Царство мхов и лишайников какая природная зона

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 19.09.2024

Всем привет! Я обожаю наш северный лес, укрытый покрывалом мхов и лишайников, в которых утопают ноги. Не представляю лес без них. Вроде бы все знают, как выглядят мхи и лишайники, но почему-то часто возникает путаница в терминах. Где мох, а где лишайник? Они часто вместе, произрастают рядом, а оттого отождествляются. Давайте разберёмся, что к чему.

Лишайники сочетают в себе два разных организма – водоросль и гриб . Раньше их относили к низшим растениям, сейчас — к царству грибов. Гриб получает от водоросли, способной к фотосинтезу, органические вещества – углеводы, а сам предоставляет ей среду обитания – тело, защищает и снабжает водой, которую поглощает из окружающего мира. То есть гриб, можно сказать, паразитирует на водоросли, но и водоросль из этого сожительства выносит свою пользу . Отношения у этих двух организмов сложные, поэтому в процессе эволюции возник отдельный самостоятельный комплекс – лишайник.

Тело лишайника называется таллом , или слоевище. Таллом бывает разным по форме и окраске. Различают накипные , листоватые и кустистые лишайники. Первые вы можете увидеть на коре деревьев, на скалах и камнях – это корочка, плотно прикипевшая к поверхности. Листоватые лишайники похожи на чешую или пластинки, а кустистые состоят из ветвей и ветвящихся стволиков.

Определение

Мхи – это высшие споровые растения, которые относятся к отделу Моховидных царства Растений.

Лишайники – низшие растения, образованные симбиозом грибов и бактерий.

Сравнение

Мхи появились на Земле в конце девонского – в начале карбонового периода. Мхи присутствуют на всех материках, включая Антарктиду. Единственное условие, необходимое для жизни мхов, – это наличие достаточного количества влаги, требующейся для организации процесса размножения.


Яванский мох в аквариуме

Лишайники появились в раннем девоне. Они распространены на всех материках и смогли приспособиться к жизни и подняться на максимальную для растений высоту в горных районах.

Мхи – это миниатюрные растения. У них отсутствуют корни, поэтому к субстрату они крепятся с помощью многоклеточных волосообразных отростков – ризоидов. Кроме закрепления в почве, ризоиды исполняют роль доставки в организм воды и питательных веществ. Но эти же вещества могут поступать в растение через стебель и листья. Листья и стебли мхов содержат хлорофилл, становясь местом проведения процесса фотосинтеза.

Лишайники – это удивительные растения. Их тело – таллом – образовано совместным проживанием грибов и водорослей. Но насильно разделенные компоненты организма лишайников способны существовать самостоятельно. В талломе лишайника гифы грибов образовывают верхнюю и нижнюю корочку. А в середине, как начинка в пироге, расположены водоросли. Они-то и занимаются фотосинтезом, обладая пигментом хлорофиллом. У лишайников нет корней. Вследствие жизненных процессов гифы грибов выделяют кислоту, разрушая субстрат, к которому они прикреплены.

Мхи – это двудомные растения. Женские особи на своих верхушках имеют органы, содержащие яйцеклетки, а мужские организмы – органы, содержащие сперматозоиды. Это – спорофиты, одно из двух поколений, которое преобладает в жизненном цикле мхов. После опыления на женском растении формируется спорангий. В нем созревают споры, которые, упав во влажную среду, прорастают. Из этой зеленой нитки – гаметофита – со временем вырастают новые женские и мужские особи.


Лишайник на дереве

Лишайники могут размножаться вегетативно, бесполо и половым путем, образуя характерные плодовые тела.

Мох удерживает в почве воду, иногда заболачивая ее. Мхи были первейшим перевязочным материалом и являются базой для образования торфа.

Не перенося загрязнений в атмосфере, лишайники стали идеальными индикаторами состояния воздуха. Лишайники считаются биологическими разрушителями горных пород и основой процесса почвообразования.

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Открытый урок по Окружающему миру в 4 классе.

Урок подготовила и провела: Гребенкина Л.В.

Тема: Зона степей.

обучающие – сформировать у учащихся представление о природной зоне степей; познакомить с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром, ролью человека; сформировать навык бережного, созидательного отношения к природе.

развивающие – развивать умение работать с картой, атласом и дополнительной литературой; развивать познавательный интерес, наблюдательность, умение анализировать, делать выводы; развивать положительное отношение к природе, умение сопереживать, проявлять внимание, оказывать помощь.

воспитательные – сформировать убеждение учащихся о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды; воспитывать чувство уважения к окружающему миру, осознания себя как части природы.

Оборудование: Карта природных зон, картины и презентация с изображением растений и животных степи, в том числе редких и исчезнувших, Кроссворд, карточки для индивидуальной работы, рабочая тетрадь и учебники.

Организационный момент.

Нас сегодня ждёт дорога,

И узнать нам надо много.

Так возьмёмся, ребята, скорей за работу,

Чтобы времени зря не терять.

О том, как потрудились дома.

Поспешим друзьям рассказать.

Проверка домашнего задания, индивидуальная работа.

(Раздать карточки для индивидуальной работы)

О роли леса схему здесь нарисовать

И всё по схеме рассказать.

-Укажите на ошибки ребят, которые они допустили во время отдыха.

Раз иду я через двор

И слышу такой разговор:

«Мы на солнечной поляне

Загорали, жгли костёр,

Пили квас, консервы ели,

Хоровые песни пели…

Веселились, как могли,

Отдохнули и ушли!

И остались на полянке

У потухшего костра

Две разбитых нами склянки.

Две размокшие баранки-

( В лесу после своего отдыха нельзя оставлять мусор. Стеклянные, железные, пластиковые предметы надо обязательно уносить с собой. Уходя, кострище надо закрыть дёрном. Пищевые отходы и бумагу можно закопать и они сгниют.)

Индивидуальная работа по карточкам.

1.Карточка. Исправь географические ошибки в тексте.

Лесная зона расположена к северу ( к югу) от зоны тундры . Природные условия в лесной зоне более суровые (более мягкие) , чем в тундре. Растительный мир беден (Богат) . Большую территорию зоны

Занимает широколиственный (хвойный ) лес. В лесной зоне широко распространёнными (редкими) являются : зубр, амурский тигр, утка – мандаринка. Лес не является (является) домом для растений, животных, грибов.

2.Карточка. В какой природной зоне существуют следующие взаимосвязи.

а) голубика ----- лемминг ----- белая сова, песец ( в тундре)

б) лишайник ягель ----- олень ----- волк (в тундре)

в) кедровая шишка ----- белка ----- лиса (в лесу)

Карточка. Вставь пропущенные названия зон:

а) …..( Тундра) – это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи. Лишайники.

б) ….. (Лесная зона) – это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники.

в) ….. (Арктические пустыни) – это природная зона, которая лишена сплошного растительного покрова, встречаются мхи и лишайники.

- Куда приведёт нас дорога?

Хотите об этом узнать?

Тогда постарайтесь скорее

Этот кроссворд разгадать.

Вопросы к кроссворду:

Кустарничек с красными ягодами и округлыми листьями, которые не опадают на зиму; растёт в тундре и лесной зоне. ( Брусника)

Вроде сосны, вроде ёлок,

А зимою без иголок. (лиственница

3. Хозяин лесной просыпается весной.

А зимой под снежный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)

5. Лиственное дерево со стволом чёрного или серого цвета, его легко узнать по небольшим тёмным шишечкам на ветках. (ольха)

-Зовёт дорога к югу, в бескрайние степи или в зону степей.

Тема урока: Зона степей. Слайд №1.

Закройте глаза и представьте такую картину: куда ни посмотришь – кругом безбрежные просторы, тебя обдувает горячим ветром, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, только травы качаются вокруг.

Возникает вопрос: Как приспособились растения и животные в степи? Попытаемся ответить на этот вопрос. Но сначала определим месторасположение степи.

Работа с картой и учебником.

1. Где расположена зона степей? ( Зона степей расположена южнее зоны лесов)

2. Какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами? (она тянется вдоль юго- западной границы России. Её территория прерывается лесостепями.По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры.)

3. В каком тепловом поясе находится зона степей? (Зона степей расположена в умеренном поясе, но ближе к северному тропику)

-Ну что ж, сейчас вы имеете представление, где расположена эта природная зона, где мы сейчас находимся. Слайд №2.

Так выглядит степь ранней весной. Здесь тёплое продолжительное, засушливое лето.

Работа над новой темой.

Работа ведётся по группам.

Группа ботаников. Учебник с.114-115.

Группа зоологов. Учебник. С.118.

Группа экологов. Учебник. С 119-120.

1) Ботаник . Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Растения приспосабливаются к жизни степи по – разному: Например, у тюльпанов , Слайд № 3 которые имеют красивые цветы, после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остаётся луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Также приспособились ирисы и таволга. Слайд №4 У таволги на корнях клубневидные утолщения, там откладываются запасные питательные вещества, их даже можно употреблять в пищу.

2) Ботаник. Совсем по - другому приспособились ковыль и типчак. Слайд №5, №6

Эти растения растут в виде крупного плотного куста. Внизу, у самой земли, многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу. Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю.

1) Зоолог. В степях нет деревьев , но есть травянистый покров, поэтому в траве живёт множество насекомых: кобылка, кузнечик, шмель. Слайд №7

Раз есть насекомые, значит, есть много птиц: Степной жаворонок, дрофа Слайд № 8 , серая куропатка, журавль – красавка. Птицы степи устраивают гнёзда прямо на земле.

2) Зоолог. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землёй, в которой они делают нор, чтобы прятаться от хищников. В степи живут хомяки Слайд № 9 , суслики, мыши –полёвки , в норах они делают себе запасы на зиму . И конечно, в степи есть хищники: степной орёл Слайд № 10 , степной хорёк, степная гадюка, которая питается грызунами. Окрас у степных животных часто под цвет растительности.

Физкультминутка.

- Представьте себе, что вы растения степи. Ранняя весна (дети показывают, как они быстро растут). Жарко солнце жжёт землю (дети – растения показывают, как им плохо.) Подул ветер- всё сильнее и сильнее началась пыльная буря (дети изображают бурю) Вдруг всё стихло (дети садятся на свои места).

Эколог. Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина – в распашке степных земель Слайд №11 . Люди превратили степи в поля. Ещё одна причина: на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв.

В Красную книгу занесены следующие животные степи: Степной орёл Слайд № 12 , журавль - красавка, дрофа Слайд №13 , кузнечик, степная дыбка, растение пион тонколистный. Слайд № 14

Эколог. Есть ещё одна проблема это браконьерство. Чтобы гнёзда , построенные на полях , не были разоренными во время полевых работ, учёные создают специальные питомники. Например, яйца дроф собирают и помещают в инкубаторы, а птенцов, когда они подрастут выпускают в степь. Чтобы сберечь природу степей , надо ограничить её распашку, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники.

- Большое спасибо докладчикам.

6 .Закрепление изученного материала.

1) Работа в тетради на печатной основе. С.36-38.

2) Проверка знаний (Тест в презентации)

3) Выставление оценок.

7. Домашнее задание: У. с114-122 , Т. С.37,38, доклады о животных растениях степи.

1.Карточка. Исправь географические ошибки в тексте.

Лесная зона расположена к северу ( …………..) от зоны тундры . Природные условия в лесной зоне более суровые ( …………………) , чем в тундре. Растительный мир беден (…………….) . Большую территорию зоны

Занимает широколиственный (………………….) лес. В лесной зоне широко распространёнными (…………………..и) являются : зубр, амурский тигр, утка – мандаринка. Лес не является (…………………….) домом для растений, животных, грибов.

2.Карточка. В какой природной зоне существуют следующие взаимосвязи.

а) голубика ----- лемминг ----- белая сова, песец ( ………………………)

б) лишайник ягель ----- олень ----- волк (……………………)

в) кедровая шишка ----- белка ----- лиса (…………..)

________________________________________________________________

Карточка. Вставь пропущенные названия зон:

а) …………………….– это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи. Лишайники.

б) …… …………………. – это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники.

в) ……………………………. – это природная зона, которая лишена сплошного растительного покрова, встречаются мхи и лишайники.

Презентация на тему: " Это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи и лишайники. Арктические пустыни Степи Тундра Лесная зона Пустыни." — Транскрипт:

2 Это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи и лишайники. Арктические пустыни Степи Тундра Лесная зона Пустыни

3 Это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники. Арктические пустыни Степи Тундра Лесная зона Пустыни

4 Это природная зона, которая лишена сплошного растительного покрова; встречаются лишайники, мхи. Арктические пустыни Степи Тундра Лесная зона Пустыни

5 Это природная зона, где растут разнообразные травянистые растения, которые переносят сильную засуху. Арктические пустыни Степи Тундра Лесная зона Пустыни

6 В этой природной зоне жаркое продолжительное лето. Ветер носит холмы песка, которые называются барханами. Арктические пустыни Степи Тундра Лесная зона Пустыни

7 Арктические пустыни Степи Лесная зона Тундра Пустыни Дрофа Бурый медведь Верблюд Полярная сова Морж

8 Варан Песчанка Верблюд Черепаха Тюлень Сайгак

9 Корсак Тушканчик Белка Джейран ФеннекУшастый ёж

10 Колосняк Ящерица-круглоголовка Верблюд Верблюжья колючка Корсак Песчаный удавчик Скарабей Песчанка Тушканчик

Читайте также: