Большой урожай абрикосов мандаринов апельсинов ананасов

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Цель урока: сформировать у школьников среднего звена навыки использования морфологических норм современного русского литературного языка.

1) образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;

2) развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;

3)воспитательные: формирование коммуникативных качеств учащихся, умение работать в группах, в парах.

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, приёмы активизации мыслительной деятельности: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой. Заключительным этапом урока стала рефлексия.

Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов: иллюстративные материалы интернет-ресурсов, содержащие справочные данные и иллюстративный материал по данной теме;

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. Учитель приветствует обучающихся. Создаёт комфортную рабочую атмосферу в классе. Проверяет готовность к уроку. Учащиеся приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

2.Этап актуализации знаний учащихся.(4 мин.)

Мозговая атака. Ребята, сегодня мы с вами будем готовиться к Новому году, пойдем в магазин, на рынок, купим все необходимое. Согласны? Но вот вопрос: как сказать правильно: купили 5 кг апельсинов или апельсин, 2 кг помидоров или помидор, 5 бананов или банан? Как правильно говорить: 5 килограммов или килограмм? (ответы учащихся)

- А хотите узнать, как правильно писать эти существительные во множественном числе и не допускать ошибок в правописании?



3. Этап формулирования целей и темы урока. (2 мин.)

Цель этапа: определить тему, цель и задачи урока, мотивировать учащихся к продуктивной деятельности.

Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока, называют цели и задачи.

Учащиеся формулируют тему урока: “Правописание окончаний имен существительных в форме родительного падежа множественного числа”.

Учитель корректирует (если есть необходимость) формулировку цели урока. Мотивирует учащихся на получение знаний по теме. (На доске ведётся соответствующая запись)

- Запишите тему урока в тетради.

- Полученные знания по теме нашего урока помогут вам в будущем, потому что эта тема встречается в тестовых заданиях государственной итоговой аттестации.

4. Этап формирования новых знаний и умений. (10 мин.)

Цель этапа: познакомить с нормой и особенностями правописания и употребления форм множественного числа имен существительных.

Знакомит учащихся с морфологическими нормами, используя презентацию, организует беседу.

- Важнейшим свойством литературного языка является его нормированность. Если бы не было языковой нормы, то в языке могли бы произойти такие изменения, что люди, живущие в разных концах России, перестали бы понимать друг друга. Работа с таблицами (распечатанную таблицу получает каждый учащийся)

Склонение, род Окончания Примеры
1 скл Нулевое, -ей Задач, статей

Но: вишен,басен, черешен, яблонь

2 скл Ср.р., м.р.

нулевое,

ей, -ев,-ов

Жилищ, полей, пельменей, перьев, облаков, солдат, партизан

НО: блюдец, полотенец,

3 скл -ей Степей, скАтертей

НО: вафель, тУфель, серЁг, оладий

Окончание -ОВ Нулевое окончание
Абрикосы- абрикосов

Ананасы – ананасов

Апельсины – апельсинов

Баклажаны –баклажанов

Бананы-бананов

Георгины-георгинов

Гранаты-гранатов

Мандарины-мандаринов

Помидоры-помидоров

Томаты-томатов

Яблоки – яблок
Окончание -ОВ Нулевое окончание
Граммы – граммов

Килограммы – килограммов

Километры – километров

Байты – байтов

Гектары – гектаров

Вольты- вольт

Ватты – ватт

Амперы – ампер

Рентгены – рентген

Окончание -ОВ Нулевое окончание
Джинсы – джинсов

Гольфы – гольфов

Клипсы – клипсов

Носки - носков

Ботинки – ботинок

Валенки – валенок

Сапоги – сапог

Чулки – чулок

Названия предметов и явлений

Окончание -ОВ Нулевое окончание
Браслеты – браслетов

Брелоки – брелоков

Рельсы – рельсов

Торты-тортов

Джинсы – джинсов

Чипсы - чипсов

Места - мест

Окна – окОн

Стекла – стёкол

Макароны – макарон

Сардины – сардин

Шпроты – шпрот

Шорты – шорт

Зразы – зраз

Лосины – лосин

Окончание - ОВ Нулевое окончание
Казахи – казахов

Калмыки – калмыков

Киргизы – киргизов

Монголы – монголов

Узбеки – узбеков

Якуты – якутов

Тунгусы - тунгусов

Армяне – армян

Грузины – грузин

Лезгины – лезгин

Осетины – осетин

Татары – татар

Цыгане – цыган

Турки – турок

Буряты - бурят

Закрепление: Восстановите строки из стихотворения Б.Успенского

В детской сказке Колобок по траве катиться мог
Без (ботинки), без (сапоги), без (носки) и без (чулки)

Через сотни (километры),
Не страшась (метели), (ветры),
Мчатся с юга к нам вагоны.
В них везут ребятам тонны
(Апельсины), (мандарины),
(Помидоры) и (лимоны).

Учащиеся самостоятельно записывают строки, используя таблицу. Записи в тетради.

Цель этапа: предупреждение общего утомления учащихся, переключение их с умственной деятельности на умственно-физическую.


6. Этап закрепления изученного материала.(15 мин.)

Для достижения целей урока учитель направляет и организует работу обучающихся в группах.

  • 1 группа: Ситуация “ В продуктовом магазине” (4 чел.)
  • 2 группа: Ситуация “ Подготовка к празднику”(4 чел.)
  • 3 группа: Ситуация “ В магазине одежды”(4 чел.)
  • 4 группа: Ситуация “ В обувном магазине”(4 чел.)
  • 5 группа: Ситуация “ На кухне”(4 чел.)
  • 6 группа: Ситуация “ Подготовка к встрече гостей”(4 чел.)

Учитель объясняет задание: необходимо составить текст из 3-5 предложений, употребив данные слова. Не забудьте про орфографические и пунктуационные нормы, а также про этические, то есть, обращаясь к собеседнику, следует употреблять слова “пожалуйста”, “будьте добры”, “спасибо” и т.д.

ТЕКСТЫ:

1 группа: Ситуация “ В продуктовом магазине”

Нужно купить (бананы), (гранаты), (помидоры), (вафли), (пельмени), (чипсы), (макароны)

Примерный текст, составленный учащимися:

- Здравствуйте! Упакуйте мне, пожалуйста, 2 связки бананов, 5 гранатов, 2 пачки вафель, килограмм пельменей, 1 пачку чипсов и макарон. Спасибо.


2 группа: Ситуация “ Подготовка к празднику”

Блюдца, полотенца, скатерти, мандарины, ананасы, черешня, торты

Примерный текст, составленный учащимися:

К Новому году мы стали готовиться заранее. Купили в магазине несколько скатертей, полотенец, блюдец, ведь гостей может быть много. Еще купили 5 килограммов мандаринов, килограмм черешен и вишен для украшения тортов.



3 группа: Ситуация “В магазине одежды”

Джинсы, лосины, шорты, браслеты, сумки

4 группа: Ситуация “В обувном магазине”

Сапоги, ботинки, валенки, туфли, чулки, носки

5 группа: Ситуация “На кухне”

Оладьи, блюдца, полотенца, скатерти, шпроты, макароны

6 группа: Ситуация “На даче”

Черешня, вишня, яблоки, абрикосы, помидоры, огурцы, георгины, баклажаны.

Учащиеся зачитывают полученные тексты, учитель дает комментарии.

7. Подведение итогов урока. Рефлексия. (2 мин.)

Цели: организовать подведение итогов урока.

Ребята, понравился вам урок? Что нового и полезного вы сегодня узнали? Зачем нам необходимо знать морфологические нормы, то есть нормы употребления существительных в родительном падеже множественного числа?

Известный чешский педагог Ян Амос Коменский сказал: “ Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию”. Вы назовете сегодняшний день и наш урок счастливым или несчастливым?


Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки в электронный журнал и дневники учащихся

Д.з. Ситуация “На даче”:необходимо составить текст из 3-5 предложений, употребив данные слова.

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Энджелл

Лучший ответ:


Пармезан Черница

1. Разными жилищами× (2 скл., тв.п) в крошечных хибарках × (1скл, пр.п) поселились× в берлогах (1скл, пр.п)
2.Сок апельсинов и мандаринов содержит много витаминов. Бабушка сварила варенье из вишен и абрикосов.
3. вариант 1 (поедают) вредителей
1. поедают (кого?) вредителей- им.сущ.2. Нач.ф. - вредительМорф.признаки : одушевлённое, нариц., муж.р.,2скл ; мн.ч., вин.п.3. (кто?)вредителей (дополнение---)
вариант 2 – (поймают) гусениц.
1. поймают(кого?) гусениц - им.сущ.2. Нач.ф. - гусеница Морф.признаки : одушевлённое, нариц., ж.р.,1 скл ; мн.ч., вин.п.3. (кого?) гусениц (дополнение---)
4. Семи пядей во лбу - без царя в головеворон считать - держать ухо востро




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

04.02.19г Русский язык 10 класс

Тема: Именительный и родительный падеж множественного числа некоторых существительных мужского рода.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. Учитель приветствует обучающихся. Создаёт комфортную рабочую атмосферу в классе. Проверяет готовность к уроку. Учащиеся приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

2.Этап актуализации знаний учащихся.

Как сказать правильно: купили 5 кг апельсинов или апельсин, 2 кг помидоров или помидор, 5 бананов или банан? Как правильно говорить: 5 килограммов или килограмм? ( ответы учащихся)

-А хотите узнать, как правильно писать эти существительные во множественном числе и не допускать ошибок в правописании?

3.Этап формулирования целей и темы урока.

4. Этап формирования новых знаний и умений.

- Важнейшим свойством литературного языка является его нормированность. Если бы не было языковой нормы, то в языке могли бы произойти такие изменения, что люди, живущие в разных концах России, перестали бы понимать друг друга. Работа с таблицами ( распечатанную таблицу получает каждый учащийся)

LearnOff — Русский язык

LearnOff — Русский язык

LearnOff — Русский язык запись закреплена

📖

Множественное число существительных: родительный падеж существительных, называющих овощи и фрукты

В родительном падеже существительные, называющие овощи и фрукты, в большинстве случаев имеют окончание -ОВ.

Например: абрикосов, баклажанов, персиков, помидоров, томатов, абрикосов.

Накупите апельсинов,
Ярко-красных мандаринов,
Чёрно-синих баклажанов,
Жёлто-солнечных бананов,
Соком брызжущих томатов,
Витаминами богатых!
© Надежда Мельник

Читайте также: