Декоративная обработка медного листа

Обновлено: 07.07.2024


Медь не является благородным металлом, однако ее издавна использовали при изготовлении денежных знаков. Также медь применяется как элемент декора зданий, мебели и ювелирных украшений. Со временем данный метал меняет свой цвет: приобретает черные и коричневые оттенки. Затемнение меди – это результат химической реакции поверхности металла с кислородом, вследствие чего происходит ее окисление. Теперь для того, чтобы медь приобрела нужный оттенок, не нужно ждать: человечество научилось путем специальных средств и методов эти окислительные процессы ускорять. Информация о том, как осуществить чернение меди в домашних условиях, содержится в данной статье.


Что такое патина?

Ввиду того, что кислород обладает незначительной активностью, процесс окисления длится на протяжении десятилетий. В результате такого взаимодействия наблюдается образование патины – поверхностной пленки зеленоватого оттенка. Как утверждают специалисты, она предотвращает повреждение металла. Поскольку в древние времена для изготовления монет, статуэток, различных сувениров и бытовых предметов использовали медь, сегодня эти предметы, подвергшиеся окислительным процессам, обладают измененным цветом и общим видом. Чернение меди выполняют для того, чтобы придать изделию старинный, а следовательно, раритетный вид, чтобы, увидев его, возникло желание эту вещь купить.


О способах окрашивания

Изменение цвета осуществляется путем оксидирования и патинирования. Данные методы не являются синонимами, поскольку оба процесса в конечном итоге дают разные результаты. В первом случае за счет кислородосодержащих элементов на поверхности металла образуются окиси и закиси. Во втором – чернение меди происходит при помощи хлора и серы.

Подготовительный этап

Прежде чем приступить к патинированию меди в домашних условиях, нужно тщательно подготовиться. Медное изделие очищается, обезжиривается, промывается и просушивается. Как утверждают специалисты, использовать для этой цели полотенце нежелательно, поскольку на поверхности могут остаться частички ткани. Ввиду того, что в процессе чернения меди будут использоваться очень токсичные химические реактивы, мастеру следует придерживаться техники безопасности:

  • Для хранения веществ нужно использовать специальные герметичные пробирки.
  • Растворы должны быть недоступны для детей.
  • Процесс должен протекать в отдельном шкафчике с приоткрытыми дверцами.

Об окрашивании с помощью тока

Судя по отзывам домашних умельцев, для чернения преимущественно используют медно-аммиачные растворы и сернистые щелочи. Как утверждают специалисты, достаточно эффективным является чернение меди электролитическим способом. Анодная обработка выполняется в щелочном натронном растворе, концентрация которого составляет 80/о и более. В ванночку с медным изделием подается напряжение 2,5 V с плотностью тока 01-10 на дм. кв. Электролиз длится в течение 10-20 мин.


Температурный показатель в емкости должен быть не менее 50 градусов. Процесс можно улучшить, если в ванную добавить молибдат аммония. Данная натронная щелочь в осадок не выпадает и является катализатором окислительных процессов. Количество аммония должно быть в пределах 0,1 а-3/о. Электролиз длится не более 5 мин. Оксидная пленка образуется в два этапа. Если заготовку вынуть из ванночки на первой фазе, то можно увидеть, что ее поверхность покрывает серо-стальной плотный осадок, который имеет металлический оттенок. Газ при этом не выделяется. Если изделие продолжить обрабатывать током, осадок из серого превращается в черный.

Об использовании серной мази

Судя по отзывам, домашним умельцам нередко доводится работать с медными перстнями и другими небольшими изделиями – кулонами и серьгами. В таких случаях специалисты рекомендуют осуществлять чернение меди серной мазью. Как утверждают многие мастера, мазь можно нанести на изделие, а спустя некоторое время смыть. Однако в таком случае результат часто непредсказуем: изменения цвета приходится долго ждать, а бывает и так, что потемнение может и не наступить. В связи с этим фактом многие домашние умельцы практикуют чернение парами серной мази. Патинирование осуществляется следующим образом:

  • Для работы понадобится стеклянная емкость. Хорошо подойдет обычная литровая банка. Ее необходимо утяжелить, положив на дно камень. Металлические предметы использовать не стоит, поскольку метал вступит в реакцию с серой, что нежелательно.
  • При помощи пластиковой или стеклянной палочки набрать мази в пределах от 1 до 1,5 см. куб. и положить на дно емкости.
  • Из лесы смастерить петлю, в которую затем нужно продеть патинируемую заготовку. Изделие не должно касаться серы, а пребывать в подвешенном положении.
  • Плотно закрыть стеклянную емкость.
  • Налить воды в большую эмалированную кастрюлю, положить на дно подставку, на которой будет стоять банка с медным изделием. Подставку не трудно смастерить из жестяной крышки из банки из-под чая. Чтобы образующиеся при кипении пузыри не подымали банку, крышку желательно оснастить несколькими отверстиями.
  • Кастрюлю поставить на газовую или электрическую плитку. Когда вода закипит, подогрев можно уменьшить.

Процесс чернения меди может длиться в течение 2-3 часов. В ходе работ в кастрюлю нужно время от времени подливать воду. С целью обеспечить изделие неравномерной патиной, специалисты рекомендуют банку периодически покачивать.


В конце обрабатываемое медное украшение вынимается из петли, остужается и тщательно промывается в проточной воде. Используемую литровую банку следует плотно закрыть крышкой, поскольку с остатками мази в дальнейшем можно будет осуществить еще около семи патинирований.

О самодельном растворе для чернения

Судя по отзывам, многие домашние умельцы вполне успешно осуществляют чернение меди в уксусе, йодированной соли и аммиаке. Перед началом патинирования медное изделие промывается в теплой воде и просушивается. Работать следует в перчатках. Помещение должно быть тщательно проветриваемым. Поскольку во время чернения образуются вредные испарения и брызги, мастеру понадобятся защитные очки. Для работы следует обзавестись следующими ингредиентами:

  • йодированной солью (125 мл);
  • чистым аммиаком (375 мл);
  • уксусом (0,5 л.).

Ход работы

Для того чтобы выполнить чернение меди в домашних условиях, в приготовленную смесь из соды, уксуса и аммиака нужно окунуть обрабатываемое изделие. При этом важно следить за реакцией. Некоторые мастера управляются за считанные секунды. Если же результат чернения не устраивает, то обрабатываемую медную вещь в емкости можно подержать подольше. Тому, кто желает, чтобы изделие приобрело коричневый оттенок, специалисты рекомендуют воспользоваться кухонной содой и водой.

В качестве емкости для приготовления смеси хорошо подойдет обычная бутылка. В нее засыпается сода до полного ее растворения. Затем медное изделие кладут на дно какой-либо тары. Туда же вливается подготовленная смесь. Некоторые мастера ею заправляют распылители и просто разбрызгивают их содержимое на медную поверхность. Однако делать это не стоит. В таком случае заготовка получится с неравномерной медной окраской. Обработанное раствором изделие из меди некоторое время должно побыть в пластиковом пакете: от 1 до 8 часов. Все зависит от того, какой цвет хочет получить мастер.

О чернении вареными яйцами

Считается самым простым способом, для которого не потребуются специальные химические реактивы. В результате химической реакции от высокой температуры в желтке происходит выделение серы.


При ее взаимодействии с металлом последний приобретает темно-коричневый оттенок. Достичь ожидаемого результата удастся, если работу выполнять в следующей последовательности:

  • Сварить несколько яиц. Их количество зависит от размера обрабатываемого изделия.
  • Спустя 10 минут вынуть и охладить. После яйца тщательно очищаются от скорлупы.
  • Разрезать на несколько мелких частей.
  • Приготовленную яичную массу положить на дно емкости. Рядом кладут изделие из меди.
  • Емкость плотно накрыть крышкой.

Как утверждают специалисты, чтобы изделие изменило свой оттенок, ему достаточно будет получаса. Если мастер хочет получить более темный цвет, то металл нужно подержать подольше. Недостаток данного метода в кратковременном и нестабильном эффекте. Достигнутый результат часто пропадает спустя некоторое время. Также полученный оттенок исчезнет, если реагентом меди будет более агрессивное химическое вещество.

О патинировании сульфидом калия

Данный способ считается одним из лучших. Реагент может иметь твердое, гелеобразное и жидкое агрегатное состояние. В твердом он хранится не один год, а в жидком — всего пару недель. Сульфид нужно развести в воде. Твердый предварительно измельчается до порошкового состояния, а потом заливается водой. В полученную смесь опускается металл.


Специалисты рекомендуют приготовить еще одну емкость с разведенной в воде содой с пропорцией 1:16. Это позволит вовремя остановить агрессивное воздействие аммония на изделие. Реакция будет прекращена, если металл опустить в тару с разведенной содой.

Как окрасить металл медным купоросом?

С помощью этого метода должна образоваться красно-коричневая пленка. Для работы понадобятся три ингредиента, которые смешиваются в следующем соотношении: вода (50%), медный купорос и хлористый цинк по 25%.


В приготовленный раствор окунается медное изделие. Чтобы получился бело-зеленый налет, специалисты рекомендуют дополнительно использовать марганцовокислый калий. На один литр воды понадобится 5 г этого вещества.

Wire wrap патинирование

Wire Wrap

Как изменить цвет металла?

Как изменить цвет металла, чтобы он стал выглядеть, как антикварный? С незапамятных времен мастера пользуются методами оксидирования, воронения и патинирования.

Для осуществления работ применяются различные способы:

  1. Обработка металла на открытом огне. Этот способ один из популярных и старинных среди мастеров-ювелиров. Для более красивого и ровного цвета рекомендуется прокаливание проволоки над открытым огнем заранее, еще до создания украшения. Это связано с тем, что скорость нагрева металла может отличаться на разных участках, следовательно, есть опасность ее пережечь и сделать ломкой. Кроме того, если исходный рабочий металл покрыт лаком, огонь уберет его и предварительно подготовит проволоку к работе.
  2. Обработка металла серной печенью создает эффект патинирования. Обычно применяется пропорция 50 мл воды/1 капля средства. Рекомендуется использовать воду 20-23 градуса, приближенную к комнатной температуре, так как при более горячей воде реакция патинирования происходит быстрее, а образуемая патина становится менее устойчивой и станет стираться при прикосновении с одеждой, кожей, поверхностью шкатулки.
  3. Аммиачный раствор (в первом случае используются исключительно его пары). Для обработки следует поместить украшение в банку с крышкой, внутрь которой налить 1 мл нашатырного спирта 5% концентрации. Цвет металла меняется относительно быстро, регулировать его можно, наблюдая за изменениями в течение некоторого времени.
  4. Аммиачный раствор (во втором случае используется совместно с водой). Для обработки изделие сбрызгивается водой или помещается на 1 секунду непосредственно в раствор, а далее его отправляют в емкость, где образуются пары нашатыря. Под воздействием воды и аммиака в паре цвет патины становится приближенным к голубому.

Как изменить цвет металла

Что такое патина?

Перед изучением способов изменения цвета металла полезно будет знать, что такое патина. Патина (от итальянского patina) – налет, который образуется на медных изделиях или изделиях, выполненных из сплавов с использованием меди. Патина всегда многослойна, но на поверхности находится только видимый глазу зелено-синий или коричневый слой.

Выделяют патину искусственную, которая создается специально путем обработки металла различными химическими составами; и естественную, которая образуется на изделии со временем и является реакцией окисления под воздействием условий хранения и содержания.

Патину, образованную естественным путем, можно видеть на старинных медных монетах, монументальных памятниках, воротах, замках, куполах храмов. Металл покрывает пленка от темно-коричневого до голубовато-зеленого оттенков, которая является своеобразным защитным слоем основного металла.

Что такое патина

Пленка, которая образуется на изделии после процесса патинирования, является защитной и при использовании предохраняет металл от воздействия окружающей среды, внешних агрессивных условий.

Эстетический и практический эффекты натолкнули ювелиров и декораторов на изобретение способов создания искусственной патины как способа состаривания изделия. Выделяют два способа патинирования металла: случайный и стабильный.

При стабильном способе результат патинирования можно точно просчитать. Например, если использовать серную печень, то налет получится коричневых оттенков, степень его насыщенности можно регулировать временем воздействия.

При случайном способе нанесения патины результат предугадать невозможно, так как он будет зависеть от того, как поведет себя металл в реакции на те или иные средства. Но при этом способе получается всегда интересный и художественно ценный итог.

Имеются разнообразные средства и реагенты для образования налета. Рассмотрим самые популярные для патинирования меди и латуни.

Что такое патина

Чем патинировать медь?

Чем патинировать медь, чтобы изделие приобрело эффект антикварного? Одно из популярных средств – пары уксусной кислоты или аммиака. Медная проволока или пластина при температуре 20-25 градусов быстро вступает в контакт с химическими испарениями и образует налет. Ускорить процесс и усилить интенсивность патинирования можно, увеличив температуру воздуха в области проведения процедуры.

Для создания патины изделие следует поместить в герметичную посуду, на дно которой налиты аммиак или уксусная кислота (соблюдайте технику безопасности, работайте в перчатках, также необходимо задерживать дыхание или использовать респиратор). Следите за процессом, украшение начнет окрашиваться в коричневый цвет. Не передерживайте, чтобы не усилить хрупкость и не испортить металл).

Извлеките изделие после достижения цвета нужной интенсивности и промойте водой. Используя бархотку с полировочной пастой (пастой гои), отполируйте украшение, пройдитесь щеткой, промойте еще раз и высушите.

Патинирование латуни: средства и способы

При патинировании латуни парами нашатырного спирта следует учесть, что этот металл более хрупкий, и длительное воздействие может запустить процесс разрушения. Не рекомендуется оставлять изделие дольше, чем на 20-25 минут, иначе проволока будет сломана.

Латунь после химического патинирования дает удивительные цветовые решения: от желтого и красного до фиолетового и черного. Отметим, что это многообразие может образоваться на одном изделии.

Используя патинирование триосульфатом натрия (гипосульфитом) и азотной кислотой, можно добиться серых оттенков в состаривании латуни. Процесс происходит следующим образом.

В емкость наливают пол-литра горячей воды, добавляют 25-30 граммов гипосульфита и 1-2 чайные ложки азотной кислоты. Раствор приобретает желто-зелёный оттенок и серный запах. На 15 минут в эту жидкость помещают латунное изделия и наблюдают за процессом окисления. После получения первоначального эффекта с помощью пинцета изделие извлекают из раствора и промывают горячей водой.

Чистое изделие следует протереть песком и снова опустить в химический состав. Повторная обработка дает окончательный цвет и разводы. Снова промыв горячей водой, изделие чистят пемзовым порошком, который смывается после протирания. Патинированная латунь сушится в слое опилок, после чего обрабатывается бархоткой, машинным маслом и покрывается лаком.

Таким образом, любому новому изделию из меди, латуни, бронзы можно придать благородный антикварный вид, используя способ патинирования. Патина не только создает дополнительную цветовую гамму украшению, но и защищает металл от неблагоприятных внешних воздействий, тем самым увеличивая срок его службы.

Наглядные результаты паттинирования меди, латуни и нейзильбера

Паттинирование и оксидирование

паттинирование и оскидирование

Изменение цвета металлов в водном растворе серной печени

Изменение цвета металлов в водном растворе серной печени © https://www.livemaster.ru/topic/1123735-pogovorim-o-tsvete-v-wire-wrap-rezultaty-patinirovaniya-oksidirovaniya-i-polirovki

Изменение цвета металлов в парах амиака

Изменение цвета металлов в парах амиака

Полировка готового изделия

Полироль

Полировка готового изделия

Паста Гои + бормашинка

Видео

Патинирование (чернение, состаривание) меди, латуни и бронзы

Патинирование меди в домашних условиях

ЧЕРНЕНИЕ МЕДИ (патинирование) серной мазью

Как паттинировать и чем полировать паттинированные украшения


Патина — естественная или искусственная минеральная пленка (оксидная или оксидно-солевая) на поверхности изделий из меди, бронзы и других медных сплавов — придает поверхности металла определенную окраску и фактуру и в определенной степени изолирует металл от внешней среды, предохраняет его от коррозии. Естественная или искусственная патина на бронзовых музейных экспонатах, скульптуре, археологических находках выполняет не только функцию защитно-декоративного покрытия, но и создает определенный художественный облик предмета. Процессе патинирования расчищенного металла происходит растворение поверхностного слоя в патинирующем составе и образование оксидно-солевой пленки патины, поэтому каждая операция перепатинирования приводит к некоторому растворению металла, причем наибольшему воздействию подвергаются выступы изделий, что приводит к сглаживанию микрорельефа. Это необходимо учитывать при реставрации изделий из меди и сплавов на ее основе.

Принято считать, что скульптуры на открытом воздухе во все времена патинировались искусственно. Современную скульптуру и художественные изделия из меди и ее сплавов с целью патинирования практически повсеместно обрабатывают серусодержащими соединениями. Наиболее широко применяют полисульфиды калия, сульфиды натрия и аммония, которые при достаточно высоких концентрациях растворов образуют темно-коричневые и черные пленки, при низких концентрациях (менее 0,1 %) — золотисто-коричневые.

Искусственные патины неустойчивы в атмосферных условиях, и их обычно покрывают слоем воска, лака, олифы. Эти органические покрытия некоторое время выполняют защитную функцию, затем неравномерно разрушаются; при этом защитная пленка растрескивается и шелушится, возникают очаги неравномерно изменяющейся патины. Особенно отрицательно сказывается на развитии естественной патины покрытие бронзовых предметов масляными красками.

При перепатинировании все органическое покрытие необходимо удалить (органическими растворителями, механическим способом или абразивами, выжиганием), что с учетом рельефа поверхности является сложной задачей.

Химические методы. Кроме механической очистки и удаления участков дикой* и измененной патины предварительная обработка включает обезжиривание, иногда травление и декапирование. Рецептуры применяемых для обезжиривания составов [в ч. (масс.)] и условия обезжиривания приведены ниже: (см. табл.)

Первый состав предназначен для удаления более стойких жировых загрязнений. После обработки этими составами поверхность необходимо тщательно промыть сначала горячей, а затем холодной водой.

Травление целесообразно исключить из реставрационной практики, так как кроме снятия оксидных пленок происходит частичное растворение металла. Обязательной операцией является травление при подготовке поверхности вновь изготовленных бронзовых деталей, фрагментов или целых изделий к патинированию.

Оксидные пленки уваляют с поверхности меди и ее сплавов обработкой (в течение 0,5-1 мин) изделий или отдельных участков их поверхности травильным раствором следующего состава, ч. (масс.):

Азотная кислота 300 Хлорид натрия 2
Серная кислота 200 Сульфат цинка 1,5
Отдельные участки обрабатывают тампоном из хлориновой ткани или капроновыми кистями. После травления поверхность промывают холодной водой.

При общем патинировании (обычная операция при реставрации городской и парковой скульптуры) подготовленную поверхность обрабатывают чаще всего раствором сульфида аммония или полисульфида калия (серная печень). Получающиеся при этом пленки по химическому составу принципиально отличаются от естественных патин, имеют глухой черный цвет. Их, как правило, защищают от внешних воздействий обработкой воском, так как на открытом воздухе составляющие патину сульфиды достаточно быстро преобразуются в карбонаты и сульфаты. Преимущество сульфидного патинирования состоит в том, что патина образуется на любых медных сплавах, в том числе на латунях и даже на старой патине; недостаток — однообразие сульфидных патин как по декоративным, так и по физико-химическим свойствам, достаточно быстрое их изменение под воздействием внешних факторов.

Сульфидное патинирование изделий из меди и ее сплавов может быть достигнуто: а) нанесением растворов на нагретую или холодную поверхность; б) обработкой в холодном или горячем растворе; в) обработкой в парогазовой фазе. Качество пленок искусственной патины зависит от метода их получения и предварительной подготовки поверхности.

Искусственные оксидные и оксидно-солевые пленки по составу близки к естественным патинам. Пленки различных оттенков коричневого цвета однослойны и состоят, как и естественные, из оксида меди(I), зеленые и голубые искусственные патины, по цвету подобные естественным, двухслойны. Внутренний слой в них образован оксидом меди(I), а наружный — основными солями меди. В искусственных патинах редко встречаются карбонаты меди (малахит и азурит), но часто — основной нитрат меди. В отличие от естественных патин, искусственные образованы обычно одной солью, часто с примесью промежуточных продуктов реакций. Почти все искусственные пленки более тонки, пористы, рыхлы, чем естественная атмосферная патина.

Целью как частичного, так и полного патинирования обычно является придание необходимого цвета, поэтому рассматриваемые далее составы для получения патины сгруппированы по основному цвету.

1. Светло-коричневую однослойную просвечивающую патину получают с помощью патинирующего раствора следующего состава, г/л:

Дихромат натрия Na2Сr2О7 — 124

Азотная кислота HNO3 (плотность 1,40 г/cм3) — 15,5

Соляная кислота НCl (плотность 1,192 г/см3) — 4,65

Сульфид аммония (NH4 )2S, 18 %-й раствор, мл/л — 3-5

Патинирующий раствор сразу после приготовления при комнатной температуре быстро наносят кистью на поверхность изделия. Через 4-5 ч поверхность промывают холодной водой (кистью). После высыхания обработку проводят еще 2 раза. Патину уплотняют, полируя поверхность сухой ветошью.

В этом же растворе может быть получена зеленая двухслойная стойкая к атмосферным воздействиям патина. Для этого патинируемые экспонаты на 5 мин погружают в ванну с раствором комнатной температуры, промывают холодной водой и оставляют для просушки. Образовавшаяся первоначально светло-коричневая пленка в процессе высыхания приобретает изумрудно-зеленый оттенок.

2. Золотисто-коричневую со слабой малиновой побежалостью и умеренным блеском патину получают, используя раствор следующего состава, г/л:

Медный купорос CuSO4 • 5Н2О — 20

Перманганат калия КМnО4 — 5

Раствор комнатной температуры наносят кистью на подготовленную поверхность изделия, через сутки промывают ‘горячей водой, высушивают и повторяют операцию еще 3—4 раза. По завершении формирования пленки поверхность полируют сухой ветошью. Тот же результат может быть получен при выдержке изделия в растворе приведенного состава в течение 4—5 мин (последующая обработка та же).

При погружении в этот раствор, нагретый до 95—99 °С, на поверхности меди и медных сплавов образуется равномерная темно-коричневая пленка.

3. Патину от темно-коричневой до тепло-черной получают с помощью раствора следующего состава, г/л:

Персульфат аммония (NH4)2S2О8 — 9,35

Едкий натр NaOH — 50,0

Предварительно подогретый экспонат на 5—25 мин погружают в ванну с раствором, нагретым до 90—95 °С. Сразу же после извлечения из ванны поверхность промывают горячей водой, осушают и повторяют обработку в горячем растворе еще 2—3 раза.

Такие же результаты дает обработка раствором, в котором персульфат аммония заменен на персульфат калия K2S2O8 , 8—15 г персульфата калия растворяют в подогретом растворе щелочи.

Медные сплавы с малым содержанием легирующих добавок (томпак) нужно обрабатывать в растворах с меньшей концентрацией персульфата. Окислитель — персульфат — постепенно расходуется, поэтому по мепрекращения выделения пузырьков кислорода раствор необходимо корректировать, добавляя персульфат.

4 Для получений патины от светло- до темно-коричневого цвета используют раствор следующего состава, г/л:

Перманганат калия КМnО4 — 20

Серная киcлота (плотность 1,84 г/см3 ) — 7

Раствор комнатной температуры наносят на поверхность экспоната, после высыхания поверхность промывают горячей водой, осушают. Обработка может быть повторена 2—3 раза для получения равномерного я плотного слоя патины. Пленка должна быть уплотнена полировкой сухой ветошью или щетинной щеткой.

5. Темно-коричневую патину можно получить, обрабатьтая подготовленную поверхность изделия раствором следующего состава, г:

Сульфат никеля NiSO4 — 20

Бертолетова соль КClO3 — 10

Избыток раствора удаляют с поверхности ватой и оставляют до получения желаемой окраски. Затем экспонат обильно споласкивают водой и сушат. После полного высыхания и стабилизации патины поверхность уплотняют легкой полировкой сукном.

6. Патину от оливкового до коричневого цвета на меди и медных сплавах (томпак, латунь, бронза) получают при обработке экспонатов в растворе следующего состава, г/л:

Бертолетова соль KClO3 — 50-70

Нитрат меди Cu(NO3)2— 40-50

Хлорид аммония NH4Cl — 80-100

Для патинирования предварительно обезжиренные и тщательно промытые изделия погружают на 10—15 мин в ванну с раствором, нагретым до 60—70 °С. Получаемые при этом плотные, интенсивно окрашенные пленки обладают достаточно хорошей механической прочностью и стойкостью к коррозии.

7. Коричнево-черные патины на меди и ее сплавах могут быть получены в растворе следующего состава, г/л:

Молибдат аммония (NH4)2 МоО4 — 10

Аммиак, 25 %-й водный раствор NH4ОН — 7

Температура обрабатывающего раствора — 60—70 °С.

8. Устойчивая патина золотистого цвета [оксид меди(1)] может быть получена в растворе следующего состава, г/л:

Сульфат меди CuSO4 — 0,6

Едкий натр NaOH — l80

Молочный сахар (лактоза) — 180

Отдельно готовят растворы щелочи и лактозы, сливают вместе, кипятят 15 мин, затем добавляют раствор сульфата меди. Обрабатываемые изделия опускают на 10—15 мин в раствор, нагретый до 90 °С тщательно промывают водой и осушают.

4K2CO3+6S + O2 —> 2K2S + 2K2S2O3+4CO2.

С сульфидом калия далее соединяется избыточная сера с образованием полисульфида:

Хранить серную печень следует в закрытых сосудах темного стекла.

Для получения однородной по цвету и фактуре патины после расчистки и обезжиривания всего изделия или участка скульптуры проводят обработку сначала окислительным составом (раствор смеси нитрата серебра и нитрата меди), а затем раствором сульфида аммония или серной печени. При такой обработке вся поверхность металла, в том числе и сохранившаяся патина, приобретает равномерный черный цвет.

10. Медные сплавы могут быть патинированы в черный цвет погружением на 3—4 мин в горячий (95—100 °С) раствор следующего состава, г:

Нитрат свинца — 150

Гидросульфит калия — 50

Уксусная кислота, конц. — 5

Зеленые и голубые патины

1. Зеленовато-голубая двуслойная [первый слой — оксид меди (I)] патина может быть получена в растворе нитрата меди (II) Cu(NO3)2 концентрацией 200 г/л. Раствор наносят кистью на экспонат и оставляют на 12—16 ч. После промывки холодной водой и осушки поверхность обрабатывают ветошью с тонким порошком пемзы, а затем еще 3—4 раза патинируют. Постепенно образуется зеленовато-голубая патина со сплошным, слегка просвечивающим внутренним темно-коричневым плотным слоем оксида меди (I).

2. Стойкая к атмосферным воздействиям зеленая двуслойная патина может быть получена в следующих растворах, г/л:

Сульфат аммония (NH4)2SO4 — 100

Медный купорос CuSO4 • 5 Н2 О — 50

Едкий натр NaOH — 10

Аммиак, 25 %-й водный раствор NH4OH— 176

Для приготовления раствора 2 к раствору медного купороса добавляют раствор аммиака, в образовавшийся прозрачный темно-синий раствор медноаммиачной соли вводят щелочь.

Вначале поверхность экспоната обрабатывают 2—3 раза раствором 1 с промежуточной сушкой, промывкой и осушением. На образовавшуюся желто-коричневую пленку кистью наносят раствор 2 (дважды в день в течение 4—5 сут) с последующей промывкой холодной водой. Образовавшаяся голубая патина постепенно на воздухе преобразуется в зеленую.

3. Матово-зеленая патина может быть получена обработкой медных (бронзовых) изделий раствором следующего состава, г

Карбонат аммония (NH4)2CO3 — 20

Хлорид аммония NH4C1 — 2

Вода — до 100 мл

Изделия после обработки сушат на открытом воздухе и располировывают.

4. Зеленую до черноты патину получают в растворе следующего состава, г:

Хлорид натрия NaCl — 126

Хлорид аммония NH4Cl — 126

Аммиак, 25 %-й водный раствор NH4OH — 100

Уксусная кислота, 3 %-й раствор СН3СООН — до 1 л

Раствор при 20°С наносят на экспонат кистью, обильно смачивая поверхность. Затем поверхность прогревают горячим воздухом (30— 35 °С), промывают холодной водой, осушают и повторяют обработку 3—4 раза.

Наружный слой патины — зеленый различных оттенков (до черного), внутренний — оксид меди (I).

Нитрат меди (II) Cu(NO3 )2 — 200

Нитрат серебра AgNO3 — 8

Азотная кислота HNO3 (плотность 1,40 г/см3) 6,5 мл/л

Раствор переносят на поверхность, выдерживают до высыхания. Очищают поверхность от рыхлого слоя солей ветошью и повторяют обработку. Через 10—12 сут образуется двуслойная патина с темно-оливковым (до серого) цветом наружного слоя.

Наличие в растворе азотной кислоты обязывает реставратора относиться к этому составу с осторожностью, так как цинксодержащие сплавы меди могут после обработки незначительно менять фактуру поверхности.

6. Для получения зеленой окраски меди и медных сплавов применяют следующие растворы, г/л:

Медный купорос CuSO4 • 5Н2О — 249

Сульфат железа (III) Fe2(SO4)3 — 15

Едкий натр NaOH — 60

Нитрат меди (II) Cu(NO3)2 — 187

Сульфат железа (III) Fe(SO4)3 — 10

Едкий натр NaOH — 80

Каждый компонент отдельно растворяют в воде (соотношение количеств воды 1,0:0,1:0,4). К раствору соли меди медленно приливают раствор щелочи, затем раствор сульфата железа. В некоторые растворы для улучшения качества образующегося осадка и его кроющей способности можно добавить до 30 г/л какого-либо сахарида.

Сразу же после выпадения в растворах осадка сливают жидкость, а осадок промывают 3—4 раза 10-кратным количеством воды. Взвесь наносят на изделие кистью равномерным слоем. После высыхания может быть нанесен второй слой. Упрочнение патины и выявление ее окончательной окраски (малахитово-зеленой) происходит через 15—20 сут.

То, что металл темнеет – вполне естественный процесс. Потому антикварные, старинные вещи не могут сами по себе блестеть как новые. Потемнение считается благородным признаком, верным знаком, действительно, ценной вещи. Но и современное изделие можно искусственно состарить. Делают это в декоративных целях, и используют для этого патину.




Что это такое?

Конечно, недобросовестные люди используют патинирование в мошеннических целях, с его помощью стараются выдать обычную металлическую вещь за старинную. Но в основном патину применяют исключительно в декоративных целях. В интерьере иметь вещь, которая напоминает антиквариат, хотят многие. Держать дома подлинный антиквариат могут единицы. Но ведь внешнего эффекта вполне может быть достаточно, и патина позволяет его достичь. Ненатуральную патину создают с помощью кислот и окислителей в составах специальных смесей. Удается добиться разных оттенков патины: она может быть зеленой, рыжей, черной.

Естественная патина образует свой цвет сообразно условиям, в которых она формировалась. Цвет искусственной зависит от компонентов состава.




Разновидности

Самые распространенные виды патинирования – золочение, чернение, серебрение. Чаще патинирование проводят на контрасте: например, темная основа – светлая патина, и наоборот. Если основой будет темно-матовый графит, его лучше патинировать золотом либо бронзой – даст эффект старой бронзы. Если изделие имеет окрас темного или светлого графита, патинировать его лучше серебром, можно добиться эффекта черненого серебра, черного железа. А вот медная краска с разными оттенками коричневого придаст поверхности кованого изделия медный вид.

Если на медную краску нанести бронзовую или золотую патину, получится изделие под бронзу либо латунь. Если изделие предназначено для светлого интерьера, лучше использовать те, что покрыты белой краской с эффектом потертости, патинированные золотом. Можно ориентироваться на такие моменты: серебро считается холодным оттенком, в интерьере, где необходимы свежесть и строгость, это работает. Золото придает изысканности, то есть ей еще нужно соответствовать, весь интерьерный ансамбль должен петь в унисон. Бронза символизирует благородство, а медь делает отсылку к Средневековью.




Если же возвращаться к натуральным истокам, самый распространенный вид патины – оксид меди. Поверхность, которая будет окрашена оксидом меди, имеет зеленоватый оттенок. А вот если оксид меди появится на стали, цвет будет желтый либо охровый. Если на латуни и бронзе – коричневый, а если на серебре – темновато-серый.

Для металла традиционно используют порошковую (кузнечную) патину, в то время как для дерева потребуется акриловая. Первым видом порошковой патины считается серебрянка, то есть порошок, который до использования смешивают с олифой. Кузнечные краски обычно матовые, но патина придает металлу больше благородного блеска.

Кстати, порошковую патину можно купить и уже готовой. А чтобы удобнее ею было пользоваться, при окрашивании можно смешать ее с сольвентом либо ксилолом.

Читайте также: