До какой температуры почва не должна промерзать чтобы был урожай на полях

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

1. Основные проблемы читательской грамотности учащихся 4-х классов (по результатам ИКР-2016) 27.04. 2016

2. Что такое читательская грамотность?

3. Метапредметные результаты

4. Метапредметные результаты

5. Метапредметные результаты

6. Основные группы читательских умений

1. Общее понимание, ориентация в
тексте
2. Глубокое и детальное понимание
текста
3. Использование информации из
текста для различных целей

7. 1 группа умений

8. 2 группа умений

9. 3 группа умений

10. 1-я группа читательских умений (фрагмент текста)

11. Пример задания (1-я группа читательских умений

12. 1 группа читательских умений

13. Пример задания (1-я группа читательских умений)

Какой звук называют шёпотом звёзд?
1)
2)
3)
4)
шуршание полярного сияния
шум холодного северного ветра
стук кристаллов в воздухе
хруст снега под ногами

14. 2-я группа читательских умений

Снежинки рождаются высоко в облаках. Когда приходят
холода, крошечные водяные капельки (водяной пар), из
которых состоит облако, прилепляются к частицам пыли и
замерзают. Так вокруг пылинки вырастают маленькие
шестиугольные ледяные кристаллики – будущие
снежинки.
2. Из чего, кроме замёрзшей воды (водяного пара),
образуются снежинки?

15. 1-я группа умений

Без снежного одеяла земля промёрзнет.
При температуре почвы минус 30 почти
все растения погибнут. Сугробы спасают
их от лютых морозов, а когда наступает
весна, снабжают водой.
4. До какой температуры почва не должна
промерзать, чтобы был урожай на полях?

16. 2-я группа читательских умений (примеры заданий)

3. Рассмотри рисунок 1. Если на улице 30 градусов
мороза, на сколько градусов теплее земля под
слоем снега толщиной 50 см? Обведи номер
выбранного ответа.
1) на 3 градуса
2) на 27 градусов
3) на 20 градусов

Без снежного одеяла земля промёрзнет.
При температуре почвы минус 30 почти все
растения погибнут. Сугробы спасают их от
лютых морозов, а когда наступает весна,
снабжают водой.
2. Для чего люди стремятся задержать снег
на полях? Приведи два примера из текста.

18. 3-я группа читательских умений

1. Возьми две маленькие баночки. Одну из них заверни в
газету.
2. Налей горячую воду в обе баночки и измерь температуру
воды в них.
3. Через 20 минут измерь температуру ещё раз: в баночке,
завёрнутой в газету, вода теплее.
Почему так случилось? Горячая банка через стекло отдавала
своё тепло. Но газета удерживала тёплый воздух возле
стенок банки, мешала ему смешиваться с более холодным
воздухом вокруг. А если тёплый воздух не
перемешивается с холодным, он очень медленно меняет
свою температуру.

20. Пример задания

Представь, что в опыте, о котором ты прочитал, в
баночках оказалась не горячая, а, наоборот, очень
холодная вода. В какой баночке она быстрее согреется до
комнатной температуры? Отметь крестиком один ответ.
□ в баночке, которая завёрнута в газету
□ в баночке без газеты
□ в обеих баночках одновременно
Объясни, почему ты так думаешь.
Полностью справились только 47%.

21. Трудности

В баночке, которая завернута в газету. Потому
В баночке без газеты. Потому что газета
что она хранит холод (не ужержан вопрос – в
какой баночке вода согреется?).
закрывает банку от теплого воздуха (ребенок не
удерживает условия новой ситуации)
В баночке без газеты. Потому что если в комнате
тепло, а стекло пропускает температуру вокруг,
то она быстрее нагреется (мысль неясна и
ребенок этого не видит).

22. Международные исследования качества образования (выявленные трудности) PIRLS

плохо
различают
информацию,
сообщенную в тексте, и информацию,
которой владеют на основе своего
личного опыта;
ограничиваются
приблизительным,
неточным пониманием текста;
испытывают трудности, связанные с
самим
процессом
письменного
выражения мыслей.

23. Пример задания (1-я группа читательских умений

24. Трудности

25. Пример задания (1-я группа читательских умений)

Какой звук называют шёпотом звёзд?
1)
2)
3)
4)
шуршание полярного сияния
шум холодного северного ветра
стук кристаллов в воздухе
хруст снега под ногами
Ответ: 3

26. Трудности

27. 2-я группа читательских умений

Снежинки рождаются высоко в облаках. Когда приходят
холода, крошечные водяные капельки (водяной пар), из
которых состоит облако, прилепляются к частицам пыли и
замерзают. Так вокруг пылинки вырастают маленькие
шестиугольные ледяные кристаллики – будущие
снежинки.
2. Из чего, кроме замёрзшей воды (водяного пара),
образуются снежинки?
Ответ: из частиц пыли
Не справились 43%

28. Трудности

29. 1-я группа умений

Без снежного одеяла земля промёрзнет.
При температуре почвы минус 30 почти
все растения погибнут. Сугробы спасают
их от лютых морозов, а когда наступает
весна, снабжают водой.
4. До какой температуры почва не должна
промерзать, чтобы был урожай на полях?
Ответ: до -30
Не справились 27%

30. Ответы детей

31. Трудности

32. 2-я группа читательских умений (примеры заданий)

3. Рассмотри рисунок 1. Если на улице 30 градусов
мороза, на сколько градусов теплее земля под
слоем снега толщиной 50 см? Обведи номер
выбранного ответа.
1) на 3 градуса
2) на 27 градусов
3) на 20 градусов
Ответ: 2) на 27 градусов
Не справились 43%

33. Трудности

Задание предполагало решение несложной
математической задачи (30 – 3 = 27), но
почти половина учеников работали только с
готовыми данными на рисунке (выбирали
ответ -3) или производили механические
операции с данными, которые были в
вопросе (вычитали из 50 см снега 30
градусов мороза).

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 2

+

+

Другие вопросы по Литературе

Категория

Категория

Характеристика образа манилова по плану 1. описание деревни 2. описание дома (+ интерьер) 3. описание внешности помещика (+ характер) 4, обед 5. встреча чичикова 6. отношение к хоз.

Категория

Характеристика героя матео фальконе 1 описание поведения героя 2 речь героя(как говорит) 3 внутренняя речь (мысли, речь про себя) 4 авторский характер 5 художественная деталь 6 соп.

Категория

Какой известный в быту предмет заменял героям сказок и карту и компас? и "чтобы передохнуть,мальчик вылез на большой лист водяной лилии. сел на нем плотно,обхватив коленки и сказал.

Категория

Сколько патронов осталось у васютки после того как он стрелял в воздух ? из рассказа "васюткино озеро''.

Нужен ли переходный этап

Затраты и результаты

* Проникнуть через пожнивные остатки и опустить семя в землю
* Правильно измельчить пожнивные остатки и распределить их на поле
* Подобрать правильный севооборот
* Вести борьбу с сорняками
* Обеспечить ровный уровень почвы
* Разумно использовать удобрения

Экономические
* Сокращение парка техники
* Экономия топлива
* Экономия ГСМ
* Экономия трудозатрат
* Снижение производственных затрат
* Сокращение количества удобрений
* Меньший износ техники
* Экономия времени

Вопрос: какой должна быть высота завалов, чтобы растениям было комфортно под снежной шубой? Иначе говоря, какова для наших мест оптимальная высота снега?

Нам еще в детстве рассказали, что снег нужен для защиты от сильных холодов. На самом деле, снежная шапка помогает растениям не только в конце декабря или январе, когда на православном календаре стоят крещенские дни с их треском и праздничной сумятицей водосвятия. Снег — неотъемлемая данность нашего климата — воздействует на деревья, корни растений, травы, почву значительно дольше.

Снег и почвенное тепло

Снег может запасать тепло в почве. Но делать это способен при определенных условиях — в зависимости от плотности покрова и сроков, в которые он лег на землю.

Лучший вариант зимовки – первый ранний рыхлый глубокий снег на талую землю, да чтобы не растаял. Осенью почти всегда погода мрачная, с затяжными моросящими дождями. Летом такой дождь не поливает, а мочит растения, не добавляя влаги в почву. Осенью же он способен довольно глубоко промочить почву на грядках и полях.

Температура почвы в эту пору высокая. В ней жизнь кипит: микроорганизмы плодятся, перерабатывают органические растительные вещества, корни растений успевают запасать необходимые питательные вещества. Порой высота снега так велика, что и морозы не способны превратить землю в панцирь. Вот так под снежком легко зимуется всем.

Это весной потом почва немного подмерзнет, когда начнет обнажаться при таянии снега. Но уже не настолько, чтобы серьезно повредить сообществу почвенных жителей и корням многолетних растений. Высота почвенного корнеобитаемого слоя невелика, под глубоким защитным покровом она практически не зависит от температуры морозного воздуха.

Худший вариант – снега мало, выпадает он слишком поздно и на слишком промерзшую землю.

А теперь небольшая табличка

В ней хорошо видно, при каких параметрах снегового покрова растениям легче пережить зиму.

Снег и корни растений

Вспомним законы физики: при охлаждении тела уменьшаются в размерах. Это и к земле отношение имеет. Если снега слишком мало, то в почве образуются трещины, корни растений просто рвутся. Теперь понятно, почему после холодной малоснежной зимы гибнут плодовые деревья. Хоть и распускают они листочки по весне, но корни-то еще зимой погибли! Вот тогда урожая ждать не стоит, хоть бы свои деревца умудриться выходить.

Вот почему нужно ставить щиты, высаживать поперек своих участков кустарники, оставлять на зиму на грядках ботву картофеля и помидоров, выращивать по границе участков сорняки или высокорослые заросли кукурузы. Это все — необходимые меры для задержки снега.

Урок снежной арифметики

Оптимальный слой снега в саду — 80 сантиметров! При такой защите холодный воздух не доберется до почвы и корней растений.
Нет в наших регионах такой погоды, чтобы сразу столько снега навалило? Так ведь сразу и не надо…

  • Хорошо, когда с осени выпадет снежок слоем в 35 сантиметров. И не растает, останется до начала зимы, до холодов.
  • К наступлению сильных морозов снега должно быть уже примерно 60 сантиметров.
  • А уже к исходу зимы — к тому моменту, про который говорят, что она в землю уходит, — высота слоя должна достигнуть тех самых 80 сантиметров.

Замечательно, если эти параметры будут значительно больше — нам снег никогда не помешает! А вот снежку, который можно считать порошей, нам радоваться не стоит.

Но лучше пусть приметой станут виднеющиеся из-под снега верхушки веток полыни.

Почему? Маленький слой снега почву от холода защищать не умеет. Он словно пальто из паутины: на плечах сверкает, а греть не может. Снеговой слой в 6 сантиметров старается быстрее изгнать почвенное тепло. При этом от белой, порой довольно блестящей поверхности солнечные лучи отражаются. И не отдают земле своего и так скудного тепла.

Земля сильно промерзает, и весной вся влага стекает в низины, оставляя почву без увлажнения. Ведь глубина промерзания при недостаточном снежном покрове достигает порой 200 сантиметров!

Толщина снега и почвенные жители

Любому грунту, который не имеет хозяйственного значения, мороз не готовит крупных или мелких пакостей. Другое дело — дороги. Морозы разрушают твердое покрытие, уничтожают его основание, подложку. Потому наши дороги такие недолговечные.

А вот сельскохозяйственным почвам морозы без снега опасны. Не только тем, что ветры унесут самую плодородную часть земли, хуже иное. Почвенные микроорганизмы, как бы они ни были приспособлены, с трудом переносят, переживают жуткие холода. Тут не до работы весной — тут бы выжить после экстремальных состояний.

Огородник с осени вносит органику для микробов, чтобы накормить их вдоволь, дать толчок к размножению. Осень без снега, но с заморозками, а потом зима с мощными морозами и опять без снега губят очень много микроорганизмов. И весной некому органику перерабатывать — чумной мор прошел зимой. Хорошо, если к середине вегетационного периода произойдет восстановление численности.

Вот вам и урожай! Почва промерзла глубоко, почвенных бактерий значительно поубавилось, талая вода в мерзлую почву не попала. Да растениям просто есть и пить нечего!

Даешь много снега!

А надо ли? Для слив и абрикосов талая почва под снегом добра не дает — выпревают косточковые. В Сибири лишь яблони в стланцевых культурах гарантированно способны давать урожай. Потому что все деревце закрыто снегом. С ранней осени даже при большом снеге закрывать стланцы не стоит. Можно сдвинуть собственный календарь покоя у растений. Тогда и снег от гибели не спасет. Лишь к началу сильных сибирских морозов стоит укрывать их снегом, создавая защитные укрытия высотой 100 сантиметров.

Сидит девица в темнице…

Думаете, это про морковку? Нет, про яблоню, грушу, вишню. Деревья можно сравнить с трансляционной станцией. Только с веток уходят не радиоволны, а тепло.

Под снегом на разной глубине теплее, чем на поверхности снега. Снег — плохой проводник тепла. Стволы, скелетные ветви, веточки — хороший проводник, если сравнивать их со снегом. Крона дерева активно отдает холодному воздуху сохранившееся под снежным покровом тепло.

Рассматривали табличку температур почвы, а теперь поговорим немного о температурах воздуха. При высоких снегах температура воздуха неодинакова у поверхности снежной корочки и над ней. Разница может достигать 7 градусов при тихой солнечной погоде. Вот при таких условиях и обмерзают кора, камбий и даже древесина. Так могут погибнуть зимой малина, ежевика. Если на дворе хмуро, солнца нет, то обмерзания не будет. Наиболее опасно повреждение стволов — с повреждением мелких веточек дерево справится само и довольно быстро.

Получается, что надо хорошо укрывать снегом деревья до скелетных веток, чтобы сохранять тепло. Но в этом сохранении есть свой небольшой минус. Тепло, в котором комфортно корням, стволам нарушает график покоя. Растения из этого состояния выходят раньше. Раньше готовы зацвести — уже в первое тепло. А тут возвратные заморозки.

Потому саженцы плодовых надо покупать в местных питомниках: сорта должны быть районированные. У них подобных неприятностей не случается, они не подмерзнут, если весна окажется слишком ранней и шустрой и быстро растопит снег.

Экстремалы

Нам мнится, что лишь человек способен к экстремальным видам спорта или поведения. Но ему очень далеко до наших яблонь!
Смотрим картинку распределения температур в зимние холода.

  • Цифра 1 – температура в почве в корнеобитаемом слое +0,4 градуса
  • Цифра 2 – температура на уровне корневой шейки -0,4 градуса
  • Цифра 3 – температура на снежной поверхности, на высоте примерно 80 сантиметров над почвой -52 градуса
  • Цифра 4 – температура над поверхностью снега в кроне -45 градусов.

В таких температурных условиях проводят зиму наши деревья. Удивительно, но они еще умудряются жить!

Home Земледелие Условия жизни сельскохозяйственных растений Действие низких температур на почву и растения

Действие низких температур на почву и растения

С наступлением устойчивых отрицательных температур начинается промерзание почвы. Вначале замерзает верхний ее слой, а затем и нижние на 30—150 см. Глубина промерзания в основном зависит от погодных и почвенных условий, а также и от рельефа. Глубокое промерзание почв обычно бывает в малоснежную с сильными морозами зиму.

Вода замерзает в почве при температуре ниже нуля градусов. Это обусловливается содержанием в ней растворимых веществ. Чем выше концентрация раствора, тем ниже температура замерзания воды.

Например, в песчаных и суглинистых почвах вода замерзает при минус 4—4,5°, а в торфяной, где выше концентрация раствора, только при минус 5°.

Почвы на возвышенных местах промерзают глубже, чем в низинах, где больше снега. Равнины занимают среднее положение. Чем выше степень дисперсности почвы и чем сильнее действие поверхностных явлений, тем дольше она не промерзает. Медленнее промерзают избыточно увлажненные почвы вследствие высокой теплоемкости воды, а также сухие, так как они имеют связанную воду, которая превращается в лед при более низких температурах. Плотные почвы по сравнению с рыхлыми промерзают быстрее и на большую глубину.

На дерново-подзолистых почвах вследствие подтягивания влаги (во время промерзания) влажность верхнего слоя увеличивается до полной влагоемкости. Кристаллы льда растут в почве также в результате конденсации парообразной влаги, притекающей из нижних горизонтов почвы. Передвижение ее в парообразной форме связано с разностью в упругости водяных паров верхнего и нижнего слоев почвы.

Промерзание верхнего слоя при влажности ниже полной влагоемкости способствует улучшению физических свойств почвы вследствие разрыва крупных почвенных комков на мелкие при расширении пор, в которых находилась вода, кристаллами льда. Поэтому почва, вспаханная с осени, при весенней обработке хорошо крошится.

Снеговой и растительный покров, а также лесная подстилка замедляют промерзание почвы.

Замерзание и оттаивание почвы оказывают значительное влияние на перезимовку озимых зерновых культур и клевера. С этими явлениями связано образование ледяной корки, вымочек, выпревание и выпирание корней растений. Они также могут пострадать от быстрого и глубокого промерзания почвы.

Для жизни растений большое значение имеет количество образовавшихся кристаллов льда в почве и их структура, которая зависит от температуры, влажности, плотности и других условий почвы.

В Беларуси, Прибалтийских республиках и прилегающих областях РФ больше всего гибнут озимые от вымокания, выпревания, снежной плесени и очень редко от вымерзания и высыхания.

Читайте также: