Дом урожай на кутузовском история

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

Экскурсии по московским особнякам XIX-XX вв., которые принадлежали богатейшим людям дореволюционной Росссии — обычная тема для экскурсий по городу. А вот о новейшей история российского капитализма экскурсоводы пока не рассказывают. Чтобы восполнить этот пробел, Forbes представляет свой гид по знаковым местам, где формировались крупнейшие состояния нашей современности.

Здание Моссовета (сейчас — Мэрия Москвы)

Бывший Государственный комитет по управлению имуществом (сейчас — Федеральное агентство по управлению имуществом)

Никольский переулок, 9

Кутузовский проспект, 34/21

Новокузнецкая улица, 40-42

Но сегодня сила больших денег покидает «карандаш« на Наметкина. Подразделения головного офиса газовиков готовятся переехать в Санкт-Петербург.

Бывшая штаб-квартира РАО ЕЭС

Проспект Вернадского, 101, к.3

Гранатный переулок, 1а

Филиал дома студента МГУ №4

Ломоносовский проспект, 31 к.4

Невразрачная кирпичная пятиэтажка на Ломоновском проспекте – это общежитие, где и по сей день обитают студенты Московского государственного университета. На каждом этаже – 36 комнат, удобства в коридоре.

К концу 90-х годов МДМ-групп, выросшая вокруг одноименного банка, стала одной из наиболее заметных в России. В ее состав вошли многочисленные промышленные предприятия, собранные в ходе ожесточенных корпоративных конфликтов.

Дом культуры МИСиС

Ленинский проспект, 4

Почему самую близкую к центру часть Кутузовского проспекта делали позже других? За что критиковали создателей гостиницы "Украина"? Правда ли, что изначально из окон сталинской высотки открывался вид на ветхие бараки? И как появился первый подземный автомобильный тоннель в Москве? Об этом и не только расскажу сегодня.

Вечерняя иллюминация на Кутузовском проспекте в сторону Калининского проспекта (ныне Новый Арбат), 1974.

К "своим" не придирались

Начальный отрезок Кутузовского проспекта сформировался, как это ни странно, одним из последних. Хотя он ближе всего располагался к центру. Одной из причин было то, что в те времена ещё не было Новоарбатского моста через Москву-реку. Да и самого Нового Арбата не существовало. Таким образом, Кутузовский заканчивался тупиком. Градостроители ждали, пока ситуацию можно будет разрешить. Поэтому работы стартовали только в 1946 году. Тогда начали строить здание под номером 18. Оно расположилось в том месте, где от Кутузовского проспекта отходит Большая Дорогомиловская улица.

Для того, чтобы построить дом по проекту архитектора Дмитрия Чечулина, пришлось снести здание фабрики-кухни. К сожалению, его внешний облик в стиле конструктивизма совсем не вписывался в новую концепцию Кутузовского проспекта.

К тому же, возвели сооружение в 1920-х. Поэтому исторической ценности оно в то время не представляло.

Кутузовский проспект: от бараков до сталинской высотки и автомобильного тоннеля

Дом №18 по Кутузовскому проспекту, 1950.

Первоначальный проект дома №18 предполагал на вершине маленькую башню. На стадии одобрения её исключили, но всё равно внешний вид здания получился торжественным. Некоторые исследователи считают, что украшательство было необоснованно ярким. А претензий Чечулину никто не предъявлял якобы из-за его высокого положения в архитектурной иерархии. Но лично мне дом нравится.

Немного про гостиницу "Украина"

Конечно, главным украшением в начале Кутузовского проспекта являлась Сталинская высотка - Гостиница "Украина". Далее я расскажу её историю достаточно кратко.

Строительство здания начали последним из всех Сталинских высоток, в 1953 году. Некоторые считают, что это связано с тем, что изначально гостиницу хотели расположить в районе стадиона "Динамо". Авторами проекта стали Аркадий Мордвинов, Павел Красильников и Вячеслав Олтаржевский.

Кутузовский проспект: от бараков до сталинской высотки и автомобильного тоннеля

Строительство гостиницы "Украина", 1953-1954.

Поскольку достраивали высотку уже в годы борьбы с архитектурными излишествами, первоначальный план немного изменили. Например, в целях экономии пришлось увеличить количество номеров, сократив их площадь. Также не установили шикарные статуи перед главным входом и не реализовали некоторые декоративные задумки.

Кутузовский проспект: от бараков до сталинской высотки и автомобильного тоннеля

Гостиница "Украина", 1958.

Несмотря на это, в целом здание получилось очень нарядным и ярким как внутри, так и снаружи. Поэтому критики архитекторам избежать не удалось. Особенно чиновники упрекали строителей за башенки с вазами, которые установили по всему периметру здания. Ведь каждая такая "штучка" обошлась бюджету в 1 млн. рублей (в ценах до реформы 1961). Флигели гостиницы сделали жилыми. Там разместили 254 квартиры.

Типовые дома вместо бараков

Гостиница "Украина", конечно же, была украшением местности. Однако вокруг неё на тот момент находились одни бараки. Они сильно бы портили впечатление от Сталинской высотки. Поэтому ещё на стадии её строительства, начали разрабатывать проект благоустройства Ново-Дорогомиловской улицы. Так называли участок Кутузовского проспекта, который выходил непосредственно к Москве-реке.

Кутузовский проспект: от бараков до сталинской высотки и автомобильного тоннеля

Строительство дома №5/3 по Кутузовскому проспекту, 1958. Такой вид на бараки открывался с гостиницы "Украина".

Кутузовский проспект: от бараков до сталинской высотки и автомобильного тоннеля

Бараки, вид с гостиницы "Украина", 1958.

Согласно первоначальному замыслу архитекторов, все здания по обеим сторонам новой улицы должны были возвести симметричными и в едином стиле. Правда до конца это осуществить не удалось. Однако некоторые дома построили примерно одинаковыми. Сравните здания под номерами 10 и 13. Они похожи.

Кутузовский проспект: от бараков до сталинской высотки и автомобильного тоннеля

Кутузовский проспект в сторону Москвы-реки, 1960-1961.

Кутузовский проспект: от бараков до сталинской высотки и автомобильного тоннеля

Кутузовский проспект, 10.

Кутузовский проспект: от бараков до сталинской высотки и автомобильного тоннеля

Кутузовский проспект, 13.

Последним украшением для будущего проспекта должно было стать одно большое здание на 430 квартир. Его проектирование доверили группе архитекторов во главе с Вячеславом Олтаржевским. Поскольку он участвовал в создании гостиницы "Украина", то ему удалось гармонично согласовать оба здания. Однако чиновникам что-то не понравилось.

Кутузовский проспект: от бараков до сталинской высотки и автомобильного тоннеля

Законченный ансамбль Кутузовского проспекта, вид с Калилинского моста (ныне Новоарбатского моста), 1965.

Формулировка "Отсутствие масштабного единства различных деталей" ясности не вносит. Похоже, проверяющие инстанции сами не знали, чего им хотелось. В итоге процесс остановился. Лишь в 1959-1960 годах здесь появился дом под номером 5/3. Его сделали по типовому проекту. Но добавили некоторые декоративные детали.

Первый московский автомобильный тоннель

Незадолго до этого, в 1957 году, проспекту дали его современное название - Кутузовский. Тогда исполнялось 145 лет с момента Победы в Отечественной войне 1812 года. Это посчитали хорошим поводом, чтобы присвоить магистрали имя главнокомандующего российской армии Михаила Кутузова.

В начале я писал, что на проспекте образовалась развилка. Одна часть уходила прямо (если смотреть в сторону центра), другая - вправо и превращалась в Большую Дорогомиловскую улицу. Чтобы упростить организацию движения, решили построить автомобильный тоннель. Между прочим, первый в Москве. Конструкцию полностью закончили в 1960 году.

Кутузовский проспект: от бараков до сталинской высотки и автомобильного тоннеля

Практически готовый тоннель, но уже действующий для проезда автомобилей, 1959.

Тоннель получился 70 метров в длину. А с учётом пандусов - 400. Интересно, что это стало примером того, как московские градостроители мыслили наперёд. Когда в строй вводили последний участок Кутузовского проспекта, транспортная загрузка не была настолько большой, чтобы строить тоннель. Но через несколько лет он бы точно понадобился. Так что не всегда советских чиновников нужно критиковать. Некоторые их решения были верными.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Вид на гостиницу «Рэдиссон Ройал» (бывшая гостиница «Украина») и Московский международный деловой центр «Москва-Сити»

География района

Кутузовский проспект называют западными воротами Москвы, которые соединяют Рублевское, Можайское и Аминьевское шоссе с Новым Арбатом, ведущим к Кремлю. Магистраль протяженностью свыше 8 км проходит по территории двух районов Западного административного округа — Дорогомилово и Фили-Давыдково — и образует отдельный субрынок, который риелторы относят к числу самых дорогих в столице.

Инфраструктура Кутузовского

Вид на станцию «Кутузовская» Московского центрального кольца (МЦК) и Московский международный деловой центр «Москва-Сити»

Вид на мост «Багратион»

Новостройки Кутузовского проспекта

Вторичный рынок Кутузовского

Вид на Кутузовский проспект и Московский международный деловой центр «Москва-Сити»

Существующий жилой фонд Кутузовского проспекта риелторы условно разделяют на два ценовых сегмента. Самые престижные и дорогие квартиры расположены в фасадных сталинских домах на первой линии проспекта. Средняя стоимость квадратного метра в них, по данным Knight Frank, составляет 355 тыс. руб. Дома, относящиеся к Филевской части района (за границами Третьего транспортного кольца), — преимущественно хрущевки и брежневки, поэтому цены на них ниже, около 280 тыс. руб. за кв. м.

Вид на Кутузовский проспект и гостиницу «Украина»

Сегодня на вторичном рынке недвижимости Кутузовского проспекта продается около 1 тыс. объектов. Самое бюджетное предложение — квартира за 6 млн руб. площадью 26,2 кв. м в панельном доме 1973 года постройки. Максимальная стоимость предложения достигает 386 млн руб. За такую сумму предлагается трехуровневый пентхаус площадью 310 кв. м в кирпичном доме 2008 года постройки.

Перспективные проекты Кутузовского

По оценке Savills, вблизи Кутузовского проспекта с учетом территорий под редевелопмент в перспективе возможно освоение 150 га участков под жилую и коммерческую застройку. В ближайшие годы здесь запланировано строительство нескольких крупных проектов. Среди них — застройка Бадаевского пивоваренного завода (девелопер — Capital Group), проект на улице Братьев Фонченко (девелопер — Wainbridge), МФК на Поклонной горе, вл. 9 (девелопер — Wainbridge), застройка территории МПЗ им. В. А. Казакова по адресу Кутузовский проспект, вл. 36. Общую площадь перспективной застройки аналитики Knight Frank оценивают более чем в 730 тыс. кв. м.

История Кутузовского проспекта


Кутузовский проспект берет свое начало как дорога из Кремля на запад — Можайск, Смоленск и дальше. Эта дорога проходила через улицы Арбат, Воздвиженка и Смоленская. До своего переименования в Кутузовский проспект (в честь совета в Филях главнокомандующего Кутузова во время войны 1812-го) улица называлась Новодорогомиловской. Район на западной границе тогдашней Москвы имел репутацию одного из самых неустроенных — в основном он был застроен маленькими бревенчатыми домами и имел глинистую почву, приводившую к появлению огромных и плохо засыхающих луж. На территории нынешних сталинских домов располагалось Дорогомиловское кладбище, в том числе и его еврейская часть, где ныне стоит театр Фоменко. Когда землю начали разрывать под строительство, местные дети развлекались, играя с выкопанными черепами.











Здесь лужковские постройки ранних 2000-х соседствуют с застойными совковыми зданиями из 1970-х, как будто вышедшими из комедий Рязанова. Рядом с разреженными высокими постройками есть удивительные в своей элегантности длинные малоэтажные жилые дома 1930-х, скорее конструктивистские, чем сталинские.

Во дворах за классическим сталинским фасадом в Резервном проезде находятся корпуса студенческого общежития 1939 года постройки — неожиданно сохранившиеся в большом количестве памятники советского конструктивизма.





Все эти места находятся рядом, но отличаются по масштабу. Где-то чувствуешь себя на уютной тихой улочке, где-то — мелкой вошью у подножия непонятно откуда взявшейся торчащей многоэтажки.


Вот и Дорогомиловский рынок. Это не только один из главных рынков Москвы, но и один из самых старых. Хотя первое упоминание о нем датируется 1938 годом, район Дорогомилово был известен как торговое место уже с XV века.


Рядом с боковым входом — огромный пустой сквер, где устраивают перекур работники рынка. Местные жалуются, что в этом сквере не только курят, но и периодически ходят в туалет и иногда даже спят. Вообще на такой огромной зеленой территории мог бы получиться отличный небольшой парк с общественными зонами, как в центре. Сейчас это просто тамбур перед территорией рынка.





Вопреки тому что я слышал о пустоте и безжизненности нынешнего Кутузовского, мне показалось, что коммерция вполне процветает. Все первые этажи сталинских домов заняты магазинами, банками или еще чем-нибудь. На проспекте какое-то непропорциональное количество салонов красоты — их чуть ли не десятки, и все рядом друг с другом. Создается впечатление, что в районе проживают исключительно женщины, которым срочно нужно приводить себя в порядок. Второй популярный жанр — это винный магазин. Еще довольно много магазинов одежды, но самый богатый — Дом моды Валентина Юдашкина. Для кого все это работает, не очень понятно, потому что людей на проспекте раз-два и обчелся.


Сталинские дома в этой части проспекта, в его начале, какой-то неземной красоты и проработки декора. Местами это уже даже не просто сталинский ампир, а почти готика — любой из них заслуживает статус памятника архитектуры.



Риэлтор Тимур рассказывает, что жилплощадь в сталинских домах вдоль проспекта очень хорошо сдается в аренду. Даже обычная квартира в районе Кутузовского в среднем дороже, чем вокруг:

— Кутузовский — район привилегированный, и цены здесь всегда выше, как за аренду, так и за продажу. Это касается любой жилплощади, от богатых сталинских домов до пятиэтажек. Такая наценка из-за репутации района как места, где живут политики, близости Думы, направления проспекта на Рублевку, где исторически жили представители власти, а потом и бизнеса. На самом деле единственное, что остается от признаков власти на Кутузовском проспекте, это регулярные пробки из-за правительственных кортежей. То есть в каком-то смысле люди переплачивают ради того, чтобы хорошенько постоять в пробке, пока мимо проносятся черные машины с мигалками.

Я стрельнул сигарету у Миши, прохожего в ярком дутике, гулявшего с собакой. Разговорились. Он живет с женой и ребенком в одном из этих домов.





Далее по курсу был Театр кошек Куклачева. В фойе даже под вечер очень много детей лет шести. Помимо шоу театр предлагает детский праздничный грим и экскурсию, во время которой можно посмотреть вольеры с кошками. Гладить их нельзя, ко всеобщему сожалению.


Пересек широченный Кутузовский проспект, чувствуя себя как Моисей, пересекающий море. В доме №26 жили Брежнев, Андропов, Суслов и другие члены Политбюро. Как и многие другие дома на проспекте, здание спроектировал Зиновий Розенфельд. Дом был построен в 1947-м, а проектировался еще до войны. Раньше на его месте находилось чумное кладбище, кладбище для бедноты и братская могила погибших в Бородинском сражении солдат.


Александр Липницкий провел в этом доме много времени, как раз когда там жил Брежнев:

— В конце 1960-х моя мама вышла за переводчика МИДа и Политбюро В. М. Суходрева и в 1979-м переехала в знаменитый партийный дом №26, где жили Брежнев и его ближайшее окружение. Этот дом даже в шутку называли бутербродом за то, что Брежнев жил где-то посередине, а сверху и снизу — главные его силовики. Ни с кем из них я никогда не встречался в этом дворе, а к маме и отчиму приходил регулярно. В квартире моей мамы происходило много симпатичного, постоянно собирались интересные гости — дипломаты, ученые и артисты. Друзья мамы и отчима потом становились и моими друзьями. Вспоминаю одну трагикомичную историю на одной из вечеринок: ночью приехали две яркие женщины — моя бабушка, кинозвезда Татьяна Окуневская, и ее подруга Лиля Малкина, актриса Театра на Таганке, уже сильно подвыпившие. Дамам вдруг показалось, что один из гостей имеет на хозяина квартиры гомосексуальные виды, и одна из них метнула в него бутылкой водки. Она промахнулась, и бутылка с шумом разбила окно, улетев во двор с шестого этажа! Мы мгновенно осознали, к чему может привести такой необычный поступок в доме, где кругом охрана Брежнева и Андропова. Все немедленно затаились, выключили музыку и свет. Но Суходреву повезло, все обошлось. Было слишком поздно — охрана спала в унисон с начальством.





Я двигаюсь дальше, в сторону Поклонной горы. Транспортная развязка делит проспект надвое. Из-за этой развязки самое сложное — это не пересечь проспект поперек, а пройти по нему вдоль. Поверху это невозможно, приходится спускаться и подниматься в запутанные переходы. Территория развязки и стоящих рядом офисных центров в сочетании с еще сильнее расширившимся проспектом уже не для людей, а для роботов. О человеческом передвижении проектировщики думали в последнюю очередь.


Урбанист Глеб Витков также негодует по поводу не самой мудрой планировки Кутузовского проспекта и района в целом за последние годы:

— Кутузовский проспект неоднородный. Довольно трудно говорить о нем как о цельном организме. Но если говорить о той части, которая обычно ассоциируется у людей с этим местом — от Поклонной горы до Киевского вокзала, то там есть конкретные общие признаки. Кутузовский — это малозаселенный район с низкой плотностью застройки. Преимущественно это жилые дома. Но так как район отрезан от города несколькими препятствиями, он не может расширяться, он закован в свои границы. Эти границы — транспортная развязка, железная дорога, Москва-река, сам проспект, который настолько широк, что его можно пересечь всего в нескольких точках. Эти линии, эти границы почти нельзя пересечь. И в итоге мы получаем, по сути, очень маленький спальный район. Да, он не выглядит как спальные районы, к которым мы привыкли. На Кутузовском мы в первую очередь видим монументальные сталинские дома вдоль проспекта. Тем не менее функционирует он как спальный район и не более. Поэтому потенциала для развития и коммерции немного: слишком мало людей. В начале проспекта, в Дорогомиловском районе, в последние годы экономическое развитие идет быстрее из-за новых деловых центров. Такие центры создают поток людей и, соответственно, стимулируют торговлю.


Наконец я вышел к Поклонной горе, минуя смешную витрину магазина подарков на углу, где продаются самые стереотипные сувениры о России, разве что без медведей с балалайками.


Военная тема затронула Кутузовский проспект не только в виде Поклонной горы. В 1991 году здесь ехали танки на Белый дом во время переворота ГКЧП. Известный фотограф Сергей Борисов прекрасно помнит этот исторический момент:


И хотя выставки внутри выглядят устаревшими, а декор — неуместным, здание заставляет умолкнуть и покорно смотреть в бесконечный клетчатый потолок над парадной лестницей. Архитектура здания музея говорит о войне больше, чем все, что в него поместили внутрь для этой цели. Этот комплекс и вся его форма и пластика действительно о больших, с большой буквы, категориях — Славе, Победе, Величии, Родине — о чем угодно, только не о тех миллионах отдельно взятых людей, умерших ради этой самой победы.

Читайте также: