Цепь питания ястреб клещ ель белка

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Последовательность организмов, в которой происходит поэтапный перенос вещества и энергии от источника (предыдущего звена) к потребителю (последующему звену), называется трофической цепью. Совокупность организмов, которые в зависимости от способа их питания и вида корма составляют определенное звено пищевой цепи, называется трофическим уровнем.

б) трава → кузнечик → лягушка → уж;

Дубы → гусеницы → синицы → коршуны.

а) аскарида; б) волк; в) гнилостная бактерия; г) дятел; д) жук-навозник; е) жук-олень; ж) ель; з) клещ; и) подосиновик; к) сосна; л) сосновая пяденица; м) хлорелла; н) ястреб.

  • Продуценты: ж, к, м;
  • Редуценты: в, д, з;
  • Консументы: б, г, з, е, л, и, а ;

Составьте цепь питания из пяти трофических уровней, выбрав необходимые организмы из приведенного выше перечня.

Сосна → сосновая пяденица → дятел → ястреб → клещ.

  • Чертополох → стрекоза → лягушка → уж → змееяд
  • Ель → белка → куница
  • а) тимофеевка луговая → бабочка → лягушка → змея;
  • б) опавшая листва → червь → грибы → бактерии.

К какому типу относится каждая из цепей питания?

  • а) пастбищная цепь питания
  • б) детритная цепь питания


Если исключить моллюсков из цепочки, начнут вымирать рыбы, а дафнии неограниченно размножаться. Если исключить инфузории, начнут вымирать дафнии, рыбы и моллюски, а бактерии будут размножаться без сдерживающих факторов.


Задание 2.2 № 3028

Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит ель. В ответе запишите последовательность букв.

Изучите фрагмент экосистемы, представленный на рисунке, и выполните задания.


Задание 2.1 № 3027

Выберите из приведённого ниже списка два понятия или термина, которые можно использовать для экологического описания гусеницы бабочки-пяденицы в экосистеме.

Для экологического описания бабочки-пяденицы можно использовать термин фитофаг (3), потому что она питается растительной пищей. Бабочкп-пяденицп — консумент (4), потому что растения — продуценты.


Задание 2.3 № 3029

2. Объяснение: в любой из пищевых цепей мокрица находится на уровне консумента I порядка, значит, к ней приходит 0,1 (10%) от первичной годовой продукции.

Лес представляет собой целую систему, в которой в тесной взаимосвязи друг с другом существует живая и неживая природа. Все живые обитатели леса: животные, растения, грибы и бактерии образуют вместе природное лесное сообщество.

Узнать о взаимоотношения живых организмов внутри лесного сообщества помогут пищевые цепочки. В пищевой цепочке каждый живой организм чем-то или кем-то питается, а также является пищей для кого-то.

Пищевая цепочка состоит из групп живых организмов.

1 группа – растения, бактерии

2 группа – растительноядные животные

3 группа – хищники

Хищники бывают слабыми и более сильными. Сильные хищники, питаются более слабыми, которые входят в 3 группу.

Поэтому к 4 группе относятся сильные хищники

Флора и фауна лесов определяется климатом и почвой, поэтому для составления пищевых цепочек, характерных для лесного сообщества, обязательно стоит вспомнить типы лесов.

Хвойные леса занимают самую обширную часть суши. В тайге растут вечнозелёные хвойные растения: ели, пихты, сосны, а также лиственницы, сбрасывающие на зиму хвою. Животные мир тайги не изобилует многообразием видов, типичные представители: бурый медведь, лось, благородный олень, куница, бурундук, белка, кедровка, глухарь, рысь.

Составим пищевые цепочки:

кедровые орехи -> белка -> лесная куница -> рысь

Хвойные леса кормят своих обитателей. Семенами шишек питаются грызуны, птицы, иногда и хищники. Семена кедровой сосны излюбленная пища белок, бурундуков, полёвок, кедровок. Враг грызунов – куница. Это небольшой, но очень ловкий и быстрый хищник – родственник ласки. Куницы становятся пищей для более крупных хищников, например, рыси.

Другая пищевая цепочка:

кора ели –> заяц –> волк

В тайге зайцам приходится туго, сочной и мягкой еды мало, поэтому питаются они корой хвойных, молодыми побегами, а также семенами.

Волки могут охотиться как в одиночку, например, на зайца, так и на более крупных животных, объединяясь в стаи.

кора хвойных -> благородный олень –> волк

хвоя –> глухарь -> лиса –> бурый медведь

Хвоей в тайге питаются глухари. На эту птицу часто нападают некрупные хищники, в том числе и лисы. Бурый медведь ест как растительную пищу, так и животную. Охотится на грызунов, птиц и более мелких хищников. Медведь развивает скорость до 50 км/ч, поэтому с легкостью может догнать лисицу.

Южнее тайги расположены смешанные леса, которые в свою очередь граничат на юге с широколиственными. В смешанных лесах произрастают как хвойные, так и лиственные растения. Широколиственный лес представлен дубом, липой, клёном, вязом, березой, ясенем, осиной.

Благодаря смягчению климата к югу, фауна смешанных и широколиственных лесов более разнообразна, чем тайги. В этих лесах встречаются, как и в тайге, зайцы, белки, лоси и олени, волки, бурые медведи, лисы, а также характерные уже в большей степени для широколиственных лесов — кабаны, косули, иволги, зяблики, лесные жаворонки, синицы, дятлы, орлы, коршуны.

Составим пищевые цепочки, характерные для хвойных и широколиственных лесов:

орехи лещины –> белка -> лиса -> бурый медведь

В широколиственных и хвойных лесах белки питаются не семенами хвойных, а орехами лещины и семенами широколиственных деревьев. А вот врагами белки остаются всё же те волки, лисы, куницы и другие некрупные хищники.

жёлудь – кабан –> волк

Любимая пища кабанов – жёлуди. Несмотря на то, что волки уступают кабану в размере, охота в стае позволяет им без труда его одолеть.

Ещё несколько пищевых цепочек:

насекомые –> иволга –> беркут

Широлиственные леса богаты насекомыми, которые становятся пищей для большинства птиц.

Семена клёна -> лесная мышь -> хорёк -> филин

Хищные птицы, например, филин и беркут охотятся на мелких птиц, грызунов, а также куниц, хорьков и даже крупных животных, таких как лисы и детёныши оленей.

Цель урока: Формировать знания о составных компонентах биологического сообщества, об особенностях трофической структуры сообщества, о пищевых связях, которые отображают путь круговорота веществ, формировать понятия пищевая цепь, пищевая сеть.

1. Организационный момент.

2. Проверка и актуализация знаний по теме “Состав и структура сообщества”.

На доске: Наш мир – не случайность, не хаос, - есть система во всем.

Вопрос. О какой системе в живой природе говориться в данном высказывании?

Работа с терминами.

Задание. Вставьте пропущенные слова.

Сообщество организмов разных видов тесно взаимосвязанных между собой называют …………. . В его состав входят: растения, животные, …………. , …………. . Совокупность живых организмов и компонентов неживой природы, объединенных обменом веществ и энергии на однородном участке земной поверхности называют …………….. или …………… .

Задание. Выберите четыре компонента экосистемы: бактерии, животные, консументы, грибы, абиотический компонент, климат, редуценты, растения, продуценты, вода.

Вопрос. Каким образом связаны между собой живые организмы в экосистеме?

3. Изучение нового материала. Объяснение с использованием презентации.

4. Закрепление нового материала.

Задание № 1. Слайд № 20.

Определите и подпишите: продуцентов, консументов и редуцентов. Сравните цепи питания и установите сходство между ними. (в начале каждой цепи растительный корм, далее идет растительноядное животное, а в конце – хищное животное). Назовите способ питания растений и животных. (растения – автотрофы, т.е сами производят органическое вещество, животные – гетеротрофы – потребляют готовое органическое вещество).

Вывод: цепь питания – ряд последовательно питающихся друг другом организмов. Цепи питания начинаются с автотрофов – зеленых растений.

  1. Клевер - кролик - волк
  2. Растительный опад – дождевой червь – черный дрозд – ястреб - перепелятник (Первая пищевая цепь начинается с продуцентов – живых растений, вторая с растительных остатков – мертвой органики).

В природе существует два основных типа пищевых цепей: пастбищные (цепи выедания), которые начинаются с продуцентов, детритные (цепи разложения), которые начинаются с растительных и животных остатков, экскрементов животных.

Вывод: Следовательно первая цепь питания – пастбищная, т.к. начинается с продуцентов, вторая – детритная, т.к. начинается с мертвой органики.

Все компоненты пищевых цепей распределяются на трофические уровни. Трофический уровень – это звено в цепи питания.

Задание № 3. Составьте цепь питания, включив в нее перечисленные организмы: гусеница, кукушка, дерево с листьями, канюк, почвенные бактерии. Укажите продуцентов, консументов, редуцентов. (дерево с листьями - гусеница- кукушка-канюк – почвенные бактерии). Определите сколько трофических уровней содержит данная цепь питания (данная цепь состоит из пяти звеньев, следовательно пять – трофических уровней). Определите какие организмы расположены на каждом трофическом уровне. Сделайте вывод.

  • Первый трофический уровень – зеленые растения (продуценты),
  • Второй трофический уровень – растительноядные животные (консументы 1 порядка)
  • Третий трофический уровень – мелкие хищники (консументы 2 порядка)
  • Четвертый трофический уровень – крупные хищники (консументы 3 порядка)
  • Пятый трофический уровень – организмы, потребляющие мертвое органическое вещество – почвенные бактерии, грибы (редуценты)

В природе каждый организм использует не один источник питания, а несколько, то в биогеоценозах пищевые цепи переплетаются и образуют пищевую сеть. Для любого сообщества можно составить схему всех пищевых взаимосвязей организмов и эта схема будет иметь вид сети (пример пищевой сети рассмотрим на рис. 62 в учебнике биологии автора А.А.Каменского и др.)

5. Отработка полученных знаний.

Практическая работа в группах.

Задание №1. Решение экологических ситуаций

1. В одном из канадских заповедников уничтожили всех волков, чтобы добиться увеличения стада оленей. Удалось ли таким образом достичь цели? Ответ объясните.

2. На определённой территории живут зайцы. Из них маленькие зайчата- 100 шт массой – 2 кг, и их родители 20 шт – массой 5 кг. Масса 1 лисы – 10 кг. Найдите количество лисиц в этом лесу. Сколько растений должно вырасти в лесу, чтобы зайцы выросли.

3. В водоеме с богатой растительностью обитает 2000 водяных крыс, каждая крыса потребляет в сутки 80г растений. Сколько бобров сможет прокормить этот водоем, если бобр в сутки потребляет в среднем 200 г растительного корма.

4. Приведенные в беспорядке факты изложите в логически правильной последовательности (в виде цифр).

1. Нильский окунь стал поедать много растительноядных рыб.

2. Сильно размножившись, растения стали загнивать, отравляя воду.

3. Для копчения нильского окуня требовалось много дров.

4. В 1960 г. британские колонисты запустили в воды озера Виктория нильского окуня, который быстро размножался и рос, достигая веса 40 кг и длины 1,5 м.

5. Леса на берегах озера интенсивно вырубались – поэтому началась водная эрозия почв.

6. В озере появились мертвые зоны с отравленной водой.

7. Численность растительноядных рыб сократилась, и озеро стало зарастать водными растениями.

8. Эрозия почв привела к снижению плодородия полей.

9. Скудные почвы не давали урожая, и крестьяне разорялись.

6. Самопроверка полученных знаний в виде теста.

1. Производители органических веществ в экосистеме

2. К какой группе относятся микроорганизмы, обитающие в почве

Б) консументы I порядка

В) консументы II порядка

3. Назовите животное, которое следует включить в пищевую цепь: трава —> . —> волк

4. Определите верно составленную пищевую цепь

А) еж —> растение —> кузнечик —> лягушка

Б) кузнечик —> растение —> еж —> лягушка

В) растение —> кузнечик —> лягушка —> еж

Г) еж —> лягушка —> кузнечик —> растение

5. В экосистеме хвойного леса к консументам 2-го порядка относят

А) ель обыкновенную

В) таежных клещей

Г) почвенных бактерий

6. Растения производят органические вещества из неорганических, поэтому играют в пищевых цепях роль

А) конечного звена

Б) начального звена

7. Бактерии и грибы в круговороте веществ выполняют роль:

А) производителей органических веществ

Б) потребителей органических веществ

В) разрушителей органических веществ

Г) разрушителей неорганических веществ

8. Определите правильно составленную пищевую цепь

А) ястреб —> синица —> личинки насекомых —> сосна

Б) сосна —> синица —> личинки насекомых —> ястреб

В) сосна —> личинки насекомых —> синица —> ястреб

Г) личинки насекомых —> сосна —> синица —> ястреб

9. Определите, какое животное надо включить в пищевую цепь: злаки —> ? —> уж —> коршун

Цепи питания животных 3 класс окружающий мир

Окружающий мир

Типы пищевых цепочек

В природе чаще всего в цепи питания животных 3 звена. Но есть еще другие схемы, где звеньев больше. Вверху цепочки всегда стоят хищники. В самом ее конце находится суперхищник, у которого в дикой природе нет врагов. Им может быть, например, белая акула, бурый медведь или амурский тигр. Обычная схема цепи:

Кто что ест цепи питания (окружающий мир 3 класс)

  • Первое звено цепи — это растения или простейшие (одноклеточные организмы). Поглощают энергию солнечных лучей, разлагающиеся остатки в почве и полезные вещества, находящиеся в природе. Растениям или бактериям не нужно непосредственно кого-то есть.
  • Второе звено — животные, которые питаются этими простейшими или микроорганизмами. В этом ряду находятся растительноядные: насекомые и грызуны, птицы и рыбы.
  • Третье звено — хищники. Они поедают тех, кто питается растениями. Если мышь кормится зерном, то существует тот, кто охотится на нее: сова, куница или змея.

Связь флоры и фауны

Стандартный пример линии питания: растение — заяц — лиса. Заяц поедает кору деревьев, а лиса охотится на грызуна и питается им. Лису никто не ест, так как она рождается хищником и оказывается вверху ряда. Заметим, что представитель сильного звена, находится над всеми и поедает более слабого. Человек значится наивысшим звеном, он добывает животных в процессе охоты. Существует две модели цепи:

Цепи питания 3 класс окружающий мир

  1. Цепь поедания, или пастбищная. Начинается с зеленого или древесного растения, состоит из трех или пяти организмов. В процессе жизнедеятельности одни животные, небольшие по величине, поедают траву и листья деревьев, а другие питаются этими животными. Пример: овес — заяц — лисица.
  2. Цепь разложения. Начинается с мертвой органики. Звеньями становятся разлагающиеся продукты питания и организмы, их употребляющие. Пример: опавшая листва — дождевой червь — соловей — ястреб или сгнивший гриб — слизняк — лягушка — утка — волк.

В природе организмы тесно связаны друг с другом. Растения, грибы, животные и птицы живут в сообществе. Если хотя бы одно звено выпадет из схемы питания, — это становится угрозой для всех. Так как они просто не найдут себе пищу. Пример: подорожник — гусеница — крот — ястреб.

Казалось бы, намного приятнее жить без комаров, змей и лягушек. Но они представляются важными звеньями в линии питания. Без насекомых, земноводных и хищников нарушилось бы экологическое равновесие. Получается, все организмы одинаково важны и нужны.

Примеры моделей пищевых линий

Цепи питания 3 класс окружающий мир

Пищевая линия у насекомых имеет свои отличия. В такую последовательность включены два звена насекомых, когда привычных человеческому взгляду бабочку или тлю, поедают более массивные хищные насекомые — жужелица, стрекоза, паук. А уже большие по размеру крылатые становятся пищей для небольших по величине грызунов вроде мыши или зайца, или земноводных, таких как лягушки. Пример: ромашка — тля — стрекоза — ящерица — змея — цапля.

Модель питания у животных состоит из 3−5 звеньев. Теплокровные, которые питаются травой, семенами, листьями и корой деревьев называются растительноядными. Те, кто ест крылатых и шестиногих, называются насекомоядными. На добычу покрупнее охотится хищник, пример, волк и лиса — плотоядные. Пребывают в наличии и всеядные животные, — они едят растения и другие живые или мертвые организмы. Пример: орех — белка — норка — лиса.

Роли организмов в сообществе

Белка — растительноядная. Она собирает все виды грибов и накалывает их на ветки деревьев, чтобы подсыхали. Чтобы уберечься от зимней бескормицы, делает запасы в дупле: орехи и желуди.

Осенью барсук начинает готовиться к зимней спячке, — отъедается, набивая внутрь все, что попадется. Барсук — всеядный, он поглощает лесные ягоды и плоды, жуков и слизней. Ящерицы, лягушки и мыши тоже служат для него едой.

Лиса — хищник, живет в лесу и ест то, что поймает. Она охотится на мышей, иногда куропаток. Бегает за зайцами. Зимой подходит близко к людским поселениям и нападает на домашнюю птицу.

Описанные 3 цепи питания животных являются наиболее простыми.

Цепи питания 3 класс

Схемы потребления

Животных разделяют на группы по способам питания. Примеры таких групп:

  • растительноядные — улитка, кузнечик, заяц, мышь;
  • насекомоядные — стрекоза, жужелица, крот, лягушка;
  • хищники — сова, лисица, волк, тигр;
  • всеядные — барсук, медведь.

Цепи питания животных

Пищевая модель в лесу отличается от других. Здесь распространены цепи разложения, ведь так восстанавливается флора и фауна. Растительность лесного массива бывает хвойной или лиственной. Насекомые поедают разлагающиеся остатки растений, грызуны питаются насекомыми, верх модели возглавляет хищник. Некоторые обитатели леса, такие как волк или медведь, становятся суперхищниками.

На уроках окружающего мира в 3 классе пример пищевой цепочки закрепляется тестами. Учащимся предлагается составить цепи самостоятельно из предложенных вариантов. Например:

  • паук, грач, муха. Ответ: муха — паук — грач;
  • ястреб, белка, гриб. Ответ: гриб — белка — ястреб;
  • лиса, зерно, заяц. Ответ: зерно — заяц — лиса.

Пищевые структуры поддерживают удовлетворительное состояние сообщества. Они обеспечивают контроль над разнообразием и количеством организмов. Это благоприятствует балансу в природе. Цепи питания животных крайне важны, ведь при исчезновении одного звена, система размыкается и всем участникам угрожает вымирание. Небольшие по величине представители звена — грызуны или лягушки — смогут бесконтрольно размножаться, а большие по размеру вымрут из-за отсутствия еды. Поэтому важно следить за тем, кто что ест, за экологией леса и вымирающими видами.

Читайте также: