Эволюционный успех цветковых растений в первую очередь связан с появлением особой структуры плода

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Выберите один, наиболее правильный вариант. Озоновый экран впервые возник в атмосфере Земли в результате
1) химических процессов, происходивших в литосфере
2) химических превращений веществ в гидросфере
3) жизнедеятельности водных растений
4) жизнедеятельности наземных растений

Выберите один, наиболее правильный вариант. Какие древние животные были наиболее вероятными предками позвоночных
1) Членистоногие
2) Плоские черви
3) Моллюски
4) Бесчерепные

Установите последовательность этапов, характеризующих эволюцию процесса размножения живых организмов. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) живорождение у млекопитающих
2) возникновение простого бинарного деления бактерий
3) внешнее оплодотворение
4) внутреннее оплодотворение
5) возникновение конъюгации одноклеточных

ПРОБИОНТЫ
1. Установите последовательность эволюционных процессов на Земле в хронологическом порядке
1) выход организмов на сушу
2) возникновение фотосинтеза
3) формирование озонового экрана
4) образование коацерватов в воде
5) появление клеточных форм жизни

2. Установите последовательность эволюционных процессов на Земле в хронологическом порядке
1) возникновение прокариотических клеток
2) образование коацерватов в воде
3) возникновение эукариотических клеток
4) выход организмов на сушу
5) появление многоклеточных организмов

3. Установите последовательность процессов, протекающих при зарождении жизни на Земле. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) появление прокариотической клетки
2) формирование первых замкнутых мембран
3) синтез биополимеров из мономеров
4) образование коацерватов
5) абиогенный синтез органических соединений

4. Установите последовательность процессов возникновения жизни на Земле. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) образование полимеров из мономеров
2) формирование атмосферы восстановительного характера
3) появление клеточных организмов
4) возникновение пробионтов
5) абиогенный синтез органических веществ из неорганических

5. Установите последовательность условий, которые способствовали зарождению жизни на Земле согласно теории А.И. Опарина. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) формирование первичной атмосферы Земли
2) образование биополимеров (белков, нуклеиновых кислот и др.)
3) появление автотрофных микроорганизмов
4) абиогенный синтез первых простых органических веществ
5) появление пробионтов

ГЕТЕРОТРОФЫ-АВТОТРОФЫ-ЭУКАРИОТЫ
1. Установите последовательность, отражающую этапы эволюции протобионтов. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) анаэробные гетеротрофы
2) аэробы
3) многоклеточные организмы
4) одноклеточные эукариоты
5) фототрофы
6) хемотрофы

2. Установите последовательность возникновения групп организмов в эволюции органического мира Земли в хронологическом порядке. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) гетеротрофные прокариоты
2) многоклеточные организмы
3) аэробные организмы
4) фототрофные организмы

3. Установите последовательность биологических явлений, происходивших в эволюции органического мира на Земле. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) появление аэробных гетеротрофных бактерий
2) возникновение гетеротрофных пробионтов
3) появление фотосинтезирующих анаэробных прокариот
4) формирование эукариотических одноклеточных организмов

4. Установите последовательность процессов, предшествующих появлению кислородной атмосферы на планете. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) возникновение и расцвет цианобактерий
2) существование первичной атмосферы
3) появление гетеротрофных прокариот
4) формирование органических молекул путем абиогенеза
5) образование свободного кислорода в процессе фотосинтеза

РАСТЕНИЯ СИС.ЕДИНИЦЫ
1. Установите, в какой хронологической последовательности появились на Земле основные группы растений
1) зеленые водоросли
2) хвощевидные
3) семенные папоротники
4) риниофиты
5) голосеменные

2. Установите, в какой хронологической последовательности появились на Земле основные группы растений
1) Псилофиты
2) Голосеменные
3) Семенные папоротники
4) Одноклеточные водоросли
5) Многоклеточные водоросли

3. Установите последовательность систематического положения растений, начиная с наименьшей категории. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) псилофиты
2) одноклеточные водоросли
3) многоклеточные водоросли
4) голосеменные
5) папоротниковидные
6) покрытосеменные

4. Установите последовательность появления следующих групп растений. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) псилофиты
2) плауны
3) водоросли
4) голосеменные
5) цветковые

Расположите растения в последовательности, отражающей усложнение их организации в процессе эволюции систематических групп, к которых они принадлежат.
1) Хламидомонада
2) Псилофит
3) Сосна обыкновенная
4) Папоротник орляк
5) Ромашка лекарственная
6) Ламинария

РАСТЕНИЯ АРОМОРФОЗЫ
1. Установите последовательность ароморфозов в эволюции растений, обусловивших появление более высокоорганизованных форм
1) дифференциация клеток и появление тканей
2) появление семени
3) образование цветка и плода
4) появление фотосинтеза
5) формирование корневой системы и листьев

2. Установите правильную последовательность возникновения важнейших ароморфозов у растений. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) возникновение многоклеточности
2) появление корней и корневищ
3) развитие тканей
4) образование семени
5) возникновение фотосинтеза
6) возникновение двойного оплодотворения

3. Установите правильную последовательность важнейших ароморфозов у растений. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Фотосинтез
2) Образование семян
3) Появление вегетативных органов
4) Возникновение цветка у плода
5) Возникновение многоклеточности

4. Установите последовательность ароморфозов в эволюции растений. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) появление вегетативных органов (корней, побегов)
2) появление семени
3) формирование примитивной покровной ткани
4) образование цветка
5) возникновение многоклеточных слоевищных форм

5. Установите последовательность процессов, происходящих в ходе эволюции растений на Земле, в хронологическом порядке. Запишите в ответе соответствующую последовательность цифр.
1) возникновение эукариотической фотосинтезирующей клетки
2) четкое деление тела на корни, стебли, листья
3) выход на сушу
4) появление многоклеточных форм

Расположите структуры растений в порядке их эволюционного возникновения. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) семя
2) эпидермис
3) корень
4) лист
5) плод
6) хлоропласты

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных ароморфозов произошли после выхода растений на сушу?
1) возникновение семенного размножения
2) возникновение фотосинтеза
3) разделение тела растения на стебель, корень и лист
4) возникновение полового процесса
5) появление многоклеточности
6) возникновение проводящих тканей

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие особенности были характерны для возникших в силурийском периоде наземных растений – псилофитов?
1) формирование мелких семян
2) наличие листьев с сетчатым жилкованием
3) развитие проводящих элементов – сосудов
4) размножение спорами
5) прикрепление к субстрату ризоидами
6) отсутствие тканей

ХОРДОВЫЕ АРОМОРФОЗЫ
1. Установите последовательность формирования ароморфозов в эволюции хордовых животных
1) возникновение легких
2) образование головного и спинного мозга
3) образование хорды
4) возникновение четырехкамерного сердца

2. Расположите органы животных в порядке их эволюционного возникновения. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) плавательный пузырь
2) хорда
3) трехкамерное сердце
4) матка
5) спинной мозг

3. Установите последовательность появления ароморфозов в процессе эволюции позвоночных животных на Земле в хронологическом порядке. Запишите соответствующую последовательность цифр
1) размножение яйцами, покрытыми плотными оболочками
2) формирование конечностей наземного типа
3) появление двухкамерного сердца
4) развитие зародыша в матке
5) кормление молоком

4. Установите последовательность усложнения кровеносной системы у хордовых животных. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) трехкамерное сердце без перегородки в желудочке
2) двухкамерное сердце с венозной кровью
3) сердце отсутствует
4) сердце с неполной мышечной перегородкой
5) в сердце разделение венозного и артериального кровотоков

5. Установите правильную последовательность развития дыхательной системы у животных в процессе эволюции. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) поверхность тела
2) мешковидные лёгкие
3) жабры
4) ячеистые лёгкие
5) губчатые лёгкие

ХОРДОВЫЕ СИС.ЕДИНИЦЫ
1. Установите последовательность появления групп хордовых животных в процессе эволюции.
1) кистепёрые рыбы
2) пресмыкающиеся
3) стегоцефалы
4) бесчерепные хордовые
5) птицы и млекопитающие

2. Установите последовательность эволюционных явлений у позвоночных животных. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) расцвет динозавров
2) появление приматов
3) расцвет панцирных рыб
4) появление питекантропов
5) появление стегоцефалов

3. Установите последовательность эволюционных процессов образования основных групп животных, происходивших на Земле, в хронологическом порядке. Запишите соответствующую последовательность цифр
1) Бесчерепные
2) Рептилии
3) Птицы
4) Костные рыбы
5) Земноводные

4. Установите последовательность эволюционных процессов образования основных групп животных, происходивших на Земле, в хронологическом порядке. Запишите соответствующую последовательность цифр
1) Бесчерепные
2) Рептилии
3) Птицы
4) Костные рыбы
5) Земноводные

5. Установите последовательность эволюционных явлений у позвоночных животных. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) появление питекантропов
2) появление стегоцефалов
3) расцвет динозавров
4) расцвет панцирных рыб
5) появление приматов

6. Установите геохронологическую последовательность появления групп животных на Земле. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) земноводные
2) первозвери
3) кольчатые черви
4) сумчатые звери
5) хрящевые рыбы
6) зверозубые ящеры

7. Установите последовательность, отражающую усложнение животных в процессе эволюции. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) еж ушастый
2) кайман
3) карась
4) асцидия
5) дрозд
6) саламандра

ЧЛЕНИСТОНОГИЕ АРОМОРФОЗЫ
Установите последовательность формирования ароморфозов в эволюции беспозвоночных животных
1) возникновение двусторонней симметрии тела
2) появление многоклеточности
3) возникновение членистых конечностей, покрытых хитином
4) расчленение тела на множество сегментов

ЖИВОТНЫЕ СИС.ЕДИНИЦЫ
1. Установите правильную последовательность появления на Земле основных групп животных. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Членистоногие
2) Кольчатые черви
3) Бесчерепные
4) Плоские черви
5) Кишечнополостные

2. Установите хронологическую последовательность появления на Земле основных групп животных.
1) Плоские черви
2) Членистоногие
3) Кишечнополостные
4) Кольчатые черви

3. Установите правильную последовательность, в которой предположительно возникли данные группы организмов. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Птицы
2) Ланцетники
3) Инфузории
4) Кишечнополостные
5) Пресмыкающиеся

4. Установите последовательность возникновения групп животных. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) трилобиты
2) археоптерикс
3) простейшие
4) дриопитеки
5) кистеперые рыбы
6) стегоцефалы

5. Установите геохронологическую последовательность возникновения групп живых организмов на Земле. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Плоские черви
2) Бактерии
3) Птицы
4) Простейшие
5) Земноводные
6) кишечнополостные

Установите последовательность этапов развития животного мира Земли от наиболее древних к современным. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) появление первых наземных беспозвоночных
2) возникновение примитивных простейших
3) распространение наземных позвоночных
4) появление всех типов беспозвоночных

Установите последовательность усложнения организации указанных животных в процессе эволюции
1) дождевой червь
2) обыкновенная амеба
3) белая планария
4) майский жук
5) нематода
6) речной рак

ЖИВОТНЫЕ + РАСТЕНИЯ
Установите хронологическую последовательность возникновения групп живых организмов на Земле. Запишите соответствующую последовательность цифр
1) Пресмыкающиеся
2) Зеленые водоросли
3) Цветковые растения
4) Земноводные
5) Круглые черви
6) Рыбы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: обобщить знания учащихся о покрытосеменных растениях как группе, наиболее приспособленной к современным условиям жизни на Земле.

Задачи: 1) выявить прогрессивные черты организации покрытосеменных растений; 2) выявить достигнутый учащимися уровень усвоения учебного материала по данной теме; 3) продолжить формирование умений учащихся выполнять примерные задания части В и С ГИА по биологии.

Урок по теме «Эволюционные приобретения

Цель: обобщить знания учащихся о покрытосеменных растениях как группе, наиболее приспособленной к современным условиям жизни на Земле.

Задачи: 1) выявить прогрессивные черты организации покрытосеменных растений; 2) выявить достигнутый учащимися уровень усвоения учебного материала по данной теме; 3) продолжить формирование умений учащихся выполнять примерные задания части В и С ГИА по биологии.

Отдел Покрытосеменные растения в настоящее время наиболее приспособлены к современным условиям жизни на Земле.

- В чем их прогрессивные черты организации, которые привели к биологическому прогрессу? Давайте попробуем разобраться.

Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя цифровые обозначения.

Процесс двойного оплодотворения был открыт С. Г. Навашиным в 1898 г. _____________(а) содержит вегетативную клетку и два спермия. После попадания на рыльце пестика оно прорастает. Из вегетативной клетки образуется ---------------(б) и прорастает до зародышевого мешка. По ней в зародышевый мешок проникают два спермия. Один из них сливается с яйцеклеткой, образуя -------------(в) с двойным набором хромосом, другой соединяется с диплоидной клеткой, образуя триплоидную клетку, из которой развивается ______________(г)

Перечень терминов:1) эндосперм; 2) пыльцевое зерно; 3) цветок; 4) зародыш; 5) семя; 6) тычинка; 7) пыльцевая трубка; 8) плод

Предки покрытосеменных, как указывалось ранее, остаются до настоящего времени неизвестными. Но, несомненно, вся эта группа возникла от голосеменных и обособилась от них, вероятно, еще на ранних этапах всей истории семенных растений. Из современных покрытосеменных, соответственно стробилярной теории цветка, по-видимому, наиболее близок к древнейшим покрытосеменным подкласс Magnoludae .Однако Magnolndae имеют уже настолько специализированный аппарат для привлечения насекомых-опылителей, что естественно предположить существование в прошлом еще более древней группы покрытосеменных. Такие гипотетические предковые покрытосеменные могли быть неустойчиво энтомофильными растениями, у которых перенос пыльцы совершался и ветром ,насекомыми. По всей вероятности, у них достаточно широко было распространено и самоопыление.


Схема эволюции цветковых растений

Гипотетические покрытосеменные предки современных цветковых дали начало, вероятно, нескольким линиям эволюции . Главной из них, т. е. имевшей впоследствии наибольший успех в освоении самых разнообразных условий жизни, была линия, в которой рано выработались Magnoliidae. Другой была линия, представленная подклассом Hamamelidae (см.рис.)

В конце прошлого — начале текущего столетия было широко распространено представление об однопокровных, которые в основном соответствуют Hamamelidae, как о группе весьма древней, примитивной, близкой к предкам покрытосеменных.Учение о происхождении покрытосеменных от голосеменных через однопокровные дополнялось специально разработанной австрийским ботаником Р.Веттштейном теорией происхождения цветка покрытосеменных из "соцветия" голосеменных (типа эфедры). Эта теория получила название теории псевданция (ложного цветка).

Научная критика концепции происхождения всего многообразия покрытосеменных от однопокровных вскрыла прежде всего, что морфологически "простое" строение цветка может быть следствием упрощения, возникшего в связи с особым направлением отбора. Это подтверждается наличием остаточного околоцветника (дуб, лещина), появлением в цветках рудиментов недостающего пола и развитием в качестве исключения обоеполых цветков вместо однополых.

Если простота цветков однопокровных вторичная, то приходится заключить, что эта группа прошла длительный путь эволюции, возникнув от предков с обоеполыми цветками. Но обоеполость цветков тесно связана с энтомофилией. Поэтому и распространенная у однопокровных анемофилия должна была прийти на смену энтомофилии, что возможно в процессе приспособления к жизни большими одновидовыми скоплениями.По-видимому, именно благодаря этому от каких-то энтомофильных лилиецветных возникли анемофильные осоки и злаки; анемофильные полыни, несомненно, являются производными энтомофильных сложноцветных.

Подвергалась глубокой критике и псевданциевая теория происхождения цветка, оказавшаяся неубедительной.В итоге, на смену представлению о первичности и примитивности однопокровных сформировалось прямо противоположное воззрение — однопокровных стали рассматривать как группу, прошедшую длительный путь эволюции и возникшую от высокоспециализированных покрытосеменных.При этом допускалось, что различные порядки однопокровных — производные разных эволюционных линий покрытосеменных. Это означало отрицание группы как единого естественного таксона.Схематический обзор родственных связей покрытосеменных растений позволяет сделать несколько обобщающих выводов. Ход эволюционного развития осуществлялся в виде нескольких параллельных потоков, которые соответствуют подклассам и классам.

Таким образом, система связей между покрытосеменными не может быть уподоблена родословному дереву; она, скорее, соответствует "кустарнику" на том этапе его развития, когда он уже потерял главный корень. Но в таком случае приходится признавать, что однокоренное, монофилетическое происхождение покрытосеменных продолжает оставаться гипотезой, хотя и очень вероятной. Гипотетичность монофилетического происхождения покрытосеменных усугубляется и тем, что пока нет возможности безоговорочно указать группу древних растений, вероятнее всего голосеменных, которая дала начало первым цветковым. При таких обстоятельствах не приходится удивляться, что по временам возникали и продолжают появляться гипотезы о полифилетическом возникновении цветковых. Однако полифилетические воззрения находятся не в лучшем положении, так как выдвигают задачу отыскания не одного, а нескольких предков покрытосеменных, что не смягчает, а обостряет трудность проблемы.

В схеме родственных отношений покрытосеменных растений достаточно четко отражен параллелизм в развитии подклассов и даже классов. Одно из его проявлений состоит в том, что почти в каждом подклассе имеются энтомофильные и анемофильные ветви. Распространенность анемофильных приспособлений в разных эволюционных потоках свидетельствует о том, что существуют какие-то общие условия, при которых анемофилия представляет существенное преимущество в борьбе за существование. Одно из таких условий — способность произрастания массовыми одновидовыми скоплениями, в которых опыление ветром, при производстве большого количества пыльцы, перестает быть ненадежным. Но произрастание в форме массовых скоплений возможно при условии,что внутривидовая конкуренция становится инструментом саморегуляции численности, поддерживающим ее на уровне, необходимом для подавления конкурентов. С этой точки зрения устойчивое ветроопыление, если оно обеспечивается надежными микробиологическими особенностями цветков и соцветий, представляет высокое достижение в ходе исторического развития цветковых.Но все же более распространенным у покрытосеменных оказалось опыление животными: насекомыми, птицами, рукокрылыми.

Почти в каждом подклассе можно найти растения (главным образом зоофильные) с правильными и неправильными (зигоморфными) цветками, с раздельнолепестным венчиком, с верхней и нижней завязью. На основании морфогенеза, спайнолепестности, зигоморфности и нижней завязи можно с уверенностью сказать, что эти признаки являются более поздними, вторичными по сравнению с первичными: раздельнолепестностью и актиноморфностью цветка, верхней завязью. Эти данные, принимая во внимание приспособительное значение вторичных признаков, помогают филогенетику размещать порядки и семейства в пределах эволюционных рядов соответственно формированию во времени. Однако факт, что указанные вторичные морфобиологические особенности имеют место в энтомофильной эволюции во всех подклассах, приходится рассматривать как закономерность. Нет необходимости видеть причину этого во "внутренних свойствах" растений, "предопределяющих", как иногда думают, эволюционные изменения. Возможности изменений органов у растений в целом очень ограничены.

Сдвиги в онтогенезе цветка в сторону более раннего наступления базального роста у оснований примордиев лепестков, что приводит к возникновению спайнолепестности, — достаточная основа для последующего отбора, поскольку трубка венчика ограничивает круг потребителей продуктов, вырабатываемых цветком, и одновременно защищает эти продукты от посетителей, которые не могут произвести опыление. Аналогичное можно сказать и о возникновении других вторичных особенностей цветка.

Основные контуры эволюционных рядов покрытосеменных растений были построены главным образом на основе учета разнообразия цветков и плодов. В настоящее время эти ряды или те, которые получены в результате критического пересмотра ранее построенных, все чаще находят подтверждение в особенностях вегетативного тела. В этом отношении очень важные результаты были получены при анатомическом изучении покрытосеменных растений, в частности их водопроводящей системы. .

Настоящие сосуды, как известно, свойственны только покрытосеменным. Если подобные образования и встречаются в более древних группах (голосеменные, папоротникообразные), то это только аналоги сосудов. Но членики сосудов покрытосеменных различны. Среди них можно отличать и более типичные, и приближающиеся к трахеидам. Кроме того, известно, что среди покрытосеменных есть и бессосудистые растения. Такие группы естественно рассматривать как более древние. В некоторых эволюционных рядах, отвечающих прогрессивному изменению цветка, обнаруживается последовательное нарастание признаков совершенствования водопроводящей аппаратуры растения. Подтверждаются эти ряды и другими анатомическими признаками.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

В течение последних десятилетий большого прогресса достигла особая ветвь морфологии — морфология пыльцы. Ее данные, привлекаемые к построению филогенетических рядов, помогают ориентироваться в высоте организации, а также в наличии сходств, которые можно истолковывать как показатели родства.Хотя представления о ходе эволюционного развития, показанные прилагаемым схематическим рисунком, нельзя считать окончательным, все же в основном они правильно отражают, во-первых, взаимосвязь по крайней мере более крупных подразделений покрытосеменных, а во-вторых, размещение в каждом из стволов более поздних (по возникновению в пределах данной филогенетической ветви) и более ранних таксонов.

Эта схема позволяет выделить в многообразии покрытосеменных три уровня. Первый, наиболее низкий уровень включает примитивных покрытосеменных, их неизвестных предков и обширный подкласс Magnoliidae. Этому уровню противоположен другой, наивысший, характеризуемый спайнолепестностью и часто зигоморфностью цветка, нижней завязью, тенденцией к мельчанию цветков и образованию компактных соцветий. Этот уровень достаточно ясен у энтомо- фильных двудольных. У высших энтомофильных однодольных соответственно наблюдается зигоморфность цветков, сопровождаемая порой глубокими перестройками андроцея и гинецея, а также появление сложных аппаратов, обеспечивающих анемофилию. Между этими двумя уровнями находит себе место промежуточный, в котором отразилось много частных проявлений эволюционного процесса.

Охватывающая эволюцию растений по геологическим периодам

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок путешествие. На уроке работа в группах, парах. Индивидуальное тестирование.

Урок биологии в профильном 11 классе о теме

Цель: Продолжить формирование научной картины мира, изучив основные этапы эволюции растений, выявив ароморфозы в историческом развитии растений.

знать: значение крупнейших ароморфозов в эволюции растительного мира.

уметь: выделять главные причины эволюции растений; объяснять значение перехода от гаплоидности к диплоидности, называть основные ароморфозы в эволюции растений, обосновывать причины появления различных групп растений; обобщать черты эволюционных преобразований растений.

владеть: навыками самостоятельного информационного поиска, групповой и парной работой.

Тип: урок- путешествие

Вид: с применением технологии КСО

I. Организация класса: приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности к уроку.

II.Изучение нового материала

Актуализация знаний учащихся

-Как Вы понимаете данное высказывание великого ученого?

-Как вы думаете, почему ведущую роль в эволюции органического мира играли растения?

-Какое строение имели первые растения?

- Каковы причины выхода растений на сушу?

-В чем преимущества семенного размножения растений?

Изучение нового материала

Группа 1. Карточка № 1 Жизнь в воде. Первые растения –водоросли.

Родоначальниками растительного мира являются низшие растения- водоросли. Они ведут начало от древнейших прокариот- цианобактерий. В своем развитии водоросли прошли усложнение от одноклеточности через колониальность к многоклеточности. В их жизненном цикле наметилось разделение на два поколения: бесполое (спорофит) и половое (гаметофит).

Многоклеточные водоросли в ходе эволюции достигли крупных размеров, но остались навсегда связанными с водой. Объясняется это не только тем, что клетки их тела (слоевища, или таллома) быстро высыхают на воздухе, но и тем, что их гаметы могут передвигаться только в водной среде. Приспособление водорослей к жизни в воде выражается и в появлении у них разнообразных пигментов, с помощью которых осуществляется фотосинтез. Зеленые водоросли содержат в хроматофорах преимущественно зеленый пигмент- хлорофилл и обитают в верхних слоях воды. Бурые водоросли встречаются глубже, где света меньше, поэтому, помимо зеленого пигмента, у них есть бурый, обеспечивающий дополнительное поглощение солнечных лучей. Красные водоросли (багрянки) обитают на глубинах, где света практически нет. Достигающие таких глубин голубые лучи солнечного спектра поглощаются красным и синим пигментами.

Некоторые одноклеточные водоросли в процессе эволюции пошли по пути идиоадаптации и освоили новые среды жизни – наземно- воздушную и внутриорганизменную. Так, хлорококковые водоросли стали обитать на влажной почве, на поверхности камней и нам коре деревьев. Ряд одноклеточных водорослей, например, хлорелла образовали с грибами совместную форму существования – лишайник – или стали постоянными симбионтами коралловых полипов и моллюсков.

Почему жизнь водорослей невозможна без водной среды?

Какие основные идиоадаптации одноклеточных водорослей вы могли бы перечислить?

Группа 2. Карточка №2 Выход на сушу. Первые споровые растения.

Выход растений на сушу стал крупным ароморфозом в развитии жизни на Земле. Он был подготовлен всем предыдущим ходом органической и неорганической эволюции: почвообразованием, накоплением в атмосфере молекулярного кислород и формированием озонового экрана, дифференцировкой клетки появлением тканей.

Сухопутные растения произошли от зеленых водорослей, о чем свидетельствует присутствие в клетках пигмента хлорофилла. Неизвестная предковая форма дала 2 эволюционные ветви: одна из них привела к возникновению риниофитов, а другая - к появлению мхов.

Растениям, которые покинули привычную водную среду оби­тания, нужно было приспособиться к новым условиям жизни на суше, которые резко отличались от привычных. Им нужно было защищаться от высыхания, закрепляться в почве, приспосабли­ваться к поглощению минеральных веществ и воды из почвы, а кислорода и углекислого газа — из воздуха. Растениям необходима была опора, так как воздух, в отличие от воды, не мог их поддерживать. .
Постепенно растения приспособились к наземному образу жизни. У них появились корни, которые закрепляли растения в почвы и всасывали из нее воду и минеральные вещества. Надземная части растений превратилась в стебель с листьями, то есть у растения появились органы. Появились ткани. Покровные ткани защищали растения от высыхания, а устьица. в них осуществляли газообмен для дыхания и фотосинтеза. Возникли проводящие ткани, которые транспортировали воду и минеральные вещества в стебель и листья, а органические вещества из листьев — по всему растению. Образовались механические ткани.
Все эти изменения у вышедших на сушу растений происходил и постепенно. Первые наземные растения обычно жили во влажных условиях, а их ткани и органы были еще несовершенны. Прошли миллионы лет, пока растения приобрели строение современны х представителей растительного мира и заселили все уголки суши Однако и сейчас еще существуют группы растений с не вполне со вершенным строением и значительной зависимостью от воды.

1)Почему выход растений на сушу считается одним из крупнейших ароморфозов в эволюции органического мира?

2)Опишите две эволюционные ветви, которые дали начало появлению настоящих наземных растений.

Группа 3. Карточка №3 Освоение и завоевание суши. Папоротникообразные.

Выход первых сосудистых растений на сушу и усложнение строения их органов, которые стали специализироваться по выполняемым функциям, привели к образованию высших споровых растений – папоротникообразных: плаунов, хвощей и папоротников.

Изменение структуры органов наземных растений имело огромное значение для их последующей эволюции в условиях суши. На берегах морских лагун появились первые наземные растения с верхушечным расположением спорангиев. Наиболее известны из них - риния и куксония, которые еще не имели плоских листоподобных органов и во многом напоминали видоизмененные водоросли с необычными листьями. Ранние наземные растения, скорее всего, сформировались в воде, но некоторые их признаки оказались полезными на суше. В более позднее время, примерно 300 миллионов лет назад в каменноугольном периоде палеозойской эры, на нашей планете стали преобладать споровые растения. Огромных размеров, высотой в десятки метров, хвощи, плауны и папоротники были единственными растениями, заселяющими огромные территории суши. В подтверждение этого факта учеными были найдены останки частей этих растений. У более поздних папоротниковидных на листьях появились необычные образования, которые можно считать примитивными семенами; так появились первые семенные растения.

1)Перечислите основные преимущества в строении споровых растений?

2)Перечислите изменения, происходящие в размножении высших споровых растений. К чему они привели?

Группа 4. Карточка №4 Усложнение размножения. Семенные растения.

Семенные – это голосеменные (например, хвойные) и покрытосеменные (цветковые)
Высшие споровые – это мхи, папоротники, хвощи и плауны

1) у споровых расселяющейся стадией является спора, а у семенных – семена (у цветковых – семена или плоды). Семена и плоды по сравнению со спорами лучше защищены и содержат больший запас питательных веществ

2) у семенных растений гаметофит, который делает половые клетки, развивается на материнском растении (на спорофите) и получает от него питание. У высших споровых гаметофит (заросток) свободноживущий, образуется из споры во влажных условиях, питательные вещества вырабатывает сам путем фотосинтеза, т.о. этап образования гамет у высших споровых гораздо менее защищен.

3) сперматозоидам споровых растений для плавания требуется вода, поэтому споровые не могут жить в засушливых местах. У семенных растений мужские половые клетки спермии находятся внутри пыльцы. У голосеменных пыльца переносится ветром, а у цветковых – ветром, водой, насекомыми или другими животными, т.о., семенным растениям вода для оплодотворения не нужна.

1)Почему появление семенных папоротников – один из важнейших этапов в эволюции растений?

2)Перечислите основные ароморфозы семенных растений?

IV. Закрепление изученного материала.


Особенности жизненного цикла

Спорофит(2n) гаметофит( n), необходима водная среда

Преобладание гаметофита, необходимость влажной среды

Преобладает спорофит, гаметофит- заросток- небольшая пластинка, отделенная от спорофита

Преобладание спорофита(2n), развитие мужского и женского гаметофитов

Женский гаметофит- архегоний с яйцеклетками, мужской- пыльцевые зерна. Размножение при помощи семян, не зависит от наличия влажной среды.

Развитие цветка- приспособления для опыления и оплодотворения. Развитие оболочек вокруг семян.

Итак, наше путешествие завершилось. Мы убедились в эволюционном развитии растений, постепенном усложнении их строения.

Задание 3. Выполните тестовые задания самостоятельно в рабочей тетради.

1. В связи с выходом на сушу у первых растений сформировались

4) половые клетки

2. Мхи — более высокоорганизованные растения по сравнению с водорослями, так как они

1) имеют органы и ткани

2) размножаются спорами

3) многоклеточные организмы

4) способны поглощать газы и воду из атмосферы

3. Какова главная причина процветания древних папоротников в каменноугольном периоде?

1) отсутствие консументов

2) чередование поколений при размножении

3) господство тёплого и сухого климата

4) повышенное содержание углекислого газа и влаги

4. Широкому распространению цветковых на Земле способствовало:

1) образование плодов с семенами

2) увеличение продолжительности жизни этих растений

3) появление вегетативных органов

4) появление хлоропластов

5. Появление у покрытосеменных растений цветка и плода, разнообразных тканей свидетельствует:

1) о значении этого отдела растений в жизни человека

2) об усложнении растений в процессе эволюции

3) о разнообразии видов этого отдела

4) о широком их распространении на земном шаре

6. О возникновении папоротников в истории природы Земли свидетельствует:

1) существование травянистых и древесных форм

2) наличие их отпечатков и окаменелостей

3) их способ размножения

4) их современное многообразие

7. Какой орган в процессе эволюции растений впервые появился у папоротников?

8. Плоды и цветки в процессе эволюции появились у:

1) покрытосеменных

9. Что позволило покрытосеменным растениям занять господствующее положение на Земле?

1) сожительство корней растений с грибами (микориза)

2) защита семян плодовыми оболочками

3) наличие в листьях устьиц, обеспечивающих газообмен

4) наличие в клетках листьев хлоропластов

10. Усложнение в строении папоротников, по сравнению с мхами, состоит в появлении у них:

11. В процессе эволюции в жизненных циклах растений стали доминировать:

1) полиплоидные формы

3) спорофиты

4) бессемянные формы

12. Выберите пример ароморфоза:

1) образование нектарников в цветках

2) формирование различий в строении цветков у растений

3) появление корневой системы у древних папоротников

4) формирование разнообразных листьев у растений

Итак, в качестве вывода перечислим основные черты эволюции растительного мира:

Переход растений при размножении от гаплоидности к диплоидности

Переход растений от наружного оплодотворения к более совершенному в эволюционном плане внутреннему и утрата зависимости полового размножения от наличия свободной воды.

Разделение тела растения в связи с переходом к наземному существованию на корни, стебли и листья. Развитие тканей, обеспечивающих выполнение функций опоры, защиты, транспорта веществ, питания и др.

Приспособление семенных растений к различным способам опыления, распространения семян и плодов.

Задание. Письменно ответить на вопросы:

В каком направлении шла эволюция растений?

В чем преимущества семенного размножения?

П.24 (учить), вопросы 1, 2, 6, 7(устно)

Вступительное слово учителя

Беседа, учащиеся отвечают индивидуально

Запись темы в рабочую тетрадь учащимися, Слайд№3-4

Учащиеся делятся на малые группы по 4-6 человек, каждая группа выполняет задания своей карточки, результаты работы обсуждаются коллективно

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: обобщить знания учащихся о покрытосеменных растениях как группе, наиболее приспособленной к современным условиям жизни на Земле.

Задачи: 1) выявить прогрессивные черты организации покрытосеменных растений; 2) выявить достигнутый учащимися уровень усвоения учебного материала по данной теме; 3) продолжить формирование умений учащихся выполнять примерные задания части В и С ГИА по биологии.

Урок по теме «Эволюционные приобретения

Цель: обобщить знания учащихся о покрытосеменных растениях как группе, наиболее приспособленной к современным условиям жизни на Земле.

Задачи: 1) выявить прогрессивные черты организации покрытосеменных растений; 2) выявить достигнутый учащимися уровень усвоения учебного материала по данной теме; 3) продолжить формирование умений учащихся выполнять примерные задания части В и С ГИА по биологии.

Отдел Покрытосеменные растения в настоящее время наиболее приспособлены к современным условиям жизни на Земле.

- В чем их прогрессивные черты организации, которые привели к биологическому прогрессу? Давайте попробуем разобраться.

Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя цифровые обозначения.

Процесс двойного оплодотворения был открыт С. Г. Навашиным в 1898 г. _____________(а) содержит вегетативную клетку и два спермия. После попадания на рыльце пестика оно прорастает. Из вегетативной клетки образуется ---------------(б) и прорастает до зародышевого мешка. По ней в зародышевый мешок проникают два спермия. Один из них сливается с яйцеклеткой, образуя -------------(в) с двойным набором хромосом, другой соединяется с диплоидной клеткой, образуя триплоидную клетку, из которой развивается ______________(г)

Перечень терминов:1) эндосперм; 2) пыльцевое зерно; 3) цветок; 4) зародыш; 5) семя; 6) тычинка; 7) пыльцевая трубка; 8) плод

Читайте также: