Дом строят каменщики дом будут строить каменщики дом продолжают строить каменщики 2 сирень отцветает

Обновлено: 07.07.2024

Олимпиадные задания, выявляют знания, умения и навыки учащихся в пределах учебной программы по русскому языку ;
стимулируют интерес обучающихся к изучению русского языка, активизируют их интеллектуальные и творческие способности, позволяют создавать определенную интеллектуальную среду, способствующую сознательному и творческому отношению к процессу образования и самообразования.

Оценить 316 0

Олимпиадные задания по русскому языку

для обучающихся 1-го курса

ДАТА: 06-11-2020 г.

Расставьте ударения в словах:

Каталог, сосредоточение, начался, кремень, ходатайство, бюрократия, жалюзи, договоры, средства, углубить, баловать, обеспечение, облегчить, премировать, квартал.

Турне, контур, турнир, агентура, туризм, турок, турникет, архитектура, антураж.

Укажите производящее слово для каждого из данных слов. .Выпишите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом.

Переплавка, обогреватель, совладелец, созвучие, заинтересованно, пододеяльник, прорубь, осчастливить, подмастерье, завоеватель.

Объясните значение фразеологизмов:

Внести свою лепту, терновый венец, вернуться к своим пенатам.

Какие части речи могут образовываться от местоимений?

Найдите и исправьте ошибки в предложениях. Объясните, в чем состояла ошибка и какие изменения вы внесли.

И Мэри, и Бэла страдают благодаря непостоянству Печорина.

Вожеватов и Кнуров ощущают свое превосходство перед ничтожным, на их взгляд, Карандышевым.

.Ему хотелось каких-то новых впечатлений, а не то, от чего он устал и видит из года в год.

Характеристике персонажа у Гоголя не только служат портрет и речь героя, но и мельчайшие детали обстановки его дома.

Порывы ветра достигали пятнадцать-двадцать метров в секунду.

Евгений Максимович говорил с господином Гор.

А я свою подпись из-под этого документа не уберу.

Уже началась эмиссия печатания новых рублей.

Таким образом он озвучил скорее личную точку зрения, чем администрации.

Расставьте знаки препинания в предложениях (где нужно), объясните их постановку.

Совсем разбитый и изнуренный я лежал почти в беспамятстве.

Всё относящееся к работе отец всегда считал самым главным.

Билеты на вечер были розданы всем желающим пойти.

Страстно преданный барину он (Захар) однако же редкий день в чем-нибудь не солжет ему.

Что-то происходящее вокруг внушало неясные опасения.

Определите вид сказуемых в предложениях.

Дом строят каменщики.

Дом будут строить каменщики.

Дом продолжают строить каменщики.

Сирень скоро будет отцветать.

Ребята стали купаться ежедневно.

Выполните разбор слова по составу, укажите способ образования слов.

Заземление, переговариваться, состариться, черноморский, подоконник.

Закончите начатые фразы подходящими словарными словами из списка, ставя их в нужной форме.

Прекрасный дар моллюсков человечеству – это…

Самый важный, существенный вопрос называют …

Тех, кто стремится к отделению от целого, называют …

Того, кто из любви к людям занимается благотворительностью, мы назовем…

Тому, кого мы очень хотим похвалить, мы поем …

Тоскливый, подавленный человек, скорее всего, впал в …

Человеконенавистник – это тот же …

Каждый из нас, склонных к роскоши и праздности, в душе немного …

О литературном, музыкальном и ином творческом воровстве говорят …

О постоянном, но неуклонном ухудшении, разрушении говорят …

С…б…рит, д.гр…дация, пр…ор…тет, пл…г…ат, д…ф…рамбы, к…рд…нальный, р…аб…л…тация, к…мпр…ми(с, сс), м…л…нхолия, м…з…нтроп, п…рл…мутр, ф…л…нтроп, с…пр. тист, …м…нс…пация.

Ключи (максимум-94 балла)

КаталОг, сосредотОчение, началсЯ, кремЕнь, ходАтайство, бюрокрАтия, жалюзИ, договОры, срЕдства,углубИть, баловАть, обеспЕчение, облегчИть, премировАть, квартАл.

За каждый правильный ответ – 1 балл, максимум – 15 баллов.

Турне – путешествие по круговому маршруту.

Контур – внешние очертания; обведение вокруг чего-любо.

Туризм – путешествия, поездки, походы.

Турникет – специальное вращающееся устройство, устанавливаемое в проходах, для пропуска публики по очереди, по одному.

Антураж – окружение, окружающая среда, обстановка.

За каждое слово – 1 балл, максимум – 6 баллов.

Переплавка - переплавить, обогреватель - обогревать, совладелец - владелец, созвучие - звук, заинтересованно - заинтересованный, пододеяльник - одеяло, прорубь - прорубить, осчастливить - счастливый, подмастерье - мастер, завоеватель– завоевать.

Слова, образованные приставочно-суффиксальным способом: созвучие, пододеяльник, осчастливить, подмастерье.

За каждый правильный ответ – 1 балл, максимум – 10 баллов.

Внести свою лепту – делать посильный вклад в общее дело. (Лепта - мелкая медная монета в Древней Греции.)

Терновый венец – мученичество, страдания. Терновый венец был надет на голову Иисуса Христа перед распятием. (Терновый венок – сплетенный из терпения, растения, ветки которого покрыты острыми шипами, терниями.)

Вернуться к своим пенатам – вернуться домой. (В античной мифологии пенаты – домашние духи, охранявшие спокойствие семьи.)

За каждый правильный ответ – 1 балл, за комментарий – 1 балл. Максимум – 6 баллов.

Все основные знаменательные части речи, кроме имен числительных: имена существительные – отсебятина, свояк; имена прилагательные – свойский; наречия – по-нашему; глаголы – якать, тыкать.

За каждый пример – 1 балл. Максимум – 6 баллов

И Мэри, и Бэла страдают из-за непостоянства Печорина.

Предлог благодаряне употребляют, говоря о причинах, вызвавших нежелательный результат.

Вожеватов и Кнуров ощущают свое превосходство над ничтожным, на их взгляд, Карандышевым.

Слово превосходство не употребляется с предлогом перед.

Ему хотелось каких-то новых впечатлений, а не того, от чего он устал и видит из года в год.

Грамматическая ошибка. Глагол хотелосьтребует управляемого слова в родительном, а не винительном, как это было написано в неверном предложении, падеже: хотелось (чего?). Указательное слово то в данном случае является прямым дополнением. Союзное слово от чего не может быть общим при однородных сказуемых устали видит, так как последнее требует прямого дополнения.

Характеристике персонажа у Гоголя не только служат не толькопортрет и речь героя, но и мельчайшие детали обстановки его дома.

Нарушен порядок слов. Первая часть двойного союза должна ставиться непосредственно перед тем однородным членом, к которому относится, в данном случае – перед подлежащим.

Смешаны прямая и косвенная речь. .В косвенной речи необходимо заменять местоимение второго лица на третье, что, однако, нарушило бы корректность цитаты. Поэтому лучше оформить цитату как прямую речь.

Порывы ветра достигали пятнадцати-двадцати метров в секунду.

Грамматическая ошибка. Неправильная падежная форма числительных.

Евгений Максимович говорил с господином Гором.

Ошибка в склонении иноязычной фамилии. Такие фамилии, принадлежащие мужчинам, в русском языке склоняются, в принадлежащие женщинам – не склоняются.

А я свою подпись под этим документом не сниму.

Неправильное управление и стилистически не совсем точное использование слова.

Уже началось печатание новых рублей. илиУже началась эмиссия - печатание новых рублей.

Таким образом он сообщил скорее личное мнение, чем администрации.или Таким образом он высказал скорее свое личное мнение, чем мнение администрации.

Неправильный выбор слов, немотивированное расширительное употребление слова озвучивал, характерное для современной канцелярско-бюрократической речи.

Озвучить в русском литературном языке имеет значение записать звуковое сопровождение (фильма) отдельно от съемок.

За правильный ответ – 1 балл, за правильный комментарий – 1 балл, максимум – 20 баллов.

Распространенные согласованные определения обособляются, если относятся к личному местоимению. В качестве определяемого слова выступают другие местоимения, определения не обособляются.

Совсем разбитый и изнуренный, я лежал почти в беспамятстве.

(определяемое слово – личное местоимение)

Всё относящееся к работе отец всегда считал самым главным.

Билеты на вечер были розданы всем желающим пойти.

Страстно преданный барину,он (Захар) однако же редкий день в чем-нибудь не солжет ему.

Что-то происходящее вокруг внушало неясные опасения.

За правильный ответ – 1 балл, за общий комментарий – 1 балл, максимум 6 баллов.

Простое глагольное сказуемое выражается одной глагольной формой какого-либо наклонения, обычно состоит из одного слова, за исключением формы будущего времени глаголов несовершенного вида (буду строить). Составное глагольное сказуемое состоит из двух частей: вспомогательного глагола и инфинитива.

Дом строят каменщики. (ПГС)

Дом будут строить каменщики. (ПГС)

Дом продолжают строить каменщики. (СГС)

Сирень скоро будет отцветать. (ПГС)

Ребята стали купаться ежедневно. (СГС)

За каждый правильный ответ – 1 балл, максимум – 5 баллов.

За-земл-ени-е (суффиксальный), пере-говар-ива-ть-ся (суффиксальный), со-стар-и-ть-ся (приставочный), черн-о-мор-ск-ий (сложение слов), под-окон-ник (приставочно-суффиксальный).

За правильный разбор – 1 балл, максимум – 5 баллов.

1. Перламутр. 2. Кардинальным. 3. Сепаратистами. 4. Филантропом. 5. Дифирамбы. 6. В меланхолию. 7. Мизантроп. 8. Сибарит. 9. Плагиат.

За правильно выбранный ответ – 0,5 балла + за правильное написание слова – 0,5 балла, максимум – 10 баллов.

УПРАЖНЕНИЕ 1. Подчеркните грамматическую основу предложений, укажите типы сказуемых.
1) Дом строят каменщики. Дом будут строить каменщики. Дом продолжают строить каменщики. 2) Сирень отцветает. Сирень скоро будет отцветать. Сирень начинает отцветать. 3) Неприятель отступает. Неприятель перестал отступать. Неприятель будет отступать. 4) Ребята купаются в реке. Ребята будут купаться в реке. Ребята стали купаться ежедневно.
УПРАЖНЕНИЕ 2. Укажите, в каких предложениях простое глагольное сказуемое, а в каких – составное глагольное (выпишите номера предложений).
1) Я спою. – Еще я долго буду петь. (С.Есенин) 2) Мальчик стал на цыпочки и с трудом дотянулся до книжной полки. – Приближаясь к станции, поезд стал замедлять ход. 3) Ребята успешно начали новый учебный год. – От сильного ветра начали гнуться ветки деревьев. 4) Он хотел новую спортивную форму. – В соревнованиях он хотел непременно добиться высоких результатов. 5) На летние каникулы класс собирается в поход. – Он собирается заниматься в спортивной школе. 6) Он, например, не мог солгать. (М.Ромм) 7) Тогда мы решили по ночам дежурить по очереди у костра. (К.Паустовский) 8) Я не имею намерения вредить вам. (А.Пушкин) 9) Он изъявил согласие принять меня завтра. (А.Куприн) 10) Грустно смотреть на падающие листья. 11) Я готов с вами поспорить. 12) Надо спешить жить, надо наполнять жизнь смыслом.
Простое глагольное сказуемое_________________________________
Составное глагольное сказуемое_______________________________
УПРАЖНЕНИЕ 3. Подчеркните грамматическую основу предложений, объясните значение вспомогательного глагола в составном глагольном сказуемом.
1) Зачем бы я стала лгать? (А.Н. Толстой) 2) Алексей продолжал играть роль рассеянного и задумчивого. (А.Пушкин) 3) Рад послушать я песню былую. (С.Есенин) 4) Лука раздумал тотчас лезть в воду. (Л.Толстой) 5) Но колен моих пред вами преклонить я не посмел и влюбленными мольбами вас тревожить не хотел. (А.Пушкин) 6) Народ гуляет, а я принужден маяться. (А.Н. Толстой) 7) Она любила на балконе предупреждать зари восход. (А.Пушкин) 8) Я привык смотреть на таких людей как на заурядных и обыденных. (М.Горький) 9) Виктор Николаевич не хотел вмешиваться в дела своей жены. (Д.Мамин-Сибиряк) 10) Главный кассир начал ходить по комнате. (И.Тургенев)
УПРАЖНЕНИЕ 4. Определите тип сказуемого в предложениях. Выделите вспомогательные глаголы в сказуемом.
А. 1) Мы слушаем радио. – Сегодня будем слушать интересную передачу. – Мы начнем слушать эту передачу после ужина. – Он будет слушателем школьного лектория. 2) Будь ты в этом доме хозяйкой. – Ты будь сегодня дома. 3) Я гордился бы тобой. – Я был бы горд тобой. – Я горжусь тобой. 4) Сестра скоро будет экономистом. – Она стала экономистом. 5) Лекция обещает быть интересной. – Он обещает быть у нас завтра. – Мы будем у вас завтра. 6) Ваня быстро привык к пароходной жизни. (К.Паустовский) – Так с детства Кипренский привык мечтать. (К.Паустовский)

Б. 1) Вы будете жить у бабушки, а maman с девочками останется здесь. (Л.Толстой) 2) Улицы были украшены флагами и ярко освещены. 3) Дневная репетиция окончена. (А.Куприн) 4) Улыбка на лице выходила кривой и кислой. (А.Чехов) 5) Часто она обращалась к нам с разными просьбами. (М.Горький) 6) Положение старшего сына, Семена, было не из завидных. (Д.Мамин-Сибиряк) 7) И мы тоже не лыком шиты. (Д.Мамин-Сибиряк) 8) Отец мой был слесарь. (М.Горький) 9) Дуб этот считался священным. (А.Н. Толстой) 10) Зато старый ковер сделался любимой вещью мальчика. (А.Куприн) 11) И мое будущее представляется мне еще безнадежнее. (Л.Толстой) 12) Обломов был не в своей тарелке. (И.Гончаров) 13) А то у тебя нос совсем клюквой. (Д.Мамин-Сибиряк) 14) Весь дом был в страхе. (Ф.Достоевский) 15) Время тогда было точно перед грозой. (А.Н. Толстой) 16) Сильная вечерняя роса должна была лечь на траву. (Л.Толстой) 17) Карл Иваныч был очень не в духе. (Л.Толстой) 18) Речка была мутная, мелкая, город был запылен, казался очень бедным. (И.Бунин)

712 0

Знаешь ответ? Добавь его сюда и заработай денег! Ответы проходят модерацию. Минимум 100 символов.

Прочитайте текст и определите к какому типу речи и стилю он относится. Аргументируйте свой ответ. Составьте простой план данного текста. Найдите в Толковом словаре значение слова саврасый .

Обозначь орфограмму, на которую нужно обратить внимание в каждом из данных слов. Образуй от этих слов наречия. Придумай и запиши сними словосочетания. Укажи главные и зависимые слова. Легкий- Дерзкий- Меткий- Жуткий -

Укажите, твердый или мягкий согласный произносится перед Е: Кашне, кларнет, компетентный, кузен, кюре, менеджер, модернизм, нейтрон, партер, протекция, реглан, рейд, сессия, синтез, террор, федеральный, форель, шинель, экспресс, альтернатива,

Разобрать по членам предложение: Вода в далеком руднике пробивала ледяную корку и чуть слышно журчала. Охарактеризовать предложение.

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 2

+

+

-вась,а почему ты так долго болтаешь по телефону?

-а ты знаешь, что он вырабатывает излучение,вредное для человека?

-о, не знал. но ведь телефон удобен и полезен.

-это да,но все-таки не стоит им так часто пользоваться без надобности.

Другие вопросы по Русскому языку

Категория

Запишите фрмы родительного падежа множественного числа следующих имён существительных: кочерга, полотенце, ясли, будни, гостья, болгарин, сабля, чулки, туфля, мандарин.

Категория

Категория

Придумай и запиши предложения с фразеологизмами,выбрав любые из предложенных. водить за нос; вводить в заблуждение; сложить голову; сломать себе шею; подпять голову; задрать нос; в.

Категория

Написать грамматическую сказку о местоимениях (грамматическую то есть с признаками этих местоимений) можно включить диалог в конце сделать вывод.

Категория

Придумать юмористические предложения со словами: наутек, вничью, изподлобья, с глазу на глаз, враспло, наповал, всмятку, спозаранку, вобнимку, до отказа.

Категория

Подберите к фразеологизмам слова - синонимы и запишите пары. хоть пруд пруди,на своих двоих,точно в воду кануть,бок о бок,выходить из себя,одним махом,дать маху,таращить глаза,пост.

Читайте также: