Ароморфозы млекопитающих и покрытосеменных
Добавил пользователь Владимир З. Обновлено: 18.09.2024
– Появление семязачатков; в семязачатке развивается
женский гаметофит (эндосперм).
– Появление пыльцевых зерен; у большинства видов
пыльцевое зерно при прорастании образует пыльцевую трубку,
образуя мужской гаметофит.
– Появление семени, в состав которого входит
дифференцированный зародыш.
Освоить сушу покрытосеменные растения смогли благодаря прогрессивным изменениям вегетативных и репродуктивных органов.
К основным ароморфозам относят:
– Появление пестика – замкнутого плодолистика с семязачатками.
– Появление околоцветника, что сделало возможным переход к энтомофилии (опылению насекомыми).
– Появление зародышевого мешка и двойного оплодотворения.
1)Двойное оплодотворение.
2)Семязачатки находятся внутри завязи, семена находятся внутри плода.
3)Появление сосудов в проводящей системе.
4)Образование цветка.
5)Опыление насекомыми.
Общая биология 10-11 класс профильный уровень: в заданиях, упражнениях, тестах. Общая биология 9 класс: подготовка к ГИА ЕГЭ.
Образовательный блог учителя биологии Ивановой Ирины Анатольевны
- Главная страница
- Содержание блога
- ЕГЭ по биологии 11 класс
- ОГЭ (ГИА) по биологии 9 класс
- Подготовительные курсы
- Пособия по биологии
- Пособия по химии
- Вопросы и ответы
- Полезные ссылки
- Готовимся к контрольным
- Круг чтения
- Советы
- Как работать с блогом
- Визитка
понедельник, 24 ноября 2014 г.
Арогенез и аллогенез мезозойской и кайнозойской эры
http://theliveplanet.ru/articles/474/493/i105006/ |
Арогенез - эволюционное направление, сопровождающееся прообретением крупныхизменений строения - ароморфозов. Ароморфоз (от греч. "айро" - поднимаю, "морфо" - форма, образец) - это такое качественное изменение, при котором значительно увеличивается приспособленность группы, повышается ее жизнедеятельность в новых условиях обитания, что дает широкие преимущества данной группе и способствует расширению ее ареала.
Аллогенез - эволюционное направление, сопровождающееся прообретением идиоадаптаций. Идиоадаптации (от греч. "идиос" - особенность, "адаптация" - приспособление) - это эволюционные приспособления к специальным условиям среды, наступающие после ароморфозов. При этом общего подъема уровня организации и интенсивности жизнедеятельности организмов не происходит.
Возникновение хорошо развитой проводящей системы — сосудов. Появление оболочек, защищающих зародыш семени появление покрытого оболочками семени с запасом питательных веществ у голосеменных.
двойное оплодотворение у цветковых растений, при котором развивается не гаплоидный, как у голосеменных, а триплоидный эндосперм;
Среди животных широкое распространение получили пресмыкающиеся. Их появление было обусловлено рядом ароморфозов: внутренним оплодотворением, плотными оболочками и запасом питательных веществ в яйце, роговыми покровами тела, более совершенными дыхательной и кровеносной системами.
Эволюцию и распространение птиц обусловили следующие ароморфозы: появление четырехкамерного сердца и теплокровности, перьев, более развитой нервной системы (увеличение размеров больших полушарий и появление коры головного мозга), увеличение запасов питательных веществ в яйце и формирование известковой оболочки, забота о потомстве.
Среди ароморфозов, обусловивших появление млекопитающих, следует отметить появление четырехкамерного сердца, волосяного покрова, благодаря которым усовершенствовалась терморегуляция, возникла теплокровность, произошло развитие нервной системы, особенно больших полушарий и коры головного мозга; живорождение и выкармливание детенышей молоком, длительное вынашивание детенышей в теле матери, питание эмбрионов через плаценту, конечности под туловищем, совершенные легкие, наружное ухо; потовые железы; дифференцированные зубы; диафрагма.
Листья голосеменных видоизменены в иголки, что, с одной стороны, улучшало снабжение растений водой, а с другой – уменьшало ее испарение.
В водоемах обитали ихтиозавры и плезиозавры. Плезиозавры достигали от 0,5 до 15 м в длину, имели ласты, широкое плоское тело и маленькую голову на длинной шее.
В юрский период появляются летающие пресмыкающиеся: рамфоринхи и птеродактили. Первые имели длинный хвост и узкие крылья, а вторые – широкие крылья и короткий хвост. Эти животные обитали на побережьях и питались преимущественно рыбой.
В конце мезозойской эры, в меловой период, наблюдалось массовое вымирание животных. По подсчетам ученых, в конце мелового периода вымерло 17% семейств и 45% родов живых организмов, в том числе и динозавры, а также морские (мозазавры, плезиозавры, плиозавры и ихтиозавры) и летающие (птерозавры) рептилии. В начале мезозоя вымерли гигантские папоротники, древовидные хвощи, плауны .
Все крупные таксоны организмов возникли в предыдущие эры. Поэтому в кайнозойскую эру эволюция происходит по пути идиоадаптаций.
Растения: Многочисленные идиоадаптаций обеспечили широкое распространение покрытосеменных на Земле, освоение ими разных сред обитания. Появились самоопыляющиеся и перекрестноопыляемые растения, у которых сформировались приспособления к опылению ветром, водой, насекомыми. Многообразие приспособлений у плодов и семян обеспечивало их распространение животными, ветром, водой.
Насекомые заселяют разные среды обитания, у них формируются приспособления к жизни в различных экологических условиях: разнообразные типы окраски и формы тела, особенности строения конечностей, ротового аппарата, развитие с полным и неполным превращением.
Благодаря идиоадаптациям (разнообразные формы клюва, типы окраски, особенности строения конечностей) в кайнозое по всему земному шару широко распространяются птицы.
В конце кайнозойской эры у части Приматов возникает особый тип ароморфоза – переразвитие коры больших полушарий головного мозга. В результате возникает совершенно новый вид организмов – Человек разумный.
На протяжении кайнозойской эры одни виды сменялись другими. В период наступления ледника (более 1 млн лет назад) появились гигантские животные, которые к настоящему времени вымерли. К ним относятся мамонт, шерстистый носорог. Среди наиболее крупных животных можно назвать безрогого носорога, достигавшего в высоту 5 м, мастодонта – из отряда хоботных, большерогого оленя. В историческое время были истреблены: тур, стеллерова корова, тарпан и другие виды.
Изменение климатических условий на протяжении кайнозойской эры вызывало изменение характера растительности. В начале эры были широко распространены теплолюбивые растения тропического и субтропического поясов: бамбук, виноград, лавр, пальмы, магнолии. В более северных районах произрастали листопадные растения умеренного пояса - бук, дуб, ольха, береза, ива.
Жаркий и влажный климат постепенно сменялся сухим, более континентальным. Это привело к сокращению площади лесов, появлению обширных степей, саванн, занятых травянистой растительностью, преимущественно злаками.
Во второй половине эры климат стал холоднее, что привело к сокращению численности вечнозеленых растений. Тропическая и субтропическая растительность отступала на юг, на ее месте появилась тундровая растительность - полярные мхи, полярная ива, карликовая береза. Позднее с потеплением климата тундровые растения отступили на север, на их месте распространилась лиственная и хвойная растительность умеренного пояса.
Ароморфоз - это приспособительные изменения живых организмов, которые возникают в ходе эволюции, имеют общее значение и направлены на повышение уровня организации, что увеличивает жизнеспособность.
Появление ароморфозов имеет решающее значение в борьбе за существование. Живые организмы, в которых происходят подобные изменения, становятся более приспособленными к условиям внешней среды и могут осваивать новую среду обитания. Примером ароморфоза является любое эволюционное изменение, которое приводит к появлению новых, прогрессивных групп организмов.
Формирование ароморфозов является достаточно длительным процессом и связано с наследственной изменчивостью. Кроме этого, значение в появлении новых свойств живых существ имеет естественный отбор, когда выживают более приспособленные организмы. Они имеют больше физиологических возможностей бороться за свое существование и дают большее количество потомков с полезными свойствами, которые передаются следующим поколениям.
Можно сказать, что ароморфоз является важным морфофизиологическим процессом. Он ведет к появлению более сложных организмов, которые в меньшей степени зависят от условий внешней среды.
Ароморфозы у растений
Появление различных видов водорослей связывают с различной комбинацией морфологических свойств и способности к фотосинтезу, однако настоящие ткани у них отсутствуют, поэтому их считают первично-водными организмами (эволюционные изменения в их строении отсутствуют).
Если указывать примеры ароморфоза, то наиболее важным можно назвать дифференциацию тканей, которая привела к появлению наземных высших растений. Наиболее примитивные из них - это мхи, поскольку в данных растений дифференциация клеток прошла слабо, корень отсутствует, а побеги характеризуются примитивным строением.
Следующим важным ароморфозом стало разделение тела растения на побег и корень. В дальнейшем возникли споровые растения, к которым относят папоротники, хвощи и плауны, однако у них еще отсутствуют семена, а спорофит развивается из зародыша, который мало дифференцирован. Поскольку для оплодотворения нужна вода, то это в определенной степени ограничивает широкое распространение споровых растений.
Примеры ароморфоза у растений
Если говорить о радикальных изменениях в строении и структуре растений, то следует вспомнить отдел Голосеменные, представители которого имеют ряд ароморфозов:
- у них появляется семязачаток, в котором развивается эндосперм (женский гаметофит);
- имеются пыльцевые зерна, которые прорастают в пыльцевую трубу; образуется мужской гаметофит; для оплодотворения не нужна вода;
- у данных растений есть семена, которые состоят из хорошо дифференцированного зародыша, а также эндосперма, который является источником питательных веществ для развития зародыша.
К семенным растениям принадлежат еще Покрытосеменные. Они возникли в юрский период. Примеры ароморфоза данного отдела растений следующие:
Следует отметить, что данная группа растений насчитывает около 250 видов и находится на пути биологического прогресса. Так, покрытосеменные представлены различными жизненными формами (это деревья, кусты, лианы, травы, водные представители), которые постоянно совершенствуются относительно строения и функций отдельных частей.
Эволюционные изменения в строении животных
Эукариотические организмы, которые характеризовались гетеротрофным типом питания, дали начало грибам и животным. Первые из них представлены одноклеточными организмами, которые не имели тканей. В протерозойскую эру появляются многоклеточные беспозвоночные существа. Наиболее примитивными были двухслойные животные, например Кишечнополостные. Примеры ароморфоза у животных этой группы - двухслойный зародыш и тело, которое состоит из двух листков - эктодермы и энтодермы.
Следующим важным совершенствованием строения стало появление среднего зародышевого листка - мезодермы, которая спровоцировала дифференциацию тканей и появление систем органов (Плоские и Круглые черви). Следующим ароморфозом стало появление целома - вторичной полости, благодаря которой тело животных начало разделяться на отделы.
Возникли примитивные Первичноротые (например, Кольчатые черви), которые уже имели параподии (примитивные конечности) и гомономное сегментированное тело. Примеры ароморфоза, который произошел в дальнейшем, – появление гетерономной сегментации тела и членистых конечностей (возникли Членистоногие). В начале девона произошел выход на сушу паукообразных и насекомых, у которых наблюдался серьезный ароморфоз – возникновение зародышевых оболочек.
Эволюция вторичноротых
Появление у данных организмов хорды, нервной трубки, брюшной аорты, а затем сердца привело к формированию нового типа - хордовых животных. В дальнейшем у рыб развивается висцеральный и осевой скелет. Так, у них уже наблюдается наличие мозговой коробки и челюстного отдела черепа.
У костных рыб также прошел ряд важных ароморфозов (появилось легочное дыхание и настоящие конечности), что дало начало земноводным.
Дальше развиваются амниоты, которые имели три зародышевые оболочки. Первыми их представителями стали рептилии. Они были независимыми от воды, но из-за отсутствия замкнутого круга кровообращения не могли контролировать постоянную температуру тела, что привело к их массовому вымиранию в конце мезозоя.
Дальнейшие примеры ароморфоза - появление полной перегородки в сердце между желудочками. Это позволило разделить круги кровообращения, что привело к появлению теплокровных животных, которые в дальнейшем приобрели способность к полетам. Так возник класс Птицы.
Ароморфозы, которые привели к появлению млекопитающих
У зверозубых рептилий со временем увеличились полушария переднего мозга, развилась кора, появилось четырехкамерное сердце, прошла редукция дуги аорты. Кроме этого, млекопитающие возникли вследствие появления слуховых косточек, шерстяного покрова и молочных желез, дифференциации зубов в альвеолах. Следующий пример ароморфоза у млекопитающих - появление плаценты и живорождение.
Так, вскармливание детенышей молоком, прогрессивное развитие легких, головного мозга, кровеносной системы, а также ряд других ароморфозов - причины резкого повышения общего уровня организации животных и появления высших организмов.
Последним значительным ароморфозом можно назвать увеличение головного мозга у предков человека (эпиморфоз). На сегодняшний день Человек разумный освоил адаптивные зоны земли, что спровоцировало появление ноосферы. При этом органический мир вступил в новую эру - психозойную.
Если подытожить, то следует сказать, что крупные ароморфозы приводят к захвату новых местообитаний и появлению новых организмов со специализированными признаками, которые играют ведущую роль в эволюционном процессе.
Описание разработки
Комментарии к презентации
- Название – Ароморфозы млекопитающих
- ФИО – Бухина Татьяна Борисовна
- Название образовательного учреждения МБОУ СОШ № 5 г. Пушкино
- Опыт использования
Понимание, анализ и объяснение процессов, сопровождающих необратимые макроэволюционные изменения.
Причины господства в кайнозойскую эру млекопитающих (наряду с птицами, насекомыми, покрытосеменными растениями в современной системе живой природы).
Выявить ароморфозы млекопитающих как способ достижения биологического прогресса.
Закрепить знания о макроэволюции как надвидовой эволюции.
Охарактеризовать ароморфоз как один из способов достижения биологического прогресса.
Выявить основные ароморфозы млекопитающих, обеспечившие им господствующее положение в живой природе в кайнозойскую эру.
Закрепить навыки самостоятельной учебной деятельности обучающихся с учебной и научно - популярной литературой, другими источниками информации, в том числе электронными носителями и ресурсами сети Интернет.
Закрепление навыков подготовки презентаций в программе Microsoft Power Point на электронных носителях.
Формирование культуры речи и навыков публичных выступлений обучающихся.
Готовый интеллектуальный продукт проектной деятельности, который может быть использован в профессиональной учебной деятельности любого учителя на соответствующих уроках, а также для самообразования обучающихся или при дистанционном обучении.
10. Учебно - методическое оснащение
- Общая биология. 10 – 11 классы / Под ред. акад. В. Б. Захарова. М. : Дрофа, 2004.
- Общая биология. 10 – 11 классы / Под ред. акад. Д. К. Беляева, проф. Г. М. Дымшица и проф. А. О. Рувинского. М. : Просвещение, 1997.
- Общая биология. Рувинский А. О. Учеб. для 10 – 11 классов школ с углубленным изучением биологии. М. : Просвещение, 1993.
- Биологический энциклопедический словарь. М. : Советская энциклопедия, 1989.
- Биология. Пособие для поступающих в вузы / Под ред. В. Н. Ярыгина. – 3 - е изд. , испр. – М. : Высшая школа, 1998.
- Богданова Т. Л. , Солодова Е. А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. М. : АСТ - ПРЕСС, 2001.
- Воронцов Н. Н. , Сухорукова Л. Н. Эволюция органического мира (факультативный курс): Учебное пособие для 10 – 11 классов средней школы. 2 - е изд. М. : Наука, 1996.
- Грин Н. , Стаут У. , Тейлор Д. Биология. Т. 1 – 3. М. : Мир, 1996.
- Медников Б. М. Биология: формы и уровни жизни. М. : Просвещение, 1995.
- Ромер А. , Парсонс Т. Анатомия позвоночных: В 2 - тт. Пер. с англ. – М. : Мир, 1992.
- Яхонтов А. А. Зоология для учителя. Хордовые /Под ред. А. А. Михеева. – 2 - еизд. – М. : Просвещение, 1985
11. Информационное оснащение
- Федеральный центр информационно - образовательных ресурсов
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Читайте также: