Экологический проект по озеленению школы

Обновлено: 02.07.2024

Наша Большебрусянская средняя общеобразовательная школа №7 была построена в 1961 году. Это основное ее здание. В нем обучаются ученики с 5 по 11 класс. Основное здание школы, которое находится на улице Школьная, 1 огорожено забором. Около школы растут деревья и кустарники, посаженные много лет назад выпускниками школы.

А вот второе здание, школа – интернат, было построено в 1980 году. (См. приложение.). Находится оно за сто метров от основного здания. Сегодня в этом здании получают образование учащиеся начальной школы. А сначала в нем еще проживали учащиеся из других сел и деревень. Здание начальной школы не огорожено, и вокруг здания нет зеленых насаждений. Территория вокруг здания начальной школы выглядит неуютно. Здание неэстетичное. (см. приложение)

Самые важные годы жизни человек проводит в школе. Именно здесь он находит настоящих друзей, определяется в выборе своих увлечений, сталкивается с первыми жизненными трудностями и радуется своим победам. Школа навсегда остаётся в сердце каждого человека. И хотелось бы, чтобы мы вспоминали нашу школу красивой и благоустроенной.

Мы решили обратиться к директору нашей школы с вопросом: «Когда у начальной школы будут посажены деревья и вокруг школы сделают ограждение. Нам пояснили, что денежные средства на данное благоустройство в этом году не запланированы.

Тогда мы подумали, что в наших силах сделать школьный двор ухоженным и красивым. Нам нужно только обратиться за помощью к нашим ученикам и родителям.

Цель проекта: Разработать и осуществить план озеленения и благоустройства территории школьного двора.

1 Этап работы над проектом.

Проведение анкетирования среди учащихся начальной школы.

Цель: узнать, есть ли желающие среди учащихся начальной школы принять участие в озеленении территории вокруг здания, а также мы хотели спросить мнение ребят о том, что бы они хотели разместить на территории возле здания школы, какую помощь ребята могли бы оказать.

Протестировано 120 учеников начальной школы. Анкетирование провели ученики 4 класса. ( Смотрите приложение).


Элементы благоустройства

Количество человек

Процент

Качели

28

22,1 %

Оформление клумб, цветы

47

35,4 %

Посадка деревьев и кустарников

31

24,2%

Скамейки

32

24,9%

Беседку

3

2,7%

Тропинки

1

0,7%


Помощь в благоустройстве

Количество детей

%

Убрать мусор

23

15,6%

Посадить рассаду

32

26,4%

Покраска

11

8,45

Посадка деревьев и кустарников

27

20,4%

Сделать горки и качели

12

9,6%

Материально

7

8,4%


  1. Качели

  2. Оформление клумб и высадка цветов

  3. Посадка деревьев и кустарников

Изучение истории постройки здания школы - интерната

Чтобы узнать историю создания начальной школы, мы обратились в Большебрусянский краеведческий музей. Но, к сожалению, в музее есть лишь история создания первого здания. Тогда мы задали этот вопрос нашим коллегам, ветеранам педагогического труда. Нам согласилась помочь Фёдорова Галина Сергеевна. Она работала с учащимися начальной школы с 1971 года. Мы пригласили ее к нам на классный час, и она с удовольствием согласилась с нами побеседовать. (См. приложение)

Вот что мы узнали. Здание начальной школы было построено в 1980 году. Учиться дети стали в нём с третьей четверти 1980-1981 учебного года. В одной части здания разместилась начальная школа, а в другой – интернат. В интернате жили ученики из других сёл и деревень, которые учились в нашей школе. Это были дети из с.Логиново, с.Черноусово, с. Колюткино, д. Чернобровкина, ст. Колюткино, ст. Марамзино. Узнали также , что вокруг здания были газоны с травой. Сегодня этого уже давно нет.

3 Этап работы

Исследование насаждений зеленых растений вокруг основного здания школы

Мы провели экскурсию вокруг основного здания школы, сделали несколько фотографий и выяснили следующее.

На территории основного здания школы растут березы, ели, яблони, акация. Они очень высокие, потому что им уже около 50 лет. Их садили первые выпускники нашей школы.

Исследовав насаждения вокруг основного здания школы, мы поняли, что такие насаждения деревьев не стоит применять вокруг здания начальной школы, так как деревья будут мешать проведению спортивных мероприятий. Ведь совсем рядом с начальной школой находится школьная спортивная площадка. Спортивная площадка у начальной школы была построена в 1982 году. Её внешний вид не изменился до сегодняшнего дня.

Вывод: нами было принято решение посадить небольшие кустарники и разбить газоны и цветочные клумбы вокруг здания начальной школы. Но чтобы это сделать, необходим эскиз, или рисунок, то есть план, на котором будет видно, где и как будут расположены кусты, клумбы и газоны.

5 Этап

Выбор сортов цветов для озеленения.
Продумав эскиз, посоветовавшись с учителями биологии о неприхотливости растений, мы выбрали сорта цветов, рассаду которых будем выращивать самостоятельно на пришкольном участке школы и в кабинетах начальной школы. Родители в анкетах указали, что помогут детям и школе вырастить рассаду многолетних цветов. (см. приложение)
Заключение

Мы затронули тему, которая волнует всех: учителей, родителей и нас, ребят.

В своём проекте мы попытались создать такой школьный двор, в котором одновременно комфортно и уютно будет людям разного возраста. Для благоустройства школьного двора нам требуется объединить усилия учителей, учащихся, родителей. Можно украсить территорию школы, превратить ее в зону отдыха. В работе имеются графические изображения и приложения.

На данный момент мы не можем сказать, верна ли наша гипотеза или нет, так как пока мы не приступили к реализации нашего проекта.

Гармоничное и полноценное развитие школьника – основная задача коллектива учебного заведения. Пути решения этой задачи многообразны. Один из них открывается перед учащимся с первого шага на пришкольный двор, яркий, запоминающийся образ которого создает позитивное настроение и мощный стимул к получению знаний.

Благоустройство территории школы – это комплекс мероприятий по созданию и организации зон и сооружений вокруг основного здания, имеющих определенные функции.

Цели и задачи озеленения

Цель мероприятий по благоустройству территории школы – обеспечение безопасного и комфортного пребывания учащихся в периоды между уроками.

Задачи благоустройства школьного участка:

  • расширение функциональных возможностей используемого участка;
  • обеспечение безопасности учащихся и работников учебного учреждения;
  • усиление стимула для проведения учебных и спортивных занятий на открытом воздухе;
  • улучшение экологической атмосферы района за счет озеленительных мероприятий на участке.

Проект по благоустройству территории школы

Архитектурно-планировочная схема благоустройства – комплекс взаимосвязанных зданий и сооружений, выполняющих определенные функции. План благоустройства территории школы разрабатывается на стадии проектирования.

Современные учебные заведения возводятся с соблюдением нормативной документации, в которой установлены все требования, предъявляемые к работе по благоустройству территории школы:

План мероприятий по благоустройству территории школы

Функциональное зонирование – главный аспект при разработке проекта благоустройства. Но как быть школам, чья зеленая зона давно уже освоена, но требует обновления? Эта задача может быть решена без привлечения услуг специалистов по благоустройству и озеленению.

На педагогическом совете или общешкольном собрании принимается решение о планируемом озеленении территории школы. В ходе обсуждения создается инициативная группа из представителей педагогического коллектива и родителей, которая определяет список предварительных мероприятий.

  • Подготовить ситуационный план участка. План представляет собой схему расположения всех функциональных зон и объектов, имеющихся на школьном участке на текущий момент. Особо стоит выделить те зоны, которых не коснутся дальнейшие мероприятия по благоустройству территории школы.
  • Произвести ревизию зеленых насаждений, оценить их состояние. Составить дендроплан посадок. Нанести на него существующие посадки с указанием, какие их них будут оставлены, что переместить или удалить.
  • Составить список необходимой литературы по теме озеленения территории школы. Изучению темы ландшафтного проектирования можно посвятить внеклассные уроки среди учеников разных возрастных групп.
  • Классным руководителям донести информацию до родителей учеников о возможном их участии в благоустройстве и озеленении.
  • Объявить конкурс на лучший проект по благоустройству территории школы среди учащихся старших и средних классов.
  • Помимо сформированного коллектива из родителей учащихся, которые будут принимать участие в реализации плана благоустройства, желательно заручиться поддержкой спонсоров и деловых партнеров школы.

Реализация плана благоустройства территории школы

Для воплощения такой серьезной задачи, как озеленение территории школы, требуется ознакомиться с основными нормативами проектирования объектов благоустройства для школьных учреждений.

Площадь школьного двора зависит от количества учебных классов. По действующим нормативам на каждого учащегося приходится от 16 до 50 кв. м, в отдельных климатических районах допускается уменьшение этой нормы на 20–40 %, но не более.

Процент озеленения территории школы должен быть в пределах 40–50 % от общей площади участка. В площадь озеленения включаются те зоны, которые не имеют искусственных покрытий. Общая площадь озеленения может быть уменьшена на 10 % для районов, граничащих с лесными массивами и парковыми зонами.

Деревья на участке следует высаживать на расстоянии не менее 15 м, кустарники – не менее 5 м. Непосредственно перед основным школьным зданием высокие деревья должны быть высажены на расстоянии не менее 10 м от стен, чтобы избежать чрезмерного затенения окон.

Здание школы на участке является его планировочным центром. Для проведения мероприятий по благоустройству территории школы требуется произвести ее четкое разграничение на функциональные зоны.

Функциональные зоны, на которые можно разбить школьный двор:

  • многофункциональная зона (учебно-опытная, спортивные площадки, площадки для мероприятий);
  • рекреационная зона (дополнительные спортивные площадки, места для отдыха и прогулок);
  • хозяйственная зона;
  • буферная зона (зона отделения территории школы от окружающей инфраструктуры).

Работа по благоустройству территории школы

По итогам объявленного конкурса среди школьников выявляются лидеры, чьи идеи стоит использовать в работе. Конкурс на лучший проект по благоустройству территории школы можно провести на более масштабном уровне: районном или городском по согласованию с руководящими органами. Дети попробуют свои силы в дизайне, применят полученные на уроках знания в работе с программами по графическому дизайну.

В результате утверждается окончательная программа по благоустройству территории школы с календарным планом работ и утвержденной сметой расходов. Программу следует согласовать с вышестоящими органами управления образованием.

Лучшее время для начала работ по воплощению плана благоустройства территории школы – периоды ее наименьшей загруженности. Это могут быть периоды осенних или весенних каникул. Работы по озеленению желательно также проводить в межсезонье – благоприятное время для приживаемости растений.

Благоустройство и озеленение территории школы: особенности

Прежде, чем начинать работы по озеленению, необходимо проинспектировать все деревья на школьном участке и вырубить те из них, которые необходимо вырубить или подрезать. Это необходимо для обеспечения безопасности школьников. И вырубка, и подрезка осуществляется на основании специального разрешения – порубочного билета. Он выдается по заявлению, подписанному директором школы. В заявлении следует указать цель – санитарная рубка зеленых насаждений.

Порубочные билеты выдают уполномоченные организации исполнительных органов государственной власти, например, Департамент природопользования и охраны окружающей среды или комитет по благоустройству. С недавних пор оформить порубочный билет можно через МФЦ.

Кроме заявления для его оформления также потребуется:

  • подробный подеревный дендроплан с указанием точного размещения деревьев и кустарников на школьном участке;
  • ассортиментная ведомость – перечень всех расположенных на участке зеленых насаждений;
  • перечетная ведомость – список деревьев и кустарников, подлежащих вырубке и подрезке.

После того, как санитарные работы по вырубке и подрезке проведены, приступают к работам по озеленению.

Основная задача озеленения – создание природного и эстетического микроклимата, защита от ветра, пыли и солнечных лучей. Важной функцией озеленения является образовательная, дети познают окружающую их природу непосредственно в месте обучения. Дополнительно работа по благоустройству территории школы способствует этическому и трудовому воспитанию школьников.

Озеленение территории следует проводить по принятому ландшафтному проекту (дендроплану). Определение состава растительного ассортимента для озеленения и благоустройства территорий школ зависит от ряда условий:

  • климатических характеристик региона;
  • географического расположения по сторонам света;
  • особенностей грунта и гидрологической обстановки;
  • совместимости с растениями, уже имеющимися на участке;
  • материальных ресурсов и пр.

Вновь создаваемые объекты ландшафтного дизайна должны иметь гармоничное распределение и соответствовать своему назначению в каждой из функциональных зон.

Перед зданием школы , как правило, расположены площадки для отдыха младших классов и площадка для торжественных мероприятий. Они должны хорошо просматриваться по всему периметру, поэтому огораживать эту территорию посадкой высокорослых растений или деревьев с густой кроной не рекомендуется. Для этих мест применяются газоны, невысокие древесно-кустарниковые композиции. Для посадки подойдут кизильник, самшит, спирея.

Дорожки между площадками можно обустраивать в виде аллей, обрамленных деревьями с пирамидальными или колонновидными кронами, например, лиственницей, елью, березой.

На спортивных площадках дети проводят достаточно много времени, поэтому рядом с ними следует организовать зоны затенения для отдыха во время активных мероприятий. Эта задача решается посадкой нескольких высокорослых деревьев на расстоянии не ближе 10 м от площадки. Сама площадка может быть огорожена посадками живой изгороди из растений без колючек, такими как жимолость, актинидия, лимонник китайский.

Зону отдыха стоит оформить мягкими газонными посадками в сочетании с кустарниковыми группами. В этой зоне можно устроить цветники и газоны с декоративным мульчированием природными материалами.

Учебно-опытные участки следует огораживать от остальных зон с целью ограничения к ним доступа. Эту функцию может выполнить изгородь из вьющихся кустарников на опорах или бордюрные среднерослые кустарниковые посадки.

Хозяйственная зона отделяется от остальных зон бордюром из высокорослых кустарников или живой изгородью на шпалерах или опорах.

В буферной зоне следует обустраивать участки плотных кустарниковых посадок, которые выполняют роль шумопоглощающего и ветрозащитного барьера, например, из бархата амурского, конского каштана или рябинника.

Нельзя высаживать на пришкольном участке растения-аллергены, а также деревья и кустарники с несъедобными плодами. Стоит избегать растений с большим содержанием эфирных масел, чтобы предотвратить возникновение аллергических реакций у детей.

Неотъемлемым этапом в озеленении и благоустройстве территорий школ являются следующие своевременные мероприятия:

  • уход за деревьями, кустарниками, газонами, уборка листвы;
  • подкормка, рыхление, обрезка, прореживание кустарников;
  • высадка сезонных растений.

Важно

Периодическое обновление объектов озеленения территории школы благоприятно сказывается на поддержании эмоционального и экологического климата. Эти мероприятия можно совмещать с практическими уроками по труду или естествознанию как дополнительный дисциплинирующий и образовательный элемент школьного воспитания.

Грамотно организованные ландшафтные группы, удобное размещение малых архитектурных форм на пришкольном участке улучшают его микроклимат, санитарно-гигиенические и эстетические условия. Удачно вписанный в инфраструктуру района школьный участок с обновленным озеленением украсит город и повысит ценность территории в плане общего озеленения района.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

Проект разработан с целью создания эмоционально-благоприятных условий для развития экологического воспитания, оздоровительной деятельности детей, через благоустройство территории детского сада.

Содержимое публикации

Реализация экологического проекта по благоустройству и озеленению территории детского сада

Дробинина Наталья Викторовна, старший воспитатель

г. Сергач, Нижегородская область

На участках детского сада дети не только гуляют и играют, они познают окружающий мир. Создание условий на территории ДОО, которая развивает познавательную и творческую активность дошкольников, дает возможность заниматься самостоятельной и совместной деятельностью, учит заботиться о природе и в то же время играть и отдыхать в комфортной красивой обстановке. Среда детского учреждения должна содержать пространственные и предметные стимулы творческого и эмоционального развития ребенка и, кроме того, быть динамичной, не допуская привыкания к однообразию. Окружающая среда призвана обеспечить детям возможность развиваться. Таким образом, благоустройство решает задачи эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей через знакомство с окружающим растительным миром; комфортных условий для прогулок детей.

Коллектив нашего детского сада решил создать индивидуальный облик территории детского сада, соответствующий законам организации пространства под открытым небом с учетом требований ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде и ее содержанию.

Цель проекта: создание эмоционально-благоприятных условий для развития экологического воспитания, оздоровительной деятельности детей, через благоустройство территории детского сада.

Направление деятельности проекта: благоустройство территории детского сада, создание цветников, озеленение и оформление игровыми формами территории.

Тип проекта: практико-ориентировочный

Вид проекта: творческий

Продолжительность проекта: среднесрочный (февраль - ноябрь)

Участники: педагоги всех групп, дети, родители, сотрудники детского сада.

Задачи проекта:

1.Создание экологически безопасной и благоприятной среды на территории ДОУ;

2.Формирование условий для эффективного экологического образования дошкольников, способствующего воспитанию экологической культуры и осознанного отношения к природе;

3.Содействие сотрудничеству детей и взрослых. Привлечь родителей для создания комфортной ландшафтной зоны.

4.Осуществление трудового воспитания детей в процессе ухода за зеленными насаждениями;

5.Активизация творческого потенциала педагогов и родителей.

7.Пропаганда охраны окружающей среды и формирование экологической культуры населения.

Способы, методы, приемы и средства достижения результата:

1. Создание в детском саду условий для экологического воспитания.
2. Создание условий для труда детей и взрослых в природной зоне детского сада.
3. Разработка циклов наблюдений за сезонными явлениями, ростом и развитием растений.
4. Календари природы и их роль в экологическом воспитании. Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы; работа с календарем в разных возрастных группах детского сада. Фиксация роста и развития растений в календаре по Николаевой.
5. Экологическое воспитание в организованной образовательной деятельности, во время экскурсий и целевых прогулок.
7. Детские праздники экологического содержания, разработка сценариев, проведение. Участие дошкольников в природоохранительных мероприятиях.
8.Развивающая предметно-пространственная среда уличного пространства групповых площадок должна обеспечивать различные виды деятельности детей, выделены зоны, оборудованные для игр с песком и водой, для сюжетных, дидактических и подвижных игр.

Конечныйрезультат : комплексная эколого-развивающая и познавательная среда с учетом эстетического оформления участков ДОУ.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

Проектировочный; разработка планов-схем благоустройства участков, подготовка необходимых материалов.

Изучение материала по истории и стилям ландшафтного дизайна.

Сбор и анализ информации по данной теме.

Общее собрание коллектива:
– определение цели и задач проекта;
– создание творческой группы.

Разработка проекта и экологического маршрута.

Изучение особенностей территории ДОУ.

Разработка плана озеленения территории детского сада:
- создание эскизов генерального плана
- разработка макета ландшафта территории
- светорасположение зоны озеленения.
- цветовой фон цветочной зоны.
- подбор растений для цветников, с учетом их разных сроков цветения.

- приобретение саженцев клубники разных сортов.

- приобретение семян для рассады.

Приобретение необходимого расходного материала для реализации проекта.

Практический этап:

Проведение родительских собраний в группах с целью обсуждения оказания посильной помощи в оформлении участков.

Посев семян для рассады овощных культур, наблюдение, работа с календарем.

Разбивка участков, цветников, подготовка почвы, высадка цветочной рассады.

Распределение экологического пространства на зоны:

Посадка овощных культур на огороде.

Высадка цветочной рассады в клумбы, цветники, вазоны.

Посадка декоративных кустарников.

Посадка многолетних растений.

Изготовление табличек-указателей с названием растений.

Составление плана работы по экологическому маршруту.

Проведение экологических праздников и тематических дней:

- Всемирный день охраны окружающей среды

-День рек, морей и океанов

-День лекарственных растений

- уход за цветниками, зелеными насаждениями, огородом и аптечкой

-содержание участков в чистоте.

Опытно- экспериментальная деятельность: ведение дневника наблюдений. Фиксация результатов детьми в уголках природы.

Экскурсии по экологическому маршруту.

Экологические экскурсии и целевые прогулки в рамках проектной деятельности.

Оформление участков и игровых зон в соответствии с задачами проекта.

Привлечение родителей к оформлению участков.

Заключительный этап:

1 . Обобщение результатов работы;

2. Закрепление полученных знаний у детей;

3.Размещение о ходе реализации проекта информации на официальном сайте ДОУ и персональном сайте.

4. Презентация о реализации проекта на общем родительском собрании № 1.

4. Выступление на ежегодной региональной научно-практической конференции по проблемам экологического воспитания в дошкольных учреждениях в Нижнем Новгороде.

5. Трансляция опыта в разных педагогических сообществах, в том числе на Интернет-ресурсах.

Дальнейшее развитие проекта:

Созданная на территории ДОУ экологически благоприятная среда позволит в дальнейшем эффективнее осуществлять работу по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Ландшафтная зона и озеленение прогулочных участков будут пополняться цветниками и клумбами.

Пример проекта по привлечению педагогов, учащихся школы и всего персонала к вопросам улучшения эстетического оформления школы.

Содержимое разработки

Могилёвская область

могилёвский район

Озеленения и цветочно-декоративного оформления территории школы

1.ЦелИ И Задачи проекта озеленения на 2013 – 2014 год 3

2. ПЛАН работы по Озеленению и

оформлению территории 4

3. Теоритическая часть 6

4. Практическая часть 14

1) пЛАН ТЕРРИТОРИ шКОЛЫ 14

2) эскизы Клумб 1-7 15

3) Фото отчёт По озеленению и цветочно – декоративному оформлению школы

в 2013 – 2014 году 21

1. Создание модели озеленения и благоустройства пришкольной территории с учётом нового подхода к цветочно-декоративному оформлению.

2. Формирование у каждого участника педагогического процесса внутренней потребности в защите и приумножении природных богатств, создании и поддержании прекрасного вокруг себя.

1. Привлечение педагогов, учащихся школы и всего персонала к вопросам улучшения эстетического оформления школы.

2. Выявление возможностей использования пришкольной территории для эстетического, экологического воспитания, ведения здорового образа жизни.

3. Формирование навыков и принципов осознанного, экологически целесообразного поведения в природе, культуры общения с окружающим миром, развитие эстетического и эмоционального отношения к природе;

4. Обучение школьников практическим способам и методам благоустройства дворовой территории, внедрения современных достижений в области ландшафтного дизайна;

5. Активная пропаганда природоохранных знаний среди учащихся, персонала школы, родителей и гостей школы, приобщение широкого круга детей и взрослых к сохранению и приумножению природных ресурсов.

ПЛАН работы

по Озеленению и цветочно-декоративному оформлению территории

в 2013-2014 учебном году

Работы по поддержанию санитарного состояния территории школы

Сбор семян овощей и цветов. Подготовка посадочного материала

Подготовка грунта для рассады

Осенняя обработка почвы: перекопка, внесение удобрений в почву. Очистка территории от сорняков, корней

Санитарная вырубка и обрезка старых кустов

Приобретение и подготовка садово-огородного инвентаря

Разработка проектов благоустройства школьной территории, озеленения и рационального использования пришкольного участка

Посев рассады цветочных и овощных культур

Высадка саженцев деревьев и декоративных растений

Месячник по благоустройству школьной территории и прилегающей к ней площади; беседы с учащимися на экологические темы

Заготовка плодородного грунта и природного камня для клумб

Ландшафтные работы на территории школы, реализация проектов благоустройства и озеленения пришкольной территории

Ремонт покрытия пешеходных дорожек

Уход за посадками на пришкольном участке: полив, прополка, стрижка газонов и кустарников. Систематическая уборка урожая и сбор семян однолетников.

Доработка пробелов в организации благоустройства территории

Смотр-конкурс реализации проектов по ландшафтному дизайну

Теоритическая часть

Клумба – это выделеный участок земли используемый для выращивания растений. Традиционно клумба размещается в углу фасада или вокруг дерева. Островная клумба, просматривается со всех сторон, как правило, окружена газоном и расположена на сравнительно открытых участках.

Для расположения большего количества растений клумба должна иметь диаметр минимум 1,5-1,8 м, причем высокие растения будут расположены посередине клумбы.

Клумбы бывают следующих типов:

Нерегулярная клумба – растения сажают небольшими группами, как морозостойкие многолетники в травянистом бордюре. Клумба выглядит более естественно, часто зоны посадок разных растений перекрываются. Оформление клумбы делается так, что цветение одной группы следовало за другим. Это позволяет добиться более продолжительного цветения. Возможно, создание клумбы с субтропическими растениями.

Приподнятая клумба – наилучшим образом подходит для посадки, т.к. является частью сада в полном смысле слова и может быть достаточно большой для создания впечатляющей композиции из клумбовых растений.

Ковровая клумба – способ выживания карликовых растений с цветной листвой, в результате которого образуются сложные узоры, напоминающие орнамент восточного ковра. Такие клумбы исчезли из озеленения, иногда встречаются в городском озеленении. Это очень декоративные клумбы, уход за ними чрезвычайно трудоемок.

Моноклубы – вся клумба или бордюр засаживается растениями одного вида.

Клумба-панно – декоративный элемент, используемый, в основном, в городском озеленении. В клумбе-панно разнообразные низкорослые растения используют для создания не орнамента, а какого-либо конкретного изображения, наряду с декоративными растениями используют и цветущие клумбовые растения.

Оформление клумб

К ландшафтным цветникам относятся:

Группы.

Массивы. Это-большие по площади компазиции из травянистых цветочных растений. Эти клумбы дизайнеры обычно располагают на полянах, у водоемов и на больших открытых пространствах. Посадка клумб и цветников в виде массивов чаще всего предполагает использование многолетников.

Миксбордеры, смешанные цветники. Характерная черта такой клумбы-большое разнообразие видов высаживаемых цветочных культур и поочередное беспрерывное цветение последних в течении периода вегетации. Миксбордеры занимают часто значительную площадь. Такие клумбы состоит из группировок растений, повторяющихся через определенные интервалы. В ряде случаев, посадка клумб-миксбордеров дополняется такими инертными материалами, как цветная галька, щебень, речной песок, декоративная щепа, скорлупа кедрового ореха и измельченная кора деревьев.

Солитеры. Одиночные посадки цветов большого размера иногда очень выгодно вписываются в ландшафтную картину сада.

Цветущие лужайки.

К регулярным цветникам относятся:

Партеры. Это-парадные цветники, чаще геометрической формы. Посадка клумб-партеров производится обычно с использованием особенно декоративных многолетних, двулетних и летников разных видов.

Клумбы (в агрономическом значении этого слова)-распространенный вид цветников регулярной композиции. Форма клумб чаще задается в виде правильных геометрических фигур. При оформлении клумб рекомендуется заменять цветущие растения в соответствии с сезоном. Для весеннего цветения используются двулетники. Для летнего и летне-осеннего цветения производят оформление клумб многолетниками.

Рабатки – узкие полосы от 0,5 до 3 метров шириной, размещаемые вдоль дорожек, аллей и т.п. Эти клумбы устраивают как многорядные посадки одного или нескольких видов растений.

Цветочные группы.

Полосы.

Бордюры – узкие полоски от 0,1 до 0,5 метра шириной. Применяются обычно для окаймления краев больших клумб и рабаток. Бордюры выполняются из рядовых посадок однолетних или многолетних цветочных растений.

Вазоны и цветочницы.

Типы клумбовых растений:

1.Теплолюбимые однолетники (львиный зев, цинния и т.д.) не переносят заморозков, поэтому их выращивают в виде рассады и высаживают в землю, когда минует угроза возвратных заморозков.

2.Холодостойкие двулетники (шток-роза, наперстянка и т.д.) высевают в открытый грунт обычно летом, в первый год они образуют стебли и листья, а на второй год зацветают. После цветения растение нацело отмирает. Двулетники высаживают в бордюрах, на клумбах и контейнерах.

3.Холодостойкие многолетники (эрика, дельфиниум и т.д.)

4.Теплолюбивые многолетники (фиалки, пеларгония, фуксия, которые на холодный период уносят в помещение) не переносят заморозков, поэтому на зиму их убирают в помещение и высаживают в открытый грунт после того, как минует угроза возвратных заморозков. Зиму эти растения проводят по-разному: например, пеларгония-как горшечное растение, а георгины-в виде корневых шишек. Можно выращивать пеларгонию и фуксию как однолетники.

5.Экзотические теплолюбивые многолетники (пальма, канна, дурман, клещевина, которые на холодный период уносят в помещение)

6.Холодостойкие однолетники (бурачек, кларкия, годеция и т.д.) высевают в открытый грунт весной, как только созреет почва, или осенью. Многие выращивают такие цветы в виде рассады или покупают готовую рассаду, которую высаживают в землю в мае.

7.Декоративные клумбовые растения

УСТРОЙСТВО КЛУМБЫ

Цветники могут занимать значительную площадь, размещаются, как правило, вдоль садовых дорожек или массива древесных насаждений в виде различных форм. Планировка цветников может быть в ландшафтном стиле или классическом (регулярном) в зависимости от выбранного стиля ландшафтного дизайна участка в целом. Подбирая растения, нужно учитывать их силуэт, пропорции, цвета, запах, форму и оттенок листьев.

Экология цветника

Для создания клумб толщина плодородного слоя почвы должна составлять не менее 40-50 см. Почва должна быть доброкачественной, мелкокомковатой структуры, правильно удобренной, тщательно очищенной от посторонних предметов. После основательной перекопки поверхность клумб аккуратно разравнивают и слегка уплотняют во избежание нежелательной осадки и размывов дождем.

Жизненные формы различных видов растений должны соответствовать условиям их произрастания (влажность и кислотность почвы, освещенность и прочее). Так как борьба растений-соседей за свет, влагу и питательные вещества неизбежна, то позаботьтесь о том. Чтобы соседствующие виды обладали примерно одинаковой жизнеспособностью, иначе более слабые растения рано или поздно зачахнут.

Рисунок и архитектура клумбы

Чаще всего поверхность клумбы имеет выпуклую форму, края ее должны возвышаться над ровной поверхностью газона не менее чем на 10-15 см. Возвышенность клумбы прямо пропорциональна ее размеру - чем больше клумба.

Клумбы осматривают со всех сторон, поэтому место для клумбы необходимо оценить и промерить с разных точек зрения. Минимальное расстояние от точки восприятия клумбы должно равняться двойной высоте самых высоких цветов. Самые красивые цветы следует располагать не ближе, чем 50-60 см и не далее 2,5 м от края дорожки.

Обычно клумба - это цветник правильной геометрической формы, приподнимающийся к центру, где высажены наиболее высокие цветы. Но можно сделать односторонние клумбы, в этом случае высокие цветы находятся на заднем плане, а более низкие цветы ближе к точке восприятия. От высоты этих растений зависит подбор остальных участников цветочного ансамбля – разница между высотой различных растений не должна быть слишком резкой. Как вариант создают приподнятую клумбу, размещая её на высоте, например, 0,5 м от уровня земли. Часто под клумбы отводят наклонный участок. Не забудьте учесть расположение клумбы по отношению к дорожкам - около дорожек клумбы составляют из более низкорослых растений, чем те клумбы, которые расположены на газонах, вдали от дорожек и скамеек.

Рисунок узора для клумбы делают на миллиметровке в масштабе, а затем переносят наподготовленный для клумбы участок с помощью песка. В соответствии с рисунком рассчитывается необходимое количество рассады. Узорчатые рисунки наносят на клумбы обычно в день посадки растений. Посадку рассады производят от центрального участка клумбы к периферическим краям. Эту работу рекомендуется выполнять либо в пасмурную погоду, либо в вечернее время. К моменту высадки на клумбу рассада летников должна иметь одинаковый размер, здоровый внешний вид, цветущие растения - минимум 2-3 раскрытых бутона.

После посадки растений, по желанию клумбу декорируют инертными

материалами: цветной галькой, гравием, песком, и так далее. Для сохранения формы клумбы края цветочных насаждений можно обкладывать дерном, кирпичом, туфовым камнем, плитками, декоративными решетками,проволочными дужками и так далее.

Колористика и текстура

Колористика клумбы воздействует на эмоции человека, поэтому при оформлении клумбы различными растениями обязательно соблюдение принципа гармоничных сочетаний красок. Активные теплые тона (красный, оранжевый, желтый) гармонично контрастируют либо с пассивными холодными (синий, фиолетовый, зеленый), либо с нейтральными (белый, серый, черный) цветами. На таком контрастном соотношении строятся композиции красного (оранжевого) с зеленым (синим), желтого с фиолетовым. Холодные тона часто используются для создания фона, а активные - для акцентирования. Нейтральный белый и редкий в цветочном мире черный прекрасно сочетаются с любым другим цветом. Их можно использовать, когда любой хроматический тон разрушает сложившийся ансамбль. Белый цвет сглаживает контрасты, насыщенные краски, а черный подчеркивает яркость основной расцветки. Не забывайте про оптические зрительные эффекты. Например, яркие цвета кажутся ближе, а бледные - дальше.

Кроме контрастных сочетаний полное право на существование имеет игра всевозможных нюансов одного цвета. Не пренебрегайте гармоничными комбинациями одного и того же цвета, но при этом старайтесь подбирать растения с цветками различной формы. Чем мягче цветовые переходы подобранной тон в тон аранжировки, тем выигрышней смотрится форма цветков.

Привлекательность клумбы зависит не только от красочного цветения, не менее важную роль играет декоративность листьев и их разнообразие, особенно в промежутках между цветением. Смело соединяйте крупнолистные растения и растения с филигранной листвой. Зеленые и серая растительность хорошо подходит для усиления эффектности светлых и темных тонов соответственно, их же можно использовать для выделения переходных участков путем создания полос, каемок и так далее.

Создавайте фон для клумбы. При виде пестрой клумбы с многолетниками глазу нередко хочется остановиться на чем-либо более спокойном. Это может быть живая изгородь на заднем плане, подстриженный в виде шара куст самшита или декоративнолистый многолетник. Для разработки цветников специалисты по ландшафтному дизайну используют низкорослые хвойники и листопадные древесные растения: можжевельник, кизильник горизонтальный.

Время цветения

Клумбы считаются парадными цветниками, поэтому растения для посадки подбирают с таким расчетом, чтобы в течение вегетационного периода всегда было цветение. Планируя цветник, не увлекайтесь многообразием видов. Гораздо большего эффекта удается добиться путем умелого подбора растений по расцветке и срокам цветения. Ведущий принцип при подборе растений в композиции - соблюдение биологического и гармонического единства.

Помните, что многие растения цветут повторно, хотя и не столь обильно. Некоторые цветут в течение сезона или имеют очень красивую листву. Яркие, но быстро теряющие декоративность растения сажают одиночками или небольшими группами между видами, зацветающими вслед за ними. Красивы и практичны клумбы и цветники из многолетних цветов, подобранных по срокам цветения так, чтобы отцветающие цветы сразу закрывались цветами расцветающими.

Ранней весной цветут в основном луковичные растения. Их основной недостаток - непродолжительное цветение. Интереснее использование разноцветных первоцветов. Перезимовавшие под снегом растения будут цвести до конца марта, а иногда и повторно. С мая по июнь цветут: камнеломка Арендса, примулы, бадан, молочай кипарисовый, нарциссы, мускари, крокусы, тюльпаны, гвоздики, незабудки, маргаритки, виолы и другие весенние цвета.

Для летнего цветения обычно используют рассаду из летников, лиственно-декоративных, ковровых форм. В июне-июле радуют глаз ирисы, василёк горный, пион, лапчатка непальская, дельфиниум, гвоздика-травянка. С июля по август цветут астильба, разные виды колокольчиков, лихнис халцедонский, синеголовник альпийский, флоксы, ромашки садовые.

Для летне-осеннего цветения выбирают агератумы, петунии, пеларгонии, канны, розы, бархатцы, цинерарии, очиток видный, астры, хризантемы и другие. Недотрога (бальзамин) может цвести в тени, устойчива к солнцу, не боится дождей, богата разнообразной расцветкой, но у нее есть недостаток: стебли легко ломаются. Герань (пеларгония) хорошо подчеркивает линию. Есть много разновидностей этого растения. Петуния любит солнце и боится грозовых дождей; растет все лето, особенно если вы купили ее чуть раньше, но в сентябре она выглядит не так роскошно, как недотрога.

Особого внимания заслуживают многолетние цветы. Не стоит отказываться от кустарников и многолетних цветов под тем предлогом, что они в лучшем случае цветут 2-3 недели в год. Многолетние, в отличие от однолетних, не так долго цветут, но самовозобновляются каждый сезон (их срок жизни не ограничен одним сезоном). С помощью недолговечных цветочных растений вы сможете менять из года в год облик цветника с многолетниками. Многолетние цветы различают по высоте: низкие, средние, высокие. Многие многолетние цветы размножаются делением. Деление многолетних цветов - обязательная процедура. Если многолетние цветы долго не делить, происходит потеря декоративных качеств. К популярным многолетникам можно отнести колокольчик карпатский (невысокие цветочки, растут шаровидным кустиком, цветут долго и обильно), примулу (цветут в мае - как маленькие букеты), хосту (долговечное растение, любящее тень, с очень красивыми листьями, которые уходят под снег, не меняя окраски).

Правила ухода за клумбами

Кроме собственно посадки клумба требует регулярного ухода. Своевременные работы по послепосадочному уходу являются неотъемлемой частью устройства цветников. Все работы можно условно разделить на две категории: агротехнические и эстетические.

К агротехническим работам относится полив, прополка и рыхление почвы по мере необходимости. С поливом все ясно - не одно растение совсем без влаги выжить не может. Частота и обильность зависит от вида растения, климата, времени года, состояния почвы и так далее. Кроме полива, для сохранения влаги в корнеобитаемом слоем, а также для улучшения воздухообмена в нем, уничтожения сорняков на поверхности, необходимо проводить своевременное рыхление цветников. Еще один важный агроприем, значительно улучшающий условия роста - мульчирование. В качестве мульчи обычно используют торфокомпоста, измельченную кору деревьев, мелкий гравий.

Эстетические работы направлены на то, чтобы ваша клумба со временем не теряла привлекательности и радовала глаз как можно дольше. Для этого не забывайте избавляться от отслуживших свое элементов - выщипывайте отцветшие цветки, подрезайте или выпалывайте увядшие стебли. Угнетенные растения заменяйте на здоровые, чтобы не нарушался общий вид клумбы. Если вы выбрали растения, которые плохо держат форму - регулярно подрезайте побеги. Не забывайте периодически рассаживать многолетники - слишком плотная посадка снижает их эстетические качества. Обновляйте или заменяйте инертные декоративные материалы по мере необходимости.

Проектирование клумб - одно из самых многообещающих средств самовыражения. Клумбы способны акцентировать внимание, или наоборот закамуфлировать определенные места, придать вашему саду неповторимый колорит. А, создавая их, вы получите неповторимое удовольствие и поднимите настроение не только себе, но и своим близким.

Читайте также: