Декоративное озеленение автомобильных дорог

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

- создание элементов благоустройства, архитектурно-художественного оформления дороги и обеспечения зрительного ориентирования водителей.

Все эти три задачи служат единой цели – созданию и поддержанию благоприятных и комфортных условий для пользователей автомобильных дорог и жителей прилегающих к дороге территорий.

Размещение всех видов озеленения на вновь строящихся (реконструируемых) автомобильных дорогах общего пользования может осуществляться в пределах придорожной полосы шириной не менее 50м от границы полосы отвода.

Классификация видов озеленения автомобильных дорог

Озеленение автомобильных дорог разделяют на два основных вида: защитное и декоративное.

Кзащитному озеленению относят:

- шумо- газо- пылезащитное озеленение.

Противоэрозионное озеленение применяют для защиты дорог от разрушительного воздействия стока атмосферных осадков и дефляционных ветров. Эрозии подвержены в основном незащищенные грунтовые поверхности обочин, откосов и водоотводных канав. Особенно низкая противоэрозионная устойчивость характерна для таких грунтов, как: мелкозернистые пылеватые пески, пылеватые суглинки и глины, лессы и лессовидные суглинки, мергелистые грунты с большим содержанием глинистых частиц.

Прилегающие к дорогам дефлируемые участки песков без предупредительных мероприятий могут привести к заносам проезжей части.

Одной из эффективных мер противоэрозионной защиты грунтовых поверхностей является создание на них растительного покрова из трав с развитой корневой системой, которая, проникая на глубину 20см и более, в результате образует плотный и прочный дерновый слой.

Создаваемый травяной покров, выполняя защитные функции, является в то же время элементом эстетического оформления дороги.

К противоэррозионному относят также озеленение, используемое для защиты дорог от разрушительного действия растущих оврагов, размыва и разрушения селевыми потоками, а также с целью борьбы с оползнями.

Снегозащитное озеленение применяется для защиты дороги от снежных заносов и представляет собой защиту постоянного типа. В зависимости от снегоприноса снегозащитные полосы устраивают из нескольких рядов деревьев, а по краям полос - из кустарника.

Создание пескозащитных посадок, а также закрепление песков травяным покровом осуществляют в каждом случае по специально разработанному проекту.

Шумо-, газо-, пылезащитное озеленение создают на участках дорог, проходящих через населенные пункты или вблизи них, рядом с территориями курортных зон, лечебных заведений, заповедников, заказников, национальных парков, а также через угодья, предназначенные для выращивания ценных сельскохозяйственных культур и др. Такой вид озеленения представляет собой плотную многорядную посадку специально подобранных древесно-кустарниковых пород и является эффективным препятствием на пути распространения шума, выхлопных газов и скапливающейся на дорожном покрытии пыли.

В соответствии с требованиями комплексной защиты придорожных территорий установлены следующие основные параметры защитных зеленых насаждений:

- ширина полосы не менее 10 м;

- высота деревьев не менее 7-8 м;

- высота кустарников не менее 1,5-2 м.

Форма поперечного профиля защитной полосы должна иметь форму треугольника с более пологой стороной, обращенной к источнику загрязнения (т.е. к проезжей части дороги).

При подборе пород деревьев для создания зеленой шумо-, газо-, пылезащитной полосы необходимо учитывать их устойчивость к действию выхлопных газов автомобилей. Наибольшей устойчивостью обладают:

- хвойные породы: лиственница сибирская;

- лиственные породы: дуб, ясень ланцетный, липа, тополь, граб, шелковица, гледичия;

- кустарники: бирючина, гордовина, акация желтая, спирея, жимолость, шиповник.

Декоративное озеленение преследует цель усиления связи автомобильной дороги с окружающей природой. Оно включает в себя не только посадку новых деревьев и кустарников, но и сохранение на придорожной полосе существующей растительности, дополнение ее новыми посадками, органически соответствующими окружающему ландшафту или маскирующими непривлекательные места.

Вместе с тем декоративные посадки применяют и для обеспечения безопасности движения: обозначения трассы дороги на большом расстоянии, особенно за пределами фактической видимости поверхности проезжей части; предупреждения водителей о примыканиях и перекрестках; защиты от бокового ветра и др.

По выполняемой роли и расположению декоративные посадки разделяют на основные посадки вдоль дороги (аллейные или рядовые), групповые посадки и смешанные (т.е. сочетающие основные и групповые посадки).

В процессе роста и развития насаждений осуществляют лесовоздейственный уход за древостоем и кустарниками (рубками ухода), благодаря которому поддерживается или усиливается защитная функция насаждений, их биологическая устойчивость и долговечность. Рубки ухода заключаются в периодической срезке (спиливании) стволов отдельных деревьев и кустарников с целью получения порослевого возобновления или для удаления из состава насаждений деревьев, мешающих росту основных пород, а также сухостойных, снеголомных и пораженных вредителями и болезнями.

В зависимости от возраста, защитных свойств, санитарного состояния и пространственного размещения деревьев и кустарников проводят следующие виды рубок.

Рубки текущего ухода: прочистки; рубки омоложения кустарников; рубки освобождения ценных пород; санитарные рубки; стрижка живых изгородей.

Рубки специального назначения: рубки под линиями связи и электропередач; декоративные рубки и восстанавливающие рубки.

Те или иные виды рубок назначают и выполняют, руководствуясь действующими нормативно-техническими документами.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

В соответствии с требованиями комплексной защиты соответствующих придорожных территорий установлены следующие основные параметры защитных зеленых насаждений:

- ширина полосы не мене 10 м;

- высота деревьев должна составлять не мене 7 - 8 м;

- высота кустарников - не менее 1,5 - 2 м.

Форма поперечного профиля защитной полосы должна иметь форму треугольника с более пологой стороной, обращенной к источнику загрязнения, т.е. к проезжей части дороги (рис. 6).


Рисунок 5 - Типовые схемы снегозащитных лесных насаждений вдоль автомобильных дорог при объеме снегопереноса (м 3 /м):

а - до 25; б - до 50; в - до 75; г- до 100; д - до 125; е - до 150;

ж- до 200; з -до 250.

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ


- низкие кустарники

- низкокронные деревья

- высокие кустарники

- высококронные деревья


Рисунок 6 - Схема шумо-газо-пылезащитных насаждений

1 ряд от дороги - низкий кустарник; 2 ряд от дороги - высокий кустарник;

3 ряд от дороги - сопутствующая древесная порода; 4 ряд от дороги - главная древесная порода; 5 ряд от дороги - сопутствующая древесная порода; 6 ряд от дороги - высокий кустарник.

При подборе пород деревьев для создания шумо-газо-пылезащитной зеленой полосы необходимо учитывать их устойчивость к действию выхлопных газов автомобилей (табл. Д3).

Наибольшей устойчивостью обладают:

- хвойные породы: лиственница сибирская;

- лиственные породы: дуб, ясень ланцетный, липа, тополь, граб, шелковица, гледичия;

- кустарники: бирючина, горловина, акация желтая, спирея, жимолость, шиповник.

Шумо-газо-пылезащитные насаждения могут быть использованы в сочетании с земляными валами и экранами.

Требования к декоративному озеленению автомобильных дорог

Декоративные древесные и кустарниковые посадки, являясь одним из лучших средств архитектурно-художественного оформления придорожной полосы, размещаются в каждом случае с учетом того подвержен или не подвержен снежным заносам данный участок дороги. При этом необходимо предусматривать следующие случаи:

1) участок дороги заносимый, защищаемый искусственными устройствами (планочные щиты, заборы);

2) участок дороги незаносимый и защищенный посадками;

3) участок дороги незаносимый, расположенный на насыпи превышающей расчетную высоту снежного покрова не менее чем на 1,2 м для дорог I категории; 0,7 м - II категории; 0,6 м - III категории; 0,5 м - IV и 0,4 для дорог V категорий или в глубокой выемке;

4) участок дороги незаносимый в связи с характером окружающих условий (близко расположен лес, постройки, другие преграды);

5) дороги, расположенные в климатической зоне, где весьма редки или вообще отсутствуют снегопады.

В первом случае при размещении декоративных посадок необходимо учитывать возможную закладку в будущем снегозащитных полос со стороны поля. Таким образом, декоративные посадки должны быть размещены так, чтобы в процессе своей работы не вызывали снежных заносов.

В третьем случае незаносимые участки дороги могут стать заносимыми, если густые и сплошные декоративные древесно-кустарниковые насаждения расположить на расстоянии ближе 20 м от земляного полотна.

При наличии работающих снегозащитных посадок (второй случай) декоративные насаждения можно размещать на свободной полосе, начиная от рядов живой защиты и кончая линией, проходящей на расстоянии 2,5 м от кювета.

В соответствии с существующими садово-парковыми стилями и местными условиями при декоративном озеленении применяют три основных приема: регулярный (аллейные или рядовые посадки), ландшафтно-групповой (или свободный) и смешанный.

Регулярный прием предусматривает строго определенное размещение деревьев, кустарников или групп однообразного построения по прямым или правильным кривым линиям. Расстояние в рядах между отдельными растениями или их группами остается постоянным на протяжении данного участка оформления. Этот прием применяют на участках дорог, проходящих в равнинной местности, или при оформлении особо ответственных участков дорог, подъездов к городам и населенным пунктам, в самих населенных пунктах (рис. 7, 8).

Ландшафтно-групповой (или свободный) прием предусматривает свободное (живописное) размещение деревьев и


Рисунок 7 - Примеры декоративного озеленения автомобильных дорог (регулярный способ)

а) - лиственные породы; б) - смешанные породы.





Рисунок 8 - Пример регулярного размещения декоративных деревьев на фоне монотонных снегозащитных лесных полос:

1 - снегозащитная полоса; 2 - декоративный акцент; 3 – регулярные декоративные посадки.

кустарников в виде отдельных элементов и групп различного размера. Расстояния между группами, отдельными растениями и от дороги до них бывают самыми разнообразными (ограничиваются лишь полосой отвода). Этот прием применяют в основном на участках дорог, проходящих по территории с холмистым или волнистым рельефом (рис. 9, 10)


.

Рисунок 9 - Ландшафтно-групповой способ декоративного

озеленения автомобильных дорог


Рисунок 10 - Ландшафтно-групповое размещение деревьев и кустарников на фонемонотонных древесных посадок

Элементы ландшафтно-группового приема следует использовать и для зрительного ориентирования водителей. Создаваемые при этом посадки могут быть разбиты на три группы: направляющие, барьерные и декорирующие, или акцентирующие.

Направляющие посадки - указывают на изменение направления движения, издалека подсказывают водителю степень крутизны поворота. Они могут быть только линейными, расположенными параллельно оси проезда, за пределами земляного полотна. Ихдлина зависит в основном от радиуса поворота, а их линия должна зрительно перекрывать всю ширину полосы движения, если смотреть на кривую с подходов к ней (рис. 11).


Рисунок 11 - Направляющие посадки на кривых в плане:

а) - на кривых с малым углом и значительным радиусом поворота;

б) - на кривых малого радиуса.

Декорирующие или акцентирующие посадки имеют целью не допустить отвлечения внимания водителя от наиболее важной или потенциально опасной части дороги (декорирующие) или же, наоборот, привлечь внимание, акцентировать его на точках, важных или для безопасности движения, или для архитектурной организации дороги (например, разграничения бассейнов).


Рисунок 12 - Примеры барьерных посадок на примыканиях дорог:

а) - напротив съезда; б)- в конце переходно-скоростной полосы;

в) - за выпуклой вертикальной кривой.


Рисунок 13 - Парные посадки деревьев на выпуклых

переломах продольного профиля:

а) - в закрытой местности; б) - в открытой местности.

Рассмотренные типы посадок применяют также в проектах планировки или благоустройства площадок отдыха (рис. 14).


Рисунок 14 - Пример использования разных типов посадок в проекте планировки площадки отдыха:

С - скамья; Т - туалет.

Смешанный прием декоративного озеленения дорог является сочетанием регулярных и ландшафтно-групповых посадок растений (рис. 15). Его применяют в районах с относительно спокойным рельефом. При этом в основном применяют следующие сочетания: неравномерное размещение ландшафтных групп в рядах регулярных посадок; неравномерное размещение ландшафтных групп и отдельных экземпляров на свободной полосе между регулярными посадками и дорогой (на фоне рядовых посадок); размещение ландшафтных групп у пересечений регулярных посадок с дорогами, съездами, реками, оврагами и т.д.

Для декоративного эффекта и свободного развития крон в зависимости от величины высаживаемых деревьев расстояния между деревьями в рядах принимают от 5 до 20 м.


Рисунок 15 - Пример смешанного способа декоративного

озеленения автомобильной дороги:

1 - снегозащитная полоса; 2 - регулярные посадки деревьев;

3 – ландшафтные посадки.

Специальные виды посадок используют при озеленении разделительных полос на автомобильных дорогах, преследующие цель не только архитектурно-художественного оформления, но и для повышения безопасности движения. Как правило, на разделительной полосе осуществляют посадку кустарников сплошную или в виде поперечных полос-кулис (в виде живых одно- или двухрядовых изгородей), которые размещают через 20 - 30 м на расстоянии не менее 1,75 м от кромки проезжей части. Такие посадки защищают от света фар встречные автомобили.

Для декоративного оформления дорог, проходящих по увлажненным местам с активным пучинообразованием, следует подбирать древесные породы, сильно испаряющие влагу, способствующие осушению почвы и понижению уровня грунтовых вод (тополя, ивы, эвкалипты в соответствии с почвенно-климатическими условиями). Это уменьшает влажность земляного полотна и вероятность образования пучин.

Требования к размещению зеленых насаждений на улицах и дорогах городских и сельских поселений

Зеленые насаждения на улицах и дорогах городов и сельских поселений следует размещать в соответствии с их транспортно-планировочным решением в зависимости от ширины улиц и дорог в красных линиях, интенсивности движения транспортных средств и пешеходов, а также с учетом прилегающей застройки, ориентации по сторонам света и природно-климатических условий.

Минимальную ширину бульваров и озелененных полос следует принимать согласно СНиП 2.07.01-89 с учетом расстояний от деревьев и кустарников до сооружений, проезжих частей и инженерных коммуникаций.

На горизонтальных кривых улиц и дорог зеленые насаждения не должны затруднять видимость проезжей части и тротуаров для водителей транспортных средств и пешеходов. На пересечениях и примыканиях улиц и дорог следует обеспечивать треугольники видимости согласно СНиП 2.07.01-89.

Шумо - и пылезащитные полосы на улицах, дорогах и площадях должны создаваться из 3 - 6 рядов плотных древесно-кустарниковых насаждений.

В городах южных климатических районов следует уделять внимание затенению наиболее облучаемых пешеходных улиц, тротуаров и фасадов зданий, применять линейную посадку деревьев с широкой и плотной кроной; интервалы посадок должны обеспечивать проветривание улиц.

Основным элементом озеленения центральных разделительных полос на проезжей части улиц и дорог является газон. При ширине разделительной полосы более 4 м допускается посадка цветов, низкого кустарника и отдельных экземпляров узко кронных деревьев.

При всех типах озеленения улиц, дорог и площадей следует широко применять рядовую посадку кустарников между тротуаром и проезжей частью для борьбы с загрязнением воздуха и шумом.

На магистральных улицах и дорогах следует высаживать деревья II группы (Н - 3,0 - 3,5 м) в городах южного климатического района и III группы (Н - 3,5 - 4,0 м) - в городах умеренного и северного климатического районов согласно ГОСТ 24909-81.

Ассортимент растений должен подбираться с учетом почвенно-климатических зон, обладать пыле-и газо устойчивостью и декоративностью.

Защиту транспортных сооружений от неблагоприятных природных факторов (оврагов, оползней, и др.) зелеными насаждениями следует осуществлять согласно СНиП 2.05.02-85

Необходимо использовать элементы рельефа местности в качестве естественных преград на пути распространения звука. Дороги скоростного движения, магистральные улицы следует располагать в естественных выемках, протяженных оврагах, ложбинах и т.п., с целью максимальной изоляции от жилой застройки.

В случае превышения допустимого уровня звука, на селитебной территории, прилегающей к магистральным улицам, следует планировочными, техническими и организационными мерами снижать степень проникновения шума во внутриквартальное пространство, предусматривать отвлечение части транспортного потока на автомобильные дороги, строительство экранирующих зданий и шумозащитных домов, устройство перекрытий и шумопоглощающих стенок, барьеров, откосов, выемок, полос зеленых насаждений, обеспечивать запрещение или ограничение движения тяжелых транспортных средств и др. Также следует предусматривать дорожные покрытия, создающие при движении транспортных средств наименьший уровень шума и запыленности. Используемые для дорожных покрытий материалы не должны выделять вредных веществ.

ВЛИЯНИЕ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ

НА ТЕМПЕРАТУРУ ВОЗДУХА

Зеленые насаждения поглощают из воздуха углекислый газ и обогащают воздух кислородом. За час один гектар зеленых насаждений поглощает 8 литров углекислоты. Один гектар леса выделяет в воздух кислород в количестве, достаточном для поддержания жизнедеятельности 30 человек. Зеленые насаждения существенно влияют на температуру воздуха в городе (табл. Е1). Это особенно заметно в жаркую погоду, когда температура воздуха значительно ниже среди зеленых насаждений, чем на открытых местах. Это объясняется тем, что листья имеют большую отражательную способность, чем другие виды покрытий. Пропуская значительную часть лучистой энергии, листья деревьев и кустарников обладают определенной прозрачностью. Кроме того, растения испаряют большое количество влаги, повышая влажность воздуха. Наибольшей эффективностью отличаются растения с крупными листьями, которые значительную часть энергии отражают, не поглощая ее, и, таким образом, способствуют снижению количества солнечной радиации (табл. Е2). Зеленые насаждения способствуют образованию воздушных течений. В жаркие дни нагретый воздух городской застройки поднимается вверх, а на его место поступает более холодный воздух с территорий зеленых насаждений. Эти воздушные течения чаще всего бывают на окраине города. В прохладные дни воздушные течения не возникают. Глубина проникновения воздушных течений в городскую застройку зависит от ее характера. При плотной периметральной застройке воздушные течения быстро ослабевают, а при свободной - воздушные течения проникают вглубь города значительно дальше. Важным фактором, влияющим на тепловой режим в городе, является влажность воздуха. Поверхность листьев деревьев и кустарников более чем в 20 раз больше площади, занимаемой проекцией кроны. Нагреваясь, растения испаряют в воздухе большое количество влаги.

Окружающая нас материальная среда часть лучистой энергии солнца отражает, а часть поглощает и затем возвращает (излучает) в виде тепловой энергии (табл. Е3). Тепловое излучение различных элементов материальной среды не одинаково ни по количественным показателям, ни по продолжительности процесса излучения. Установлено, например, что листва деревьев и кустарников охлаждается после прекращения инсоляции очень быстро, излучение же тепла каменными поверхностями продолжается несколько часов. Следовательно, человек в городе может находиться одновременно под непосредственным воздействием солнечных лучей и под воздействием тепла, излучаемого окружающей его средой (стены зданий, земля, тротуары, дороги, атмосфера). Например, человек, находящийся после захода солнца на тротуаре, нагретом до 70°С, и около стены здания, нагретой до 65°С, получит в единицу времени столько же тепла, сколько он получил бы, находясь на освещенной солнцем территории. Если при этом температура воздуха будет около 30°С, то теплоощущение человека будет таким же, как при температуре 35°С. Исследованиями Н. Н. Калитина, Г.В. Шелейховского и Н. В. Бобохидзе установлено, что различные поверхности и предметы отражают далеко не одинаковое количество тепла. При этом, чем ниже коэффициент отражения (альбедо), тем больше тепла излучает данная поверхность при условии, что она не прозрачна (рис. 16, табл. Е4, Е5).

Озеленение дорог

Озеленение дорог является весьма важным и ответственным делом на всех дорогах, в том числе и районного значения. Оно проводится в пределах полосы отвода автомобильных дорог. Их значение, как уже отмечалось,- придание придорожным ландшафтам архитектурно-художественного оформления, особенно на участках, представляющих въезды в населенные пункты, зоны промышленной застройки или проходящие по зеленым зонам городов, дачных мест и т. п.

Такого рода посадки часто имеют регулярный (рядовой) и реже ландшафтно-групповой и смешанный характер. В целях придания посадкам большой декоративности и избежания ландшафтной монотонности, рядовые посадки через определенные промежутки должны с учетом лесорастительных условий изменять породный состав и включать более декоративные группы пород в различных сочетаниях.

На отдельных участках дороги древесно-кустарниковые группы закладывают вдоль дорог на протяжении 10-20 м с величиной размещения их 50-100 м одна от другой. Породы с более красивой формой кроны, окраской листвы, цветением, яркими плодами высаживают ближе к дороге. Желательно, чтобы они имели более выраженные контрасты по форме и окраске. Растения большей высоты высаживают в середине группы, а меньшие - по периферии. Расстояние между деревьями рекомендуется от 3 до 5 м и кустарниками 1-2 м.

На большом протяжении дорог характер озеленения должен несколько изменяться, но также недопустима очень частая смена декоративного озеленения, что создает большую пестроту. Обычно хорошее архитектурно-художественное впечатление вызывает смена характера озеленения через 2-3 км.

Приемы агротехники - создание снегозащитных полос и декоративного озеленения дорог обычные. Снегозащитные полосы закладывают по хорошо подготовленной почве сеянцами древесных и кустарниковых пород, так же как и полезащитные насаждения. Озеленение полотна дороги проводят саженцами по предварительной сплошной, ленточной подготовке почвы вдоль дороги. Посадочные ямы подготавливают ямокопателями. Посадку саженцев желательно проводить с применением полива и внесением в почву удобрений. Успех выращивания заложенных насаждений также будет определяться состоянием ухода за ними.

Во всех зеленых объектах с учетом распределения на территории существующих и проектируемых насаждений, всякого рода построек, игровых детских и спортивных площадок и т. п. очень важно предусмотреть наиболее удачное расположение дорожной сети.

Настоящие методические рекомендации по озеленению автомобильных дорог разработаны впервые и включают классификацию видов озеленения, общие требования к каждому виду, основные требования к созданию, формированию и содержанию дорожного озеленения, а также основные положения по организации работы при создании и содержании озеленения автомобильных дорог. В документе рассмотрены также способы борьбы с нежелательной растительностью.

Документ предназначен в качестве руководства для дорожных органов федерального и территориального уровней, а также для дорожных организаций, занятых ремонтом и содержанием автомобильных дорог. Им рекомендуется пользоваться и проектным организациям при разработке соответствующей проектно-сметной документации.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1.1 . Настоящий документ определяет требования по озеленению вновь строящихся и эксплуатируемых автомобильных дорог общего пользования Российской Федерации.

1.2 . Требования относятся ко всем видам озеленения, используемых в практике строительства и эксплуатации дорог, и включают вопросы создания и содержания озеленения, а также способы борьбы с нежелательной растительностью на существующих дорогах.

1.3 . Основными задачами озеленения являются защита дорог и их конструктивных элементов от воздействия неблагоприятных погодно-климатических факторов, защита прилегающих к дороге территорий от транспортных загрязнений, создание элементов благоустройства и архитектурно-художественного оформления дороги, а также обеспечения зрительного ориентирования водителей. Все эти три задачи служат единой цели - создание и поддержание благоприятных и комфортных условий для пользователей автомобильных дорог и жителей, прилегающих к дороге территорий.

1.4 . Размещение всех видов озеленения на вновь строящихся (реконструируемых) федеральных автомобильных дорогах общего пользования может осуществляться в пределах придорожной полосы шириной не менее 50 метров от границы полосы отвода.

2. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ОЗЕЛЕНЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ.

2.1 . Озеленение автомобильных дорог разделяют на два основных вида: защитное озеленение и декоративное озеленение.

К защитному озеленению относят:

К декоративному относят озеленение, используемое для архитектурно-художественного оформления автомобильных дорог.

2.2 . Противоэрозионное озеленение применяют для защиты дорог от разрушительного воздействия стока атмосферных осадков и дефляционных ветров. Эрозии подвержены в основном незащищенные грунтовые поверхности обочин, откосов и водоотводных канав. Особенно низкая противоэрозионная устойчивость характерна для таких грунтов как: мелкозернистые пылеватые пески, пылеватые суглинки и глины, лессы и лессовидные суглинки, мергелистые грунты с большим содержанием глинистых частиц.

Прилегающие к дорогам дефлируемые участки песков без предупредительных мероприятий могут привести к заносам проезжей части.

Одной из эффективных мер противоэрозионной защиты грунтовых поверхностей является создание на них растительного покрова из трав с развитой корневой системой, которая проникает на глубину 20 см и более и в результате образует плотный и прочный дерновой слой.

Создаваемый травяной покров помимо защитных функций является элементом эстетического оформления дороги.

К противоэрозионному относят также озеленение, используемое для защиты дорог от разрушительного действия растущих оврагов, размыва и разрушения селевыми потоками, а также с целью борьбы с оползнями. Такие насаждения создают в каждом случае по специально разработанному проекту.

2.3 . Снегозащитное озеленение создают для защиты дорожного полотна от снежных заносов. Этот вид озеленения применяют в виде одной или нескольких полос, а при небольших объемах снегоприноса - в виде живых изгородей из ели или кустарников.

Снегозащитная лесная полоса состоит из нескольких рядов деревьев и кустарниковой опушки, расположенной с полевой стороны. Живая изгородь представляет собой густую двухрядную посадку деревьев или кустарников, которой путем систематической стрижки придают определенную высоту, плотность и форму.

По своему действию снегозащитные посадки представляют собой объемную преграду, внутри и вблизи которой снижается скорость ветра и происходит отложение снега.

2.4 . Пескозащитное озеленение служит для защиты автомобильных дорог от песчаных заносов и включает создание древесно-кустарниковых насаждений (по схемам, аналогичным снегозащитным), а также закрепление прилегающих к дороге песков посевом трав.

Пески закрепляют растительностью: по обе стороны дороги, если ось совпадает с направление движения песков или составляет с ним угол меньше 30°; только с наветренной стороны дороги, если пески имеют явно выраженное наступательное движение, направленное под углом большем 30° к оси дороги, и заносы с противоположной стороны невозможны.

При закреплении песков растительностью вспомогательными средствами, приостанавливающими движение песков на период прорастания семян и укрепления корневой системы растений, служат механические защиты, розлив вяжущих материалов или другие способы фиксации поверхности песков.

2.5 . Шумо-газо-пылезащитное озеленение создают на участках дорог, проходящих через населенные пункты или вблизи них, рядом с территориями курортных зон, лечебных заведений, заповедников, заказников, национальных парков, а также через угодья предназначенные для выращивания ценных сельскохозяйственных культур и др. Такой вид озеленения представляет собой плотную многорядную посадку специально-подобранных древесно-кустарниковых пород и является эффективным препятствием на пути распространения шума, выхлопных газов и скапливающейся на дорожном покрытии пыли.

2.6 . Декоративное озеленение преследует цель усиления связи автомобильной дороги с окружающей природой. Оно включает в себя не только посадку новых деревьев и кустарников, но и сохранение на придорожной полосе существующей растительности, дополнение ее новыми посадками, органически в соответствующее окружающему ландшафту или маскирующие непривлекательные места.

Вместе с тем декоративные посадки применяют и для обеспечения безопасности движения: обозначение трассы дороги на большом расстоянии, особенно за пределами фактической видимости поверхности проезжей части; предупреждение водителей о примыканиях и перекрестках; защита от бокового ветра и др.

По выполняемой роли и расположению декоративные посадки разделяют на основные посадки вдоль дороги (аллейные или рядовые), групповые посадки и смешанные (т.е. сочетающие основные и групповые посадки).

3. ТРЕБОВАНИЯ К ОЗЕЛЕНЕНИЮ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ.

3.1 . Требования к защитному озеленению.

3.1.1.1 . При создании противоэрозионного озеленения в виде плотного и прочного дернового слоя на прибровочной полосе обочин (0,5 м), на откосах и в полосе отвода автомобильных дорог руководствуются следующими требованиями:

- для образования устойчивых дерновых покрытий следует использовать наиболее перспективные виды трав, эколого-биологические свойства которых соответствуют почвенно-климатическим условиям местности (агроклиматическое районирование территории Российской Федерации приведено в Приложении 1, а рекомендуемый перечень основных типов травосмесей для создания дернового покрытия - в Приложении 2);

- используемые травосмеси должны обеспечивать полное покрытие поверхности почвы, стойкость к биологическому старению даже в позднем возрасте, устойчивость к болезням и вредителям, достаточную зимо- и морозоустойчивость, способность самовозобновляться без помощи или с минимальным участием человека, минимальные требования к уходу;

- прибровочные полосы обочин, откосы насыпей и выемок, а также другие места в придорожной полосе, где предусматривают создание травянистого покрова, должны быть соответствующим образом подготовлены: очищены от посторонних предметов, строительного мусора, металлолома и др., нежелательной растительности (должны быть также выкорчеваны пни); однако во всех случаях необходимо предусматривать сохранение существующего плодородного слоя почв (в случае, если верхний растительный слой почв отсутствует, его завозят с других мест и укладывают слоем толщиной 15 - 20 см с последующей планировкой);

- посев семян должен выполняться в оптимальные сроки, которыми для большинства районов России является ранняя весна и ранняя осень (оптимальные осенние сроки обычно совпадают с принятыми в данном районе сроками посева озимых зерновых, в районах центра европейской части - это 10 - 25 августа);

- семена следует высевать только в безветренную погоду, обеспечивая равномерность рассева с помощью специальных разбросных сеялок, в т.ч. и ручных, целесообразно использовать метод гидропосева (Приложение 3), при котором распределение семян осуществляется струей специальной эмульсионной смеси:

- после посева разбросными сеялками семена должны быть заделаны с помощью грабель с заостренными зубьями, а еще лучше - проволочными граблями, затем рекомендуется покрыть засеянные участки тонким слоем (0,5 - 1,0 см) перегноя или торфа, не содержащих сорняков (на тяжелых почвах целесообразно добавлять песок); покрытые участки должны быть обязательно прикатаны легким ручным катком;

- при использовании травосмесей соблюдают тот же порядок с той лишь разницей, что сначала высевают смесь крупных семян, а после их заделки граблями - смесь мелких семян, которые заделывают на меньшую глубину;

- при посеве семян на откосах в целях предохранения их от смыва засеянные и прикатанные участки следует покрывать рогожами или мешковиной, что способствует также ускорению появления всходов (при использовании метода гидропосева эта операция не требуется):

- при необходимости создания травяного покрова на небольших площадях (например, на откосах у оголовков труб и др.) можно использовать метод одерновки, при котором получают защитно-декоративное покрытие в более короткие сроки по сравнению с посевом семян, однако этот способ отличается более высокой трудоемкостью и стоимостью:

- уход за травянистым покровом заключается в периодическом осмотре, выявлении и устранении дефектов, в соблюдении режима полива, соответствующих условий внесения удобрений, частоты и высоты скашивания травы: в первый год выявляют незасеянные участки и места, где всходы изрежены или отстают в росте, и устраняют причины плохого состояния посева, а также осуществляют пересев на соответствующей площади: в этот же период при длительном отсутствии дождей необходимо производить вегетационные поливы при расходе воды 1 - 2 м 3 на 100 м 2 ; пока не образовалась прочная дернина обязательным является осмотр откосов после ливневых дождей: обнаруженные промоины засыпают грунтом и засевают травами: если растения развиваются плохо и имеют бледно-зеленый или желтоватый цвет, необходимо производить подкормку их смесью минеральных удобрений из расчета (кг/100 м 2 ): азотных 1,5 - 2, фосфорных 2 - 3, калийных 1,5 - 3 (подкормку и полив рекомендуется осуществлять гидросеялкой): в первый год жизни травы необходимо скашивать на одну треть при достижении ими высоты 20 - 30 см, не дожидаясь цветения (но не более двух раз в год, чтобы не ослабить растение), на второй и последующие годы скашивание выполняют по мере необходимости, поддерживая высоту травостоя не более 15 см (последнее скашивание производят не позднее чем за месяц до наступления заморозков).

3.1.2.1 . К снегозащитному озеленению предъявляют требования: по подбору древесных и кустарниковых пород; по конструкции снегозащитной полосы; по расположению полосы относительно дороги; по технологии закладки и ухода за насаждениями.

3.1.2.2 . Подбор древесных и кустарниковых пород осуществляют с учетом их снегозащитных свойств, биологических особенностей, а также лесорастительных условий местности. Из этих свойств наиболее важными являются густое ветвление и плотность крон в зимнее время, неподверженность снеголому, интенсивное возобновление побегов после рубки и обрезки, хорошее порослевое возобновление, быстрый рост в первые годы после посадки. Вместе с тем следует учитывать солевыносливость и газоустойчивость подбираемых пород.

Рекомендуемый ассортимент основных пород и область их применения приведены в Приложении 4, характеристики основных древесных пород и кустарников по степени солевыносливости и газоустойчивости в Приложениях 5 и 6.

3.1.2.3 . Снегозащитная полоса должна иметь плотную (не продуваемую) конструкцию. Обязательным элементом каждой полосы должна быть густая двухрядная кустарниковая опушка.

Конструкция полосы определяется типовой схемой снегозащитных насаждений (см. Рис. 3.1.), на основе которой выбирается рабочая схема полосы для каждого конкретного случая. Рабочую схему составляет проектная организация. Она определяет состав древесных и кустарниковых пород, их размещение по рядам, а также количество рядов, ширину междурядий и размещение растений в рядах.

Рис. 3.1 . Типовые схемы снегозащитных лесных насаждений вдоль автомобильных дорог при объеме снегопереноса (м 3 /м).

а - до 25; б - до 50; в - до 75; г - до 100;

д - до 125; е - до 150; ж - до 200; з - до 250.

*

- низкие кустарники


- низкокронные деревья

*

- высокие кустарники


- высококронные деревья

В Приложении 7 в качестве справочного материала приведено районирование территории России по трудности снегоборьбы на автомобильных дорогах, в котором представлены объемы снегопереноса, характерные для той или иной территории субъектов РФ, что является полезным ориентиром для проектировщиков.

3.1.2.4 . Расстояние между соседними рядами деревьев и кустарников в лесной полосе должно быть одинаковым и в благоприятных лесорастительных условиях принимается 2,5 м, а в тяжелых условиях 3 - 3,5 м. Расстояние между растениями в ряду допускается в пределах 0,5 - 1 м.

3.1.2.5 . Расстояние от бровки земляного полотна до придорожной снегозащитной полосы, ширина лесных полос и величина разрывов между полосами при объемах снегоприноса до 250 м 3 /м определяются по рис. 3.1 . и таб. 3.1 .

Читайте также: