Что такое битва за урожай

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 18.09.2024

Подготовка разворачивалась весной, отправка эшелонов — летом, а в конце октября-начале ноября опергруппы начинали возвращаться в гарнизоны. Вся эпопея занимала до шести месяцев. Места работы опергрупп были разбросаны по огромным пространствам в четырёх союзных республиках: РСФСР, УССР, КазССР и УзССР. Уборка урожая начиналась на юге страны, а потом постепенно перемещалась на север и в Сибирь, поэтому за сезон опергруппа дважды-трижды меняла место работы. На Кубани обычно работало больше десятка опергрупп из разных военных округов. В Казахстане в урожайные годы на одну область могло приходиться четыре-пять таких групп, а больше всего машин всегда выделялось для Кустанайской области (традиционно здесь работали автомобилисты из Прибалтийского военного округа, в 1964 году отмеченные Памятным красным знаменем Кустанайского обкома КПСС).

От почётной миссии борьбы за урожай в Вооружённых силах СССР не мог отказаться никто — задействовались даже ВДВ и группы войск, находившиеся в Центральной Европе на передовой борьбы с империализмом. Например, Южная группа войск в Венгрии формировала оперативную группу трёхбатальонного состава (до 1,5 тысяч автомобилей и около 5 тысяч человек) — так, в 1982 году они отправились из Венгрии в северо-западную часть Краснодарского края. Всё руководство группы было набрано из состава ВВС, один из батальонов также сформировали из авиационных частей, а два других автобата были общевойсковые.

Крупные военные округа формировали по несколько оперативных групп. Например, Киевский военный округ ежегодно формировал четыре оперативных группы для отправки на уборку урожая в Южную Сибирь (в 1971-1972 годах — в Красноярский край). В ГДР каждая советская дивизия формировала отдельный автомобильный батальон по 500 автомобилей — местом их работы обычно был Казахстан.

Ракетные войска стратегического назначения выделяли семь оперативных групп — по одной от каждой ракетной армии и одну сводную от соединений центрального подчинения. Например, 50-я ракетная армия формировала группу четырёхбатальонного состава (2 тысячи автомашин) и участвовала в уборке урожая в Пензенской, Саратовской, Брянской, Ростовской и Новосибирской областях, а также Краснодарском крае.

Оперативная группа ВМФ состояла из четырёх батальонов — по одному от каждого флота. Начиная с 1965 года, эти батальоны собирались из морской пехоты Тихоокеанского флота (390-й полк морской пехоты), с 1975 года к ним присоединились черноморские морпехи. Обычно морская пехота выделяла по одной автомобильной роте от каждого флота. В мае 1982 года впервые получила задачу сформировать свою автороту 336-я отдельная бригада морской пехоты Балтийского флота (около 100 машин и более 200 человек). При этом командование автобата состояло из представителей ВВС Балтийского флота, а остальные роты были сборными со всего флота.

Личный состав и машины ГАЗ-63 отдельного автомобильного батальона на вывозке сена с полей. Фото из архива автора

Личный состав и машины ГАЗ-63 отдельного автомобильного батальона на вывозке сена с полей. Фото из архива автора

Каждая воздушно-десантная дивизия выделяла по одному сельхозбатальону в составе 500 автомашин и 1300-1500 человек. Пожалуй, только реально воевавшая группировка войск в Афганистане освобождалась от участия в продовольственной программе, но у неё хватало собственных хозяйственных забот.

Формирование сельхозбатальонов, как правило, продвигалось медленно. Командиры всех степеней полагали, что этим должны заниматься хозяйственники, и выделяли им далеко не лучших людей и часто неисправные автомобили. Только постоянный контроль со стороны ответственных за опергруппы позволял улучшить ситуацию. При этом следствием их усердия стало крайнее осложнение оперативной подготовки командиров и штабов и превращение реальной боевой подготовки войск в её имитацию.

Оборона страны без солдат и автомобилей

Достоин цитирования доклад начальника автотракторной службы Киевского военного округа генерал-майора Л. Страхова №02/553 от 10 августа 1966 года. В тот год из округа направили на уборку урожая 9 отдельных автомобильных батальонов сводного состава, а всего из вооружённых сил — 50 тысяч машин. Как следствие этого, произошло обвальное падение боевой готовности. Страхов докладывал:

Жуков просил освободить вооружённые силы от работ в народном хозяйстве и даже запретить обкомам, крайкомам и ЦК компартий союзных республик подавать просьбы выделить военнослужащих и технику, кроме случаев, связанных со стихийными бедствиями. Реакция была ровно обратной: формально партия несла ответственность перед советским народом не только за оборону, но и за все аспекты жизни и строительства социализма. Вскоре Жукову пришлось покинуть пост министра обороны, а войска продолжали выполнять распоряжения центральных и местных органов партии вплоть до последних дней существования СССР. Например, 1237-й отдельный автобатальон Черноморского флота в горячие дни августа 1991 года, когда завершалась история СССР, находился на уборке урожая в Чечне и Краснодарском крае. А рота морских пехотинцев-черноморцев встретила известие о распаде Союза на уборке картофеля в Черниговской области.








Все материалы добавляются пользователями. При копировании необходимо указывать ссылку на источник.

Наряду с официальными сюжетами (торжественная дикторская подача), международными (как правило, тревожно), культурными (красиво, цветисто) и спортивными (звучало победно) в новостные программы Центрального телевидения включались репортажи, под общим названием "Вести с полей" .

В них рассказывалось работе тружеников сельского хозяйства необъятной страны, о которой в школе гордо говорили подрастающему поколению как об одной шестой часть суши. Телезрителям ежевечерне в программе "Время" сообщались подробности жатвы и уборочной страды , рассказывались истории о новаторских технологиях и об успехах передовиков сельскохозяйственной отрасли.

Самой рейтинговой темой выпуска была "Битва за урожай" . В этих сюжетах всегда существовала интрига и настоящая драма, а именно - парторганизация своим примером вдохновила народ, люди вышли и сделали все, как надо, вопреки природных катаклизмам типа засухи, дождя или даже нашествия саранчи. Да, это была действительно битва (как, впрочем, и для сегодняшнего агрария) - с погодными условиями, с малоприятными сюрпризами зоны рискованного земледелия, а также ежедневный, тяжелый физический труд.

Вот один из таких сюжетов, в котором рассказывается об уборке урожая зерновых культур в колхозе "Паломене" Кайшядорского района Литовской ССР. Запись 1978 года.

А еще документалисты снимали фильмы о том, как непросто было вести хозяйство, особенно при массовом оттоке молодежи из сельской местности в города. Авторы документальной ленты "Вторая целина" на примерах хозяйств Владимирской, Горьковской и Московской областей рассказывают о проблемах развития сельского хозяйства нечерноземной зоны РСФСР.

На нашем канале вы можете посмотреть другие материалы о ведении сельского хозяйства в СССР (переходите по ссылке) .

Гостелерадиофонд продолжит публиковать для вас интересные материалы советского телевидения. Спасибо, что вы с нами! Подписывайтесь на наш канал, прошлое может вас удивить.

В Советском Союзе, в период развитого социализма, каждый год была битва за урожай. Соработники, которым сейчас за 60, часто рассказывали страшные истории про участие в основных операциях этих битв: как их отправляли в командировку на 1-2 месяца в деревню что-нибудь косить, где они жили в сарае. По счастью я тогда был школьником и поэтому жить в сарае не пришлось. Тем не менее школьников тоже заставляли ездить в "рефрижираторе" (икарус 260) "на картошку". Это все описано до меня в интернетах.

Я ниже пишу про партизанские вылазки за едой жителей города, в ежегодной битве за урожай. Описывать поездку на личных жигулях на садовый участок не буде, так как в Советском Союзе "дача, машина и квартира" была мечтой миллионов, так как согласно советскому агитпропу, "жигули" с гаражом в 1981 году стоили 12 тысяч рублей при зарплате меньше 180 рублей, а массовая доступность садовых участков стала только при Горбачеве после соответствующей программы. Поэтому если кто при развитом социализме мог доибться жигулей и дачи, то значит бится за урожай у него необходимости недолжно было быть. Хотя, я знаю одного деда, были уникумы, который работал по 16 часов в день, что бы заработать на жигули: сначала 8 часов работал электриком, а потом 8 часов выгонял машины с койвейера ВАЗа. То есть уходил на работу в 6:00 и возвращался назад в час ночи следующего дня. И так несколько лет. Я этого, вообще, не предстаавляю, как такое возможно. Гвозди бы делать из таких людей, крепче в мире небыло бы гвоздей. Причем сейчас понять не может зачем ему это надо было. Я имею ввиду "адекватное" городское население, которое мыслит в соответствии с пищевым материализмом: сначала "жрат", а потом только если сильно напрягать не будет, можно купить ведро с гайками.

Мои родители были как раз такими "адекватными", которые не имели деревнских предрассудков насчет горбатого запарожца. Поэтому они ездили на запоре за яблоками на заброшенные колхозные сады, причем меня брали с собой. Тогда я не понимал, но теперь понимаю, что каждая поездка для жителя Гейропы даже 65 летней давности - это эпический подвиг достойный железного креста, так как похожим образом по двигались фашисты по "рабоче-кретьянскому раю после 25 лет социалистического строительства" в фильмах дойчевохеншау. Так как даже после завершения социалистического строительства в городах за 200 метров от главной улицы пеприступная грязь по которой в сапогах тяжело ходить, а загородом дороги были именно как в дойчевохеншау, а конструкция горбатого запарожца родом из тех же времен.

Это облегченный вариант сражения, я знаю некоторые ездили к деревенским родственникам на попутных грузовиках пахать огород площадью 1/2 гектара под картошку, что бы потом от них получить мясо и т. п. Что по германским меркам тянет не только на железный крест, а на железный рыцарский крест с золотыми дубовыми листьями и прочими фашисткими украшениями. По крайней мере в комментариях зины-корзины написали, что вспахать один гектар невозможно.

Comments:

> "жигули" с гаражом в 1981 году стоили 12 тысяч рублей при зарплате меньше 180 рублей,

Интерсно, что "жигули" с гаражом и сейчас стоят 12 тысяч сторублей при зарплате меньше 180 сторублей.

"за яблоками на заброшенные колхозные сады"
Года этих мероприятий подскажете?

"комментариях зины-корзины написали, что вспахать один гектар невозможно."

Статейку где комент сей разыскать можно?

"Года этих мероприятий подскажете?"
1980-1984

4 сотки лопатой за выходные - было, но потом в лёжку. И ложку только в кулаке, а карандаш толком неделю не взять. Те же примерно сотки четыре мотоблоком - разница только в том, что руки в ноль не стёрты, а спина болит так же. 15 вёдер с сотки - это при хорошем семенном материале и приличном уходе.

Я, кстати, этот пост из-за комментариев к ее посту написал, вспомнил детство.

Читайте также: