Чем характеризуется посадка судна

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 19.09.2024

Конструктивные факторы.

Отношение длины к ширине судна (L/B). Чем больше это отношение, тем хуже поворотливость судна. Это связано с относительным увеличением сил сопро-тивления боковому перемещению судна. Поэтому широкие и короткие суда обладают лучшей поворотливостью, чем длинные и узкие.

Отношение осадки к длине судна (T/L). При увеличении отношения поворотливость судна несколько ухудшается, т. е. судно в полном грузу будет обладать худшей поворотливостью, чем в балласте.

Отношение ширины к осадке (В/Т). Рост этого отношения приводит к существенному улучшению поворотливости. Суда широкие и мелкосидящие более по-воротливы, чем суда с большой осадкой и узкие.

Коэффициент общей полноты (δ). С увеличением коэффициента δ поворотливость улучшается, т. е. чем полнее обводы судна, тем лучше его поворотливость.

Форма кормы (площадь кормового дейдвуда и полнота кормы). Особенно сильное влияние на поворотливость судна оказывает площадь кормового дейдвуда.Поэтому даже небольшое ее увеличение приводит к резкому возрастанию диаметра циркуляции при всех углах перекладки руля. Увеличение полноты кормы способствует улучшению поворотливости судна.

Форма носовых образований судна значительно меньше влияет на поворотливость, чем форма кормы. Как правило, влияние формы носа проявляется только при наличии значительного носового подзора (например, у ледоколов), что обусловливает некоторое возрастание диаметра циркуляции судна.

Размеры и конфигурация руля. Увеличение площади руля, так же как и другие изменения формы руля, оказывает двоякое влияние на поворотливость. Практические расчеты показывают, что увеличение площади руля ведет к уменьшению диаметра циркуляции при больших углах перекладки руля и к увеличению его при малых углах перекладки.

Размещение руля. Размещение руля относительно винтов значительно влияет на поворотливость судна. Расположение руля в винтовой струе благодаря увеличению скорости его обтекания способствует росту эффективности руля и отражается на поворотливости судна так же, как увеличение площади руля. Влияние винтовой струи сказывается тем больше, чем большая площадь руля попадает в поток от винта.

При перекладке руля более чем на 450 эффективность его действия на поворотливость судна резко уменьшается.

Скорость судна. Исходная скорость хода V, с которой судно совершает прямолинейное движение до перекладки руля, влияет на величины выдвига, прямого и обратного смещений.

При ветре управляемость существенно зависит от скорости судна: чем ско-рость меньше, тем большее влияние ветра на управляемость.

Волнение моря способствует рыскливости судна. Углы рыскания зависят от курсового угла волны и увеличиваются по мере возрастания волнения моря.Особенно неблагоприятным плавание будет при наличии ветровых волн и зыби от курсовых углов 120°−180° при скорости судна, близкой к скорости распространения волн. В этом случае амплитуда рыскания может составлять до 3050°, а перекладка руля на попутной волне становится малоэффективной.

Элементы посадки судна.

Дифферент. Увеличение дифферента на корму улучшает устойчивость судна на курсе и ухудшает его поворотливость. С другой стороны, дифферент на нос резко ухудшает устойчивость на курсе — судно становится рыскливым, что усложняет маневрирование в стесненных условиях. Поэтому судно стараются за-грузить так, чтобы оно в течение рейса имело небольшой дифферент на корму.

Крен. Крен судна нарушает симметричность обтекания корпуса. Площадь погруженной поверхности скулы накрененного борта становится больше соответ-ствующей площади скулы приподнятого борта. В результате судно стремится уклониться в сторону, противоположную крену.

Influence of factorson thr ship's turnability

Constructive factors.

Length to Beam Ratio (L / B). The larger this ratio, the worse the turnability of the vessel. This is due to the relative increase in the resistance forces to the lateral movement of the vessel. Therefore, wide and short vessels have better agility than long and narrow ones.

Draft to length ratio (T / L). With an increase in the ratio, the turnability of the ship deteriorates somewhat, i.e., the ship in full load will have worse turnability than in ballast.

Width to draft ratio (W / T). An increase in this ratio leads to a significant improvement in agility. Vessels wide and shallow-draft are more agile than vessels with deep draft and narrow ones.

Overall completeness coefficient (δ). With an increase in the coefficient δ, the turnability improves, that is, the fuller the lines of the vessel, the better its turnability.

The shape of the stern (area of ​​the stern deadwood and the completeness of the stern). The area of ​​the aft sternwood has a particularly strong influence on the turnability of the vessel; therefore, even a small increase in it leads to a sharp increase in the circulation diameter at all rudder shifting angles. The increase in the completeness of the stern contributes to the improvement of the ship's turnability.

The shape of the bow formations of the vessel has much less influence on the turnability than the shape of the stern. As a rule, the influence of the bow shape is manifested only in the presence of significant bow clearance (for example, in icebreakers), which causes a slight increase in the vessel's circulation diameter.

Handlebar dimensions and configuration. Increasing the area of ​​the rudder, as well as other changes in the shape of the rudder, has a twofold effect on agility. Practical calculations show that an increase in the rudder area leads to a decrease in the circulation diameter at large rudder shifting angles and to its increase at small shifting angles.

Steering wheel placement. The position of the rudder in relation to the propellers significantly affects the turnability of the boat. The location of the rudder in the helical jet due to the increase in the speed of its flow around it contributes to an increase in the efficiency of the rudder and is reflected in the turnability of the vessel in the same way as an increase in the rudder area. The effect of the helical jet is the greater, the larger the rudder area enters the flow from the screw.

When the rudder is shifted by more than 450, the efficiency of its action on the ship's turnability decreases sharply.

Ship speed. The initial speed V, with which the vessel makes a rectilinear motion before the rudder is shifted, affects the values ​​of extension, forward and reverse displacements.

With the wind, the controllability depends significantly on the speed of the vessel: the lower the speed, the greater the influence of the wind on the controllability.

The roughness of the sea contributes to the yaw rate of the vessel. The yaw angles depend on the heading angle of the wave and increase with increasing sea roughness. Navigation will be especially unfavorable in the presence of wind waves and swell from heading angles of 120 ° -180 ° at a vessel speed close to the speed of wave propagation. In this case, the yaw amplitude can be up to 30° - 50°, and shifting the rudder on a passing wave becomes ineffective.

Ship landing elements.

Trim. Increasing the trim to the stern improves the stability of the boat on the course and impairs its turnability. On the other hand, trim to the bow sharply worsens the stability on the course - the vessel becomes yaw, which complicates maneuvering in confined conditions. Therefore, they try to load the vessel so that it has a slight trim aft during the voyage.

List. The list of the vessel breaks the symmetry of the flow around the hull. The area of ​​the submerged surface of the cheekbone of the inclined side becomes larger than the corresponding area of ​​the cheekbone of the raised side. As a result, the vessel tends to evade in the opposite direction of the list.

Избранное

Вычисление координат Ц.Т. судна при перемещении груза основывается на применении известной в теоретической механике теоремы: если в системе, состоящей из […]

Избранное

В соответствии с Правилами Регистра ответственные детали палубных механизмов (грузовые и промежуточные валы электробрашпилей, шпилей, лебедок и кранов, баллеры кранов, […]

Избранное

Все судовые механизмы и котлы устанавливают на специальные фундаменты, которые переносят на большую площадь корпуса нагрузку от их массы. Кроме […]

Посадкой называется положение судна относительно спокойной поверхности воды. Положение действующей ватерлинии относительно корпуса, а значит, и посадку судна в общем случае определяют три параметрами:

- d - средняя осадка (осадка на миделе);

- Df - дифферент (разность осадок носом и кормой);

- Θ - угол крена - наклонение судна в плоскости мидель-шпангоута.

Наклонение судна в диаметральной плоскости можно выразить также и через угол дифферента Ψ.

Угол дифферента связан с дифферентом Df

tg Ψ = =.

При малом значении угла Ψ можно считать, что tg Ψ0 ΨΨ0/57,3, тогда Ψ0 = 57,3

При принятой системе координат положительным считается дифферент на нос(Ψ >0), а угол крена - на правый борт (Θ >0).

Возможны следующие случаи посадки:

А. Судно плавает прямо и на ровный киль (Θ = 0, Ψ = 0). В этом случае посадка характеризуется только одним параметром - средней осадкой d.


Б. Судно плавает прямо, но с дифферентом (Θ = 0, Ψ0). В этом случае посадка характеризуется двумя параметрами в одном из следующих сочетаний:

- средней осадкой d и углом дифферента Ψ;

- средней осадкой d и дифферентом Df;

- осадками носом dн и кормой dк, измеряемые соответственно на носовом и комовом перпендикулярах.

Названные выше параметры связаны между собой следующими зависимостями:

Ψ0 = 57,3; d =.


В. Судно плавает на ровный киль, но с креном (Ψ = 0, Θ0). В этом случае посадка характеризуется двумя параметрами - средней осадкой d и углом крена Θ.

Г. Общий случай посадки (судно плавает с креном и дифферентом). Посадка характеризуется тремя параметрами в одном из следующих сочетаний:

d, Ψ и Θ; dн, dк и Θ; d, Df и Θ.

Для контроля за осадкой судна при изменении его нагрузки, а также для определения его дифферента используют марки углубления.

Марки углубления наносят на обоих бортах судна в носу и


корме, а также в районе мидель-шпангоута. Высота цифр, измеренная по нормали к ОП, равна 1 дм (100 мм), расстояние между ними также 1 дм (100 мм), или соответственно 50 мм и 50 мм; при нанесении марок углублений в футах высота цифр и интервал между ними принимаются равными 0,5 футам (6 дюймам). Метрические марки наносятся арабскими цифрами, футовые - римскими (рис.13). По маркам углубления замеряют габаритную осадку т.к. нижняя кромка каждой цифры показывает расстояние по вертикали до нижней кромки горизонтального киля. Кроме того, марки углубления не обязательно располагаются на носовом и кормовом перпендикулярах судна.

Рис.14. Шкала, связывающая осадки на

перпендикулярах с осадками на


Рис.13. Марки углублений

При отсутствии указанной шкалы осадки на перпендикулярах определяются по формулам:

dн = dнм нм + (L /2 – l) Ψ; dк = dкм км – (L /2 – l) Ψ,

где нм и км - отстояние от основной плоскости нижней кромки киля в плоскостях носовых и кормовых марок углубления (знак плюс, когда кромка проходит ниже основной плоскости, минус - выше основной плоскости), l1 и l2 - отстояние носовых и кормовых марок углубления от плоскости мидель-шпангоута. На некоторых судах для определения осадок устанавливаются осадкомеры, показания от которых автоматически передаются на мостик.

Угол крена на судах замеряется кренометром. Для замера угла дифферента некоторые суда могут иметь специальные приборы - дифферентометры.

ПОСАДКА СУДНА — на мель, камни, рифы и пр. касание подводной частью судна мели и пр., не вызывающее необходимости у судна в посторонней помощи для выхода на чистую воду. Отсюда посадить судно. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское … Морской словарь

ПОСАДКА СУДНА НА МЕЛЬ — Аварийная остановка судна вследствие касания грунта всем днищем или его частью при недостаточной глубине воды. После посадки на мель с ходу средняя осадка судна уменьшается, происходит некоторая потеря его водоизмещения, увеличивающая давление… … Морской энциклопедический справочник

Посадка — Посадка: Посадка авиационный термин: Вынужденная посадка Мягкая посадка Посадка Ту 124 на Неву Посадка Аэробуса на Гудзон (2009) Посадка Боинга 737 в Маноквари 13 апреля 2010 года Первая посадка на Луну Посадка машиностроительный термин. Посадка… … Википедия

ПОСАДКА — 1) ПОСАДКА в машиностроении см. в ст. Допуск. 2) ПОСАДКА кровли искусств. обрушение горных пород в выработанном пространстве шахты для управления горным давлением. 3) ПОСАДКА судна равновесное положение корабля на воде при определённых,… … Большой энциклопедический политехнический словарь

Посадка корабля на мель — (судна на мель) остановка корабля (судна) вследствие касания подводной частью корабля (судна) дна, камней, рифов. EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 … Морской словарь

Посадка Ту-124 на Неву — Общие сведения Дата 21 августа 1963 Характер Заклинило шасси; закончилось топливо из за неисправности приборов Место Ленинград, СССР Погибшие 0 … Википедия

Посадка корабля — (судна) равновесное положение корабля (судна) на воде при определенных, со ответствующих этому положению, величинах осадки, крена и дифферента. EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 … Морской словарь

Посадка морского (речного) объекта на мель — Посадка морского (речного) объекта на мель: навигационное происшествие, заключающееся в непредвиденной остановке судна вследствие касания грунта или подводного препятствия днищем или его частью при глубине, меньшей или равной осадке судна. … … Официальная терминология

посадка (воздушного судна) — посадка Этап полета от момента замедленного движения воздушного судна с высоты начала выравнивания (начала торможения при вертикальной посадке) до момента касания земной, водной или иной поверхности и окончания пробега (дросселирования двигателя… … Справочник технического переводчика

посадка морского (речного) объекта на мель — Навигационное происшествие, заключающееся в непредвиденной остановке судна вследствие касания грунта или подводного препятствия днищем или его частью при глубине, меньшей или равной осадке судна. [ГОСТ Р 22.0.09 95] Тематики безопасность в… … Справочник технического переводчика

Читайте также: