Диспетчер старта и посадки

Обновлено: 05.07.2024

Мы поговорили с Натальей, авиадиспетчером аэропорта Домодедово, и узнали, что происходит за стеклом вышки, почему не стоит бояться грозы во время полета и куда стоит ехать, если вы любите небо и самолеты.

Мое детство прошло в Челябинске, в непосредственной близости от местного аэропорта. Отец работал пилотом, мама — в медсанчасти. Школьниками мы часто прогуливались до аэропорта и забегали греться в залы ожидания — наше любимое место для встреч и разговоров. Все мои друзья были детьми авиаторов, так что, когда впервые задумалась о будущем, авиация стояла в приоритете. Помню, мама хвалила нашего соседа, он работал авиадиспетчером. Я класса с седьмого знала: авиадиспетчер — интересная работа с удобным графиком и стабильным доходом.

То есть с раннего возраста ставили в пример серьезного специалиста. А какие у тебя самой были интересы?

Я училась в математическом классе и собиралась на экономический факультет. Но заодно подала документы в университет гражданской авиации в Санкт-Петербурге. В итоге поступила и туда, и туда. Но перспектива пойти по стопам родителей и учиться в Санкт-Петербурге манила сильнее. Тогда я и остановилась на специальности авиадиспетчера.

Раньше девушки были большой редкостью в авиационных училищах. Да и сейчас многие скорее пойдут в бортпроводницы. Я тоже думала об этой профессии. Но вовремя поняла, что моя специальность гораздо перспективнее, солиднее и интереснее. Если ты готов учиться и совершенствоваться, тебя обязательно станут воспринимать всерьез.

Конечно! В голове кружились тысячи мыслей: справлюсь ли, вдруг что-то сделаю не так. Но стоило начать, и все пошло как нужно: с волнением, небольшими замечаниями от старших коллег, а потом — как будто уже давно была к этому всему готова.

С медицинской проверки. Мы управляем самолетами, отвечаем за жизни людей. Поэтому состояние организма должно быть таким же, как у пилота: пульс ровный, сознание ясное, здоровье в норме. Затем идем на инструктаж, где представители служб аэропорта доводят до нас текущую обстановку на аэродроме, особенности предстоящей работы, а также метеорологические условия в период дежурства нашей смены. В общем, на вышку мы приходим с полным пониманием, что происходит в зонах взлета и посадки.

В Домодедово две взлетно-посадочных полосы. Каждую полосу обслуживает один или два диспетчера в зависимости от обстановки и интенсивности движения. Принимая дежурство, я узнаю особенности работы полосы, анализирую воздушную и наземную обстановку, выясняю, какие воздушные суда находятся на связи, затем выхожу в эфир и руковожу движением. В зоне моей ответственности — предпосадочная прямая, взлетно-посадочная полоса и близлежащая к полосе рулежная дорожка.

Нравится, когда почти каждую минуту кто-то взлетает, кто-то садится. Нравится работать на полосе со смешанными операциями — на взлет и посадку. Так чувствую, что аэропорт живет. В часы пик — утром, с 8 до 10, и вечером, с 22 до полуночи, — единовременно на связи может быть до 15 воздушных судов.

Я слежу за огромным пространством, в котором двигаются тяжелые крылатые машины. А в них сидят сотни людей. Что произойдет дальше — моя ответственность и забота.

Сложные метеоусловия требуют повышенного внимания как со стороны диспетчерского состава, так и со стороны пилотов. Туман, ливневый дождь или снегопад могут сильно усложнить рабочий процесс.

И за грозой следим. У нас на мониторах отражены грозовые очаги. Мы выбираем курс на взлет или посадку так, чтобы пилоты могли обогнуть их. Так что, если вы видите из иллюминатора молнию, это не значит, что она может навредить. Все рассчитано так, чтобы борт проходил ее на безопасном расстоянии. Если же грозовых очагов много в зоне полетов, тогда рейсы задерживают или отменяют.

Ты профессионально следишь за самолетами с вышки. А знаешь такие места, где любой может наблюдать за взлетами и посадками?

Да. Когда прилетаю в новый город или страну, сразу глазами ищу вышку, рассматриваю ее внимательно. К сожалению, попасть внутрь сложно — нужен специальный пропуск. Внешне мне нравятся вышки в Бангкоке и Пекине — хотелось бы узнать особенности рабочего процесса. Еще нравится рассматривать аэропорты. Один из самых необычных на моей памяти — в Джакарте. Он оформлен сдержанно, в национальном колорите с деревянной рeзьбой.
Наш начальник смены — руководитель полетов — очень увлеченный человек. Вот ему удалось побывать на вышках в Праге, Лондоне, Майами и Франкфурте. Домодедово и Хитроу — подобные аэродромы. В чем-то мы учимся у англичан, перенимаем их опыт.

Новый опыт — это всегда хорошо. Я была с экскурсией на вышке во Внуково, мне понравилось. Но все-таки предпочитаю работать в Домодедово. На мой взгляд, у нас самая логичная система аэродрома: есть две параллельные полосы, они работают независимо друг от друга. Во Внуково они пересекаются. Работать по такой схеме сложнее. Одну полосу обслуживают до четырех сотрудников. У нас же в основном справляется один диспетчер.

Я могу положиться на пилотов S7 — они всегда вовремя готовы к вылету, выполняют все четко и не теряют время на полосе.

Впечатляет Airbus A380 — огромный воздушный корабль более чем на 500 мест. Впервые в России его приняли именно в Домодедово. Почти два года сертификат на прием аэробуса был только у нас. Потом его получили в Толмачево и Шереметьево. Я и работала с ним, и была пассажиром. Сейчас он реже прилетает в Россию. Но когда прилетает, для меня это маленький праздник.
A380 собирают в Тулузе. Я была там на авиационном заводе, на экскурсии. Ты попадаешь в большой ангар и наблюдаешь непосредственно за процессом сборки — завораживает! При заводе есть сувенирные магазины с картами, игрушками, книжками про авиацию, а также тренировочный центр для пилотов. Знаю, что пилоты S7 Airlines иногда занимаются там.

Да, но дело даже не в дружбе. Я по-настоящему уважаю эту авиакомпанию за отношение к своим сотрудникам. У них отличная школа пилотов, собственная тренировочная база. Чувствуется высокий уровень подготовки. В штате компании много молодых активных ребят, которые работают с интересом и стремятся быть лучшими. Я сама могу положиться на таких коллег — они всегда вовремя готовы к вылету, выполняют все четко и не теряют время на полосе.

Барселона. Была там не один раз. Люблю кататься на велосипеде по набережной, пробовать местную еду, рассматривать архитектуру. Тот случай, когда невозможно устать от города. Он найдет чем удивить.
Гринвич. Для меня, как человека, связанного с авиацией, это особенный город в Англии. Через него проходит нулевой меридиан. Можно сказать, там рождается время. Авиация работает по международному времени — UTC. Московское время на 3 часа опережает его.
Неаполь. Город, в котором нет места спешке и стрессу. Здесь живут счастливые люди. Да и как иначе, если жить у моря и так вкусно есть? Выбирая новый маршрут для путешествий, стараюсь побывать рядом с морем.
Сочи. Город до Олимпиады и после — это небо и земля. Сейчас морю и невероятно красивой природе подобрали достойную огранку. Есть где погулять и что посмотреть.
Камчатка и Сахалин. Это моя мечта. Надеюсь, скоро она превратится в еще одну историю удачного путешествия.

15 фактов об одной из самых ответственных профессий в мире – авиадиспетчер


Знаете ли вы, что без авиадиспетчеров пилотам пришлось бы летать в прямом смысле вслепую? Без сложной наземной системы диспетчеров путь в небо человеку заказан. Вот как работают диспетчеры: 15 интересных фактов об управлении воздушными судами, в простонародье называемыми самолетами.

1. Авиадиспетчер и диспетчер по наземному управлению самолетом – это разные профессии


Согласно международной авиационной литературе, авиадиспетчер отвечает за осуществление безопасного, регулярного и быстрого движения воздушных судов в воздушном пространстве страны. Например, авиадиспетчеры направляют самолеты , чтобы последние держались на безопасном расстоянии друг от друга, помогают скоординировать действия экипажа воздушного судна в непогоду и выставляют эшелоны передвижения.

2. Не все авиадиспетчеры работают на вышке


Вик Вектор, диспетчер, объясняет:

3. Сотрудники башни выполняют свои обязанности, визуально отслеживая обстановку


Авиадиспетчеры, находящиеся на смотровой площадке, напротив, в основном отслеживают происходящее визуально.

Два голландских работника диспетчерской службы из авиакомпании KLM Airlines описывают следующее:

4. Работать сверхурочно и под большим психологическим прессингом – это нормально для диспетчера


5. Стрессоустойчивость – как билет на работу


Да, ответственность диспетчеров просто невероятная. От их скоординированных действий зависят жизни сотен, тысяч человек. Стрессы здесь нешуточные! Лишь единицы смогут выдержать такой прессинг и не сломаться морально. Они остаются в профессии – остальным там не место.

6. Зарплата высокая, профессиональные льготы, отпуска


В США ежегодная зарплата авиадиспетчера в 2016 году составляла 128000$. Таким образом, в месяц у них получают чуть более 10 500 долларов США – серьезно выше, чем средняя зарплата по стране.

У нас в среднем по стране диспетчеры авиационных линий получают 120-130 тыс. рублей ежемесячно, что также является высоким результатом . По-другому и быть не может – за риски нужно платить людям вдвойне.

7. Крайне важно делать перерывы в работе каждые 75-90 минут на 20 или 40 минут


За это время можно набраться сил для дальнейшей кропотливой и сложной работы

8. Одна из самых сложных задач по управлению воздушным движением – это процесс набора персонала


Мировой опыт таков:

могут пройти месяцы или годы от заявки до допуска профессионала к управлению реальными полетами.

9. В России авиадиспетчеров учат в специализированных высших учебных заведениях (наследие СССР)


В частности, на диспетчера можно выучиться в:

Ульяновском институте гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева

Ейском высшем военном авиационном училище (военный институт) им. В.М. Комарова

Краснодарском высшем военном авиационном училище летчиков (военный институт) им. А.К. Серова

Санкт-Петербургском государственном университете гражданской авиации (Университет ГА)

Человек, который не боится ответственности и хочет иметь престижную работу, должен попробовать свои силы в профессии авиадиспетчер. Её описание, где учиться, обязанности, зарплата, трудоустройство, а также преимущества и недостатки помогут узнать все тонкости этой важной специальности. Авиадиспетчеры управляют воздушным движением и отвечают за безопасность тысяч пассажиров.

  • Направления работы авиадиспетчеров
  • Достоинства и недостатки
  • Личные качества
  • Предъявляемые требования
  • Обязанности специалистов
  • Трудоустройство и карьера
  • Льготные программы и бонусы
  • Способы обучения

Авиадиспетчер

Направления работы авиадиспетчеров

Авиационный диспетчер — это человек, корректирующий действия экипажа самолёта и помогающий ему решать различные проблемы. В зависимости от направления деятельности специалистов разделяют на 8 категорий. Все они выполняют определённые задачи и имеют свой круг обязанностей.

Профессия авиадиспетчер имеет несколько разновидностей:

Посадка самолета

Взлет самолета

  1. Аэродромного диспетчерского пункта (АДП). Специалист занимается составлением графиков полётов. Он согласовывает свои действия с различными службами и другими аэропортами. Кроме этого, АДП держит связь с экипажами воздушных судов и помогает им следить за текущей обстановкой (например, за прогнозом погоды).
  2. Руления. Сотрудник аэропорта регулирует движение самолётов по его территории, выбирает оптимальную траекторию въезда воздушного судна в ангар и выезда из него.
  3. Старта и посадки. Специалист в этой области руководит процессом взлёта и посадки самолётов. Он указывает свободную полосу, сообщает экипажу текущую обстановку и следит за своевременным освобождением взлётно-посадочного поля.
  4. Круга. Этот полётный диспетчер контролирует самолёты, находящиеся в радиусе 50 км от аэродрома. Прибывающим воздушным судам он выдаёт разрешение на посадку, а вылетающим даёт указания по набору высоты.
  5. Подхода. Специалист, работающий в этом направлении, руководит воздушным движением на высоте от 2100 до 5700 м. Кроме этого, в его функции входит контроль за полётом всех самолётов, находящихся в радиусе от 90 до 120 км от аэродрома. В обязанности специалиста также входит определение очереди захода на посадку и выбор интервала движения воздушных судов.
  6. Районного центра. Этот сотрудник выполняет те же функции, что и диспетчер подхода, но он несёт ответственность только за самолёты, находящиеся на высоте более 5700 м.
  7. Пункта местных воздушных авиалиний. Такой диспетчер контролирует полёты на малых высотах, которые совершаются вблизи аэропорта.
  8. Местного диспетчерского пункта. Специалист, работающий в этом направлении, выполняет те же обязанности, что и диспетчер пункта местных воздушных авиалиний. Единственное отличие их работы заключается в зоне ответственности. У диспетчера местного пункта она намного шире, поэтому он руководит полётом воздушных судов, удалённых от крупных аэропортов.

Достоинства и недостатки

Работа авиадиспетчером имеет множество плюсов. Благодаря им специальность считается одной из наиболее престижных в гражданской авиации.

Большая зарплата

Главные преимущества:

  • комфортные условия труда;
  • высокая заработная плата;
  • право на множество льгот;
  • ранний выход на пенсию.

Есть в работе авиадиспетчеров и несколько отрицательных моментов. Именно из-за них наблюдается недобор желающих обучиться специальности.

Уголовная ответственность

Основные недостатки:

  • высокая ответственность;
  • повышенная эмоциональная нагрузка;
  • посменный график работы;
  • уголовная ответственность за допущенные ошибки.

Личные качества

Хорошо делать свою работу сможет только авиадиспетчер, обладающий определёнными чертами характера. Каждая из них важна для специалиста и может помочь ему спасти не одну сотню жизней.

Главные качества:

Стрессоустойчивость

  • ответственность;
  • стрессоустойчивость;
  • высокая концентрация внимания;
  • хорошо поставленная речь;
  • коммуникабельность;
  • умение быстро принимать решения;
  • способность работать в команде.

Предъявляемые требования

Стать авиадиспетчером сможет человек, соответствующий всем требованиям профессии. Он должен не только идеально знать особенности своей работы, но и обладать навыками в десятках смежных сфер деятельности.

Основные требования:

Воздушная навигация

  • образование по профильной специальности;
  • знание воздушной навигации, правил эшелонирования и особенностей управления самолётом;
  • умение находить оптимальное решение в стрессовой ситуации;
  • наличие базовых знаний в области авиационной метрологии;
  • знание английского языка;
  • способность управления и наладки специального оборудования;
  • умение доносить информацию экипажам различных авиалиний.

Обязанности специалистов

Круг обязанностей диспетчера зависит от направления, в котором он трудится. При этом у всех представителей профессии есть несколько общих функций, которые они должны выполнять ежедневно.

Перечень обязанностей:

Радар авиадиспетчера

  • контроль за перемещением самолётов;
  • обеспечение безопасности движения воздушных судов;
  • эффективное использование воздушного пространства;
  • соблюдение установленных правил и норм;
  • внесение изменений в графики вылета и прибытия самолётов;
  • информирование экипажа о погодных условиях, ветре, видимости;
  • оказание помощи пилотам в случае возникновения непредвиденных ситуаций.

Трудоустройство и карьера

Прежде чем обучаться профессии, нужно понять, сколько зарабатывает специалист и где может трудоустроиться. В большинстве случаев авиадиспетчер находит работу в аэропорту или УВД (управлении воздушным движением). Иногда специалист выбирает образовательное направление и идёт работать преподавателем в профильное учебное заведение.

Место работы авиадиспетчера

Авиадиспетчеры редко жалуются на свою зарплату. В большинстве случаев размер оклада составляет от 80 до 160 тыс. рублей. В наиболее загруженных аэропортах доход специалиста может превышать 200 тыс. рублей в месяц.

Молодой специалист начинает свою карьеру с должности помощника авиадиспетчера. Он выполняет простую и наименее ответственную работу. Набравшись опыта, молодой сотрудник может занять место авиадиспетчера и начать самостоятельно управлять полётами. Следующей ступенью карьерной лестницы станет должность старшего авиадиспетчера. Если специалист будет хорошо справляться со своими обязанностями, тогда он сможет рассчитывать на место руководителя полётов.

Альтернативный вариант развития карьеры предусматривает не только получение определённых должностей, но и переход в более загруженные аэропорты. Там специалист может стать авиадиспетчером или попробовать свои силы в смежных областях (например, в логистике или авиационной инженерии).

Льготные программы и бонусы

У авиадиспетчеров сложная, ответственная и нервная работа. Из-за этого специалисты имеют право на различные льготы. Так, им компенсируют отсутствие выходных, сменный график работы и повышенную нагрузку на нервную систему.

Доступные льготы:

Отпуск

  • разовая денежная премия для покупки квартиры (до 1,9 млн рублей);
  • материальная помощь молодым специалистам;
  • компенсация затрат на аренду жилья (до 50%);
  • бесплатный полёт в любую точку мира (после 5 лет работы);
  • бесплатные путёвки в профилактории и санатории;
  • ежегодный оплачиваемый отпуск (67 дней);
  • ранний выход на пенсию (мужчины — 50 лет, женщины — 45 лет).

Способы обучения

После учёбы можно постоянно повышать свой профессиональный уровень. Для этого существуют специальные курсы ускоренной подготовки авиадиспетчеров.

Лучшие учебные заведения России в Москве и других городах:

Московский государственный технический университет гражданской авиации

  • Московский государственный технический университет гражданской авиации;
  • Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации;
  • Южно-Уральский государственный университет (Челябинск);
  • Московский авиационный институт;
  • Ульяновский институт гражданской авиации им. Главного маршала авиации Б. П. Бугаева;
  • Ейский высший военный институт им. В. М. Комарова;
  • Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков им. А. К. Серова.

Авиадиспетчер — одна из наиболее ответственных профессий. Её представители ежедневно управляют воздушным движением и оберегают жизни пассажиров. Такой труд хорошо оплачивается и даёт возможность получать множество льгот.

В мире самолетов и людей профессия авиадиспетчер — важнейшая профессия, от которой зависят жизни людей пассажирских самолетов. Это как инструктор ДПС на земле, только масштабнее. К таким специалистом высокие требования как к знаниям, так и к психологическим стрессам. Авиадиспетчер это специальность которая хорошо оплачивается, зарплата диспетчера превышает многие специальности. Читайте статью до конца и узнайте тонкости этого труда! В статье Вы поймете где учится и сколько вы будете получать в Москве и в Питере.


Авиадиспетчер — кто это чем он занимается

Авиадиспетчер-это специалист по управлению воздушным движением, обеспечивающий безопасное движение самолетов в воздушном пространстве и контролирующий все этапы движения самолета от взлета до посадки. Благодаря специалисту, исполняющему четко и профессионально свои обязанности, обеспечивается безопасный полет самолета. Самая главная задача авиадиспетчера обеспечить безопасное движение самолетов в воздухе.

Должностные обязанности

Все воздушное пространство разделено на зоны, каждым участком которой руководит определенная специализация авиадиспетчера.

Диспетчер аэродрома диспетчерского пункта- именно с этого специалиста начинается путь самолета. Он составляет суточный план вылетов самолетов и дает разрешение на вылет. Без его разрешения самолет не имеет право подняться в воздух.

Далее начинается работа авиадиспетчера руления-с него начинается и заканчивается полет. Он дает разрешение на запуск двигателей самолета и регулирует движение самолета по аэродрому.

Как только самолет попал на взлетную полосу подключается диспетчер старта-он контролирует движение по взлетно-посадочной полосе и выдает разрешение на взлет.

Диспетчер районного центра руководит полетом на высотах от 2 до 17000 км.

Работа авиадиспетчера должна быть четкая и быстрая, ведь от него зависит множество жизней на борту. Поэтому авиадиспетчер должен быстро реагировать на внештатные ситуации и всеми силами стараться помочь пилоту:

  • Для этого он постоянно находится на связи с пилотом;
  • знает особенности управления самолетом;
  • понимет влияние метеоусловий на движение и скорость самолета и умеет правильно распределять воздушные судна, чтобы избежать их столкновения в воздухе.

В работе авиадиспетчеру помогает множество специализированной электронной техники:

  • 4 монитора для слежения за воздушной и метеорологической обстановкой;
  • средства связи;
  • навигация;
  • сигнальные табло;
  • графики;
  • справочная документация с алгоритмами действия и большое обзорное окно, для оценки реального состояния погоды.

Всеми этими гаджетами нужно уметь пользоваться, но и успевать контролировать их одновременно.

Плюсы и минусы профессии

Несомненно, во всем мире профессия авиадиспетчера считается одной из самых уважаемых и престижных.

Для авиадиспетчеров приготовлено много бонусов, таких как:

  • бесплатное посещение тренажерных залов и бассейнов;
  • единовременная материальная помощь молодым специалистом, а по прошествии пяти лет работы бесплатный перелет в любую страну мира один раз в год.
  • Кроме этого, приятным бонусом будет 50% помощь в оплате арендного жилья, либо в некоторых компаниях даже компенсация первоначального взноса для покупки квартиры.
  • Стоит упомянуть о ежегодном оплачиваемом трудовом отпуске в количестве 67 дней, ежегодное бесплатное посещение санаториев и перелет супруге и детям с 50% скидкой. И даже это еще не все плюсы профессии.

Но, как и любая профессия, специальность авиадиспетчера имеет и другую сторону медали. Даже в такой, престижной профессии есть свои минусы.

Одним из первых минусов профессии — громадная ответственность перед пассажирами и членами экипажа, а поэтому и отсутствие права на ошибку. Диспетчерская служба работает круглосуточно и без выходных, поэтому нужно быть готовым работать в разные смены (день, ночь, дождь, праздники итд), зато рабочая неделя длится не более 36 часов, это примерно каждая смена через трое суток. И обязательный перерыв на 20 минут каждые 2 часа. Кроме перечисленного, диспетчер обладет стрессоустойчивостью и умением быстро реагировать и нестандартно мыслить в экстренных ситуациях. Поэтому дважды в год авиадиспетчеры проходят обязательный медицинский осмотр как физического, так и психического здоровья. Проводятся тесты физических и психологических нагрузок.

Требования к авиадиспетчеру

К авиадиспетчеру, как к профессионалу и к кандидату на должность предъявляют очень высокие требования.

  1. Феноменальная стрессоустойчивость в совокупности с хорошо развитой внимательностью, чтобы успевать следить за всеми приборами одновременно.
  2. Ответственность и умение четко реагировать согласно имеющимся протоколам, отличное знание международного языка общения, английского языка, иметь четкую дикцию, хорошо поставленную речь и произношение.
  3. Немаловажное условие отличное психологическое и физическое здоровье.
  4. Четкое знание наизусть всех протоколов действия при той или иной ситуации.
  5. Знать строение и работу самолетов, чтобы в случае опасности дать необходимые рекомендации пилоту, не говоря уже о знании оборудования, находящегося в диспетчерской.
  6. Ну и диплом о высшем специальном образовании, без которого ваша кандидатура даже не будет рассматриваться на вакансию авиадиспетчера.

Зарплата авиадиспетчера

Глядя на все эти требования хочется затронуть немаловажную тему, как зарплата авиадиспетчера.

Зарплата авиадиспетчера в России колеблется в зависимости от городов. Самая высокая зарплата авиадиспетчеров по России — в Москве. Там средняя зарплата от 60000 до 250000 рублей в месяц. А вот в Санкт Петербурге зарплата авиадиспетчера не превышает 65000 рублей в месяц.

В Новосибирске и Самаре и вовсе около 50000 рублей в месяц. Если сравнивать среднюю зарплату других специалистов в данных городах, то зарплата авиадиспетчера значительно превышает среднюю зарплату других специалистов. Исходя из статистики взятой по всей России средняя зарплата авиадиспетчера составляет около 120000 рублей, больше получает только пилот гражданской авиации.

Можно сравнить зарплаты авиадиспетчера в России и заграницей. Самые высокие зарплаты у авиадиспетчеров США, они получают около 480000 рублей в месяц. Не сильно отстают от них зарплаты в Германии и Великобритании, переводя на рубли около 420000 рублей в месяц. А авиадиспетчеры Польши и Латвии получают зарплату меньше авиадиспетчеров России, около 100000 рублей в месяц. Поэтому работать авиадиспетчером в России престижно и финансово выгодно. А если прибавить туда все те бонусы, которые выдает работодатель для профессионального авиадиспетчера, то о рассмотрении данной профессии стоит серьезно задуматься. Тем более, профессия авиадиспетчера достаточно востребованная и в каждом городе России нуждаются в молодых специалистах.

Где обучают авиадиспетчеров

Получить образование авиадиспетчера можно в России. Популярный ВУЗ -это Московский Государственный Технический Университет гражданской авиации имени Баумана(МГТУ). ВУЗ с историей и очень сильным преподавательским составом, однако Государственный университет Гражданской авиации в Санкт Петербурге ему ничуть не уступает и имеет свой филиал в Хабаровске, где можно получить среднее профессиональное образование. В городе Ейск есть Высший военный институт имени В.М. Комарова, который тоже востребован студентами. Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации В.П. Бугаева готов подготовить профессиональных авиадиспетчеров города Ульяновск и близлежащих городов. Кроме этого отметим Ульяновское высшее авиационное училище, готовящее специалистов со средним образованием.

Особенности профессии

Но получить диплом по профессии авиадиспетчера мало. По правилам необходимо каждые 3 года проходить повышение квалификации, ведь технологии развиваются, появляются новшества и в оборудовании диспетчерской, изменяются, или дополняются протоколы алгоритма действия авиадиспетчера. В зависимости от класса диспетчера каждые 2 -3 года необходимо подтверждать действующее свидетельство авиадиспетчера. Имея знания, профессиональный опыт можно найти более оплачиваемую должность авиадиспетчера в той же Германии или в США — вопрос переезда!
А 20 декабря празднуется международный день авиадиспетчера, так что помимо всех привилегий, престижа и почета у Вас будет даже свой праздник.

Читайте также: