Без заботы и репу не вырастишь грамматическая основа

Обновлено: 08.07.2024

1 . Сначала выпишите только определённо‑личные простые предложения. Подчеркните все члены предложения; у глагола‑сказуемого укажите лицо, число, наклонение и время. Затем выпишите простое двусоставное предложение, обозначьте грамматическую основу.
1 ) Солнце выйдет из тумана, поле озарит, и тогда пройдёшь тропинкой. (А. Блок) 2 ) От Чусово́й до Перми́ тянется слегка всхолмлённая лесная равнина. (Д. Мамин−Сибиряк) 3 ) Забудь заботы и печали. Умчись без цели на коне в туман и в луговые дали. (А. Блок) 4 ) В густой траве пропадёшь с головой. В тихий дом войдёшь не стучась. (А. Блок) 5 ) Над городом с громом и молниями пронеслась буря, загудел ливень. (М. Горький)
2 . Выпишите сложные предложения, укажите грамматические основы. Какие части этих предложений являются односоставными?
3 . Найдите побудительные предложения. В каком наклонении употреблены в них глаголы? Если в эти предложения ввести подлежащее, выраженное местоимением, пострадает ли качество речи?
4 . К каждому выделенному слову запишите как можно больше однокоренных. Укажите чередования в корнях.
5 . Правильно ли утверждение: в слове войдёшь количество звуков не совпадает с количеством букв? Докажите.

Решение

1 .
Определённо‑личные простые предложения:
И тогда пройдёшь ( 2 −е л., ед. ч., изъявит. накл., буд.вр.) тропинкой .
Забудь ( 2 −е л., повелит. накл., ед. ч.) заботы и печали .
Умчись ( 2 −е л., повелит. накл., ед. ч.) без цели на коне в туман и в луговые дали .
В густой траве пропадёшь ( 2 −е л., ед. ч., изъявит. накл., буд.вр.) с головой .
В тихий дом войдёшь ( 2 −е л., ед. ч., изъявит. накл.) не стучась .
Простое двусоставное предложение:
Солнце выйдет из тумана, поле озарит .
2 .
1 ) Солнце выйдет из тумана, поле озарит , и тогда пройдёшь тропинкой. (А. Блок)
5 ) Над городом с громом и молниями пронеслась буря , загудел ливень . (М. Горький)
3 .
Побудительное предложение:
Забудь заботы и печали. Умчись без цели на коне в туман и в луговые дали. Глаголы употреблены в повелительном наклонении. Если ввести в предложение подлежащее−местоимение, то качество речи пострадает.
4 .
Озарит − заря, з о рька, зарница, зарево, зоревать (искл.).
Равнина − р о вный, выравнивался, выравнивать, выравниваться, выр о внять, заравнивать, подравнивать.
Заботы − заботились, заботить, заботиться, озаботились, озаботится, позаботилась, позаботиться.
Дали − вдаль, далее, далеко, дальнейший, дальний, дальновидный.
Головой − головка, головной, головастый, безголовый, голова.
5 . Войдёшь − [ вай’д’о́ш ] − 7 букв, 6 звуков.

В 1 группу - прилаг.; во2-сущ. 2 го. склонения; в3-сущ. 3 го склонения; в4-глаголы.:прячься, горяч, бегаешь, ключ, прилечь, плывёшь, меч, камыш, мелочь, лож, глушь, увлечься, речь, печь, экипаж, молодёж, багаж, ландыш, мечтаешь, заплач, учишься,

Прочитайте фрагмент текста. Определите его тему, стиль и тип речи Воздействие звучащей музыки на человека поистине уникально. Она может вызвать бурную радость и незабываемое наслаждение или, наоборот, ввергнуть в сильное душевное переживание.

1 Каким правилом надо пользоваться, чтобы не ошибиться в написании кратких прилагательных с шипящей в конце? 2 Когда в суффиксах прилагательных пишутся одна и две н? 3 Как различить на письме суффиксы - к - и - ск - в прилагательных?

Прочитайте. Определите вид предложений по цели высказывания и поставьте нужный знак в конце предложений. 1. Какая птица имеет длинный хвост _ 2. Какая птичка имеет красивый хвост_ 3.

В каком предложении допущена ошибка? 1) В результате землитрясений и обвалов в подводных горах, а так же извержений вулканов на дне океана иногда могут возникать гигантские волны, называемые цунами.

Укажем части речи: Забота (что? существительное) не (отрицательная частица) съела (что сделала? глагол), скука (что? существительное) одолела (что сделала? глагол). Без (предлог) заботы (что? существительное) и (соединительный союз) репу (что? существительное) не (отрицательная частица) вырастишь (что сделаешь? глагол). Выпишем глаголы: (не) съела одолела (не) вырастишь Анализ первого и последнего глагола: не съела: прошедшее время, совершенный вид, женский род, единственное число, переходной. не вырастишь: будущее время, 2 лицо, единственное число, переходной, совершенный вид.

Предложение как единица речи

Предложение — это наи­мень­шая еди­ни­ца речи, кото­рая пред­став­ля­ет собой грам­ма­ти­че­ски орга­ни­зо­ван­ное соеди­не­ние слов, обла­да­ю­щее смыс­ло­вой и инто­на­ци­он­ной законченностью.

При помо­щи пред­ло­же­ний мы выра­жа­ем свои мыс­ли и чув­ства, обра­ща­ем­ся друг к дру­гу с вопро­са­ми, сове­та­ми, прось­ба­ми, поже­ла­ни­я­ми и при­ка­за­ни­я­ми. Итак, целью пред­ло­же­ния может быть сооб­ще­ние, вопрос или побуж­де­ние. В пред­ло­же­нии содер­жит­ся сооб­ще­ние о собы­тии, кото­рое вос­при­ни­ма­ет­ся как реаль­ное, про­ис­хо­дя­щее в каком-то вре­ме­ни или как нереальное.

Предложением назы­ва­ет­ся сло­во или несколь­ко слов, в кото­рых заклю­че­но сооб­ще­ние, вопрос, или побуж­де­ние (при­каз, совет, просьба).

Предложение может состо­ять как из несколь­ких слов, объ­еди­нен­ных меж­ду собой грам­ма­ти­че­ски и инто­на­ци­он­но, так и из одно­го слова.

Каждое пред­ло­же­ние име­ет свое ядро, вокруг кото­ро­го груп­пи­ру­ют­ся осталь­ные его чле­ны. Это грам­ма­ти­че­ское ядро состо­ит из глав­ных чле­нов — под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го в дву­со­став­ном пред­ло­же­нии или толь­ко под­ле­жа­ще­го или ска­зу­е­мо­го в одно­со­став­ном, например:

Уже рас­хо­ди­лись хоро­во­ды ; уж за рекой, дымясь, пылал костер рыба­чий (А.С.Пушкин).

Сумерки . Рано вече­ре­ет . Мы плы­ли доволь­но мед­лен­но (И.С. Тургенев).

Что такое грамматическая основа предложения

Грамматическая осно­ва пред­ло­же­ния — это основ­ная часть пред­ло­же­ния, кото­рая состо­ит из его глав­ных чле­нов: под­ле­жа­ще­го и сказуемого.

Грамматическая осно­ва — под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое, вклю­ча­ет в себя глав­ные чле­ны в дву­со­став­ных пред­ло­же­ни­ях и один глав­ный член в односоставных.

Чтобы выде­лить грам­ма­ти­че­скую осно­ву пред­ло­же­ния, выяс­ним, о ком или о чём идет речь в выска­зы­ва­нии. Для это­го зада­дим вопро­сы: кто? или что?

Что? — небо. Это под­ле­жа­щее , кото­рое, как пра­ви­ло, выра­жа­ет­ся суще­стви­тель­ным (место­име­ни­ем) в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа или любой частью речи в зна­че­нии име­ни существительного.

Что гово­рит­ся о небе? Небо что дела­ло? мерк­ло — это ска­зу­е­мое .

Небо мерк­ло — грам­ма­ти­че­ская осно­ва про­сто­го предложения.

Кто? мы — под­ле­жа­щее , выра­жен­ное лич­ным место­име­ни­ем в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го числа.

Мы что дела­ли? плы­ли — сказуемое.

Мы плы­ли — грам­ма­ти­че­ская основа.

Грамматическая основа предложения (схема)

Примеры выражения подлежащего разными частями речи

Метель (суще­стви­тель­ное) надви­ну­лась сра­зу (Н.Островский).

Я (место­име­ние) ехал вече­ром один на бего­вых дрож­ках (И.С. Тургенев)

Кто (место­име­ние) не рабо­та­ет, тот не ест.

Трое (чис­ли­тель­ное) неза­мет­но про­скольз­ну­ли во двор.

Умный (при­ла­га­тель­ное) гово­рит за себя сво­и­ми делами.

Наконец насту­пи­ло дол­го­ждан­ное после­зав­тра (наре­чие).

Прибывшие (при­ча­стие) шум­но рас­са­жи­ва­лись за столами.

Громкое ура (меж­до­ме­тие) про­ка­ти­лась по площади.

Охранять (инфи­ни­тив) при­ро­ду — зна­чит охра­нять Родину.

Узы друж­бы (сло­во­со­че­та­ние) свя­зы­ва­ли их с детства.

Несколько детей (чис­ли­тель­ное + суще­стви­тель­ное) окру­жи­ли её с выра­же­ни­ем вос­тор­га на лицах.

Вторым основ­ным ком­по­нен­том грам­ма­ти­че­ской осно­вы явля­ет­ся ска­зу­е­мое , кото­рое может бы выра­же­но все­ми спря­га­е­мы­ми фор­ма­ми гла­го­ла. Такое ска­зу­е­мое назы­ва­ет­ся про­стым гла­голь­ным — ПГС.

Девочка поет . Девочка пела . Девочка будет петь .

Сложность выде­ле­ния тако­го ска­зу­е­мо­го состо­ит в том, что оно может быть выра­же­но дву­мя сло­ва­ми, состав­ля­ю­щи­ми слож­ные фор­мы гла­го­ла буду­ще­го вре­ме­ни изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния или фор­мы пове­ли­тель­но­го накло­не­ния, например:

Мой друг не будет рас­ска­зы­вать об этом.

Мы не будем гово­рить о прошлом.

Составное гла­голь­ное ска­зу­е­мое (СГС) состо­ит из вспо­мо­га­тель­но­го глагола-связки и инфинитива.

Вспомогательный гла­гол не обла­да­ет само­сто­я­тель­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем, а выра­жа­ет нача­ло, про­дол­же­ние или конец дей­ствия (фазис­ный гла­гол) или обо­зна­ча­ет воз­мож­ность, жела­ние, воле­изъ­яв­ле­ние, дол­жен­ство­ва­ние, оцен­ку и пр. (модаль­ный глагол).

В каче­стве связ­ки может высту­пать так­же крат­кие прилагательные:

Особую слож­ность пред­став­ля­ют собой СГС, в соста­ве кото­рых име­ют­ся устой­чи­вые сло­во­со­че­та­ния с модаль­ным значением:

  • имел наме­ре­ние (хотел);
  • сде­лал уси­лие (попы­тал­ся);
  • имел воз­мож­ность (желал) и пр.

Примеры составного глагольного сказуемого

Лектор про­дол­жал при­во­дить инте­рес­ные фак­ты из жиз­ни насекомых.

Дождь пере­стал накра­пы­вать , и выгля­ну­ло яркое солнце.

Кто велел тебе рвать цве­ты в моём саду?

Ты дол­жен рас­ска­зать мне об этом случае.

Отец с мате­рью реши­ли ехать в дерев­ню на сле­ду­ю­щий день.

Лесничий не мог отка­зать гостям и повел их на озе­ро, где жили лебеди.

Собравшиеся хоте­ли услы­шать ста­рин­ную песню.

Я не имел пра­ва рис­ко­вать и поэто­му шел по боло­ту осторожно.

Девушка име­ла наме­ре­ние подой­ти бли­же и рас­смот­реть этот экзо­ти­че­ский цве­ток более тщательно.

Составное имен­ное ска­зу­е­мое состо­ит из глагола-связки, выра­жа­ю­ще­го грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние ска­зу­е­мо­го, и имен­ной части (суще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное, место­име­ние, чис­ли­тель­ное и др.), выра­жа­ю­щей лек­си­че­ское значение.

Вода у бере­гов озе­ра была кри­сталь­но чистая .

Аллея из мож­же­вель­ни­ка будет как тро­пин­ка в лесу.

Греки счи­та­ли, что мир есть гар­мо­ния и рит­ми­ка .

Порядок выделения грамматических основ

Представленная ниже схе­ма помо­жет научить­ся пра­виль­но выде­лять грам­ма­ти­че­ские осно­вы предложения.

Порядок выделения грамматических основ (схема)

я люблю читать книги о природе,потому что описание природных ландшафтов в книгах всегда интересно. некоторые авторы так детально,ярко и красочно описывают красоту природы,что порой читателю кажется будто он сам находится в центре событий произведения. еще читая книги о природе всегда хочется настраиваться на позитивное настроение,так как красота вызывает радость не только в глазах, но и в душе.

про кота.как то раз, летом, среди бела дня, наш - и настолько же трусливый кот выпал из открытого окна. было не высоко, плюс под окном росло маленькое, но ветвистое дерево. узнали мы о том, что кот уже не дома, а на улице, почти сразу же - по ужасным, каким-то загробным воплям, доносившимся со двора. мы сразу бросились к вот что мы увидели.наш кот висит на дереве, зацепившись за ветку. ветка под его тяжестью прогнулась почти до самой земли, следовательно - висит он у самой земли и, выпучив глаза, дико орет. а вокруг него, кружком сидят все местные бездомные коты и внимательно его разглядывают. сходили на улицу, отодрали этого от бедного дерева (вместе с веткой) и принесли домой

Не знаю как истолковать первую пословицу,но вторая говорит о том,что чтобы чего-то добиться нужно приложить усилия

Другие вопросы по Русскому языку

Рассмотрите рисунок. ответьте на вопросы, используя только одно слово из слов для справок. какое солнышко? какие листочки? какое небо? желтое, золотистое, зеленые, яркое, весело.

Читайте также: