Эффективным вариантом посадки консультанта и клиента считается

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Психологическое консультирование — один из видов психологической помощи (наряду с психокоррекцией, психотерапией, психологическими тренингами и др.), выделившийся из психотерапии. Согласно Р. Нельсону-Джоунсу, психологическое консультирование, по своей сути, является видом отношений помощи [1] .

Сложным является вопрос о соотношении и разграничении психологического консультирования и психотерапии. По этому поводу существуют разнообразные точки зрения. В частности, утверждается, что психотерапия представляет собой глубокую долговременную работу, нацеленную на изменения в структуре личности, а психологическое консультирование, как правило, является краткосрочным и направлено на достижение клиентами их жизненных актуальных целей. В отличие от психологического консультирования, психотерапия рассчитана обычно на помощь людям с психическими расстройствами. В РФ лицо, не имеющее высшего медицинского образования, не имеет юридического права заниматься медицинской психотерапией (с возможностью прописывать препараты) [2] , хотя на Западе клинические психологи имеют право заниматься психотерапией наряду с врачами [3] . Следует разделять термины психотерапевт и врач-психотерапевт.

Многие авторы отмечают, что провести чёткую грань между психологическим консультированием и психотерапией невозможно и граница между ними является условной. Нередко эти два термина используются как синонимы [2] .

Как пишет специалист в области психологического консультирования Римантас Кочюнас (польск.) ( рус. , данная профессиональная деятельность возникла в ответ на потребности людей, которые не имея клинических нарушений всё же искали психологическую помощь. Именно поэтому, специалисты по психологическому консультированию помогают прежде всего людям, испытывающим трудности в повседневной жизни, деятельности, общении и т. д. [4]

Психологическое консультирование появлялось, содержательно наполняясь различными теориями — как психологическими и психотерапевтическими, так и философскими, социально-психологическими, так и собственно — консультативными.

Появление теорий психологического консультирования находится под влиянием социально-исторических (особенности общественной организации, общественные проблемы времени, в которых живёт создатель теории, изменения в обществе и др.) и культурных факторов (различия в культурах, в которых создаются теории). Создатели теорий нередко создают свои теории, решая свои собственные проблемы, при этом выражая или отражая собственную индивидуальность, имея сильную заинтересованность в записи и передаче идей [1] .

Цели психологического консультирования зависят от конкретной психологической школы. Рассмотрим некоторых из них:

Обобщённо говоря, цель психологического консультирования — помочь клиенту в решении его проблемы. Осознать и изменить малоэффективные модели поведения, для того, чтобы принимать важные решения, разрешать возникающие проблемы, достигать поставленных целей, жить в гармонии с собой и окружающим миром.

По направленности цели психологического консультирования разделяют на цели, связанные с исправлением (коррекцией) и цели, связанные с обеспечением роста и развития, хотя такое разделение не всегда возможно произвести достаточно чётко [1] .

В целом, в психологическом консультировании (с рядом исключений) большое внимание уделяется достижению состояния психологического комфорта и сохранению психического здоровья (как клиента, так и консультанта), а также особенно большое значение придаётся повышению личной ответственности клиентов за ход их собственной жизни, и, в конечном счёте, — возможности жить без помощи консультанта [6] .

Постановка цели психологического консультирования, являющейся предвосхищаемым его результатом, в силу обоюдной активности в процессе консультирования как консультанта, так и клиента в разных теоретических традициях является обычно единым совместным творчеством обоих субъектов, хотя вместе с тем, её понимание (например, глубина понимания), а также способы отношения к данной цели у них могут различаться, в силу того, что они занимают различные позиции в психологическом консультировании.

В качестве цели психологического консультирования, практически вне зависимости от подхода, который использует консультант, может рассматриваться выслушивание и понимание клиента, которое уже само по себе, зачастую приводит к положительным изменениям. Другими словами, предвосхищаемым результатом консультирования является обеспечение клиента возможностью высказаться, поговорить откровенно, рассказать о том, что беспокоит и тревожит его.

Выделяется целый ряд критериев, свидетельствующих о том, что цели психологического консультирования достигнуты. Рассмотрим основные из них:

  1. Удовлетворённость клиента. В частности, удовлетворённость не стоит понимать только таким образом, что клиенту должно стать лучше, чем было до консультации. Удовлетворённость клиента — один из критериев того, что помощь была оказана эффективно, однако многое определяется характером проблемы клиента. Например, если клиент переживает горе или утрату, то он может и должен рассчитывать на то, что после консультации ему станет хоть немного легче, а консультант будет стараться облегчить его горе. В иной ситуации облегчение эмоционального состояния может не являться основной целью консультанта, и более того, клиент может начать переживать свои проблемы острее и болезненней, поскольку в некоторых случаях ощущение собственной ответственности, приходящей вместе с пониманием ситуации, может не являться лёгким или приятным переживанием [7] .
  2. Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним.

Психологическое консультирование отличается от психотерапии, хотя чёткую границу между ними не проводят.

В частности, как отмечает Р. Нельсон-Джоунс, большинство консультантов не считают использование отношений помощи (то есть психологического консультирования) достаточно эффективным для того, чтобы у клиента произошли конструктивные изменения, и полагают, что необходимо использовать также целый репертуар воздействий (то есть психотерапию), в дополнение к отношениям помощи [1] .

Некоторые авторы, например Ю. Е. Алёшина, отмечают также, что различна длительность психологической помощи — психологическое консультирование, как правило, является краткосрочным (редко превышает 5-6 встреч консультанта и клиента), в то время, как процесс психотерапии может длиться значительно дольше (десятки, а то и сотни встреч консультанта и клиента в течение ряда лет), но есть исключения, связанные с особенностями понимания консультативного процесса в некоторых теориях [7] .

Традиционно, в психологическом консультировании различают следующие виды (критерием различения служит направленность психологического консультирования на сферы жизни личности):

Очень сложно и вряд ли возможно различить этические принципы психологической помощи в целом и психологического консультирования. Среди наиболее важных этических принципов психологического консультирования (согласно Ю. Е. Алёшиной) традиционно выделяют следующие [7] :

Психологическое консультирование может проходить в различных пространственных и временных условиях, но считается, что для повышения его эффективности существенное значение имеют особенности пространственной и временной организации этого процесса.


В качестве наиболее подходящего места для проведения психологического консультирования, указывают специально оборудованный кабинет, позволяющий обеспечить уединённость, удобство и комфорт, в котором должны отсутствовать элементы, которые могут привлечь излишнее внимание клиента, и отвлекающие его от процесса консультирования. Вместе с тем, консультирование может быть успешным и без наличия специально оборудованного кабинета. Для этого, консультант может специально организовать некоторую часть пространства, лучше всего в углу, где можно посадить клиента спиной к двери, ограничив его поле зрения, и тем самым, максимально сосредоточив его на самом себе [7] .

Эффективным вариантом посадки консультанта и клиента, считается положение друг на против друга и чуть наискосок, которое позволяет с лёгкостью видеть лицо собеседника, и вместе с тем даёт возможность отвести глаза в сторону без особого труда. Расстояние между консультантом и клиентом не должно быть слишком маленьким, то есть они не должны сидеть слишком близко друг к другу, и должны иметь пространство для ног, достаточное чтобы иметь возможность, чтобы встать или сесть на своё место. Иногда полезно когда между ними находится что-то вроде журнального столика, куда можно что-либо положить или при необходимости вести запись. Вместе с тем, стол не должен быть большим, так как может стать помехой и восприниматься как барьер между клиентом и консультантом [7] .

Любое психологическое консультирование, будучи видом психологической практики, опирается на теоретическое понимание этой практики. Теории, применяемые для психологического консультирования, обладают целым рядом функций, например:

  • разработка терминологии, профессионального языка и способов его использования — то, с помощью чего можно понимать и интерпретировать происходящее с клиентом и в целом консультативный процесс, а также обмениваться информацией и достигать взаимопонимания;
  • обеспечение консультантов и клиентов концептуальными структурами, на основе которых можно принимать решения, интерпретировать проявления клиента — его поведение, мысли, чувства и переживания, направления его развития, способы общения с ним, а также систематически осмысливать консультативный процесс;
  • помощь в понимании, объяснении, а также прогнозировании (иногда — индуцировании) различных проявлений и возможных вариантов поведения и жизнедеятельности клиента.

Несмотря на указанную значимость теорий для процесса психологического консультирования, они — лишь один, хотя и важный, посредник в этом процессе. Есть и другие посредники, от которых зависит процесс и результат психологического консультирования. Традиционно выделяют консультанта (его знания, навыки, способности и многое другое), самого клиента, эффективность использования методов психологического консультирования, а также контекстные переменные [1] .

Некоторые авторы, например Раймонд Корсини [10] , рассматривают психологическое консультирование как настолько сложную деятельность, что сравнивают её с искусством.

Подходы

В психологическом консультировании наиболее устойчиво выделяемыми (в отечественной и зарубежной психологии) подходами к его осуществлению называют следующие (критерий выделения — на чём концентрируется подход):

    , в том числе:
      А. Эллиса (некоторые авторы, например, Р. Нельсон-Джоунс[1] , относят его к когнитивному направлению); Марвина Р. Голдфрида и Герольда Дэвисона (А. Эллис относит его к когнитивному направлению) [14] ;
      А. Бандуры; А. Бека; Ирвинга Джайниса;
      З. Фрейда и др.; А. Адлера; К. Г. Юнга; К. Хорни;
      И. Д. Ялома и Р. Мэя; К. Роджерса; Э. Берна; В. Франкла; У. Глассера;
      ; , в том числе:
        Г. Херманса;
        А. А. Лазаруса; Р. Нельсона-Джоунса.

      Психологическому консультированию, в его, во многом, психоаналитическому прочтению, посвящён американский драматический сериал англ. in Treatment [15] , снятый американской компанией англ. HBO по мотивам израильского сериала англ. BeTipul .

      На главную Психологическое консультирование Теория Основные категории: консультант, клиент, процесс, методы

      Основные категории: консультант, клиент, процесс, методы
      Психологическое консультирование - Теория
      Индекс материала
      Основные категории: консультант, клиент, процесс, методы
      Процесс консультирования
      Все страницы

      Содержание: основные составляющие консультирования; консультант – профессия психолога-консультанта, личностные качества, система ценностей, профессиональная этика, общие правила консультанта, типы консультирования, позиции консультанта; клиент – типы клиентов, чувства клиентов, психологическая проблема; процесс – структура модели процесса консультирования, стадии консультирования, контакт, постановка гипотез, сопротивления клиента, обобщение результатов взаимодействия и выход из контакта, консультативные приемы, оценка эффективности психологического консультирования; методы.


      Таблица 5
      Содержание основных составляющих процесса оказания психологической помощи в психологическом консультировании и психотерапии

      Клинически здоровая личность, имеющая трудности и проблемы в повседневной жизни, жалобы невротического характера, а также люди, чувствующие себя хорошо и ставящие перед собой цель дальнейшего личностного роста и развития: больной человек, имеющий подтвержденный диагноз, может в состоянии ремиссии обращаться к консультанту для решения проблем межличностных отношений

      Больной человек, имеющий ту или иную психопатологию, психические или поведенческие расстройства: здоровый человек, находящийся в кризисе, иногда идет за помощью к психиатру либо психотерапевту.

      симптом какого-то нарушения, психического или поведенческого расстройства

      краткосрочная помощь (от 5 до 15 встреч) и является упреждающей, превентивной работой, предотвращающей развитие нежелательных осложнений: может продолжаться дольше

      долговременная коррекция краткосрочная психотерапия (manage care) рассчитана на 20 сеансов

      глубокая перестройка личности, проработка сложных и специфических интраперсональных проблем: внимание на изменениях в поведении и межличностных отношениях

      Концепция здоровья / болезни

      Признание за человеком права на большую вариативность поведенческих реакций и психических состояний как здоровых, а не болезненных проявлений. Цель: помощь здоровым людям в преодолении трудностей, нахождении выхода из затруднительных положений

      Человек, рассматривается как пациент, нуждающийся в адекватном лечении. Цель: возвращение человеку психического здоровья, определяемого как отсутствие психопатологических синдромов, а процесс лечения направлен на их устранение: отдельные направления психотерапии не рассматривают клиента как больного.

      Диалогичность и ответственность

      Общение между консультантом и клиентом как равными партнерами по взаимодействию. Ответственность за успешность консультирования несут обе стороны

      Директивная, регламентированная практика, в которой психотерапевт является авторитетным лицом, принимающим решение о лечении и несущим ответственность за его эффективность: ряд направлений психотерапии базируются на идее диалога и ответственности

      Ориентация на линию времени жизни клиента

      Настоящее и будущее клиентов, помощь в решении проблем, моделирование нового поведения, новых способов взаимодействия клиента с окружением взамен привычных паттернов

      Прошлое клиентов, проработка неразрешенных ранних конфликтов, анализ давних травматических событий, поиск скрытых мотивов

      2.1. Консультант

      Личность консультанта выделяется во всех теоретических системах как важнейшее целительное средство в процессе консультирования (Р. Кочюнас). По общему мнению исследователей (M. Balint, З. Фрейд, А. Адлер), эффективность консультанта определяется свойствами личности, профессиональными знаниями и специальными навыками.

      Свойства личности важные для психолога-консультанта (Национальная ассоциация профессиональной ориентации США цит. по Р. Кочюнасу):
      – проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними;
      – чувствительность к установкам и поведению других людей;
      – эмоциональная стабильность и объективность;
      – способность вызвать доверие других людей;
      – уважение прав других людей.

      Личностные черты эффективного консультанта в гуманистическом подходе (К. Роджерс и все представители гуманистического подхода):
      - аутентичность;
      - открытость собственному опыту;
      - стремление к самопознанию;
      - идентичность;
      - толерантность к неопределенности;
      - принятие личной ответственности;
      - безоценочный характер и глубина отношений с другими людьми;
      - способность к постановке реалистичных целей;
      - эмпатичность.

      2.2. Типы (стили, позиции) и уровни консультирования

      2.3. Личность клиента

      2.4. Процесс консультирования

      Фаза 1. Инициирование консультирования и установление взаимоотношений.

      Цели: четко определить проблему и установить взаимоотношения с клиентом. Важно как можно точнее определить проблему клиента.
      Частью определения проблемы является изучение предпосылок неподходящего поведения. Осознание предпосылок, предшествовавших неадекватному поведению, дает клиенту и консультанту представление о его причинах. Второй аспект исследования поведения – определение факторов, подкрепляющих неадекватное поведение: консультант просит клиента дать описание того, что происходит сразу после неадекватного действия. Сюда можно отнести поведение других людей по отношению к клиенту, а также ощущения и чувства самого клиента. Можно учитывать как внешние, так и внутренние подкрепляющие факторы.
      Исходя из определения проблемы, клиент и консультант обсуждают желательные результаты. И хотя на данной стадии они носят предварительный характер, поведенческие цели дают клиенту нечто осязаемое, к чему можно стремиться.
      Определить проблему на ранней стадии консультирования помогает проявление тех чувств, которые вызывает у клиента проблемная ситуация. Следует дать клиентам возможность выразить чувства, увидеть свои поступки и тем самым способствовать прояснению проблемы. На этом этапе консультант приступает к формулированию гипотез относительно проблемной области и паттернов поведения.
      Другая важная задача первой стадии консультирования – установление взаимоотношений с клиентом. Клиент должен чувствовать, что его принимают, испытывать взаимную симпатию и доверие к консультанту. Чем больше клиент доверяет силе консультанта, тем в большей безопасности он себя чувствует – достаточной, чтобы исследовать свои чувства и поведение. Это не должно отрицать способности и возможности самого клиента, но должно создавать у него ощущение комфорта и безопасности в общении с новым человеком.
      Согласно Мэю (May, 1967), первый этап консультации состоит в установлении раппорта, о котором можно говорить, когда и клиент и консультант чувствуют себя непринужденно. Мэй полагает, что отношение консультанта должно сводиться к балансу между чуткостью и здравомыслием. Чуткость – это способ ненавязчиво сообщить клиенту, что его понимают. Если сочувствие консультанта слишком заметно, то клиент может усомниться в его искренности и потерять к нему доверие. Здравомыслие – это использование консультантом сердечного тона и хорошего чувства юмора как проявления человечности. Установить баланс между здравомыслием и чуткостью нелегко, – с разными клиентами эти две части необходимы в разных пропорциях. И, по словам Мэя, нужно быть достаточно чутким, чтобы понимать, когда требуется здравомыслие.
      Процесс. Если консультант берет на себя ведущую роль в интервью, то клиент может испытать еще более глубокое чувство собственной неадекватности; если же консультант слишком пассивен, то клиенту может показаться, что он не получит от него никакой помощи. Таким образом, на раннем этапе консультативных отношений необходимо правильное распределение ответственности. Консультант поощряет клиента высказываться, позволяет ему контролировать ход беседы и глубину самоисследования. Реакции консультанта в целом ограничиваются принятием, отражением и прояснением. Такие ответные реакции содержат минимум руководства со стороны консультанта и позволяют ему проверять свое понимание клиента. Кроме того, они помогают клиенту прояснить проблемную область.

      Фаза 2. Самоисследование

      Фаза 3. Углубленное исследование.

      Фаза 4. Проработка

      Факторы, влияющие на эффективность процесса консультирования (В.Н. Цапкин):
      – ослабление напряженности на первоначальной стадии интервью,
      – расширение репертуара когнитивных схем,
      – изменение поведения клиента за счет нового эмоционального опыта, полученного на сессии,
      – убеждение и внушение, явное или скрытое,
      – усвоенное или осознанное отношение клиента к новым формам поведения.
      Главные определяющие динамику процесса и действенность психологической помощи: легкость поддержания консультативного контакта и консультативных отношений, результативность и завершенность диалога, личностные качества консультанта, использование консультантом своего Я.

      2.5. Методы психологического консультирования

      Беседа рассматривается как основной общий метод в рамках различных подходов к консультированию. Основным способом воздействия консультанта на клиента в ходе интервью-беседы являются вопросы (Г. С. Абрамова). В беседе психолог интересуется не только явным содержанием ответа клиента (факты, мнения, чувства, словарный запас), но и его поведением (интонация, мимика, жесты и т.д.).

      Таблица 6
      Цели и способы задавания вопросов (В.К. Лосева, А.И. Луньков)

      В психологическом консультировании роль и место консультанта зависят в первую очередь от его теоретической ориентации и личностных черт. Существует несколько позиций консультанта по отношению к клиенту, при этом профессиональный консультант должен уметь находиться при необходимости во всех позициях. Выделяются три позиции консультанта по отношению к клиенту:

      l позиция равенства, когда и клиент и консультант чувствуют себя в пространства консультирования полноправными партнёрами со своими установками, ценностями, мировоззрением, при этом консультант не даёт оценок клиенту, а клиент не предъявляет к консультанту завышенных ожиданий.

      Модель эффективного консультанта включает в себя следующие составляющие:

      l личностные качества;

      l систему ценностей;

      l профессиональные установки;

      l профессиональные навыки и умения.

      Психолог-консультант (психотерапевт) должен обладать зрелостью личности, которая включает в себя два аспекта:

      1. личностную зрелость;
      2. социальную зрелость.

      Выделяются следующие качества зрелости личности консультанта, обеспечивающие эффективность терапевтического процесса:

      l в области личностной зрелости:

      - аутентичность, подлинность, когда консультант является самим собой и, находясь в процессе общения с собой или с другими, не использует фасады и маски и не играет заданные и придуманные роли, позволяя проявляться подлинным, свойственным только данной личности эмоциям, чувствам, поведению;

      - конгруэнтность, то есть соответствие внутреннего мира личности (чувств, эмоций, мыслей и т.п.) его внешним проявлениям и того, что он осознаёт, тому, каков его опыт;

      - сила личности и гибкость, умение в нужной ситуации быть твёрдым в своих убеждениях, знать, чего хочешь, и не поддаваться влиянию окружения и стереотипов и в то же время умение пересмотреть свои позиции и ценности, гибкость в поведении и понимании окружающих;

      - открытость новому опыту, искренность в восприятии собственных чувств, эмоций, умение принимать и ассимилировать новый опыт, незацикленность на старых схемах и старом опыте, отсутствие сильной боязни, страха перед новым опытом;

      - позитивность, включающая в себя как способность к позитивному восприятию жизни в целом, так и позитивное отношение к людям, в частности к клиентам;

      - адекватность, включающая адекватную оценку консультантом себя, своих личностных и профессиональных качеств и способностей, а так же способность к постановке реалистичных целей и принятие своей несовершенности;

      - рефлексия, самопознание – способность к постоянному изучению себя, своего внутреннего мира, высокий уровень самопознания и стремление к анализу себя, своих мотивов, чувств, эмоций, поступков, умение прорабатывать свои проблемы;

      - интернальность – внутренний локус контроля, то есть принятие ответственности за свою жизнь, поступки, действия и себя самого;

      l в области социальной зрелости:

      - коммуникабельность, способность к налаживанию контакта с окружающими людьми, в том числе с клиентами, к построению продуктивных отношений, умение воспринимать и прислушиваться к мнению и чувствам других людей;

      - толерантность к неопределённости, умение быть уверенным в себе, сохранять чувство спокойствия и не испытывать чувство тревожности в ситуациях большой неопределённости, неясности, неизвестности, отсутствия чёткой структурированности. Ориентация на свою интуицию.

      - эмоциональная теплота, предполагающая неотъемлемый интерес к другим людям, к их жизни, демонстрация заинтересованности и отсутствие осуждения;

      - этническая сензитивность, гибкость и безоценочность по отношению к представителям различных этносов, отсутствие национальных предубеждений и стереотипов, понимание и принятие других культур и обычаев, ценностей других народов;

      Особо вредными чертами для психолога-консультанта являются:

      l авторитарность и снобизм, уверенность в собственной непогрешимости и идеальности;

      l нетерпимость к недостаткам других;

      l пассивность жизненной позиции;

      l зависимость от стереотипов, установок и авторитетов;

      l замкнутость;

      l склонность использовать клиента для удовлетворения своих потребностей;

      l невротическая установка в отношении денег, когда деньги – цель существования, а не средство.

      Обряды и обрядовый фольклор: составляли словесно-музыкальные, дра­матические, игровые, хореографические жанры, которые.

      Историческое сочинение по периоду истории с 1019-1054 г.: Все эти процессы связаны с деятельностью таких личностей, как.

      В психологическом консультировании роль и место консультанта зависят в первую очередь от его теоретической ориентации и личностных черт. Существует несколько позиций консультанта по отношению к клиенту, при этом профессиональный консультант должен уметь находиться при необходимости во всех позициях. Выделяются три позиции консультанта по отношению к клиенту:

      l позиция равенства, когда и клиент и консультант чувствуют себя в пространства консультирования полноправными партнёрами со своими установками, ценностями, мировоззрением, при этом консультант не даёт оценок клиенту, а клиент не предъявляет к консультанту завышенных ожиданий.

      Модель эффективного консультанта включает в себя следующие составляющие:

      l личностные качества;

      l систему ценностей;

      l профессиональные установки;

      l профессиональные навыки и умения.

      Психолог-консультант (психотерапевт) должен обладать зрелостью личности, которая включает в себя два аспекта:

      1. личностную зрелость;
      2. социальную зрелость.

      Выделяются следующие качества зрелости личности консультанта, обеспечивающие эффективность терапевтического процесса:

      l в области личностной зрелости:

      - аутентичность, подлинность, когда консультант является самим собой и, находясь в процессе общения с собой или с другими, не использует фасады и маски и не играет заданные и придуманные роли, позволяя проявляться подлинным, свойственным только данной личности эмоциям, чувствам, поведению;

      - конгруэнтность, то есть соответствие внутреннего мира личности (чувств, эмоций, мыслей и т.п.) его внешним проявлениям и того, что он осознаёт, тому, каков его опыт;

      - сила личности и гибкость, умение в нужной ситуации быть твёрдым в своих убеждениях, знать, чего хочешь, и не поддаваться влиянию окружения и стереотипов и в то же время умение пересмотреть свои позиции и ценности, гибкость в поведении и понимании окружающих;

      - открытость новому опыту, искренность в восприятии собственных чувств, эмоций, умение принимать и ассимилировать новый опыт, незацикленность на старых схемах и старом опыте, отсутствие сильной боязни, страха перед новым опытом;

      - позитивность, включающая в себя как способность к позитивному восприятию жизни в целом, так и позитивное отношение к людям, в частности к клиентам;

      - адекватность, включающая адекватную оценку консультантом себя, своих личностных и профессиональных качеств и способностей, а так же способность к постановке реалистичных целей и принятие своей несовершенности;

      - рефлексия, самопознание – способность к постоянному изучению себя, своего внутреннего мира, высокий уровень самопознания и стремление к анализу себя, своих мотивов, чувств, эмоций, поступков, умение прорабатывать свои проблемы;

      - интернальность – внутренний локус контроля, то есть принятие ответственности за свою жизнь, поступки, действия и себя самого;

      l в области социальной зрелости:

      - коммуникабельность, способность к налаживанию контакта с окружающими людьми, в том числе с клиентами, к построению продуктивных отношений, умение воспринимать и прислушиваться к мнению и чувствам других людей;

      - толерантность к неопределённости, умение быть уверенным в себе, сохранять чувство спокойствия и не испытывать чувство тревожности в ситуациях большой неопределённости, неясности, неизвестности, отсутствия чёткой структурированности. Ориентация на свою интуицию.

      - эмоциональная теплота, предполагающая неотъемлемый интерес к другим людям, к их жизни, демонстрация заинтересованности и отсутствие осуждения;

      - этническая сензитивность, гибкость и безоценочность по отношению к представителям различных этносов, отсутствие национальных предубеждений и стереотипов, понимание и принятие других культур и обычаев, ценностей других народов;

      Особо вредными чертами для психолога-консультанта являются:

      l авторитарность и снобизм, уверенность в собственной непогрешимости и идеальности;

      l нетерпимость к недостаткам других;

      l пассивность жизненной позиции;

      l зависимость от стереотипов, установок и авторитетов;

      l замкнутость;

      l склонность использовать клиента для удовлетворения своих потребностей;

      l невротическая установка в отношении денег, когда деньги – цель существования, а не средство.

      Социальное обеспечение и социальная защита в РФ: Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием .

      Тема 5. Подряд. Возмездное оказание услуг: К адвокату на консультацию явилась Минеева и пояснила, что.

      Ограждение места работ сигналами на перегонах и станциях: Приступать к работам разрешается только после того, когда.

      Читайте также: