Босх сад наслаждений описание

Обновлено: 30.06.2024

Познакомимся более подробно с одной из самых известных картин Босха, "САД ЗЕМНЫХ НАСЛАЖДЕНИЙ"1500-1510гг. Ещё триптих называют "САДОМ РАДОСТЕЙ ЗЕМНЫХ".

Я думаю на протяжении веков многие поняли,что сладострастие не такой уже и большой грех,скорее всего удовольствие.Но каждому времени свои каноны.Картина очень интересная,многое на первый взгляд,совсем непонятно,но мы попытаемся присмотреться получше и разобраться,что же хотел выразить этот загадочный художник.

Увидев однажды оригинал в музее Прадо в Мадриде,я долго не могла разобраться,что же на ней изображено.Что именно хотел сказать нам средневековый художник?Даже внимательно слушая экскурсовода,очень трудно разобраться в этом сплетении тел и огромном количестве голых людей.

"Сад земных наслаждений "-это триптих.Он должен был служить для украшения алтаря .Прежде,чем приступить к детальной характеристике картины,несколько слов о художнике.Иероним Босх (Ирун Антонисон Ван Акен.)-1450-1516гг.-нидерландский художник,один из крупнейших представителей Северного Возрождения.Считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства.

Босх родился в семье художников.,жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе в Нидерландах.Около 1480 года художник женится на Алейт Гойартс ван дер Меервене, которую по-видимому знал с детства. Она происходила из богатой купеческой Хертогенсбосской семьи.


Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл, и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование.Ни на одной из своих картин он не ставил дату и не давал им название.Всего сохранилось 25 картин и 8 рисунков.
"Сад земных наслаждений "-состоит из 3-х частей.

С человеческими фигурами смешались звери неестественных пропорций, птицы, рыбы, бабочки, водоросли, огромные цветы и фрукты.
Великолепная по живописи картина напоминает яркий ковер, сотканный из сияющих и нежных красок. Но это прекрасное видение обманчиво, ибо за ним скрываются грехи и пороки, представленные художником в виде многочисленных символов, заимствованных из народных поверий, мистической литературы и алхимии.

Лодка-яблоко, в которой уединяются любовники, формой напоминает женскую грудь;птицы становятся олицетворением похоти и разврата.
Рыба — символом беспокойного вожделения,раковина является женским началом.
Третий (самый дальний) — венчается голубым небом, где люди летают на крылатых рыбах и с помощью собственных крыльев.

Для того,чтобы легче было разобраться можно посмотреть более детально фрагменты.Молодая пара объединилась в прозрачном пузыре.Сбоку молодой человек обнимает огромную сову.Девушки срывают с дерева экзотические плоды.Казалось бы, что на фоне такого пейзажа ничто не может быть целомудреннее любовных игр человеческих пар.
Сонники того времени приоткрывают подлинное значение этих земных наслаждений:
вишни, земляника, клубника и виноград, с такой радостью поедаемые людьми, символизируют греховную сексуальность, лишенную света божественной любви.

Для средневековой морали половой акт, который в XX в. научились наконец воспринимать как естественную часть человеческого бытия, был чаще доказательством того, что человек утратил свою ангельскую природу и низко пал. В лучшем случае на совокупление смотрели как на неизбежное зло, в худшем — как на смертный грех. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений — мир, растленный любострастием.

Она олицетворяет последние три дня сотворения мира.Небо и Земля произвели на свет десятки живых существ, среди которых можно увидеть жирафа, слона и мифических зверей наподобие единорога. В центре композиции поднимается Источник Жизни — высокое, тонкое, розовое сооружение, отдалённо напоминающее готический табернакль, украшенный затейливой резьбой.

Сверкающие в тине драгоценные камни, так же как фантастические звери, вероятно, навеяны средневековыми представлениями об Индии, пленявшей своими чудесами воображение европейцев со времён Александра Македонского. Существовало народное и достаточно распространённое поверье о том, что именно в Индии находится утраченный человеком Эдем.

Следовательно, поедание одного живого существа другим предусмотрено в плане самого Творца. На правой створке триптиха заглатывать и терзать будут уже не зверюшек и лягушек, а людей.
Теперь подробнее рассмотрим животных,которые появились на земле.

ПРАВАЯ СТВОРКА -МУЗЫКАЛЬНЫЙ АД.

Если на центральной части запечатлено эротическое сновидение, то на правой створке — кошмарная действительность. Это самое жуткое видение Ада: дома здесь не просто горят, но взрываются, озаряя вспышками пламени тёмный фон и делая воду озера багряной, как кровь.

На переднем плане кролик тащит свою добычу, привязанную за ноги к шесту и истекающую кровью, — это один из самых излюбленных мотивов Босха, но здесь кровь из вспоротого живота не течёт, а хлещет, словно под действием порохового заряда.
Самые безобидные существа превращены в монстров, обычные вещи, разрастаясь до чудовищных размеров, становятся орудием пытки. Огромный кролик тащит свою жертву - человечка, истекающего кровью; один музыкант распят на струнах арфы, другой - привязан к грифу лютни.

Странное существо с птичьей головой и большим полупрозрачным пузырём поглощает грешников и затем низвергает их тела в идеально-круглую выгребную яму. Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой, судя по всему, обжора — безостановочно изрыгать съеденные лакомства. У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Лицо женщины отражается в зеркале, прикреплённом к ягодицам другого, зелёного демона, — таково возмездие тем, кто поддался греху гордыни.

Северной Европе мотив бодрой радости чужд вообще. Полемизируя с итальянскими гуманистами, Босх показывает, что за все краткие радости жизни люди заплатят вечным муками в Аду. На исходе XV века в Нидерландах всерьез верят, что после 1054 года, когда произошел раскол христианской Церкви на Восточную и Западную, никто уже больше в Рай не попадал.

Первым расшифровать это произведение попытался Хосе де Сигуенса в 1605 г. Он считал, что в нем дан собирательный образ земной жизни человека, погрязшегo в греховных наслаждениях и забывшего о первозданной красоте утраченного рая и потому обреченного на гибель в аду.Монах предлагал снять с этой картины побольше копий и распространять их среди верующих для вразумления.

"Мелодия, написанная на ягодицах мальчика", видимо, не очень удачное название для музыкального произведения, но родилось оно благодаря одной из самых известных картин в истории искусства.

Когда студентка Амелия Гемрик увидела фрагмент "Сада земных наслаждений", она решила сыграть мелодию, ноты которой записаны на ягодицах одного из многочисленных мучеников, изображенных на правой панели триптиха.

Тело мученика, придавленное огромной лютней и арфой, окружают люди и монстры. Кто-то держит на пике лягушку, охваченную пламенем.

Его самое известное полотно - "Сад земных наслаждений", написанное в период 1490-1510 гг. - демонстрирует взгляды художника на мораль и грех. А дьявол, как известно, кроется в деталях.

По мнению искусствоведов, "Сад земных наслаждений" является, пожалуй, самым узнаваемым изображением ада во всем западном искусстве.

И если Сартр говорил, что ад - это другие люди, то ад Босха - это люди вместе с совами, монстрами и клубникой, а также с ягодицами, на которых вытатуирована партитура.

"Я предположила, что на второй строчке расположена нота до, как было принято в ту эпоху, и переписала мелодию современной нотной записью", - объясняет Амелия Гемрик в своем блоге, который мгновенно стал вирусным.

500-летний музыкальный этюд из ада, сыгранный на лютне, арфе и лире под аккомпанемент григорианского хорала, оказался поистине волшебной мелодией.

Именно в этом и заключается гений Босха: создавая огромную панораму рая и ада, он добавляет маленькие неожиданные детали, которые рассказывают гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

Игроки

Автор фото, Wikipedia

Пытки, увечья и. нарды. На одном фрагменте правой панели триптиха изображена сцена, в которой дьявольские существа пытают грешников, вонзают им в спины ножи и нанизывают на копье сердца.

А рядом с ними - игральные кости и доска.

Гротескные существа не просто причиняют боль, они играют со своими жертвами, издеваются над ними.

Как отмечают исследователи, в частности в документальном фильме "Босх: Прикосновение дьявола", ад у Босха заметно отличается от его изображений другими средневековыми художниками, на которых грешников варят в котлах, жарят на сковородках или едят живьем.

В "Саду земных наслаждений" грешники страдают не только от физических пыток, но и от психологических. Их души мучают страхом, тревогой, хаосом и отчаянием.

Птицы

Автор фото, Wikipedia

Рядом со страданиями - юмор. На центральной панели триптиха обнаженные люди катаются на огромных птицах - дроздах, утках и дятлах.

И это - не только визуальная шутка, но и игра со словесными смыслами, ведь голландский глагол "vogelen" (от vogel - "птица") может также обозначать половой акт.

Полотно скрывает множество других неожиданностей. Например, если условно провести две линии из верхних углов через середину триптиха, в точке их пересечения можно увидеть пасхальное яйцо.

По мнению искусствоведа Келли Гровье, художник таким образом намекает, что выход из созданного им жуткого мира все же есть. Ведь яйцо - это символ вечного возрождения жизни, а также - символ надежды.

Раковина

Автор фото, Wikipedia

Впервые "Сад земных наслаждений" упоминается в 1517 году. Итальянский священник Антонио де Беатис, который сопровождал кардинала Арагонского во время его визита в Брюссель, написал в своих путевых заметках, что видел "триптих, на котором изображены странные вещи".

В своем "Словаре сексуальных высказываний и образов эпохи Шекспира и Стюартов" Гордон Уильямс отмечает, что моллюски с давних времен считаются символом женских половых органов.

Жемчужинки внутри раковины символизируют семью. В произведениях римского писателя Плиния упоминается вид мидий под названием "раковина Венеры".

Клубника

Автор фото, Wikipedia

В первых описаниях триптиха его нередко называют "клубничной картиной", хотя "Сад земных наслаждений" изобилует и другими видами фруктов. Группа людей собирает яблоки с дерева, в сцене с очевидной отсылкой к Библии человек со зловещей усмешкой угощает женщину клубникой.

В другой части картины пары кормят друг друга ягодами - сцена вполне в стиле куртуазных романов. Однако, это - нечто большее, чем просто флирт.

По мнению одного критика, Босх "искажает и уродует" тему куртуазной любви, так как "любовный фрукт" - традиционный символ любви, как земной, так и духовной, - превращается в его картине в адское бремя".

Свинья-монашка

Автор фото, Wikipedia

На первый взгляд, свинья в наряде монашки кажется важнейшей фигурой этого фрагмента, но ампутированная нога рядом несет гораздо более глубокую смысловую нагрузку.

Это намек на заболевание, известное под названием "Огонь Святого Антония", - гангрена конечностей, возникающая из-за отравления опасным типом плесневых грибов.

В 1950-х годах компонент этих грибов был синтезирован в ЛСД.

Как объясняет другой исследователь Босха Питер ван Хьюсти, "если вы съедите хлеб от плохого пекаря. у вас могут начать гнить конечности, а ум затмят галлюцинации, что в конце концов приведет к безумию".

"Возможно ли, что Босх рисовал свой "Сад земных наслаждений" под влиянием наркотического трипа?" - спрашивает искусствовед.

Человек-дерево

Автор фото, Wikipedia

Головна історія тижня, яку пояснюють наші журналісти

По мнению Ханса Бельтинга, который называет полотно скорее утопическим, чем апокалиптическим, эта фигура является автопортретом самого Босха.

Искусствовед Рейндерт Фалькенбург добавляет, что антропоморфные фигуры нидерландского живописца - это сложные образы, которые призывают зрителя задуматься над завуалированными смыслами.

В конце концов, "Сад земных наслаждений" не так уж и легко поддается анализу. Кажется, это произведение сознательно сопротивляется интерпретации, а Фалькенбург вообще уверен, что именно таковым и был замысел Босха.

В своей работе "Ранняя нидерландская живопись" Эрвин Панофски пишет: "Несмотря на изобретательность и эрудированность исследователей Босха, которые бесспорно сделали существенный шаг к расшифровке его произведений, меня не покидает ощущение, что истинное значение величественных кошмаров и грез знаменитого нидерландца нам еще предстоит открыть".

"Нам удалось просверлить несколько дырок в двери запертой комнаты, но ключ к ней мы пока так и не нашли", - добавляет он.

Прочитать оригинал этой статьи на английском вы можете на сайте BBC Culture

Сад земных наслаждений


Ты можешь выбрать картину любой тематики в галерее или заказать свою

В чем смысл самой непонятной картины XVI века?




Удивляет манера живописи с выразительной прорисовкой фигур людей и животных, распределением света и отсутствием теней. Кто-то пытался воспроизвести звучание нот, но это не дало ключей к разгадкам послания Босха.


Символика каждой части триптиха



В этой части гениального творения отражены демонические существа и орудия адских пыток. Скорее всего, это порожденные фантазией Иеронима Босха символы и представления католиков об адских муках. Есть вещи, которые сложно придумать адекватному человеку. Эти монстры – что-то из ряда ночных кошмаров, поразивших воображение гениального художника эпохи Возрождения.


Ты можешь выбрать картину любой тематики в галерее или заказать свою

Символика средневекового шедевра






Фонтаны – эзотерический символ. Необычная пародия на источник живой воды Эдема. Вода – символ жизни, которая используется церковной практике (крещение, омовение). Катары многие ритуалы отвергли. У Босха в фонтане есть сфера как сотворенного мира, откуда выглядывает сова, натворившая много зла. Искусствоведы усматривают в этом второй подтекст – рак (хитиновый розовый фонтан) и сова в нем (Сатурн) отражают астрологическое указание на время грядущего Судного дня.



Клубника и другие ягоды. По мнению исследователей символизма эпохи Возрождения, ягоды были отождествлением манящего греха и иллюзорных удовольствий. В саду греховных наслаждений множество разных плодов.


Круговорот всадников, движущихся против часовой стрелки – олицетворение перевоплощений, как утверждают эзотерики. Однако в Библии нет никаких подтверждений – каждая душа по завершении телесной жизни даст отчет перед Богом. Возможно, хоровод символизирует круг страстей, из которого невозможно вырваться. Движение в обратную сторону – очередная ирония Иеронима Босха над средневековой астрологией и зодиакальным кругом.





Символика правой створки


Катары склонялись к тому, что Бог сотворил ад не для людей, а для падших демонических существ. Это бывшие Ангелы, которых прельстил сатана, когда пожелал утвердить свой престол выше Божьего Престола. О свержении с Небес падших ангелов написано в Библии. У Босха показаны некоторые уровни ада, где должны пребывать демоны и грешные души.



Лестницы – путь к самопознанию без помощи Бога, упование на тайные знания и собственные возможности. Это популярный символ времен Позднего Средневековья – подъем завершается падением (у Босха – грехопадение).


https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/originals/62/40/4c/62404ca17c7b8c61b826d093d9c21b88.jpg

Иероним Босх (c. 1450–1516)
Сад земных наслаждений.
c.1500—1510, Дерево, масло. 389,005 × 220 см
Музей Прадо, Мадрид

https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/originals/3a/ef/eb/3aefeb62b23916df1bb1fd52fb2d1f96.jpg

Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, detail)
1490-1510
Prado

https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/originals/6f/da/e8/6fdae89bb202f8987dbb88101fdab692.jpg

Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, detail)
1490-1510
Prado

Именно эту работу Босха, особенно фрагменты центральной картины, обычно приводят в качестве иллюстраций, именно здесь уникальное творческое воображение художника проявляет себя в полной мере. Непреходящее очарование триптиха заключается в том, как художник выражает главную идею через множество деталей.

https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/originals/cc/1d/03/cc1d03eab2475b39f20916c3684db7ef.jpg

Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, detail)
1490-1510
Prado

https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/originals/50/df/b6/50dfb6bf994b18f21e44eda7df452e2b.jpg

Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, detail)
1490-1510
Prado

https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/originals/f7/6a/82/f76a82ffde2efa210653dea3e431133d.jpg

Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, detail)
1490-1510
Prado

https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/originals/c5/12/0d/c5120d1401925094b901c43f34f7915f.jpg

Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel detail)
1490-1510
Prado

Картина переполнена прозрачными фигурками, фантастическими сооружениями, чудовищами, обретшими плоть галлюцинациями, адскими карикатурами реальности, на которую он смотрит испытующим, чрезвычайно острым взглядом. Некоторые учёные хотели видеть в триптихе изображение жизни человека сквозь призму её тщеты и образы земной любви, другие — торжество сладострастия

Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel detail)
1490-1510
Prado

(central panel)
Detail Large flower (lower left)

central panel
Detail Large flower (lower left)

central panel
Detail Owl with boy or young man (lower left)

central panel,
detail: Man with a strawberry on his back (lower left).

Однако простодушие и некоторая отстранённость, с которыми трактованы отдельные фигурки, а также благосклонное отношение к этому произведению со стороны церковных властей заставляют сомневаться, что содержанием его могло быть прославление телесных наслаждений.

Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel)
1490-1510
Prado

Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel)
1490-1510
Prado

Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, detail)
1490-1510
Prado

center panel
Detail: Fictional fruit (lower left)

Центральная часть триптиха


На первый взгляд центральная часть представляет едва ли не единственную в творчестве Босха идиллию. Обширное пространство сада заполнено обнажёнными мужчинами и женщинами, которые лакомятся исполинскими ягодами и плодами, играют с птицами и животными, плещутся в воде и — прежде всего — открыто и бесстыдно предаются любовным утехам во всём их разнообразии.

The Garden of Earthly Delights,
central panel, detail.
between 1480 and 1490

central panel,
detail: Man pointing at a women (lower right).

Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, detail)
1490-1510
Prado

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/5f/Hieronymus_Bosch_032.jpg

Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, detail)
1490-1510
Prado

Всадники длинной вереницей, как на карусели, едут вокруг озера, где купаются обнажённые девушки; несколько фигур с едва заметными крыльями парят в поднебесье. Этот триптих сохранился лучше, чем большая часть крупных алтарных образов Босха, и беспечное веселье, парящее в композиции, подчеркивается её ясным, равномерно распределённым по всей поверхности светом, отсутствием теней, ярким, насыщенным колоритом.

Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, detail)
1490-1510
Prado

Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, left)
Detail: Winged man with fruit flies to heaven (right)
1490-1510 Prado

Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, detail))
1490-1510
Prado

Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, detail))
1490-1510
Prado

center panel
Detail: Drinking man (lower left)

central panel,
detail: Man with a strawberry on his back (lower left).

central panel
Detail bird feeding men (left)

На фоне травы и листвы, подобно диковинным цветам, сверкают бледные тела обитателей сада, кажущиеся ещё белее рядом с тремя-четырьмя чернокожими фигурами, расставленными в этой толпе. Позади переливающихся всеми цветами радуги фонтанов и построек, окружающих озеро на заднем плане, на горизонте виднеется плавная линия постепенно тающих холмов. Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента, вдохновившего художника.

https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/originals/97/6e/16/976e16bb91413efeb324efd0c30d2e21.jpg

Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, detail))
1490-1510
Prado

Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, detail))
1490-1510
Prado

Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, detail))
1490-1510
Prado

Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, detail))
1490-1510
Prado

Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, detail))
1490-1510
Prado

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/43/Bosch%2C_Hieronymus_-_The_Garden_of_Earthly_Delights%2C_central_panel_-_Detail_Man_riding_a_salamander_%28upper_left%29.jpg/892px-Bosch%2C_Hieronymus_-_The_Garden_of_Earthly_Delights%2C_central_panel_-_Detail_Man_riding_a_salamander_%28upper_left%29.jpg

central panel, Detail
Rider and man in fruit (upper left).

Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, detail)
1490-1510
Prado

Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, detail)
1490-1510
Prado

Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, detail)
1490-1510
Prado

Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, detail)
1490-1510
Prado

Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, detail)
1490-1510
Prado

Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, detail)
1490-1510
Prado

Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, detail)
1490-1510
Prado

Для средневековой морали половой акт, который в XX в. научились наконец воспринимать как естественную часть человеческого бытия, был чаще доказательством того, что человек утратил свою ангельскую природу и низко пал. В лучшем случае на совокупление смотрели как на неизбежное зло, в худшем — как на смертный грех. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений — мир, растленный любострастием.

left panel
Detail Winged figure with fish flying (upper right)

Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, detail)
1490-1510
Prado

Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, detail)
1490-1510
Prado

Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, detail)
1490-1510
Prado

Босх абсолютно верен библейским текстам в других своих работах, мы с уверенностью можем предположить, что центральная панель также основана на библейских мотивах. Такие тексты действительно можно найти в Библии. До Босха ни один художник не осмелился вдохновиться ими, и на то есть веская причина. Тем более, что они расходятся с общепринятыми правилами библейской иконографии, где возможно только описание уже случившегося или того, что произойдет в будущем согласно Откровению. (Ханс Бельтинг)

Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, detail)
1490-1510
Prado

Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, detail)
1490-1510
Prado

Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, detail)
1490-1510
Prado

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/fb/Bosch%2C_Hieronymus_-_The_Garden_of_Earthly_Delights%2C_central_panel_-_Detail_porcupine.jpg/1024px-Bosch%2C_Hieronymus_-_The_Garden_of_Earthly_Delights%2C_central_panel_-_Detail_porcupine.jpg

central panel
Detail Porcupine (left)

center panel
Detail: women with peacock

Сад земных наслаждений — это изображение Рая, где упразднён естественный порядок вещей и полновластно царят хаос и сладострастие, уводя людей от пути спасения. Этот триптих нидерландского мастера является самым лирическим и загадочным его произведением: в созданной им символической панораме христианские аллегории смешиваются с алхимическими и эзотерическими символами, что породило самые экстравагантные гипотезы касательно религиозной ортодоксальности художника и его сексуальных склонностей. (Федерико Дзери )

Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, detail)
1490-1510
Prado

central panel, Detail
Rider and man in a fruit (upper left).

The Garden of Earthly Delights,
center panel
Detail: Detail Man with a plum as head (lower right)

central panel,
Detail: Men upside down (upper left).

Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, detail)
1490-1510
Prado

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/00/Bosch%2C_Hieronymus_-_The_Garden_of_Earthly_Delights%2C_central_panel_-_Detail_man_with_mouse_%28lower_left%29.jpg/1024px-Bosch%2C_Hieronymus_-_The_Garden_of_Earthly_Delights%2C_central_panel_-_Detail_man_with_mouse_%28lower_left%29.jpg

center panel
Detail: Man with mouse (lower left)

Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, detail)
1490-1510
Prado

center panel
Detail: hybrid stone formation with tubes; riders (left)

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c5/Bosch%2C_Hieronymus_-_The_Garden_of_Earthly_Delights%2C_central_panel_-_Detail_duck_feeding_man_%28lower_left_side%29.jpg/1024px-Bosch%2C_Hieronymus_-_The_Garden_of_Earthly_Delights%2C_central_panel_-_Detail_duck_feeding_man_%28lower_left_side%29.jpg

central panel,
detail: duck feeding man (lower left side).

Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, detail)
1490-1510
Prado

central panel
Detail Bird and Man riding a duck (lower left)

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/de/Bosch%2C_Hieronymus_-_The_Garden_of_Earthly_Delights%2C_central_panel_-_Detai_Man_eating_a_strawberry%2C_Man_eating_a_cherry%2C_and_a_man_bending_over_a_fictional_fruit.jpg/1280px-thumbnail.jpg

central panel
Detail Man eating a strawberry, a man eating a cherry and a man bending over a fictional fruit (left)

central panel,
Detail: Camel and people in a leaf (mid-right).

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/ca/Bosch%2C_Hieronymus_-_The_Garden_of_Earthly_Delights%2C_central_panel_-_Detail-_Raven.jpg/1021px-Bosch%2C_Hieronymus_-_The_Garden_of_Earthly_Delights%2C_central_panel_-_Detail-_Raven.jpg

central panel inside (left side),
detail: raven.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/83/Bosch%2C_Hieronymus_-_The_Garden_of_Earthly_Delights%2C_central_panel_-_Detail_Cat.jpg/1280px-Bosch%2C_Hieronymus_-_The_Garden_of_Earthly_Delights%2C_central_panel_-_Detail_Cat.jpg

central panel,
detail Giant cat (center).

central panel
Detail: Lobster shell (or similar) with people (mid-right)

central panel inside (left side),
detail: People sit around a large strawberry.

Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, detail)
1490-1510
Prado

central panel, detail
Man in a ring.

Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, detail)
1490-1510
Prado

The Garden of Earthly Delights
center panel
Detail: Stone Formation complete (upper left)

https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/originals/d1/52/95/d15295b0cd564f67c956f78bab82f7a7.jpg

Hieronymus Bosch (circa 1450–1516)
The Garden of Earthly Delights (central panel, detail)
1490-1510
Prado

Еру́н Анто́нисон ван А́кен, более известный как Иеро́ним Босх (лат. Hieronymus Bosch; около 1450—1516) — нидерландский художник, один из крупнейших мастеров Северного Возрождения, считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства

Читайте также: