Дыхание питание и размножение растения

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Онлайн игры,тренажеры,презентации,уроки,энциклопедии,статьи

У всех живых клеток наблюдаются общие свойства: питание, выделение. дыхание, обмен веществ, деление. В клетках идет постоянное расщепление одних веществ и синтез других. Синтезированные молекулы белков, жиров и углеводов идут на обновление внутренних структур клеток, которое происходит постоянно, пока клетка жива; используются для деления и роста новых клеток. В свою очередь, ненужные вещества удаляются из клетки. Эти процессы называются пластическим обменом веществ, или ассимиляцией.

Существует также энергетический обмен, или диссимиляция, в результате которого происходит синтез и расщепление молекул АТФ на более простые молекулы. Выделяющаяся при этом энергия идет на нужды клетки. Молекулы АТФ, или аденозинтрифосфорной кислоты, единственный и универсальный источник энергии в клетке.

В клетке происходит постоянное движение цитоплазмы, благодаря которому различные вещества и энергия перемещаются туда, где они в данный момент необходимы.

Рассмотрим подробнее каждый из перечисленных процессов.

Питание растительной клетки

Растения — автотрофы, их клетки могут синтезировать органические вещества из углекислого газа и воды в процессе фотосинтеза. Фотосинтез представляет собой ряд последовательных химических реакций, протекающих в хлоропластах. С помощью хлорофилла растение преобразует энергию солнечного света, из бедных энергией молекул углекислого газа и воды растение образует богатые энергией углеводы и кислород, а кроме того энергия запасается в виде АТФ .

Фотосинтез

Часть кислорода используется для клеточного дыхания, но большая его часть выделяется в атмосферу. В темноте фотосинтез прекращается, и кислород не образуется. Поскольку клеточное дыхание продолжается и в темноте, растение ночью выделяет углекислый газ.

Кроме углекислого газа, кислорода и воды, клетке еще необходимы минеральные вещества. Минералы входят в состав ферментов, встраиваются в клеточную стенку и т.д. Растение получает минеральные вещества в растворенном виде из почвы или воды.

Дыхание растительной клетки

Клеточное дыхание, или диссимиляция, — это процесс окисления органических веществ, чаще всего глюкозы и др. до углекислого газа и воды, в результате чего выделяется энергия, необходимая для жизнедеятельности клетки. Окисление — это химическая реакция расщепления при участии кислорода. Таким образом, в результате клеточного дыхания растением потребляется кислород и выделяется углекислый газ. Этот процесс происходит и днем, и ночью в митохондриях. Энергия, выделившаяся при окислении, запасается впрок в виде молекул АТФ и используется клеткой по мере надобности. Наиболее интенсивно процессы дыхания происходят в молодых и делящихся клетках. По своей сути клеточное дыхание является противоположностью фотосинтеза, за исключением того, что фотосинтез протекает только на свету, днем, а дыхание — как на свету, так и ночью, в темноте. Это демонстрирует следующая таблица:

Фотосинтез Дыхание
1 Поглощение углекислого газа Поглощение кислорода
2 Выделение кислорода Выделение углекислого газа
3 Образование органических веществ из углекислого газа и воды Разложение органических веществ на углекислый газ и воду
4 Поглощение из окружающей среды и расходование воды Образование и выделение в окружающую среду воды
5 Поглощение солнечной энергии и накопление ее в органических веществах и АТФ Высвобождение энергии и накопление ее в виде АТФ
6 Происходит только на свету Происходит непрерывно на свету и в темноте
7 Протекает в хлоропластах Протекает в митохондриях
8 Происходит в листьях и других зеленых частях растения Протекает во всех клетках растения

Выделение

Клетка может избавляться от ненужных или избыточных веществ различными способами — накапливать их в вакуолях, удалять их наружу или в межклеточное пространство с помощью секреторных пузырьков (везикул) и т.д. Выделение из клетки бывает двух видов:

  1. Экскреция — это пассивное выделение через мембрану по градиенту концентрации, оно идет без затрат энергии.
  2. Секреция — активное выделение из клетки с затратой энергии.

Секреция в свою очередь может проходить тремя способами:

  • мерокриновая — выделение отдельных молекул через клеточную мембрану с помощью специальных белков-переносчиков (эккриновая секреция), либо выделение секрета с помощью везикул, образующихся в Аппарате Гольджи, обычным способом — слиянием везикулы с клеточной оболочкой и раскрытием ее наружу (гранулокриновая секреция).
  • апокриновая — когда вместе с секретом выделяется часть цитоплазмы, например, при разрыве секреторных волосков.
  • голокриновая — когда разрушается клеточная мембрана, и секрет изливается наружу. Клетка при этом теряет свои структуры и превращается в секрет. Такой тип секреции имеют клетки корневого чехлика растений.

У растений для выделения образуются различные секреторные органы и приспособления . Выделяться могут не только токсичные и ненужные вещества, но и вещества, образующиеся растением специально для защиты от поедания животными, для привлечения насекомых-опылителей, для защиты от высыхания и т.д.

К таким образованиям относятся железистые волоски, например, у крапивы:

Поступление и выделение газов , а также испарение воды происходит через специальные образования — устьица, расположенные чаще на нижней стороне листа.

Размножение

Размножение растительной клетки происходит с помощью деления. Этапы процесса деления показаны на схеме:

Сначала происходит удвоение хромосом, они расходятся к полюсам клетки, а затем делится цитоплазма и клетка разделяется на две дочерние клетки.

За счет деления клеток, которое происходит постоянно, растение растет всю жизнь. Отсюда и название — РАСТение.

Однако рост отдельных частей растения может быть обусловлен и накоплением воды, питательных веществ или секрета в вакуолях и их растяжением:

Орган — это часть организма, которая имеет особое строение, определенное расположение в организме и выполняет определенную функцию. Например, к органам животных относятся сердце, почки, желудок. Органами растений является листок, корень, стебель. Каждый орган в живом организме имеет особые, присущие только ему функции.

Так, у растений листья выполняет такие функции, как фотосинтез и испарение; корень всасывает воду с растворенными в ней питательными веществами из почвы; стебель обеспечивает связь между корнем и листьями. Вместе с листьями и почками стебель образует побег — надземный орган растений. Корень и побег — это вегетативные органы растений.

У большинства растений образуются цветки. Такие растения называются цветочными. Из завязи цветка образуются плоды с семенами внутри. Поэтому цветок, плод и семена — органы, обеспечивающие размножение растений.

Организм животных состоит из различных органов: сердце, легкие, желудок, артерии и тому подобное. Для выполнения жизненно важных функций органы объединяются в системы органов. Например, пищеварительная система состоит из ротовой полости, пищевода, желудка, кишечника.

У животных есть такие системы органов:

  • опорно-двигательная — обеспечивает движения тела
  • дыхательная — обеспечивает организм кислородом и выводит углекислый газ;
  • кровеносная — осуществляет транспорт различных веществ в организме;
  • пищеварительная — обеспечивает поступление и усвоение организмом питательных веществ;
  • половая — отвечает за размножение организмов;
  • нервная — согласовывает и контролирует функции всего организма.

Системы органов взаимодействуют между собой для обеспечения всех процессов жизнедеятельности организма. Поэтому организм любого живого существа является биологической системой.

Свойства живых организмов. Рост и развитие

В организм попадают вещества из внешней среды, обеспечивающие процессы жизнедеятельности этого организма. Во время питания попадает пища и вода, дыхание обеспечивает поступление кислорода. Организм перерабатывает эти вещества, часть усваивает, а часть выводит наружу, то есть происходит процесс выделения. Таким образом, между организмом и средой происходит обмен веществ.

Поступления с пищей питательных веществ обеспечивает рост и развитие, все эти процессы вместе необходимы для вступления очень важного свойства организма — способности к размножению.

Изменение условий окружающей среды вызывает соответствующие реакции организма (изменения в поведении живых существ). Это свойство называется раздражительностью. Основные свойства живых организмов — это питание, дыхание, выделение, обмен веществ, рост, развитие, размножение, раздражительность.

Рост — это увеличение размеров и массы организмов.

Растения растут в течение всей своей жизни. Их рост сопровождается увеличением размеров и образованием новых вегетативных органов. Такой рост называется неограниченным .

Рост животных также сопровождается увеличением размеров — пропорционально увеличиваются все органы, образующие тело животного, но новые органы не образуются. Рост продолжается определенный период жизни животных, то есть является ограниченным.

Организмы в течение жизни не только растут, но еще и развиваются, изменяя свой вид; приобретают новые качества.

Развитием называются необратимые закономерные изменения, происходящие в организме живых существ с момента его зарождения до конца жизни.

Новые качества, которые появляются у растений и животных при развитии, — это способность к размножению.

Развитие, в процессе которого новый организм от рождения подобен взрослого животного, называют прямым. Такое развитие характерно для большинства рыб, птиц, млекопитающих.

У некоторых животных развитие происходит с удивительными превращениями. Например, у бабочек из яиц вылупляются личинки-гусеницы, которые через некоторое время образуют куколку. На стадии куколки происходят сложные процессы преобразования, и уже из нее выходит новый бабочка. Такое развитие называют косвенным, или развитием с преобразованиями. Косвенное развитие характерно для бабочек, жуков, лягушек.

Питание и его типы

Питанием называется процесс поступления в организм, преобразования и усвоения им питательных веществ.

Благодаря питанию организмы получают различные химические соединения, которые обеспечивают рост, развитие и другие процессы жизнедеятельности. К питательным веществам относятся органические и неорганические соединения.

Растения, как и все живые организмы, питаются. При этом главная особенность растений — это способность образовывать органические соединения из неорганических под действием солнечных лучей. Этот процесс называется фотосинтезом . Необходимую для фотосинтеза воду с растворенными в ней минеральными веществами растения поглощают из почвы через корни, а углекислый газ поступает в листья через отверстия-устьица из воздуха. Процесс фотосинтеза происходит в клетках, содержащих хлорофилл, который и придает растению зеленую окраску. Для осуществления фотосинтеза необходима энергия солнечного света. Энергию солнечного света растения превращают в химическую энергию, образуя сложные органические вещества, например, глюкозу, крахмал.

Присущий растениям тип питания называется автотрофным.

Животным для питания нужна пища растительного или животного происхождения, содержит готовые органические соединения. Одни животные (например, олень, заяц, овца) употребляют в пищу только растения. Их называют растительноядными животными. Другие — лев, волк, лиса и т.д. — питаются только другими животными. Таких животных называют хищниками, или плотоядными. Некоторые животные (например, вороны, чайки, медведи) — всеядные : они употребляют и растительную, и животную пищу.

Свойственный животным организмам тип питания называется гетеротрофным .

Итак, питание растений и животных отличается. Важную роль в природе играют органические вещества, созданные растениями в процессе фотосинтеза, поскольку от них зависит жизнь животных.

Дыхание растений и животных. Значение дыхания для организмов

В большинстве организмов дыхания сопровождается поглощением кислорода и выделением углекислого газа, то есть газообменная . Но для организма важно то, что кислород участвует в преобразованиях органических веществ с выделением энергии. Для дыхания всем живым существам необходим кислород.

Дыхание — это совокупность процессов, обеспечивающих поглощение организмом кислорода, его использование в преобразовании веществ и удаления углекислого газа. Дыхание — одна из основных свойств организмов.

Дыхание животных обеспечивают специальные органы — органы дыхания. Так, рыбы поглощают кислород, растворенный в воде, жабрами. Лягушки могут дышать с помощью легких и через свою влажную кожу. Птицы требуют много кислорода, поэтому у них очень сложная система дыхания: их легкие заканчиваются воздушными мешками, проникающими даже в свободные пространства между костями скелета. У насекомых есть специальные трубочки — трахеи, через которые воздух поступает в организм. Отличные по строению системы органов дыхания являются результатом приспособления живых организмов к различным условиям существования. Однако, несмотря на различие строения, все эти системы дыхания выполняют одну функцию — обеспечивают поступление кислорода в кровь, которая разносит его по всему телу, где он используется для химических реакций, постоянно происходящих в организме.

Итак, поступления кислорода и выделение углекислого газа в растительном организме обеспечивают устьица, в животном — органы дыхания.

Обмен веществ и энергии

Обмен веществ — это совокупность процессов поглощения веществ из окружающей среды, их превращений в организме и выведения из него продуктов жизнедеятельности.

В теле живых организмов постоянно происходит обмен веществ и превращения энергии. Основу обмена составляют процессы синтеза — образование сложных органических соединений из простых, на которые расходуется энергия, и процессы распада — превращение сложных органических соединений на простые, при которых энергия выделяется. Энергия необходима организмам для поддержания жизнедеятельности, обеспечения таких процессов, как питание, дыхание, рост, развитие, движение, размножение, раздражительность.

В природе постоянно происходит обмен веществ. Все живые организмы осуществляют обмен веществ с окружающей средой: поглощают питательные вещества и выделяют продукты жизнедеятельности.

Для живых организмов Земли основным источником энергии является солнечный свет. Зеленые растения способны синтезировать органические соединения из неорганических, используя энергию света. Они непосредственно поглощают солнечную энергию и тратят ее для обеспечения процессов жизнедеятельности или запасают ее в виде синтезированных соединений (белков, жиров, углеводов). Энергия, которую растения запасают во время фотосинтеза в органических веществах, выделяется в процессе дыхания, когда эти вещества разрушаются. Так обеспечиваются процессы жизнедеятельности растительного организма: всасывание воды, раскрытие лепестков, вращение листьев к свету, прорастание семян.

Для животных источником энергии является готовые органические вещества, которые они получают с пищей (растительного или животного происхождения). Расщепление сложных соединений сопровождается высвобождением энергии, обеспечивает процессы жизнедеятельности организмов, в том числе синтез новых органических соединений. При этом синтезируются вещества, присущие данному организму, которые являются строительным материалом и поэтому играют важную роль в процессах роста и развития. Энергия, которая выделяется, обеспечивает движение, поддерживает постоянную температуру тела животных и все другие процессы жизнедеятельности.

Виды размножения животных и растений

Все организмы оставляют после себя потомство. Способность организмов оставлять потомков и передавать им какие-то свои признаки называется размножением. Благодаря этому жизнь на нашей планете существует непрерывно миллиарды лет.

Известно немало способов размножения организмов, но их все можно объединить в две группы — бесполое и половое .

При половом размножении новое существо возникает при участии двух родительских организмов. Почти все животные и растения размножаются половым путем. При этом в особых органах образуются половые клетки. Слияние этих клеток называется оплодотворением. Зарождение человеческого существа начинается с слияния мужской и женской половых клеток. Из них образуется одна клетка — зигота , из которой развивается новый организм.

У растений оплодотворение может произойти только после того, как пыльца достанется рыльца цветка. Этот процесс называется опылением. Все цветочные растения размножаются половым путем, образуя семена. Внутри семени развивается зародыш. При благоприятных условиях из зародыша развивается взрослое растение. Так происходит размножение растений семенами, или половое размножение.

При бесполом размножении потомства обеспечивает одна родительская особь. Многие цветочных растений размножаются бесполым путем. Поскольку при этом новое растение развивается из вегетативных органов — побегов, листьев, почек, — такой способ размножения был назван вегетативным.

В основе процесса вегетативного размножения лежит способность растений восстанавливать целый организм из его части. Одним из распространенных способов является размножение черенкованием. Черенки бывают стеблевые и листовые. Например, смородина размножается стеблевыми черенками, а комнатная фиалка узамбарская — листовыми. Вегетативное размножение позволяет растениям быстро развиваться и распространяться на новых территориях.

У грибов и некоторых растений средством размножения есть крошечные клетки — споры , которые распространяются с помощью дождя, ветра или насекомых. Из них развиваются новые организмы. Размножение организмов спорами относится к бесполому размножению.

Независимо от способа размножения живые существа воспроизводят организмы, подобные себя. Благодаря размножению организмы не только остаются на освоенных ими участках земли, но и распространяются, занимая новые территории.

Поведение животных и растений

Под поведением организмов понимают их способность изменять свои действия, реагировать на воздействие внутренних и внешних факторов.

Формы поведения могут быть различными. Если поставить комнатное растение в горшке на подоконник, то за несколько дней можно заметить, что ее листья повернулись к окну. Соцветия подсолнечника тоже вращаются в сторону солнца. Поскольку растения укоренившиеся в почве, двигаться могут только отдельные их части. Примерами движений растений могут быть свертывания листьев мимозы, кислицы, если к ним прикоснуться, а также вращения вьющихся стеблей фасоли, гороха вокруг опоры.

Поведение животных более разнообразно и сложно, поскольку они могут передвигаться и, следовательно, изменять условия существования. Поэтому у них очень хорошо развиты органы движения, чувств и нервная регуляция. Можно привести следующие примеры поведения животных: охота хищников или насекомоядных животных, выкармливания птенцов взрослыми птицами, брачные игры, миграции, то есть путешествия, которые осуществляют животные по суше, морю, воздуху и тому подобное.

Все формы поведения животных можно объединить в две группы — врожденные и приобретенные. Пищевое поведение и миграции относятся к врожденной формы поведения. Примером приобретенной поведения может служить обучение — процесс приобретения организмом собственного опыта. Так, взрослые птицы учат птенцов находить пищу и избегать опасности.

Значение приспособления организмов к условиям существования

Приспособление организмов к условиям существования обусловливают не только различные формы поведения, но и особенности их строения, процессов жизнедеятельности, обеспечивающих возможность существования организмов в определенных условиях окружающей среды. Так, например, животные с защитной окраской или формой тела становятся менее заметными для врагов. В нашей местности много птиц и зверей, которые меняют темную летнюю окраску на светлую зимнюю, приспосабливаясь таким образом к изменению красок окружающей среды.

Примеры приспособления к условиям окружающей среды можно увидеть у организмов, которые живут в условиях недостаточной увлажненности (кактусы, верблюды), в глубине почве (кроты, слепцы), в воде (рыбы, водоросли) и др.

Насекомые опылители – насекомые, которые опыляют цветы.

Нектар – сладкий цветочный сок.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Окружающий мир. Учебник для общеобразовательных школ. 3 кл.: В 2 ч. /А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017 –.с. 69-86.
  2. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 кл.: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков, З. Д. Назарова. — М.: Просвещение, 2017. - с. 39 - 49.

Ключевые слова:

Группы растений; виды растений; наука о растениях, дыхание и питание; опыление; развитие растений из семян; факторы отрицательного воздействия человека; меры охраны; правила поведения в природе.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Повсюду на земле встречаются растения: в лесах, горах, степях и даже в безжизненной пустыне.

Это удивительные живые организмы, без которых невозможна жизнь на Земле.

Кроме того, что человек, и животные употребляют растения в пищу, они вырабатывают необходимый для всего живого кислород. Давайте узнаем, почему говорят, что растения – зелёная одежда Земли.

Мир растений.

Царство растений очень обширно.

На сегодняшний день в нём насчитывают около пятисот тысяч видов. Наука о растениях называется ботаникой. Это один из разделов биологии. Ученые – ботаники делят царство растений на несколько групп. Первая группа - это водоросли. Они обитатели воды.


Их можно встретить не только в реках, озёрах и океанах, но и в горах, пустынях, если там есть хоть капля влаги.

Эти растения разнообразны по величине и форме: одни из них так малы, что можно увидеть их только в микроскоп, а другие имеют вид тонких шелковистых нитей зеленого цвета. Наиболее известные представители этой группы: ламинария, хламидомонада.

Водоросли обогащают водоемы кислородом. Они богаты питательными веществами и йодом.

Вторую группу составляют мхи – древнейшие растения, которые первыми вышли из воды на сушу.

Они растут во влажных, болотистых местах, в хвойном лесу. Имеют стебли и листья, но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами. Яркими представителями этой группы являются: сфагнум и кукушкин лён.

Давно, когда на нашей планете был теплый климат, появились папоротники.


Их можно включить в третью группу. Они достигали в высоту 45 метров, образовывая целые леса.

Потом леса погибли, покрытые толщей воды. А через многие миллионы из этих залежей деревьев образовался каменный уголь, который используется как топливо.

Папоротники легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. Помимо листьев, у папоротников есть корни и стебли. Цветков и семян у них не бывает.

Четвёртую группу составляют хвойные растения – это деревья и кустарники.



К ним относятся сосна, пихта, ель, кедр, можжевельник. Хвоинки – это их листья! Вместо цветков у них образуются шишки, в которых развиваются семена.

Пятая группа цветковые растения говорит о том, что кроме корня, стебля и листьев, у них есть цветок.


Цветок – главный признак цветковых растений, из которого развивается плод с семенами. В каждой группе много видов растений.

Учёным известно около пятисот тысяч видов растений. Самая многочисленная группа – цветковые растения.

На свете около двадцати семи тысяч мхов, более десяти тысяч видов папоротников. А вот хвойных растений в разы меньше. Всего шестисот видов.

Растения - это живые существа, значит, они дышат и питаются. Они из воздуха поглощают частицы кислорода, при этом выделяют в воздух углекислый газ.

А как же питаются растения? Своими корнями растения высасывают из почвы воду с растворенными в ней минеральными солями. Но в растениях есть также сахар и крахмал, а в почве их нет. Каким же образом растения получают эти главные питательные вещества?

А вы знаете, что такое опыление? У цветов есть пестик и тычинки

На тычинках есть пыльца. Для образования плода необходимо, чтобы пыльца попала в пестик. Когда пчела садиться на цветок пыльца остается на мохнатом тельце. Перелетая на другой цветок, пчела переносит, пыльцу опыляя его. Опыление – это перенос пыльцы с тычинок цветка на рыльце пестика, где происходит оплодотворение.

Из опыленного цветка развивается плод с семенами. А если опыления не произойдет, плодов и семян у растения не будет.

Пчелы, шмели, бабочки – это насекомые-опылители. Они помогают растениям размножаться. Настоящими путешественниками являются плоды растений. Приглядевшись к ним можно догадаться, как они путешествуют.

Плоды некоторых деревьев путешествуют с помощью ветра, например, плоды клёна, липы, берёзы имеют специальные крылышки, а плоды одуванчика – парашютики. У плодов репейника имеются небольшие крючки, а у череды – острые зубчики. С помощью

Для прорастания и развития семян нужны тепло, вода, воздух. Как же развивается растение из семени?

Сначала появляется корешок, а потом стебелёк с листочками. Проросток растёт и со временем превращается во взрослое растение. На нём появляется цветки, а после опыления на месте цветков – плоды с семенами.

Хозяйственная деятельность людей изменяет условия жизни растений. К примеру, на месте лесов люди строят заводы или роют карьеры. Много растений при этом погибает.

Зачастую не подозревая люди, вытаптывают растения. Идёт человек по лесу и не замечает, как у него под ногами ломаются, втаптываются в землю хрупкие травы. К тому же под ногами людей уплотняется почва. В такой почве остается мало воздуха, воды и растения на ней жить не могут, они погибают.

Некоторые растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых букетов. Большое количество растений внесены в Красную книгу России, например, подснежник, ятрышник, водяной орех. Гораздо реже, чем раньше попадаются на глаза кувшинка, волчье лыко, купальница. Возле крупных городов осталось мало ландышей,

колокольчиков. Все перечисленные растения нуждаются в охране. Особую ценность природы представляют лекарственные растения. Лучше заготавливать те растения, которые часто встречаются. Соблюдая простые правила поведения в природе, мы можем сохранить растения. Находясь в природе, не срывайте растения для букетов. Букеты можно составлять из растений, которые выращены человеком. Собирать лекарственные растения надо только в тех местах, где их много. В лесу ходите по тропинкам, для того чтобы растения не погибли от вытаптывания. Во всём мире и в нашей стране редкие растения запрещено собирать. Они находятся под особой защитой в заповедниках,

национальных парках. Большое количество растений со всего мира выращивают в ботанических садах.

В природе всё взаимосвязано. Берегите природу!

Разбор типового контрольного задания

Текст вопроса: О какой группе растений идёт речь?

Древнейшие растения, которые первыми вышли из воды на сушу. Они растут во влажных, болотистых местах, в хвойном лесу.

Правильный вариант ответа: мхи.

Разбор типового тренировочного задания

Текст задания: Выберите из списка правильный ответ.

А. …… обогащают водоемы кислородом. (Водоросли, папоротники, мхи).

Б. …… - древнейшие растения, которые первыми вышли из воды на сушу. (Водоросли, папоротники, мхи).

В. Наука о растениях называется ………..( биологией, микологией, ботаникой).

Звери, птицы, насекомые и другие животные — живые существа. Растения, как и животные, — живые организмы. Но, в отличие от животных, цветковые растения не могут самостоятельно передвигаться с места на место. Но, как и животные, они питаются, дышат, растут, размножаются.

Питаются растения не так, как животные. Зеленые растения образуют питательные органические вещества: крахмал, сахар, белки и жиры в клетках зеленых листьев. Клетки мякоти листьев поглощают углекислый газ, клетки корней — воду и минеральные соли. На свету из углекислого газа, воды и Минеральных солей в хлорофилловых зернах листа образуются органические вещества. Они необходимы для питания клеток всех органов растения.

Животные тоже питаются органическими веществами. Но цветковые растения сами создают в своем теле органические вещества, необходимые для питания. Животные же пользуются готовой пищей, созданной зелеными растениями.

При дыхании растения поглощают кислород и выделяют углекислый газ. Все живые клетки растения дышат днем и ночью. При дыхании освобождается энергия, без которой растение не может расти, поглощать из почвы воду и минеральные соли. Без этой энергии по растению не будут передвигаться питательные вещества. Переставая дышать, растения погибают, как и животные.

Рост растений, то есть увеличение размеров их корней, листьев, стеблей, цветков и плодов, происходит посредством деления клеток. Особенно быстро делятся клетки камбия, вызывая утолщение стебля. Так же быстро делятся клетки образовательной ткани в верхушках корня и стебля. Это обеспечивает рост корня и стебля в длину.

До тех пор пока живет любое растение, для него характерен обмен веществ. Что же такое обмен веществ?

Вы знаете, что для дыхания растениям, как и всем живым существам, нужен кислород. Кислород растение поглощает, круглые сутки из окружающего воздуха. Из окружающей среды растение получает также воду, минеральные соли, углекислый газ.

Одновременно растение выделяет во внешнюю среду вещества. Например, при дыхании растение круглые сутки выделяет углекислый газ, а в светлое время дня, при образовании органических веществ, выделяет во внешнюю среду кислород.

Мимоза стыдливая в спокойном состоянии

Мимоза стыдливая в спокойном состоянии

 Мимоза стыдливая с опущенными листьями

Мимоза стыдливая с опущенными листьями

Таким образом, между растением и внешней средой постоянно происходит обмен веществ. С прекращением обмена веществ прекращается жизнь растения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также: