Чернели чернота чернеют черника чернее чернела
Добавил пользователь Евгений Кузнецов Обновлено: 18.09.2024
§92. Роль ударения в формообразовании и словообразовании.
Большую, хотя и вспомогательную, роль в образовании слов и их форм играет ударение (см. § 60). В некоторых случаях родственные слова отличаются друг от друга ударением и связанными с местом ударения особенностями произношения гласных звуков (§ 74), например: вéрхом – верхóм, бéгом – бегóм, кргом – кругóм. То же самое наблюдается и при образовании некоторых форм слов, например: нóги, гóловы – именительный падеж множественного числа; ног, голов – родительный падеж единственного числа.
§ 93. Основы слов.
Если в какой-нибудь форме слова мы отбросим окончание, то получим основу этой формы: рук-а (основа рук-), вин-тов-к-а (основа винтовк-). Если в слове есть формообразующий суффикс, то основой является часть слова без этого суффикса: у глаголов прошедшего времени (чита-л) и у прилагательных сравнительной степени (умн-ее, шир-е).
Одно и то же слово в разных формах может иметь разные основы: изуча-л (основа изуча-), изучаю (основа изучаj-). Ср.: осты-ть и остын-у; умере-ть, умр-у и умер ит. п.
Если у слова есть окончание, суффиксы стоят между корнем и окончанием; чит-а-ешь (суффикс а + j), при отсутствии окончания суффикс может оказаться на конце слова: сказа-в (суффикс -в).
В русском языке имеется глагольный суффикс -ся (-сь), своеобразие которого заключается в том, что он располагается после окончания: нес-ёт-ся (окончание -ёт), бер-у-сь (окончание -у).
Основа может состоять из одного корня: вод-а (основа вод-), нес-ти (основа нес-), бел-ый (основа бел-). Такая основа называется непроизводной или простой. Кроме корня, основа может включать в свой состав суффиксы и приставки: вод-иц-а (основа вод-иц-), бел-оват-ый (основа бел-оват-), при-нес-л-а (основа при-нес-). Такая основа называется производной.
Производящие основы выделяют по соотношению с производными. Каждой производной основе соответствует основа производящая. Производящей называют основу, которая используется при образовании производной. Значение производящей основы мотивирует значение производной, а форма служит базой для построения производной. Обычно производная основа включает в свой состав производящую и какое-либо словообразовательное средство. Сравни:
Производящая основа Производная основа
тигр тигрёнок
паровоз паровозик
писатель писательница
говорить заговорить
Как видно из примеров, сами производящие основы могут быть как непроизводными (тигр, говорить), так и производными (пар-о-воз, писа-тель).
Упражнение 92 . Выпишите формы одного и того же слова. Выделите корни.
1) Чернели, чернота, чернеют, черника, чернее, чернела; 2) белый, побелка, белая, белила, белизна, белое, забелить, побелеть; 3) гора, пригорок, гористый, горный, предгорье, горы.
93. Произведите морфемный анализ слов и объясните (устно) на основании значения корня, почему данные предметы и действия так названы.
Образец. 0-пён-ок – гриб; опёнки растут кучками около пней.
Черника, рыжик, рябчик, рогатка, напёрсток, перина, покрывало, мыло, рукавица, плетень, подосиновик, огород, мороженое, замаскироваться, пугало, словарь, голубика.
94. Выпишите однокоренные слова сначала с одним корнем, затем с другим. Корень выделите.
1) Вода, водить, безводный, заводь, заводить, водитель, водица, водиться, водник, наводить, развод, наводнение, переводчик, подводник, наводчик, обводнение, уводить, сводка, обезводить, привод, отводить.
2) Hoc, носить, носильщик, носик, переносица, вынос, носилки, носовой, носитель, разносчик, перенос, занос, нанос.
95. К следующим глаголам подберите родственные приставочные глаголы, противоположные по смыслу данным. Выделите приставки и объясните их значение.
Образец. Выходить из города – входить в город.
Разъединить провода, разобрать винтовку, развязать узел, расплести косу; отступать от города, отклеить марку от конверта, отнести книги, отодвинуть стол; приехать к брату, прилепить пластырь;
въезжать в Москву.
96. К следующим словам подберите родственные слова, постепенно отбрасывая приставки и суффиксы, пока не дойдёте до слова с непроизводной или самой коротой производной основой. Образец. Учительство – учитель-ство – учи-тель – уч-ить (ср.: уч-у, уч-ишь, уч-ат).
Обвинительный, небесспорный, безукоризненный, небезызвестный, рассмотрение, образованность, перевыполнить, переходный, порыбачить, раздаривать, преподносить, преодолевать, попустительствовать, попридержать, обобществить, порассказали, безжизненный, обезвредить, безрассудный.
97. Укажите, в каком классе учащиеся начальной школы знакомятся с составом слова. Установите, как определяются значащие части слова (корень, приставка, суффикс, окончание) в учебниках русского языка для начальной школы.
Чёрный хлеб с тмином был ароматным и вкусным.
Это слово обозначает признак предмета и отвечает на вопрос: какой?
Оно может сочетаться с существительными:
Эти грамматические признаки принадлежат самостоятельной части речи имени прилагательному.
Значимая часть -чёрн- является корнем. В нём хранится общий смысл однокоренных слов.
Итак, в морфемном составе слова укажем только две значимые части:
чёрн ый — корень/окончание.
При подборе однокоренных лексем учтем, что это многозначное слово. В речи его можно употребить как в прямом, так и в переносном значении:
- темный цвет одежды, шерсти, оперения, кожи и пр. (чёрные крылья);
- мрачный, беспросветный (чёрные мысли);
- грязный, физически тяжёлый (чёрная работа);
- злой, преступный (чёрное дело);
- не отработанный до конца (черновой вариант);
- предназначенный для повседневных нужд (чёрный ход);
- непрозрачный или непроницаемо густой (чёрные тучи)
Корень -черн- проследим в морфемном составе слов, которые принадлежат к разным частям речи.
Однокоренные существительные
Укажем множество сложных по составу слов этой части речи:
Однокоренные прилагательные
Отметим, что корень -черн— является первой частью многих сложных слов, обозначающих признак предмета:
Однокоренные глаголы
Этот корень укажем в составе слов, которые обозначают действие:
Однокоренные наречия
- дочерна подкрасить;
- начерно переписать:
- топить баню по-чёрному.
С помощью суффикса -о и методом повтора образуем однокоренные слова категории состояния:
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Презентацию на тему "Общие замечания о словообразовании и формообразовании" (6 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Русский язык. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 10 слайд(ов).
Слайды презентации
Общие замечания о словообразовании и формообразовании
В языке одни слова производятся от других. Уметь отличать. Образование новых слов (родственных)
водяной водянистый Вода водоем водянка водомер
Грамматические формы слова (это изменение слова по падежам, родам, числам)
И. вода Р. воды Д. воде синий м.р. синяя ж.р. синее с.р. Синие мн.число
Выпишите формы одного и того же слова. Выделите корни:
чернели, чернота, чернеют, черника, чернее, чернела; белый, побелка, белая, белила, белизна, белое, забелить, побелеть; гора, пригорок, гористый, горный, предгорье, горы.
Выпишите однокоренные слова сначала с одним корнем, затем с другим. Корень выделите.
1) Вода, водить, безводный, заводь, заводить, водитель, водица, водиться, водник, наводить, развод, наводнение, переводчик, подводник, наводчик, обводнение, уводить, сводка, обезводить, привод, отводить. 2) Нос, носить, носильщик, носик, переносица, вынос, носилки, носовой, носитель, разносчик, перенос, занос, нанос.
Основа – часть слова без окончания.
лес□ лесной лесник □
Приставка Корень Суффикс Окончание Служат для 1)образования обозначения 1)образования 1)связи слов новых слов лексического новых в предложении лом – надлом значения слов 2)образования 2)образования слов сон – сонный форм слов: форм слов вода 2)образования падежные писал - написал водить форм слов родовые красивее числовые
наименьшая значимая часть слова
Укажите слова, которые имеют:
нулевое окончание неожиданность заячий отвечать надежда охотничий кино упрекая радость выше рисовать
две приставки непогрешимый обнародовать непобедимый озаглавить вооружить посочувствовать воссоединить обнажить воодушевить обнаружить
два суффикса находчивый гостиница дебютантка киевский виртуозность рисование равенство ремесленник скольжение
Основные способы словообразования
Морфологические Суффиксальный: завод - заводской Префиксальный: город - пригород Суффиксально – префиксальный: по-русски, прибрежный Безаффиксный: нажимать - нажим
Неморфологические Основосложение: теплоход, контратака Сложносокращение: вуз, ООН, ЗПК Переход из одной части речи в другую Раненый (прилагательное) солдат спал Раненый (существительное) рвался в бой
Разбор слова по составу (морфемный анализ) – это выделение всех морфем
Переб͡ежчик □ ранний Словообразовательный разбор – это выяснение, от чего и с помощью чего образовано данное слово. Учительство учитель – суффиксальный способ образования
Д/З Спишите, вставляя пропущенные буквы. Произведите словообразовательный и морфемный анализ каждого слова
Передовик, повтор, снегопад, комсомолец, связист, истребитель, регулировщик, развёрт…вание, упл…тнение, зелень, куста…ничество, сплоч…нность, удивительно, неразработанность, физкультурница, заг…товщица, курсовка.
Список похожих презентаций
Общие принципы выбора слова
Знание значения слова – необходимое условие его правильного употребления. Одна мама другой говорила, хвастаясь: « Моя Катя будет играть заглавную .
Общие сведения об имени существительном
Честь, гордость, любовь, Родина, мать, друг, праздники, соловей, берёзки, солнышко, Москва, небо, мир, пробежка. Упражнение № 4. Александр Сергеевич .
Некоторые замечания к заданиям части А ЕГЭ по русскому языку
А9, грамматическая основа, подлежащее. Подлежащее выражается не только существительным или местоимением, но и словосочетаниями, инфинитивом. В роли .
Великий могучий русский язык
Великий русский язык, великое русское слово
Цели: расширение лексического запаса и кругозора, совершенствование навыков диалогической и монологической речи, воспитание любви к родному языку. .
Ломоносов и Русский язык
Михаи́л Васи́льевич Ломоно́сов (1711, деревня Мишанинская, Россия — 4 (15) апреля 1765, Санкт-Петербург, Российская империя) — первый русский учёный-естествоиспытатель .
ГИА русский язык грамматическая основа предложения
Рекомендации! Чтобы правильно выполнить задание В 9, необходимо вспомнить грамматическую основу предложения: подлежащее (способы его выражения) и .
ГИА русский язык
Текст 1. (1)Утром в хрустальной вазе на столе Витя увидел огромный букет мимозы. (2)Цветы были такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день! –(3)Это .
ГИА русский язык синтаксис
Синтаксис. Способы связи (однородное , параллельное, последовательное) в сложноподчиненном предложении. Готовимся к ОГЭ по русскому языку в 9 классе. .
Влияние заимствованных слов на русский язык
Лексика современного русского языка. Исконно русские слова Заимствованные слова: собственно русская лексика; - из славянских языков; восточнославянская .
Занимательный русский язык
Первый тур РАЗМИНКА. 1 команда: В каком слове сорок а? Как называют звуки, состоящие только из голоса? Как можно превратить слово мел в мелкое место, .
ГИА: русский язык часть А
1 - + 3 4. 1. синяя,ателье,въявь 2.грустная,старается,съемка 3.прелестный,зверье,серьезность 4.юбилей,местность,стараться. В каком ряду во всех словах .
Занимательный русский язык
1.Дом по улице идёт, На работу нас везёт. Он не на курьих ножках, А в резиновых сапожках. Отгадай загадку! 2. Всегда во рту, а не проглотишь. 3. Какой .
Контрастивная грамматика русского и эстонского языков
Морфемная структура слова. В эст. слове по сравнению с русским меньшее число слогов, чаще меньшее кол-во морфем. Но при этом: одноморфемных слов немного. .
И мы сохраним тебя, русский язык
Сначала было слово. Слово несёт в себе информацию, которая материализуется в каждом человеке или в том в кого оно вложено. Три составляющих слова:. .
Зачем изучать русский язык ?
Самая большая ценность народа – его язык . Язык , на котором он пишет , говорит ,думает . Д. С. Лихачев. Посмотрите вокруг , и вы увидите много удивительных .
Занимательный русский язык
Занимательный Русский язык. Я к о р Т е н О т т е п е л Г а р м о н С и р е н К а р т о ф е л. Шланг №2. B. ОТ ПАНДЫ. За вашу помощь я дарю вам подарок .
Влияние арготических явлений на современный русский язык
Арготические явления – языковые явления, находящиеся за пределами литературной нормы:. арго; жаргон; сленг. Актуальность проблемы. Расшатываются языковые .
Веселая грамматика
Приветствие команд. Мы веселые ребята, И не любим мы скучать. С удовольствием мы с вами В КВН будем играть. Обращение к жюри Вам и слава, и почет! .
Лексика и грамматика в формате ЕГЭ
Конспекты
Общие сведения об имени существительном
Общие сведения о глаголе
Урок русского языка в 4 классе. Тема. : общие сведения о глаголе. Цель:. - обобщить сведения о глаголе, полученные учащимися ранее;. - учить .
Общие признаки имени прилагательного
Тема. :. Общие признаки имени прилагательного. . Цель. :. обобщение знаний о лексическом значении прилагательных и его основных грамматических .
Общие признаки имён прилагательных
Общие значения частей речи
Морфемика. Морфемы, их роль в словообразовании
вверху приставка в, верх корень. вздымались приставка вз, сводом приставка с, бездолья прставка без.
печального буква е
северноого вторая буква е
могучие буква о
огромным буква о первая в слоге
мягким буква г чередования г х
прошлогодних буква о в начале и в середине
сильный (м.р.,ед.ч.,и.п.) утренний(м.р.,ед.ч.,и.п.) мороз ;
в морозном(м.р.,ед.ч.,п.п.) воздухе;
широкому(м.р.,ед.ч.,д.п.) длинному(м.р.,ед.ч.,д.п.) оврагу;
с ближнего(ср.р.,ед.ч.,р.п.) ржаного(ср.р.,ед.ч.,р.п.) поля.
под южным(ср.р.,ед.ч.,т.п.) жгучим(ср.р.,ед.ч.,т.п.) солнцем;
по зыбкому(м.р.,ед.ч.,д.п.) ветхому(м.р.,ед.ч.,д.п.) мостику;
по осеннему(ср.р.,ед.ч.,д.п.) холодному(ср.р.,ед.ч.,д.п.) небу; серое(ср.р.,ед.ч.,и.п.) облако;
по почтовому(м.р.,ед.ч.,д.п.) тракту
Родственные (однокоренные) слова:
• чернила, чернеешь, чернота, черника, чёрненький
• белый, белеет, побелка, белизна, бельё, забелить, беловатый
Изменения одного и того же слова (формы слова):
• чернеешь, чернеют, чернеет
• белый, белая, белое
Другие вопросы по Русскому языку
Надо закончить высказывания таким образом, чтобы получились сложноподчинённые предложения. надо построить смехы предложения 1)илья подошёл к окну и 2)я так ничего и не 3)друзья ч.
Читайте также: