Чем плод отличается от корнеплода

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 19.09.2024

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Автор: Ипатова Светлана Викторовна,

учитель начальных классов

Тема урока: Растения, которые мы едим

Цель: дать представление об особенностях плодов, корнеплодов и ягод

знать и называть части растений, которые человек употребляет в пищу

совершенствовать умения сравнивать по определенным признакам, группировать по выявленным основаниям

воспитывать культуру диалога, умение выслушивать и принимать другое мнение

Формирование компетенций:

учебно-познавательные компетенции

(добывание знаний непосредственно из окружающей действительности)

информационные компетенции (владение современными средствами информации /компьютер/)

коммуникативные компетенции

(навыки работы в группе, коллективе, умение задать вопрос, вести диалог)

компетенции личностного самосовершенствования

(формировать сознательное отношение к своему здоровью в целом и в частности к здоровому питанию)

Оборудование:

карточки с иллюстрациями фруктов и овощей

корзина со свежими овощами (плодами и корнеплодами) и фруктами (плод-ягода плод-костянка)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Создание проблемной ситуации

А может у Вас уже есть предположения, на какую тему мы будем сегодня говорить?

Все догадались? Тогда пока держите в секрете свои догадки.

И так читаем сказку.

Подтвердилась ли ваша догадка?

Почему же вражда пошла у медведя с мужиком? Ведь мужик делил все честно – пополам.

Предположения детей (сказка о взаимоотношениях медведя и мужика, о дружбе и т.д.)

Читает сказку выбранный ученик.

Медведь ведь не знал, что у одних растений можно есть вершки, а у других – корешки.

Интересно, а вы в отличие от медведя знаете это? Сможете ли выполнить задание на стр. 144 учебника.

Обсудите ответ в паре и предложите варианты.

Какие части мы едим у этих растений?

Среди этих растений, какие съедобные части растений являются фруктами, а какие – овощами?

Дети обсуждают и называют ту часть растения, которую можно употреблять в пищу.

Салат, капуста, репа, помидор – овощи

Вишня, персик - фрукты

2. Практическая работа.

Чем отличается плод от корня?

Обратимся к иллюстрации учебника и сравним корень, плод яблока, свеклу.

Что мы едим у свеклы?

Сравните корень свеклы и просто корень растения.

Чем похожи и чем различаются яблоко и свекла?

Сегодня мы познакомимся с новым понятием - корнеплод. Так называют корень овощей – крупный и сочный. Его главное отличие от плода – он не имеет семян.

Приведите примеры корнеплодов?

У растения корень вытянутый с разветвлениями, а у свеклы корень крупный, круглый.

По форме – круглые,

у яблока есть семечка, а у свеклы – нет.

По возможности дети обобщают сказанное.

Картофель, морковь, репа, свекла

Где произрастают фрукты, а где мы выращиваем овощи?

Что же мы едим у фруктов и овощей?

Фрукты – в садах

Овощи – на огородах, на полях

У фруктов мы едим плоды, а вот у овощей мы можем съесть практически все части растения: корень, лист, сочный стебель, плод.

4. Наблюдение

Какая часть растений, собранных на столе, употребляется человеком в пишу.

Разделим пополам наши плоды и сравним их.

Виноград, киви, слива, персик.

Плод, внутри которых мякоть, сок и мелкие семечки называют плод- ягода. Киви – плод-ягода

Плод, внутри которых одна косточка окружена сочной мякотью называют плод-костянка. Слива, вишня, персик – плод-костянка.

Продолжим эксперимент, разделим помидор. Помидор - это плод. Наблюдаем, внутри помидора много семечек окруженных сочной мякотью, значит помидор – ягода. Тоже проделаем с огурцом. Огурец – плод-ягода. Кабачок – плод-ягода.

Представим, что мы разрезали арбуз. Что мы наблюдаем внутри?

Значит арбуз это – ягода.

Ученики раскрывают заранее разделенные плоды.

Есть плоды, внутри которых мякоть, сок и мелкие семечки

Есть плоды внутри которых большая косточка, окруженная сочной мякотью.

Дети приводят примеры.

Внутри много косточек окруженных сочной мякотью.

5. Закрепление знаний

На листочке записываем, какие результаты получили.

Завершили задания (всего 4 или 5)

Ученики рассаживаются за компьютеры.

Ученики входят в программу.

На листочке записывают результат.

6. Подведение итогов

Давайте сделаем вывод об овощах и фруктах.

Какую часть мы едим?

Что объединяет овощи и фрукты?

А знаете ли вы, какой плод, какую пользу несет?

Я расскажу вам историю для ералаша:

А как правильно он должен был ответить?

В чем их отличие?

Овощи мы выращиваем на огороде, в поле, а фрукты - в саду.

У фруктов это плод, а вот у овощей практически все части растения (корень, лист, стебель, плод).

Они очень вкусные и полезные для человека, в них много витаминов.

Культурные и дикорастущие.

Культурные растения человек воспитывает, ухаживает, а дикорастущие растут сами по себе без заботы и ухода человека

7. Домашнее задание

Дома вы продолжите наблюдение над посаженными семенами и для закрепления выполните задание в тетради №79

Дети записывают в дневник.

8. Рефлексия

Что запомнилось на уроке?

Какие задания были интересными для тебя?

Вы на уроке работали в полную силу?

Чтобы вы пожелали себе на следующих уроках?

Краткое описание документа:

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 176 человек из 46 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 353 человека из 68 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 545 431 материал в базе

Нажмите ☆ , чтобы добавить сайт в избранное.

ГДЗ ответы по биологии учебник 5-6 класс Пасечник - ГДЗ к учебнику биологии 5-6 класс Пасечник, ответы к § 40 Видоизменения корней

ВСПОМНИТЕ

1. Какие виды корней вам известны?

Различают три вида корней: главные, придаточные и боковые. Главные корни развиваются из зародышевого корешка, придаточные образуются на стеблях и листьях, а боковые отходят от главного и придаточного корней.

2. Чем корни отличаются от ризоидов?

Корень имеет более сложное строение. Он служит не только для прикрепления растения к супстрату, но и проводит воду и микроэлементы.

1. Какое влияние оказывают условия среды на корневую систему растений?

Среда и условия произрастания влияют на глубину проникновения корней в почву, густоту и толщину корня, а также на функции, выполняемые корнями деревьев. Глубина проникновения в почву корней растений зависит от условий, в которых они произрастают. Так, на сухих полях корни пшеницы достигают 2,5 м длины, а на орошаемых — всего 50 см, но там они гуще. Из-за вечной мерзлоты в тундре корни растений расположены у поверхности. Так, у карликовой берёзы корни проникают в почву на глубину не более 20 см. Растения пустынь имеют очень длинные корни, так как грунтовые воды расположены глубоко. У верблюжьей колючки корни уходят в почву на 15 м.

2. Как называют корни моркови, георгины, плюща, орхидеи?

У моркови - корнеплоды. У георгины - корневые клубни. У плюща - придаточные корни-прицепки. У орхидеи - воздушные корни.

3. Какие из известных вам растений образуют корнеплоды? Какую роль играют корнеплоды в жизни двулетних растений?

Морковь, редис, свекла, репа, редька, брюква, хрен, турнепс. Растения запасают питательные вещества в корнеплодах до следующего года.
В первый год жизни двулетние растения корнеплоды накапливают в корне большой запас питательных веществ. Семян либо каких либо других способов размножения у двулетних корнеплодов в первый год жизни не развивается.
На второй год из выросшего ранее корнеплода начинает развиваться новое растение, которое питаясь веществами, накопленными в корнеплоде, начинает цвести, давать семена и плоды.
Люди используют корнеплоды, образованные в первый год жизни двулетников, для питания. Морковь, свёкла, редис и прочие овощи прочно вошли в меню людей по всему миру. Но для того, чтобы получить семена и иметь возможность и дальше выращивать корнеплоды фермеры и огородники оставляют в земле некоторое количество выращенной морковки и свеклы. Из них они получают на следующий год семена для выращивания овощей.

4. Чем отличаются корневые клубни от корнеплодов? В чём их сходство?

В образовании корнеплодов принимают участие как главный корень, так и нижние участки стебля, а корневые клубни появляются в результате утолщения боковых или придаточных корней

ПОДУМАЙТЕ! С чем связаны видоизменения корней?

С тем, что растения должны приспосабливаться к разным условиям окружающей среды. Видоизменения у корней растений происходят в том случае, если для выживания и развития растению необходимо, чтобы корни начали выполнять какую-либо дополнительную функцию: обеспечивали растение дополнительным воздухом или водой, давали дополнительную опору, обеспечивали ещё один способ размножения растения или запасали питательные вещества для будущего развития.

Читайте также: