Что образуется из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Оценить 141 1

Окружающий мир

Тема. Жизнь леса. Практическая работа с гербарием растений леса.

Цели:сформировать представления учащихся о лесе как при­родном сообществе; ознакомить с разнообразием лесных обита­телей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.

Планируемые результаты: познавательные — умение извлекать ин­формацию, устанавливать причинно-следственные связи и за­висимости между живой и неживой природой; коммуникатив­ные— осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач;регу­лятивные - формулировать учебные задачи, определять последо­вательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные — проявлять положительное отношение к учению.

Тип урока. Усвоение нового материала.

I .Организационный момент

II .Актуализация опорных знаний

1.Проверка домашнего задания

- Какие типы почв в нашем крае? Дайте их характеристику. Продемонстрируйте и прокомментируйте свои макеты.

(Ученики защищают свои макеты почв.)

— Чью работу вы бы отметили? Почему?

2.Тест

1. Характерные почвы нашего края:

а) черноземы в) тундровые

б) подзолистые г) серые лесные

2. Черноземные почвы преобладают:

а) в тундре в) в степях

б) в лесной зоне г) в пустынях

3. Плодородие почвы зависит от количества:

а) песка в) глины

б)перегноя г) солей '

4. Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются:

б) воздух г) соли

5. Из остатков умерших растений и животных под воздейст­вием микроорганизмов образуется:

а) песок в) перегной

6. В состав почвы входят:

а) углекислый газ, известняк, воздух, вода

б)вода, воздух, песок, глина, гумус, соли

в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух

г) камни, удобрения, грязь

7. Для защиты почвы на полях необходимо:

а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных

б) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты

в)проводить снегозадержание, сажать полезащитные поло­сы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения

г) прекратить сельскохозяйственную деятельность

8. Один сантиметр почвы в природе образуется за:

а) 100-150 лет в) 250-300лет

б) 5—10 лет г) 1—2 года

9. Какое из высказываний верно?

а)Если использовать большое количество ядохимикатов, то почва потеряет плодородие.

б) Внесение в почву большого количества удобрений при­водит к накапливанию большого количества солей, что повышает урожайность.

в) Почва, на которой нет растительности, не вымывается водой и не развеивается ветром.

г)Почва теряет плодородие, если гибнут черви, личинки на­секомых, бактерии.

3.Индивидуальное задание на карточке

— Найдите ошибки в тексте. Почвой называют верхний твердый слой земли. Существует мало

типов почв. Самыми плодородными являются тундровые почвы. За пло­дородие почвы отвечают соли. На территории нашего края преобладают черноземные почвы. Почвы не нуждаются в охране.

— Вспомните состав почвы. Допишите нужное слово.

• Органическая масса, получаемая из остатков растений и живот­ных, повышающая плодородие почвы. (Перегной.)

• Вещество, хорошо удерживающее воду. (Глина.)

• Одна из составных частей почвы, являющаяся хорошим разрых­лителем, обеспечивающая доступ воздуха к корням растений.(Песок.)

• Вещество, необходимое для жизни и развития растений. (Вода.)

• Вещество, помогающее корням растений дышать.(Воздух.)

• Это живые организмы, под действием которых из остатков расте­ний образуется перегной. (Микробы.)

• Это питательное вещество образуется из перегноя под воздейст­вием микроорганизмов. (Соли.)

4.Работа в парах

— Давайте проверим друг у друга выполнение задания 1 на с. 74. (1. Тундровая почва. 2. Подзолистая почва. 3. Черно­земная почва. 4. Серая лесная почва. 5. Луговая почва. 6. Бо­лотная почва.)

III .Самоопределение к деятельности

— О чем идет речь в загадке? Город этот непростой, Он дремучий и густой. (Лес.)

— Почему он назван городом? (Предположения детей.)

— О чем будем говорить на уроке? (Олесе.)

Над рекой широкой, Сумраком покрыт, В тишине глубокой Лес густой стоит.

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

— Что мы будем делать для достижения этой цели?

— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

(Учитель записывает вопросы на доске.)

IV . Открытие нового знания

1.Работа в группах

(У каждой группы гербарий растений смешанного леса и ат­лас-определитель. Ученики выполняют задание 1 на с. 164 учеб­ника. Результаты работы записывают на с. 76 рабочей тетради. Коллективная проверка.)

2.Работавпарах

(Ученики выполняют задание 2 на с. 164 учебника.) 172

Родной край - часть большой страны

- Расскажите об экологических связях в смешанном лесу. (Высказывания детей.)

— Что такое лес? Дайте определение. (Ответы детей.)

— Проверим ваши ответы по тексту учебника.

3.Работа по учебнику С. 164-165

V .Первичное закрепление

Моделирование

— Выполните задание 4 на с. 77 рабочей тетради.

VI .Физкультминутка

VII .Работа по новой теме

1. Работа по учебнику С. 168

(Ученики читают текст и составляют рассказ об экологиче­ских связях в сообществе леса.)

— Вред или пользу приносят короеды лесу? (Для молодых де­ревьев это польза, а для старыхнет.)

Тем не менее короеды ускоряют круговорот веществ. Все в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие.

2.Работа в парах

— Составим рассказ о лесном сообществе по предложенному плану на с. 165 учебника.

(Заслушать 2—3 рассказа.)

И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой,

Хороводами и в ряд

В шляпках молодцы стоят. (Грибы.)

(Дети рассматривают муляжи грибов, называют их, вспоми­нают правила сбора грибов.)

— Грибы — это растения? (Нет.)

— Ложные опята, бледная поганка — несъедобные грибы? Да.)

— Рыжик, лисичка - съедобные грибы? (Да.)

— Может ли гриб вырасти на дереве? (Да.)

— Животные едят несъедобные грибы? (Да.)

— Может ли гриб дерево съесть? Да.)

— Самый ядовитый гриб — мухомор? (Нет.)

— Съедобен ли дождевик? (Да.)

— За грибами следует отправляться днем?(Нет.)

3. Работа с CD (Просмотр презентации.)

VIII . Подведение итогов урока

— Какова была цель урока?

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)

IX .Рефлексия

— Что нового вы узнали для себя на уроке?

— Где могут пригодиться в жизни новые знания?

— Что на уроке у вас хорошо получалось?

— Над чем еще надо поработать?

— Поблагодарите своего соседа за урок. (Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 164—169 учебника.

Дополнительный материал Секрет полного лукошка

Я открою вам секрет полного лукошка, но обещайте, что и сами бу­дете беречь нить-невидимку и других ребят научите охранять грибные угодья.

Что для этого нужно? Когда идешь в лес по грибы, бери с собой но­жик. Никогда не вырывай гриб из земли с корнем. В кончике ножки никакого вкуса, только лишний сор в корзинке. А вырывая гриб из земли с корнем, ты разрываешь нить-невидимку, губишь лесной урожай. Ученые говорят, что подземные нити грибницы гуще всего сплетаются возле самого кончика ножки гриба. Но если ты срежешь ножиком гриб под корень, на уровне земли, ни одна подземная нить не будет затронута и на этом месте снова родятся грибы. И вся твоя забота — запомнить этот лесной тайничок да наведываться сюда после теплого дождя.

А еще у каждого вида грибов есть свои излюбленные породы деревь­ев. А когда знаешь, какой гриб с каким деревом дружит, увереннее идешь по лесу, быстрее находишь грибные места.

1. Что формируется в результате воздействия микроорганизмов на останки умерших растений и животных?
а) песок
б) глина
в) перегной+
г) ил.

2. Остатки погибших растений и животных превращаются в перегной, благодаря:
а) животным, обитающим в почве
б) воде и воздуху, содержащимся в почве
в) бактериям, живущим в почве+
г) воздуху, содержащемуся в почве.

3. Автор закона о формировании почвенных зон (вертикальный, горизонтальный):
а) Н.М. Сибирцев
б) В.Р. Вильямс
в) П.С. Коссович+

4. Название почвенного слоя, сформированного широколиственным лесным массивом:
а) подзолистые
б) серые лесные +
в) дерново-подзолистые
г) каштановые

5. Выберите компоненты почвы:
а) из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве
б) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей
в) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а также микробов, корней растений и различных животных, обитающих в почве+
г) из песка, глины, солей.

6. Фракция, которой присущ размер почвенных частиц от 3 до 10 мм:
а) илу
б) песку
в) хрящу +
г) гравию

7. Какое из перечисленных растений обладает восстанавливающим свойствами ризосферы на почвенный слой:
а) тимофеевка
б) турнепс +
в) ежа сборная
г) рапс яровой

8. Определение понятия почвы по В.В. Докучаеву:
а) кладовая минералов
б) зеркало ландшафта+
в) источник жизни
г) наследие веков

9. Растительная культура, не способная восстановить почву своей ризосферой:
а) рапс озимый
б) сурепица
в) редис +
г) донник

10. Количество времени, за которое образуется один сантиметр почвы:
а) 100-150 лет
б) 250-300 лет+
в) 5-10 лет
г) 1-2 года.

11. Плодородие почвы зависит от:
а) наличие в почве перегноя+
б) наличие в почве воды
в) наличие в почве песка и глины
г) наличие остатков растений и мелких животных.

12. Укажите правильное определение процесса дефляции почвы:
а) разрушение и вынос почвы под действием водных потоков
б) разрушение и вынос почв под действием ветра+
в) разрушение и вынос почв под действием ветра и воды

13. Чем является сочетание мельчайших частиц около 0,001 мм?
а) физическая глина
б) физический песок
в) ил+
г) мелкозем

14. Укажите год образования науки о почвах:
а) 1860
б) 1883+
в) 1912

15. Что нужно для защиты почвы на полях?
а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных
б) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты
в) проводить снегозадержание
г) проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и удобрять.+

16. Что берут растения из почвы?
а) перегной, песок, глину
б) воздух, воду, питательные вещества+
в) остатки растений и животных
г) питательные вещества.

17. Существа, обитающие в почве:
а) муравьи, мухи, тараканы
б) бабочки, жуки, мыши
в) кроты, медведи, дождевые черви
г) дождевые черви, кроты, медведки.+

18. Что употребляют в пищу животные?
а) остатками живых организмов, корнями растений+
б) воздухом
в) растениями
г) живыми организмами.

19. Чем является цепь питания?
а) живые существа, связанные между собой
б) цепочки разных живых организмов, из которых каждый последующий ест предыдущего+
в) пищевая зависимость
г) цепочки разных живых организмов.

20. Так образуется перегной:
а) биологические остатки перегнивают под воздействием живу¬щих в земле микроорганизмов+
б) органику в почву приносят талые воды
в) сезонное промерзание-оттаивание почвы выжимает перегной из минералов
г) химические процессы разлагают горные породы

21. Фракция, которой присущ размер почвенных частиц более 100 мм:
а) песку
б) камням +
в) пыли
г) илу

22. Какие почвы сформированы на ЮБК:
а) почвы коричневатые, лесные бурые+
б) чернозёмы и каштановые
в) и те, и другие.

23. На сколько увеличивается мощность почвы за 100 лет?
а) 0,5-2 см+
б) 5-20 см
в) 50-100 см.

24. Основоположником школы научного почвоведения и географии почв является:
а) В.В. Докучаев
б) В.А. Обручев+
в) М.В. Ломоносов.

25. К чему относят почву?
а) к живой природе
б) к неживой природе
в) неживая и живая природа в почве соединяются+
г) только к неживой природе.

26. Что такое почва?
а) верхний рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью+
б) пучки трав, небольшие кусты
в) слой земли
г) полусгнившие остатки корешков и листьев растений.

27. Укажите, какими почвенными слоями представлены участки полупустынных территорий:
а) подзолистые
б) каштановые
в) серые лесные
г) бурые и серо-бурые+

28. Земельным кадастром называется:
а) совокупность достоверных и необходимых сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель+
б) объединение почв в более крупные группы по общности агрономических свойств, близости экологических условий, уровня плодородия
в) группировка земель в целях их пригодности для сельскохозяйственного использования
г) качественная оценка земель

29. Фракция, которой присущ размер почвенных частиц от 10 до 100 мм:
а) гравию +
б) камню
в) хрящу
г) песку

30. Там почва наиболее загрязнена тяжелыми металлами:
а) внутри и вокруг больших городов+
б) вокруг крупных сел
в) у подножья гор
г) на поймах крупных рек

Возьмитесь за руки, улыбнитесь, ощутите поддержку друг друга и пожелайте себе и другим хорошей плодотворной работы.

- Мне хочется, чтобы весь наш урок был окрашен только радужными красками.

- А каким вы его видите? (ответы детей)

1. Наблюдение за погодой. Метеосводка (изменения в природе зимой, все признаки зимы) ГРАДУСНИК

- Ребята, проверим, какие вы внимательные и наблюдательные?

- Когда вы сегодня шли в школу, обратили внимание на погоду?

- Какой была температура воздуха?

Сводка погоды на сегодня. (дежурный ученик сверяет прогноз погоды в сети интернет)

Вывод: Молодцы! Вы очень наблюдательные.

-Почему в народе землю называют кормилицей?

– Приведите примеры различных типов почв.

– Какая почва самая плодородная?

– Какие почвы в нашем крае? СУГЛИНКА

– Почему нужно бережно относиться к почвам?

– Как нужно охранять почвы?

1. Характерными почвами нашего края являются:

а) черноземы ; в) подзолистые почвы;

б) тундровые почвы; г) серые лесные почвы.

2. Черноземные почвы преобладают:

а) в тундре; в) лесной зоне;

б) степях; г) пустынях.

3. Плодородие почвы зависит от количества:

а) песка; в) перегноя;

б) глины; г) солей.

4. Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются:

а) вода; в) воздух;

5. Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется:

а) песок; в) глина;

б) перегной; г) ил.

6. В состав почвы входят:

а) углекислый газ, известняк, воздух, вода;

б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли;

в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух.

7. Для защиты почвы на полях необходимо:

а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных;

б) сажать деревья, обильно поливать, применять ядохимикаты;

в) проводить снегозадержание, сажать лесополосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения.

8. Каким цветом обозначены на карте низменности?

а) желтым; б) зеленым; в) светло-коричневым.

9. Один сантиметр почвы в природе образуется:

а) за 100–150 лет; в) 5–10 лет;

б) 250–300 лет; г) 1–2 года.

Показ на экране в процентном соотношении результаты учащихся по тесту .

3. Этап актуализации знаний, постановка проблемы. (4 мин)

-В какой природной зоне самая плодородная почва?

Ребята, какой этап урока следует после проверки д/з? (новая тема)

Мне хотелось бы, чтоб вы сами определили в какой группе вы будете в дальнейшем работать. (дети встают и выбирают жетоны с рисунками, потом рассаживаются по новым группам)

-посмотрите на парты и рассаживайтесь по группам соответствующим эмблемам.

Итак, у нас получились 4 группы.

Этап формулирования темы урока, постановка цели (3 мин)

А теперь, слушаем внимательно!

(Звучат звуки леса).

Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом -
Чудеса увидишь в нём!

- Какие звуки природы услышали? О каком доме говорится в стихотворении?

Какое отношение эти звуки имеют к теме нашего урока?

(Будем говорить о лесе.)

- А что такое лес? Что мы в первую очередь вспоминаем, когда говорим о лесе?

Чем является для нас лес?

Проведем такой опрос. (заполните таблицу, ставьте +или – в первом столбце с тем высказыванием, с которым согласны)

Верите ли вы

Лес — это царство?

Можно ли сравнить лес с многоэтажным домом?

Корни растут ярусами?

Зеленые растения — это главное звено в лесных цепочках?

Полезны ли кроты?

Нужны ли лесу грибы?

Лес скоро оскудеет, ведь все берут из него цветы, грибы, деревья, животных?

Сегодня в течении урока вы будете обращаться к таблице и видеть на сколько вы были правы.

-Ребята, кто-то спешит к нам на урок.

Старичок. -Здравствуйте, ребята.

Я хочу пригласить вас сегодня в лес,
Полный сказок и чудес.
Если внимательны будете, дети,
Тайны чудесные откроете эти.
Лес, не только для нашей забавы,
В нём – деревья, ягоды, травы.
Насекомые, звери и птицы
Все хотят с вами подружиться.
Учёные тоже работают тут.
Лес они сообществом зовут.

-Что такое сообщество? (открыть в планшетах словарь и найти это слово и его значение)

(Это закономерные сочетания растительного и животного мира, приспособленные к определенным условиям окружающей среды).

(Лес – природное сообщество) на доске

На слайде открывается название темы.

Какие цели поставим к теме нашего урока?

Узнаем, что такое лес, какие организмы со­ставляют природное сообщество леса. Будем учиться давать характеристику лесного сообще­ства по плану.

Вспомни, какие лесные зоны есть в России. Есть ли в вашем крае леса? Вспомни свои на­блюдения в лесу. Что показалось тебе особенно интересным?

Итак, чтобы понять это определение, я предлагаю вам посмотреть видео, которое принес нам старичок лесовичок.

СКАЗКА О ХУДОЖНИКЕ, КОТОРЫЙ РЕШИЛ НАРИСОВАТЬ ЛЕС

– Что такое лес? – размышлял художник. – Конечно, деревья!

Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похожи они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.

– Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!

Нарисовал художник траву, цветы, но лес опять засох.

– А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка.

Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.

– Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды, – не унимался лесовик.

Дорисовал, но лес все равно стал чахнуть.

– Нарисуй жабу и ящерицу, грибы!

– Нет, – сказал художник.

Долго спорили, и художник согласился и дорисовал много разных зверей. Было темно, и художник захотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чье-то фырканье.

– Вот это настоящий лес! – сказал лесовичок и исчез. А может, и затаился. Ведь прячутся в лесу тысячи жителей. И все они вместе и есть лес!

-Стало ясно, о каком лесном сообществе будем говорить?

Нашу страну часто называют великой лесной державой. И действительно, леса занимают больше половины территории России. А есть ли леса в Дагестане, в нашем Дербенте. (выступление учеников)

Исрафилов Абдул рассказ о Самурском лесе.

Галимова Алина о сосновом боре

Наш ковер - цветочная поляна
Наши стены - сосны-великаны
Наша крыша - небо голубое
Наше счастье - жить такой судьбою
Наше счастье - жить такой судьбою

4. Этап формирования нового знания. Работа по группам

-Вы сегодня являетесь маленькими исследователями и задания вам отправили с нашего школьного научного сообщества ДАНКО. (звучит музыка для спецагентов)

Они являются победителями олимпиад и различных исследовательских конкурсов

Сегодня у нас встреча с ботаниками, зоологами, учеными-исследователями, экологами.

Групповая работа (правила работы в группах).

- Вспомним правила работы в группе

- Составим алгоритм выполнения задания (запись на доске)

1. Прочитать задание2. Обсудить

3. Выполнить

4. Проверить

5. Выступить

4 группа – 1) Боль леса - лесные пожары (причина и решение данной проблемы, привести примеры по нашему Сосновому бору), браконьерство, вырубка леса, загрязнение леса.

Выступление групп – вывешивать работу учащихся на доску.

1)Выступление первой группы. Распределили растения на деревья, кустарники, травы, мхи и лишайники.

Деревья образуют два яруса.

Верхний ярус состоит из высоких, светолюбивых пород деревьев таких как: дуб, сосна, ель, тополь,

Ниже располагаются теневыносливые деревья яблоня, рябина, черемуха .

Этажом ниже уже не так светло. Здесь растут кустарники.

Кустарники тоже делятся на два яруса. (Кустарники и кустарнички.).

К этому этажу можно отнести такие растения, как лещина, калина, бересклет.

Кустарничковый – ярус кустарников, молодого подроста.

Здесь встречается смородина, шиповник, черника.

Учитель. А вы знаете, что корни растений тоже располагаются ярусами. Как вы думаете, корни каких растений расположены ближе к поверхности, а какие глубже? Почему?

2)Вторая исследовательская группа расскажет нам о животных.

На деревьях обитают птицы (сойки, дрозды, дятлы, иволги и др.). Здесь они вьют свои гнезда и находят себе корм.

Наземную жизнь ведут мыши, зайцы, лисы, зубры, лоси, косули, олени, кабаны, волки.

В почве тоже кипит жизнь – жуки-кожееды, личинки насекомых, дождевые черви и много других насекомых.

Пищевые цепи в лесу переплетены в сложную пищевую сеть.

Среди млекопитающих пищевую цепь составляют растительноядные мышевидные грызуны и зайцы, а также копытные, за счет которых существуют хищники: ласка, горностай, куница, лиса, волк.

Итак, лес – место обитания крупных и мелких животных, безобидных и хищников. Все в лесу взаимосвязано.

Значение разных групп животных в сообществе леса неодинаково. Исчезновение например, крупных растительноядных копытных: зубров, оленей, косуль – слабо отразилось бы на общей экосистеме, так как их численность никогда не была большой и не играла существенной роли в общем круговороте веществ. Но если бы исчезли растительноядные насекомые, то последствия были бы очень серьезными, так как насекомые выполняют важную функцию опылителей, участвуют в процессах разложения и служат основой существования многих последующих звеньев пищевых цепей.

Процесс саморегуляции в лесу проявляется в том, что всё разнообразное население леса существует совместно, не уничтожая полностью друг друга, а лишь ограничивая численность особей каждого вида определённым уровнем. Насколько велико в жизни леса значение такой регуляции численности, можно видеть из следующего примера. Листьями дуба питается несколько сотен видов насекомых, но и нормальных условиях каждый вид представлен столь малым количеством особей, что даже их общая деятельность не наносит существенного вреда дереву и лесу. Между тем все насекомые обладают большой плодовитостью. Количество яиц, откладываемых одной самкой, редко бывает менее 100. Многие виды способны давать 2-3 поколения за лето. Следовательно, при отсутствии ограничивающих факторов численность любого вида насекомых возросла бы очень быстро и привела бы к разрушению экологической системы.

Мы с вами говорили о растениях, о животных, а грибы? Они же не относятся к этим группам.

Как вы думаете, каково значение грибов в жизни леса? Нужны ли гри бы лесу?

Давайте прочитаем об этом на странице 179 учебника.

Как связаны деревья и грибы? Какой гриб считается лучшим помощником растений? (Мухомор.) Для чего еще нужны грибы лесу?

Без грибов многим деревьям пришлось бы плохо. Грибницы опутывают своими тонкими нитями корни деревьев, помогая им впитывать из почвы воду и питательные вещества. Но делают они это не бескорыстно. Взамен грибницы получают от деревьев дру­ гие питательные вещества, которых сами они выработать не могут , - сахар и крахмал. Таким образом, грибы и деревья становятся партнерами, приносящими друг другу пользу.

Лесная подстилка служит дополнительной защити зимой

Животные помогают друг другу, а человек как оказывает влияние на лес или лес влияет на человека?

Послушаем, что приготовила нам 4 группа.

Мы хоти напомнить всем правила поведения в лесу.

Дикарь в лесу старичок

Хозяйка белочка в лесу

Она в лесу том каждый сук

И каждый кустик знала.

Однажды в лес противный тип

Пришел с большой котомкой.

Небрежно сбил ногою гриб

И выругался громко.

Стал гнуть орешину - сломал,

Зажал под мышкой ветви,

Нашел один орех - сорвал,

Сорвал второй и третий.

Отбросил куст и, как дикарь,

Пошел себе довольный.

А бедной белке и смотреть

На это было больно.

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. (3 мин)

Оценивание: по листу самооценки.

- Лес – это загадка природы, которую вы будете, постепенно изучая, разгадывать. Надеюсь, что после этого урока природа приобрела в вашем лице своих помощников и защитников.

1. Проверка домашнего задания.

1. Перегной - это:

А) верхний, плодородный слой земли; Б) сгнившие остатки живых организмов; В) ценный вид почв России.

2. Участником почвообразования является :

А) мышь; Б) крот; В) дождевой червь.

3. Верхний, плодородный слой земли - это :

А) почва; Б) перегной; В) чернозем.

4. 1 сантиметр почвы образуется за:

А) 30 лет; Б) 300 лет; В) 3000 лет.

5. Самый ценный вид почв в России:

А) подзолистая; Б) черноземная; В) болотная.

1.Растения в лесу растут ярусами.

2.Животные делят ярусы между собой.

3.На деревьях обитают кроты и землеройки.

4.Грибы помогают расти деревьям.

6.Под действием микроорганизмов и личинок насекомых лесная подстилка в лесу быстрее перегнивает.

Основной структурный элемент – опыт и анализ его результатов.

I. Организационный момент

– Землю всегда называют кормилицей. Растут на земле леса, дают урожай поля, сады и огороды. Мы так привыкли к этому, что нам кажется, что любая земля дает нам условия для процветания. Но это не так. Землю, на которой растут растения, правильнее назвать почвой. А всякую ли землю можно назвать почвой? Давайте попробуем ответить на этот вопрос сегодня на уроке.

III. Состав почвы

2) Рассматривание состава почвы.

Заранее подготовлен почвенный коктейль.
Для этого нужно заполнить банку на 2/3 водой. Почву раздробить так, чтобы не было крупных комков, выбрать и сохранить органические остатки. Засыпать почву в банку так, чтобы уровень воды поднялся почти до верха. Закрыть банку крышкой и встряхнуть. Оставить банку на несколько часов. Частички почвы осядут. Когда вода в банке станет прозрачной, станут видны различные слои.

3) Инструктаж по технике безопасности при работе.

  • Возьмите стакан с водой и бросьте туда кусочек почвы. Что вы увидели? (Из почвы выходят пузырьки воздуха).
  • Какой вывод можно сделать? (В почве есть воздух).

На доске вывешивается карточка:

– Размешайте почву палочкой и оставьте стакан в сторону.

– Продолжим изучение почвы.

Опыт 2.

– Возьмите промокательную бумагу и насыпьте на неё немного почвы. Прижмите её плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой.

– Что вы увидели на бумаге? (На бумаге осталось небольшое влажное пятно).

– Сейчас я нагреем немного почвы. Над почвой устанавливаем стекло. Стекло становится влажным.

– Что доказывает этот опыт? (В почве есть вода).

По окончании этого опыта почва продолжает нагреваться.

Опыт 3.
– Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете? (Над почвой появился дым, распространяется неприятный запах).

– Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений или животных. Именно перегной придает тёмный цвет почве. Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя. В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, встречаются части насекомых, червей – это перегной или гумус.

Опыт 4.

– Возьмите стакан с водой и почвой. Что вы видите? (На поверхности воды плавают останки насекомых, мусор, остатки листьев. На дне стакана осадок).
– Рассмотрите внимательно этот осадок. Что вы видите? (Песок, поверх которого осела глина).
– Сделайте вывод. (В почве есть песок и глина).
– А ещё что? (Перегной).

Прокалённую почву, в которой весь перегной сгорел (она серого цвета) насыпаем в стакан с водой, размешиваем. Через некоторое время на дно осядет песок и глина.

– Мы ещё раз доказали, что присутствует в почве? (Песок и глина)

Опыт 5.

– Профильтруйте воду, в которой долго находилась почва. Несколько капель поместите на стекло. Подержите стекло над огнём.

– Что произошло? (Вода быстро испарилась, а на стекле остался белый налёт.)
Дети рассматривают налёт на стекле. Это соли.

Соли – это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве.
– Сделайте вывод. (В почве находятся соли, которые могут растворяться в воде).

На доске – схема:

IV. Как образуется почва

Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс образования почвы. По подсчетам ученых, требуется две тысячи лет для образования слоя почвы толщиной 5 см.
Твердые породы в природе постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям. Но все же некоторые неприхотливые растения и лишайники селятся здесь. Из их остатков под действием бактерий образуется перегной.
Теперь в почве могут поселиться растения. Они дают ещё больше перегноя.
Так медленно камни, песок, глина под действием живых существ превращаются в почву. В почве селятся различные животные: насекомые, кроты и др. Они повышают плодородие почвы.

Как видите, почва не может появиться без живых существ. В то же время и растениям и животным необходима почва. Вот замечательное подтверждение
того, что в природе все взаимосвязано.

V. Круговорот веществ

Читайте также: