественное развитие центральной нервной системы.
- Интеллектуальное развитие - связь движений с развитием мозга, развитие двигательной памяти, приобретение новых знаний и умений.
- Естественная потребность детей в движении - активное участие самих детей в педагогическом процессе, игровой деятельности, обусловленное постоянным стремлением к движению, что в итоге приводит к тому, что ребёнок сам себе помогает быть здоровым, развиваться.

- Влияние подвижной игры на нравственное здоровье. Подвижная игра воспитывает инициативность, решительность, дисциплину, организаторские способности, творчество, формирует такие волевые качества: выдержка, целенаправленность, ответственность, умение преодолевать трудности, критичность мысли, настойчивость.

Дыхательная гимнастика

Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру.
Процесс дыхания, который осуществляется дыхательными центрами нервной системы, состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха, которые рефлекторно, непрерывно и ритмично следуют одна за другой.

Одной из задач физического развития детей дошкольного возраста является формирование носового дыхания. Дыхание носом способствует координированию воздуха, поступающего в лёгкие. Воздух в носовых ходах очищается, увлажняется, согревается. Выдыхаемый через нос воздух несёт с собой тепло и влагу для слизистой оболочки носовых ходов, предохраняет её от переохлаждения, сухости, инфицирования. У детей дышащих ртом, очень слабые мышцы носа, крылья носа напоминают вялые лепестки, а носовые ходы сужены. Дыхание через нос способствует улучшению местного кровообращения, разрастанию аденоидной вегетации..

Дыхательная гимнастика играет огромную роль в закаливании и оздоровлении детей!
Стопотерапия считается одним из нетрадиционных методов сохранения и укрепления здоровья, закаливания, профилактики и коррекции плоскостопия.
Она включает в себя несколько видов:

•Массаж и самомассаж стоп;

•Игры и упражнения для профилактики и лечения, лечебная гимнастика
для стоп;

•Водные профилактические процедуры;

•Босохождение /игры, упражнения, разные виды деятельности на улице,
желательно на природе, и в помещении на физкультурных занятиях, утренней зарядке и др./

•Ортопедическая обувь, коррегирующие стельки, супинаторы.

А также современные здоровьесберегающие технологии

Использование на занятиях физической культуры элементы фитнеса, аэробики, йоги, современного спортивного инвентаря и ИКТ технологий.


Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Необходимость постановки этой проблемы определяется уровнем задач, поставленных сегодня перед нашим образованием. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учётом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.

Проблемы:

Результаты обследований детей показывают, что среди дошкольников более половины детей имели отклонения в состоянии здоровья. Выявлено, что дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья, обладают более низким уровнем адаптивных к нагрузкам возможностей организма. Это сказывается на снижении у них работоспособности в течение учебного года.

Наблюдения показали, что только одними медицинскими мероприятиями нельзя достичь эффективных результатов в укреплении здоровья часто и длительно болеющих детей. Доля оздоровительных процедур в улучшении психофизического статуса детей раннего и младшего дошкольного возраста составляет примерно 20% от всех реализуемых воздействий. Практика показывает, что в общем комплексе медико-педагогических воздействий по укреплению здоровья детей уровень воспитательно — образовательной работы и социально-бытовые условия являются приоритетными.

По данным медицинских обследований, проводимых в ДОУ, число детей второй группы здоровья (часто болеющие и ослабленные дети), существенно возрастает с каждым годом. У большинства детей второй группы имеются сочетания различных отклонений со стороны разных органов и функциональных систем. Это не только усложняет работу воспитателя с такими детьми, но и затрудняет процесс их реабилитации. Особенно сложно выбрать для них наиболее приемлемые средства и способы закаливания, регламентировать интеллектуальные и физические нагрузки, которые выходят за рамки общих для большинства детей требований.

В зависимости от возраста картина наиболее частых заболеваний у детей меняется: у малышей до 3х лет первое место занимает ОРЗ, бронхиты. На втором месте заболевание ЛОР органов: аденоиды, тонзилиты, отиты. У детей от 3 до 7 лет наиболее часто отмечаются заболевания органов пищеварения , заболевания бронхолегочной системы, носоглотки, кожно — аллергические заболевания. У детей 2 — 4 лет сформированные заболевания встречаются значительно реже, чем функциональные нарушения, проявляющиеся в снижении сопротивляемости организма заболеваниям, связанным в основном с несовершенством функций терморегуляции и иммунной системы. Это — частые, повторные заболевания острыми респираторно — вирусными инфекциями, гриппозными заболеваниями.

Дети дошкольного возраста, имеющие хронические заболевания, как правило, чаще других болеют. Эти заболевания еще больше снижают их ослабленный иммунитет, повышают их предрасположенность к повторным заболеваниям. Все это осложняет процесс обучения детей , ухудшает их способность к усвоению знаний как из-за пропусков занятий, так и из-за низкой работоспособности

Ключевая проблема:

Состояние здоровья ребенка относится к ведущим факторам ,в значительной мере определяющим его способность успешно справляться со всеми требованиями , предъявляемыми к нему , условиями жизни и воспитания в детском учреждении и семье.

В настоящее время возрастает необходимость активной разработки и использования здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОУ, обеспечивающих укрепление и сохранение здоровья часто и длительно болеющих и ослабленных детей.

В ДОО необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создания определенных условий.

Актуальность:

В Уставе Всемирной организации здравоохранения говорится о том, что здоровье — это состояние полного физического, духовного, социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Дошкольный возраст — это уникальный возраст для развития личности. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное и психическое развитие. Важное значение имеет сохранение, поддержка и развитие физического и психического здоровья ребенка. Одной из основных функций дошкольного учреждения является:

— охрана и укрепление физического и психического здоровья детей

— забота об эмоциональном благополучии ребенка.

Как показывает практика, дети с повышенным двигательным режимом, то есть активно занимающиеся физической культурой и спортом, лучше своих сверстников успевают в общеобразовательной школе. Кроме того, у детей, активно занимающихся физическими упражнениями, повышается устойчивость к простудным заболеваниям. Сочетая занятия физической культурой с общей физической подготовкой, мы тем самым осуществляем процесс всесторонней физической подготовки, имеющий большое оздоровительное значение. Оздоровительный эффект развития и формирования основных движений общеизвестен, т.к. в этих движениях участвует одновременно большое количество мышечных групп, что способствует повышению обмена веществ в организме, усилению функциональной деятельности внутренних органов, совершенствуется подвижность нервных процессов. Обычно, развивая физические качества, мы совершенствуем и функции организма, осваиваем определенные двигательные навыки. В целом этот процесс единый, взаимосвязанный, и, как правило, высокое развитие физических качеств, способствует успешному освоению двигательных навыков.

Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития.

Работая над проблемой создания устойчивого интереса к занятиям по физической культуре, я поняла, что само физическое воспитание и создание положительного эмоционального настроя в процессе двигательной деятельности – это 99% успеха в освоении предлагаемых заданий и 100% успеха в решении задачи по формированию желания выполнять физические упражнения ежедневно.

Новизна опыта:

Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий в физкультурно — оздоровительной деятельности:

— внедрение новых здоровьесберегающих технологий в деятельность ДОО.

— использование валеологических приемов для мотивации к здоровому образу жизни.

Нетрадиционные формы оздоровления дошкольника:

Оздоровительный бег (дозированный) — даёт детям эмоциональный заряд бодрости и духовного равновесия; тренирует дыхание, укрепляет мышцы, кости, суставы. Оздоровительный бег проводиться с небольшой подгруппой детей (5-7) человек, при этом учитывается физический уровень подготовленности детей. В старшем дошкольном возрасте пробегают в среднем темпе (2,4 — 2,7 м/с) без остановок значительные расстояния — от 950 м до1600 м — за промежуток времени от 5 до 11 минут.

Оздоровительные пробежки я провожу 2 раза в неделю в дни, когда нет физических занятий, во время утренней прогулки, а также в холодное время года в конце дневной прогулки.

При проведении оздоровительного бега осуществляем индивидуально-дифференцированный подход. Так детям 5 — 6 лет с высоким и средним уровнями двигательной активности предлагаю пробежать 2 круга, малоподвижным — 1 круг. Дети 6 — 7 лет с высоким и средним уровнем — 3 — 4 круга, малоподвижным -2 круга.

Оздоровительный бег заканчиваю постепенным замедлением темпа и переходом на обычную ходьбу с выполнением дыхательных упражнений, затем упражнения на расслабление мышц (2 — 3 минуты):
Дыхательная и звуковая гимнастика. Цель — научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.

Нетрадиционные виды упражнений:

Самомассаж и массаж — помогает повысить защитные функции организма ребёнка. Во время утренних процедур проводим самомассаж ушных раковин, пальцев. Во время дыхательной гимнастики – игровой самомассаж. Игровой самомассаж является основой для закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления.
Гимнастика бодрящая — проводится ежедневно после дневного сна. 5-10 минут. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ. Бодрящая гимнастика является основой для закаливания и оздоровления детского организма.

Аутотренинг — помогает воздействовать на подсознание детей с помощью расслабления мышц, дыхания, учить расслабляться. После двигательной активности необходимо изолированно от посторонних шумов сесть в кресло, или лечь, расслабиться, отвлечься от тревожных мыслей; дышать глубоко и спокойно.

Для получения наибольшего оздоровительного эффекта соблюдаю следующие правила при подборе упражнений и их выполнение.

Упражнения выполняем в тихой, спокойной обстановке. Расслабляемся с закрытыми глазами. В зависимости от условий применения данных упражнений используем различные позы. Во время выполнения. Учу детей распознавать ощущения напряженности и расслабленности. Не спешим заканчивать упражнения на расслабление. Дети могут полежать, если им хочется. Выходим из этого состояния медленно и спокойно: сначала потягиваемся, словно после пробуждения ото сна, затем открываем глаза и потихоньку садимся. При выполнении релаксации использую спокойную музыку.

Музыкотерапия — это лекарство, которое дети слушают. Мелодии доставляющие ребёнку радость, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления, а раздражающая музыка даёт прямо противоположный эффект. Музыка, которую дети охотно слушают, стимулирует выделение пищеварительных соков и повышает аппетит.

Использование музыки на занятиях по физической культуре содействует формированию у обучаемых правильных представлений о характере движений, вырабатывает у них точность и выразительность при выполнении упражнений, положительно сказывается на эстетическом, нравственном и физическом развитии учащихся, способствует формированию правильной осанки и спортивной походке, движения становятся красивыми, ловкими, экономичными.

В процессе организованной занимательной деятельности детей мной используются различные музыкальные произведения, записи звуков леса, моря, птиц и т.д. Музыкальный фон даётся в начале занятия, который активизирует положительные эмоции и служит для настройки детей на последующие движения: во время разминки подвижная музыка облегчает детям выполнение упражнений. Подвижные игры часто провожу с музыкальным сопровождение. Зная, что музыка организует ребёнка на выполнение упражнений, помогает ему свободно самовыразиться.

Пальчиковая гимнастика служит для развития у детей ручной умелости мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращают учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивает фантазию.
Музыкально — подвижные игры, применяемые практически на всех занятиях, являются ведущим видом деятельности дошкольников. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по танцевально-игровой гимнастике.

Игропластика, основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Здесь используются элементы движений и упражнения, выполняемые выразительность при выполнении упражнений, положительно сказывается на эстетическом, нравственном и физическом развитии учащихся, способствует формированию правильной осанки и спортивной походке, движения становятся красивыми, ловкими, экономичными.

В процессе организованной занимательной деятельности детей мной используются различные музыкальные произведения, записи звуков леса, моря, птиц и т.д. Музыкальный фон даётся в начале занятия, который активизирует положительные эмоции и служит для настройки детей на последующие движения: во время разминки подвижная музыка облегчает детям выполнение упражнений. Подвижные игры часто провожу с музыкальным сопровождение. Зная, что музыка организует ребёнка на выполнение упражнений, помогает ему свободно самовыразиться.
Игры-путешествия — включают все виды подвижной деятельности, используя средства всех разделов программы. Данный материал помогает педагогам закрепления умений и навыков, приобретенных ранее, сплотить детей, дает возможность стать, кем мечтаешь, побывать, где захочешь и увидеть что пожелаешь. Такие занятия отличаются от классических высоким эмоциональным фоном, способствующим развитию мышления, воображения, эмоционально-двигательной сферы и творческих способностей детей.

Дыхательная гимнастика — одним из важных элементов здорового образа жизни является физиологически правильное, рациональное дыхание, которое способствует сохранению и укреплению здоровья. Существует несколько вариантов и типов дыхания, в которых смешиваются два разных понятия: дыхательная гимнастика и повседневное дыхание.

Упражнения выполняются без воздействия со стороны, т.к. человеческое тело само себе тренер. Самоманипулирование телом в медленном, а значит, безопасном ритме наиболее эффективно. У детей исчезают комплексы, связанные с физическим несовершенством тела, неумением им управлять. Помимо этого дети приобретают запас двигательных навыков, которые позволяют им чувствовать себя сильными, красивыми, уверенными в себе, создают чувство внутренней свободы.

Занятия игровым стретчингом с детьми от 4-х лет показывают стабильно высокие результаты: дети гораздо меньше болеют, становятся более открытыми для общения не только со взрослыми, но и между собой. А близкие и понятные детям образы сказочного мира позволяют легко выполнять непростые физические упражнения. Упражнения направлены на профилактику укрепления здоровья. Существует несколько вариантов и
типов дыхания, в которых смешиваются два разных понятия: дыхательная гимнастика и повседневное дыхание.

Занятия игровым стретчингом с детьми от 4-х лет показывают стабильно высокие результаты: дети гораздо меньше болеют, становятся более открытыми для общения не только со взрослыми, но и между собой. А близкие и понятные детям образы сказочного мира позволяют легко выполнять непростые физические упражнения. Упражнения направлены на профилактику различных деформаций позвоночника, укрепление его связочного аппарата, формирование правильной осанки. Кроме этого, развиваются эластичность мышц, координация движений, воспитываются выносливость и старательность.

Я не ставлю своей целью достижения высоких результатов путем форсированного формирования тех или иных навыков. Моя задача заключается в том, чтобы помочь детям проявить собственные потенциальные возможности данные ему от рождения, а они есть у каждого.

Я выделяю общие задачи сохранения здоровья детей. Научить детей определять свое состояние и ощущения.

— Сформировать активную жизненную позицию.
— Сформировать представления о своем теле, организме.
— Учить укреплять и сохранять свое здоровье.
— Понимать необходимость и роль движений в физическом развитии.
— Обучать правилам безопасности при выполнении физических упражнений и различных видов деятельности.
— Уметь оказывать элементарную помощь при травмах.
— Формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма.

Таким образом, можно сказать, что только системный подход к организации физкультурно — оздоровительных профилактических мероприятий позволит эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья детей, даст позитивную динамику оздоровления детского организма, позволит достичь положительных результатов: повышения уровня физической подготовленности, повышения индекса здоровья детей, положительную динамику в распределении по группам здоровья, профилактику и коррекцию отклонений физического развития детей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Укрепление Здоровья детей дошколного возраста, одно из приоритетных требований ФГОС в ДО. Технологии здоровьесбережения тесно связаны с занятиями Физкультурой.


"Применение здоровьесберегающих технологий на

физкультурных занятиях в ДОУ"

Инструктор по физического воспитания

«НЕ лечиться, чтобы стать здоровыми,

Одной из главных задач в работе инструктора по ФВ – создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников.

Понятие “здоровьесберегающие технологии” как раз и интегрирует все направления работы руководителя по ФВ по сохранению, формированию и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.

Для полноценного физического и психического развития ребёнка наряду с различными формами организации физкультурно – образовательной работы, необходимо использовать следующие современные здоровьесберегающие технологии: * дыхательная гимнастика; * бодрящая гимнастика; * ритмическая гимнастика; * психогимнастика; * игровой стретчинг; * упражнения на фитболах; * упражнения на развитие гибкости, силовых качеств, правильной осанки; * цветотерапия; - * пальчиковая гимнастика; * гимнастика для глаз; * спортивные и подвижные игры; * релаксация и др.

Для полноценного физического и психического развития ребёнка наряду с различными формами организации физкультурно – образовательной работы, необходимо использовать следующие

современные здоровьесберегающие технологии:

* дыхательная гимнастика;

* бодрящая гимнастика;

* ритмическая гимнастика;

* психогимнастика;

* игровой стретчинг;

* упражнения на фитболах;

* упражнения на развитие гибкости,

силовых качеств, правильной осанки;

* цветотерапия; -

* пальчиковая гимнастика;

* гимнастика для глаз;

* спортивные и подвижные игры;

* релаксация и др.

Гимнастика Бодрящая гимнастика помогает детскому организму настроиться на активные движения, улучшают настроение, поднимают мышечный тонус. Во время её проведения целесообразно музыкальное сопровождение.

Бодрящая гимнастика помогает детскому организму настроиться на активные движения, улучшают настроение, поднимают мышечный тонус. Во время её проведения целесообразно музыкальное сопровождение.

Ритмическая гимнастика Танцевальные движения, при проведении ритмической гимнастики, мобилизируют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение.

Танцевальные движения, при проведении ритмической гимнастики, мобилизируют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение.

Психогимнастика здесь дети проявляют себя и общаются без помощи слов: ( мимика, с помощью жестов).

  • здесь дети проявляют себя
  • и общаются без помощи слов:

( мимика, с помощью жестов).

Упражнения на фитболах. Огромное удовольствие и интерес вызывают у детей упражнения на фитболах. Правильная посадка на фитболе выравнивает положение таза, способствует формированию правильной осанки, развивает многочисленные мышечные группы

Упражнения на фитболах.

Огромное удовольствие и интерес вызывают у детей упражнения на фитболах.

Правильная посадка на фитболе выравнивает положение таза, способствует формированию правильной осанки, развивает многочисленные мышечные группы

Художественная гимнастика - в процессе выполнения танцевальных движений с лентой , скакалкой у детей развиваются музыкальные способности, внимание, зрительная и двигательная память, чувство ритма.

- в процессе выполнения танцевальных движений с лентой , скакалкой у детей развиваются музыкальные способности, внимание, зрительная и двигательная память, чувство ритма.

В упражнениях с мячами, с обручами дети учатся соблюдать координацию движений рук, ног, следят за осанкой, добиваюсь не просто освоения движений, а качественного выразительного его исполнения.

В упражнениях с мячами, с обручами дети учатся соблюдать координацию движений рук, ног, следят за осанкой, добиваюсь не просто освоения движений, а качественного выразительного его исполнения.

Силовые упражнения: - упражнения с гантелями и мячами с утяжелением дают детям дополнительную нагрузку на мышцы, способствуют укреплению опорно-двигательного аппарата.

- упражнения с гантелями и мячами с утяжелением дают детям дополнительную нагрузку на мышцы, способствуют укреплению опорно-двигательного аппарата.

Упражнения с палками – хорошие помощники в укреплении мышц спины, формирования правильной осанки. Помогают снятию внутренних зажимов, позволяют эмоционально раскрепоститься, быть более открытыми.

Упражнения с палками

– хорошие помощники в укреплении мышц спины, формирования правильной осанки. Помогают снятию внутренних зажимов, позволяют эмоционально раскрепоститься, быть более открытыми.

Акробатические упражнения развивают у детей гибкость, координацию и красоту движений, дают возможность научиться владеть своим телом.

развивают у детей гибкость, координацию и красоту движений, дают возможность научиться владеть своим телом.

Цветотерапия: - в зале очень важна цветовая гамма спортивного оборудования. Тёплые цвета – повышают активность нервной системы, стимулируют, тонизируют иммунитет, укрепляют память, зрение, придают бодрость. Холодные цвета – нормализуют сердечную деятельность, расслабляют, снимают напряжение.

- в зале очень важна цветовая гамма спортивного оборудования. Тёплые цвета – повышают активность нервной системы, стимулируют, тонизируют иммунитет, укрепляют память, зрение, придают бодрость.

Холодные цвета – нормализуют сердечную деятельность, расслабляют, снимают напряжение.

Мягкие модули Использование конструкций из мягких модулей позволяет достигнуть наилучших результатов: координация движений, ориентировка в пространстве, сила и гибкость, формируются основы здорового образа жизни.

Использование конструкций из мягких модулей позволяет достигнуть наилучших результатов: координация движений, ориентировка в пространстве, сила и гибкость, формируются основы здорового образа жизни.

Для профилактики плоскостопия, снятия усталости, напряжения мышц стопы, улучшения общего самочувствия использую:

Для развития мелкой моторики пальцев рук, силы, гибкости пальцев, провожу пальчиковую гимнастику ,с массажными мячами, а так же массаж активных точек на пальцах ног и ладонях.

Для развития мелкой моторики пальцев рук, силы, гибкости пальцев, провожу пальчиковую гимнастику ,с массажными мячами, а так же массаж активных точек на пальцах ног и ладонях.

Гимнастика для глаз С целью снятия напряжения с мышц глаз, утомляемости – провожу гимнастику для глаз. Глаза меньше устают, повышается зрительная работоспособность, улучшается кровообращение.

Гимнастика для глаз

С целью снятия напряжения с мышц глаз, утомляемости – провожу гимнастику для глаз. Глаза меньше устают, повышается зрительная работоспособность, улучшается кровообращение.

Подвижные игры Систематическое проведение подвижных игр развивает у ребёнка умение управлять своим телом, эмоциями. Радость, веселье – это обязательное условие игровой деятельности, без них игра теряет свой смысл.

Систематическое проведение подвижных игр развивает у ребёнка умение управлять своим телом, эмоциями. Радость, веселье – это обязательное условие игровой деятельности, без них игра теряет свой смысл.

Важное место, на занятиях по физическому воспитанию, занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру.

С помощью дыхания можно расслаблять, восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения.

Есть игра у нас такая - Очень легкая, простая, Замедляются движения, Исчезает напряжение…. И становится понятно- Расслабление приятно. Игры малой подвижности, психогимнастики, релаксации. В конце занятия чередую использование игр малой подвижности, психогимнастики, релаксации. На помощь здесь приходит музыка (музыкотерапия, шумы природы, голос взрослого и др.)

Есть игра у нас такая -

Очень легкая, простая,

Замедляются движения,

Исчезает напряжение….

И становится понятно-

Расслабление приятно.

Игры малой подвижности,

В конце занятия чередую использование игр малой подвижности, психогимнастики, релаксации.

На помощь здесь приходит музыка (музыкотерапия, шумы природы, голос взрослого и др.)

Таким образом, каждая технология имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровье сберегающая деятельность, в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие. Всем известно, всем понятно, Что здоровым быть приятно. Только надо знать, Как здоровым стать!

Таким образом, каждая технология имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровье сберегающая деятельность, в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.

Читайте также: