Эффективным вариантом посадки консультанта и клиента считается
Добавил пользователь Владимир З. Обновлено: 19.09.2024
Психологическое консультирование — один из видов психологической помощи (наряду с психокоррекцией, психотерапией, психологическими тренингами и др.), выделившийся из психотерапии. Согласно Р. Нельсону-Джоунсу, психологическое консультирование, по своей сути, является видом отношений помощи [1] .
Сложным является вопрос о соотношении и разграничении психологического консультирования и психотерапии. По этому поводу существуют разнообразные точки зрения. В частности, утверждается, что психотерапия представляет собой глубокую долговременную работу, нацеленную на изменения в структуре личности, а психологическое консультирование, как правило, является краткосрочным и направлено на достижение клиентами их жизненных актуальных целей. В отличие от психологического консультирования, психотерапия рассчитана обычно на помощь людям с психическими расстройствами. В РФ лицо, не имеющее высшего медицинского образования, не имеет юридического права заниматься медицинской психотерапией (с возможностью прописывать препараты) [2] , хотя на Западе клинические психологи имеют право заниматься психотерапией наряду с врачами [3] . Следует разделять термины психотерапевт и врач-психотерапевт.
Многие авторы отмечают, что провести чёткую грань между психологическим консультированием и психотерапией невозможно и граница между ними является условной. Нередко эти два термина используются как синонимы [2] .
Как пишет специалист в области психологического консультирования Римантас Кочюнас (польск.) ( рус. , данная профессиональная деятельность возникла в ответ на потребности людей, которые не имея клинических нарушений всё же искали психологическую помощь. Именно поэтому, специалисты по психологическому консультированию помогают прежде всего людям, испытывающим трудности в повседневной жизни, деятельности, общении и т. д. [4]
Психологическое консультирование появлялось, содержательно наполняясь различными теориями — как психологическими и психотерапевтическими, так и философскими, социально-психологическими, так и собственно — консультативными.
Появление теорий психологического консультирования находится под влиянием социально-исторических (особенности общественной организации, общественные проблемы времени, в которых живёт создатель теории, изменения в обществе и др.) и культурных факторов (различия в культурах, в которых создаются теории). Создатели теорий нередко создают свои теории, решая свои собственные проблемы, при этом выражая или отражая собственную индивидуальность, имея сильную заинтересованность в записи и передаче идей [1] .
Цели психологического консультирования зависят от конкретной психологической школы. Рассмотрим некоторых из них:
Обобщённо говоря, цель психологического консультирования — помочь клиенту в решении его проблемы. Осознать и изменить малоэффективные модели поведения, для того, чтобы принимать важные решения, разрешать возникающие проблемы, достигать поставленных целей, жить в гармонии с собой и окружающим миром.
По направленности цели психологического консультирования разделяют на цели, связанные с исправлением (коррекцией) и цели, связанные с обеспечением роста и развития, хотя такое разделение не всегда возможно произвести достаточно чётко [1] .
В целом, в психологическом консультировании (с рядом исключений) большое внимание уделяется достижению состояния психологического комфорта и сохранению психического здоровья (как клиента, так и консультанта), а также особенно большое значение придаётся повышению личной ответственности клиентов за ход их собственной жизни, и, в конечном счёте, — возможности жить без помощи консультанта [6] .
Постановка цели психологического консультирования, являющейся предвосхищаемым его результатом, в силу обоюдной активности в процессе консультирования как консультанта, так и клиента в разных теоретических традициях является обычно единым совместным творчеством обоих субъектов, хотя вместе с тем, её понимание (например, глубина понимания), а также способы отношения к данной цели у них могут различаться, в силу того, что они занимают различные позиции в психологическом консультировании.
В качестве цели психологического консультирования, практически вне зависимости от подхода, который использует консультант, может рассматриваться выслушивание и понимание клиента, которое уже само по себе, зачастую приводит к положительным изменениям. Другими словами, предвосхищаемым результатом консультирования является обеспечение клиента возможностью высказаться, поговорить откровенно, рассказать о том, что беспокоит и тревожит его.
Выделяется целый ряд критериев, свидетельствующих о том, что цели психологического консультирования достигнуты. Рассмотрим основные из них:
- Удовлетворённость клиента. В частности, удовлетворённость не стоит понимать только таким образом, что клиенту должно стать лучше, чем было до консультации. Удовлетворённость клиента — один из критериев того, что помощь была оказана эффективно, однако многое определяется характером проблемы клиента. Например, если клиент переживает горе или утрату, то он может и должен рассчитывать на то, что после консультации ему станет хоть немного легче, а консультант будет стараться облегчить его горе. В иной ситуации облегчение эмоционального состояния может не являться основной целью консультанта, и более того, клиент может начать переживать свои проблемы острее и болезненней, поскольку в некоторых случаях ощущение собственной ответственности, приходящей вместе с пониманием ситуации, может не являться лёгким или приятным переживанием [7] .
- Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним.
Психологическое консультирование отличается от психотерапии, хотя чёткую границу между ними не проводят.
В частности, как отмечает Р. Нельсон-Джоунс, большинство консультантов не считают использование отношений помощи (то есть психологического консультирования) достаточно эффективным для того, чтобы у клиента произошли конструктивные изменения, и полагают, что необходимо использовать также целый репертуар воздействий (то есть психотерапию), в дополнение к отношениям помощи [1] .
Некоторые авторы, например Ю. Е. Алёшина, отмечают также, что различна длительность психологической помощи — психологическое консультирование, как правило, является краткосрочным (редко превышает 5-6 встреч консультанта и клиента), в то время, как процесс психотерапии может длиться значительно дольше (десятки, а то и сотни встреч консультанта и клиента в течение ряда лет), но есть исключения, связанные с особенностями понимания консультативного процесса в некоторых теориях [7] .
Традиционно, в психологическом консультировании различают следующие виды (критерием различения служит направленность психологического консультирования на сферы жизни личности):
Очень сложно и вряд ли возможно различить этические принципы психологической помощи в целом и психологического консультирования. Среди наиболее важных этических принципов психологического консультирования (согласно Ю. Е. Алёшиной) традиционно выделяют следующие [7] :
Психологическое консультирование может проходить в различных пространственных и временных условиях, но считается, что для повышения его эффективности существенное значение имеют особенности пространственной и временной организации этого процесса.
В качестве наиболее подходящего места для проведения психологического консультирования, указывают специально оборудованный кабинет, позволяющий обеспечить уединённость, удобство и комфорт, в котором должны отсутствовать элементы, которые могут привлечь излишнее внимание клиента, и отвлекающие его от процесса консультирования. Вместе с тем, консультирование может быть успешным и без наличия специально оборудованного кабинета. Для этого, консультант может специально организовать некоторую часть пространства, лучше всего в углу, где можно посадить клиента спиной к двери, ограничив его поле зрения, и тем самым, максимально сосредоточив его на самом себе [7] .
Эффективным вариантом посадки консультанта и клиента, считается положение друг на против друга и чуть наискосок, которое позволяет с лёгкостью видеть лицо собеседника, и вместе с тем даёт возможность отвести глаза в сторону без особого труда. Расстояние между консультантом и клиентом не должно быть слишком маленьким, то есть они не должны сидеть слишком близко друг к другу, и должны иметь пространство для ног, достаточное чтобы иметь возможность, чтобы встать или сесть на своё место. Иногда полезно когда между ними находится что-то вроде журнального столика, куда можно что-либо положить или при необходимости вести запись. Вместе с тем, стол не должен быть большим, так как может стать помехой и восприниматься как барьер между клиентом и консультантом [7] .
Любое психологическое консультирование, будучи видом психологической практики, опирается на теоретическое понимание этой практики. Теории, применяемые для психологического консультирования, обладают целым рядом функций, например:
- разработка терминологии, профессионального языка и способов его использования — то, с помощью чего можно понимать и интерпретировать происходящее с клиентом и в целом консультативный процесс, а также обмениваться информацией и достигать взаимопонимания;
- обеспечение консультантов и клиентов концептуальными структурами, на основе которых можно принимать решения, интерпретировать проявления клиента — его поведение, мысли, чувства и переживания, направления его развития, способы общения с ним, а также систематически осмысливать консультативный процесс;
- помощь в понимании, объяснении, а также прогнозировании (иногда — индуцировании) различных проявлений и возможных вариантов поведения и жизнедеятельности клиента.
Несмотря на указанную значимость теорий для процесса психологического консультирования, они — лишь один, хотя и важный, посредник в этом процессе. Есть и другие посредники, от которых зависит процесс и результат психологического консультирования. Традиционно выделяют консультанта (его знания, навыки, способности и многое другое), самого клиента, эффективность использования методов психологического консультирования, а также контекстные переменные [1] .
Некоторые авторы, например Раймонд Корсини [10] , рассматривают психологическое консультирование как настолько сложную деятельность, что сравнивают её с искусством.
Подходы
В психологическом консультировании наиболее устойчиво выделяемыми (в отечественной и зарубежной психологии) подходами к его осуществлению называют следующие (критерий выделения — на чём концентрируется подход):
-
, в том числе:
- личностную зрелость;
- социальную зрелость.
- личностную зрелость;
- социальную зрелость.
-
А. Эллиса (некоторые авторы, например, Р. Нельсон-Джоунс[1] , относят его к когнитивному направлению); Марвина Р. Голдфрида и Герольда Дэвисона (А. Эллис относит его к когнитивному направлению) [14] ;
-
А. Бандуры; А. Бека; Ирвинга Джайниса;
-
З. Фрейда и др.; А. Адлера; К. Г. Юнга; К. Хорни;
-
И. Д. Ялома и Р. Мэя; К. Роджерса; Э. Берна; В. Франкла; У. Глассера;
-
; , в том числе:
-
Г. Херманса;
-
А. А. Лазаруса; Р. Нельсона-Джоунса.
Психологическому консультированию, в его, во многом, психоаналитическому прочтению, посвящён американский драматический сериал англ. in Treatment [15] , снятый американской компанией англ. HBO по мотивам израильского сериала англ. BeTipul .
На главную Психологическое консультирование Теория Основные категории: консультант, клиент, процесс, методы
Основные категории: консультант, клиент, процесс, методы |
Психологическое консультирование - Теория | ||||
Содержание: основные составляющие консультирования; консультант – профессия психолога-консультанта, личностные качества, система ценностей, профессиональная этика, общие правила консультанта, типы консультирования, позиции консультанта; клиент – типы клиентов, чувства клиентов, психологическая проблема; процесс – структура модели процесса консультирования, стадии консультирования, контакт, постановка гипотез, сопротивления клиента, обобщение результатов взаимодействия и выход из контакта, консультативные приемы, оценка эффективности психологического консультирования; методы. Клинически здоровая личность, имеющая трудности и проблемы в повседневной жизни, жалобы невротического характера, а также люди, чувствующие себя хорошо и ставящие перед собой цель дальнейшего личностного роста и развития: больной человек, имеющий подтвержденный диагноз, может в состоянии ремиссии обращаться к консультанту для решения проблем межличностных отношений Больной человек, имеющий ту или иную психопатологию, психические или поведенческие расстройства: здоровый человек, находящийся в кризисе, иногда идет за помощью к психиатру либо психотерапевту. симптом какого-то нарушения, психического или поведенческого расстройства краткосрочная помощь (от 5 до 15 встреч) и является упреждающей, превентивной работой, предотвращающей развитие нежелательных осложнений: может продолжаться дольше долговременная коррекция краткосрочная психотерапия (manage care) рассчитана на 20 сеансов глубокая перестройка личности, проработка сложных и специфических интраперсональных проблем: внимание на изменениях в поведении и межличностных отношениях Концепция здоровья / болезни Признание за человеком права на большую вариативность поведенческих реакций и психических состояний как здоровых, а не болезненных проявлений. Цель: помощь здоровым людям в преодолении трудностей, нахождении выхода из затруднительных положений Человек, рассматривается как пациент, нуждающийся в адекватном лечении. Цель: возвращение человеку психического здоровья, определяемого как отсутствие психопатологических синдромов, а процесс лечения направлен на их устранение: отдельные направления психотерапии не рассматривают клиента как больного. Диалогичность и ответственность Общение между консультантом и клиентом как равными партнерами по взаимодействию. Ответственность за успешность консультирования несут обе стороны Директивная, регламентированная практика, в которой психотерапевт является авторитетным лицом, принимающим решение о лечении и несущим ответственность за его эффективность: ряд направлений психотерапии базируются на идее диалога и ответственности Ориентация на линию времени жизни клиента Настоящее и будущее клиентов, помощь в решении проблем, моделирование нового поведения, новых способов взаимодействия клиента с окружением взамен привычных паттернов Прошлое клиентов, проработка неразрешенных ранних конфликтов, анализ давних травматических событий, поиск скрытых мотивов 2.1. КонсультантЛичность консультанта выделяется во всех теоретических системах как важнейшее целительное средство в процессе консультирования (Р. Кочюнас). По общему мнению исследователей (M. Balint, З. Фрейд, А. Адлер), эффективность консультанта определяется свойствами личности, профессиональными знаниями и специальными навыками. Свойства личности важные для психолога-консультанта (Национальная ассоциация профессиональной ориентации США цит. по Р. Кочюнасу): Личностные черты эффективного консультанта в гуманистическом подходе (К. Роджерс и все представители гуманистического подхода): 2.2. Типы (стили, позиции) и уровни консультирования2.3. Личность клиента2.4. Процесс консультированияФаза 1. Инициирование консультирования и установление взаимоотношений. Цели: четко определить проблему и установить взаимоотношения с клиентом. Важно как можно точнее определить проблему клиента. Фаза 2. Самоисследование Фаза 3. Углубленное исследование. Фаза 4. Проработка Факторы, влияющие на эффективность процесса консультирования (В.Н. Цапкин): 2.5. Методы психологического консультированияБеседа рассматривается как основной общий метод в рамках различных подходов к консультированию. Основным способом воздействия консультанта на клиента в ходе интервью-беседы являются вопросы (Г. С. Абрамова). В беседе психолог интересуется не только явным содержанием ответа клиента (факты, мнения, чувства, словарный запас), но и его поведением (интонация, мимика, жесты и т.д.). Таблица 6 В психологическом консультировании роль и место консультанта зависят в первую очередь от его теоретической ориентации и личностных черт. Существует несколько позиций консультанта по отношению к клиенту, при этом профессиональный консультант должен уметь находиться при необходимости во всех позициях. Выделяются три позиции консультанта по отношению к клиенту: l позиция равенства, когда и клиент и консультант чувствуют себя в пространства консультирования полноправными партнёрами со своими установками, ценностями, мировоззрением, при этом консультант не даёт оценок клиенту, а клиент не предъявляет к консультанту завышенных ожиданий. Модель эффективного консультанта включает в себя следующие составляющие: l личностные качества; l систему ценностей; l профессиональные установки; l профессиональные навыки и умения. Психолог-консультант (психотерапевт) должен обладать зрелостью личности, которая включает в себя два аспекта: Выделяются следующие качества зрелости личности консультанта, обеспечивающие эффективность терапевтического процесса: l в области личностной зрелости: - аутентичность, подлинность, когда консультант является самим собой и, находясь в процессе общения с собой или с другими, не использует фасады и маски и не играет заданные и придуманные роли, позволяя проявляться подлинным, свойственным только данной личности эмоциям, чувствам, поведению; - конгруэнтность, то есть соответствие внутреннего мира личности (чувств, эмоций, мыслей и т.п.) его внешним проявлениям и того, что он осознаёт, тому, каков его опыт; - сила личности и гибкость, умение в нужной ситуации быть твёрдым в своих убеждениях, знать, чего хочешь, и не поддаваться влиянию окружения и стереотипов и в то же время умение пересмотреть свои позиции и ценности, гибкость в поведении и понимании окружающих; - открытость новому опыту, искренность в восприятии собственных чувств, эмоций, умение принимать и ассимилировать новый опыт, незацикленность на старых схемах и старом опыте, отсутствие сильной боязни, страха перед новым опытом; - позитивность, включающая в себя как способность к позитивному восприятию жизни в целом, так и позитивное отношение к людям, в частности к клиентам; - адекватность, включающая адекватную оценку консультантом себя, своих личностных и профессиональных качеств и способностей, а так же способность к постановке реалистичных целей и принятие своей несовершенности; - рефлексия, самопознание – способность к постоянному изучению себя, своего внутреннего мира, высокий уровень самопознания и стремление к анализу себя, своих мотивов, чувств, эмоций, поступков, умение прорабатывать свои проблемы; - интернальность – внутренний локус контроля, то есть принятие ответственности за свою жизнь, поступки, действия и себя самого; l в области социальной зрелости: - коммуникабельность, способность к налаживанию контакта с окружающими людьми, в том числе с клиентами, к построению продуктивных отношений, умение воспринимать и прислушиваться к мнению и чувствам других людей; - толерантность к неопределённости, умение быть уверенным в себе, сохранять чувство спокойствия и не испытывать чувство тревожности в ситуациях большой неопределённости, неясности, неизвестности, отсутствия чёткой структурированности. Ориентация на свою интуицию. - эмоциональная теплота, предполагающая неотъемлемый интерес к другим людям, к их жизни, демонстрация заинтересованности и отсутствие осуждения; - этническая сензитивность, гибкость и безоценочность по отношению к представителям различных этносов, отсутствие национальных предубеждений и стереотипов, понимание и принятие других культур и обычаев, ценностей других народов; Особо вредными чертами для психолога-консультанта являются: l авторитарность и снобизм, уверенность в собственной непогрешимости и идеальности; l нетерпимость к недостаткам других; l пассивность жизненной позиции; l зависимость от стереотипов, установок и авторитетов; l замкнутость; l склонность использовать клиента для удовлетворения своих потребностей; l невротическая установка в отношении денег, когда деньги – цель существования, а не средство. Обряды и обрядовый фольклор: составляли словесно-музыкальные, драматические, игровые, хореографические жанры, которые. Историческое сочинение по периоду истории с 1019-1054 г.: Все эти процессы связаны с деятельностью таких личностей, как. В психологическом консультировании роль и место консультанта зависят в первую очередь от его теоретической ориентации и личностных черт. Существует несколько позиций консультанта по отношению к клиенту, при этом профессиональный консультант должен уметь находиться при необходимости во всех позициях. Выделяются три позиции консультанта по отношению к клиенту: l позиция равенства, когда и клиент и консультант чувствуют себя в пространства консультирования полноправными партнёрами со своими установками, ценностями, мировоззрением, при этом консультант не даёт оценок клиенту, а клиент не предъявляет к консультанту завышенных ожиданий. Модель эффективного консультанта включает в себя следующие составляющие: l личностные качества; l систему ценностей; l профессиональные установки; l профессиональные навыки и умения. Психолог-консультант (психотерапевт) должен обладать зрелостью личности, которая включает в себя два аспекта: Выделяются следующие качества зрелости личности консультанта, обеспечивающие эффективность терапевтического процесса: l в области личностной зрелости: - аутентичность, подлинность, когда консультант является самим собой и, находясь в процессе общения с собой или с другими, не использует фасады и маски и не играет заданные и придуманные роли, позволяя проявляться подлинным, свойственным только данной личности эмоциям, чувствам, поведению; - конгруэнтность, то есть соответствие внутреннего мира личности (чувств, эмоций, мыслей и т.п.) его внешним проявлениям и того, что он осознаёт, тому, каков его опыт; - сила личности и гибкость, умение в нужной ситуации быть твёрдым в своих убеждениях, знать, чего хочешь, и не поддаваться влиянию окружения и стереотипов и в то же время умение пересмотреть свои позиции и ценности, гибкость в поведении и понимании окружающих; - открытость новому опыту, искренность в восприятии собственных чувств, эмоций, умение принимать и ассимилировать новый опыт, незацикленность на старых схемах и старом опыте, отсутствие сильной боязни, страха перед новым опытом; - позитивность, включающая в себя как способность к позитивному восприятию жизни в целом, так и позитивное отношение к людям, в частности к клиентам; - адекватность, включающая адекватную оценку консультантом себя, своих личностных и профессиональных качеств и способностей, а так же способность к постановке реалистичных целей и принятие своей несовершенности; - рефлексия, самопознание – способность к постоянному изучению себя, своего внутреннего мира, высокий уровень самопознания и стремление к анализу себя, своих мотивов, чувств, эмоций, поступков, умение прорабатывать свои проблемы; - интернальность – внутренний локус контроля, то есть принятие ответственности за свою жизнь, поступки, действия и себя самого; l в области социальной зрелости: - коммуникабельность, способность к налаживанию контакта с окружающими людьми, в том числе с клиентами, к построению продуктивных отношений, умение воспринимать и прислушиваться к мнению и чувствам других людей; - толерантность к неопределённости, умение быть уверенным в себе, сохранять чувство спокойствия и не испытывать чувство тревожности в ситуациях большой неопределённости, неясности, неизвестности, отсутствия чёткой структурированности. Ориентация на свою интуицию. - эмоциональная теплота, предполагающая неотъемлемый интерес к другим людям, к их жизни, демонстрация заинтересованности и отсутствие осуждения; - этническая сензитивность, гибкость и безоценочность по отношению к представителям различных этносов, отсутствие национальных предубеждений и стереотипов, понимание и принятие других культур и обычаев, ценностей других народов; Особо вредными чертами для психолога-консультанта являются: l авторитарность и снобизм, уверенность в собственной непогрешимости и идеальности; l нетерпимость к недостаткам других; l пассивность жизненной позиции; l зависимость от стереотипов, установок и авторитетов; l замкнутость; l склонность использовать клиента для удовлетворения своих потребностей; l невротическая установка в отношении денег, когда деньги – цель существования, а не средство. Социальное обеспечение и социальная защита в РФ: Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием . Тема 5. Подряд. Возмездное оказание услуг: К адвокату на консультацию явилась Минеева и пояснила, что. Ограждение места работ сигналами на перегонах и станциях: Приступать к работам разрешается только после того, когда. Читайте также: |