Аналитическая справка здоровьесберегающие технологии в детском саду
Добавил пользователь Алексей Ф. Обновлено: 19.09.2024
Автор: Ермкова Ольга Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад №25 "Ручеек"
Населённый пункт: с. Сунжа
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Тематический контроль "Укрепление и профилактика здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Тематический контроль
«Укрепление и профилактика здоровья детей через использование
Срок проведения: 23.11.2016 г. по 30.11.2016г.
План тематического контроля (исследования)
: Вопросы контроля Методы контроля Цели контроля Срок Ответственный 1.Знания и умения, навыки детей о ЗОЖ Беседы с детьми младшего и старшего дошкольного возраста; Создание проблемной ситуации по теме; Наблюдение и анализ самостоятельной деятельности детей; Наблюдение режимных моментов. Открытый просмотр занятий по физической культуре Выявить уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни, уровень сформированности гигиенических умений и навыков детей, уровень активности детей младшего и старшего дошкольного возраста 23.11- 28.11 Ст. воспитатель Воспитатели групп. 2.Планирован ие работы педагогов 1. Анализ календарно- тематического плана воспитателей групп детского сада по теме контроля. 2. Наблюдение совместной деятельности педагога с детьми (в режимных моментах). Проанализировать систему работы педагогов по использованию здоровьесберегающих технологий в совместной деятельности с детьми и родителями 23.11- 28.11 Ст.восп. 3.Создание условий пребывания детей в группе Изучение предметно- развивающей среды. Дать оценку состоянию предметно-развивающей среды в группах детского сада, способствующей развитию у детей умений и навыков, способствующих здоровому образу жизни. 23.11- 28.11 Ст.восп. 4.Оценка профессионал ьного мастерства воспитателей Открытый просмотр совместной образовательной деятельности с детьми, в режимных моментах. Выявление уровня знаний воспитателями специфики организации разнообразных форм педагогических технологий(стимулирован ия и сохранения здоровья),методов и приемов ,используемых педагогами. 23.11- 28.11 Ст.восп. 5.Взаимодейс твие с родителями. Анализ планирования взаимодействия с родителями по стимулированию и сохранению здоровья детей дошкольного возраста. Изучение информационного материала для родителей Выявить умение воспитателей использовать различные формы взаимодействия и сотрудничества с родителями. 23.11- 28.11 Ст. восп. Воспитат. по группам
3 здоровому образу жизни в календарном планировании отражена не на должном уровне, особенно в работе с родителями по данной проблеме. Вывод. Из планов воспитательно-образовательного процесса видно, что педагоги используют традиционные и современные здоровьесберегающие образовательные технологии, которые направлены на предотвращение переутомления у детей. Не на должном уровне включают эту работу во взаимодействие с родителями. Рекомендации: - оформить информационные стенды для родителей по здоровому образу жизни; -вовлекать родителей в совместную активную деятельность по привитию детям здорового образа жизни. - провести мастер-классы с родителями по ознакомлению с нетрадиционными формами оздоровления своих детей. 3. Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении. Анализ созданных условий показал, что в нашем детском саду имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей. Но расположение мебели и игрового материала в группах лишь частично дает детям возможность удовлетворять двигательную активность. Оборудован физкультурный зал, где имеется разнообразное физкультурное оборудование для развития основных видов движений в равновесии, прыжках, метании, лазании, этим самым развивая у детей такие физические качества как ловкость, быстрота, умелость, выносливость, гибкость и др. Уделяется большое внимание организации физкультурнооздоровительной работы на свежем воздухе. На участке ДОУ имеется спортивная площадка, с беговой дорожкой, баскетбольными щитами, волейбольной сеткой, ямой с песком для прыжков, достаточным количеством выносного оборудования, свободным пространством для организации подвижных и спортивных игр. Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группах оборудованы спортивные уголки. Их цельудовлетворение потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни. Задача педагогов научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному безопасному использованию физкультурного оборудования. Кроме традиционного оборудования педагогами используется и нестандартное оборудование для профилактики плоскостопия, развития глазомера, ловкости, ориентировки в пространстве. По результатам проверки выявлено, что данные уголки не полностью отвечают возрастным требованиям детей. Рекомендации: - -Для повышения интереса детей к физической культуре, а так же развитию жизненно-важных качеств пополнить физкультурные уголки недостающим спортивным и нестандартным оборудованием с учетом возраста детей.
11 развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с возрастными особенностями и будут получать удовлетворение от нее. Если же дети не почувствуют радости от созданного ими, если у них процесс творчества не вызовет хорошего настроения, а наоборот, дети будут испытывать неудовлетворенность, огорчение от того, что не получается задуманное, то постепенно это приведет к потере интереса к росписи, и тогда их влияние на всестороннее развитие личности окажется не со знаком плюс, а со знаком минус. В связи с этим перед воспитателями стоит задача - найти пути оптимизации деятельности с целью увеличения ее влияния на всестороннее воспитание личности ребенка, развитие его способностей и творческого потенциала. Рекомендации: 1. Воспитателям старших дошкольных групп расписывать объёмные игрушки, вылепленные детьми на занятиях по лепке. 2. Проводить индивидуальную работу с детьми по закреплению навыков рисования элементов росписей, закрепляя технические навыки работы кистью: всем ворсом, плашмя, концом кисти. 3. Воспитателям всех возрастных групп устраивать выставки детских работ по декоративному рисованию для обмена опытом между группами и для родителей. Старший воспитатель: Е.Л. Никулина
Данный педагог в своей педагогической деятельности использует следующие здоровьесберегающие технологии:
Вывод: в результате использования здоровьесберегающих технологий во время организованной и свободной деятельности просматривается динамика роста числа здоровых детей в среднем на 21%.
Оноприенко Наталья Анатольевна использует здоровьесберегающие образовательные технологии как системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью воспитанников. Считает, что очень важно, чтобы каждая технология имела оздоровительную направленность, и в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложнённое развитие.
Динамические паузы проводятся во время занятий 2-5 минут, по мере утомляемости детей. Динамические паузы могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Развитие двигательных навыков тесно связано с звукопроизношением, поэтому Наталья Анатольевна в своей работе использует динамические паузы со словами, стихотворениями по разной тематике. При проведении педагогом динамических пауз и пальчиковых игр происходит автоматизация звуков, развиваются интонация и выразительность голоса, мимика, пластика движений, точность и координация как общей, так и мелкой моторики кистей рук и пальцев.
Бодрящая гимнастика проводится Натальей Анатольевной как разминка по 5-10 минут после дневного сна с использованием различных упражнений. Сюда включаются упражнения на формирование правильной осанки, свода стопы, на развитие мелкой моторики.
Гимнастика для глаз (с младшего возраста) используется для профилактики близорукости ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время.
Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. В результате использования дыхательной гимнастики у детей укрепляется дыхательная мускулатура, повышается сопротивляемость детского организма к простудным заболеваниям, повышается выносливость при физических нагрузках.
Проведение пальчиковой гимнастики способствует повышению работоспособности головного мозга. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физминутки, на занятиях, в индивидуальной и подгрупповой работе играет положительную роль в развитии познавательных способностей детей.
Технология эстетической направленности реализуется на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и др., оформлении помещений к праздникам.
Корригирующая гимнастика в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
Физкультурное занятие проводится 2-3 раза в неделю в музыкальном зале. Продолжительность занятия зависит от возраста воспитанников.
В результате использования здоровьесберегающих технологий во время организованной и свободной деятельности, по наблюдениям за состоянием здоровья детей, просматривается динамика роста числа здоровых детей у воспитателя Оноприенко Натальи Анатольевны.
Здоровье дошкольника, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие зависят от окружения, в котором ребёнок находится. Большинство детей с 1,5 до 7 лет посещают дошкольные образовательные учреждения (ДОУ), соответственно, педагоги несут ответственность за физическое и эмоциональное состояние воспитанников.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ в условиях ФГОС
Помимо воспитательных и образовательных задач, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ставит обязательной целью сохранение и укрепление здоровья детей. Воспитатель следит за состоянием своих подопечных. Здоровые дети эффективнее усваивают знания и совершенствуют все виды умений. К сожалению, по статистическим данным, уровень здоровья дошкольников снижается к моменту выпуска из детского сада. А в школе ребят ждут большие нагрузки и период адаптации к новой среде. Поэтому педагоги ДОУ не только занимаются с детьми общеукрепляющими техниками, но и стремятся привить навыки здорового образа жизни.
Воспитатель является для детей примером, прививает привычку к здоровому образу жизни и спорту
Выделяют следующие факторы риска, влияющие на здоровье детей:
- применение на занятиях с дошкольниками методов и приёмов, не соответствующих их возрастным особенностям;
- неправильная организация образовательного процесса (без учёта норм и требований СанПиН);
- отсутствие контроля или недостаточное внимание к здоровью детей со стороны родителей.
Воспитатель планирует каждый режимный момент с учётом потребностей дошкольников. Педагогическая деятельность способствует развитию детей без излишних нагрузок и стрессовых ситуаций. Среда в ДОУ благотворно влияет на воспитанников, в ней раскрываются их интересы, формируются и совершенствуются способности. Это те условия, в которых здоровье ребёнка не страдает. А чтобы оно укреплялось и у дошкольников формировались привычки здорового образа жизни, педагог использует специальные технологии. Методиками по здоровьесозиданию воспитатель делится с родителями на консультациях и мастер-классах.
Забота о здоровье детей состоит и в привитии желания заботиться о своём организме, укреплять его
Здоровьесберегающие технологии — комплекс инструментов и методов по охране и стимулированию здоровья детей. Эти технологии охватывают большой диапазон направлений:
- осуществление образовательного процесса на основе санитарных норм и гигиенических требований,
- проведение диспансеризации,
- организация режима двигательной активности,
- рациональное питание,
- контроль за психическим состоянием и психологическая поддержка.
Существует стереотип, что здоровьесберегающие технологии используют в своей работе только физкультурные руководители. Это не так. Забота о здоровье детей — общая задача работников ДОУ. Здоровьесберегающие технологии внедряют воспитатели, музыкальный руководитель, логопед, психолог, медицинская сестра, педагоги дополнительного образования.
У физкультурного руководителя широкий выбор возможностей внедрять здоровьесберегающие технологии
Таблица: задачи здоровьесберегающих технологий
- Сформировать представления о полезной пище;
- рассказать о работе медсестёр и врачей;
- сформировать представления о том, что такое здоровье;
- пополнять словарный запас.
- Сформировать первоначальные представления о работе организма (органов зрения и слуха, головного мозга, мышц, внутренних органов);
- пополнять словарный запас;
- научить сбалансированно питаться и соблюдать питьевой режим.
- Научить простым техникам самостоятельного снятия физического и эмоционального напряжения (пальчиковые игры, дыхательные упражнения, самомассаж);
- передать знания о болезнях и способах защиты от них.
- Развивать координацию движений и двигательные навыки;
- развивать тактильное восприятие и мелкую моторику;
- развивать внимание и умение повторять показываемые действия;
- формировать и совершенствовать культурно-гигиенические навыки.
- Закрепить культурно-гигиенические навыки;
- совершенствовать точность, гибкость, ловкость движений;
- развивать все виды восприятия;
- сформировать умение действовать (выполнять упражнения) по команде.
- Повысить двигательную активность;
- осуществлять профилактику умственного перенапряжения;
- развивать аналитические способности и логическое мышление.
- Воспитывать аккуратность и опрятность;
- создать положительную мотивацию к правильному питанию, регулярным физическим тренировкам.
- Воспитывать чувство коллективизма;
- прививать полезные привычки, желание заниматься спортом.
- Научить избегать вредных привычек;
- воспитать осознанное отношение к личной гигиене;
- стимулировать и поощрять желание самостоятельных тренировок.
Применение здоровьесберегающих технологий в детском саду осуществляется в соответствии с ещё одним требованием ФГОС — воспитывать в ребёнке всесторонне развитую личность.
Здоровьесберегающие технологии в детском саду направлены на здоровое развитие детей, а также дают стимул к поиску новых знаний и самосовершенствованию
Виды здоровьесберегающих технологий в детском саду
По характеру применяемых инструментов и способов воздействия на воспитанников ДОУ здоровьесберегающие технологии делятся на:
- медико-профилактические — укрепление иммунитета, коррекция здоровья, профилактика заболеваний под контролем медицинских работников;
- физкультурно-оздоровительные — созидание здоровья через различные формы двигательной активности;
- социально-психологические — поддержка эмоционального благополучия;
- образовательные — просвещение детей на тему здорового образа жизни.
Элементы различных здоровьесберегающих технологий сочетаются в образовательной и досуговой деятельности в ДОУ с другими педагогическими технологиями. Забота о здоровье воспитанников красной нитью проходит через весь срок их пребывания в детском саду.
Здоровьесберегающие технологии зачастую реализуются в детском саду в игровых формах
Медико-профилактические технологии
К таким технологиям в ДОУ относят:
-
Мониторинг здоровья воспитанников — непрерывное наблюдение за состоянием детей. Ежедневно медсестра осматривает ребят после приёма в группу. Ежегодно проводятся медицинские обследования (анализы крови и мочи), комплексный осмотр специалистами (диспансеризация). По результатам мониторинга медсестра совместно с педиатром подготавливает план по оптимизации здоровья детей, проводит консультации для родителей и педагогов.
Ежегодно врачи проводят комплексные обследования воспитанников детских садов
- постепенная адаптация к прохладной температуре в помещении, равной 20° для первой младшей группы (дети раннего возраста) и 18° для дошкольников 3–7 лет,
- сон с открытой форточкой (круглый год),
- воздушные и солнечные ванны на прогулках,
- обтирание, реже — контрастное обливание,
- ходьба босиком, в том числе по коврикам с солевым раствором.
В младшей группе организуется закаливание прохладной водой во время умывания
Регулярное употребление кислородного коктейля является профилактикой хронической усталости у дошкольников
Фитотерапия в детском саду применяется как средство укрепления организма в период эпидемий простудных заболеваний
Идеально, когда медицинские работники скоординированно и ответственно работают в детском саду. К сожалению, далеко не всегда это так. И медсестра оставляет за собой функции оповещения о профилактических прививках и анализах. Врачебный осмотр в ДОУ тоже не всегда проводится регулярно. За время пребывания моего сына в детском саду диспансеризация была в средней группе (присутствовали на ней три врача из заявленных шести) и перед выпуском в школу (специалисты были все, кроме одного). К слову, кислородный коктейль в нашем детском саду ребята употребляют, но на договорной основе: ежемесячная плата составляет 300 рублей.
Физкультурно-оздоровительные технологии
В детском саду это:
-
Физкультминутки — динамические паузы на занятиях с дошкольниками. Внимание детей непроизвольно, они быстро утрачивают интерес к текущей форме работы и нуждаются в частой смене видов деятельности. Чрезмерное умственное и/или физическое напряжение может стать причиной сильного стресса. Поэтому примерно в середине занятия, требующего продолжительного нахождения в положении сидя и затраты интеллектуальных сил, проводится физкультминутка. Это комплекс двигательных упражнений длительностью 1,5–3 минуты. Часто проводится под весёлую ритмичную музыку.
Физкультминутки необходимы для хорошего самочувствия детей во время занятий
Пальчиковые игры повышают работоспособность организма и помогают сохранить эмоциональный баланс
Ходьба босиком по дорожке здоровья на улице помогает предотвратить плоскостопие и одновременно является инструментом закаливания
Правильно дышать — значит меньше уставать во время физической активности, уметь расслабляться и говорить стройными фразами
Выполнение упражнений для глаз укрепляет органы зрения и снимает напряжение
Самомассаж активизирует работу внутренних органов
Социально-психологические технологии
Технологии социально-психологического блока направлены на укрепление иммунитета через создание позитивного настроения и воздействие на различные органы чувств. Учёные всё чаще говорят о том, что эмоциональная нестабильность и подверженность стрессам оборачиваются ухудшением физического здоровья.
В ДОУ практикуется:
- Психогимнастика — игровые упражнения, направленные на нормализацию различных аспектов психики (снятие агрессии, борьба со страхами, повышение уверенности в себе и т. д.).
- Музыкотерапия — игровые и танцевальные импровизации, релаксация под инструментальные композиции.
- Сказкотерапия — коррекция психического состояния через прослушивание, придумывание и инсценировку волшебных историй.
- Песочная терапия — рисование и игровые упражнения с сухим, влажным и кинетическим песком. Сенсорные ощущения от контакта кожи с песчаными частицами развивают мозговые центры.
- Цветотерапия — просматривание разноцветных картинок и слайдов, продуктивное творчество с материалами приятных оттенков (пластилином, тканями, гуашью и акварелью, для малышей — с пальчиковыми красками).
Волшебная комната в детском саду — место, где ребёнок отдыхает и набирается сил
Образовательные технологии в здоровьесбережении
В ДОУ активно используются технологии, которые учат детей здоровому образу жизни: дошкольники узнают о правильном питании, полезных привычках, средствах укрепления иммунитета. Это:
- Проведение зарядки и гимнастики пробуждения после тихого часа — привитие детям правильного пробуждения организма для продуктивной работы и хорошего настроения.
- Занятия по валеологии — непосредственно образовательная деятельность (НОД) по вопросам здоровья.
Занятия по валеологии расширяют словарный запас и знания детей, воспитывают осознанное отношение к здоровью
Воспитатель ДОУ должен обрести компетенцию для использования здоровьесберегающих технологий в своей работе. Он изучает методическую литературу о способах здоровьесозидания дошкольников, знакомится с практическим опытом коллег, посещая открытые мероприятия, читая педагогическую периодику и разработки на интернет-порталах. Освоенные в теории здоровьесберегающие технологии внедряются в практику при обязательном взаимодействии с администрацией и медперсоналом ДОУ и родителями.
Технологии по укреплению здоровья внедряются в образовательный процесс через различные виды детской активности:
- предметную,
- исследовательскую,
- игровую,
- творческую.
Внедрение здоровьесберегающих технологий происходит при постоянном взаимодействии с родителями воспитанников
Методы и формы внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Валеология (наука о здоровом образе жизни) — область знаний, сложная для усвоения детьми дошкольного возраста. Столько информации хочется передать ребятам, столькому их научить, чтобы они росли радостными и здоровыми. Но им будут интересны и отложатся в памяти только те факты и привычки, которые увлекали, вызывали позитивные эмоции в момент знакомства и при повторении. Формы проведения занятий по здоровьесбережению в ДОУ могут быть разнообразными.
Таблица: формы образовательной и досуговой деятельности по здоровьесбережению
Валеологическая направленность в детском саду включает проведение праздничных и спортивных мероприятий
Игры по здоровьесберегающим технологиям
Игровые технологии воспитания и обучения интегрируются в ДОУ с технологиями здоровьесохранения. В игре дети узнают новое о предметах и явлениях окружающей среды, развивают разнообразные навыки и умения.
Выстраивать образовательный процесс с игровыми ситуациями и элементами — положение классической педагогики, ведь игра является ведущей деятельностью дошкольников.
Занятия по здоровьесбережению обогащают игровой опыт ребят. Моим детям захотелось сделать на дачном участке тропинки здоровья, на которых они бегают босиком и играют с друзьями каждое лето. Они знают, что после просмотра мультфильма глазкам полезно активно поиграть. В дождливые дни дети устраивают дома пальчиковый театр.
Методические рекомендации по организации и проведению игр по здоровьесбережению:
Читайте также: