Что влияет на развитие мозга плода

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 19.09.2024

2. Акопян В.Б., Ершов Ю.А. Основы взаимодействия ультразвука с биологическими объектами. – М.: Изд. МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2005.

7. Дмитрук М. Фантом смерти. Интервью с академиком П.П. Гаряевым // Чудеса и приключения. 1997. – № 3. – С. 6–8.

Актуальность: несоответствие между реальными представлениями о вреде ультразвукового исследования беременных женщин и обязательностью его применения для наблюдения за протекающей беременностью без медицинских показаний; между необходимостью установления факта беременности с использованием УЗИ и лишения права будущей матери самостоятельно решать вопрос о его применении; между увеличивающемся количеством детей, родившихся с задержкой в развитии, и ранним их обучением по сложным не по возрасту учебным программам.

Сегодняшние министерские приказы требуют, чтобы беременная женщина прошла УЗИ 3 раза за беременность для выявления врожденных пороков развития плода, чтобы сразу беременность прервать. Однако даже самая современная аппаратура дает ошибки и нередко [1].

Цель исследования. Выявление спектра вредного воздействия ультразвукового исследования на плод.

Материал и методы исследования. Анализ научных публикаций.

Результаты исследования и их обсуждение. Все современные исследования ученых [1, 2, 3, 6, 7] утверждают о том, что сканирование одной зоны в течение одной минуты вызывает повышение температуры в клетке на 1-5 градусов (тепловой эффект). В клетке возникает кавитация – появление пузырьков газа, они пульсируют с частотой ультразвука, расширяются и уменьшаются, при схлапывании пузырьков газа возникают большие локальные давления, образуются сферические ударные волны, возникают разрушающиеся эффекты, особенно при воздействии фокусированного ультразвука (механический эффект). В клетке под воздействием ультразвука возникают обменные нарушения: увеличивается проницаемость цитоплазматических мембран, нарушается ионный состав клетки, адгезивные свойства, что может привести к необратимой агрегации тромбоцитов, изменяется скорость ферментивных реакций, иноактивация биокатализаторов – Г6ФДГ. Под воздействием ультразвука испытывают изменения пурановые и пиримидиновые основания, что может привести к хромосомным нарушениям. Ультразвук вызывает задержку клеточного деления. Задержка в стадии митотического деления может привести к хромосомным абберациям [2]. Изменения в клетке зависят от интенсивности, продолжительности, частоты воздействия. Особо опасным считается действие фокусированного ультразвука.

История применения ультразвука на биологическую среду утверждает его деструктивный характер [3]. Так, дети, подвергшиеся УЗИ в утробе, заболевают лейкемией и другими видами рака чаще, чем те, которые его избежали [Эллис Стюарт, 1983]. Исследования ученых из Дублина доказали, что у мышей, прошедших сканирование, появляются изменения в клетках кишечника: скорость деления клеток замедлилась на 22%, скорость запрограммированной клеточной смерти увеличилась в 2 раза. После обследования беременных лабораторных мышей были обследованы эмбрионы, в которых было обнаружено появление предраковых мутаций. Воздействие на человека будет схожим [Патрик Бренен, 1994]. По мнению Горяева П.П. и Березина Н.А ультразвук вызывает не только механические, но и полевые искажения ДНК. Искаженные поля будут формировать поврежденные ткани. Из них не сможет развиваться здоровый организм [Гаряев П.П., Березин Н.А., 2011].

В ряде стран указывается на то, что патология, вызываемая ультразвуком, имеет повышенный фактор риска для развития ребенка. Мозг ребенка наиболее уязвим на протяжении всего внутриутробного периода и продолжается после его рождения. Исследования ученых из Швеции обнаружили тонкое повреждение головного мозга при воздействии ультразвука на беременных женщин, появление леворуких детей, которые генетически должны быть праворукими, что у таких детей есть риск заболеваний, начиная от трудностей в обучении и до эпилепсии. Исследования ученых в Великобритании о воздействии ультразвуком беременных женщин подтвердили легкие повреждения мозга у детей [Фрэнсис Дак ]. За последние 20 лет в Америке выросло количество больных детей аутизмом: каждый из 68 рожденных детей, исследованные ультразвуком, страдает аутизмом. Ученые Йельского университета подвергали в течение последних трех дней беременности УЗИ мышей параметрами, применяемыми в акушерстве. Осуществлен поиск маркированных нейронов, которые в течение трех дней перед рождением передвигаются в определенные части мозга (у людей нейроны из центров мозга передвигаются в определенные места серого вещества головного мозга в 16-18 недель беременности). Нейроны Е16 после рождения мышат не переместились в соответствующие места. Они как бы заблудились в более глубоких слоях серого вещества. Следовательно, данные нейроны не смогут выполнять функции, предназначенные природой. Идет мутация клеток с деформацией ДНК [Паско Рича]. Можно предположить, что дети с таким поражением будут испытывать затруднения в обучении. Американские ученые обнаружили, что дети 7-12 лет, матери которых во время беременности проводили УЗИ, намного чаще страдают дисплексией, чем представители контрольной группы [1984]. Исследователи из Калгари (Канада) изучили истории развития внутриутробного периода у 72 детей с задержкой речевого развития и обнаружили, что среди них в 2 раза больше тех, кто подвергался внутриутробному УЗИ [1993]. Австралийские ученые исследовали 1400 женщин, которым делали УЗИ 5 раз во время беременности, родили детей с более низким весом, чем женщины, которые проходили ультразвук только один раз. Ученые считают, что низкий вес при рождении является показателем ухудшения развития мозга [Ньюман, 1993].

Выводы

1. Наиболее сильное воздействие на плод оказывают доплерография, трехмерное 3Д и 4Д ультразвуковое исследование во все сроки беременности с записью ультразвука на цифровом носителе и распечаткой изображения ребенка на термопринтере и вагинальное ультразвуковое исследование.

2. Вредное влияние ультразвукового исследования беременных женщин, как правило, может быть связано с мутагенным воздействием ультразвука на клетку, с заболеванием лейкемией и другими видами рака, с повреждением головного мозга и с задержкой речи, с увеличением леворукости у детей и синдромом раннего детского аутизма.

4. Экспозиция плода ультразвуковым волнам является неоправданной, а ее последствия изучены недостаточно.


В марте 2018 года в журнале Nature была опубликована статья американских исследователей John H. Gilmore, Rebecca C. Knickmeyer, Wei Gao о развитии головного мозга у детей в период с рождения и до 2 лет, в которой они при помощи анализа описательных исследований проследили его структурные и функциональные изменения, их роль в развитии психических расстройств, а также попытались установить возможные признаки будущих отклонений в нервно-психической сфере.

Все наши знания о строении головного мозга базируются на множестве посмертных исследований, которые в большинстве случаев ограничены поперечным дизайном. Согласно данным работам, объём головного мозга ребёнка в возрасте 2 – 3 недель составляет около 35% от объёма головного мозга взрослого. К концу второго года жизни данная цифра увеличивается до 80%. После этого рост головного мозга становится более равномерным.


Нейроонтогенез человека на клеточном уровне

Сразу же после рождения значительно увеличиваются объёмы серого и белого веществ. Но, в отличие от белого, которое растёт постепенно и практически до 30 лет, серое вещество увеличивается быстрее и замедляет свой рост уже к подростковому возрасту.

Корковый слой достигает пика своего роста к 1 – 2 годам, а затем его рост прекращается. Особенно быстро растут извилина Гешля, Роландова борозда, передняя центральная извилина. Площадь поверхности мозга расширяется вплоть до 8 – 12 лет. Её рост также гетерогенен по областям: кора латеральной лобной, латеральной теменной и затылочной долей мозга развиваются быстрее, чем орбитальная часть лобной доли и центральная доля. В целом рисунок извилин головного мозга, примерно, одинаков как у новорожденных, так и у взрослых.


Структурное развитие мозга в раннем детстве: созревание миелина

С рождения начинается миелинизация нервных волокон, распространяясь с мозжечка, моста и внутренней капсулы и продолжаясь от валика мозолистого тела, зрительных путей до затылочных, теменных долей и передней части лобной и височной долей.


Оценочные траектории структурных параметров головного мозга в течение развитии. FA – фракционная анизотропия

Не меньший интерес представляет развитие нервных сетей, так как их структурные и функциональные нарушения ведут к различным нервно-психическим заболеваниям. Согласно множеству исследований, нервные центры появляются ещё до рождения. Это показано путём проведения МРТ недоношенным детям в сравнении с обследованиями здоровых детей. Первыми появляются сенсомоторные, зрительные и слуховые центры. Они располагаются в тех же зонах мозга, что и у взрослых.

Языковой центр у взрослых располагается более латерально и окружён нижней лобной и верхней височной извилинами. Иерархия областей головного мозга также закладывается с рождения.

В настоящее время имеются исследования, указывающие на то, что разница в структуре и функциональной активности головного мозга, зависящая от пола, имеется с рождения. Например, при рождении мозг мужчин на 6% больше, чем у женщин. Медиальная часть височной доли коры головного мозга и Роландова борозда также больше у мужчин, в то время как у женщин преобладают моторные и зрительный центры. Мозг мужчин увеличивается более быстро, чем у женщин. После двухлетнего возраста процесс гирификации более выражен у мужчин (но не в период от 0 до года). Нервные волокна некоторых мозговых структур быстрее подвергаются миелинизации у женщин, чем у мужчин (например, мозолистое тело). В раннем возрасте нервные сети примерно одинаковы у обоих полов. Но затем в процессе развития связи между амигдалой и средней височной извилиной, постцентральной извилиной и гиппокампом сильнее у женщин. У мужчин в свою очередь преобладают связи между амигдалой и зонами, ответственными за страх. Все эти различия способствуют последующей дифференциации в выработке гормонов, в поведенческих паттернах.

Изучая головной мозг со стороны его структурных особенностей в зависимости от пола, мы можем приблизится к пониманию половых особенностей психических расстройтв. Как и пол, наследственность также играет роль в общем объёме мозговой ткани, развитии корковых структур, распределении серого и белого веществ. Некоторые исследования отмечают генетические влияния на структуру и функциональные особенности головного мозга. Особенно обращают на себя внимания гены, контролирующие процесс транскрипции, регуляторы хроматина, РНК-связывающий белок.

Есть исследования, доказывающие, что социо-экономические факторы играют не последнюю роль в структурном развитии головного мозга. Мозг детей, чьи семьи имеют небольшой доход, подвергающихся родительской депривации, имеет меньший объём серого вещества в коре, гиппокампе, амигдале. При этом различий в белом веществе не обнаруживается. С возрастом влияние социо-экономических факторов становится ещё заметнее.

Также обнаружено влияние стресса, депрессии и тревоги матери во время беременности на последующее развитие мозга её ребёнка. В частности, повышенный уровень кортизола у матери коррелирует с большим размером амигдалы у семилетних девочек.

Депрессия матери, вероятно, приводит к уменьшению коркового слоя у ребёнка. У детей, чьи матери испытывали тревогу во время беременности, в период с рождения до полугода рост гиппокампа происходит медленнее. Существуют исследования, подтверждающие влияние алкоголя и наркотических веществ на развитие головного мозга. Так, приём кокаина во время беременности ведёт к нарушению связи между амигдалой и срединной префронтальной корой, между таламусом и фронтальной корой.

Некоторые исследования ещё в раннем детстве обнаруживают нарушения развития головного мозга, являющиеся предикторами развития нервно-психических заболеваний,. Например, изменения в объёме серого и белого веществ ведёт к отставанию в росте всех структур головного мозга.

В настоящее время есть исследования, демонстрирующие, что у новорождённых мальчиков, имеющих родственников, страдающих шизофренией, головной мозг содержит больше серого вещества по сравнению с контрольной группой. У детей с риском развития аутизма до шести месяцев проявление фракционной анизотропии на МРТ выше, чем в норме; после 6 месяцев данный показатель снижается, и к году достигает меньшего уровня, чем в популяции.

Сильная связь между амигдалой, передней инсулой и вентральным стриатумом, возможно, является предиктором развития тревожных расстройств. Существует исследование, показавшее небольшое, но тем не менее статистически значимую зависимость между миелинизацией нервных волокон в лобной и височной долях и речевым развитием в возрасте от 3 месяцев до 4 лет, а также между общей миелинизацией головного мозга и уровнем когнитивного развития в этот же возрастной период.

Описательные исследования показали нам, что головной мозг с момента рождения до года претерпевает множество изменений: быстрый рост серого вещества, миелинизация, развитие мозговых структур, гирификация. После двух лет процесс развития замедляется.

Благодаря описательным исследованиям нам удалось проследить влияние наследственности, генных факторов, социальной среды, индивидуальных особенностей на развитие мозга, удалось обнаружить предикторы риска нервно-психических расстройств. Возможно, подобные исследования дадут нам в будущем возможность обнаруживать биомаркёры этих заболеваний задолго до того, как они проявятся клинически. Это даст нам возможность более мягко вмешаться в развитие головного мозга, что в последующем приведёт к более благоприятным исходам нервно-психических заболеваний.

Подготовила : Вирт К.О.

Источники : Gilmore J.H. et al. Imaging structural and functional brain development in early childhood. Nat Rev Neurosci. 2018 Feb 16;19(3):123-137. doi: 10.1038/nrn.2018.1.

Дорогой читатель, в благодарность ты можешь материально поддержать наш проект или конкретно автора данной статьи, написав его фамилию в сопроводительном письме денежного перевода.
Такая поддержка являются пока единственным способом развития нашего проекта.

Сбербанк – 5469 5500 1827 1533 ЯндексДеньги – 410011063875586 Сбербанк – 5469 5500 1827 1533 ЯндексДеньги – 410011063875586 Сбербанк – 5469 5500 1827 1533 ЯндексДеньги – 410011063875586

В течение девяти месяцев до своего рождения ребёнок проводит внутри матери. На эти девять месяцев они хоть и не становятся полностью одним целым, но они связаны очень тесно. Учитывая эту связь, странно предполагать, что состояние матери и изменения в нём не скажутся на плоде, который она носит в себе. В настоящее время существуют сведения о том, что серьёзные стрессовые события (смерть супруга), которые переживает женщина в течение беременности, способны увеличить риск развития серьёзных психических расстройств у будущего ребёнка, например, шизофрении.

Сейчас нам стоит сосредоточить внимание не на катастрофических, но редких событиях, а на том, что встречается чаще семейных трагедий. То, что случается более часто, в среднем оказывает более сильное влияние на нас, чем редкие события при равной силе. Одна из самых главных проблем современного здравоохранения – это повышенный вес. Сам по себе повышенный вес, если вынести за скобки дискуссию о радикальном бодипозитиве, является медицинской проблемой. Значимое повышение массы тела – это отдельный фактор, увеличивающий риск негативных событий в жизни человека – сердечно-сосудистых заболеваний, метаболических нарушений и проблем с опорно-двигательным аппаратом. В случае беременных женщин повышенный вес способен стать проблемой и для вынашиваемого ребёнка.
В настоящее время существуют сведения, которые указывают на негативный эффект материнского ожирения во время беременности для психического здоровья ребёнка. В частности мы знаем, что повышенный вес у матери может привести к когнитивным нарушениям в возрасте 5 лет, а также к негативным изменениям в сфере регуляции эмоций и социальном функционировании ребёнка примерно в этом же возрасте. Высокий индекс массы тела у беременной женщины повышает частоту возникновения аутизма и синдрома дефицита внимания и гиперактивности у их детей.

На животных моделях были изучены последствия алиментарного ожирения у беременных особей на их потомство. Учёные обнаруживали в таких исследованиях нарушения пролиферации и дифференциации нейронов во внутриутробном периоде. Также отмечалась разница в метилировании отдельных участков ДНК плодов. Эти сведения демонстрируют, что метаболические особенности матери способны влиять на развитие мозга детей, увеличивая вероятность развития нарушений в работе центральной нервной системы. Вероятно, у ребёнка может нарушиться закладка нейронов (в целом или в уязвимых местах), что способно привести к нарушению правильного формирования нейронных сетей. Нарушения в нейронных сетях, проблемы со связанностью разных участков мозга между собой могут быть тем недостающим звеном между ожирением беременных женщин и психическими проблемами у их детей.

Этот вывод подтверждается новым исследованием. Учёные исследовали развитие нейронных сетей плода во время беременности при помощи МРТ с высокой напряжённостью магнитного поля (3 Тесла). Было определено, что ожирение у беременной женщины оказывает неоднозначное действие на развивающийся мозг плода. Оно увеличивало число связей в левом полушарии между островком и нижней лобной корой, но снижало связанность между префронтальной корой обоих полушарий. Дисфункция префронтальной коры наблюдается при многих психических расстройствах, а нарушение активности островковой доли связано с развитием пищевых расстройств. Эпигенетические изменения, которые наблюдаются при ожирении у матерей, способны нарушить нормальное развитие нейронов и нейронных сетей, уменьшить адаптированность ребёнка к внешним условиям, а также запрограммировать его на выбор еды, содержащей большое количество жиров и сахара. Таким образом, материнское ожирение во время беременности становится одним из факторов, которые способствуют ухудшению здоровья будущего ребёнка.

Беременность день за днём, неделя за неделей

Недаром говорят, что беременная женщина словно светится изнутри, она по-особенному красива и привлекательна именно в этот период. Конечно, это чудо! Выражение немного избито, но, в самом деле, когда из комка слизи за 40 недель беременности возникает новая жизнь, по-другому это не назовёшь

Беременность – физиологическое состояние организма. Происходящие изменения запрограммированы матерью-природой. Изменения эти настолько значительны, что из-за них вся жизнь женщины переходит на новый ритм: около 80% женщин чувствуют тошноту, особенно по утрам; обостряется восприятие запахов, часть из них вызывает неприятные ощущения, вплоть до сильной тошноты и рвоты; привычный рацион может измениться – любимая еда может вызывать отвращение, а блюда, ранее входившие в список ненавистных, могут оказаться на первом месте; повышена утомляемость; досаждает непонятная сонливость; частые позывы на мочеиспускание; резкие перепады в настроении; плаксивость.

Как начинается и развивается беременность


Оплодотворение

Оплодотворение происходит в маточных трубах, ещё до попадания яйцеклетки в полость матки. После слияния яйцеклетки и сперматозоида образуется зигота, с которой начинается рост эмбриона.

Что при этом происходит и как выглядит эмбрион? Как будет меняться размер эмбриона по неделям? Какие изменения будут происходить в процессе роста и развития? Как выглядят фото эмбриона по неделям? Чтобы наблюдать, как развивается эмбрион по неделям и месяцам, применяется УЗИ.

Эмбрион 1 неделя

Зигота всё ещё находится в маточной трубе на пути в матку. Маточные трубы выстланы ворсинками, двигающими яйцеклетку в сторону матки. Если в течение определённого времени зигота не попадёт в матку, она может прикрепиться к стенке маточной трубы. В этом случае говорят о внематочной беременности – опасном для здоровья и жизни состояния.

Во время оплодотворения сперматозоид приносит свои 23 хромосомы, которые соединяются с 23 хромосомами в яйцеклетке. Причем в зависимости от того, будет ли сперматозоид содержать в себе Х или У хромосому, зависит пол будущего ребёнка.

После оплодотворения и образования зиготы проходит около 30 часов. Оплодотворённая яйцеклетка начинает делиться. Этот процесс называется дробление, так как при незначительном увеличении объёма число клеток растёт в геометрической прогрессии и их размер уменьшается. Из 1 образуется 2, из 2 получается 4 и т.д. С увеличением массы клеток гаструла превращается в морулу. Морула выглядит как шаровидное скопление клеток. К 7 дню после оплодотворения морула превращается в бластулу. В центре зародыша появляется полость, заполненная жидкостью, или бластоцель. Бластула попадает в полость матки и погружается в слизистый слой. Этот процесс называется имплантацией и проходит с участием внешней оболочки бластулы, которая называется трофобласт. После имплантации клетки трофобласта начинают продуцировать хорионический гонадотропин – важный гормон, поддерживающий беременность. Хорионический гонадотропин можно определить в моче, где его присутствие определяется с помощью экспресс теста на беременность. К концу первой недели размер эмбриона всего 0.3 мм.

Эмбрион 2 недели

Эмбрион 3 недели

На 3 неделе эмбрион из стадии гаструлы переходит в стадию нейрулы. Эктодерма в области будущего позвоночника образует канавку, которая постепенно уходит вглубь эмбриона. Края канавки при этом смыкаются. Образовалась нервная трубка, которая станет головным и спинным мозгом. Образуется зачаток, который станет сердцем малыша.

Эмбрион 4 недели

На 4 неделе из нервной трубки начинает формироваться головной и спинной мозг. В это же время сердечко делает первое сокращение. Теперь оно не остановится до самого конца жизни.

Формируются зачатки рук, ног, глаз, внутренних органов. В кровеносных сосудах начинает течь кровь. До этого питательные вещества эмбрион получал из желточного мешка, который, как и у птиц, содержит необходимые для начального этапа развития запасы. Помимо этого, желточный мешок у млекопитающих исполняет роль печени, костного мозга, почек. Именно желточный мешок содержит будущие половые клетки, которые мигрируют из него в зачатки половых желёз. После появления соответствующих органов у малыша он постепенно исчезает к концу первого триместра.

Эмбрион 5 - 6 недель


Эмбрион. 5 недель с момента оплодотворения.

В 5 недель образуется пуповина, которая будет связывать ребёнка с плацентой. В пуповине проходят артерии и вены. Длина пуповины к концу родов может достигать 70 см. Ручки и ножки на 5 неделе похожи на ласты, но уже можно различить отдельные детали. В нервной системе начинают генерироваться первые импульсы – основа нервной деятельности. Формируется головка эмбриона, в ней появляются отверстия для ушей, глаз, рта и носа. Длина эмбриона достигает 1 см.

Эмбрион. 6 недель с момента оплодотворения.



На 6 неделе уже можно различить черты будущего лица. Развиваются конечности, пальчики. Малыш начинает совершать первые движения. На радужной оболочке образуется пигмент, обуславливающий цвет глаз. На 6 неделе сердцебиение эмбриона можно увидеть и услышать с помощью ультразвукового сканнера или УЗИ. Плацента полностью сформирована. Формируются зачатки лёгких, почек, половых желез, желудка и кишечника. Околоплодные воды уже окружают эмбрион. 6 неделя беременности в западных странах считается оптимальным временем для первого визита к врачу-гинекологу. Необходимо сделать УЗИ, сдать ряд анализов, пройти осмотр узких специалистов.

Эмбрион 7 недель

На 7 неделе у эмбриона исчезает хвост. Закрываются и зарастают жаберные щели. Начинают формироваться лёгкие. Конечности удлиняются. Развиваются наружные половые органы, лимфатические сосуды. Головной мозг увеличивается. Сердечко сформировано практически полностью. Уже заметен кончик носа, веки. Размер эмбриона достигает 1,5 см.

Эмбрион 8 недель

Почки начинают вырабатывать мочу. В коже образуются волосяные фолликулы. Практически все жизненно важные органы уже сформированы. Запускаются рефлексы, чувства. Образуются ушки, лицо уже не похоже на пришельца из научно-фантастического фильма. Ясно видно, что растёт человек. Косточки состоят пока из хряща, в дальнейшем они пропитаются кальцием и превратятся в настоящую костную ткань. Полностью этот процесс завершится только к 25 годам, намного позже рождения. Размер эмбриона почти 2 см.

Эмбрион 9 недель

Теперь малыш может погрозить кулачком, если его что-то тревожит – пальчики могут сжиматься в кулак. Процесс образования клеток крови переносится в печень. Кишечник разворачивается и укладывается в животе. Отчётливо можно рассмотреть ушки, веки, нос, рот и глаза. Лицо полностью сформировано. Формируются зачатки зубов. Рост малыша уже 3 см и он быстро растёт.

Эмбрион 10 недель

Веки малыша смыкаются. Откроет он их сам в 28 недель. Дыхательная система практически полностью сформирована. Скелет и его строение полностью соответствует человеку. Руки и ноги удлиняются до нормальных пропорций. Но голова занимает почти половину длины тела. Обусловлено это активным развитием полушариев головного мозга, растёт мозжечок. Наружные половые органы развиваются уже по половому признаку. Скоро вы узнаете, он или она растёт у вас в животе. Кровь малыша приобретает свою группу и резус фактор. Рост может достигать 7-8 см.

Эмбрион 11 недель

У малыша появляется причёска. Тоненькие волосы на голове и теле называются лануго. К моменту родов они обычно выпадают. Кожа почти прозрачна, видны кровеносные сосуды. Образуются первые очаги окостенения в костях. В крови появляются белые кровяные клетки - лейкоциты. Ручки подтягиваются к лицу, малыш может класть палец в рот. Начинаем делать зарядку – ребёнок может активно двигаться в утробе матери, но его размер (10-15 см) и малый вес (30 гр) пока не позволяют хорошенько дать матери почувствовать эти движения.

Эмбрион 12 недель - 13 недель


Эмбрион 12 недель. Фото

В этот период можно посетить доктора, сделать УЗИ исследование в режиме 3D реконструкции. Вот первый портрет вашего малыша. УЗИ с почти 100% точностью может определить пол ребёнка. Во время УЗИ проводится скриннинг на патологии развития. Пальчик теперь можно посасывать – появился сосательный рефлекс. Печень и поджелудочная железа продуцируют секреты. В кишечнике образуется меконий – первородный кал. Завершается формирование половых органов. Рост малыша около 15 см, вес 40-50 гр. Несмотря на то, что ребёнок так мал, это уже человек. Все органы на своих местах, теперь его организм будет более устойчив к негативным воздействиям. Остаётся только расти. Первый триместр закончился.

Эмбрион 14 недель -15 недель

На лице растут брови и реснички. Теперь лицо малыша может выражать эмоции - развитые мимические мышцы позволяют строить рожицы, плакать, гримасничать. Появляются потовые и слюнные железы. Сердцебиение можно услышать с помощью акушерского стетоскопа.

Эмбрион 16 недель -19 недель

На пальчиках появились ноготки. Вкусовые сосочки на языке могут чувствовать вкус, рецепторы в носу могут различать запах. Продукты, употребляемые мамой, могут нравиться или не нравиться. Полностью сформированные ушки дают возможность слышать звуки. В том числе и сердцебиение мамы. Последние исследования привели к оригинальному практическому применению – для новорождённых детей делают мягкие игрушки, которые воспроизводят материнское сердцебиение. Считают, что спокойное размеренное сердцебиение успокаивает малыша. Старайтесь не нервничать. Глаза начинают различать свет.

И конечно, в этот период мамы начинают чувствовать шевеления ребёнка внутри себя. Возникает обратная связь с матерью. Малыш может спать и бодрствовать, это заметно по периодам, когда шевелений не чувствуется. Рост малыша 20 см вес до 250 гр.

Эмбрион 20 недель -30 недель

Почувствовали пинок? Теперь малыш так общается с мамой. Если маме грустно, она чем-то расстроена или вокруг громкая музыка, накурено, душно, малыш бурно выражает своё мнение. Сначала несмело, но к концу беременности этот способ общения уже не будет вызывать умиление. Постоянные пинки изнутри могут быть довольно болезненны. Внезапный шум или испуг матери приводит к аналогичному ответу ребёнка. Возникают охранительные рефлексы.

В легких завершается формирование дыхательных альвеол. На руках образуются отпечатки пальцев. Быстрее всего идёт развитие мозга. Образуются нейронные связи. Малыш может моргать. Образуется иммунная система. Органы дыхания развиты достаточно, чтобы обеспечить дыхание в случае преждевременных родов, но иногда только с медицинской помощью и специальной аппаратурой. Появляется жировая ткань. К 30 неделям рост достигает 40-43 см, вес до 1,5 кг.

30 недель - 38 недель

Близятся роды. Ребёнок переворачивается головой вниз, готовясь к рождению. Пушковые волосы исчезают, за исключением плеч. В лёгких активно вырабатывается вещество, называемое сурфактант. Оно необходимо для дыхания атмосферным воздухом, защищает дыхательные мешочки и препятствует их слипанию. Без сурфактанта легкие могут не раскрыться полностью. У недоношенных детей это основная причина, вызывающая кислородную недостаточность и гибель. К моменту родов рост малыша составит 52 см, вес около 3 кг.

Роды наступают в среднем на 38 неделе от зачатия, но врачи обычно измеряют срок беременности в акушерских неделях, от даты начала последней менструации. В этом случае 38 неделя внутриутробного развития равна 40 акушерским неделям. Эмбриология – наука, изучающая развитие эмбриона, – считает ребёнка эмбрионом от зачатия до рождения. 38 недель эмбрион развивается в матке. Но, с 13 недель эмбрион для удобства медиков считается уже плодом. С 13 недели развития эмбриональный период переходит в плодный, или фетальный. Связанно это и с юридическими аспектами.

Выносить и родить ребёнка – это тяжёлое испытание для любой женщины. Но восторг и радость от материнства во много раз превосходят любые другие чувства. Будут и бессонные ночи, и огромное беспокойство в моменты, когда кроха будет болеть, переживания. Детский сад, школа, взрослая жизнь и проблемы ребёнка всегда будет для вас на первом месте. Ведь связаны вы теперь навсегда.

Читайте также: