Благоустройство и озеленение программа

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 18.09.2024

Оценить 761 0

озеленения и благоустройства школьной территории

Пояснительная записка

Экология планеты, региона, местности, школьной территории тесно связаны. Большие проблемы рождаются малыми. Решаются малые проблемы, решатся и большие.

Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды.

Практическая деятельность - рациональное природопользование, бережное отношение к живому, уход за своим жилищем, создание в нём уюта - важный момент становления экологической культуры, формирования нравственных ценностей.

Школьный двор – это визитная карточка школы, требующая постоянной и целенаправленной работы по благоустройству. Проблема состояния и благоустроенности школьного двора имеет более глубокое экологическое значение, чем, кажется на первый взгляд. По существующим санитарным нормам каждое учебное, дошкольное или оздоровительное учреждение должно иметь выраженную буферную зелёную зону, ограждающую эти объекты от загазованной окружающей среды.

Школьный двор и школьная территория стали эффективным средством формирования экологической культуры учащихся, становления их нового гражданского сознания. Эту работу мы рассматриваем, как часть системы социального становления личности.

Наша цель - создать единый комплекс, где можно было бы реализовать многие свои способности, запросы, интересы, идеальную модель маленького мира цветов. Двор для нас – это мир, где каждый чувствует себя комфортно, имеет широкие возможности для самореализации на пользу себе и другим, обретение опыта жизненного созидательного успеха.

Таким образом, наш школьный двор – это универсальное средство, которое одновременно выполняет ряд функций: познавательную, развивающую, духовно-нравственную, функцию социального закаливания, функцию физического развития, гражданского становления личности, функцию проектирования собственной деятельности.

Целостное восприятие природы, а именно такое восприятие развивает школьная территория, открывает путь к новому мировоззрению, осознанию роли и места своего Я.

Постановка проблемы

Все лучшее в природе принадлежит всем вместе.

Школьная территория занимает площадь 10750 м 2 .

Со всех сторон к школе примыкает проезжая часть, что создаёт пылевую загрязнённость и загазованность территории. Наличие зелёных насаждений сыграет роль своеобразного фильтра, украсит территорию, а продуманное благоустройство территории создаст уют, обеспечит занятость детей подвижными играми на свежем воздухе, занятиями спортом, трудом и отдыхом.

Перед администрацией и учащимися встал вопрос: как сделать участок уютным и неповторимым? Несомненно, учащимся вместе с педагогами нужно благоустроить прилегающую к школе территорию. Не просто высадить деревья, кустарники, сделать клумбы, а украсить территорию вокруг школы композиционными ансамблями, чтобы она была привлекательнойи комфортной. Мало воткнуть растения, нужен систематический уход. Красивый участок у школы вызывает положительные эмоции, поднимает настроение, повышает мотивацию жителей города к благоустройствусвоихпридомовыхтерриторий.
Необходим план, предусматривающий ряд продуманных мер по озеленению и благоустройству школьной территории

Гипотеза:создание элементов ландшафтного дизайна на пришкольной территории может привлечь внимание учащихся и их родителей к экологическим проблемам микрорайона школы и повысить социальную активность населения города.

Актуальность выбранной темы: благоустройство территории играет важную роль в жизни человека - красиво устроенные клумбы, элементы ландшафта оказывают влияние на настроение человека, его здоровье и настроение, создают благоприятный микроклимат.

Данный проект позволяет учащимся, педагогам, родителям прикоснуться к историческому прошлому школы, ее настоящему и будущему. Работа в этом проекте дает возможность педагогам развивать у учащихся патриотические качества, активную жизненную позицию, а также реализовать способности художников, дизайнеров, садоводов, исследователей.

Чтобы наши дети могли заботиться и ценить окружающий мир, они сами должны его создать. Поэтому в данной программе предлагается благоустройство школьной территории и озеленение руками школьников в содружестве со взрослыми. Реализация программы будет содействовать воспитанию у детей нравственных, экологических и эстетических ценностей. Умение ценить свой труд и труд окружающих преобразит внешний вид нашей школы.

1.благоустройство территории школы;

2.организация коллективного творческого дела,

3. воспитание ответственности и трудолюбия у учащихся;

4.развитие исследовательской и творческой деятельности учащихся совместно с учителями;

5. воспитание экологической культуры учащихся;

6. здоровьесбережение и воспитание потребности в здоровом образе жизни.

• расширение и применение экологических знаний, полученных при изучении школьных предметов и создание экологической среды на школьной территории;

• приобретение опыта исследовательской деятельности и опыта прогнозирования будущего состояния окружающей среды;

• развитие эстетических, творческих и коммуникативных способностей учащихся;

• формирование у детей активного и ответственного отношения к окружающей природе;

• организация активного отдыха и оздоровление детей;

• формирование практических навыков работы по выращиванию и уходу за растениями;

• организация ухода за участком в летний период;

• мониторинг состояния школьной территории, классных комнат;

• сбор дидактического материала к урокам биологии.

Участники программы

• учащиеся и педагогический коллектив МБОУ СОШ № 21;

Формы организации деятельности учащихся

1. Трудовая практика учащихся 5-8, 9-10 классов.

2. Трудовой десант, состоящий из учащихся, работников школы, родителей по озеленению территории.

3. Наблюдение и изучение состояния окружающей природной среды.

4. Исследовательская деятельность, постановка экспериментов.

5. Экскурсии, конкурсы, викторины, игры.

Время и место проведения

Данная программа рассчитана на пять лет. Основная часть мероприятий будет проводиться весной, летом, осенью методом реализации проектов. Природоохранная деятельность будет осуществляться на пришкольной территории.

Содержание программы

В плане реализации программы предлагается осуществить экологические проекты:

Ожидаемые результаты

Организация социально-значимой общественной деятельности школьников.

Комплексный подход к воспитанию гражданственности, патриотизма, экологической культуры, трудовому воспитанию.

Благоустройство и озеленение территории школы в соответствии с современными требованиями, улучшение её эстетичности.

Улучшение условий для обучения, повышение качества образовательных услуг.

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья, приобщение к здоровому образу жизни как важной составляющей экологической культуры.

Создание на базе школ эстетических оформленных площадок для обеспечения занятости учащихся во внеурочное время.

Знания и умения, которые приобретают дети в результате реализации программы.

Опыт взаимодействия с окружающей средой, общения и работы в коллективе, принятия решений.

Повышение экологической культуры, эстетического вкуса.

Привлечение общественности к проблемам школы.

Создание условий для возможной организации процесса совместного времяпрепровождения, способствующего духовному сближению детей и взрослых, рождению общих интересов и увлечений.

Создание гуманистической развивающей среды жизнедеятельности учащихся, представление им дополнительных возможностей для саморазвития, самоутверждения, самовыражения.

Создание благоприятных условий жизни.

I ЭТАП– 2012 год

Оценка экологической обстановки. Сбор и обработка информации, анкетирование, опрос общественного мнения жильцов микрорайона, изучение состояния здоровья детей, занятости учащихся и др. исследования по теме проекта.

Определение цели и задач проекта.

Организация творческих групп, работающих по теме проекта.

Подготовка территории к благоустройству и озеленению (выкорчевывание погибших деревьев и кустарников, уборка территории от мусора).

Составление эскиза ландшафтного дизайна пришкольной территории.

Организация конкурса среди учащихся на лучший эскиз цветочной клумбы.

Составление сметы расходов на выполнение работ по реализации проекта.

Организация работы экологического и трудового отрядов.

Подведение итогов I этапа проекта.

II ЭТАП –– 2012- 2013 ГОДЫ

Обновление почвы на школьных клумбах.

Проведение конкурса на лучшую цветочную клумбу.

Посадка саженцев деревьев.

Высадка саженцев плодово-ягодных растений (смородина, шиповник, малина, рябина).

Уход за растениями.

Вырубка старых деревьев.

Выполнение научно-исследовательских работ на опытных участках с последующим представлением их на различных конкурсах, конференциях.

Приведение в эстетическое состояние спортивных объектов.

Оформление клумб и посадка вьющихся растений.

Разбивка цветников у фасада школы и создание альпийской горки.

Составление карт видового состава деревьев и трав на территории пришкольного участка.

Поддержание порядка травяного покрова и клумб территории.

Изготовление кормушек для птиц.

Изучение видового состава растений, лекарственных растений, произрастающих на территории школы и особенности их выращивания.

Издание газеты с информацией о результатах деятельности по реализации проекта.

Подведение итогов II этапа проекта.

III ЭТАП –– 2013 - 2014 годы

Проведение конкурса на лучшую цветочную клумбу.

Уход за растениями.

Поддержание порядка травяного покрова и клумб территории.

Постройка кормушек для птиц.

Разбивка цветников у фасада школы, высадка роз.

Анализ полученных результатов и обобщение опыта.

Организация работы с обучающимися по подготовке презентации проекта.

Обобщение опыта работы.

Выгрузка информации на школьный веб-сайт.

Распространение в школьных СМИ информации о деятельности учащихся по реализации проекта в течение года.

Подведение итогов III этапа проекта.

IV ЭТАП – 2014 - 2015 годы

Проведение конкурса на лучшую цветочную клумбу.

Уход за растениями.

Поддержание порядка травяного покрова и клумб территории.

Изготовление кормушек для птиц.

Анализ полученных результатов и обобщение опыта.

Выгрузка информации на школьный веб-сайт.

Подведение итогов IV этапа проекта.

V ЭТАП – 2015 – 2016 годы

Проведение конкурса на лучшую цветочную клумбу.

Уход за растениями.

Поддержание порядка травяного покрова и клумб территории.

Анализ полученных результатов и обобщение опыта.

Издание материалов проектной деятельности и методических разработок учителей.

Распространение в школьных и местных СМИ информации о деятельности учащихся по реализации проекта в течение года.

Выгрузка информации на школьный веб-сайт.

Подведение итогов проекта.

Реализация проекта

Экологический проект

Необходимые ресурсы

Создание элемента ландшафтного дизайна у фасада школы.

Материальные средства: внебюджетные источники.

Плодородная почва, саженцы роз.

Создание парковой зоны,

рябины, черёмухи, клена.

Вырубка старых деревьев.

Материальные средства: внебюджетные источники.

Ремонт скамеек, установка урн.

Материальные средства: внебюджетные источники.

Металлические трубы, доски, гвозди, стройматериалы.

Посадка лиственных и хвойных деревьев на территории, примыкающей к школе.

Материальные средства: внебюджетные источники.

Вскапывание и прополка клумб.

Высадка цветочной рассады в грунт.

Материальные средства: внебюджетные источники.

Торфяные горшки, посадочный грунт, удобрения.

Содержание и реализация плана работы III этапа проекта.

В 2013-14 году выполнено благоустройство дворовой территории школы. Выделены несколько объектов дизайна:

3-й объект – Зона отдыха.

Цветы – это идеальный и универсальный инструмент в ландшафтном дизайне. Они придали нашему школьному двору неповторимое очарование. Цветники стали элементами декора пришкольного участка, служат прекрасным украшением для него.

Зимой мы рассчитываем количество и вид растений, которые необходимы для посадки, выращиваем рассаду и производим её высадку согласно рисунку и цветовой схеме. Мы проектируем цветники таким образом, чтобы обеспечить необычайное по своему великолепию, а также длительное цветение нашего сада. Каждый год цветники имеют различные размеры, формы, композиционные решения, сочетания декоративных растений. Учитываются их особенности – высота и диаметр куста, сроки цветения, совместимость с другими видами, экологические параметры (переносимость света и тени) и многие другие аспекты. Красота мимолетна, большинство цветников через месяц выглядят уже совершенно иначе. Однако наши насаждения хорошо спланированы и привлекательны на протяжении всего года и являются в полном смысле слова произведениями искусства. Мы любуемся сальвиями, однолетними и многолетними флоксами, петунией, бархатцами, циннией, однолетними георгинами различной цветовой окраски.

Чтобы создать целостную эстетическую картину школьной территории и волнующей душу воспоминаниями о дороге, ведущей к школьному порогу, захотелось улучшить дизайн центральной аллеи.

Выкорчевали поросль, беспорядочно росшую вдоль неё, познакомились с видами декоративных кустарников, изучили правила посадки. Теперь здесь клумбы.

Отсутствуют заброшенные и не озелененные участки.

Территория школы от улицы по периметру отделяется оградой.

Помимо прямого функционального назначения эта ограда играет и декоративную роль. Она красива и эстетически оформлена. Состоит из несущих элементов и решеток. Калитка прочна, долговечна и удобна в пользовании.

Через плодово-ягодный участок проложена дорожка с таким расчетом, чтобы любое время года и любую погоду по ней можно было пройти. По обеим сторонам этой дорожки посажены однолетние цветочные культуры. Правильная и красивая планировка дорожки - важная часть благоустройства и декоративного оформления участка.

Одним из важнейших элементов благоустройства школьной территории и прилегающих территорий являются покрытия дорожек и площадок. Здесь применено асфальтное покрытие и плитка, так как такое покрытие достаточно прочно и удобно в эксплуатации.

Цветники разной формы украшают участки школы

Главным моментом этой работы является превращение территории школы в чистую зону учёбы и отдыха.

Фасад здания школы находится в удовлетворительном состоянии.

Школьный двор стал образцовой зоной благоустройства и озеленения, имеет и большое практическое и пропагандистское значение. Он стал, притягательными для отдыха и времяпрепровождения детей, родителей с детьми.

Участок школы благоустроен так, чтобы он служит не только для выращивания цветов, деревьев, но и был хорошим местом отдыха. Ведь работа и отдых в саду на свежем воздухе успокаивает и укрепляет нервную систему, закаляет организм.

Наличие и состояние спортивной площадки.

Следующий пункт в благоустройстве школьного участка – спортплощадка. В оформлении спортивной площадки важным является правильное и компактное размещение всех необходимых объектов – беговые дорожки, футбольное поле, участки для игры в волейбол и баскетбол.

Игровая зона и школьный сад предназначены для отдыха и развлечения. Эта территория несёт положительный эмоциональный заряд, яркая, красочная и интересная, Дети с удовольствием отдыхают, играют здесь.

В кабинетах МБОУСОШ №21 также идет работа по озеленению.

Оценка результатов

Проводимая работа по благоустройству имеет не только экологический, но и социальный характер. Важность её несомненна. Она имеет большое значение для формирования трудовых и коммуникативных качеств учащихся. Забота о воссоздании и сохранении природы помогает в решении проблемы воспитания экологической культуры и потребности в здоровом образе жизни. Экологическая деятельность объединила разные возрастные группы учеников и взрослых для совместного решения проблемы, создания комфортных условий жизненного пространства. Много мероприятий проведено в целях озеленения территории школы. Посажены новые саженцы деревьев, кустарников, цветов. За три года и в этом году посажено:

Окультурена территория школы.

Дружба наша с природой - залог здоровья обеих сторон. И, что особенно важно, наша любовь к природе непременно перейдет и в сердца наших детей. Работа по благоустройству и озеленению территории - это великая школа труда и созидания любви ко всему живому, экологического воспитания. Так будем же разумными учителями – сеятелями добра и красоты, а одновременно – и прилежными учениками у матери- природы: ее щедрость и красота нам так необходимы в жизни. Мы хотим сделать свой школьный двор для подрастающего поколения экологически чистым и эстетически красивым. Проявляя толерантность, мы призываем не к разрушению, а к созиданию.

Проведение разноплановых работ на пришкольном участке способствует развитию профессиональной компетенции учащихся старших классов. На основе привлечения школьников к практически значимой деятельности на пришкольном участке идет их социальное становление. Нам удалось воплотить в жизнь все наши идеи и задумки.

1. Появилась возможность рационально использовать большие площади для организации дизайнерских зон пришкольного участка.

2. Улучшилась экологическая обстановка и санитарно-гигиеническое состояние школьной территории.

3. Появилась возможность использования флоры как наглядного материала
в учебной и внеучебной деятельности.

4. Цветники и декоративные кустарники с ранней весны до поздней осени радуют глаз, способствуют воспитанию у учащихся, их родителей и жителей города бережного отношения к богатству родного города, эстетического вкуса, умения ценить прекрасное.

ВложениеРазмер
Рабочая программа учебной практики. 36.85 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования и науки Тамбовской области

Тамбовское областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение

Зам. директора по УПР

УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 03

профессионального модуля 03

Озеленение и благоустройство различных территорий

профессионального обучения по программе профессиональной подготовки

17531 Рабочий зеленого хозяйства

Бакун Марина Владимировна, мастер производственного обучения

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 03


1. Область применения программы.
Программа учебной практики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС

в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):

2. Цели учебной практики: формирование у обучающихся первичных практических умений деятельности в рамках профессиональных модулей ОПОП СПО.

3. Требования к результатам учебной практики.
В результате прохождения учебной практики по ВПД обучающийся должен освоить:

Озеленение и благоустройство различных территорий

ПК 3.1.Создавать и оформлять цветники различных типов.

ПК 3.2.Выполнять работы по вертикальному озеленению, созданию и содержанию живых изгородей

ПК 3.3.Устраивать и ремонтировать садовые дорожки.

ПК 3.4.Выполнять работы по устройству и содержанию водоемов, рокариев и альпинариев.

4. Формы контроля:

учебная практика – дифференцированный зачет;

5. Количество часов на освоение программы учебной практики.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Результатом освоения программы учебной практики являются сформированные профессиональные компетенции:

Наименование профессиональной компетенции

Создавать и оформлять цветники различных типов.

Выполнять работы по вертикальному озеленению, созданию и содержанию живых изгородей

Устраивать и ремонтировать садовые дорожки.

Выполнять работы по устройству и содержанию водоемов, рокариев и альпинариев

Озеленение городских территорий

Найти питомник

комплексное благоустройство городских территорий

Что такое комплексное благоустройство городских территорий

В последние 15–20 лет ситуация стала стремительно меняться, причем не только в столице, но и в провинциальных городах. Была разработана Концепция комплексного благоустройства, в которую вошли все работы по озеленению и улучшению городских территорий. Документ включает требования к работам по реконструкции и пластической организации рельефа, посадке новых деревьев, кустарников и цветов на улицах и в парках, к установке ограждений, к архитектурному освещению улиц или целых кварталов, размещению малых архитектурных форм и объектов городского дизайна. Согласно этой концепции комплексное благоустройство затрагивает три группы городских пространств.

питомник

Крупные питомники имеют фитосанитарные документы и разрешения, а также могут предоставлять гарантии на продаваемые растения. Подробнее

Первая группа — общественные пространства города, то есть те, которые активно посещаются жителями и являются центрами общегородского и локального значения: театры, кинотеатры, торговые центры, парки, скверы, пешеходные зоны. Участки и специализированные зоны общественной застройки, такие как госучреждения, больницы, студенческие городки благоустраиваются в соответствии с их отраслевой направленностью. Например, в больницах на приобъектной территории — в парке или сквере — устанавливают скамейки для отдыха.

Вторая группа — территории жилого назначения. Собственные требования к комплексному благоустройству разработаны и для них. При этом они будут разными для придомовых пространств, для школьных или дошкольных учреждений, для автостоянок и общественных пространств внутри жилых кварталов.

На заметку

При плотной застройке жилого квартала растения можно высадить и на крышах домов. Такая практика уже давно распространена в крупных городах США, Японии и Европы. Например, в Норвегии крыши, заросшие травой и мхом, являются национальной традицией и существуют на протяжении нескольких столетий.

Третья группа — территории рекреационного назначения. Это парки, скверы, бульвары, сады, зоны отдыха. К этой же группе относятся и особо охраняемые природные территории — национальные парки, природные парки и лесопарки.

Преимущества городских деревьев

Комплексное благоустройство в каждом отдельном случае имеет свои специфические требования, но существует некий общий фактор для всех трех групп — в каждой из них обязательно предусматривается высадка зеленых насаждений. Именно они помогают создать единый и гармоничный ландшафт территории, улучшают экологическую ситуацию в городе и просто украшают улицы.

Комплексное благоустройство

Комплексное благоустройство В некоторых питомниках можно приобрести садовый грунт и заказать комплексную услугу по посадке купленных саженцев. Подробнее

Примеры удачного комплексного благоустройства Москвы — территория Патриарших прудов с улицами Большой, Малой Бронной и Спиридоновкой, реконструкция Большой Ордынки и Триумфальной площади.

Виды озеленения городских территорий

Виды посадки растений для городского озеленения были разработаны ландшафтными дизайнерами уже несколько столетий назад, и за это время мало что изменилось. По-прежнему основными типами являются рядовые и аллейные посадки деревьев, группы (куртины), солитеры, живые изгороди, рабатки, шпалеры, газоны.

Аллейные посадки

Аллейные посадки применяются при озеленении парков и улиц. При этом способе деревья высаживают в две параллельные линии вдоль дорожек на одинаковом расстоянии друг от друга. Деревья при аллейном способе должны быть одного возраста, чтобы аллея получилась ровной и однородной. Породы деревьев обычно используют одинаковые, но в некоторых случаях уместна и высадка двух или трех разных пород. Яркий пример классических аллей — каштановые аллеи Парижа, в честь которых парижане даже устраивают ежегодный праздник.

Рядовая посадка

Рядовая посадка — это самый простой и распространенный способ, при котором деревья или кустарник высаживают в одну линию вдоль дорожек или по периметру площадок. Практически на любой улице любого города можно встретить этот тип посадки.

дизайн

Купив взрослые деревья в питомнике, можно сразу создавать ландшафтный дизайн, а не ждать, пока вырастут маленькие саженцы. Купить дерево

Группа, или куртина

Группа, или куртина, состоит из нескольких деревьев, высаженных искусственно на открытом месте. Группа может быть одновидовой — из одного вида дерева или кустарника, смешанной из деревьев, смешанной из кустарников и сложной, состоящей из деревьев и кустарников одновременно. Иногда в состав групп входят многолетние цветочные растения.

Одиночные посадки, или солитеры

Одиночные посадки, или солитеры, проектируют на открытых пространствах для украшения небольших территорий. Для них используют красиво цветущие кустарники — розу, сирень, жасмин или деревья с оригинальным цветом и формой кроны — голубые ели, липы, дубы.

рабочий

Некоторые питомники готовы предложить услуги по доставке, правильной посадке купленных растений, а также по уходу за ними в течение всего года. Подробнее

Живые изгороди

Живые изгороди, как правило, делают из кустарников и используют для ограждения участков, клумб, газонов, площадок для отдыха или в декоративных целях. Защитные изгороди обычно создают из колючих кустарников, их высота может достигать 1–2 метров. Декоративные изгороди гораздо меньше по высоте, например, высота бордюра — менее 0,5 м.

Газон

Газон — самый распространенный вид озеленения городских территорий. Газоны есть практически везде — и в жилых кварталах, и в общественных зонах, и на территориях предприятий. Существует 3 типа газонов для озеленения — обычный, партерный и однолетний мавританский. Обычный газон засевается смесью трав или одним видом травы. Такой газон периодически подстригают для придания ему аккуратного вида. Партерный газон устраивают на самых ответственных участках садов, парков, возле культурных учреждений. Это элитный вид газона, состоящий только из одного определенного вида травы и требующий особых условий и ухода, включающего стрижку раз в 10 дней, регулярный полив и подкормку. Партерный газон отличается высокой плотностью, однородной окраской. Мавританский газон состоит из смеси злаковых трав и цветущих однолетников. Стричь такой газон не нужно, он должен расти естественным путем. Очень красиво мавританские газоны смотрятся в больших парках и садах.

клумбы, рабатки и цветники

Кроме упомянутых видов посадки, при озеленении городских территорий также используются всем хорошо известные клумбы, рабатки и цветники. При этом выбор вида озеленения зависит от того, с какой именно территорией ведется работа. Вряд ли на небольшой улице будет уместна куртина из крупных деревьев, а в парке с обширными свободными пространствами — маленькая одиночная клумба. В большинстве случаев специалисты комбинируют несколько типов насаждений, получая в результате гармонично сформированное пространство, в котором все элементы связаны не только между собой, но и с городской застройкой.

В условиях города используется два вида озеленения: стационарное и мобильное. Стационарное озеленение — это обычная посадка растений в грунт, при мобильном растения сажают в специальные передвижные емкости — вазоны, контейнеры. Оба эти вида в одинаковой степени используются для создания архитектурно-ландшафтных объектов: садов, цветников, скверов, внутридомовых площадок с цветами и деревьями. Стационарное и мобильное озеленение устраивают на естественных и искусственных элементах рельефа, крышах и даже фасадах зданий.

Это интересно

Испанские ученые разработали новый материал — биобетон, в состав которого входят вещества, позволяющие ему сохранять все свойства при прорастании растений. С помощью биобетона здания можно превратить в вертикальные сады без использования дополнительных вазонов и горшков. Основной связующий материал в биобетоне — фосфат магния, обеспечивающий благоприятные условия для развития мхов, лишайников и других растений без вреда для строительных конструкций.

Виды растений для городского озеленения

Виды растений для городского озеленения

Растения, используемые в городском озеленении, должны отвечать целому ряду особых требований. Кроме внешней привлекательности, от них требуется наличие контролируемой формы и скорости роста, устойчивость к болезням, вредителям и физическим повреждениям. Нежелателен резкий запах от деревьев и цветов, наличие в них естественных ядовитых веществ и способности давать отпрыски далеко от материнского ствола, взламывая асфальт, и другие не слишком практичные свойства. Например, во многих городах отказались от высадки тополей из-за пуха и хрупкости стволов и веток, ломающихся от сильного ветра.

При выборе растений нужно учитывать длительность светового дня в конкретном городе, среднюю температуру окружающей среды и влажность, наличие и расположение подземных вод, виды почв. Нет смысла высаживать в городе с резко континентальным климатом южные растения, они все равно не выживут. Предпочтительнее всего использовать местные виды флоры, при этом учитывая, что оживленные улицы — не самое лучшее место для особо прихотливых пород деревьев и растений. Кроме того, нельзя забывать и об архитектурно-художественном решении озеленяемого объекта.

При озеленении конкретных городских объектов нужно выбирать такие растения, которые лучшим образом способны решить поставленные задачи. Например, если необходимо озеленить улицу, застроенную многоэтажными зданиями и при этом защитить фасады от солнца, лучше всего использовать высокие деревья — березу, липу, клен остролистный, сосну. Если же требуется создать тень на тротуарах, то достаточно высадить низкие или средние растения — черемуху, рябину, клен татарский. При этом нужно учитывать, что высота деревьев и кустарников одних и тех же пород в разных условиях может сильно отличаться. Например, московские липы в парках достигают 31 м высоты, а на улицах города — только 9,7 м.

Большое значение при выборе растений для городского озеленения имеет и форма кроны, особенно у деревьев. Она очень важна при создании строгих композиций — обсадке площадей, улиц, общественных зданий и т.д. Некоторые кусты и деревья отличаются четкой геометрической формой кроны, а некоторые требуют ее формирования. Хорошо поддаются стрижке пихта, облепиха, ель обыкновенная, шиповник, рябина, липа, туя. Их использование в озеленении может помочь созданию очень интересных композиций.

Еще один важный фактор выбора — плотность кроны. Деревья и кустарники с плотной кроной наиболее эффективно защищают от солнечных лучей, ветра и снега. Растения с прозрачной кроной увеличивают игру света и тени и используются в сложных композициях в качестве дополнения к архитектуре зданий. Малопрозрачную крону имеет пихта, черемуха, вяз, липа, дуб, каштан. Прозрачная крона — у груши, осины, сливы, акации, абрикоса.

Какие деревья и кустарники высаживают в Москве

Выбор трав и цветов для городского озеленения также должен подчиняться климатическим и эстетическим требованиям. Эффектный декор города в течение всего лета обеспечивают клумбы из быстро появляющихся и обильно цветущих алиссума, петунии, маттиолы, ибериса, люпина. Парадные клумбы, например, в центре города перед административными зданиями, формируют весной и осенью из цветущих растений — примулы, гвоздики перистой, анемоны и декоративно-лиственных — ковыля, бадана, хосты.

Хвойные деревья

Хвойные деревья Благодаря вечнозеленым хвойным деревьям сад будет радовать глаз в любое время года. Какое дерево выбрать?

Правила озеленения городской среды

Нормы и правила проектирования комплексного благоустройства

  • виды озеленения;
  • размеры комов, ям и траншей для посадки деревьев и кустарников;
  • размер рекреационной нагрузки;
  • состав почвы и грунтов;
  • степень техногенных нагрузок и климатические условия.

Заказчики и исполнители работ по благоустройству

От того, какая именно территория требует озеленения, зависит и то, кто эти работы заказывает. Если речь идет о новых районах, то за озеленение отвечает сам застройщик. Давно ушло в прошлое то время, когда новые районы могли похвастать лишь наличием строительного мусора и бурьяном на пустырях между домами.

Озеленением социальных городских объектов, таких как школы, детские сады, парки, улицы, сады, проспекты, занимается администрация каждого конкретного городского района. При этом тендеры на выполнение работы обязательно размещаются на сайте госзакупок. Придомовые территории обычно озеленяются силами жильцов или юридических лиц, арендующих в этих домах помещения. Что касается территорий крупных предприятий, то их озеленением, а также благоустройством прилегающих территорий занимается собственник.

Озеленение муниципальных территорий проводят силами такого подразделения, как горзеленхоз, отвечающего за выращивание посадочного материала, но встречаются ситуации, когда озеленение поручается частным дизайнерам или специализированным фирмам. У специализированных компаний нередко больше возможностей в разработке и осуществлении сложных ландшафтных работ, в них работают квалифицированные специалисты и имеется большой выбор растений.

деревья

Стоимость саженцев Стоимость дерева в питомнике, как правило, зависит от сорта растения, а также от его возраста и размера. Смотреть каталог

Относиться к выбору исполнителя следует очень ответственно, поскольку при некачественной работе переделать ее результаты будет очень сложно, особенно в случае с озеленением больших территорий. Чтобы не ошибиться, нужно обратить внимание на следующее:

  • наличие всех нужных специалистов, от ландшафтного дизайнера до агронома, и техники, способной выполнить поставленные задачи;
  • ассортимент растений, а также то, самостоятельно ли компания выращивает посадочный материал или просто перепродает его;
  • наличие у компании портфолио с готовыми решениями, на основе которых можно сделать вывод о ее квалификации;
  • необходимые разрешительные документы;
  • стоимость работ.

Очень полезно выехать на место и своими глазами увидеть уже воплощенные в реальность проекты компании. Они лучше всех фотографий расскажут об уровне оказываемых ею услуг и профессионализме сотрудников.

Разработка проекта благоустройства территории проходит в три стадии: эскизный проект (П), проект (П) и рабочая документация (РД). На каждом этапе формируется определенный пакет документов, которые постепенно уточняются и детализируются. Они разделены на две части: графическую с визуализацией концепции благоустройства и текстовую, содержащую описание принятых решений. Предлагаем подробнее рассмотреть процесс проектирования и его особенности.


Первый этап – анализ объекта и составление ТЗ

Чтобы начать проектирование, необходимо познакомиться с объектом, провести анализ территории. Специалисты собирают всю важную информацию и проводят предварительную оценку полноты и достаточности данных для создания проекта. Эта информация ложится в основу технического задания (ТЗ) на разработку проекта благоустройства.


Второй этап – разработка концепции и создание эскиза

После выдачи задания на разработку проектов благоустройства специалисты приступают к созданию концепции. Чаще всего ее представляют в виде предпроектных эскизов и набросков с привязкой к определенным пространственным координатам и временным периодам (года и суток). Заказчику часто предоставляют несколько разных эскизов на выбор. Лучший из них может быть представлен и в виде трехмерной визуализации для более реалистичного понимания того, как это будет выглядеть после выполнения проекта.

В список документации на этапе эскизного проектирования могут входить:

  • ситуационный план;
  • опорный план, отражающий существующее положение;
  • наброски генерального плана;
  • план функционального зонирования участка;
  • схемы озеленения территории;
  • 3D-визуализация;
  • пояснительная записка, описывающая генплан и принимаемые решения.


Третий этап – разработка проекта

После утверждения заказчиком рабочего варианта концепции наши специалисты приступают к разработке генерального плана проекта благоустройства. На этом этапе происходит уточнение концепции с детальной разработкой всех элементов, ведомости материалов, спецификаций оборудования, планов, фасадов, разрезов и сметы.

Перечень документации на данном шаге уже более широкий. Параллельно с графической частью составляется пояснительная записка, в которой излагают технико-экономическое обоснование проекта. В записку включают:

  • характеристики участка;
  • список работ по вертикальной планировке территории;
  • обоснование принятых решений по обустройству участка;
  • описание планировочной организации участка;
  • обоснование пешеходных и транспортных коммуникаций.

В состав графической части входят:

  • ситуационный и генеральный планы;
  • схема укладки выбранных типов покрытия;
  • план расстановки МАФ (малых архитектурных форм);
  • план организации наружного освещения;
  • схема высадки растений;
  • узлы, ведомости, сметы и спецификации.

К этим документам также прилагается комплект рабочих чертежей марки ГП (генеральный план):

  • общие данные;
  • план земляных масс и организации рельефа;
  • разбивочный план;
  • сводный план инженерных сетей;
  • чертежи нетиповых изделий, например, МАФ.


Заказать проект благоустройства у профессионалов

Читайте также: