Ароморфозы водорослей мхов папоротников голосеменных и покрытосеменных

Обновлено: 07.07.2024

Ответ. Изображенные растения являются представителями разных отделов: зеленые водоросли, красные водоросли, бурые водоросли, мхи, папоротникообразные, голосеменные, покрытосеменные.

Вопрос 1. Объясните, почему ведущую роль в эволюции органического мира играли растения, а не животные. Ответ проиллюстрируйте примерами.

Ответ. Ведущая роль в эволюции принадлежала растениям, так как именно они образовали основную массу первичного органического вещества и кислорода, без которых была бы невозможна эволюция животных.

Ароморфозы у растений всегда предшествовали ароморфозам у животных. Растения выступали в роли системообразующего фактора. На изменениях подготовленными растениями происходили изменения у животных.

Вопрос 2. Какие ароморфозы и идиоадаптации обеспечили распространение водорослей на Земле? Приведите примеры ароморфозов и идиоадаптаций у водорослей.

Ответ. В своём развитии водоросли прошли следующие ароморфозы:

усложнение от одноклеточности через колониальность к многоклеточности;

разделение жизненного цикла на два поколения: бесполое (спорофит) и половое (гаметофит);

появление разнообразных пигментов, осуществляющих фотосинтез.

Вопрос 3. Какие предпосылки в эволюционном развитии Земли обеспечили выход растений на сушу? Как назывались первые наземные растения? Какое строение они имели?

Ответ. Выход растений на сушу стал крупным ароморфозом в развитии жизни на Земле. Он был подготовлен всем предыдущим ходом органической и неорганической эволюции: почвообразованием, накоплением в атмосфере молекулярного кислорода и формированием озонового экрана, дифференцировкой клеток и появлением тканей.

Сухопутные растения произошли от зелёных водорослей, о чём свидетельствует присутствие в их клетках пигмента хлорофилла. Неизвестная предковая форма дала две эволюционные ветви: одна из них привела к возникновению риниофитов, а другая – к появлению мхов.

Первые наземные растения – риниофиты – не имели отчётливого деления на корни, стебли и листья и занимали промежуточное положение между водорослями и наземными растениями. Однако у них развились покровная и проводящая ткани, обеспечившие им защиту от высыхания в наземно-воздушной среде и транспорт растворов питательных веществ. В жизненном цикле первых наземных растений стал преобладать спорофит, т. е. поколение, дающее споры. С образованием тканей у них развились органы со специализированными функциями. В их стеблях появились проводящие пучки, на нижней части побегов сформировались тонкие выросты, напоминающие корневые волоски. Дальнейшее усложнение строения органов и эволюция размножения привели к появлению настоящих наземных растений, приспособленных к жизни на суше и её освоению.

Вопрос 4. Какие ароморфозы обеспечили папоротникообразным освоение суши?

Ответ. Таких ароморфозов несколько:

1. Выход первых сосудистых растений на сушу и усложнение строения их органов, которые стали специализироваться по выполняемым функциям, что привело к образованию высших споровых растений – папоротникообразных: плаунов, хвощей и папоротников

2. В жизненном цикле папоротникообразных стал преобладать спорофит, на котором развивались споры. Гаметофит редуцировался до небольшой пластинки – заростка. Спорофит у папоротникообразных становится самостоятельным растением, не связанным с гаметофитом, поэтому он заметно увеличился в размерах и эволюционировал не только в травянистые, но и в древесные формы.

3. Появление семенных папоротников. У них произошла дифференциация спорангиев и спор, что привело к развитию мужского и женского гаметофитов.

Вопрос 5. Почему учёные считают мхи тупиковой ветвью эволюции?

Ответ. Мхи – оказались менее приспособленными к жизни на суше. Мхи стали развиваться в направлении преобладания в жизненном цикле полового поколения (гаметофита), где спорофит развит слабее и целиком существует за счёт гаметофита. Для полового процесса гаметофиту мхов требуется свободная вода, а так как у мхов нет проводящих тканей, они приобрели в процессе эволюции особое свойство – гигроскопичность, т. е. способность пассивно всасывать воду. Гигроскопичность привела к развитию у мхов особых листьев – филлоидов, имеющих водоносные клетки, в которых может накапливаться влага.

Спорофит мхов, в отличие от гаметофита, засухоустойчив и способен выдерживать дефицит влаги в условиях наземно-воздушной среды. Это позволило мхам в процессе эволюции приспособиться к жизни на суше, но произрастают они только во влажных местах.

Вопрос 6. В чём состоит преимущество семенного размножения растений по сравнению со споровым? Приведите примеры споровых и семенных растений.

Ответ. Преимущества семенного размножения: семена хорошо защищены покровами и содержат питательные вещества, необходимые для развития зародыша и прорастания. Семена в течение длительного времени могут сохраняться в окружающей среде. Даже в благоприятных условиях прорастают не все семена, часть семян остается в резерве. Семена способны к передвижению. Они способны заглубляться или наоборот передвигаться в почве вверх.

Вопрос 7. Какие ароморфозы и идиоадаптации обеспечили семенным растениям господствующее положение в растительном покрове Земли?

Ответ. Ароморфозы. Первый состоял в появлении и развитии цветка – специализированного генеративного побега, образующего мега- и микроспоры. В ходе эволюции цветок становится приспособлением к опылению и оплодотворению, увеличивающим возможности для перекрёстного опыления и, соответственно, комбинативной изменчивости. Второй ароморфоз состоял в формировании вокруг семян оболочек и развитии плода – органа, обеспечившего защиту семян и их распространение.

Идиоадаптации: цветки оказались приспособлены к разным способам опыления, а плоды и семена – к разным способам распространения. Кроме того, большинство покрытосеменных, за исключением произрастающих в тропических областях, стали листопадными растениями. Учёные связывают это явление с приспособлением к сезонным изменениям климата.

\u0423 \u043c\u0445\u043e\u0432:
1. \u0414\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0442\u0435\u043b\u0430 \u043d\u0430 \u0432\u0435\u0433\u0435\u0442\u0430\u0442\u0438\u0432\u043d\u044b\u0435 \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u044b: \u0441\u0442\u0435\u0431\u043b\u0438 \u0438 \u043b\u0438\u0441\u0442\u044c\u044f;
\u0444\u0443\u043d\u043a\u0446\u0438\u044e \u043a\u043e\u0440\u043d\u0435\u0439 \u0432\u044b\u043f\u043e\u043b\u043d\u044f\u044e\u0442 \u0440\u0438\u0437\u043e\u0438\u0434\u044b- \u043a\u043e\u0440\u043d\u0435\u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u043d\u044b\u0435 \u043e\u0442\u0440\u043e\u0441\u0442\u043a\u0438 \u043e\u0442 \u0441\u0442\u0435\u0431\u043b\u044f.
(\u043f\u0440\u043e\u0438\u0441\u0445\u043e\u0434\u0438\u0442 \u0440\u0430\u0437\u0434\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0444\u0443\u043d\u043a\u0446\u0438\u0439 \u043c\u0435\u0436\u0434\u0443 \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u0430\u043c\u0438)
2.\u0422\u043a\u0430\u043d\u0438 \n

\u0412\u043e\u0434\u043e\u0440\u043e\u0441\u043b\u0438\u00a0
1. \u042d\u0443\u043a\u0430\u0440\u0438\u043e\u0442\u044b.\u00a0
2. \u0421\u043f\u043e\u0441\u043e\u0431\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u043a \u0444\u043e\u0442\u043e\u0441\u0438\u043d\u0442\u0435\u0437\u0443.\u00a0
3. \u041d\u0430\u043b\u0438\u0447\u0438\u0435 \u0441\u043f\u0435\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0445 \u0444\u043e\u0442\u043e\u0441\u0438\u043d\u0442\u0435\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0445 \u043f\u0438\u0433\u043c\u0435\u043d\u0442\u043e\u0432, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0435 \u043d\u0430\u0445\u043e\u0434\u044f\u0442\u0441\u044f \u0432 \u0441\u043f\u0435\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0445 \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u043e\u0438\u0434\u0430\u0445 \u2014 \u0445\u0440\u043e\u043c\u0430\u0442\u043e\u0444\u043e\u0440\u0430\u0445.\u00a0
4. \u0410\u0432\u0442\u043e\u0442\u0440\u043e\u0444\u044b.\u00a0

У мхов:
1. Деление тела на вегетативные органы: стебли и листья;
функцию корней выполняют ризоиды- корнеобразные отростки от стебля.
(происходит разделение функций между органами)
2.Ткани

Водоросли
1. Эукариоты.
2. Способность к фотосинтезу.
3. Наличие специальных фотосинтетических пигментов, которые находятся в специальных органоидах — хроматофорах.
4. Автотрофы.

Новые вопросы в Биология

1. Выписать роль простейших. 2. Выписать меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными.

Определи, верны утверждения или нет. Биваленты хромосом образуются в профазе 1 мейоза. В анафазе 1 мейоза хромосомы, Состоящие из двух хроматид, расхо … дятся к противоположным K полюсам. В анафазе 1 мейоза хроматиды расходятся к противоположным полюсам. В телофазе 1 мейоза в дочерних клетках находится диплоидный набор хромосом.

Помогите с таблицей этапы эмбрионального периода развития Название периода Какой структурой начинается период Какой структурой заканчивается период Ха … рактеристика событий периода Биологическое значение периода

Лабораторная работа №2

Тема: "Изучение ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных"

Цели: изучить умение выявлять ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, объяснять их значение ;

Оборудование: учебник

1. Дайте сравнительную характеристику биологического прогресса и биологического регресса. Заполните таблицу:

Изменение интенсивности размножения

Изменение размера ареала

Изменение интенсивности конкуренции с родственными организмами

Изменение интенсивности давления отбора

Изменение числа подчиненных систематических групп

2. Подчеркните основные свойства ароморфозов.

А) Ароморфозы (повышают, понижают) структурно-функциональную организацию организмов.

Б)Ароморфозы (являются, не являются) приспособлениями к конкретным условиям среды.

В) Ароморфозы (позволяют, не позволяют) полнее использовать условия внешней среды.

Г) Ароморфозы (повышают, понижают) интенсивность жизнедеятельности организмов.

Д) Ароморфозы (уменьшают, увеличивают) зависимость организмов от условий существования.

Е) Ароморфозы (сохраняются, не сохраняются) в ходе дальнейшей эволюции.

Ж) Ароморфозы приводят к возникновению новых (мелких, крупных) систематических групп.

4. Эволюция шла по пути постепенного повышения уровня их организма. Выпишите в таблицу название таксонов растений, которые появились в результате ароморфоза. Раскройте значение каждого ароморфоза

1.Появление покровной, механической и проводящей тканей

2.Появление стебля и листьев

3. Появление корня и листа

4. Возникновение семян

5. Возникновение цветка и плода

5. Впишите в таблицу название таксонов (типов, классов), раскройте значение ароморфозов

1. Появление костяной челюсти

2. Появление хорды

3. Возникновение лёгочного дыхания

4. Появление пятипалой конечности

5. Появление в яйце защитной оболочки

6. Появление роговых покровов

7. Внутреннее оплодотворение

8. Возникновение четырехкамерного сердца, теплокровность

9. Появление перьев

10.Появление волосяного покрова, выкармливание детёнышей молоком

6.Впишите ароморфозы, обуславливающие появление групп животных в таблицу:

А – возникновение хорды

В – появление двухсторонней симметрии

Г – возникновение расчленённых конечностей

Д – появление трахеи

Е – появление хитинового покрова

Ж – расчленение тела на сегменты

Главные направления эволюции

Выбрать один ответ

1. Эволюционные изменения, ведущие к общему подъёму организации –

А) идиоадаптация Б) дегенерация

В) биологический прогресс Г) ароморфозы

2. Какой из перечисленных показателей не характеризует биологический прогресс?

А) экологическое разнообразие Б) забота о потомстве

В) широкий ареал Г) высокая численность

3. К идиоадаптациям у голосеменных растений относят:

А) появление спор Б) образование семян

В) образование плода Г) видоизменение листьев

4. Ароморфоз, обеспечивающий выход растений на сушу, - появление:

А) корневой системы Б) полового размножения

В) дифференцированных тканей Г) семян

5. Важнейший ароморфоз, обеспечивший выход насекомых на сушу, - это появление

А) кровеносной системы Б) покровительственной окраски

В) трахеи Г) одной пары усиков

6. Пример идиоадаптации

А) Видоизменение листьев в колючки у кактуса

Б) появление цветка и плода у покрытосеменных

В) появление семени у голосеменных

Г) формирование проводящей ткани у мхов

Выбрать три ответа

7. К ароморфозам относят:

А) возникновение хорды у животных

Б) образование пятипалых конечностей у наземных позвоночных

В) наличие у коров четырёхкамерного желудка

Г) появление зеленой окраски покровов у кузнечиков

Д) возникновение полового размножения

8. Главными ароморфозами протерозойской эры являются:

А) выход растений на сушу

Б) появление первых насекомых

В) появление систем органов

Д) двусторонняя симметрия тела

Установить соответствие

9. 1) ароморфоз; 2) общая дегенерация

А) исчезновение ряда органов

Б) крупные эволюционные изменения

В) упрощение организации

Г) общий подъём организации

Д) приводит к образованию новых крупных таксонов

Е) переход к паразитическому или сидячему образу жизни

10. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений в которых они сделаны, объясните:

1) Ароморфоз представляет собой крупные масштабные изменения, которые ведут к общему подъёму организации. 2) Ароморфозы дают преимущества в борьбе за существование. 3) К ароморфозам животных можно отнести формирование разнообразных конечностей у млекопитающих. 4) К ароморфозам растений можно отнести формирование приспособлений к опылению ветром. 5) Ароморфоз – это морфофизиологический регресс.

1. Установите последовательность действия движущих сил эволюции.

1) борьба за существование

2) размножение особей с полезными изменениями

3) появление в популяции разнообразных наследственных изменений

4) сохранение преимущественно особей с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями

5) формирование приспособленности к среде обитания

Появляются мутации, идет борьба за существование, лучшие признаки остаются, передаются по наследству, и возникают новые приспособления к среде обитания.

2. Установите правильную последовательность возникновения адаптаций к условиям окружающей среды в случае появления в популяции рецессивных мутаций. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) возникновение адаптации у вида

2) передача признака и его длительное распространение в поколениях

3) фенотипическое проявление признака

4) естественный отбор признака

5) скрещивание особей, обладающих данной мутацией

6) возникновение у нескольких особей мутации

3. Последовательность возникновения адаптаций к условиям окружающей среды в случае появления в популяции рецессивных мутаций: возникновение у нескольких особей мутации → скрещивание особей, обладающих данной мутацией → фенотипическое проявление признака → естественный отбор признака → передача признака и его длительное распространение в поколениях → возникновение адаптации у вида.

4. Установите правильную последовательность ароморфозов в развитии нервной системы.

1) образование диффузной нервной системы

2) развитие коры мозга

3) возникновение переднего мозга

4) стволовая нервная система

5) узловая нервная система

Под цифрами 1 — Кишечнополостные; 4 — Плоские черви; 5 — Кольчатые черви; 3 — Хордовые (Класс Рыбы); 2 — у земноводных кора представлена древней и зачатком старой коры, у пресмыкающихся хорошо развиты древняя и старая кора и появляется зачаток новой коры. Наибольшего развития новая кора достигает у млекопитающих.

5. Установите последовательность формирования ароморфозов в эволюции хордовых животных.

1) возникновение лёгких

2) образование головного и спинного мозга

3) образование хорды

4) возникновение четырёхкамерного сердца

Образование хорды (ланцетник) → образование головного и спинного мозга (рыбы) → возникновение лёгких (земноводные) → возникновение четырёхкамерного сердца (птицы и млекопитающие).

6. Установите последовательность ароморфозов в эволюции беспозвоночных животных.

1) возникновение двусторонней симметрии тела

2) появление многоклеточности

3) возникновение членистых конечностей, покрытых хитином

4) расчленение тела на множество сегментов

Появление многоклеточности → возникновение двусторонней симметрии тела → расчленение тела на множество сегментов → возникновение членистых конечностей, покрытых хитином.

7. Установите последовательность формирования ароморфозов у животных в процессе эволюции.

1) появление тканей

2) возникновение полового размножения

3) образование хорды

4) формирование пятипалых конечностей

Последовательность: возникновение полового размножения, появление тканей, образование хорды, формирование пятипалых конечностей. Прокомментируем подробнее 2) возникновение полового размножения. Многие простейшие имеют не одну, а несколько форм размножения, которые могут закономерно чередоваться друг с другом. В результате получается сложный цикл развития, отдельные части которого могут протекать в разных условиях среды.

Конъюгация. Две инфузории прикладываются друг к другу брюшными сторонами и остаются в таком положении некоторое время (туфельки при комнатной температуре в течение 12 ч). При этом макронуклеус растворяется в цитоплазме, а микронуклеус неоднократно делится. Часть ядер, образовавшихся при делении, разрушается, и в каждой инфузории оказывается по два ядра. Одно остается на месте, а другое перемещается из одной конъюгирующей инфузории в другую и сливается с ее неподвижным ядром. В результате образуется сложное ядро. Это и есть не что иное, как процесс оплодотворения, после которого конъюганты расходятся. В дальнейшем сложное ядро делится, и часть продуктов этого деления путем преобразований превращается в макронуклеус, другие образуют микронуклеус.

Процесс конъюгации не сопровождается делением клетки, т. е. размножения инфузорий в полном смысле этого слова не происходит. Обновляется лишь их ядерный аппарат. Благодаря этому, как и всегда при половом размножении, увеличивается разнообразие наследственных свойств организма и повышается его жизнеспособность.

Копуляция. Встречается среди жгутиковых (Flagellata) и споровиков (Sporozoa). Суть его заключается в слиянии ядер и цитоплазмы двух различных организмов — отцовского и материнского. Развивающаяся молодая особь получает половину наследственных свойств от одного организма, половину от другого и обладает более разнообразной наследственной изменчивостью. Это повышает возможности животного приспосабливаться к условиям окружающей среды.

8. Установите пра­виль­ную по­сле­до­ва­тель­ность важ­ней­ших аро­мор­фо­зов у растений.

2) об­ра­зо­ва­ние семян

3) по­яв­ле­ние ве­ге­та­тив­ных органов

4) воз­ник­но­ве­ние цвет­ка и плода

5) воз­ник­но­ве­ние многоклеточности

Важ­ней­шие аро­мор­фо­зы у рас­те­ний: фо­то­син­тез (синезеленые водоросли) — воз­ник­но­ве­ние мно­го­кле­точ­но­сти (нитчатые водоросли)— по­яв­ле­ние ве­ге­та­тив­ных ор­га­нов (мхи, папоротниковидые) — об­ра­зо­ва­ние семян (семенные папоротники, голосеменные) — воз­ник­но­ве­ние цвет­ка и плода (покрытосеменные).

9. Установите правильную последовательность возникновения важнейших ароморфозов у растений. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) возникновение многоклеточности

2) появление корней и корневищ

3) развитие тканей

4) образование семени

5) возникновение фотосинтеза

6) возникновение двойного оплодотворения

1. Установите соответствие между видами организмов и направлениями эволюции, по которым в настоящее время происходит их развитие.

– Появление семязачатков; в семязачатке развивается
женский гаметофит (эндосперм).
– Появление пыльцевых зерен; у большинства видов
пыльцевое зерно при прорастании образует пыльцевую трубку,
образуя мужской гаметофит.
– Появление семени, в состав которого входит
дифференцированный зародыш.

Освоить сушу покрытосеменные растения смогли благодаря прогрессивным изменениям вегетативных и репродуктивных органов.
К основным ароморфозам относят:

– Появление пестика – замкнутого плодолистика с семязачатками.

– Появление околоцветника, что сделало возможным переход к энтомофилии (опылению насекомыми).

– Появление зародышевого мешка и двойного оплодотворения.


1)Двойное оплодотворение.
2)Семязачатки находятся внутри завязи, семена находятся внутри плода.
3)Появление сосудов в проводящей системе.
4)Образование цветка.
5)Опыление насекомыми.

Читайте также: