Божья коровка и тля росянка и муха человек и аскарида

Обновлено: 05.07.2024

Цели: Продолжить формирование и углубление знаний учащихся о многообразии отношений между организмами в природных сообществах на основе характеристики конкуренции и нейтрализма; об эволюционной роли этих форм взаимоотношений организмов;подготовка к ЕГЭ путем выполнения заданий типа В и С.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: тексты, карточки с вопросами, таблицы, схемы, рисунки.

Знакомит с темой.

Записывают тему в тетрадях

Записывают ответы в тетрадях

Настраивает на пози-тивный лад, мотивирует

Ставят себе цель ответить на вопросы, достичь той отметки, которую желают получить за урок

Работа с разноуровневыми вопросами

Раздаёт вопросы, объясняет

Отвечают на вопросы, пользуясь учебником.

Ответы на вопросы

Работа по вопросам нового мате-риала;

Подводит итог, анализирует таблицу

Дает задание желающим сделать задание С.

Желающие записывают задание

У: На предыдущих уроках мы познакомились с множеством симбиотических, антибиотических отношений между организмами внутри сообществ, образующие биоценозы. На сегодняшнем уроке продолжим изучать формы отрицательных взаимоотношений между видами.

У: Дайте определения этим понятиям письменно в тетрадях.

Понятия: экология, биосфера, биогеоценоз, популяция, продуценты, симбионты, паразитизм, антибиоз.

3. Целеполагание.

У: Неблагоприятное влияние одних видов на другие может проявляться в разных формах. Продолжим рассматривать их. Найдите в учебнике ( стр. 568) еще одну форму- конкуренция. Поставьте на полях тетради ту оценку, которую хотели бы получить за урок. В конце мы сможем увидеть, свои результаты и достигли ли цели. Свои успехи будем отражать в карте успеха.

Внимательно прочитайте текст и отвечайте на вопросы.

4. Работа с разноуровневыми вопросами.

1) Какова биологическая основа возникновения конкуренции?(У двух близких видов возникают сходные потребности).

2) Опишите особенности конкурентных отношений между видами животных и растений?

3) В чем состоит эволюционное значение конкуренции?

( Ч. Дарвин считал конкуренцию одной из важнейших составных частей борьбы за существование).

4) Перечислите ресурсы, за которые могут конкурировать лисица и волк, живущие на одной территории? (Пища, место для норы, охотничья территория, убежища, вода во время засухи).

5) Может ли кислород быть ресурсом, за который лисица будет конкурировать с волком? (Нет, потому что кислород находится в избытке).

6) Назовите известные вам организмы, которые могут конкурировать за свет? (Ель, береза, ландыш и многие другие).

7) Какую роль играет конкуренция в регуляции видового состава сообщества? ( В биогеоценозе совместно уживаются только те виды, которые смогли разойтись в своих требованиях к условиям жизни).

8) Что такое нейтрализм? ( Сожительство двух видов на одной территории, не имеющее для них ни положительных, ни отрицательных последствий (н-р, белки и лоси)).

9) Какое значение имеет нейтрализм для развития биогеоценоза? (Все формы биологических связей между видами служат регуляторами численности животных и растений в биоценозе, определяя степень его устойчивости; причем чем богаче видовой состав биоценоза, тем устойчивее сообщество в целом).

9) Задание: заполните последнюю колонку таблицы примерами, характеризующими тип биотического взаимодействия между разными организмами: цапля, шакал, человек, лев, амеба, береза, акула, горох, рак-отшельник, щука, рыба-лоцман, пшеница, наездник-трихограмма, росянка, смородина, подберезовик, актиния, тля, муравьиный лев, бодяг- полевой, бизон, аскарида, муравей, заяц- беляк, лягушка, яйца капустной белянки, дикая лошадь мустанг, муха, клубеньковые бактерии, водные бактерии, заяц- русак, карась.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация разработана для учащихся 11 класса по теме "Биотические взаимодействия". Презентация содержит видеофрагменты, иллюстрирующие разные типы биотических взаимодействий.

 Биотические взаимодействия организмов Агаркова Г.И. http://aida.ucoz.ru

Биотические взаимодействия организмов

Агаркова Г.И.

Отвечаем на вопросы: Кто предложил термин экология? Э.Геккель. Что изучает экология? Экология — наука, изучающая взаимоотношения живых организмов друг с другом и со средой обитания. Что называют экологическими факторами? Факторы среды, действующие на живой организм. Что такое фотопериодизм? Реакция организмов на продолжительность дня и ночи. Какие короткодневные растения вы знаете? Астры, редис, хризантемы.

Отвечаем на вопросы:

Кто предложил термин экология?

Э.Геккель.

Что изучает экология?

Экология — наука, изучающая взаимоотношения живых организмов друг с другом и со средой обитания.

Что называют экологическими факторами?

Факторы среды, действующие на живой организм.

Что такое фотопериодизм?

Реакция организмов на продолжительность дня и ночи.

Какие короткодневные растения вы знаете?

Астры, редис, хризантемы.

Отвечаем на вопросы: Как называется состояние организма, при котором все жизненные процессы замедлены до минимума, а также отсутствуют все видимые признаки жизни? Анабиоз. Что такое зимняя спячка? Состояние организма, при котором температура и все жизненные процессы замедлены, животное разбудить нельзя . Как называются приспособительные формы по отношению к какому – либо фактору среды? Экологическая группа. Как классифицируются экологические факторы? Абиотические, БИОТИЧЕСКИЕ, антропогенные.

Отвечаем на вопросы:

Как называется состояние организма, при котором все жизненные процессы замедлены до минимума, а также отсутствуют все видимые признаки жизни?

Анабиоз.

Что такое зимняя спячка?

Состояние организма, при котором температура и все жизненные процессы замедлены, животное разбудить нельзя .

Как называются приспособительные формы по отношению к какому – либо фактору среды?

Экологическая группа.

Как классифицируются экологические факторы?

Абиотические, БИОТИЧЕСКИЕ, антропогенные.

Биотические связи Взаимовыгодные- + + Полезно-нейтральные + 0 Полезно-вредные + - Вредно-нейтральные - 0 Взаимо-вредные - - http://aida.ucoz.ru

Биотические связи

Взаимовыгодные-

Полезно-нейтральные

Полезно-вредные

Вредно-нейтральные

Взаимо-вредные

Основные типы экологических взаимодействий.

Основные типы экологических взаимодействий.

 Взаимовыгодные отношения Симбиоз - тесное, неразделимое, взаимовыгодное сотрудничество. Тело лишайника образовано гифами грибов и водорослями Клубеньковые бактерии на корнях бобовых

Взаимовыгодные отношения

Симбиоз - тесное, неразделимое, взаимовыгодное сотрудничество.

Тело лишайника образовано гифами грибов и водорослями

Клубеньковые бактерии на корнях бобовых



Взаимовыгодные отношения Мутуализм – обязательные, приносящие пользу отношения Бородавочник и волоклюи Рак- отшельник и актин ия

Взаимовыгодные отношения

Мутуализм – обязательные, приносящие пользу отношения

Бородавочник и волоклюи

Рак- отшельник и актин ия


Взаимовыгодные отношения Протокооперация – необязательные взаимовыгодные отношения Пчела и роза Бабочка и цветок

Взаимовыгодные отношения

Протокооперация – необязательные взаимовыгодные отношения

Пчела и роза

Бабочка и цветок


Полезновредные отношения Один организм получает выгоду от взаимодействий, другой - страдает Хищничество Паразитизм Львы, убившие буйвола Божья коровка и тля Самка комара на теле человека

Полезновредные отношения

Один организм получает выгоду от взаимодействий, другой - страдает

Хищничество

Львы, убившие буйвола

Божья коровка и тля

Самка комара на теле человека




Вреднонейтральные отношения Амесализм – тип биотического взаимодействия, при котором один из совместно обитающих видов угнетает другой, не получая от этого ни вреда, ни пользы. Ели и светолюбивые травы, растущие под ними

Вреднонейтральные отношения

Амесализм – тип биотического взаимодействия, при котором один из совместно обитающих видов угнетает другой, не получая от этого ни вреда, ни пользы.

Обусловьте типы биотических отношений:
1.Волк-заяц
2. корова - жук-навозник
3.Лесная мышь желудь дуба,
4.Дятел личинка короеда,
5.шакал-лев,
6.Рыжая лесная полевка лесная мышь,
7.Рыжеватый муравей гусеница пяденицы,
8.Ондатра(водяная крыса) полевка,
9.Взрослая ель проросток березы.
10.Белый гриб ель,
11.Гриб-трутовик - береза
12.Заяц и крот
13. Гриб пеницилл бактерии,
14.Кукуруза бодяк полевой,
15.Человек аскарида,
16.карась карп
17.Волк дождевой червь,
18.Стрекоза муравей,
19.стрекоза муха,
20.Пчела липа,
21.корова человек
22.Лось белка,
23.божья коровка тля,
24.Человек кишечная палочка,
25.волк -ворон,
26.Человек кровососущий комар,
27.Рыба-прилипала акула,
28. пшеница хомяк.
Заранее великое спасибо!

  • Надежда Коряпина
  • Биология
  • 2019-07-31 10:49:03
  • 107
  • 1

1.Волк-заяц хищничество
2. Корова - жук-навозник комменсализм
3.Лесная мышь желудь дуба хищничество (растительноядность )
4.Дятел личинка короеда хищничество
5.Шакал-лев комменсализм ( нахлебничество )
6.Рыжая лесная полевка лесная мышь конкурентность
7.Рыжеватый муравей гусеница пяденицы мутуализм
8.Ондатра(водяная крыса) полевка нейтрализм
9.Взрослая ель проросток березы аменсализм
10.Белоснежный гриб ель мутуализм
11.Гриб-трутовик береза паразитизм
12.Заяц и крот нейтрализм
13. Гриб пеницилл бактерии аменсализм ( аллелопатия )
14.Кукуруза бодяк полевой конкуренция
15.Человек аскарида паразитизм
16.карась карп конкуренция
17.Волк дождевой червяк нейтрализм
18.Стрекоза муравей, нейтрализм
19.Стрекоза муха, хищничество
20.Пчела липа, мутуализм
21.Скотина человек , комменсализм (нахлебничество ), либо хищничество (если корову съели )
22.Лось белка, нейтрализм
23.божья коровка тля, хищничество
24.Человек пищеварительная палочка, паразитизм
25.Волк -ворон, нейтрализм
26.Человек кровососущий комар, паразитизм
27.Рыба-прилипала акула, комменсализм ( эпиойкия)
28. пшеница хомячек, хищничество (растительноядность)

В природе очень редок, т.к. между всеми видами возможны опосредованные или коссвенные взаимодействия. Эффекта мы просто не видим в силу неполноты наших знаний.

Белки и лоси, живущие в одном лесу и не контактирующие друг с другом.

Жираф окапи и шипохвостая белка живут в лесах Африки и не контактируют друг с другом.

Конкуренция :Конкуренция активная

Грибы препятствуют росту бактерий путем выработки антибиотиков

Лианы и некоторые тропические деревья, которые вырабатывают ядовитые вещества, сильно угнетающие рост лиан, освобождая себе место под солнцем. Некоторые деревья сбрасывают кору, вместе с которой гибнут и лианы.

Фикус-удушитель. В борьбе за солнце развивает мощную крону, а потом утолщает воздушные корни, сдавливает ими дерево-хозяина, на котором растет и постепенно удушает его до гибели.

На Британских островах резко сократилось количество обыкновенной белки после завоза из Северной Америки каролинской белки, которая оказалась более конкурентноспособна

В Европе агрессивная серая крыса выселила черную крысу, которая теперь живет в лесных районах

Конкуренция пассивная

Волки и лисицы. Птицы - дуплогнездники (конкуренция за дупло). Молодые деревья тропического дождевого леса пока не попадут в первый ярус. Самец птицы защищает свой участок от других самцов, оповещая об этом криком. Самоизреживание у елей. Высокая плотность животных - фактор угнетения, снижающий воспроизводство даже при обилии ресурсов, например, миграция лемингов, при которой они тонут, гибель зайцев-беляков от шоковой болезни.

Светолюбивые травы, растущие под елью, страдают от сильного затенения, а дереву это безразлично.

Комары, слепни, блохи на время питания (временный паразитизм). Кукушка, откладывающая яйца в чужие гнезда (гнездовой паразитизм). Малярийный плазмодий, дизентерийная амеба, плоские черви живут в организме человека, обеспечивая себе наилучшее состояние. Голотурия и разнообразные мелкие животные, которые живут в полости ее тела. Минога и рыбы, к которым она присасывается и пьет кровь. Самцы рыбы линофрины паразитирую на самках этого вида, прилипая к ней и питаясь за ее счет. Северный подкожный овод, паразитирующий на оленях. Овод усолей, паразитирующий на лошадях. Овод-крючок и овод-травянка паразитируют на ослах. Яйца насекомых в личинках других насекомых, пауков и мокриц. Грибы и сами растения поражают другие растения(заразиха, вирус табачной мозайки, фитофтора). Опенок, поражающий около 200 видов деревьев.

Жук - плавунец и малек рыбы. Щука и карась. Волк и заяц. Божья коровка и тля. Волки и олени. Тюлень и пингвин. Миксины присосавшись к рыбе ртом, вбуравливаются в жертву и пожирают все внутренние органы . Кархародон, акулы-молоты и рыбы, а также морские львы и т.д. Пираньи и рыбы, а также мелкие животные. Дидиния и инфузория туфелька. Стрекоза самый прожорливый хищник планеты - поедает разнообразных насекомых. Щука и карась, карп и др. рыбы. Черный коршун, ястреб - перепелятник, ястреб - тетеревятник, орлы, коршуны, луни, орланы - хищные птицы, питающиеся мелкими птицами, грызунами и т.д. Скопа - хищная птица, питающаяся исключительно рыбой. Рысь ловит мышей, глухарей, косуль и даже оленей. Росянка - хищное растение, оно поедает мух. Бывают хищники-охотники, а есть еще хищники-собиратели, например, насекомоядные птицы, собирающие пищу на земле, в траве, на деревьях

Рыба-лоцман сопровождает крупных морских животных (акул, дельфинов, черепах) и кормится остатками их пищи, а также их экскрементами и паразитами. Рыба-прилипала при помощи присосков прикрепляется к телу акулы и передвигается с ней, питаясь остатками ее пищи. Крупные млекопитающие (олени, собаки) служат разносчиками плодов и семян с зацепками (вроде репейника). Львы и гиены, подбирающие остатки пищи (нахлебничество) .Различные виды почвенных бактерий-сапрофиты, перерабатывающие органические вещества и высшие растения,потребляющие образовавшиеся минеральные соли (сотрапезничество). Лианы и эпифиты (орхидеи, лишайники, мхи) (квартиранство). Рыбы, причутся под зонтиками медуз со стрекательными нитями (квартиранство). В гнездах птиц и в норах грызунов обитаем множество видов членистоногих. Рыба-горчак откладывает икру в мантию двустворчатого малюска

Сожительство раков отшельников с коралловыми полипами - актиниями. Рак увеличивает пространство для ловли добычи актинией, а сам питается ее добычей, которая падает на дно при охоте актинии.

Муравьи и тля. Муравьи питаются сладкими выделениями тлей и одновременно защищают их от птиц

Египетские цапли и слоны. Цапли питаются насекомыми, которых вспугнули слоны, а сами предупреждают слонов об опасности громким криком.

Африканский медоуказчик и медоед. Медоуказчик не может вскрыть гнездо, поэтому громко кричит, указывая перелетом и криком путь к пчелиному гнезду. Медоед вскрывает гнездо и ест мед, а медоуказчик ест затем воск.

Деревья-эпифиты и муравьи. Корни эпифитов становятся убежищем для муравьев. Эпифит получает дополнительное питание из останков жертв муравьев

Медоносные пчелы, взаимодействуя с цветами, способствуют их опылению, а сами получают пищу.

Одноклеточные организмы поселяются на теле ночесветок. Гости поглощают углекислоту и используют свет, исходящий от ночесветок, избавляя хозяев от вредного углекислого газа и снабжая их кислородом.

Рыбки-клоуны прячутся от врагов среди жгучих щупальцев актинии. Актинии тоже польза - рыбки заманивают хищных рыб в объятия ядовитых щупальцев.

Распространение муравьями семян некоторых растений леса

Лишайники представляют собой сожительство гриба и водоросли.

Носороги и воловьи птицы. Птицы питаются мелкими животными, которые живут на коже носорога и беспокоят его, а также предупреждают криками об опасности, а носорог, таким образом, обеспечивает птиц пищей.

Буйволовые скворцы и буйволы. Птицы питаются насекомыми, которые живут на коже буйвола и беспокоят его, а буйвол, таким образом, обеспечивает птиц пищей.

Мурены и губанчики-чистильщики, которые выедая больные участки кожи и отмершие ее частички, уничтожают всех паразитов, обитающих у мурены на теле.

Мурены и губанчики-чистильщики, которые выедая больные участки кожи и отмершие ее частички, уничтожают всех паразитов, обитающих у мурены на теле.

Термиты и жгутиконосцы, живущие в кишечнике термитов и использующие их в качестве среды обитания. Жгутиконосцы переваривают несъедобную древесину, превращая ее в питательные вещества для термитов

Грибницы многих грибов связаны с корнями растений. Корни деревьев высасывают из грибницы воду с минеральными веществами, а грибница из корней - сахар

Взаимоотношения узкоспециализированных к опылению растений (инжир, купальница) с опыляющими их насекомыми.

Рыбы холодных и умеренных широт меньше страдают от паразитов. Здешние чистильщики не устраивают пунктов санобработки и странствуют по океану, проделывая внушительную работу. Однажды подсмотрели, как юнкер-сандагери обработал за 15 минут 21 рыбу.

Читайте также: