Что влияет на умственное развитие плода

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Поэтому не стоит доверять сенсационным заявлениям о передаче интеллекта только от матери или отца. Ребёнок наследует его от обоих родителей. Интересно, что здесь существует линейный рост наследуемости. Вероятность, что интеллект младенца будет таким же, как у родителей в его возрасте, составляет 20%, в подростковом возрасте — уже 40%, а во взрослой жизни - целых 80%.

Гены-генами, но не меньше, чем они, на умственное развитие малыша влияет среда. Ученые выделяют 4 ключевых фактора раскрытия способностей: 1 — физическая активность и правильное питание, 2 — воспитание самоконтроля, 3 — близкие и доверительные отношения в семье, 4 — творчество. Создавайте деткам правильную обстановку, и они обязательно будут впечатлять вас успехами!

Как влияет пренатальное развитие ребенка на его дальнейшее здоровье

Екатерина Истратова психолог, процессуальный терапевт

Приходит женщина к мудрецу и просит совет о том, как ей воспитывать своего ребенка? Мудрец спрашивает: "Когда он родился?" "Вчера!" — говорит женщина.

"Ты опоздала на девять месяцев", — отвечает мудрец.

Выделяют три триместра беременности:

I триместр — от момента оплодотворения яйцеклетки и образования зиготы до 12-ти недель беременности.

II триместр — от 13-ти до 27-ми недель, характеризуется ростом плода и формированием основных систем.

С медицинской точки зрения, самым не простым, является I триместр — период повышенной чувствительности зародыша, эмбриона и плода к воздействию повреждающих факторов.

Сложными периодами с психологической точки зрения считаются I и III триместры. В самом начале беременности женщина может испытывать страх и беспокойство: есть беременность или нет, как это воспримут близкие, будут ли они рады, будет ли принято ее настоящее состояние и будущее материнство, получит ли она необходимую поддержку и одобрение, готова ли она к этому и т.д. А также происходит процесс важного перехода в новое для женщины качество, который сопровождается личностными изменениями. В конце беременности женщина часто переживает за то, как пройдут роды, как родится ребенок, какой она будет матерью, как справится со всеми хлопотами. Часто женщина боится, нормален ли будет ребенок? Какова будет встреча с маленьким беспомощным и зависимым человечком? Готова ли она принять ответственность за новую жизнь и приспособиться к требованиям материнства? Так же, по мере приближения родов, обычно женщина испытывает все большую усталость. В течение всей беременности, женщина испытывает частые смены настроения и физический дискомфорт. Ей приходится заново приспосабливаться к собственному изменяющемуся внутреннему миру и новой социальной роли. Не стоит забывать о том, что в течение всей беременности женщина нуждается в эмоциональной и физической поддержке и заботе значимых близких людей (мужа, матери и др.).

Таким образом, беременность — это динамическое состояние, не только вынашивания и рождения малыша, зарождения новой жизни, но и важный момент рождения матери из дочери своих родителей, а также рождение новой родительской пары (взаимоотношения внутри семьи тоже претерпевают перемены).

Несомненно, беременность, роды и материнство — это кризисные периоды в жизни женщины на пути к зрелости, возможному личностному росту, повышению самооценки, это переход женщины в новое качество, который заслуживает отдельного разговора. Однако сегодня давайте рассмотрим такой важный и таинственный аспект беременности, как пренатальное развитие будущего малыша. Что он чувствует внутриутробно, и как это может повлиять на его дальнейшую жизнь и развитие?

Много ли нам известно об этом?

Какие чувства испытывает ребенок в животе у матери?

Еще с древних времен в разных традициях беременным женщинам и парам, ожидающим рождение малыша, предписывалось особое положение. К чувствам и ощущениям беременной женщины прислушивались и придавали им важное духовное значение. Значимость данного периода вписывалась в контекст будущей взрослой жизни человека. Для обеспечения наилучших условий внутриутробной жизни не рожденного ребенка разные народы создавали различные ритуалы и правила поведения беременной женщины. В древней Индии, к примеру, беременной женщине было предписано заниматься духовными практиками и радовать себя прекрасными видами природы, для благоприятного формирования внутреннего мира будущего младенца. А в Китае, отец проходил обряд знакомства со своим будущим ребенком, разговаривая с ним и рассказывая ему о себе.

К 12-ти неделям беременности уже практически сложены все внутренние органы и ткани ребенка, которые впоследствии будут расти, развиваться и усовершенствоваться.

К концу третьего месяца ребенок уже чувствует прикосновения. В 14-ть недель — хорошо слышит звуки материнского организма, речь и музыку извне. Он узнает голоса родителей, и ласковая речь, обращенная к малышу, его успокаивает. После рождения, он обязательно узнает голос матери, который будет действовать на него успокаивающе. Хорошо, когда в процессе беременности мама поет будущему малышу нежные песни. Спокойная классическая музыка усыпляет ребенка, а также подобные звуковые вибрации могут положительно влиять на интеллект будущего ребенка.

Важно, чтобы беременная женщина избегала резких криков, ссор и скандалов, а также негативных переживаний. Эмоциональное состояние матери передается ее малышу через кровеносную систему. У него так же, как и у матери, учащается дыхание и сердцебиение, если мама волнуется, переживает или боится.

Из современных исследований известно, что малыш обладает чувством вкуса и любит сладкое. Реагирует на физические травмы матери, ища спасения. Может запоминать слова и целые фразы, которые часто слышит. Реагирует на контакт через брюшную стенку — любит поглаживания и ласковые прикосновения. С 20-ти недель уже может проявлять свой характер, отворачиваясь, если ему что-то не нравится.

Таким образом, ориентируясь на современные исследования, мы можем думать, что, начиная с четвертого месяца беременности, будущий малыш уже по-своему сознает, что происходит вокруг.

Помимо некоторых установленных данных, мы имеет различные предположения относительно внутриутробного развития ребенка, которые позволяют нам думать о том, что развитие будущего малыша начинается задолго до его рождения.

В настоящее время некоторые направления психологии (например, трансперсональная психология) рассматривают пренатальные переживания и процессы как основные в формировании психики человека. В последние годы исследовано, что неблагоприятное состояние матери уже в период беременности влияет на формирование развития личности и адаптационных механизмов ребенка.

Приемная девочка была удочерена из дома малютки в восьмимесячном возрасте. Сейчас ей 3,5 года. Ребенок практически не разговаривает, скудный словарный запас соответствует годовалому малышу, фразовая речь отсутствует. Девочка проявляет агрессию к окружающим.

Из анамнеза нам известно, что патологии в родах не было, ребенок родился доношенным и физически здоровым. Биологическая мать случайно забеременела и буквально с первых месяцев беременности знала, что этот ребенок ей не нужен. В процессе беременности, биологическая мать думала о ребенке только как об обузе и помехе собственной жизни, ждала "избавления". Отказалась от ребенка сразу, ни посмотрев, ни взяв на руки.

Новые родители создают теплую и любящую атмосферу и занимаются с дочкой.

Быстрее всего с помощью любви, заботы и терпения, а также занятий со специалистами, данный ребенок преодолеет многие трудности к школьному возрасту, но опыт нелюбви собственной биологической матери, возможно, всегда будет иметь свои отголоски.

Многие авторы говорят о данном негативном влиянии. Человеческое развитие (по мнению Кренц И. и Х.), начинается с момента зачатия, следовательно, нарушения эмоциональных отношений с матерью могут повлиять на развитие личности уже внутриутробно, и таким образом внести свой вклад в предрасположенность к более поздней патологии. Они выделяют недостаток пренатальной привязанности (пренатальная травматизация), как возможный фактор риска (пренатальный стресс, женщина, думающая о ненужности беременности и ребенка, просто эмоционально недоступная, пренатальная депрессия и др.).

Как влияет эмоциональное состояние беременной на психическое развитие плода

Психологическое состояние матери, видимо, является составляющей пренатальной окружающей среды ребенка. Особенно в течение определенных чувствительных фаз, данная среда может оказать такое влияние на пренатального ребенка, которое, возможно останется с ним на всю жизнь.

Сейчас существуют и применяются различные техники "возвращения" в перинатальный период, роды и младенчество с психотерапевтической целью. Опыт применения данных методик, позволяет рассуждать о том, что чувствует (чувствовал) не родившийся ребенок или младенец.

Мне известен, из подобной практики, пример всепоглощающего чувства одиночества, боли, страха, незащищенности и бессилия ребенка, мать которого не любила и, видимо, не хотела.

И мы не можем пока знать наверняка, что чувствует ребенок в утробе женщины, сомневающейся в его нужности или стойком непринятии будущего малыша и т.д., но такие примеры, заставляют нас серьезно задуматься об этом.

Ребенок взаимодействует с родителями еще до рождения. В этот период он уже способен испытывать ощущение эмоционального комфорта. И если это чувство не стало доминирующим в пренатальном периоде, то ощущение психологического дискомфорта будет преследовать его и в дальнейшем. Особенно ярко это ощущается в возрастные кризисы. Ребенок способен воспринимать отношение родителей к нему, отношение родителей друг к другу. Он испытывает комфорт или дискомфорт, запечатлевает ощущение собственной желанности, нуждается в общении и поддержке. Человек с негативным пренатальным опытом имеет скрытые психологические сложности во взаимодействии с окружающим миром.

Таким образом, мы видим, что пренатальные переживания становятся частью нашего бессознательного опыта, который в дальнейшем, может влиять на формирование личности и определять наш жизненный путь.

А некоторые ученые считают, что в данный момент мы уже можем говорить о том, что социальная ситуация развития ребенка, начинается не только до рождения ребенка, но даже до его зачатия.

Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.


Раздел находится в стадии заполнения контентом. Приносим извинения за доставленные неудобства!




12:33, 30 марта 2017

Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии образования УрФУ Людмила Токарская рассказала журналистам о мифах

Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии образования УрФУ Людмила Токарская рассказала журналистам о мифах об аутизме. Фото: Александра Хлопотова

Поговорим о том, ставит ли рождение ребёнка с синдромом Дауна крест на появлении здоровых детей. А ещё о том, правда ли резкий отказ от курения хуже самого курения во время беременности.

Ответить на эти вопросы мы попросили двух учёных — кандидата медицинских наук, гинеколога-генетика, доцента кафедры акушерства и гинекологии факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки УГМУ Елену Кудрявцеву (она уже рассказывала нам о мифах, связанных с беременностью) и кандидата психологических наук, доцента кафедры педагогики и психологии образования УрФУ Людмилу Токарскую.

Миф первый: дети с генетическими отклонениями рождаются только у пар в возрасте

— Для начала я бы хотела сказать, что генетические заболевания бывают разными. Есть хромосомные болезни, когда нарушено количество или структура хромосом (например, синдром Дауна — это лишняя хромосома в 21-й паре), а есть генные болезни, когда хромосомный набор нормальный, но в каком-то гене, ответственном за развитие заболевания, произошла мутация. Так вот, риск хромосомных болезней с возрастом действительно существенно возрастает, прежде всего, такая зависимость доказана для матери будущего ребёнка. Например, риск синдрома Дауна у плода в 25 лет составляет всего 1 из 1 250, в 35 — 1 из 385, а в 45 — уже 1 из 30. Для генных же болезней такой зависимости нет. В этом случае риск рождения больного ребёнка повышен у носителей генетических мутаций, и от возраста это не зависит.

Миф третий: в семье, где родился ребёнок с синдромом Дауна, шанс на рождение здорового ребёнка мал

— В интернете можно найти массу примеров, как люди с синдромом Дауна получали образование, создавали семьи.

— Люди с синдромом Дауна имеют нарушение интеллекта различной степени тяжести, однако они могут обучаться по адаптированным образовательным программам. А может ли человек с синдромом Дауна пройти программу вуза? Да, может, но на это ему понадобится гораздо больше времени, чем другим людям, может не хватить всей жизни. То, что люди с синдромом Дауна оканчивают вузы, женятся и рожают детей — это миф, кроме того, например, мальчики с синдромом Дауна, как правило, стерильны от природы.

Миф четвёртый: нездоровый ребёнок может родиться из-за приёма лекарств во время беременности

Лекарств, для которых доказан жёсткий тератогенный эффект (способность вызывать пороки развития) не так много, и их при беременности никто назначать не будет.

Миф пятый: больные дети рождаются у алкоголиков, наркоманов, а у здоровых родителей такого быть не может

— К сожалению, рождение ребёнка с пороками развития или с хромосомной патологией возможно в любой семье. Однако наркотики и алкоголь этот риск повышают во много раз, а здоровый образ жизни, лечение хронических инфекционных заболеваний, грамотная подготовка к беременности существенно снижают.

Миф шестой: резкий отказ от курения во время беременности ещё вреднее, чем продолжение курения

— Нет, это неправда. Курение — это крайне вредная вещь при беременности. И дело не только и не столько в генетических мутациях. Доказано, что курение при беременности повышает риск онкологии у будущего ребёнка в течение жизни. Курение оказывает влияние и на свёртываемость крови, оно приводит к нарушению плодово-плацентарного кровотока и повышает риск задержки роста плода.

Миф седьмой: аутизм — это генетическое заболевание

— Аутизм — это заболевание, которому в последние годы уделяется много внимания. Доказана, в том числе, и генетическая предрасположенность, есть специальные исследования, которые позволяют провести анализ на наличие мутаций единовременно во всех генах, для которых доказана связь с аутизмом. Тем не менее генетика — это не единственная причина, во многих случаях не удаётся установить фактор, который привёл к этой патологии, даже при полном обследовании. Но в данном случае генетическое тестирование помогает определить риск возникновения аутизма у других детей в данной семье. Исследователи также указывают на возможную связь аутизма с геном короткого плеча 15-й хромосомы, который отвечает за транспорт серотонина.

Раньше предполагалось, что аутизм характерен только для представителей белой расы и может встречаться только в высокоинтеллектуальных семьях, однако в дальнейшем эти данные не подтвердились, не выявлено различий в заботе и воспитании детей. Психогенные факторы в настоящее время рассматриваются как возможные пусковые механизмы.

Ещё есть теория, предполагающая наличие у детей с расстройствами аутистического спектра проблем с расщеплением некоторых веществ. Приверженцы данного подхода высаживают своих детей на безглютеновые и безказеиновые диеты.

Откуда версия про прививку и какие-то другие факторы, из-за которых в полтора года ребёнок стал аутистом? Когда родители настаивают на этой причине и говорят о регрессе развития, мы просим предъявить фото и видео материалы, подтверждающие нормативность развития в первые полтора года. Как правило, выявляется, что уже в этот период не всё было идеально.

Миф восьмой: аутизм — это детская болезнь

— Есть такое популярное мнение, что аутизм — это придуманная болезнь.

— Таким вопросом, существует ли аутизм, мы не задаёмся. Данные об аутизме были ещё до того, как появился этот термин. Если рассмотреть исторически, то симптоматика выявлялась и сотни лет назад — были люди, которые странно себя вели, странно говорили, например, в нашей стране некоторых из них называли юродивые. Есть гипотеза, что это как раз были те люди, которые имели расстройства аутистического спектра. В последние годы об аутизме стали больше говорить. При этом чаще аутизм проявляется у мальчиков, чем у девочек — в 4–5 раз.

— Аутисты — это чаще всего одарённые люди?

— Есть такое убеждение, что все аутисты — это люди с сохранным интеллектом, или одарённые, но это не всегда так, у части детей встречается и нарушение интеллекта. Хотя оценить интеллект таких детей сложно, ребёнок не всегда будет выполнять задания специалиста, который проверяет интеллект. Есть дети, которые сами не попросят ни пить, ни есть, но знают календарь на сто лет назад или транспортную схему целого города. Можно назвать такого ребёнка одарённым в целом, или речь идёт о парциальной одаренности?

— Ещё есть такое утверждение, что аутизм — это такой каприз.

— Когда ребёнок неадекватно ведёт себя на улице, люди считают нужным воспитывать родителей, которые допускают такое поведение. Аутизм — это не болезнь, а состояние. Мы не знаем 100% эффективных методик, которые позволяют полностью выйти из аутизма. Есть ряд подходов, которые дают очень хороший эффект, улучшают поведение, способность к коммуникации, социальному взаимодействию.

Каждый из нас — носитель как минимум 10-15 рецессивных мутаций. И они могут передаваться по наследству. Именно поэтому даже у абсолютно здоровых родителей есть риск появления малыша с серьезными нарушениями. Вот почему еще на этапе планирования беременности, а лучше до вступления в брак стоит проверить свой генетический статус. О том, что это такое и кому может помочь специальное тестирование, рассказывает врач-генетик Светлана Голубева.


Что это такое?

— Молекулярно-генетическое исследование — это лабораторный метод, который позволяет определить структуру генов на молекулярном уровне. Тестирование дает возможность выявить особенности (полиморфизмы) либо мутации в строении генов.


Для чего нужно?

— У молекулярно-генетического исследования две основные задачи:

  • выявить причину заболевания и предотвратить его повторение у будущих поколений.
  • уточнить прогноз заболевания, провести контроль и коррекцию лечения.

Что представляет собой анализ?

— Материалом для исследования может служить как венозная кровь, так и буккальный эпителий (соскоб со щеки). Из этого материала специалисты выделяют ДНК человека и изучают ее. Ожидать результат анализа в среднем нужно около 2 недель.


Предрасположенность = болезнь?

— Нормальное строение гена обеспечивает определенную функцию или признак у человека. В этом случае речь идет о полном здоровье.

Однако бывают ситуации, когда у человека имеется предрасположенность к тем или иным нарушениям здоровья. Но это еще не значит, что он точно будет болеть. Речь идет о полиморфизме (варианте нормального строения гена). В этой ситуации болезнь проявится под воздействием факторов риска. Например, для гипертонической болезни это будет: ожирение, гиподинамия, курение и так далее.


Давайте разберемся, как это работает:

Каждая пара находится в зоне риска, но еще на этапе планирования беременности может пройти молекулярно-генетическое исследование и уточнить свой генетический статус.

Современные молекулярно-генетические технологии позволяют определять полиморфизмы и (или) мутации разными способами:

  • в одном конкретном месте гена;
  • анализируя всю структуру гена;
  • одномоментно тестируя группу генов (например, на выявление нервно-мышечных заболеваний).

Как паре, планирующей ребенка, понять, что нужно идти к врачу-генетику?

1 вариант. При отсутствии видимых причин дополнительные генетические исследования не требуются. Если терапевт, гинеколог или другой специалист выявляет какие-то особенности в родословной, состоянии здоровья или течении беременности, то женщину (или пару) отправляют на консультацию к врачу-генетику, который составляет индивидуальный план генетического тестирования.


Еще один вид исследования, который можно планировать самостоятельно, — преконцепционный скрининг носительства рецессивных мутаций. Тестирование позволяет оценить риск рождения ребенка с наследственным заболеванием у конкретной пары. В территориальных сообществах есть свои особенности генофонда. Каждое условно закрытое сообщество накапливает свои рецессивные мутации.

Естественно, вероятность встретиться двум партнерам (супругам) с патогенными мутациями в одних и тех же генах крайне мала. Однако хуже, если родители узнают об особенностях своего генотипа слишком поздно, когда у них рождается ребенок с тяжелым заболеванием. Для этого и нужен преконцепционный скрининг.

Если по результатам исследования оба потенциальных родителя — здоровые носители мутаций в одних и тех же генах, риск рождения больного ребенка будет высоким (25%). В таком случае во время беременности рекомендуют провести дородовую молекулярно-генетическую диагностику для уточнения того, благоприятный или неблагоприятный вариант унаследовал плод.

Тестирование позволяет понять, будет ли будущий ребенок больным, здоровым носителем или здоровым. И в зависимости от результатов врачами и будущими родителями принимается решение о продолжении или прерывании беременности больным плодом. Окончательное решение — за семьей.


Когда возможно проведение молекулярно-генетического тестирования?

— Когда и кому проводить исследование, решает врач-генетик и дает рекомендации, какую лабораторную методику использовать:

1. преимплантационная диагностика (т. е. при ЭКО исследуется эмбрион до переноса в полость матки);

2. пренатальная диагностика (исследуется плод во время беременности);

3. постнатальная диагностика (исследуется ребенок после рождения или взрослый человек). Уточняется причина генетического заболевания, определяются риски для других членов семьи.

Какие рецессивные мутации распространены в Беларуси?

— В нашей стране, как и во всех остальных, есть условно свои, наиболее часто встречающиеся наследственные заболевания:

  • Фенилкетонурия (наследственное заболевание обмена, которое сопровождается задержкой умственного и физического развития). По статистике, встречается 1 случай на 6 тысяч новорожденных.
  • Муковисцидоз (наследственное заболевание обмена с серьезной патологией легких и кишечника) — 1 случай на 8 тысяч родившихся.
  • Врожденная дисфункция коры надпочечников (нарушения функции гормонов и половой дифференциации) — 1 случай на 10/15 тысяч родившихся.
  • Нервно-мышечные заболевания.
  • Несиндромальная (изолированная) тугоухость.

Самые распространенные из них — первые два. В Беларуси проводится скрининг новорожденных на эти заболевания. Больные дети нуждаются в пожизненном дорогостоящем специфическом лечении. Преконцепционное молекулярно-генетическое тестирование позволяет определить проблему еще на этапе планирования ребенка, а также во время беременности.


Преконцепционный скрининг носительства рецессивных мутаций пациенты могут планировать самостоятельно. Но сориентировать пару в целесообразности проведения тех или иных видов генетического тестирования может только квалифицированный генетический консультант. Он определит, какие исследования необходимы в каждом конкретном случае.

Читайте также: