Для подготовки к изучению прорастания семян возьмите четыре

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Урок-исследование – это урок, который максимально повышает уровень познавательной активности школьников, побуждает их к старательному учению. Все учащиеся класса на уроке работают интенсивно, с интересом и желанием.

Внимательно слушают – думая
Наблюдают – думая
Читают – думая
Выполнят практические задания – думая.

2. Дидактические задачи урока: помочь учащимся самостоятельно разработать условия и сформировать определение основного понятия; научить их получать информацию об этом понятии.

3. Педагогические задачи урока: познакомить учащихся с особенностями процесса научного познания, ступенями исследовательской деятельности; научить их различать проблемы, формировать и отбирать полезные гипотезы, интерпретировать данные, делать выводы; заинтересовать учащихся исследовательской деятельностью.

4. Главное в уроке – это совместный поиск истины.
Урок-исследование расширяет круг чтения учащихся, формирует умения самостоятельно находить решение поставленной проблемы, обращаясь к различным источникам и эксперименту, доказывать своё мнение, правильно строить речь.

5. Учащиеся работают в группах по 4-5 человек, в которые объединяются учащиеся на основе своих склонностей, интересов, способностей, психологических предпочтений. Каждой группе даётся задание, инструкция по выполнению эксперимента, алгоритм по которому необходимо подготовить отчёт. Группы проводят исследовательскую работу, благодаря чему осуществляется задача школы – научить учащихся добывать знания. Учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путём самостоятельного выполнения и обсуждения эксперимента. До выполнения эксперимента учащимся известна лишь его цель, но не ожидаемый результат.

Группа № 1.получила задание ответить на вопросы: Нужна для прорастания семян вода? Как поступает вода в семя?
Группа № 2. получила задание ответить на вопрос: Нужен семенам кислород для прорастания?
Группа № 3.получила задание определить как влияют температурные условия на прорастания семян.
Группа № 4 получила задание ответить на вопрос: Нужен для прорастания семян свет?
Группа № 5 получила задание определить всхожесть семян.

6. На уроке каждая группа выступает с кратким докладом и демонстрацией результатов работы: отвечает на вопросы, проводит самоанализ, делает выводы.
Урок ведёт учитель. Он ставит задачи, руководит обсуждением, подводит итоги.
Такой урок для учеников – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Всё это возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.
Для учителя такой урок, с одной стороны, – возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутриклассные проблемы (например, общения). С другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.

Цель: изучение условий прорастания семян.

  • познакомить учащихся с процессом прорастания семян, питанием и ростам проростков,
  • развивать умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи,
  • обобщать и делать выводы, применять полученные знания на практике, развивать навыки самостоятельной работы с учебником,
  • воспитывать бережное отношение к растениям.

Тип урока: урок-исследование.

Учебник: Пасечник В.В. Биология. 6 класс. Бактерии, грибы, растения: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа.

I. Актуализация знаний

Учитель: Жизнь цветкового растения начинается с семян. Семена растений различаются по форме, окраске, размерам, весу, но все они имеют сходное строение.
– Какое строение имеет семя фасоли? (Тренажёр на интерактивной доске)
– Какое строение имеет зерновка пшеницы? (Тренажёр на интерактивной доске)
– Чем различаются зародыши двудольных и однодольных растений?
– Что такое семя?

II. Изучение нового материала

1. Учитель формулирует познавательную задачу.

Учитель: Пока семя находится в состоянии покоя, процессы жизнедеятельности протекают в нём вяло и их очень трудно заметить, но стоит семени попасть в благоприятные условия, как они активизируются, и семя прорастает и даёт жизнь новому растению.

2. Условия прорастания семян. (Беседа по результатам опытов по выявлению условий, необходимых для прорастания семян, заложенных заранее.)

Вывод: вода – необходимое условие прорастания семян.

Ученик: Как поступает вода в семя?
Мы взяли 16 семян фасоли. У четырёх замазали пластилином микропиле, у четырёх рубчик, у четырёх всю кожуру, оставив открытыми рубчик и микропиле, а четыре не трогали и налили немного воды. Через четыре дня получили ответ на вопрос. Семена у которых замазали микропиле не набухли. Семена с замазанными рубчиками проросли. Семена, у которых замазали кожуру, но оставили открытыми рубчик и микропиле – проросли. Семена оставленные без изменения тоже проросли.

Вывод: Через маленькое отверстие семявход (микропиле) семя дышит, через него внутрь семени поступает вода, после чего семя набухает и прорастает.

Учитель: Для прорастания семян растений требуется различное количество воды. Например, семена гороха поглощают воды в полтора раза больше своей массы. Зерновкам кукурузы воды требуется в два раза меньше их массы, а для засухоустойчивого злака, просо, – четвёртая часть от массы высеваемых зерновок.
Вода, проникнув в семя, вызывает его набухание. Семя увеличивается в объёме. Переходят в растворимое состояние запасные питательные вещества, находящиеся в эндосперме и семядолях. Они разжижаются и становятся доступными к использованию живым зародышем. Питательные вещества обеспечивают первоначальное питание зародыша.

Вывод: кислород воздуха важное условие прорастания семян и развития проростка.

Учитель: Семенам разных растений необходимо различное количество воздуха. Семена риса и тимофеевки прорастут даже под водой при очень малом количестве воздуха, растворённого в ней. Семена большинства цветковых растений нуждаются в обилии воздуха и под водой не прорастают.

Ученик: Наша группа определяла, влияют ли температурные условия на прорастание семян.
Для этого взяли два стакана с семенами фасоли. На дно каждого стакана налили немного воды, чтобы семена могли прорасти. Один стакан поместили в тёплое место, другой – на холод, в холодильник. Когда семена, помещённые в тёплое место, проросли, сравнили их с семенами, выставленными на холод. Мы увидели, что на холоде семена не проросли.

Вывод: Прорастающим семенам необходимо тепло.

Учитель: Если семенам достаточно воды и воздуха, но не хватает тепла, они не прорастут и в конце концов погибнут. Семена большинства растений прорастает только при температуре 10 –15°С и выше.
Температурные условия прорастания семян:
Одним растениям для прорастания их семян нужно много тепла, другим мало. Растения, семена которых при прорастании требуют высокой температуры, называют теплолюбивыми, а прорастающие при низких температурах, называют холодостойкими.
а) теплолюбивые (+15°С +25°С) – огурец, тыква, перец, фасоль, кукуруза.
б) холодостойкие (+2°С +5°С) – горох, редис, лук, петрушка, пшеница, рожь.

Ученик: В разговоре с семенами фасоли, задали вопрос : Нужен для прорастания семян свет?
Чтобы получить ответ на вопрос мы взяли два стакана, и в каждый поместили 10 семян фасоли. Затем один стакан поместили в темноту ( в шкаф), другой – оставили на свету. Через четыре дня получили ответ. Семена которые содержались в темноте, развивались лучше и проросло их больше, чем на свету.
Вывод: Для прорастания семян свет не нужен.

Учитель: Какие условия необходимы для прорастания семян? (Приложение 1, слайд 14)

Ученики: Для прорастания семян необходимы вода, воздух и тепло.

3. Всхожесть семян, глубина заделки семян

Учитель: Способность семян к прорастанию называется всхожестью.

– Как определить всхожесть семян?

Ученик: Для определения всхожести семян я отсчитал 100семян пшеницы подряд, без выбора, разложил на мокрой фильтровальной бумаге. Через 4 дня и через 10 дней подсчитал число проросших семян. Первый учёт показывает, на сколько дружно прорастают семена, второй – какова их окончательная всхожесть. Всхожесть оценивается в процентах, подсчитывая число проросших семян из 100 посеянных, приняв 100 посеянных семян за 100%.

1-я проба – посеяно 100 шт., проросло 94
2-я проба – посеяно 100 шт., проросло 95
3-я проба – посеяно 100 шт., проросло 93
4-я проба – посеяно 100 шт., проросло 94

Средний процент всхожести: 94 + 95 + 93+ 94/ 4 = 94%

Умения определять всхожесть семян необходимы для подготовки к посеву семян. Всхожесть определяет хозяйственную годность семян.

Учитель: Можно посеять семена своевременно, но, если они заделаны в почву неглубоко, жаркие лучи весеннего солнца могут их высушить. А если семена окажутся на слишком большой глубине, всходы будут плохие: проросткам не хватает воздуха, молодым побегам будет трудно пробиться на поверхность. Поэтому высевать семена надо на определённую глубину.
– На какую глубину надо заделывать семена в почву?
Глубина заделки семян зависит от их размеров семян. Чем семена крупнее, тем глубже их заделывают в почву. В крупных семенах достаточно питательных веществ и ростки не погибают, пробиваясь с большой глубины в течение долгого времени.
Практикой установлено, что мелкие семена репы, лука надо сеять на глубину 1-2 см, семена средних размеров, например семена редиса, огурцов, – на глубину 2-4 см. крупные семена фасоли, гороха, бобов – на глубину 4-5см. если крупные семена посеять менее глубоко, им может не хватить влаги.
Глубина заделки семян зависит также от качества почвы. В песчаную почву семена заделывают глубже, чем в плотную глинистую. Это связано с тем, что песчаная почва более рыхлая, чем глинистая, она быстрее теряет влагу и высыхает. Вот почему мелко посеянные семена могут не получить достаточно влаги и подсохнуть. Глинистая почва в верхних слоях содержит много влаги, но уже на небольшой глубине в ней содержится очень мало воздуха. В такую почву нельзя глубоко помещать семена. Они здесь будут задыхаться от недостатка кислорода. К тому же через плотную глинистую почву проросткам трудно пробиваться на поверхность к свету.

4. Прорастание семян. (Рассказ учителя по слайдам 15, 16, 17, 18 Приложения 1 с записью схемы на доске и в тетрадях.)

Учитель: Что наблюдается при прорастании семян?
При прорастании семян фасоли молодой корень, развивающийся из зародышевого корешка, разрывает кожуру и выходит наружу. Он быстро растёт и укрепляется в почве. Затем начинает расти зародышевый стебелёк, который поднимает над поверхностью почвы семядоли и почечку. Из неё развивается надземный стебель фасоли с листьями. То есть семядоли выносятся на свет и становятся, зелёнными такое прорастание, называется надземным (липа, редис).
У гороха, пшеницы, дуба семядоли остаются в почве. Надземный побег развивается из почки зародыша. Такое прорастание называется подземным прорастанием.
Попав в благоприятные условия, семена прорастают.
– Что такое прорастание?
Прорастание – это переход семян из состояния покоя к росту зародыша и развитию из него проростка.

III. Закрепление изученного

– Расшифруйте ребус (Приложение 1, слайд 19)
– Ведя разговор с семенами, что узнали нового и важного для себя?
– Чему научились?

Я считаю работу на уроке успешной и результативной. Эти результаты будут учтены при выставлении оценок. А сегодня урок окончен спасибо за работу.

IV. Домашнее задание: §38, рабочая тетрадь задания № 139-143.

которых можно наблюдать в процессе прорастания семян. Ход опыта Отбери три-четыре семени фасоли или какого-либо другого растения, например гороха или подсолнечника. Помести их в банку, завернув во влажную тряпочку или марлю. Оставь в тёплом месте до прорастания семян. Следи за тем, чтобы марля всегда была влажной. Заполни дневник исследователя.

Ответ или решение 1

Дата - Что делаю - Что наблюдаю (рисунок)
07.04 - завернули семена во влажную тряпочку - (Картинка)
10.04 - поддерживаем тряпочку влажной - (Картинка)
20.04 - появились ростки от семян - (Картинка)
Вывод: в процессе прорастания семян проявились следующие свойства
живых организмов: рост, развитие обмен веществ.

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.


Задание 8.1 № 923

Влияние какого фактора на образование корней у растения иллюстрирует этот опыт?

Александр, будучи членом биологического кружка, поставил опыт с растением традесканция. Для этого он взял два срезанных побега растения и поместил их в стеклянные прозрачные банки с водой. При этом в одну из банок он налил немного растительного масла. Примерно через неделю в банке без масла на той части побега, которая находилась в воде, стали образовываться придаточные корни.


Задание 8.2 № 924

С какой целью Александр налил масло в одну из банок при проведении этого опыта?

Чтобы исключить поступление воздуха/кислорода в воду ИЛИ чтобы исключить растворение воздуха/кислорода в воде.


Задание 8.3 № 925

Какие дополнительные условия необходимы для правильного развития корней? (Укажите не менее двух условий).

Правильный ответ может содержать следующие элементы (условия):

2) наличие растворённого в воде воздуха/кислорода;

3) наличие питательных веществ, образующихся в листе на свету;

4) наличие минеральных солей.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

Все условия проведения эксперимента были одинаковыми, кроме наличия масла в банке. Следовательно, данный опыт иллюстрирует влияние воздуха на образование придаточных корней.


Задание 8.1 № 1881

Известно, что для прорастания семян необходимы определённые условия. Сергей решил выяснить роль одного из таких условий, проведя следующий опыт. Он взял два одинаковых стакана, в которых было немного воды, положил в каждый по 15 семян гороха, причём в один он насыпал немного земли (рис. 1). Оба стакана он поставил на столе в комнате. Через несколько дней Сергей наблюдал следующую картину (рис. 2).

Влияние какого фактора на прорастания семян иллюстрирует этот опыт?


Задание 8.2 № 1882

Какой вывод о прорастании сеням по результатам опыта может сделать Сергей?

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Необходимость воды для прорастания семян. Необходимость воды для прорастания семян. Возьмите два химических стакана и в оба положите по 10 – 15 зерновок пшеницы и по 7 – 10 семян фасоли. В первый стакан налейте немного воды так, чтобы она только смачивала семена, но не покрывала их полностью. Во второй стакан воды не наливайте. В течение 5 – 7 суток наблюдайте за опытом. Результаты наблюдений заносите в дневник. Не забывайте, что в первом стакане вода должна постоянно смачивать семена. Через 5 – 7 суток сделайте вывод о значении воды для прорастания семян.


Весенние каникулы — самое хорошее время, чтобы сделать новый научный опыт по окружающему миру. Это позволит нам расширить свой кругозор и не потерять спортивную форму во время недельного отдыха. Мы будем проращивать семена гороха. Цель нашей ответственной работы — определить условия, которые необходимы, чтобы горошины проросли.

Мы будем следовать указаниям в учебнике, наблюдать и записывать сюда результаты.

День первый.

Шаг 1.
Отбираем семь хороших горошин из последнего урожая, которые были у нас припасены для подобного случая.

Семена все добротные.

Семена все добротные.

Шаг 2.
Первую самую хорошую горошину мы заворачиваем с сухую тряпочку. В роли тряпочки у нас выступает кусок бинта, который мы аккуратно отрезали и свернули в несколько слоёв.

Шаг 3.
Три семени поплоше мы завернули в другую тряпочку и намочили её. Будем следить, чтобы эта тряпочка постоянно была влажной.

Шаг 4.
Ещё два сморщенных семени мы залили водой в стакане. Стакан взяли прозрачный, чтобы было удобнее наблюдать, как у них дела.

Шаг 5.
У нас осталась последняя горошинка. Её мы также заворачиваем в мокрую тряпочку.

Всё распределили, как написано в учебнике.

— Всё распределил, как надо, как написано в учебнике.

Шаг 6.
Последнюю горошину в мокрой тряпочке отправляем в холодильник на 4 дня.

В холодильнике горошине прохладно.

Шаг 7.
Остальные объекты исследования оставлявяем прорастать при комнатной температуре также на 4 дня.

Ну вот. Через денёк посмотрим что как.

Ну вот. Через денёк посмотрим что как.

День второй.

Что же у нас произошло интересненького?
Все семена разгладились. Это от влаги. Только горошина в сухой тряпочке осталась сморщенной. А вот и первый результат — у одной из трёх горошин, которые стояли в тепле в мокрой тряпочке к вечеру проклюнулся росточек.

Вот она в серединке. Она первая.

Вот она в серединке. Она первая проросла.

День третий.

Проросли оба сразу.

Проросли обе сразу.

Порадовала ростком нас и вторая горошина из тёплой влажной тряпочки. На первой, которая проросла вчера, показался ещё маленький зелёный листочек. А росток стал больше. Третья тоже, того и гляди, раскроется.

Это потому что солнышко за окном.

Это потому что солнышко за окном.

Семя в сухой тряпочке пока не изменилось.

Сухая горошина на третий день опыта.

Сухая горошина на третий день опыта.

Влажное семечко в холодильнике тоже ещё не проросло — завтра на него повнимательнее посмотрим.

День четвёртый.

Сегодня последний день наших наблюдей. И что же он нам принёс?

Корешки на семенах в мокрой тряпочке продолжают укрепляться, зелёные листочки гороха тоже увеличились и набирают силу.

Эта фотография поднимает настроение и хорошо настраивает на работу.

Эта фотография поднимает настроение и хорошо настраивает на работу.

Белые корешки на зёрнах в стакане воды также стали мощнее, но зелёных листочков на них нет и, видимо, не будет, потому что для листочков нужен кислород, которого под водой не так много.

— Дышать нечем. Эй, медведь, ты где ? Выпусти нас отсюда!

— Дышать здесь нечем. Эй, медведь, ты где ? Выпусти нас отсюда!

А вот и наши аутсайдеры.

Горошина, которая была в холодильнике — разгладилась, но так и не проросла.

Горошинка из холодильника — гладенькая, но без ростков, холодно ей было.

Горошинка из холодильника — гладенькая, но без ростков — холодно ей было.

И горошина в сухой тряпочке — она не изменилась за эти 4 дня.

— Ээх. Что же ты не проросла? Я же в тебя так верил.

— Ээх… Что же ты не проросла? Я же в тебя так верил…

Для успешного прорастания семян гороха нужны два основных условия: влага и тепло.
Там, где было влажно, но холодно и темно — это в холодильнике — горошина не проросла.
Там, где было тепло, но не было влаги — в сухой тряпочке — горошина тоже не проросла.
Для скорейшего прорастания нужен также доступ света и кислорода — это третье и четвёртое условия — во влажной тряпочке, там где он был — семена проросли быстрее всего.
Там, где было тепло, светло и влажно, но не было кислорода, ростки проклюнулись, но позднее, а зелёные листочки не появились вовсе.

Теперь самое время посадить пророщенные горошины и посмотреть, что из этого выйдет. Но это уже новый опыт, о которым вы тоже, конечно же, всё узнаете.

Условия для прорастания семян — научный опыт Reviewed by school on Мар 09 . Весенние каникулы — самое хорошее время, чтобы сделать новый научный опыт по окружающему миру. Это позволит нам расширить свой кругозор и не потерять спортивную Весенние каникулы — самое хорошее время, чтобы сделать новый научный опыт по окружающему миру. Это позволит нам расширить свой кругозор и не потерять спортивную Rating: 0

Читайте также: