Ан 26 жесткая посадка

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

ТАСС-ДОСЬЕ. 25 сентября 2020 года близ Чугуева (Харьковская обл., Украина) потерпел крушение транспортный самолет Ан-26 военно-воздушных сил (ВВС) Украины, выполнявший учебный полет с курсантами. По данным Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям, погибли 22 человека. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила хронологию катастроф самолетов Ан-26 в мире с 2015 года. Всего за это время разбилось восемь Ан-26, погибли 99 человек (не включая ЧП 25 сентября 2020 года).

17 января 2015 года в Сирии при заходе на посадку на аэродроме Абу ад-Духур (провинция Идлиб) потерпел катастрофу Ан-26 ВВС Сирии (регистрационный номер YK-AND), перевозивший сирийских военнослужащих из Дамаска. На борту погибли 30 человек. По официальным данным, самолет разбился из-за сильного тумана.

9 марта 2016 года у побережья Бангладеш потерпел катастрофу Ан-26Б (регистрационный номер S2-AGZ) авиакомпании True Aviation, следовавший местным рейсом из аэропорта Кокс-Базар в Джессор. Через несколько минут после взлета машина упала в Бенгальском заливе недалеко от устья реки Баккхали. На борту находись четыре члена экипажа (все - граждане Украины), из них трое погибли, один выжил.

29 апреля 2017 года Ан-26 (регистрационный номер CU-T1406) кубинской государственной авиакомпании Aerogaviota, выполнявший внутренний рейс по заказу кубинских ВВС, на расстоянии 6,5 км к северо-востоку от Сан-Кристобаля (провинция Артемиса) столкнулся с горой Лома-де-ла-Пимиента и полностью разрушился. На борту находились восемь человек, все они погибли.

30 мая 2017 года на аэродроме в г. Балашов Саратовской обл. совершил жесткую посадку Ан-26 (бортовой номер "79 красный", регистрационный номер RF-36160). Пилот не выдержал параметры снижения и приземлился до взлетно-посадочной полосы. От удара о землю самолет был поврежден и загорелся, погиб находившийся на борту курсант Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков им. Героя Советского Союза А. К. Серова (Ан-26 принадлежал учебной авиабазе этого училища). Еще четыре человека, находившиеся на борту, были госпитализированы с различными травмами. К катастрофе привел отказ левого двигателя.

14 октября 2017 года Ан-26-100 (регистрационный номер ER-AVB) молдавской авиакомпании Valan International Cargo Charter, следовавший из Уагадугу (Буркина-Фасо) в Абиджан (Кот-д'Ивуар), при заходе на посадку в аэропорту назначения упал в Атлантический океан и разрушился. На борту находились десять человек - шестеро членов экипажа (граждане Молдавии) и четверо французских военнослужащих. В результате катастрофы четверо членов экипажа погибли, еще двое получили ранения. Рейс выполнялся по контракту с армией Франции в рамках антитеррористической операции "Бархан".

6 марта 2018 года при заходе на посадку на аэродроме Хмеймим в Сирии потерпел крушение Ан-26 ВКС России. По информации СМИ, машина с бортовым номером 52 входила в состав 33-го отдельного транспортного смешанного авиаполка (аэродром Левашово) 6-й Ленинградской Краснознаменной армии ВВС и ПВО Западного военного округа. Ан-26 выполнял рейс по маршруту авиабаза Квайрес (г. Алеппо) - Хмеймим. По данным Минобороны РФ, воздушное судно столкнулось с землей, не долетев около 500 м до взлетно-посадочной полосы. В результате погибли 39 военнослужащих - шесть членов экипажа и 33 пассажира, в числе которых были генерал-майор (по информации РБК и "Комсомольской правды" - Владимир Еремеев), 26 офицеров, прапорщики и контрактники. Гражданских лиц на борту не было. В Минобороны сообщали, что "огневого воздействия по самолету не было", погодные условия для захода на посадку "были простыми", причиной крушения могла стать техническая неисправность.

20 декабря 2018 года близ гор. Киншаса (Демократическая Республика Конго) потерпел крушение Ан-26Б (регистрационный номер 9S-AGB) местной авиакомпании Gomair. На борту погибли семь человек, в том числе трое россиян - члены экипажа Иван Масалов, Александр Кретов и Евгений Тарасов. Ан-26 занимался доставкой в регионы ДР Конго избирательных материалов для проведения президентских и парламентских выборов. Катастрофа произошла, когда самолет возвращался из г. Чикапа в Киншасу. Ее причиной могли стать плохие погодные условия.

22 августа 2020 года в Южном Судане Ан-26Б (регистрационный номер EX-126) местной авиакомпании South West Aviation потерпел крушение вскоре после вылета из г. Джуба. На борту находились восемь человек - три члена экипажа и пять пассажиров. Жертвами катастрофы стали семь человек, один госпитализирован. По одним сведениям, у самолета отказали оба двигателя, по другим - крушение произошло из-за превышения максимальной взлетной массы на 2,5 т.

Самые жуткие авиакатастрофы Ан-26 в России и мире

Архангельск, 2002 год

21 февраля 2002 года Ан-26 разбился при заходе на посадку в районе аэродрома Лахта в Архангельской области. 17 из 20 находящихся на борту человек погибли. Основной причиной катастрофы были названы метеоусловия: из-за плохой видимости и сильного бокового ветра самолет трижды заходил на посадку, и последняя попытка стала роковой.

Багдад, 2007 год

Грузовой Ан-26, арендованный Турцией у молдавской авиакомпании, потерпел катастрофу 9 января 2007 года. Самолет пытался зайти на посадку в условиях плохой видимости из-за тумана и разбился во время второй попытки. На борту воздушного судна было 35 человек, 32 из которых погибли.

Провинция Идлиб, 2015 год

18 января 2015 года Ан-26 ВВС Сирии разбился при заходе на посадку на аэродроме Абу-Духур (провинция Идлиб). Погибли 30 человек.

Самые трагические авиакатастрофы Ан-26 в России и мире

Кокос-Базар, 2016 год

9 марта 2016 года грузовой Ан-26, которым управляла компания True Aviation, упал в море у берегов Бангладеша в районе города Кокс-Базар. Самолет использовался для транспортировки креветок между городами Кокс-Базар и Джессор. Из четверых членов экипажа, являвшихся гражданами Украины, трое погибли, один получил ранения.

Штат Северный Кордофан, 2016 год

30 апреля 2016 года Ан-26 армии Судана разбился при посадке в аэропорту. Весь экипаж, состоявший из пяти человек, погиб. Обычно эта модель используется суданской армией в операциях против боевиков.

Сан-Кристобаль, 2017 год

29 апреля 2017 года Ан-26 (регистрационный номер CU-T1406) кубинской государственной авиакомпании Aerogaviota, выполнявший внутренний рейс по заказу кубинских ВВС, на расстоянии 6,5 км к северо-востоку от Сан-Кристобаля (провинция Артемиса) столкнулся с горой Лома-де-ла-Пимиента и полностью разрушился. На борту находились восемь человек, все они погибли.

Балашов, 2017 год

30 мая 2017 года на аэродроме в городе Балашов Саратовской области совершил жесткую посадку Ан-26. Пилот не выдержал параметры снижения и приземлился до взлетно-посадочной полосы. От удара о землю самолет был поврежден и загорелся, погиб находившийся на борту курсант Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков им. Героя Советского Союза А. К. Серова. Еще четыре человека, находившиеся на борту, были госпитализированы с различными травмами. К катастрофе привел отказ левого двигателя.

Самые трагические авиакатастрофы Ан-26 в России и мире

Абиджан, 2017 год

Хмеймим, 2018 год

6 марта 2018 года при заходе на посадку на аэродроме Хмеймим в Сирии потерпел крушение Ан-26 Минобороны России. Он столкнулся с землей, не долетев около 500 метров до взлетно-посадочной полосы. На борту находились 33 пассажира и 6 членов экипажа. Все погибшие — российские военные, среди них 27 офицеров, один в звании генерал-майора, а также прапорщики и контрактники.

Киншаса, 2018 год

20 декабря 2018 года потерпел крушение транспортный Ан-26 компании GomAir в 40 километрах от международного аэропорта Нджили (Киншаса, Демократическая Республика Конго). На борту находились 23 человека.

Самые трагические авиакатастрофы Ан-26 в России и мире

Бени, 2018 год

24 декабря 2018 года Ан-26 разбился при заходе на посадку в аэропорту города Бени провинции Северное Киву Демократической Республики Конго. На борту находились более 60 военных, около 40 из них получили травмы.

Джуба, 2020 год

22 августа 2020 года в Южном Судане Ан-26Б местной авиакомпании South West Aviation потерпел крушение вскоре после вылета из города Джуба. На борту находились восемь человек — три члена экипажа и пять пассажиров. Жертвами катастрофы стали семь человек. По одним сведениям, у самолета отказали оба двигателя, по другим — крушение произошло из-за превышения максимальной взлетной массы.

Чугуев, 2020 год

25 сентября 2020 года недалеко от украинского города Чугуев в Харьковской области разбился самолет Ан-26, который выполнял учебный полет с курсантами. По последним данным, на борту были 27 человек, 26 из них погибли.

Ранее сообщалось, что четверо пассажиров исчезнувшего Ан-26 на Камчатке летели строить сельскую школу.


На Камчатке 6 июля разбился пассажирский самолет Ан-26, на борту которого находились 28 человек. Все они погибли. Следователи называют три версии трагедии — неблагоприятные погодные условия, ошибку пилотирования и техническую неисправность. Мы поговорили о крушении самолета с Владимиром Поповым, заслуженным военным летчиком РФ, кандидатом технических наук.


Из-за чего произошло крушение самолета

— Сейчас мало что можно сказать о причинах трагедии, потому что информации недостаточно. Но кое-что я могу отметить.

В поселке Палана достаточно сложный аэродром — по заходу, по безопасности от высотных препятствий естественных — там же сопки вокруг. С трех сторон подходят сопки, но со стороны моря более благоприятные условия.

Если самолет заходил со стороны моря на сушу — условия были благоприятные, можно было безопасно снижаться над морем (по глиссаде). А если заход со стороны суши был, то пилот мог поторопиться со снижением. Не исключено, что могли зацепить за деревья на близлежащих сопках, которых там достаточно много и они высокие.

Уже был такой случай — 12 сентября 2012 года в Палане Ан-28 столкнулся с сопкой. И там погибло более 10 человек.

Но пока известно следующее — что они пытались зайти со стороны моря. Это все-таки залив, он достаточно большой. Хотя и середина лета, но на севере вода холодная, там большое отражение от воды, возможно, возник туман, при этом влияние видимости на посадочном курсе сокращается. Не проконтролировали, может быть, вовремя высоту снижения.

Не исключено, что была какая-то нештатная ситуация, связанная с работоспособностью самолета.

Может ли быть виноват экипаж

Даже небольшие неполадки на борту или внештатные ситуации могут усугубить действия или бездействие экипажа.

На посадочном курсе, когда самолет снижается и готовится к посадке, много технологических процессов и процедур выполняют летчики. В это время в два-три приема выпускаются закрылки. Бывает, что несинхронность выхода этих закрылок, какое-то заедание, может сказаться. Или отказ тяги, замедление по гидросистеме. А это — кренящие моменты. И человек, не видя земли, еще по приборам заходит на посадочный курс.


Может повлиять дефицит времени. Пилот не видит горизонта, скорость снижения возрастает, времени не хватает — самолет может завалиться — и все.

Может случиться сбой электропитания на земле или на борту воздушного судна. Этого уже достаточно для того, чтобы приборы навигации и курсоглиссады потеряли точность. Ложные сигналы легко принять за основные, это может привести к такой катастрофической ситуации. Я не исключаю и такого момента.

Могло ли состояние самолета привести к трагедии

Сертификат летной годности самолета Ан-26 должен был истечь в августе 2021 года. Но связывать это с трагедией будет не совсем правильно. Если техническое обслуживание было хорошим, то он мог летать и дальше.

Если техническое обслуживание проводить вовремя, если готовить к полету по технологии, предусмотренной картами контрольных осмотров , то самолеты летают достаточно долго и, как правило, надежно (безаварийно).

Ан-26 используется давно и выработал все ошибки своей молодости. То есть нюансы, которые конструкторы не доделали, на заводах не учли, по технологии производства не отработали — они все сейчас выработаны, исправлены. Поэтому он считается одним из самых надежных самолетов.

Ан-26 — безопасный самолет?

Это массовый самолет. Он и в вооруженных силах у нас много работает, до сих пор на службе находится. Достаточно надежный, хорошо отработанный. Единственное, еще раз подчеркиваю — если его грамотно эксплуатировать, то он, как говорится, не подведет.

Мы же делаем предварительную подготовку самолета, предполетную подготовку — это осмотры, это проверка отдельных систем. Перед каждым полетом прогревают двигате ли , проверяют все работы систем, гидросистем, воздушной системы и тормозов, и выпуска, убо рки закрылков.

Но могли быть какие-то скрытые дефекты, которые при обслуживании на аэродроме перед вылетом оказались не замечены.

Часто ли Ан-26 используют в региональной авиации

На сегодняшний день их достаточно много. Его используют местные авиалинии, региональные компании . Много таких самолетов и в вооруженных силах. Например, в авиации военно-морского флота , в авиации ВВС или ВКС, в силовых структурах, в пограничных войсках , в Росгвардии действительно много таких самолетов, которые выполняют оперативные служебно-боевые задачи.

Ан-26 был разработан как транспортный самолет оперативно-тактического назначения для вооруженных сил. А для гражданской авиации стал региональным самолет ом .

Но они выполняли в Советском Союзе и длительные рейсы, по 4–6 часов, то есть летали на большие расстояния, правда, с посадками на дозаправку.

Место столкновения Ан-26 со скалой и вид на ВПП аэродрома Палана

Место столкновения Ан-26 со скалой и вид на ВПП аэродрома Палана

Место столкновения Ан-26 со скалой в 4 километрах от аэропорта пос. Палана

Место столкновения Ан-26 со скалой в 4 километрах от аэропорта пос. Палана

Схема захода воздушных судов на аэродром Палана со стороны моря над устьем одноименной реки (слева по курсу сопки высотой до 249 м, мыс Пятибратский высотой 465 м находится южнее). По-видимому, на данной схеме красной линией показан заход злополучного Ан-28 в сентябре 2012 года, как раз врезавшегося в мыс Пятибратский

Схема захода воздушных судов на аэродром Палана со стороны моря над устьем одноименной реки (слева по курсу сопки высотой до 249 м, мыс Пятибратский высотой 465 м находится южнее). По-видимому, на данной схеме красной линией показан заход злополучного Ан-28 в сентябре 2012 года, как раз врезавшегося в мыс Пятибратский

Фото МЧС РФ

Фото МЧС РФ

Читайте также: