Цель работы определить условия необходимые для прорастания семян

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 19.09.2024

ли температура на появление нового растения. Ход опыта: Олыт 2. Влияние влажности на прорастание семян Цель опыта: выяснить условия среды (кроме тепла), которые необходимы для прорастания семян.

Ответ или решение 1

Опыт 1
Ход опыта: замочили семена подсолнуха и положили их на проращивание в
разные места: несколько семянок поместили в тёплое место, несколько - в
более прохладное место. Необходимо проследить, влияет ли температура на скорость прорастания семян.
Дата - Что наблюдаю
первый день - положили семена в разные места
7 дней - в теплом месте появляются ростки, в холодном еще нет
14 дней - в теплом месте уже ростки большие, в холодном только появляются
21 день - в теплом месте почти в 2 раза больше растение
Опыт 2
Номер банки - Воздух - Вода - Тепло - Результат
1 + + + появились ростки
2 + - + ростков нет
3 - + + ростков нет
Вывод: в первой появились ростки, т.к. благоприятные условия: есть воздух,
вода, тепло. Во второй не было воды. А в третьей слишком её много и не было поступления кислорода.


Весенние каникулы — самое хорошее время, чтобы сделать новый научный опыт по окружающему миру. Это позволит нам расширить свой кругозор и не потерять спортивную форму во время недельного отдыха. Мы будем проращивать семена гороха. Цель нашей ответственной работы — определить условия, которые необходимы, чтобы горошины проросли.

Мы будем следовать указаниям в учебнике, наблюдать и записывать сюда результаты.

День первый.

Шаг 1.
Отбираем семь хороших горошин из последнего урожая, которые были у нас припасены для подобного случая.

Семена все добротные.

Семена все добротные.

Шаг 2.
Первую самую хорошую горошину мы заворачиваем с сухую тряпочку. В роли тряпочки у нас выступает кусок бинта, который мы аккуратно отрезали и свернули в несколько слоёв.

Шаг 3.
Три семени поплоше мы завернули в другую тряпочку и намочили её. Будем следить, чтобы эта тряпочка постоянно была влажной.

Шаг 4.
Ещё два сморщенных семени мы залили водой в стакане. Стакан взяли прозрачный, чтобы было удобнее наблюдать, как у них дела.

Шаг 5.
У нас осталась последняя горошинка. Её мы также заворачиваем в мокрую тряпочку.

Всё распределили, как написано в учебнике.

— Всё распределил, как надо, как написано в учебнике.

Шаг 6.
Последнюю горошину в мокрой тряпочке отправляем в холодильник на 4 дня.

В холодильнике горошине прохладно.

Шаг 7.
Остальные объекты исследования оставлявяем прорастать при комнатной температуре также на 4 дня.

Ну вот. Через денёк посмотрим что как.

Ну вот. Через денёк посмотрим что как.

День второй.

Что же у нас произошло интересненького?
Все семена разгладились. Это от влаги. Только горошина в сухой тряпочке осталась сморщенной. А вот и первый результат — у одной из трёх горошин, которые стояли в тепле в мокрой тряпочке к вечеру проклюнулся росточек.

Вот она в серединке. Она первая.

Вот она в серединке. Она первая проросла.

День третий.

Проросли оба сразу.

Проросли обе сразу.

Порадовала ростком нас и вторая горошина из тёплой влажной тряпочки. На первой, которая проросла вчера, показался ещё маленький зелёный листочек. А росток стал больше. Третья тоже, того и гляди, раскроется.

Это потому что солнышко за окном.

Это потому что солнышко за окном.

Семя в сухой тряпочке пока не изменилось.

Сухая горошина на третий день опыта.

Сухая горошина на третий день опыта.

Влажное семечко в холодильнике тоже ещё не проросло — завтра на него повнимательнее посмотрим.

День четвёртый.

Сегодня последний день наших наблюдей. И что же он нам принёс?

Корешки на семенах в мокрой тряпочке продолжают укрепляться, зелёные листочки гороха тоже увеличились и набирают силу.

Эта фотография поднимает настроение и хорошо настраивает на работу.

Эта фотография поднимает настроение и хорошо настраивает на работу.

Белые корешки на зёрнах в стакане воды также стали мощнее, но зелёных листочков на них нет и, видимо, не будет, потому что для листочков нужен кислород, которого под водой не так много.

— Дышать нечем. Эй, медведь, ты где ? Выпусти нас отсюда!

— Дышать здесь нечем. Эй, медведь, ты где ? Выпусти нас отсюда!

А вот и наши аутсайдеры.

Горошина, которая была в холодильнике — разгладилась, но так и не проросла.

Горошинка из холодильника — гладенькая, но без ростков, холодно ей было.

Горошинка из холодильника — гладенькая, но без ростков — холодно ей было.

И горошина в сухой тряпочке — она не изменилась за эти 4 дня.

— Ээх. Что же ты не проросла? Я же в тебя так верил.

— Ээх… Что же ты не проросла? Я же в тебя так верил…

Для успешного прорастания семян гороха нужны два основных условия: влага и тепло.
Там, где было влажно, но холодно и темно — это в холодильнике — горошина не проросла.
Там, где было тепло, но не было влаги — в сухой тряпочке — горошина тоже не проросла.
Для скорейшего прорастания нужен также доступ света и кислорода — это третье и четвёртое условия — во влажной тряпочке, там где он был — семена проросли быстрее всего.
Там, где было тепло, светло и влажно, но не было кислорода, ростки проклюнулись, но позднее, а зелёные листочки не появились вовсе.

Теперь самое время посадить пророщенные горошины и посмотреть, что из этого выйдет. Но это уже новый опыт, о которым вы тоже, конечно же, всё узнаете.

Условия для прорастания семян — научный опыт Reviewed by school on Мар 09 . Весенние каникулы — самое хорошее время, чтобы сделать новый научный опыт по окружающему миру. Это позволит нам расширить свой кругозор и не потерять спортивную Весенние каникулы — самое хорошее время, чтобы сделать новый научный опыт по окружающему миру. Это позволит нам расширить свой кругозор и не потерять спортивную Rating: 0


Тема урока:Проростание семян.Условия,необходимые для проростания семян.

Содержимое разработки

Открытый урок по биологии

Учитель: Щекотурова Ю.С.

Тема урока: Прорастание семян. Условия, необходимые для прорастания семян.

Цель урока: Показать роль семени в индивидуальном развитии растений, познакомить учащихся с условиями прорастания семян, зависимостью этого процесса от факторов окружающей среды, сформировать знания, необходимые для правильного посева семян, о росте и питании проростков; продолжить формирование умений обсуждать проблемные вопросы, анализировать, работать с различными источниками информации.

Задачи урока:

1.Образовательные

Сформировать и систематизировать знания об условиях прорастания семян, о необходимости определенной температуры, влажности, наличия воздуха, запасных питательных веществ, о глубине заделки семян в почву, световом режиме.

Установить зависимость жизнедеятельности семян от условий среды, правила хранения семян, агротехнику посева семян.

2. Развивающие

Развивать знания об условиях проращивания семян, общие биологические понятия, убеждения в естественном характере биологических явлений и материальной обусловленности их.

Развивать знания техники эксперимента, умение наблюдать за процессом проращивания, фиксировать результаты, формулировать выводы

Развивать умения пользоваться терминологией, работать с различными информационными источниками, проверять на практике верность теоретических знаний.

Развивать интеллектуальные умения: умение наблюдать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

3. Воспитательные

Воспитывать чувство ответственности, аккуратность, точность, заинтересованное отношение к учебе, познавательный интерес к предмету.

Оборудование:

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый

Подготовительная экспериментальная часть урока:

Перед учащимися учитель ставит цель, знакомит с теоретическим материалом, методикой постановки и проведения эксперимента.

За 10дней до урока учащиеся под руководством учителя закладывают опыты, демонстрирующие условия, необходимые для прорастания семян. В течение времени эксперимента учащиеся наблюдают за процессом прорастания, ухаживают за прорастающими семенами и проростками.

Вступительное слово учителя.

В 6-м классе мы начали изучать раздел биологии – ботанику – науку о растениях. С каждым уроком мы все больше получаем информации о растениях и сегодняшний урок не исключение.

Давайте вспомним, каково значение растений в природе и жизни человека?

Мы узнали, что растения являются основными поставщиками кислорода для всего живого на Земле (слайд 5). Растения вносят в нашу жизнь красоту и гармонию. Мы не устаем восхищаться ими (слайд6).

Растения являются источником пищи для всех гетеротрофов – животных, человека. Мы используем в пищу зеленые части растений, фрукты, овощи, ягоды, грибы, семена.

Но чтобы продолжать использовать дары растений, человек должен знать, как за ними ухаживать, правильно выращивать, проращивать (слайды 7,8).

Вопрос: С чего начинает свою жизнь растение?

Ответ: Растение начинает свою жизнь с семени.

Вопрос: Что такое семя?

Ответ: Семя – приостановившийся в своем развитии зародыш.(запись в тетрадях)

Учитель: Давайте вспомним, из чего состоит семя?

Учитель вместе с учащимися вспоминают все части семени, рассматривают их и делают записи в тетрадях.

Сейчас не время для проращивания семян, но тем не менее вы все их прорастили и я вместе с вами. Молодцы!

Семена пшеницы, кукурузы, гороха и других растений длительное время хранятся в сухом состоянии в зернохранилищах. Известны случаи сохранения всхожести семян в течение десятка лет. Семена, найденные в толще льда, гробницах, не теряют жизнеспособность даже сотни лет.

Вопрос: Давайте подумаем, что же такое прорастание?

Прорастание – это переход семян из состояния покоя к росту и развитию из него проростка.(слайд 10)

Образовавшееся растение из семени называется проростком. Чтобы проросток стал похож на взрослое растение, нужно немало времени. Семена должны пережить состояние покоя.

Вопрос: В чем значение этого состояния?

Ответ: Важное приспособительное значение, так как предохраняет семена от преждевременного прорастания.

Прорасти и дать начало новому растению способны только семена с живым зародышем, так как он может погибнуть от поражения вредными насекомыми, от пересыхания, от длительного хранения семян и других причин. Чтобы вырастить высокий урожай культурных растений, человек заботится о посевном материале.

Проблема: А как получить здоровый , полноценный и крепкий проросток? Ответ на этот вопрос мы попробуем найти в течение сегодняшнего урока(слайд 11)

В процессе прорастания семян выделяют свои этапы, каждый из которых выполняет свою функциональную нагрузку (слайд 12)

Этапы прорастания семян:

1 этап – Поглощение воды

2 этап – Набухание семян

3 этап – Увеличение размеров. Деление клеток.

4 этап – Появление корешка.

5 этап – Появление зародышевого побега.

Прорастание семян начинается с поглощения ими воды: они набухают. Набухают как всхожие , так и невсхожие семена. Набухшие невсхожие семена загнивают, а всхожие - прорастают. Вода активизирует вещества, способствующие превращению нерастворимого крахмала (запасного вещества) в растворимую глюкозу, которая перемещается в зону роста, клетки зародыша начинают делиться и увеличиваться в размерах. Первый видимый признак роста – появление корешка. Он прорывает кожуру семени, растет вниз, закрепляя семя в почве. Затем появляется почка – зародышевый побег. (Слайд № 13).

Вопрос: Какие же условия необходимы для того, чтобы семя проросло?

Попробуем провести исследование.

Мы предположили, что семени для прорастания необходимы: вода и воздух, тепло, почва, пища, свет (слайд 17)

1.Исследуем необходимость воды и воздуха для прорастания семян( слайды 18,19)

Для этого: в первый стакан поместили сухие семена тыквы, во втором – семена чуть залили водой так, чтобы им был доступ воздуха, в третьем – семена залили водой, наполнив стакан до половины, так, чтобы слой воды не пропускал воздух к семенам. Спустя шесть дней, обнаружили: в первом стакане семена остались без изменений, во втором – у семян появились корешки, в третьем – семена погибли без доступа воздуха, загнили.

Из эксперимента можно сделать вывод, что семена прорастают в присутствии воды при доступе воздуха. Вода необходима для растворения запасных питательных веществ, содержащихся в семени (в эндосперме или семядолях) для первоначального роста зародыша.

Вода вытеснила из стакана воздух, необходимый семенам для дыхания. Семенам разных растений необходимо разное количество воздуха и воды. Например, семена риса прорастают даже под водой при очень маленьком количестве воздуха. После посева риса поле заливают водой. Семена большинства цветковых растений нуждаются в обилии воздуха и под водой не прорастут.

2.Исследуем необходимость тепла для прорастания семян (слайды 20,21).

Одним растениям для прорастания их семян нужно много тепла, другие прорастают при достаточно низких температурах. Например, семена огурца, тыквы, перца прорастают при температуре +15 +18 градусов по Цельсию (это теплолюбивые растения). Семена гороха, редьки, укропа могут всходить при температуре +2 градуса по Цельсию( это холодостойкие растения). Рассмотреть рисунок № 136 в учебнике)

Эксперимент с теплолюбивым растением – тыквой. Одну часть семян поместили в теплое место при температуре +20 градусов, другую – в прохладное, при температуре +5 градусов.

Из эксперимента можно сделать вывод: при проращивании семян необходимо учитывать температурные условия, знать при какой температуре прорастают те или иные семена.

Вопрос: Какие условия необходимы для прорастания семян?

Ответ: Вода, воздух и тепло.

Вопрос: Как называются эти факторы?

Ответ: Это факторы неживой природы .т.е.абиотические факторы.

Вопрос: Как вы думаете, достаточно ли этих факторов для прорастания семян?

Ответ: Нет

3.Давайте исследуем влияние количества запасных питательных веществ на прорастание семян (слайды 22, 23, 24).

Эндосперм однодольных и семядоли двудольных растений содержат питательные вещества для первоначального роста зародыша. .

В первую чашку Петри поместили семена тыквы полноценные, с двумя семядолями, во вторую – семена, у которых удалили по одной семядоле.

Спустя пять дней, семена полноценные с двумя семядолями благополучно проросли, дали корешки, стебельки и семядольные листья. Во второй лишь часть семян с одной семядолей проросли, в не проросших семенах зародышу не хватило питательных веществ для прорастания.

Затем, в первый стакан посадили проросток, полученный из полноценного семени, во второй – проросток из семени с удаленной семядолей. Первый проросток был здоровым, крепким, развивался намного быстрее. Второй – маленький и слабый.

Из эксперимента сделали вывод: размер проростка зависит от запаса питательных веществ в семени. Чем больше веществ, тем крупнее проросток. .

4. Давайте исследуем как влияет глубина заделки семян в почву (слайды 25, 26).

Для эксперимента мы взяли семена тыквы и посадили их в почву на разную глубину. В первом стакане семя поместили на глубину большую, чем требуют правила заделки, во втором – по правилам заделки на глубину до трех сантиметров. В первом случае семя дольше по времени всходило, во втором – быстрее и проросток развивался быстрее.

Глубина заделки зависит от:

1. размера семени:

А. мелкие семена заделывают в почву не очень глубоко на глубину 1-2 см, это семена таких растений, как лук, репа.

Б.средние семена заделывают в почву на глубину 2-4 см, это семена таких растений, как редис, огурцы

В. крупные семена заделывают в почву на глубину 4-5 см, это семена фасоли, гороха.

Работа учащихся с текстом параграфа №38, стр.185

Самые мелкие семена имеют орхидеи. Длина семени орхидеи – не больше 1 мм, 1 млн. семян орхидеи весит меньше 28 г. Величина семени никоим образом не влияет на размеры растения, которое из него вырастет: орхидеи вырастают более крупными, чем другие, у которых семена крупнее. А огромное красное дерево начинает свою жизнь с крошечного семени длиной не более 1,6 миллиметра.

2. качества почвы.

В песчаную почву семена сеют глубже, чем в плотную глинистую, т.к. песчаная почва более рыхлая, чем глинистая, она быстрее теряет влагу и высыхает. В глинистой влаги достаточно, но уже на небольшой глубине в ней очень мало воздуха. В глинистой почве проросткам трудно пробиваться на поверхность к свету.

5. Давайте исследуем как влияет свет на прорастание семян (слайд 27).

Для эксперимента были одновременно посажены семена овса в двух горшках. Один горшок был помещен в темный шкаф, второй оставлен на свету. Через пять дней семена взошли с одинаковой скоростью как на свету, так и в темноте.

Из эксперимента можно сделать вывод, что всхожесть семян не зависит от присутствия света, особенно это относится к семенам с темной кожурой, ( семена подсолнечника), т. к. она не пропускает свет.

Некоторые семена относят только к темновсхожим, например рыжик мелкоплодный , клоповник, персидская вероника.

Некоторые семена прорастают только на свету. Это семена череды, табака.

6.Учитель делает вывод о том, какие условия необходимы для прорастания семян (слайд 28)

Запись учащимися в тетради схемы слайда.

Чтобы семена остались живыми к моменту посадки, необходимо соблюдать условия хранения семян.

В период прорастания семена активно дышат, выделяется энергия и тепло, семена нагреваются и могут от высокой температуры погибнуть, потерять всхожесть. Во влажных условиях могут появиться болезни, плесень, что приводит к гибели семян.

В зернохранилищах устанавливают вентиляцию, помещение систематически проветривают (слайд 29)

При недостаточном проветривании и высокой влажности в зернохранилище температура зерна может быстро нарастать до 60 градусов. Зерно становится непригодным для посева. Поэтому его хранят на элеваторах и постоянно влагомером измеряют влажность и температуру термометром.

Агротехника посева имеет большое значение: необходимость знать сроки посева семян, рыхление почвы перед посевом, свойства почвы.

Растения дают нам жизнь

Об этом знают даже дети,

Но как же появляются

Растения на свете?

Вырастают они из семян

Что мы видели с вами не раз

Но почему, спросите вы,

Не прорастают они каждый раз?

Ответ мой будет очень прост

Найдете в книге вы:

«Для прорастания семян

И первое, конечно же,

Наличие воды, а во-вторых, тепло

Будь хоть зима, хоть лето

И воздух, чей состав так сложен

Для прорастания им нужен.

И если все это сложить

Солнце, воздух и вода

Немного времени, немного времени

И с вами, увидим, как из семя

Такой знакомый человеку

Зеленый маленький листочек

Покажет тоненькую ручку,

Как листики с кленовых почек.

Учитель: Итак, для прорастания семян необходимы: вода, воздух, тепло, питательные вещества семени, а чтобы получить хороший урожай, надо соблюдать сроки посева и глубину заделки семян, которая зависит от размера семян и свойств почвы.

Вопросы к учащимся:

Какие опыты больше всего вам запомнились, произвели впечатление?

Какие эксперименты вам захотелось повторить?

Что на уроке было интересным?

Что на уроке было важным?

Где могут пригодиться знания, полученные на этом уроке?

Закрепление полученных знаний на уроке (слайды 30,31)

Домашнее задание: параграф №38, задания в тетради с печатной основой № 139-143 (слайд 32)

Подведение итогов урока: учитель подводит итоги работы, оценивает активно работающих на уроке учащихся.

2 Ц ЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ : Определить условия необходимые растениям для их прорастания и роста.

3 П РЕДПОЛОЖЕНИЕ ( ГИПОТЕЗА ): Для прорастания семян необходимы тепло, воздух и вода; для роста растений – тепло, воздух, вода и свет.

4 Д ЛЯ ПРОВЕРКИ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ ПРОВЕДЁМ СЛЕДУЮЩИЙ ОПЫТ. 1-й опыт Цель: определение условий, необходимых для прорастания семян

5 Отобрали 7 крупных неповреждённых семян фасоли. 1)Одно семя положили в сухую тряпочку. 2) Три семени завернули в мокрую тряпочку, поместили в теплое место и следили, чтобы тряпочка была постоянно влажная. 3) Два семени фасоли положили в стакан и залили водой на 3- 4 см. 4) Одно семя завернули в мокрую тряпочку и поместили в холодильник.

6 5 ДНЕЙ СПУСТЯ В сырой тряпочке в тепле В стакане с водой

7 ВЫВОД: для прорастания семян необходимы тепло, влага и воздух.

8 2-Й ОПЫТ Цель: определений условий, необходимых для роста растений.

10 Р ЕЗУЛЬТАТЫ 1- ОЙ НЕДЕЛИ в шкафу на окне в холодильнике

11 Р ЕЗУЛЬТАТЫ 2 – ОЙ НЕДЕЛИ. в шкафу в холодильнике на окне

12 Р ЕЗУЛЬТАТЫ 3 – ЕЙ НЕДЕЛИ на окне в холодильнике в шкафу

13 Для роста растений необходимы тепло, свет, влага и воздух. В ЫВОД :

14 ОБЩИЙ ВЫВОД : Для прорастания семян и роста растений необходимы такие условия, как: - влага; - тепло; - свет; - воздух.

Читайте также: