Аренды лесного участка для заготовки древесины

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Ранее на территории действовал договорно-разрешительный порядок эксплуатации лесов на основе соглашений и лесорубочных билетов, ордеров или лесных билетов для снятия административных преград. На сегодняшний день ЛК РФ предусматривает договорный порядок эксплуатации лесных массивов через заключение соглашения на аренду.

Большая часть видов эксплуатации леса проводится после заключения договора на аренду лесного участка, который находится в ведении государства или муниципалитета, что значительно увеличивает позицию соглашения по аренде лесного участка.

После заключения соглашения относительно аренды участка леса, который расположен в ведении государства или административно-территориальной единицы, арендодатель обязан предоставить арендатору участок леса для достижения одной или нескольких целей, приведенных в статьях 25 и 72 ЛК РФ.

Исходя из части 3 статьи 71 ЛК РФ, соглашение об аренде является предметом положений об аренде, приведенных в ГК РФ, если это не противоречит ЛК РФ.

Таким образом, ЛК РФ является приоритетом для исполнения обязательств и регулировании норм в сфере арендных отношений.

Аукцион на заключение договора аренды

Договор аренды лесного участка может быть подписан после проведения аукциона по продаже прав на подписание подобного соглашения, что приводится в ЛК РФ в виде одного из основных правил.

Поводом для создания правоотношений арендного характера является протокол об аукционе и заключенный договор аренды лесного участка, которое соответствует протоколу аукциона. При заключении договора аренды лесного участка, необходима государственная регистрация.

Существует список случаев, в которых проведение аукциона перед заключением соглашения не является обязательным для лесных участков, которые находятся в ведении государства или муниципальной собственности:

  1. Случай эксплуатации лесных массивов для видов деятельности, которые связаны с развитием охотничьего хозяйства;
  2. Случай эксплуатации лесов для проведения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых;
  3. Случай эксплуатации лесов для застройки и использования водохранилищ и прочих искусственных водных объектов, включая гидротехнические сооружения и специализированных портов;
  4. Случай эксплуатации лесов для строительства, реконструкции и использования линейных объектов;
  5. Случай внедрения инвестиционных проектов для изучения и освоения лесов;
  6. Случай заготовки древесины на лесных участках, которые находятся в ведении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей для использования лесных массивов исходя из статей 43-46 ЛК РФ.

Важной особенностью договоров подобного рода являются цели его заключения, что и должно быть прописано в заключаемом договоре.

Стороной арендодателя является государственный орган или орган административно-территориальной единицы; ограничения в отношении субъектного состава лиц, которые могут быть арендаторами, ЛК РФ не приводит.

Исходя из статьи 72 ЛК РФ, объектом соглашения могут быть только лесные участки, принадлежащие государству или муниципальной собственности, и которые состоят в кадастровом учете, кроме случаев, предусмотренных часть 7 статьи 53.7 ЛК РФ.

Лесной участок, который предназначен для передачи арендатору, должен быть индивидуализирован. Индивидуализация лесного участка происходит в виде описания в соглашении информации об этом лесном участке, куда входит площадь участка, его местоположения и границы, и кадастровый номер. Более того, обязательной частью договора является кадастровая карта, которая должна быть приложена к соглашению.

Срок заключения договора аренды

Одной из характеристик соглашения на аренду лесного участка является временный характер. В сравнении с ГК РФ, который предусматривает заключение соглашения без конкретного срока действия (статья 610), ЛК РФ требует наличие определенного срока в договоре. Этот срок устанавливается исходя из лесохозяйственного регламента (72 статья ЛК РФ) и имеет максимальный срок, допустимый к аренде леса.

Актуальный ЛК РФ определяет минимальный (10 лет) и максимальный срок (49 лет) действия арендного соглашения для предпринимательских целей. В этом случае тоже есть свои исключения, предусмотренные частью 3 статьи 72 ЛК РФ; в случае, если договор заключается для возведения и использования водохранилищ, гидротехнических сооружений и специализированных портов, для переработки древесины или прочих лесных ресурсов, то минимальным сроком действия является 1 год.

Аналогичный договор может быть заключен на срок действия до 49 лет при выполнении работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых, при строительстве, реконструкции и использовании линейных объектов, а также при заготовке древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43-46 ЛК РФ.

ГК РФ предусматривает признание соглашения об аренде, которое было заключено без срока действия аренды (статья 610) и без арендной платы (статья 614); следовательно, единственным основным условием договора является цель аренды лесного участка. В то же время, существует значительное количество положений соглашения об аренде лесного участка. Однако, если эти положения ранее были предусмотрены ЛК РФ от 1997 года, то сейчас они приводятся в Правилах подготовки и заключения договора аренды лесного участка. Среди основных положений, которые должны быть приведены в соглашении:

  1. Подробная информация о лесном участке;
  2. Срок действия договора;
  3. Цель использования лесного массива;
  4. Размер арендной платы, условия арендной платы и сроки выплаты;
  5. Объемы рубок лесных насаждений изъятия других лесных ресурсов.

Оплата аренды лесного участка

В сравнении с другими видами арендуемой собственности, арендной платой при заключении соглашения об аренде лесного участка может быть только денежная форма. Статья 73 ЛК РФ подразумевает разные процессы по определению размера арендной платы при эксплуатации лесного участка с изъятием лесных ресурсов или без изъятия лесных ресурсов. И в том и в другом случае основой определения уплаты аренды служит минимальная ставка. Минимальный оплаты за аренду за использование лесного массива и последующее изъятие лесов определяется через произведение ставки за единицу объема лесных ресурсов и единицы объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом участке.

В случае с арендой леса без изъятия его ресурсов минимальный размер оплаты рассчитывается как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка.

Органы государственной власти или органы местного самоуправления устанавливают ставки платы, которые учитываются при определении арендной платы. Сами ставки зависят от формы собственности земельных участков. Например, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, который находится в ведении федеральной собственности, были утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 №310.

Существенным является вопрос о наличии права передачи уже арендованных участков в субаренду. ЛК РФ от 1997 года запрещал подобную деятельность, а ЛК РФ, действующий сегодня, не регулирует этот вопрос. Вместо этого, регулирование вопроса осуществляется ГК РФ, где некоторыми положениями приводится, что существует возможность субаренды, но исключительно с согласия арендодателя.

В литературе отмечается, что соответствующие регулирующие права арендатора, с одной стороны, сочетаются с поставленной законодателем задачей либерализации лесопользования, а с другой стороны реализация этих полномочий может выразиться в массовой аренде участков организациями/лицами с высокой платежной способностью, и последующее распоряжение по субаренде исходя из личных интересов. Это, согласно литературным источникам, может повлечь за собой негативные последствия как для социума, так и для экологии.

Субаренда в значительной мере затрагивает интересы арендодателя, и подобная эксплуатация может нанести вред условиям использования лесов. Поэтому, для того, чтобы сохранить интересы арендодателя, законодательным органам необходимо предусмотреть возможные инциденты и запретить использование лесов для целей, которые противоречат целям, обозначенным в первичном договоре.

Немаловажен тот факт, что, в связи с актуальным на сегодняшний день ЛК РФ, у арендаторов лесных участков увеличились обязательства. Арендаторы должны в оговоренном порядке разработать и предоставить арендодателю проект разработки лесных массивов с подтверждением со стороны государственной или муниципальной экспертизы (согласно статьям 88 и 89 ЛК РФ).

Среди обязанностей также можно отметить необходимость в ежегодном представлении лесной декларации (заявления об эксплуатации лесов в соответствии с проектом освоения лесов) согласно установленному порядку и статье 26 ЛК РФ.

Актуальный Лесной кодекс Российской Федерации подразумевает обязательства по применению противопожарных мер на лесных участках со стороны арендатора, согласно статье 53 ЛК РФ. Среди этих обязательств необходимо выделить строительство, реконструкцию, содержание дорог противопожарного назначения, создание систем, средств оповещения и тушения лесных пожаров, содержание этих средств в должном порядке и виде, формирование запасов горюче-смазочных материалов на время высокой пожарной опасности.

Более того, арендаторы несут обязательства по организации санитарно-оздоровительных мероприятий, среди которых: вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия, согласно статье 55 ЛК РФ.

Арендаторы, которые занимаются предпринимательской деятельностью по подготовке древесины, обязаны заниматься лесовосстановительными мероприятиями, что предусмотрено ЛК РФ (затраты на подобные мероприятия также лежат на арендаторе). Те арендаторы, которые не ведут подобной предпринимательской деятельности, не несут обязанности по восстановлению лесов.

Несмотря на то, что вышеописанные обязанности несут в себе публично-правовой характер, точные сроки их исполнения и соответствующие процессы приводятся в положениях заключенных соглашений.

Получается, что вышеописанные условия по заключению соглашения по аренде лесного участка, который находится в ведении государства или административно-территориальной единицы, говорят о значительности и важности подобного вида договора;это соглашение включает в себя элементы частноправного и публично-правового характера, что позволяет принимать его как сторонний вид договора об аренде.

Увеличенная значимость этого вида соглашений создает необходимость в четком и отдельном определении этого вида в Лесном кодексе Российской Федерации, где необходимо выделить его особые характеристики. Исходя из соглашения об аренде лесного участка, который находится в ведении государства или административно-территориальной единицы, арендодатель обязан предоставить арендатору участок леса во владение на определенное время в обмен за уплату в денежном виде, а арендатор берет на себя обязательства по эксплуатации участка в соответствии с целями, установленными в договоре, вносить оплату своевременно в сроки, указанные в соглашении, и соблюдать требования, которые представлены законодательством. Условия, которые имеют важность при заключении договора аренды лесного участка, должны быть установлены в Лесном кодексе РФ, и никак не в подзаконных актах.

Разъяснение прав граждан и юридических лиц

на заключение договоров аренды лесных участков в Республике Саха (Якутия)

Полномочия Минэкологии РС (Я).

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации предусмотрены ст.ст. 82, 83 Лесного кодекса РФ.

Положением о Министерстве экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я), утвержденным Указом Главы РС (Я) от 03.10.2018 №39, предусмотрено, что Министерство является специальным уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющим отдельные переданные полномочия Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов, экологической экспертизы, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, водных отношений, лесных отношений, в том числе полномочия по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах.

Министерство в соответствии с возложенными на него задачами обладает основными функциями в области лесных отношений, в том числе, правом предоставления лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда, установление сервитутов в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда.

Права граждан и юридических лиц на определенные виды использования лесов.

На сегодняшний день физические и юридические лица проявляют большую заинтересованность в освоении земель лесного фонда, которые находятся исключительно в федеральной собственности.

Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков, и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса Российской Федерации, а лесные участки, входящие в состав земель иных категорий, определяются в соответствии с земельным законодательством.

Согласно Лесному Кодексу Российской Федерации, правами на пользование лесными ресурсами обладают все граждане Российской Федерации, включая предпринимателей, юридических и физических лиц (гл. 1 ст. 4 Лесной Кодекс РФ).

Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Лесным кодексом РФ (п.п. 2, 3 ст. 71 Лесного кодекса РФ).

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 72 Лесного кодекса РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса РФ.

При этом, объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.

Статья 25 Лесного кодекса РФ предусматривает следующие виды использования лесов:

1) заготовка древесины (граждане, ЮЛ – ч. 8 ст. 29 ЛК РФ);

2) заготовка живицы (граждане, ЮЛ – ч. 3 ст. 31 ЛК РФ);

3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов (граждане, ЮЛ - ч. 3ст. 32 ЛК РФ);

4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений (граждане – ст. 35 ЛК РФ);

5) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (ИП, ЮЛ - ч. 3 ст. 36 ЛК РФ);

6) ведение сельского хозяйства (граждане, ЮЛ – ч. 3 ст. 38 ЛК РФ);

7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности (государственные и муниципальные учреждения, и другие научные организации, образовательные организации – ч. 2 ст. 40 ЛК РФ);

8) осуществление рекреационной деятельности (государственные и муниципальные учреждения, и другие – ч. 4 ст. 41 ЛК РФ);

9) создание лесных плантаций и их эксплуатация (граждане, ЮЛ – ч. 4 ст. 42 ЛК РФ);

10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений (граждане, ЮЛ – ч. 3 ст. 39 ЛК РФ);

10.1) выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев) (государственные и муниципальные учреждения, и другие - ч. 3 ст. 39.1 ЛК РФ);

11) осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых (граждане, ЮЛ, - п. 4 приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 27 декабря 2010 г. N 515);

12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов (граждане, ЮЛ - ч. 3 ст. 44 ЛК РФ);

13) строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов (граждане, ЮЛ - ч. 3 ст. 45 ЛК РФ);

14) переработка древесины и иных лесных ресурсов (граждане, ЮЛ - ч. 2 ст. 46 ЛК РФ);

15) осуществление религиозной деятельности (религиозные организации – ч. 3 ст. 47 ЛК РФ);

16) иные виды, определенные в соответствии с частью 2 статьи 6 настоящего Кодекса.

Исходя из анализа ст. 25 Лесного кодекса РФ следует, что граждане имеют столько же прав на определенные виды использования лесов, сколько и юридические лица.

Заготовка древесины.

Как указывалось выше, виды использования лесов определены в статье 25 Лесного кодекса РФ, к их числу отнесена заготовка древесины.

Согласно ст.ст. 25, 29 Лесного кодекса РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины.

Для заготовки древесины предоставляются в первую очередь погибшие, поврежденные и перестойные лесные насаждения.

Запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок.

Кроме этого, Правилами заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 13 сентября 2016 г. № 474 (далее – Правила) предусмотрен ряд ограничений при заготовке древесины.

Согласно п. 12 Правил при заготовке древесины:

а) не допускается использование русел рек и ручьев в качестве трасс волоков и лесных дорог;

б) не допускается повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв, захламление лесов промышленными и иными отходами за пределами лесосеки на смежных с ними 50-метровых полосах;

в) не допускается повреждение дорог, мостов, просек, осушительной сети, дорожных, гидромелиоративных и других сооружений, русел рек и ручьев;

г) запрещается оставление завалов (включая срубленные и оставленные на лесосеке деревья) и срубленных зависших деревьев, повреждение или уничтожение подроста, подлежащего сохранению.

д) запрещается уничтожение или повреждение граничных, квартальных, лесосечных и других столбов и знаков;

е) запрещается рубка и повреждение деревьев, не предназначенных для рубки и подлежащих сохранению в соответствии с настоящими Правилами и лесным законодательством Российской Федерации, в том числе источников обсеменения и плюсовых деревьев;

ж) не допускается заготовка древесины по истечении разрешенного срока (включая предоставление отсрочки), а также заготовка древесины после приостановления или прекращения права пользования лесным участком;

з) не допускается оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке;

и) не допускается вывозка, трелевка древесины в места, не предусмотренные проектом освоения лесов или технологической картой лесосечных работ;

к) не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки;

л) не допускается уничтожение верхнего плодородного слоя почвы вне волоков и погрузочных площадок.

При заготовке древесины на лесосеках не допускается рубка жизнеспособных деревьев ценных древесных пород (дуба, бука, ясеня, кедра, липы, граба, ильма, ольхи черной, каштана посевного), произрастающих на границе их естественного ареала (в случаях, когда доля площади насаждений с долей соответствующей древесной породы в составе лесов не превышает одного процента от площади лесничества, лесопарка).

При заготовке древесины не допускается проведение рубок спелых, перестойных лесных насаждений с долей кедра 3 и более единиц в породном составе древостоя лесных насаждений.

Это основные ограничения, предусмотренные Правилами.

Также Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 5 декабря 2011 г. № 513 утвержден Перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается.

Права граждан и юридических лиц.

Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков. Предоставление в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.

По общему правилу части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора.

Учитывая, что заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, заготовка древесины в порядке осуществления предпринимательской деятельности может осуществляться только гражданами, которые прошли государственную регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей.

Кроме того, заготовка древесины гражданами может осуществляться для собственных нужд для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд. Заготовка древесины гражданами для собственных нужд регулируется ст. 30 ЛК РФ.

При этом согласно ч. 3 ст. 77 Лесного кодекса Российской Федерации, граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В случае осуществления гражданами предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в целях заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины, гражданин (индивидуальный предприниматель) имеет на равных правах с юридическими лицами принять участие в аукционе.

Правила аукциона одни для всех участников.

Порядок подготовки, организации и проведения на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регулируется ст. 79 Лесного Кодекса РФ.

При этом, законодательство предусматривает, что в случае, если аукцион признан несостоявшимся по причинам, указанным в пунктах 2 и 3 части 6 ст. 79 Лесного кодекса РФ, заявитель, подавший единственную заявку на участие в аукционе (далее - единственный заявитель), или единственный участник аукциона не позднее чем через двадцать дней после дня проведения аукциона обязан заключить договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договор купли-продажи лесных насаждений, а орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о проведении аукциона, не вправе отказаться от заключения с одним из указанных лиц соответствующего договора по начальной цене предмета аукциона.

Проект освоения лесов.

Согласно пункту 1 статьи 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.

Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 89 Кодекса).

Согласно части 1 статьи 89 Лесного кодекса РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком, прекращения сервитута, публичного сервитута.

Лесоустройство.

В соответствии с п. 2 ст. 72 ЛК РФ объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе на земли лесного фонда, порядок использования и охраны которых согласно статье 101 ЗК РФ регулируется названным кодексом и лесным законодательством.

Согласно ст. 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

При этом, придание земельному участку статуса лесного участка производится при осуществлении лесоустройства по правилам гл. 5 ЛК РФ.

Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации.

Лесоустройство представляет собой инвентаризацию лесного фонда с обоснованием отнесения лесов к группам и категориям защитности в результате выполнения топографо-геодезических работ и специального картографирования лесов.

Отнесение земельного участка к землям лесного фонда может быть осуществлено на основе разработанной в отношении этого участка лесоустроительной проектной документации, подтверждающей фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.

Таким образом, законодательством предусмотрено, что лесные участки, которые по итогам аукционов передаются в аренду, пригодны для ведения лесного хозяйства, в том числе заготовки древесины.

Ответственность лиц при аренде лесных участков.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации определено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст.58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В силу пунктов 2, 3 и 8 ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации к основным принципам лесного законодательства относятся сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.

Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 99 Лесного кодекса РФ).

Кроме привлечения виновных лиц к ответственности, законодательство предусматривает обязательство возмещения виновными лицами вреда, причиненного лесам.

Так, согласно ст. 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.

Таким образом, чтобы не допустить нарушение норм права лица обязаны в обязательном порядке соблюдать требования природоохранного законодательства.

В случае заключения договоров аренды лесного участка, все мероприятия, связанные с использованием лесов, в первую очередь, осуществляются лицами, которым данные леса предоставлены, с соблюдением и законодательства, и установленных договором условий.

Лесной участок может быть предоставлен заинтересованному лицу в аренду (статья 72 Лесного кодекса Российской Федерации).

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.12.2017 № 693 утверждены типовые формы договоров аренды лесных участков, закрепляющие обязательства сторон, а также ответственность за нарушения при использовании лесов.

Так, в соответствии с разделом III типового договора аренды лесного участка для заготовки древесины арендатор обязан:

- принять лесной участок от арендодателя по акту приема-передачи лесного участка;

- использовать лесной участок по назначению;

- вносить арендную плату;

- подавать лесную декларацию;

- представлять арендодателю материалы по отводу и таксации лесосек, технологические карты лесосечных работ;

- осуществлять установленный настоящим договором вид использования лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов и лесной декларацией;

- реализовывать меры по предупреждению лесных пожаров, проведению воспроизводства лесов, санитарно-оздоровительных мероприятий, по расчистке квартальных просек и замене квартальных столбов, сохранению объектов лесного семеноводства;

- иные, предусмотренные лесным законодательством Российской Федерации и договором аренды.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств арендатор несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (ст. 99 ЛК РФ, раздел VI типовой формы договора аренды лесного участка для заготовки древесины).

Гражданско-правовая ответственность наступает с момента нарушения пользователем лесного участка соответствующих пунктов договора. Основанием для её наступления является судебное решение, вынесенное по итогам рассмотрения заявлений компетентного органа, которым могут быть расторгнуты ранее заключенные договоры аренды, купли-продажи лесных насаждений, взыскана образовавшаяся задолженность, неустойка.

Административная ответственность за нарушение лесного законодательства устанавливается Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). В частности, предусматривается ответственность за самовольное занятие лесных участков (ст. 7.9 КоАП РФ), самовольную уступку права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом (ст. 7.10 КоАП РФ), нарушение правил использования лесов (ст. 8.25 КоАП РФ), самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов (ст. 8.26 КоАП РФ), нарушение правил лесовосстановления, правил лесоразведения, правил ухода за лесами, правил лесного семеноводства (ст. 8.27 КоАП РФ), незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан (ст. 8.28 КоАП РФ).

Нормами КоАП РФ за нарушение лесного законодательства предусмотрены такие виды наказания, как штрафы, дисквалификация, приостановление деятельности.

Что касается уголовной ответственности, то она устанавливается Уголовным кодексом Российской Федерации за нарушения лесного законодательства, имеющие наиболее высокую степень общественной опасности. Это, к примеру, незаконная рубка лесных насаждений в случаях, когда ущерб был причинен в значительном, крупном или особо крупном размере, совершен группой лиц или должностным лицом с использованием своего служебного положения (ст. 260 Уголовного кодекса РФ), уничтожение или повреждение лесных насаждений путем поджога или неосторожного обращения с огнем (ст. 261 Уголовного кодекса РФ), нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба (ст. 262 Уголовного кодекса РФ).

Санкции данных статей предусматривают альтернативные наказания от штрафа до лишения свободы.

Помимо перечисленных видов ответственности законодателем предусмотрены и иные негативные последствия для нарушителей условий договоров о лесопользовании.

В Реестр включается информация об арендаторах и покупателях, с которыми были расторгнуты договоры, а также сведения о нарушении указанными лицами лесного законодательства, информация о лицах, которые уклонились от заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо заключения договора купли-продажи лесных насаждений.

4. Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предоставленного в целях осуществления заготовки древесины, может быть расторгнут по результатам оценки эффективности деятельности арендатора лесного участка в случае неэффективного использования участка.

5. Оценка эффективности деятельности арендатора лесного участка, представляемого в целях осуществления заготовки древесины, осуществляется по следующим критериям:

  • Освоение расчетной лесосеки;
  • Выполнение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, предусмотренных проектом освоения лесов;
  • Своевременность внесения арендной платы;
  • Размер совокупных платежей в бюджетную систему в результате деятельности на арендованном лесном участке в расчете на 1 м3 расчетной лесосеки

6. Минимальные допустимые значения критериев, указанных в пункте 5 настоящей статьи, должны быть предусмотрены в стратегии развития субъекта Российской Федерации.

7. Методика определения значений критериев оценки эффективности деятельности арендатора лесного участка, предоставленного в целях осуществления заготовки древесины, утверждается уполномоченным федеральным органом власти.

5.6. Арендодатель вправе отказаться от исполнения настоящего Договора в одностороннем порядке:

  • в случае невнесения Арендатором арендной платы 2 и более раз подряд по истечении установленного настоящим Договором срока платежа, уведомив об этом Арендатора в письменной форме за 30 дней до даты расторжения договора;
  • в случае подтверждения факта неэффективного использования лесного участка по результатам оценки эффективности деятельности арендатора лесного участка, предоставленного в целях осуществления заготовки древесины, уведомив об этом арендатора в письменной форме за 30 дней до даты расторжения договора.

Настоящий Договор прекращает свое действие с даты, указанной в письменном уведомлении. В случае одностороннего отказа Арендодателя от исполнения настоящего Договора он считается расторгнутым.

Доходность лесного сектора экономики в 2017 году

Доходность лесного хозяйства

К вопросу о совершенствовании системы ценообразования на лесные ресурсы

Величина ставки рентной платы за использование лесов в целях заготовки древесины определяется как:

где:
Rсрп – расчетная величина ставки рентной платы за использование лесов в целях заготовки древесины, рублей;
Цокд – средневзвешенная цена 1-го кубометра обезличенной древесины, рублей;
Снсзд – нормативная себестоимость заготовки древесины, рублей;
Пнп – нормативная прибыль в лесозаготовительном производстве, рублей;
Зозвл – расходы на охрану, защиту и воспроизводство лесов арендаторов лесных участков, приходящиеся на 1 м 3 заготовленной древесины, рублей.

Величины рентной ставки определены на базе исходных данных, предоставленных 82 арендаторами лесных участков из 16 субъектов Российской Федерации, расположенных во всех федеральных округах.

Структура арендаторов лесных участков, осуществляющих заготовку древесины, предоставивших информацию о технологиях заготовки древесины и нормообразующих показателях для расчета себестоимости древесины по организационно-правовым формам, единиц.

Распределение у респондентов договоров аренды лесных участков в целях заготовки древесины по площадям

Расчетная величина себестоимости заготовки 1 м 3 древесины в разрезе отдельных субъектов Российской Федерации

Субъект РФСебестоимость заготовки древесины, рублей/м 3
Костромская область981,0
Ярославская область819,0
Архангельская область1892,0
Вологодская область1408,0
Волгоградская область709,0
Ростовская область718,0
Карачаево-Черкесская Республика635,0
Республика Северная Осетия-Алания644,0
Кировская область1609,0
Пермский край1511,0
Свердловская область1253,0
Тюменская область1463,0
Красноярский край1318,0
Иркутская область1462,0
Хабаровский край1703,0
Приморский край1422,0

Величина себестоимости заготовки древесины 1 м 3 древесины в разрезе федеральных округов, рублей на м 3

Расходы арендаторов лесных участков на охрану, защиту и воспроизводство лесов, приходящиеся на 1 м 3 заготовленной древесины в разрезе федеральных округов

Величина нормативной прибыли, учитываемой при расчете ставок рентных платежей за использование лесов в целях заготовки древесины в разрезе федеральных округов, рублей на 1 м 3

Средние сложившиеся рыночные цены на лесоматериалы круглые хвойных и лиственных пород за 2017 год по данным Федеральной службы государственной статистики, рублей за плотный кубометр

СортиментыРФЦФОСЗФОЮФОПФОУрФОСФОДФО
Лесоматериалы хвойных пород19861619188401085202522243224
Лесоматериалы круглые хвойных пород для распиловки и строгания24291884230901563222025982989
Лесоматериалы круглые хвойных пород для лущения00000000
Лесоматериалы круглые хвойных пород для производства
целлюлозы и древесной массы (балансы)
105814741124090409350
Лесоматериалы хвойных пород для использования в
круглом виде прочие
110661300188901343989
Лесоматериалы лиственных пород1358804111801884492932155295
Лесоматериалы круглые лиственных пород
для распиловки и строгания
1948709153801262715332546707
Лесоматериалы круглые лиственных пород для лущения27502825183502479575300
Лесоматериалы круглые лиственных пород для
производства целлюлозы и древесной массы (балансы)
89855310060924000
Лесоматериалы лиственных пород для использования
в круглом виде прочие
13925707000094003600
Древесина топливная5604176861194604618565713

Определение средневзвешенной цены одного обезличенного кубометра древесины предлагается рассчитать по следующей формуле :

где:
Цокд – средневзвешенная цена обезличенного кубометра древесины, рублей;
Цхвп – цена обезличенного кубометра хвойной древесины, рублей;
Vдрхвп – объем заготовленной древесины хвойных пород по данным ЕГАИС по учету древесины и сделок с ней, м 3 ;
Цдлствп – цена обезличенного кубометра древесины лиственных пород, рублей;
Vдрлстп – объем заготовленной древесины лиственных пород по данным ЕГАИС по учету древесины и сделок с ней, м 3

Расчетная величина средневзвешенной цены обезличенного кубометра древесины на основе применения фактически полученных данных составит:

Ц окд = [(1986 рублей х 122209300 м 3 ) + (1358 рублей х 77498700 м 3 )]/(122209300 м 3 + 77498700 м 3 ) = 1742,3 (рубля)

Расчетная величина ставки рентной платы за использование лесов в целях заготовки древесины, исходя из средневзвешенной цены обезличенного кубометра древесины составит:

Rсрп = 1742,3 рубля – 1222 рубля – 305,5 рублей – 85,8 рублей = 129 рублей.

  • Полученная по предложенному варианту расчета величина ставки рентной платы превышает фактически сложившуюся по результатам аукционов среднюю ставку платы за заготовку 1 м 3 древесины в 2016 году (59,1 рубля за кубометр) почти в 2,2 раза, а среднюю минимальную ставку платы за 1 м 3 заготавливаемой древесины (36,5 рубля) - более чем в 3,5 раза.
  • Исходя из этой ставки экспертная оценка платежей, подлежащих поступлению в бюджет за использование лесов в целях заготовки древесины, исходя из данных об объеме заготовки древесины в ЕГАИС по учету древесины и сделок с ней на декабрь месяц 2017 года – 199708,0 тыс. м 3 , составит 25762,3 млн рублей, что выше данных 2016 года по данному виду использования лесов (17799,0 млн рублей) на 7963,3 млн. рублей или в 1,45 раза.

Оценка влияния применения рентной ставки на изменение арендной платы на примере конкретных договоров аренды

Задачи требующие решения со стороны лесного бизнеса

Текущие задачи

Стратегическая задача

Меры по созданию более эффективных инструментов развития лесов России, как глобального возобновляемого ресурса, инструмента геополитики и источника благосостояния Россиян, включая:

  • Инструменты мониторинга, оценки и внедрения передового мирового опыта использования лесных ресурсов.
  • Инструменты маркетинга и привлечения инвестиций на внутреннем и внешнем рынке.
  • Инструменты кластерного развития региональных лесных комплексов.

Читайте также: