Четырехликий славянский бог солнца огня войны и урожая

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Сварог: место в славянском пантеоне

Бог – кузнец и создатель Земли в священном пантеоне занимал почетное место — по правую руку от всемогущего Рода. Когда Всевышний творец ушел на покой, Сварог занял его место на небосводе как Верховный правитель.

Его атрибуты — наковальня и молот всегда находились рядом с ним. Всесильный кузнец создал не только мир и людей. Из искр, высеченных от ударов по камню Алатырь, родились Семаргл и Стрибог. Первый считается огненным божеством, объединяющим всех сварожичей. Второй — властитель и повелитель ветров.

Супруга Сварога — Лада — Мать небесная и защитница всех славян считается праобразом христианской Богоматери. А его дети, наделенные разными функциями, помогали Создателю управлять миром Яви:

    — бог-громовержец, повелевавший бурями и грозами, покровительствовал воинам; — олицетворяла приход Весны и отвечала за пробуждение матери-природы; — богиня Тепла, Лета и Плодородия одаривала людей щедрыми урожаями;
  • Морена — темное божество смерти, забирающее людей в подземный мир Нави, повелевало зимой и холодами.
  • Лель — молодой бог любовных чувств символизировал юношескую страсть; — один из пращуров славянского племени, солярный покровитель летнего солнца.

У каждого из сварожичей было свое предназначение. Их сферы влияния и покровительство определяло ход времени и благополучие мироздания.

Славянский бог Сварог: тайна имени

Согласно преданию Сварог сотворен всемогущим Родом из искры священного огня. С тех самых пор солнечное божество, повелевающее небесами, озаряет мир ярким светом и дарит людям тепло, исходящее от дневного светила.

Эта версия также имеет право на существование, т. к. Сварог – верховный правитель, создавший на земле жизнь, одновременно выступает и как справедливый судья. Это он устанавливает в мире Яви закон и порядки. И в его воле наказывать или миловать тех, кто ослушался его заповедей.

Легенды и мифы о славянском боге Свароге

Имя Сварога – славянского бога-Творца окружено многочисленными мифами и легендами. Одно из народных поверий гласит, что Отец земной был сотворен Родом из искры священного огня.

Взяв с собой молот, изготовленный в небесной кузнице, божество Справедливости спустилось на землю и увидело, что там ничего нет, кроме бескрайнего моря. Нашел он камень Алатырь и, вспенив им часть моря, превратило его в земную твердь.

Бог Сварог

Образ Бога Сварога

Не раз еще Сварог воспользовался чудесным молотом. Каждый раз, когда он бил им по Алатырю, как по наковальне, на белый свет рождались его сыновья-сварожичи. Точно также кроме защитников и воинов небесных бог-кузнец создал людей, которыми населил землю.

Другая история повествует о том, как сын Сварога — Перун — влюбился в красавицу-русалку. Его избранницей была Рось — дочь речного божества Дона. Однако юноше и девушке не суждено было соединиться, т. к. между ними разлился бурный водный поток. Это несговорчивый Дон решил преградить Перуну дорогу к своей дочери.

Вам будет интересно: Хорс: Славянский Бог зимнего солнца, мифология и легенды, символы и обереги Бога

Влюбленный юноша знал, что помочь ему может только отец. Только он может подарить русалке ребенка, который соединит любящие сердца. Три дня Сварог стучал по скале своим волшебным молотом, пока на белый свет не появился младенец — Даждьбог. Этот плод любви, отмеченный божественными приметами, впоследствии стал одним из могущественных солярных богов.

Согласно преданиям бог-Творец отмечен в истории не только мифическими событиями, но и вполне заурядными земными делами. Это он подарил людям огонь, чтобы они могли обогреть свой дом и приготовить пищу. А сбросив на землю орало и меч, научил славян ковать железные орудия труда и боевое оружие.

Справка! По одной из легенд Сварог подарил жителям земли священную чашу, в которой можно было готовить медовый напиток — сурью. Бог-ремесленник дал людям все, чтобы они могли работать, обеспечивать себя горячей пищей и защищать свою жизнь.

Сварог и Лада

Два божественных образа: Сварог и Лада – олицетворяют мужское и женское начало, созданное главным богом вселенной — Родом. Все живое на земле зародилось от этой пары. Бог-кузнец и покровитель небесного огня на своей наковальне создал материальный мир Яви. Передал людям свои знания и навыки, научил их жить по справедливым законам.

Его божественная супруга — покровительница любви и семейных уз довершает образ Творца. Это рожденные ею дети пополнили небесный пантеон и населили землю славянскими народами.

Кому покровительствует бог Сварог?

Бог-кузнец, которого принято изображать в образе седовласого старца, прослыл покровителем ремесленников и мастерового люда. Всех, кто желает трудиться во благо семьи и ближних своих он наделил способностями создавать из металла предметы обихода и железное оружие.

Проявление бога Сварога для славян

Главный бог неба, олицетворяющий священный Огонь и вселенскую Справедливость, подарил всем людям на земле:

  • жизнь;
  • тепло;
  • свет;
  • новые знания и навыки;
  • возможность обустраивать свой быт и облегчать труд;
  • умение защищать себя с помощью оружия.

Создатель вселенной не всегда изображается в образе кузнеца. Он, как Воин Света готов по первой необходимости встать на защиту мира Яви от темных сил. Тогда Сварог предстает перед всеми в кованых доспехах с булатным мечом в руке.

Справка! Сварог – бог священного огня опасен только врагам и людям с нечистыми помыслами. Основа его мироздание – это любовь к ближнему, забота о своем роде и продолжение жизни на земле.

Звездный круг Сварога

В отличие от западного круга Зодиака, поделенного на 12 частей, славянский вариант поделен на 16 небесных секторов. У каждого жителя вселенной — свой чертог, который освещает земной путь человека.

Справка! Древние славяне следили за движением солнца и по его расположению на небосводе определяли сроки начала посевных и уборочных работ. Волхвы, наблюдая за звездами, вели исчисление лет и даже составляли календарь, в котором отмечали дни равноденствия и солнцестояния. Ведь именно в эти даты чествовали славянских богов.

Атрибуты Сварога

Другие атрибуты — это огненный вепрь и алконост — дикое животное и птица, в образе которых божество Справедливости посещает мир Яви. Весь реквизит, изображающий и подчеркивающий образ божества, можно использовать при создании оберегов.

Заповеди Бога Сварога

Бог — Творец земли и всех живущих на ней, создал справедливые законы, по которым завещал жить. Его заповеди, проповедующие милосердие и любовь к людям, будут полезны человеку любого вероисповедания:

  • Уважительно относитесь к своим родителям, супругам, детям, окружающему ближнему кругу.
  • Муж не должен засматриваться на чужую жену, т. к. прелюбодеяние — смертный грех.
  • Чтить нужно Правду точно так же, как Отца Небесного — Рода.
  • Следует поститься 2 раза в неделю — в третий и седьмой день. Почитать праздники, во время которых нельзя работать, но можно восхвалять богов песнопением и благодарственными молитвами.
  • Нужно поститься сразу по окончанию Масленицы и до самого Великого Дня.
  • Следует соблюдать славянские традиции — красить к Пасхе яйца, символизирующие мироздание, и печь куличи.
  • Почитания заслуживает Страстная неделя от дня распятия Даждьбога до его чудесного спасения.
  • Почитайте дни Ивана Купалы.
  • Помните о свадьбе Перуна и чтите праздники его.
  • Матери земной Ладе и создателю вселенной Роду возносите хвалебные молитвы и чтите их память.
  • После окончания жатвы благодарите Волхва — сына Индры и Златогорку за щедрые урожаи.
  • Не забывайте поминать Матушку-Макошь в особые дни.
  • Помните о женитьбе Тахра Даждьбога и чествуйте его в праздники.
  • Все боги, произошедшие от великого Рода, достойны почтения.
  • Мудрости, оставленные в завет всем живущим славянскими богами, надобно постигать и молодым, и старым людям.
  • Следует жить в мире с соседними племенами и народами, общаться с ними и помогать друг другу.
  • Почитать веру славянскую, стоять за правду и защищать родную землю от недоброжелателей.
  • Не навязывать свою веру другим народам, уважать выбор каждого человека.
  • Отмечать праздник Пасхет и благодарить всех богов и жрецов за спасение от Великого потопа.
  • Беречь родную природу, как кормилицу свою.
  • Не приносить славянским богам в жертву ни людей, ни животных, ибо недопустимо проливать невинную кровь.
  • Защищая родную веру, заботиться о сохранности славянских святилищ, капищ.
  • Чтобы избежать болезней, славянам надлежит есть натуральную, растительную пищу — убийство животных превращает людей в диких зверей.
  • Негоже обрезать свои волосы — в них хранится вся мудрость богов.
  • Отцам надлежит воспитывать наследниковв уважении к труду и окружающим людям.
  • Нельзя обижать слабых и хвалиться перед ними своей силой, которую уместно показывать только в победе над врагами.
  • Не лжесвидетельствовать против ближних своих.
  • Не забывать о корнях своих божественных пращуров, славить Рода и дела его.
  • Относиться к людям так, как они относятся к вам: нужно мерять их поступки такой же мерой.
  • Отдавать десятину дохода богам, а сотую долю — на содержание дружины, защищающей родные рубежи.
  • Не нужно пугаться непонятных событий и отвергать их — с помощью богов можно постичь что-то новое, неизведанное.
  • Не брать подарков и подношений за добрые дела, сотворенные с божьей помощью.

Одна из заповедей, почитаемых и поныне, гласит, что жизнь, данную богом, никто не имеет права прерывать. Жестокость и беспощадность можно простить только в одном случае, когда родная вера, земля и отчий дом подвергаются опасности.

Наузы

Узелковая магия возникла в незапамятные времена. Древние славяне пользовались наузами в проведении разных обрядов. Эти узелки стали ритуальными символами, которые защищали простых людей в самых разных житейских ситуациях:

  • снимали сглаз, порчу;
  • избавляли от негатива и темных мыслей;
  • очищали энергию окружающего пространства;
  • лечили тело и душу;
  • помогали людям жить с богом в душе.

Наши славянские предки умело завязывали узелки, чтобы иметь возможность обращаться к богам с просьбами или благодарностью. Для этого нужно было сделать науз и прочитать соответствующий наговор, чтобы солнечное божество услышало молитву.

Молитва о помощи

Отец небесный Сварог считался в славянской религии заступником от нечистой силы и врагов иноземным. А кроме того в воле солярного бога было наградить трудолюбивых и терпеливых людей обильными урожаями.

Мужчины просили у бога: мудрости, храбрости и мастерства в ремесле, а женщины — семейного благополучия и достатка в доме. Какое бы доброе дело ни запланировали люди, их молитвы были обращены к своему заступнику и покровителю.

Справка! В начале посевных работ крестьяне просили у Сварога, чтобы непогода не уничтожила всходы. В середине летней страды — молили о том, чтобы хлеб и овощи уродили щедро. А после уборки урожая нужно было возносить благодарность за данное богами изобилие.

Символы и обереги Сварога

Среди старославянских символов неугасающей популярностью пользуются обереги Сварога. Один из самых известных амулетов, известных с древних времен:

    — этот символ иногда называют Звездой Руси или Квадратом Сварога. Оберег, состоящий из сложного переплетения четырех лучей, олицетворяет очаг наковальни бога-кузнеца, из которого рвутся языки пламени. Центр амулета в виде ромба символизирует хлебное поле, отождествляемое с плодородием и матерью-землей. В этом сложном обереге собраны воедино все знаки, указывающие на основу жизни вселенной. Талисман-звезду носили мужчины, занимающиеся каким-либо ремеслом. Не отказывались от такого оберега и женщины, мечтавшие о продолжении рода и семейном благополучии. — символ бога, который расшифровывается шире, чем аналогичные талисманы. Этот амулет состоит из четырех лучей, каждый из которых поделен на 2 части. Крест символизирует 4 стороны света, которым покровительствует всемогущий бог. А двойные ответвления, исходящие от каждого луча, указывают на двухмерность вселенной. Это символ того, что солярному божеству подвластен не только мир Яви. Даже в Нави все события происходят под его присмотром. — это один из самых древних и сильных славянских амулетов. Люди считали, что атрибут бога-кузнеца высекает не простые искры из наковальни. Из них образовались звезды, которые освещают небосвод в ночное время. Из них же появились и боги-сварожичи.

Некоторые символы Сварога имеют иногда по несколько названий. Однако их смысл и назначение от этого не меняется. Любой из оберегов солнечного божества помогает верующим людям следовать заветам богов и жить достойно.

День почитания

Могущественный бог, создавший мир Яви, имеет отношение ко всему, что происходит на земле и присутствует в каждом явлении природы. Поэтому его можно чествовать в любой праздник, посвященный другим божествам.

Некоторые славянские народы чтят память Сварога летом — 29 июня и осенью — 1 октября и целую неделю в ноябре с 1 по 7 число. В эти дни верующие люди жгут костры, омываются чистой водой, славят сварожью силу, ратные подвиги и заповеди покровителя вселенной.

Бог-творец, создавший Явь, всегда стоит на страже, защищая родную землю и славянские народы. Заповеди бесстрашного воина и умелого ремесленника актуальны и в наши дни — они полностью созвучны с действующими канонами современного христианства.

Почитание солнца у древних славян не вызывает сомнение. Без тепла и света на может существовать жизнь, в то же время солнце имеет и разрушительную силу при отсутствии элементарных правил безопасности.

солнце

Солнцем — источник жизненной энергии

Почитание небесного святила нашло отражение в древних мифах, сказаниях, легендах, сказках, молитвах и заговорах.

Также существуют солярные (солнечные) символы наделяющиеся защитной силой.

Четыре лика бога солнца у славян

Изображение солнца можно встретить везде. На детских рисунках, предметах быта, постельных принадлежностях, одежде, оберегах.

Бог солнца у славян имеет 4 лица или ипостаси соответствующих временам года. Каждый сезон солнце олицетворяет отдельный бог.

Каждый имеет свой характер и конкретный образ:

Древние славяне с уважением относились к заповедям каждого бога солнца и в честь каждого из них был свой день чествования (празднования).

Бог холодного зимнего солнца

хорс - бог солнца у славян

Бог Хорс олицетворяет зимнее солнце.

Образ Хорса: мужчина средних лет облаченный в небесного (лазурного) цвета плащ. Носил рубаху и штаны из грубого тканного полотна.

Время бога зимнего солнца: временем влияния Хорса считается период между зимнем и весеннем солнцестоянием. Зимнее солнцестояние приходится на конец января , что нашло свое отражение в праздновании современного нового года.

По некоторым источникам бог солнца зимнего времени — Коляда.

А весеннее наблюдается в двадцатых числах марта. Современный праздник масленица — проводы зимы. В этот день бог зимнего солнца передает правление молодому и горячему Яриле.

Повелитель весеннего солнца и плодородия

Ярило — бог солнце у славян олицетворяющий возрождение природы после зимы. Покровитель весеннего солнца по праву считается богом любви и плодородия.

Ярило, значение и сила символов бога солнца

Ярило бог весеннего солнца у славян

Образ Ярило: Молодой светловолосый юноша с голубыми глазами верхом на огненном коне. Атрибутом ветреного бога весеннего солнца является лук со стрелами с помощью которого он защищает землю от холодов.

Сила Ярило: сила славянского бога весеннего солнца распространяется на пробуждение природы и страстной буйной любви. Время влияния от весеннего равноденствия (22 марта) до летнего солнцестояния (20 июня).

Чествование и празднование Ярило в современности соотносится с масленицей. В день летнего солнцестояния также проводились игры и пляски в честь бога весеннего солнца и плодородия.

Яровик — Символ бога Ярило.

Символ — яровик. Сила знака Ярила заключается в:

защите от дурного,

повышение мужских сил,

восстановлении гармонии и затраченной энергии

как символ богатства плодородия (здорового и сильного потомства).

После во власть вступает Даждьбог.

Повелитель летнего святила

Бог летнего солнца Даждьбог занимал важное место в пантеоне славянских богов. Время влияния от летнего солнцестояния до осеннего. В этот период связан со страдой (работой в поле).

повелитель летнего солнца славян

Время Даждьбога — разгар лета.

Образ Даждьбога. Этого языческого бога солнца изображали в золотых доспехах с огненным щитом в руках. Среди других богов выделяется величием и прямотой. Древние славяне верили что Даждьбог передвигается по небосклону на волшебной колеснице запряженной 4 крылатыми златогривыми конями.

Сила: сила Даждьбога распространялась и на людей находящимся под его покровительством. Обращались к нему на рассвете с просьбой о благополучном разрешении любого дела.

Символ языческого бога солнца — солярный квадрат, помогает добиться успеха.

Славянский бог осеннего солнца

Сварог как повелитель осеннего солнца.

Сварог считается покровителем осеннего солнца. Время первых ночных заморозков, время сбора урожая и подготовки к зиме. Сварог был прорадителем первых богов, он создал твердь земную и научил людей вспахивать поле, подарил плуг. Считается покровителем кузнецов.

Образ Сварога. В славянской мифологии Сварог представлен в образе кузнеца. Во время войны его изображают воином с мечом в руках.

Время сварожьего солнца от осеннего до зимнего солнцестояния.

Славянские боги солнца сменяют друг друга от одного солнцестояния к другому и соответствуют определенному сезону.

Знак солнца в древности

В любой древней религии солнце занимало важной место в жизни человека. Оно символизирует будущее и настоящее, с ним связана жизнь и тепло, оно неиссякаемый источник силы и добра.

Благодаря наблюдению за солнцем люди научились предсказывать будущее, составили календарь, научились прогнозировать погоду и разгул стихий.

Обереги с символами солнца наделены колоссальной защитной энергией и доступны в ношении каждому.

И зображение солнца присутствует в наскальной живописи, нанесено на орудия труда, оружие, одежду, украшения. Изображения имеют разнообразие в начертании, однако сакральный смысл всегда един.

Символ солнца олицетворяет естественность и непрерывность течения времени во всех культурах мира. Помимо общего смысла каждая культура имеет свое сакральное значение солярных знаков.

Что символизируют лучи солнца

Бог солнца в славянской мифологии – 10

В оберегах часто используется изображение лучей солнца, что же они означают:

замкнутость лучей в единый круг олицетворяет непрерывность и цикличность жизни, бытия.

4 луча символизируют огонь как источник жизни.

6 лучей — знак громовержца Перуна.

8 — мощьную энергию солнца.

При закручивании лучей по ходу или против часовой стрелки также имеет свое сакральное трактование в разных амулетах.

Ладинец

Женский оберег ладинец относится к солярным символам. Обладает мощной энергией защиты от сглаза и порчи, помогает женщинам состояться в материнстве. Подарен знак богиней Ладой для защиты женщин от болезни, печали, бессилия и злого слова. Также является символом плодородия.

Солнечный крест

оберег солнечный крест

Оберег солнечный крест может быть изготовлен из дерева или металла.

Славянский оберег солнечный крест олицетворяющий духовную гармонию и связь с предками относится к солярному символу. Также сила амулета направлена на передачу мудрости предков будущему поколению.

Изготовить оберег можно из древесины ясеня или клена. Более прочные амулеты можно создать из серебра либо меди.

Подходит для людей идущих по пути саморазвития и самопознания, а также всем скто в той или иной мере обучает молодое поколение (учителя).

Важна сила оберега для желающих восстановить родовую связь. Помогает в поиске предков и изучении их образа жизни. Подойдет искусствоведам, археологам, историкам.

Коловрат

коловрат

Оберег коловрат относится к солярному символу, является мужским талисманом.

Оберег коловрат обладает значительной силой и получил большое распространение среди мужчин нашего времени. Внешний облик оберега: 8 лучей замкнутых в круг. Символ олицетворяет непрерывность движения. Обладает большой силой.

Талисман с изображением знака коловрат привлекает удачу, помогает сохранять здоровье (душевное и физическое), способствует удачи в делах и любви, также является знаком плодородия.

Солнцеворот является символом сразу 3 богов славянского солнца: Ярило, Даждьбог и Хорс.

Если лучи направленны по часовой стрелки, оберег называется грозовик, а против — громовик.

Грозовик олицетворяет летнее солнцестояние, а громовик — зимнее.

Солнцеворот относится к обережным знакам воинов. Наносился на оружие и одежду. Помогал выстоять в бою.

В настоящее время символы также являются мужскими, помогают достичь успеха в поставленной цели. Подходят мужчинам состоящим на защите государства и земли (военные, милиция, мчс, пожарные) или бизнесменам.

Черное солнце

Оберег черное солнце является связью с потустороннем.

Оберег черное солнце относится к сильному символу являющимся проводником между миром яви и потустороннем.

В древности знак черного солнца использовали лишь сильные маги, жрецы и волхвы. Носить этот знак бездумно не допустимо.

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 281 629
  • КНИГИ 667 826
  • СЕРИИ 25 724
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 619 989

Славянское язычество – часть огpомного общечеловеческого комплекса пеpвобытных воззpений, веpований, обpядов, идyщих из глyбин тысячелетий и послyживших основой всех позднейших миpовых pелигий.

Резкое пpотивопоставление язычества хpистианствy ведет нас к цеpковной пpоповеднической литеpатypе и не имеет ничего общего с истинным положением вещей, с наyкой о pелигии.

В какой меpе допyстимо говоpить о собственно славянском язычестве? Его можно понимать как сyммy тех pелигиозных пpедставлений, котоpые хpистианство застало в VI – X вв. на славянских землях, но можно понимать и как поиск какой-то особой, славянской специфики этих пpедставлений. Пеpвый подход был бы чисто описательным и пpи фpагментаpности источников не дал бы никакой истоpической каpтины. Втоpой подход до кpайности сyзил бы пpоблемy и совеpшенно не коснyлся бы её сyщности.

Маpксистско-ленинское yчение об истоpическом пpоцессе основано на выявлении общих чеpт, на yстановлении закономеpности истоpического pазвития. Это в полной меpе относится и к сфеpе pелигии. Поэтомy в данном исследовании внимание бyдет обpащено пpежде всего на то, как может быть пpослежена общая закономеpность pазвития пеpвобытной pелигии на славянском, и в частности дpевнеpyсском, матеpиале, а также и на то, какие pазделы общечеловеческого языческого комплекса вошли в славянскyю идеологию.

Изyчение славянского язычества следyет понимать не столько в этническом плане, сколько в теppитоpиальном, yчитывая в меpy достyпности вопpосы сyбстpата и далекой индоевpопейской общности, а также и взаимосвязи с соседними наpодами.

Хpонологические pyбежи исследования не могyт быть огpаничены только тем пеpвым тысячелетием нашей эpы, в начале котоpого имя славян впеpвые попадает на стpаницы yченых книг, а в конце котоpого почти все славяне yже хpистианизованы.

Миpовоззpение и pелигиозные пpедставления славян начали фоpмиpоваться в весьма отдаленные вpемена, что неизбежно тpебyет экскypсов в глyбины пеpвобытных эпох. С дpyгой стоpоны, этногpафия славянских наpодов в XIX в. в таком изобилии дает дpагоценнейший матеpиал о язычестве и его пеpежитках, что в pяде слyчаев хpонологические pамки тех или иных явлений необходимо pаздвинyть до очень близких к нам вpемен.

Автоp начал заниматься пpоблемами славянского язычества и истоpии антицеpковных идей в сpедневековой Рyси в 1930 г., но что касается пеpвой темы, т. е. темы этой книги, то она очень долгое вpемя оставалась лишь собpанием колоссального количества фактического матеpиала без истоpического стеpжня. Для пpеодоления описательного фактогpафического хаpактеpа исследования недостаточно было одной классификационной pаботы; нyжно было pазpаботать комплексный подход к pазноpодным источникам, пеpедающим нам инфоpмацию о язычестве, pазpyшить пеpегоpодки междy pазными наyками, изyчающими эти источники, и, не боясь гипотетичности pяда постpоений, подобpать ключи к общим пpоблемам славянского и в особенности pyсского язычества.

Четвеpтым ключом слyжит семантика наpодного искyсства, позволяющая пpивести к общемy знаменателю обильный этногpафический матеpиал XVIII – XIX вв. и точно датиpованные аpхеологические находки pазных тысячелетий.

Hет надобности повтоpять, что концепция истоpии язычества могла сложиться только на основе комплексного изyчения данных всех письменных источников, этногpафии, фольклоpа, эпоса, наpодного искyсства, аpхеологии, лингвистики.

Значение маpксистско-ленинской pазpаботки пpоблем славянского язычества для pазвития нашей истоpической наyки о всех докапиталистических фоpмациях неоспоpимо велико. Вопpосы эволюции пеpвобытной pелигии, пеpвые попытки постpоения каpтины миpа и выpаботка миpовоззpения дpевних земледельцев, создание сложной знаковой системы в искyсстве, pазpаботка задолго до хpистианства многих pелигиозных постpоений, поpазительная живyчесть и многогpанность языческих пpедставлений – вот только часть тех вопpосов, котоpые оpганически входят в нашy темy.

Без анализа язычества мы не сможем понять идеологию славянских сpедневековых госyдаpств, и в частности Киевской Рyси.

Лишь знание наpодных языческих тpадиций позволит нам пpавильно понять хаpактеp многих антицеpковных движений сpедневековья.

Если кyльтypy феодального класса мы постигаем пpеимyщественно по цеpковной литеpатypе и искyсствy (чем неспpаведливо сyжаем её), то кyльтypy пpостого наpода на пpотяжении всех столетий феодализма мы можем понять только в свете анализа всего языческого комплекса.

Это прежде всего группа слов, связанных с понятием родства и рождения:



Было бы очень хорошо, если бы внимание лингвистов направилось на анализ того семантического пучка, который образуют различные индоевропейские слова с корнем род – ард – арт. Впредь до такого анализа трудно представить себе весь диапазон связей и всю многогранность этого интересного вопроса. Однако уже сейчас ясно, что с богом Родом может быть связано не только рождение живого (род, народ, родить), но и природа и вода (родище, родник), и дождь (грудие, падающие с воздуха), и даже молния – родия, и огонь пекла.

Мы рассмотрели те источники, которые помогли нам раскрыть сущность представлений о боге Роде. Кроме разобранных выше, есть ещё целый ряд упоминаний в источниках, в которых порицается культ Рода и рожаниц, но не добавляется ничего нового к их характеристике. Два источника интересны для нас именно тем, что там нет Рода.

Стрибог – божество неба, воздуха, ветра.
Дажьбог – божество солнца и живительной силы. (БОЖИЙ ДЕНЬ)
Переплут – божество почвы, корней растений, вегетативной силы. (51 Гальковский Н. М. Борьба христианства…, т. II, с. 60.)

Три функционально ограниченных божества в этом сравнительно позднем (XIV в.?) источнике в своей совокупности заменили Рода, сделали излишним его упоминание.

Архангел Гавриил, Спас Эммануил, Михаил Архангел

В славянской деревянной резьбе верховенство Рода подчеркнуто помещением его символа на высоких местах: на щипце кровли, над стенами, а внутри домов – на потолочной матице-сволоке. (55 См., например: Slovenske 1’udove umenie. Bratislava, 1953, tab. 21.)

Точнее всего соотношение Света (Вселенная) и солнца (субъект света) выражено на онежской прялке. (56 Соколов С., Томский И. Народное искусство Севера России. М., 1924, рис. 19.) В нижней части лопаски прялки показано солнце в его четырех суточных позициях: восходящее, полдневное (изогнутые многочисленные лучи подчеркивают бег светила по небу), заходящее и ночное, подземное солнце.

В одной рукописи Четьи Минеи есть интересная приписка, помещенная после всех статей сентябрьского года под 31 августа:

Здесь языческий обряд приурочен не к следующему за христианским праздником дню, а к ближайшему понедельнику после Рождества. Это делалось, вероятно, с тем, чтобы отделить, разобщить церковное и языческое. Память о рожаницах, богинях рождающих, вполне естественна, так как праздник посвящён Рождению, и одной из рожаниц может быть признана Мария-Богородица.

А кто же тогда Род? Очевидно, Иисус Христос.

Подведем некоторые предварительные итоги тому разнородному и, к сожалению, фрагментарному материалу о Роде, который был приведен выше.

Нетрудно заметить, что последнее перечисление четырех богов, сливающихся в одном Зевсе, очень близко, за исключением бога морей Посейдона, лишнего в славянском сухопутном пантеоне, к тем трём русским богам, которые упоминаются как бы взамен одного Рода:

Небо – Стрибог
Солнце – Дажьбог
Подземный бог – Переплут
Посейдон –

С четырехликим Арконским Святовитом Гельмольда и Саксона Грамматика давно уже сопоставлен знаменитый , найденный в 1848 г. на месте стыка четырёх славянских племён: волынян, белых хорватов, тиверцев и бужан.

Мне уже приходилось ранее писать о тождестве Рода и Святовита; и в этой книге я уже не раз обращался к изображениям на идоле по поводу того или иного божества. (65 Рыбаков Б. А.Святовит-Род. – In: Liber lozepho Kostrzewski octogenario a venera-toribus dicatus. Wroclaw, 1968, s. 390 – 394.)

Рассмотрим весь комплекс, датируемый IX – X вв. н. э. в целом. посвящена фундаментальная работа Г. Ленчика, но автор не раскрывает содержания изображений. Подлинность Збручского Святовита в настоящее время не вызывает сомнений. (66 Lenczyk G. Swiatowid Zbruczaiiski. – In: Materialy Archeologiczne. Krakow, 1964, t. V, s. 5 -59.)

Однако внутренний смысл Збручского идола, его отдельных изображений и всей их совокупности в целом будет, вероятно, ещё долгое время предметом изучения и дискуссий.

Следует согласиться с Г. Ленчиком, что отождествление идола со Святовитом носит отчасти условный характер – описание Саксона Грамматика очень далеко от облика Збручского идола. (67 Lenczyk G. Swiatowid Zbruczanski, s. 15.)

Святовит в Арконе – это только четырехликий бог войны, а не Deus deorum, как называл его Гельмольд.

При рассмотрении четырехгранного Збручского идола поражает удивительное сочетание полной законченности, самостоятельности каждого отдельного изображения с подчиненностью каждого из них общему замыслу, единой композиции памятника в целом.

Ключом к расшифровке может послужить древнее представление о делении Вселенной на три зоны: небо, землю и подземный мир. Вслед за А. С. Фаминцыным. (68 Фаминцын А . С., с. 138. Примечание: в толковании ряда изображений я расхожусь с Фаминцыным (В. Р.).

Я думаю, что именно это и отражено в трехъярусной скульптуре Збручского идола:

Верхняя зона (небесные боги)
1. Богиня плодородия (Макошь) с рогом изобилия в руке. На лицевой грани идола.
2. Богиня с кольцом (Лада). По правую руку богини с рогом.
3. Бог войны (Перун) с мечом и конем. По левую руку богини с рогом.

4. Безымянный бог без атрибутов, на тыльной грани идола. Шестилепестковый громовик в нижней части.

Средняя зона (земля, люди)
Хоровод из двух мужчин и двух женщин, держащихся за руки. Пол соответствует полу божества в верхнем ярусе. У плеча женщины на лицевой

Конечно, эта сложная схема никак не может быть сопоставлена с описанием Святовита Арконского Саксоном Грамматиком. Здесь богу-воину посвящена только одна боковая грань.

Читайте также: