Численность белок зависит от урожая семян ели

Обновлено: 07.07.2024

Около одной трети всех млекопитающих Камчатки составляют представители отряда грызунов. В семейство беличьих входят звери: обыкновенная белка, камчатский сурок, берингийский суслик.

Динамику численности белки отражают данные заготовки ее шкурок. За последнюю четверть века их количество колебалось от 0,5 до 7,3 тыс. шт. На основании ориентировочных расчетов на Камчатке обитает от 10 до 25 тыс. белок. Численность белки зависит от урожая еловых семян. Белка относится к второстепенным видам пушных зверей полуострова. Ее доля в заготовках промысловой пушнины Камчатки в стоимостном выражении составляет 0,3-2,8 %. В связи с большими масштабами лесозаготовок, лесными пожарами численность белки на Камчатке может сократиться.

Суслик - второстепенный пушной вид, хотя в прошлом его роль в этом качестве была выше. Так в 1936 г. заготовки шкурок суслика по Камчаткой области превысили 37 тыс. шт. В ряде районов суслик служит довольно обычным объектом питания промысловых хищных зверей (лисицы, медведя и др.).

С целью обогащения промысловой фауны на Камчатке акклиматизированы 2 вида грызунов, обладающих наиболее ценным мехом. Это канадский бобр и ондатра. Акклиматизационные работы выполнялись представителями охотничье-промыслового хозяйства области. Методическую помощь в этих работах оказывали сотрудники Камчатского отделения ВНИИОЗ.

Бобр канадский (Castor cfnfdensis) относится к семейству бобровых. Это один из наиболее крупных представителей современных грызунов. Достигает в длину 1 м и весит до 30 кг. Тело хорошо приспособлено к полуводному образу жизни, задние конечности с хорошо развитыми плавательными перепонками между пальцами. Голый хвост сильно уплощен в горизонтальной плоскости и покрыт роговыми чешуйками. Окраска меха темно-коричневая с красноватым оттенком. Звери активны в сумерках и ночью. Питаются корой и тонкими ветвями деревьев (чозении, ивы, тополя), а также водными и прибрежными травянистыми растениями. Бобры живут семьями, занимая определенный участок реки. Свои норы роют в берегах, делая вход из воды. На водоемах с низкими берегами сооружают хатки, на постройку которых используют ветки, растения и ил. Часто ниже своих жилищ сооружают плотины. Поднятая плотиной вода затапливает берега и открывает зверям доступ к новым кормовым участкам. Период течки у самок наступает в январе-феврале. Спаривание происходит в воде. Беременность длится 105-107 дней. В помете 3-5 детенышей. Они рождаются зрячими, покрытыми мягкой пушистой шерстью.

Впервые бобров завезли на Камчатку в 1977 г. Зверей, отловленных в Ленинградской области в количестве 61 шт., выпустили в реки Мильковского р-на. В дальнейшем бобров выпускали также в реки западного побережья полуострова - в Тигильском, Соболевском и Усть-Большерецком р-нах, в реки Усть-Камчатского р-на. Звери прижились во всех местах выпуска, их в настоящее время около 500 . Работы по расселению бобров еще продолжаются.

Ондатра (Ondatra zibetchca). Грызун из семейства хомякообраэных. Родиной ондатры является Северная Америка. В 1928 г. Камчатским акционерным обществом осуществлен выпуск 35 ондатр на о-ве Карагинском. Зверьки были закуплены в Канаде. С 1959 г. началась целенаправленная акклиматизация непосредственно на полуострове. Всего с 1959 по 1965 г. в Камчатской области было выпущено 2186 особей. В настоящее время этот грызун широко распространен на территории полуострова и освоил практически все пригодные для обитания водоемы. Длина тела ондатры до 36 см. Хвост длинный, уплощенный с боков, составляет около 70 % длины тела, в воде выполняет функцию руля. По краям пальцев задних конечностей имеется оторочка из коротких волос, увеличивающих гребущую поверхность конечностей. Эту же функцию выполняют и неполные плавательные перепонки между пальцами. При плавании зверек прижимает передние конечности к груди. Окраска верха тела от коричневой до черновато-коричневой. Брюшная сторона светлая. У основания хвоста имеются специфические железы, вьщеляющие мускусный секрет, При наличии высоких берегов ондатра роет сложные норы с гнездовой камерой, расположенной выше уровня воды и с выходом в воду. Иногда строит смешанные жилища. В течение зимы жизнедеятельна: проделывает отдушины во льду, делает ходы под снегом. Питается прибрежными (осоки, хвощи и др.) и водными (рдесты и др.) растениями. Из животной пищи в рацион входят моллюски, мелкая рыба. Размножение начинается в апреле-мае, за сезон размножения самки приносят два помета. Продолжительность беременности около 25 дней. В выводке в среднем 6-8 детенышей.

Промысел ондатры ведется с 1966 г. В настоящее время в заготовки ежегодно поступает 15-20 тыс. ондатровых шкурок. Ондатра - носитель туляремийной инфекции. На Камчатке нередки случаи заражения туляремией охотников-ондатроловов.

К отряду зайцеобразных принадлежат заяц-беляк и северная пищуха. Долгое время их относили к отряду грызунов. Основное отличие заицеобраэных - не одна, а две пары резцов, причем одна из них располагается позади второй. Передние резцы более крупные, долотовидные; задние - мелкие, овальной формы. Зайцеобразные и грызуны ведут свое происхождение от разных групп примитивных насекомоядных.

Численность зверька трудноопределима, в оптимальных биотопах на 1 га обитает несколько десятков зверьков. Многие пищухи заражены кожным оводом. У одной особи находили под кожей до 30 личинок. Пищуха служит объектом питания горностая и соболя. Важна ее роль как потребителя фитомассы, что иногда приводит к угнетению растительности на участках, прилегающих к колониям пищух.

Заяц-беляк (Lepus timidus). Длина тела до 65 см, вес от 2,5 до 4,5 кг. Летом заяц-беляк рыжевато-бурого цвета и его трудно заметить в лесу. На зиму он белеет и только кончики ушей остаются черными. Хвост короткий, белый и зимой, и летом. Зайцы встречаются практически повсеместно, в горах они поднимаются до самых верхних частей склонов, избегая лишь наиболее крутых каменистых участков. Перемещения их носят, как правило, местный характер и связаны со сменой стаций обитания по сезонам (подъем в горы, концентрация на определенных участках и т. д.). Зайцы преимущественно сумеречные животные, в светлое время суток они активны только в период гона, когда утрачивают обычную осторожность. Во время весенней (май-июнь) и осенней (октябрь) линьки они передвигаются мало, т. к. теряют покровительственную окраску. Питается заяц исключительно растительными кормами. Зимой основная пища - побеги и кора кустарников и деревьев. Летом поедает много травянистых растений. Течка у зайчих бывает дважды в год, в весенне-летний период. Беременность продолжается до 52 дней. В помете от 3 до 9 зайчат, которые рождаются хорошо развитыми: зрячими, покрытыми густой серой шерстью. Первые дни зайчата малоподвижны, умеют затаиваться.

Численность зайца-беляка подвержена значительным многолетним колебаниям. В 1966 г. было добыто 2,8 тыс. зайцев, к 1971 г. добыча увеличилась до 11,3 тыс., а в 1973 г. снова снизилась до 2,3 тыс. особей. Причины столь значительных флуктуаций не вполне ясны. Последняя значительная депрессия отмечалась в 1980 г. В годы высокой численности заяц имеет немалое значение в охотничьем хозяйстве области. Мясо зайца - немаловажный пищевой продукт, особенно на севере.

Полевки. Заселяют все ландшафтные зоны от гольцов на хребтах и до берегов морей. Самая многочисленная из них - красная, она встречается в основном в лесных и кустарниковых биотопах. Интересно, что красная полевка была случайно завезена с полуострова на Командоры, на о. Беринга. Это произошло в 70-80-е гг. прошлого столетия. Полевка-экономка населяет увлажненные припойменные угодья, субальпийские и альпийские луга. Красно-серая предпочитает закустаренные окраины лесных массивов и сухих пойм. Численность полевок подвержена значительным колебаниям по годам. По многолетним данным вспышки численности бывают через 3, реже 4 года. Полевки - наиболее предпочитаемая пища важнейших пушных зверей области: соболя, лисицы, горностая; они служат подспорьем в питании выдры, норки, рыси, росомахи, ряда пернатых хищников и даже медведя. Благодаря своей численности, полевки оказывают определенное воздействие на растительность и часто являются причиной возникновения и распространения некоторых природно-очаговых заболеваний.

Землеройки-бурозубки (крупноэубая, камчатская, равнозубая, крошечная и средняя) - самые мелкие зверьки, встречающиеся практически во всех биотопах. В некоторые годы они по обилию не уступают полевкам, однако в питании всех хищников занимают второстепенное место. Ими охотно питаются самые мелкие хищники: ласка и горностай. В то же время эти зверьки приносят ощутимую пользу лесу, поедая вредных насекомых, и выполняют санитарную функцию, питаясь погибшими животными.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Кормление белки в естественных и искусственных условиях


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Мы привыкли, когда говорим о лесе, представлять себе целый мир, полный жизни. В нем высокие вершины елей украшены гирляндами шишек, которыми кормятся птицы. На поляне особняком красуются крохотные елочки, на лесных полянах видны следы животных: лисицы, зайца-беляка, лося. Под низко нависшими ветвями прячутся зайцы-беляки. В густых колючих ветвях ели строят свои домики – гнезда белки.

Однако в реальности все может выглядеть совершенно иначе. Такая идиллия сохраняется только там, где человек не успел оставить свой след. Обитатели леса, как правило, не любят попадаться на глаза гостям.

Актуальность: в современном мире быстро растущие города занимают все больше территорий проживания различных животных (н-р, белки). Следствием этого становится голод и гибель животных.

Цель проекта: изучить условия и пищевые привычки белки в неволе и в природе для решения о необходимости заботы о зверьке.

Гипотеза: предположим, что белки в искусственно созданных условиях получают полноценное питание, а в естественных условиях лесопарковой зоны нуждаются в дополнительном прикорме.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

Изучить научную литературу для того, чтобы иметь представление о повадка и пищевых пристрастиях белки.

Обозначить этапы исследования и создать условия для их реализации.

Обобщение наблюдений, выводы.

Подготовить материалы для ознакомления одноклассников с темой исследования.

Составление рекомендаций для людей, желающих покормить белку.

Объект исследования: белка обыкновенная.

Предмет исследования: потребность в дополнительном и правильном питании белки.

Методы исследования: изучение информационных источников, консультация специалиста, наблюдение.

1.1 Общие сведения о белке.

Обыкновенная белка, как и другие виды этого рода, — типично древесное животное. Она прекрасно лазает по ветвям и легко перепрыгивает с одного дерева на другое.

Это зверёк - с вытянутым телом и длинным пушистым хвостом. Длина тела около 22см (при возрасте 21 месяц) и весом около 600г.

Продолжительность жизни зверька в дикой природе – 7лет, в неволе - более 10 лет. Окраска меха зависит от времени года от серебристо-серой зимой до ярко-красной летом, но животик у питомцев всегда светло-белый. Зимой шерстка всегда мягкая и пушистая. Хвост у животного очень пушистый и длинный - около 25см и помогает им сохранять равновесие при передвижении.

Белка живет недолго, в возрасте трех лет она уже старушка, врагами белки являются ястреб-тетеревятник и наземные хищники: куница в европейской части, соболь в азиатской. Охотятся на белку и другие звери, однако все эти хищники не влияют на изменение численности этого грызуна. Дело в том, что они охотятся на белок в основном в годы высокой численности животных, когда в популяции много больных и слабых особей. В годы низкой численности белки – популяция состоит из здоровых зверьков, которых хищникам трудно поймать, и они переходят обычно на другие, более доступные корма.

Белки – лесные барометры. По поведению белок можно даже определить прогноз погоды:

• Если в сильный мороз белка выходит из гнезда и активно двигается, это означает, что будет хорошая погода и морозы отступят.

• Если в солнечный зимний день белки не выходят из своих гнезд — ожидается сильный снегопад, а может быть и буран.

Белки очень чутко реагируют на перепады атмосферного давления, поэтому они улавливают его колебания и заранее готовятся к ненастью. При изменении давления, когда стрелка барометра начинает ползти вверх, белки выходят из гнезд.

Знакомство с этим зверьком давнее. Мех белки не случайно относится к числу ценных: зимой на квадратном сантиметре шкурки на спине располагается 10000 волосков, на брюшке – до 3000. Многие виды беличьих – важные источники пушнины, а их жир используется для технических и медицинских целей. Важное значение имеет хвост. Из конечных волосков хвоста делаю высококачественные дорогостоящие художественные кисти. Шкурки белок используют для изготовления шапок, рукавиц и тапочек.

На белок охотятся не только из-за пушнины. В тропиках, где шкурка белок не представляет ценности, в большей степени их преследуют из-за вкусного мяса.

1.2 Место проживания.

В случае необходимости белка может без вреда для себя прыгнуть с вершины высокого дерева на землю. Она устраивает гнездо в дуплах или ветвях деревьев. Гнездо из ветвей имеет форму шара с боковым входом. Изнутри такое гнездо (гайно) выстлано мягким растительным материалом. Численность белки зависит, от урожая лесных семян: после хорошего семенного года численность резко возрастает. В бескормицу белка переходит на питание такими кормами, как почки березы, ольхи, молодые побеги и лишайники. Упитанность зверьков в таких случаях сильно падает, возникают различные болезни, что ведет к гибели большого числа белок. В такие годы численность белки может сокращаться в десятки раз. Иногда при неурожае кормов белка предпринимает дальние перекочевки. В этом случае основная масса белки идет в одном направлении, их можно видеть в населенных пунктах, они массами переплывают реки. Большая часть зверьков при этом погибает. С наступлением морозов перекочевки заканчиваются. Таким образом, в связи с изменением условий обитания численность белки в отдельные годы подвержена значительным колебаниям. Белка великолепно привыкает к человеку. В течение 3 - 4 месяцев они становятся управляемыми, берут корм из рук, позволяют гладить, играют. Белка - это очень интересный, веселый зверек.

1.3 Кулинарные пристрастия белки.

Обыкновенная белка предпочитает жить вблизи лесов, где преобладают хвойные породы деревьев, от которых во многом зависит её питание. Основную пищу белок составляют семена, заключенные в основании шишек. Так же белки предпочитают: семена хвойных пород деревьев, молодые ветки, кору, почки, листья деревьев, хвою, орехи лещины, желуди, грибы, ягоды и плоды, корма животного происхождения, клубни, корневища, наземную часть травянистых растений.

2.1 Подготовка к проведению исследования и его условия.

Мы искали место для проведения опыта. Мы пришли на то место, где видели белочек летом, но какого же было наше удивление, когда на этом месте мы увидели вырубку и костровище.

Мы стали искать новое место обитания белочек, но первые наблюдения не дали результатов, т.к. мы не соблюдали некоторые условия.

Оказалось, белки восприимчивы к запахам. Для продолжения опыта нам пришлось не только проветрить свою одежду на балконе, но и повесить рядом с ней еловые ветки.

Кроме нас покормить белку пробовали и другие посетители парка, при наблюдении за этим процессом мы заметили. Что у ребятишек, которые были одеты в яркие цвета, ничего не получалось, как бы тихо они не подходили. Вероятно, белки способны различать цвета.

А еще сложность вызывали современные гаджеты, которые отпугивали зверьков внезапными звуками. Так же важно было подобрать лакомства, которые смогли бы заинтересовать грызунов.

2.2 Выбор корма.

Мы взяли: сухарик несолёный и несладкий, не обжаренный из белого хлеба,нежирные несолёные и несладкие крекеры, сухое печенье, кусочки морковки.

2.3 Исследование в естественных условиях.

Совершив все необходимые приготовления, мы отправились в лес. Оговоримся сразу, что место нам подсказали местные жители, которые часто посещают наш лес. Они сами часто ходят туда, чтобы подкормить белочек.

Около 30 минут мы стояли тихо рядом с тем местом, где предположительно, могли встретить белку. Примерно минут через 5 после того, как мы пришли, белки уже наблюдали за нами. Их было две.

Мы старались не делать резких движений, лишь плавными бросками метали сухарики в сторону дерева, где выжидали белочки. Но по какой-то причине одна из белок убежала в глубь леса.

Другая белочка не сразу дала мне возможность приблизиться, но любопытство и голод заставили зверькаподойти. Я не стала кормить его с рук, т.к. знала о мерах предосторожности, о которых скажу позже. Но я насыпала корм рядом с собой, села на корточки и стала ждать. В итоге, зверек решил полакомиться, а я смогла рассмотреть его.

2.4 Исследование в искусственных условиях.

Также мы побывали в контактном зоопарке. Там мы тоже наблюдали за белочкой. Она легко шла на контакт. Работник зоопарка поделился с нами информацией.

Как оказалось, в искусственной среде белки живут дольше, их рацион расширяется, для них создаются условия, имитирующие естественную среду. Оказывается, что в рацион белки в неволе так же входят сухими грибы, варёные куриные яйца и творог, раз в месяц дают молоко. грибы и капусту через день, салат, творог, масло сливочное, червя мучного, рыбу , траву, ветки, шишки, хвою.

По словам работника зоопарка,белка - очень активный зверек. Они много двигаются, любят осваивать новые пространства. Если Вы содержите белку в домашних условиях, то необходимо выпускать ее на прогулку. С другой стороны, важно ограничивать доступ к проводам и ценным вещам, ко всему, что можно попробовать на зуб.

Если Вы открыли клетку, а белка неожиданно выскочила, НТО не пытайтесь ловить. Белка очень ловкая, зря потратите время. Подождите, пока она проголодается и сама вернется домой.

Как и все другие существа, белка имеет естественный запах. Но купать и вычесывать ее не нужно, этим вы лишь усложните жизнь питомца, подвергая его ненужным стрессам.

Для соблюдения чистоты Вы можете поставить в вольер широкую чашку с водой, белочка сама решит вопрос гигиены.

Дважды в год происходит линька, на этот период можно сократить количество прогулок, чтобы густая шерсть не покрывала всю комнату. Повинуясь инстинктам, белка будет прятать всю несъеденную пищу, делать запасы на зиму. Отучить от этого невозможно, поскольку такое поведение заложено природой. Поэтому просто ограничивайте количество выдаваемого корма, предлагайте ровно столько, сколько ему полагается на один день. Во время прогулок никаких продуктов не должно быть в свободном доступе зверька, особенно это касается вредных конфет и печенья, которые могут сократить срок жизни белки, подорвав ее здоровье.

Оборудование места питомца.

Первое, о чем нужно подумать: большой и просторный вольер, в котором зверек может бегать и лазить по стенкам (желательно, чтобы они имели деревянную отделку). В домашних условиях минимальная продолжительность жизни белки - 6 лет, поэтому позаботьтесь, чтобы прочности вольера хватило с запасом. Минимальные размеры клетки - 100 x 100 см, а в высоту - не менее 150 см.

Только при хорошо сбалансированном питании и достаточной физической активности пушистые красавицы способны радовать хозяев появлением малышей.

Однако, когда я тоже выразила желание завести дома белочку, то специалист меня предостерег.

Зверек сильно линяет. В домашних условиях из-за неправильного содержания белка зачастую страдает ожирением, заболеваниями костей и суставов, нередко встречается авитаминоз, кроме того, если их отпускать бегать по квартире, то они будут пробовать на вкус все, что им попадется. Естественно, что это может привести к отравлении. Болеют зверьки и инфекционными заболеваниями, такими как чума, энцефалит, чесотка, кожный грибок. А такие условия в стандартной городской квартире создать практически невозможно.

Работник согласился с нами, что помощь белкам крайне необходима. Это важно в зимний и осенний период, когда запасы зверьков сильно истощены. Только делать это надо правильно. Это вдохновило нас на создание буклета и анкетирование.

2.5 Проведение анкетирования.

Для проведения анкетирования был выбран 4 В класс.

Подавляющее количество ребят выразили симпатию зверьку. Такую же солидарность опрашиваемые выразили, отвечая на второй вопрос. Большинство посчитало, что в естественных условиях белке гораздо комфортнее. Нас заинтересовало следующее предпочтений опрашиваемых. Оно представлено на диаграмме.Если интерпретировать результаты, то можно выявить, что большинство учащихся считает, что подкармливать белок, живущих в нашей лесопарковой зоне необходимо круглый год. 10% предполагают, что такая необходимость сохраняется только в зимний период. 6% – за естественных ход событий.

3. Причины, по которым белки, живущие рядом с нами, нуждаются в нашей поддержке.

По результатам анкетирования мы вывели причины, по которым о белках необходимо заботиться и их подкармливать.

1. Хаотичная вырубка леса, не толь ко в промышленных целях, но и обычными обывателями приводит к потере белки своего жилища и запасов.

2. Белки страдают из-за болезней, которые переносят не только жители леса, но и домашние животные, которых выгуливают в лесопарковой зоне. И в период болезни зверьки не могут активно добывать себе пропитание.

3. К сожалению, белки не обладают хорошей памятью, поэтому часто забывают, где их запасы.

4. Часто не хватает белкам пищи. Они пробираются ближе к жилым домам. В поисках пищи забредают на свалки, где травятся различными отходами.

5. Перебегая с места на место в поисках пищи, животные попадают под машины.

6. В этом году выпало много снега. Что мешает белкам добираться до их запасов.

8. Так как лесопарковая зона находиться рядом с жилым комплексом, то в лес заглядывают и частые спутники человека, крысы и мыши, они съедают часть беличьих запасов.

9. На белок охотятся кошки и собаки.

4. Практические рекомендации по кормлению белок в естественных и искусственных условиях.

Подкормить белок зимой совсем не сложно — обычно съедают всего 35 г. корма в сутки зимнего времени. Летом их рацион расширяется, как и наши возможности.

Правильный выбор питания.

Орехи: кедровые, грецкие, фундук (не чистить). Семечки: тыквенные, арбуза. Яблоки, овощи (н-р, маленькие кусочки моркови), сухофрукты.

Семечки подсолнуха (в малом количестве). Грибы (свежие, замороженные, сухие) – белый гриб, подосиновик. Куриные и перепелиные (сырые и вареные) яйца, творог, сухие говяжьи и рыбьи кости.

Травы - одуванчик, мокрица, козлобородник, щавель, кислица, клевер.

Для белочки можно сделать кормушку.

Нельзя! Арахис, фисташки и миндаль., конфеты и фаст-фуд.

Ядовитые травянистые растения: белладонна, паслен, хохлатка, ландыш, купена.

1. Необходимо не забывать, что белки переносят различные инфекции, могут болеть опасными заболеваниями. Могут испытывать страх и укусить в целях самообороны.

2. Люди могут воспользоваться доверчивостью зверька и принести ему вред.

3. Обратитесь к работнику контактного зоопарка за информацией о состоянии здоровья животного.

4.Не прикасайтесь к животному, если не уверенны в своей безопасности.

5. Я не рекомендую совсем сокращать дистанцию между вами и белкой в природе.

5. Заключение.

По результатам анкетирования большинство опрашиваемых решили, что помогать белке необходимо, несколько ребят предположили, что нет необходимости заботиться о диких животных, т.к. природа это уже сделала, 3 человека не пришли к однозначному заключению.

Цель нашего исследования достигнута. Теперь мы знаем, что в искусственно созданных условиях жизнь белки гораздо длиннее за счет полноценного сбалансированного питания и отсутствия хищников. В тоже время, такие животные не способны выжить в природе.

При создании данной работы я получила важные научные знания об окружающем мире и испытала радость от общения с живыми существами.

6. Список литературы.

Яхнин, Л. Белочка / Л. Яхнин; ил. С. Адалян. – М.: ЭКСМО, 2009.– 13 с.: цв. Ил

Рахманов А.И.. Белки в природе и у нас дома. Издательство: ООО "Аквариум-Принт", 2008.

Американская красная белка Tamiasciurus hudsonicus (вверху) и обыкновенная белка Sciurus vulgaris в зимнем меху (внизу). Фото с сайтов animaldiversity.ummz.umich.edu и ochevidec.net (фото Лидии Широниной)

Молодые шишки белой ели (Picea glauca) — основной лесообразующей породы в провинции Юкон (Канада), где проводили исследование. В годы, урожайные на шишки, белки рожают больше детенышей, а выживаемость молодых особей выше. Фото с сайта eliotmcintire.googlepages.com

Важно подчеркнуть, что белки начинают производить больше детенышей не в ответ на увеличение количества имеющегося корма, а до него — так, чтобы подросшие бельчата, перешедшие в своем питании с материнского молока на растительный корм, могли воспользоваться высоким урожаем того же года! При этом самки белок начинают ожидать следующего приплода, когда еще кормят молоком детенышей предыдущего выводка (обычно же у млекопитающих в период лактации понижена вероятность успешной овуляции).

Скорость прироста популяции белок за лето положительно зависит от урожая шишек ели (A) или от суммарной энергетической ценности семян разных деревьев (B), произведенных в том же году. Слева — американские красные белки, справа — европейские белки. Рис. из обсуждаемой статьи в Science

Спрашивается, как же белки узнают о том, что в этом году будет много семян? Однозначного ответа на этот вопрос пока нет, но скорее всего, сигналом служит появление уже в начале лета цветочных почек, мужских (дающих пыльцу) шишек на хвойных деревьях (а у сосен новые шишки закладываются еще раньше — осенью) и других признаков, связанных с состоянием растения. Цветочные почки и молодые шишки также потребляются белками, и, хотя энергетическая ценность их невысока по сравнению с семенами, они могут содержать какие-то вещества, служащие для белок сигналом о том, что скоро будет много корма и целесообразно к этому времени произвести на свет побольше детенышей.

Надо также отметить, что значимой корреляции между урожаем семян в предыдущий год и рождаемостью белок на следующий год не обнаружено. Белки знают, когда надо размножаться, а когда не надо.


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Хемосинтезирующих бактерий относят к продуцентам, так как

  • аккумулируют энергию окисления неорганических веществ
  • запасают солнечную энергию
  • синтезируют неорганические вещества
  • питаются готовыми органическими веществами
Вопрос 2

В экосистеме хвойного леса к консументам второго порядка относят:

  • ель обыкновенная
  • лесные мыши
  • таежный клещ
  • почвенные бактерии
Вопрос 3

Деятельность каких организмов способствуют возвращению фосфора и серы в почву.

  • почвенных растений
  • бобовых растений
  • почвенных бактерий
  • растительноядных животных
Вопрос 4

В процессе круговорота веществ, содержащаяся в органических веществ энергия освобождается в результате

  • гниения
  • фотосинтеза
  • хемосинтез
  • фотолиз
Вопрос 5

Стабильность и целостность биогеоценоза не зависит от

  • геологических изменений в коре Земли
  • разнообразия видового состава
  • сезонных изменений климата
  • потока энергии и вещества
Вопрос 6

Какие организмы можно отнести к продуцентам?

  • зеленые растения
  • растения- паразиты
  • плесневые грибы
  • цианобактерии
  • растительноядные животные
  • красные водоросли
  • болезнетворные бактерии
Вопрос 7

В экосистеме тайги первый трофический уровень в цепях питания занимает

  • ели и лиственницы
  • копытень и кислица
  • бактерии шляпочные и бактерии- сапротрофы
  • мхи и папоротники
  • личинки насекомых и дождевые черви
  • бактерии гниения
Вопрос 8

Консументы в экосистеме луга участвуют в круговороте веществ и превращениях энергии, так как они

  • аккумулируют солнечную энергию
  • потребляют органические вещества
  • сминтезируют органические вещества из неорганических
  • освобождают заключенную в органических веществах энергию
  • разлагают органические вещества
  • преобразуют органические вещества
Вопрос 9

Консументом леса является лиса так как

  • гетеротроф, хищник
  • поедает растительноядных
  • потребляет солнечную энергию
  • выполняет роль санитара
  • регулирует численность особей зайцев
  • накапливает в себе макроэлементы
Вопрос 10

К продуцентам относят

  • мукор
  • северный олень
  • можжевельник
  • земляника
  • дрозд-рябинник
  • ландыш
Вопрос 11

В пищевых цепях экосостем

  • часть энергии, содержащейся в пище используется на жизнедеятельность организмов
  • часть энергии превращается в тепло и рассеивается
  • вся энергия пищи преобразуется в химическую
  • значительная часть энергии запасается в АТФ
  • происходит колебание численности популяций
  • от звена к звену биомасса уменьшается
Вопрос 12

Роль грибов и бактерий в экосистеме

  • превращают органические вещества организмов в минеральные
  • обеспечивают замкнутость круговорота веществ и превращения энергии
  • образуют первичную продукцию в экосистеме
  • первое звено в цепи питания
  • образуют неорганические вещества, доступные растениям
  • являются консументами 2 порядка
Вопрос 13
  • высокая численноть консументов 3 порядка
  • наличие круговорота веществ и энергии
  • наличие общей популяции разных видов
  • неравномерное распределение особей одного вида
  • наличие потребителей, разрушителей, производителей
  • взаимосвязь абиотических и биотических компонентов среды
Вопрос 14

Признаки природных биогеоценозов

  • наличие трофических уровней
  • отсутствие хищников
  • развлетвленные сети питания
  • преобладание редуцентов
  • замкнутый круговорот веществ
  • используются дополнительные источники энергии наряду с солнечной
Вопрос 15

Признаки природных биогеоценозов

  • сложные разветвленные сети
  • простые пищевые цепи
  • отсутствие видового разнообразия
  • действие естетвенного отбора
  • зависимость от деятельности человека
  • устойчивое состояние
Вопрос 16

Выбрать правильные утверждени. Биогеоценоз

  • состоит из отдельных невзаимосвязанных организмов
  • состоит из структурных компонентов: видов и популяций
  • целостная система, способная к самостоятельному существованию
  • закрытая система, взаимодействующих популяций
  • открытая система, нуждается в энергии извне
  • система, в которой отсутствует биогенная миграция атомов
Вопрос 17

Устойчивость экосистемы обеспечивается

  • разнообразием видов и цепей питания
  • замкнутый круговорот веществ
  • высокая численность отдельных видов
  • колебания численности видов
  • саморегуляция
  • короткие цепи питания
Вопрос 18

Биогеоценоз преснового водоема характеризуется

  • наибольшим разнообразием организмов в прибрежной зоне
  • наличием водоросли ламинарии
  • наличием цветковых растений на мелководье
  • отсутствием хищников
  • малым разнообразием видов
  • замкнутым круговоротом веществ
Вопрос 19

Саморегуляция в экосистеме тайги проявляется в том

  • численность деревьев сокращается в результате лесного пожара
  • волки ограничивают численность кабанов
  • массовое размножение короедов приводит к гибели деревьев
  • численность белок зависит от урожая семян ели
  • прпуляция кабанов полностью уничтожается волками
  • совы и лисицы ограничивают численность мышей
Вопрос 20
  • прибрежные растения
  • рыбы
  • личинки земноводных
  • коралловые полипы
  • растения дна
  • мхи и папоротники
  • перловицы
  • ели и лиственницы
  • плесневые грибы
  • бактерии гнилостные
  • паразитические бактерии
  • амебы и инфузории
  • серобактерии
  • цианобактерии
  • сорные растения
  • растения - паразиты
  • железобактерии
  • почвенные бактерии
  • фитопланктон
  • трутовик
  • паук- крестовик
Вопрос 21

Установите последовательность групп организмов в порядке уменьшения численности в экосчистеме в соответствии с правилом экологичекой пирамиды

  • травянистые растения
  • растительноядные насекомые
  • хищные наескомые
  • насекомоядные млекопитающие
  • хищные млекопитающие
Вопрос 22

Установите последовательность в пищевой цепи пастбищной

  • листья капусты
  • полевой слизень
  • серая жаба
  • еж
  • лисица
Вопрос 23

Выберите три верных ответа / Какие из факторов среды могут быть ограничивающими для ручьевой форели?

  • содержание кислорода менее 1,6 мг/л
  • пресная вода
  • солёность воды
  • температура воды +29 градусов
  • освещённость водоёма
  • скорость течения реки
Вопрос 24

Укажите основные характеристики любого стабильного биогеоценоза в средней полосе России.

  • замкнутость круговорота веществ
  • видовое разнообразие
  • количество осадков в год
  • разветвлённость пищевых цепей и сетей
  • постоянная температура воздуха
  • многообразие источников энергии
Вопрос 25

Укажите факторы, регулирующие численность популяции гусениц бабочки-белянки в устойчивом биогеоценозе.

Презентация на тему Презентация Экология в заданиях ЕГЭ по биологии, предмет презентации: Биология. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 29 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

Экология в заданиях ЕГЭ

Экология –
наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и со средой их обитания

Обобщённый план варианта КИМ ЕГЭ по БИОЛОГИИМаксимальный первичный балл за работу - 59.

Обобщённый план варианта КИМ ЕГЭ по БИОЛОГИИ

Максимальный первичный балл за работу - 59.

Содержит задания, направленные на проверку знаний об экологических закономерностях, о круговороте веществ в биосфере, умений устанавливать взаимосвязи организмов в экосистемах, выявлять причины устойчивости, саморазвития и смены экосистем.

Задание 17. Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера. Множественный выбор (без рисунка) В отличие от

Задание 17. Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера. Множественный выбор (без рисунка)

В отличие от естественной экосистемы, искусственная экосистема характеризуется:
1. большим разнообразием видов;
2. разнообразными цепями питания;
3. незамкнутым круговоротом веществ;
4. преобладанием одного – двух видов;
5. влиянием антропогенного фактора;
6. замкнутым круговоротом веществ.

Выполните задание и объясните метод его выполнения (по какому алгоритму)

В отличие от естественной экосистемы, искусственная экосистема характеризуется: 3, 4, 5 — характеризует агроценоз, 1, 2, 6

В отличие от естественной экосистемы, искусственная экосистема характеризуется:

3, 4, 5 — характеризует агроценоз,
1, 2, 6 — естественный биогеоценоз.
Ответ: 345

Задание 17. Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера. Множественный выбор (без рисунка) Алгоритм выполнения

Задание 17. Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера. Множественный выбор (без рисунка)

Задание 18. Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера.

Задание 18. Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера. Установление соответствия

Установите соответствие между группами растений и животных и их ролью в экосистеме пруда: продуценты (1) либо консументы (2)
А) прибрежная растительность;
Б) карп;
В) личинки земноводных;
Г) фитопланктон;
Д) растения дна;
Е) большой прудовик.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Выполните задание и объясните метод его выполнения (по какому алгоритму)

Установите соответствие между группами растений и животных и их ролью в экосистеме пруда: продуценты (1)

Установите соответствие между группами растений и животных и их ролью в экосистеме пруда: продуценты (1) либо консументы (2)

Продуценты — растения, консументы — животные.

ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ

ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ ГРУППЫ

А) целиком или большей частью погружены в воду
Б) в эпидермисе отсутствуют устьица
В) растут по берегам водоёмов на мелководье
Г) листовая пластинка тонкая, сильно рассечённая
Д) хорошо развита аэренхима
Е) хорошо развиты механические ткани листа, устьица на верхней стороне
1) гидатофиты
2) гидрофиты

1) гидатофиты: А) целиком или большей частью погружены в воду; Б) в эпидермисе отсутствуют устьица; Г) листовая

1) гидатофиты: А) целиком или большей частью погружены в воду; Б) в эпидермисе отсутствуют устьица; Г) листовая пластинка тонкая, сильно рассечённая; Д) хорошо развита аэренхима
2) гидрофиты:В) растут по берегам водоёмов на мелководье; Е) хорошо развиты механические ткани листа, устьица на верхней стороне

Задание 18. Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера. Установление соответствия

Задание 18. Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера. Установление соответствия

Алгоритм решения заданий на умение устанавливать соответствие:
читаете вопрос, устанавливаете область необходимых знаний;
строго по порядку к А подбираете 1) или 2);
записываете в таблицу цифру;
переходите к Б, В, Г, Д, Е и повторяете алгоритм решения;
записываете получившуюся последовательность цифр в бланк без пропусков и запятых;
будьте внимательны!

Задание 21. Биологические системы и их закономерности. Анализ данных, в табличной или графической

Задание 21. Биологические системы и их закономерности. Анализ данных, в табличной или графической форме

Изучите график зависимости численности белок от урожая семян ели. Выберите верные утверждения. В ответе запишите номера выбранных утверждений.

Численность белок зависит от урожая семян ели.
Одна из причин популяционных волн — обильная кормовая база.
Снижение численности белок влечет снижение урожая семян ели.

Выполните задание и объясните метод его выполнения (по какому алгоритму)

Задание 21. Биологические системы и их закономерности. Анализ данных, в табличной или графической

Задание 21. Биологические системы и их закономерности. Анализ данных, в табличной или графической форме

Изучите график зависимости численности белок от урожая семян ели. Выберите верные утверждения. В ответе запишите номера выбранных утверждений.

Численность белок зависит от урожая семян ели.
Одна из причин популяционных волн — обильная кормовая база.
Снижение численности белок влечет снижение урожая семян ели.

Задание 21. Биологические системы и их закономерности. Анализ данных, в табличной или графической

Задание 21. Биологические системы и их закономерности. Анализ данных, в табличной или графической форме

Алгоритм решения заданий на анализ данных, в табличной или графической форме:
читаем вопрос;
переходим к графику, характеризуем оси; если оси имеют обозначение только x, y, подписываем карандашом размерность из задания;
вычисляем и подписываем карандашом масштаб рядом с графиком;
методом восстановления перпендикуляров находим искомую величину, даем ответ;
в некоторых заданиях исследуются интервалы по тому же алгоритму

Задание 26. Обобщение и применение знаний об эволюции органического мира и экологических

Задание 26. Обобщение и применение знаний об эволюции органического мира и экологических закономерностях в новой ситуации .

Инструкция по решения заданий на обобщение и применение знаний в новой ситуации экологических закономерностях :
Читаем вопрос
Выписываем максимальное количество вариантов ответа на вопрос
Выбираем два-три наиболее подходящие варианта ответа

Укажите основные свойства биогеоценозов и кратко объясните их. Укажите не менее трёх свойствВыполните задание и объясните

Укажите основные свойства биогеоценозов и кратко объясните их. Укажите не менее трёх свойств

Выполните задание и объясните метод его выполнения (по какому алгоритму)

Укажите основные свойства биогеоценозов и кратко объясните их. Укажите не менее трёх свойств1) самовоспроизведение, в основе

Укажите основные свойства биогеоценозов и кратко объясните их. Укажите не менее трёх свойств

1) самовоспроизведение, в основе которого лежит способность организмов к размножению;
2) устойчивость, способность выдерживать изменения, вызванные различными факторами;
3) саморазвитие, т. е. восстановление, смена сообществ.

Задание из сборника под ред. Г.С. Калиновой Красные водоросли (багрянки) обитают на большой глубине. Несмотря на это,

Задание из сборника под ред. Г.С. Калиновой
Красные водоросли (багрянки) обитают на большой глубине. Несмотря на это, в их клетках происходит фотосинтез. Объясните, за счет чего происходит фотосинтез, если толща воды поглощает лучи красно-оранжевой части спектра.

Пояснение.
Для фотосинтеза необходимы лучи не только красной, но и синей части спектра.
В клетках багрянок содержится красный пигмент (фикоэритрин), который поглощает лучи синей части спектра, их энергия используется в процессе фотосинтеза.

Ячмень, выращенный при разной длине дня:1 – 16-ти часовой день; 2 – 10-ти часовой день; 3 –

Задание.
К какой группе по необходимой длительности светового периода относится ячмень? Ответ поясните.

Пояснение.
Ячмень относится к длиннодневным растениям, так как для цветения и плодоношения ему необходимо более 12-ти часов светового дня.

Задание.Рассмотрите рисунок и объясните, почему лягушка является пойкилотермным животным, а собака – гомойотермным?Пояснение.Лягушка является пойкилотермным животным, так

Задание.
Рассмотрите рисунок и объясните, почему лягушка является пойкилотермным животным, а собака – гомойотермным?

Пояснение.
Лягушка является пойкилотермным животным, так как у нее температура тела непостоянная и зависит от температуры окружающей среды, а собака – гомойотермное животное, так как ее температура тела постоянная и не зависит от температурных колебаний окружающей среды.

Задание.
Определите, к какой экологической группе относится стрелолист? Ответ поясните.

Пояснение.
Стрелолист является наземно-водным растением, или гидатофитом, так как частично погружено в воду.

Задание 17. Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера. Множественный выбор (без рисунка) Основные термины

Задание 17. Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера. Множественный выбор (без рисунка)

Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационной работе: абиотические факторы, антропогенные факторы, биогеоценоз, биологические ритмы, биомасса, биотические факторы, зона оптимума, консументы, ограничивающий фактор, пищевые цепи, пищевые сети, плотность популяций, пределы выносливости, продуктивность, продуценты, репродуктивный потенциал, сезонные ритмы, суточные ритмы, фотопериодизм, экологические факторы, экология.

Решаем задачиПримерное время на выполнение заданий различных частей работы составляет:1) для каждого задания части 1 – 1–5

Примерное время на выполнение заданий различных частей работы составляет:
1) для каждого задания части 1 – 1–5 минут;
2) для каждого задания части 2 – 10–20 минут.

Выполните предложенные задания и объясните метод его выполнения

Ответы к задачамОтвет включает любые три элемента:1) сокращению численности насекомоопыляемых растений, изменению видового состава растений (или, биоразнообразие

Ответы к задачам

Ответ включает любые три элемента:
1) сокращению численности насекомоопыляемых растений, изменению видового состава растений (или, биоразнообразие растений тоже может снизиться, так как эти насекомые способствуют перекрёстному опылению, а это источник комбинативной изменчивости и численного разнообразия);
2) сокращению численности и изменению видового состава растительноядных животных;
3) сокращению численности насекомоядных животных (или, некоторые обитатели луга, которые питаются этими насекомыми, например, насекомоядные птицы, их численность снижается, так как у них уменьшается кормовая база в лице насекомыхопылителей);
4) Снижается биоразнообразие насекомых, изменяется цепи питания и сети питания. Биоразнообразие — важнейший критерий устойчивости экосистемы. (или, личинки насекомыхо-пылителей занимают особое звено в цепи питания, их снижение неблагоприятного воздействует на равновесие в цепи питания (снижается численность поедателей этих личинок).

Если в лесу на площади 1 га взвесить отдельно все растения, всех животных по отдельности (насекомых, земноводных,

Если в лесу на площади 1 га взвесить отдельно все растения, всех животных по отдельности (насекомых, земноводных, рептилий, птиц , млекопитающих), то представители какой группы суммарно будут самыми тяжелыми и самыми легкими?
1) Исходя из закона пирамиды биомасс,
2) самыми тяжелыми будут растения,
3) самыми легкими — хищные позвоночные (т. е. те кто находится на последних звеньях цепей питания).

Какие преимущества и недостатки имеют альтернативные источники энергии — солнечная, ветровая, энергия приливов и отливов, электрическая?1) Преимущества: они

Какие преимущества и недостатки имеют альтернативные источники энергии — солнечная, ветровая, энергия приливов и отливов, электрическая?
1) Преимущества: они бесплатные, нескончаемые, не наносят вреда окружающей природе.
2) Недостатки: не могут удовлетворить все энергетические потребности,
3) не на всех территориях их можно использовать, так как зависят от климата и местности.

Близкородственные виды часто обитают вместе, хотя принято считать, что между ними существует наиболее сильная конкуренция. Объясните, почему в этих случаях не происходит полного вытеснения одним видом другого. Противоречит ли это правилу конкурентного исключения

1) Вытеснения не происходит по следующим причинам: близкие виды занимают разные экологические ниши в одном и том же сообществе (разная пища, способ добывания корма, активность в разное время суток);
2) избыток ресурса;
3) ограничивается численность более сильного конкурента третьим видом;
4) условия среды создают равновесие из-за того, что становятся благоприятными то для одного, то для другого. Поэтому отсутствие полного вытеснения не противоречит правилу конкурентного исключения.

Сплав деревьев по рекам экономически очень выгоден (не надо строить дороги, тратить топливо на транспортировку). Объясните, почему экологи против такой транспортировки, особенно, если деревья не связаны в плоты, а сплавляются поодиночке?

1) При такой транспортировке часть деревьев тонет, загромождает берега, оседает на излучинах рек, на дно реки попадает большое количество коры и частей бревен.
2) Затонувшие деревья гниют с потреблением большого количества кислорода и выделением разных ядовитых веществ.
3) Это приводит к массовой гибели рыб и других обитателей (особенно в летнее время).

Читайте также: