Эта ягода чернила губы крестьянским детям когда поспевала

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

Некрасов Николай Алексеевич. Школьник

Аудио стихотворение Н. А. Некрасова "Крестьянские дети": "Уж, жарко. До полдня грибы собирали./ Вот из лесу вышли - навстречу как раз/ Синеющей лентой, извилистой, длинной,/ Река луговая: спрыгнули гурьбой,/ И русых головок над речкой пустынной/ Что белых грибов на полянке лесной!/ Река огласилась и смехом, и воем:/ Тут драка - не драка, игра - не игра. / А солнце палит их полуденным зноем./ Домой, ребятишки! обедать пора./ Вернулись. У каждого полно лукошко,/ А сколько рассказов! Попался косой,/ Поймали ежа, заблудились немножко/ И видели волка. у, страшный какой!/ Ежу предлагают и мух, и козявок,/ Корней молочко ему отдал своё-/ Не пьёт! отступились. / Кто ловит пиявок/ На лаве, где матка колотит бельё,/ Кто нянчит сестрёнку, двухлетнюю Глашку,/ Кто тащит на пожню ведёрко кваску,/ А тот, подвязавши под горло рубашку,/ Таинственно что-то чертит по песку;/ Та в лужу забилась, а эта с обновой:/ Сплела себе славный венок,- Всё беленький, жёлтенький, бледно-лиловый/ Да изредка красный цветок./ Те спят на припёке, те пляшут вприсядку./ Вот девочка ловит лукошком лошадку:/ Поймала, вскочила и еде на ней./ И ей ли, под солнечным зноем рождённой/ И в фартуке с поля домой принесённой,/ Бояться смиренной лошадки своей. /
Грибная пора отойти не успела,/ Гляди - уж чернёхоньки губы у всех,/ Набили оскому: черница поспела!/ А там и малина, брусника, орех!/ Ребяческий крик, повторяемый эхом,/ С утра и до ночи гремит по лесам./ Испугана пеньем, ауканьем, смехом,/ Взлетит ли тетеря, закокав птенцам,/ Зайчонок ли вскочит- содом, суматоха!/ Вот старый глухарь с облинялым крылом/ В кусту завозился. ну, бедному плохо!/ Живого в деревню тащат с торжеством. "

Copyright MyAudioLib 2013. Design by maoz and bayguzin. All rights reserved +


НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ
(1821 – 1878)

Уроки литературы в 5 классе[1]

I. Проверка домашнего задания

Исходя из уровня литературной подготовки класса учитель определит глубину знакомства с текстом.

Индивидуальные задания

Карточки с текстами (они даны ниже)
учитель даст детям домой
(каждую карточку — двум-трем ученикам на случай, если кто-то из них не сможет присутствовать на уроке).

Задание по карточкам
может варьироваться в зависимости от уровня литературного развития учеников:

— пересказать текст, соблюдая стилистические особенности;
— пересказать текст;
— прочитать текст выразительно.

Карточка 1

«. Надо сказать, что Некрасов-мальчик рос, и тем воспитывался, с деревенскими мальчишками и девчонками. „. Отношения мои к грешневцам были такие:

. Благодарение Богу,
Я совершил еще раз
Милую эту дорогу,
Вот уж запасный амбар,
Вот уж и риги. как сладок
Теплого колоса пар!
— Останови же лошадок!
Видишь: из каждых ворот
Спешно идет обыватель.
Все-то знакомый народ,
Что ни мужик, то приятель.

Я постоянно играл с деревенскими детьми, и когда мы подросли, то естественно, что между нами была такая короткость“.

Поэт действительно с раннего детства знал народную жизнь изнутри, самым непосредственным, домашним образом знал, приятельствуя, часто одних и тех же людей в разном возрасте и наблюдая в разных положениях, а иногда — позднее — и вмешиваясь. И помогая.

И в поэзии потому же он мог, как никто, писать о крестьянском деревенском детстве.

По воспоминаниям сестры Анны, „проделав лаз в заборе, он при каждом удобном случае убегал к деревенским ребятам, принимал участие в их играх, которые нередко оканчивались общей дракой“.

Карточка 2

«Грешнево лежало отнюдь не „в неведомой глуши“. Здесь Некрасову, народному поэту, крепко повезло. Некрасов с самого начала оказался на такой большой дороге, но до поры до времени не ехал, а, так сказать, сидел на ней, Русь же ехала и — еще больше — шла перед ним.

„Костромская почтовая дорога (луговая), — описывали ее в середине прошлого века (XIX в. — Ред.) военные статистики Генерального штаба, — идет от Ярославля по левому берегу р. Волги по ровным и низменным местам и близ с. Борок (Даниловского уезда) входит в Костромскую губернию. Всего от Ярославля до границы губернии этим трактом считается 45 верст, в пределах губернии находится одна почтовая станция Тимохинская в 27 верстах от Ярославля, на коей лошадей содержится 20, а поверстная плата по 1, 1/2 копейки серебром. Для прохода войск и тяжестей эта дорога весьма удобна“.

Так что большая дорога действительно широко входила во всю жизнь, в самый быт этих мест.

Первичное знакомство
с текстом стихотворения

Оно неоднородно по содержанию и звучанию, и правильно выбранные интонации помогут детям адекватно понять его смысл.

Для прочтения стихотворения вслух требуется около 12 минут.

После небольшой паузы предложим детям высказать свои первые впечатления. Это не обязательно должен быть ответ на вопросы, что понравилось и что не понравилось. Важно побудить детей к осмыслению собственного впечатления от прочитанного: что они поняли, что не поняли; что заставило улыбнуться, что — задуматься; какими словами можно охарактеризовать интонации стихотворения (доверительные, восторженные, торжественные. ); что интересного заметили дети в стихотворении.

Если дети приучены к подобному размышлению, то они уже после первого прочтения делают множество тонких наблюдений над композицией, сюжетом, позицией автора, что весьма способствует качественному анализу текста.

Анализ стихотворения начнем с композиции: выяснение ее особенностей поможет понять содержание.

Если дети затрудняются, поможем им вопросами.

— С чего начинается стихотворение?
Рассказчик повествует о случае, который произошел с ним на охоте.

— Итак, рассказчик говорит, что он задремал в сарае, потом проснулся и увидел, что за ним наблюдают крестьянские дети. Сначала они боялись, но постепенно осмелели. Что стал делать рассказчик? Чем он развеселил детей?

Обширная область собачьей науки
Ему в совершенстве знакома была;
Он начал такие выкидывать штуки,
Что публика с места сойти не могла,
Дивятся, хохочут! Уж тут не до страха!

— Чем закончилось неожиданное представление? Прочитайте.

— Итак, мы увидели, что начало и конец стихотворения рассказывают нам о встрече охотника с крестьянскими детьми. В какой ситуации возможен подобный рассказ? Каковы интонации рассказчика? К кому он может быть обращен, кто слушатели этой истории?

Важно, чтобы дети представили себе непринужденную атмосферу вечерней дружеской беседы в помещичьем доме, когда в гостях у хозяина собираются его друзья и рассказывают друг другу различные случаи, которые приключались с ними. В такую атмосферу погружают нас доверительные интонации и добрый юмор рассказчика: так говорят со старыми знакомыми, с которыми и раньше вместе смеялись и шутили.

Для чего это необходимо? Чтобы уяснить позицию, в которой находятся друг по отношению к другу рассказчик и слушатели. Стихотворение сложно, в частности, тем, что позиция эта несколько раз на протяжении текста изменяется.

Обращение к читателям, воспоминания о детстве, рассуждение о жизни крестьянских детей и рассказ о встрече с мальчиком Власом


— История встречи с детьми — как красивая рама большой картины. Как вы думаете, с чем еще можно сравнить строение этого стихотворения?

Дети могут предположить, что стихотворение похоже на матрешку, в которой история охотника и детей — самая большая, первая матрешка, а в ней спрятаны другие. Или сравнить стихотворение с домиком, где начало и конец — стены, а внутри есть комнаты, в которых находится что-то важное. Если это дом, то у него должна быть крыша (это в нашем сравнении важная деталь).

Учитель может продолжить работу с одним из этих сравнений, нарисовав нужный образ на доске. Мы остановимся на образе дома.

— У нас есть стены дома — начало и конец. Посмотрим, что же внутри этого дома.

Попросим выступить детей, выполнявших индивидуальные домашние задания.

Комментированное чтение

1. Дети читают текст:

— Почему автор называет крестьянских детей милые плуты?
Автор называет так детей потому, что они хитрят, плутуют, но их плутовство наивно, в нем нет злого умысла.

— Кого автор называет балованными детками?

— Что значит грибные набеги! Почему автор употребляет слово делывал! Какой у него смысловой оттенок?

— О какой ситуации говорит нам автор в первых четырех строчках этого отрывка?

Я делывал с ними грибные набеги:
Раскапывал листья, обшаривал пни,
Старался приметить грибное местечко,
А утром не мог ни за что отыскать.

Рассказчик сопоставляет себя с детьми: он, дворянский сын, не мог сравниться в смекалке и наблюдательности с детьми крестьян (они легко находили на следующий день замеченные раньше грибные места, а рассказчик не мог отыскать).

— Савося — уменьшительное имя. Как будет звучать это имя полностью?
Севастьян.

— Почему дети клали змей на перила моста?
В русских народных сказках богатыри сражаются со Змеем Горынычем. Может быть, дети губили змей под впечатлением сказок, желая подвигов и славы.

— Как вы понимаете значения слов вологжанин, лудильщик, портной, шерстобит!

Вологжанин — житель города Вологды.
Лудильщик — рабочий, который лудит (чинит) посуду.
Портной — мастер по шитью одежды.
Шерстобит — работник, который обрабатывает шерсть, чтобы она становилась мягкой.

— Когда автор пишет о том, кто шел или ехал по дороге, то длина строки становится меньше. Потом, когда говорится об отдыхе, строки вновь удлиняются. Как вы думаете, почему?

— Почему крестьянских детей так интересовали рассказы прохожего люда?

Этот вопрос может показаться излишним, но ответ на него должен обязательно прозвучать: многие современные дети с трудом представляют, что когда-то не было ни телевидения, ни радио, ни компьютеров и узнать о мире и о жизни можно было из газет и журналов, из книг, а неграмотному человеку — только из рассказов путешествующих, странников.

Какое значение имела проходящая через село дорога для крестьянских ребятишек?

— Чем закончился поход за грибами?

— Что делают дети, вернувшись домой?

— Подсчитайте количество предложений в этом отрывке. Определите вид этих предложений по интонации.
Из шести предложений четыре — восклицательные.

— Какое настроение передает нам поэт с помощью этого отрывка?

— Расскажите с помощью этого отрывка, что необходимо сделать, чтобы вырастить хлеб.

— Объясните значения слов серп, сноп, рига, цеп, навьют сенца.

— Подберите синонимы к словам положим, сгибнуть, гарцует.

— Описание встречи рассказчика и мальчика Власа вам известно из уроков литературного чтения в начальной школе. Что в этом отрывке для вас нового?

Если дети еще не знают термина антитеза, можно использовать понятное им слово противопоставление.

— Найдите противопоставление в двух последних строках этого отрывка:

. Те честные мысли, которым нет воли,
Которым нет смерти — дави не дави,
В которых так много и злобы и боли,
В которых так много любви!

О, горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял
На берегу родной реки,
И в первый раз ее назвал
Рекою рабства и тоски.
Прочна суровая среда,
Где поколения людей
Живут и гибнут без следа
И без урока для детей!
Отец твой сорок лет стонал,
Бродя по этим берегам,
И перед смертию не знал,
Что заповедать сыновьям.
И, как ему, — не довелось
Тебе наткнуться на вопрос:
Чем хуже был бы твой удел,
Когда б ты менее терпел?
(Заполняем таблицу — см. выше.)

Н. H. Скатов пишет:

«В 1861 году пишутся „Крестьянские дети“.

В „Крестьянских детях“ — сами детские слезы и смех, радость и драка, игра и работа. Именно летом 1861 года с „Крестьянскими детьми“, с „Похоронами“, с „Коробейниками“ — прежде всего с „Коробейниками“ — была разгадана роковая загадка многих лет, решился стоном ставший главным вопрос:

Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил, —
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил.

Создав, по сути, в соавторстве с народом „Коробейников“, поэт снял с себя этот буквально измучивший его до сей поры вопрос. Оказалось, что народ еще и не совершил всего, что мог, и создал совсем не только подобные стону песни, и совсем не почил духовно. Соответственно менялась вся система координат и переставлялись точки отсчета.

Пришла большая внутренняя поэтическая свобода, редкая у Некрасова творческая легкость. Вот начало „Крестьянских детей“:

Опять я в деревне. Хожу на охоту,
Пишу мои вирши. Живется легко.

Казалось бы, всего лишь непритязательные „вирши“ всего лишь о „крестьянских детях“ вырастают в поэму о русской жизни: ведь, по сути, здесь идет уяснение жизнестойкости основного ядра национальной жизни.

Может быть, на первый взгляд такое утверждение применительно к обытовленному нами Некрасову покажется необычным, но на самом деле он один из самых больших и подлинных в нашей словесности мастеров и любителей контраста. За этим и литературный опыт романтика, и театральная практика драматурга, и — главное — особенности собственного глубоко русского национального характера с его крайностями и умением, в свою очередь, схватить и представить национальную жизнь в таких крайностях — противоречиях и противоположностях, часто полюсных. Потому-то, казалось бы, всего лишь непритязательная зарисовка у Некрасова деревенского детства, в сущности, есть сложное, буквально во всем, взаимодействие контрастных начал: „в больших рукавицах, а сам. с ноготок“; „Мужиков“, но. „ребенок был так уморительно мал“; „малюточка“, но — „басом“. Лето: „А солнце палит их полуденным зноем“. И почти сразу зима: „И зимнего солнца холодный (!) огонь (!)“.

Сами беспрерывные перепады образов и их контрастное противостояние обеспечивают взаимоусиление. Картинная бутафория, детский театр (первоначально все стихотворение называлось „Детская комедия“), но — жизнь.

Да не просто в ее житейской достоверности, а в глубинной доподлинности.

„Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я. “

Ведь уже в одной только этой фразе, которая выглядит вызывающим улыбку всего лишь бытовым ответом, сошлись и предстали такая природная жизненная сила, такая изначальная готовность к труду, такое исконное чувство ответственности, что последовавшая за этим — впервые у Некрасова — такая степень обобщения и такое заключение от самого малого к самому большому (опять — какой контраст) выглядят как естественная и необходимая формула закона:

— К кому обращается поэт в этих строках? Как меняется образ рассказчика? Кого мы видим перед собой: охотника в гостиной, журналиста или кого-то еще?
(Заполняем таблицу — см. выше.)

— Как вы понимаете выражения: красное детство, скудное поле, хлеб трудовой, обаянье поэзии детства?

— Как вы думаете, какое вековое наследство призывает хранить поэт?
Вековое наследство — это лучшие традиции русского народа: любовь к родине, к родной земле, любование ее красотой, радость жизни, радость трудиться и растить хлеб.

— Мы прочитали текст стихотворения, который находится внутри нашего домика, т. е. между началом и концом, в которых рассказывается о встрече охотника с крестьянскими детьми. Мы увидели, что этот текст состоит из нескольких частей. Сколько крупных частей в этом тексте? Какой прием лежит в основе его построения?

Домашнее задание

Николай Алексеевич Некрасов

Опять я в деревне. Хожу на охоту, Пишу мои вирши – живется легко. Вчера, утомленный ходьбой по болоту, Забрел я в сарай и заснул глубоко. Проснулся: в широкие щели сарая Глядятся веселого солнца лучи. Воркует голубка; над крышей летая, Кричат молодые грачи, Летит и другая какая-то птица — По тени узнал я ворону как раз: Чу! шопот какой-то… а вот вереница Вдоль щели внимательных глаз! Все серые, карие, синие глазки — Смешались, как в поле цветы. В них столько покоя, свободы и ласки, В них столько святой доброты! Я детского глаза люблю выраженье, Его я узнаю всегда. Я замер: коснулось души умиленье… Чу! шопот опять!

На лаве, где матка колотит белье, Кто нянчит сестренку двухлетнюю Глашку, Кто тащит на пожню ведерко кваску, А тот, подвязавши под горло рубашку, Таинственно что-то чертит по песку; Та в лужу забилась, а эта с обновой: Сплела себе славный венок, Все беленькой, желтенькой, бледно-лиловой Да изредка красный цветок. Те спят на припеке, те пляшут вприсядку. Вот девочка ловит лукошком лошадку: Поймала, вскочила и едет на ней. И ей ли, под солнечным зноем рожденной И в фартуке с поля домой принесенной, Бояться смиренной лошадки своей.

Грибная пора отойти не успела, Гляди – уж чернехоньки губы у всех, Набили оскому: черница поспела! А там и малина, брусника, орех! Ребяческий крик, повторяемый эхом, С утра и до ночи гремит по лесам. Испугана пеньем, ауканьем, смехом, Взлетит ли тетеря, закокав птенцам, Зайчонок ли вскочит – содом, суматоха! Вот старый глухарь с облинялым крылом В кусту завозился… ну, бедному плохо! Живого в деревню тащат с торжеством…


Н. Некрасов_ отрывок из стихотворения "Крестьянские дети"

Ух, жарко. До полдня грибы собирали.
Вот из лесу вышли — навстречу как раз
Синеющей лентой, извилистой, длинной,
Река луговая: спрыгнули гурьбой,
И русых головок над речкой пустынной,
Что белых грибов на полянке лесной!
Река огласилась и смехом, и воем:
Тут драка — не драка, игра — не игра.
А солнце палит их полуденным зноем.
Домой, ребятишки! обедать пора.
Вернулись. У каждого полно лукошко,
А сколько рассказов!
Попался косой,
Поймали ежа, заблудились немножко
И видели волка. у, страшный какой!
Грибная пора отойти не успела,
Гляди — уж чернехоньки губы у всех,
Набили оскому: черница поспела!
А там и малина, брусника, орех!
Ребяческий крик, повторяемый эхом,
С утра и до ночи гремит по лесам.
Испугана пеньем, ауканьем, смехом,
Взлетит ли тетеря, закокав птенцам,
Зайчонок ли вскочит — содом, суматоха!
Вот старый глухарь с облинялым крылом
В кустах завозился. ну, бедному плохо!
Живого в деревню тащат с торжеством.

Читайте также: