2с5 гиацинт техническое описание

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

БОЕВЫЕ МАШИНЫ




ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ 2С5

БОЕВАЯ МАССА, т: 28,2.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина с пушкой – 8950, ширина – 3250, высота – 2600, клиренс-450.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: противопульное.

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 60.

ЗАПАС ХОДА, км: 500.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 30; ширина рва, м – 3; высота стенки, м – 0,7; глубина брода, м -1.



КОНТЕКСТ НОВАЯ ВОЛНА

Прекращение в СССР в конце 1950-х годов проектирования практически всех видов систем ствольной артиллерии привело к существенному отставанию в этой области от США и других стран НАТО. Ошибку вскоре осознали, и во второй половине 1960-х годов в Советском Союзе широким фронтом развернулись работы по созданию артиллерийских систем, в первую очередь – самоходных.



БАЗОВАЯ КОНСТРУКЦИЯ

В носовой части корпуса расположено отделение управления, где между левым бортом и моторной перегородкой размещается механик-водитель. Правую часть носовой части корпуса занимает моторно-трансмиссионное отделение. Двигатель – 12-цилиндровый, V-образный, четырехтактный дизель В-59 жидкостного охлаждения мощностью 520 л. с. Трансмиссия механическая, двухпоточная. Коробка передач выполнена в одном блоке с планетарным механизмом поворота.

На шоссе САУ развивает максимальную скорость 60 км/час. Она способна преодолевать подъемы до 30°, вертикальные стенки высотой до 0,7 метра и рвы шириной до 3 метров. Глубина преодолеваемого без подготовки брода составляет 1 метр. Запас хода – 500 километров. Экипаж-5 человек.



На верхней плите кормовой части САУ установлена пушка 2А37, состоящая из трубы-моноблока, казенника и дульного тормоза. Навинченный на ствол щелевой дульный тормоз имеет высокую эффективность (поглощает 53 % энергии отдачи). Затвор полуавтоматический, горизонтальный, клиновой. Тормоз отката гидравлический канавочного типа, с пневматическим накатником. Наибольшая длина отката составляет 950 мм, наименьшая – 730 мм. Заряжание пушки проводится с помощью гидравлического подъемника и цепного досылателя с электроприводом в два приема: сначала снаряд, а затем – гильза. Скорострельность пушки составляет пять-шесть выстрелов в минуту. Устойчивость пушки при стрельбе и, как следствие, улучшение кучности обеспечивается откидными опорными плитами: кормовой и дополнительной носовой (в походном положении она прижата к нижнему лобовому бронелисту), поэтому стрельба с ходу невозможна. Ствол орудия в походном положении фиксируется горизонтально с помощью откидного стопора. Пушка имеет секторные подъемный и поворотный механизмы, а также пневматический уравновешивающий механизм.

Вращающаяся часть пушки представляет собой станок, установленный на центральном штыре шасси. Угол наведения в горизонтальной плоскости составляет 30°, в вертикальной плоскости – от -2,5° до +58°.

Наведение на цель производится с помощью механического прицела Д726-45 с орудийной панорамой ПГ-1М и оптического прицела ОП4М-91 А.



ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Заказчик: Советская Армия

Вид: самоходная артиллерийская установка

Разработчик: СКБ Пермского машиностроительного завода имени В. И. Ленина, Уральский завод транспортного машиностроения, Московский научно- исследовательский машиностроительный институт

Производитель: Пермский машиностроительный завод имени В. И. Ленина (артиллерийская часть), Уральский завод транспортного машиностроения (шасси и окончательная сборка)

Годы производства: 1976-1993

Годы эксплуатации: с 1977

МОДЕРНИЗАЦИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ





С целью повышения защищенности машины установлена система 902В для постановки дымовых завес. Второй вариант – 2С5М1 – отличался установкой ствола калибром 155-мм и предназначался для экспорта.

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ

¦ 1968 г. – начало разработки

¦ 1975 г. – принятие на вооружение

¦ 1976 г. -начало серийного производства

¦ 1993 г. – завершение серийного производства




1 152-мм пушка 2А37

2 Пулемет ПКТ

3 Командирская рубка

5 Щит наводчика

6 Механизм облегчения заряжания

7 Опорная плита

8 Гидроцилиндр подъема опорной плиты

9 Направляющее колесо

10 Опорный каток

11 Поддерживающий каток

12 Ведущее колесо

ТЕХНИКА И ТАКТИКА



КОНТЕКСТ
НА ПЕРЕДНЕМ КРАЕ



НA ТЕРРИТОРИИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ



ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ

В боекомплект САУ 2С5 входят несколько типов снарядов:

¦ осколочно-фугасный ЗОФ29 (дальность стрельбы до 28,5 км);

¦ осколочно-фугасный активно-реактивный ЗОФЗО (до 33,1 км);

¦ усовершенствованный ЗОФбО (до 37 км; может применяться только модернизированными САУ 2С5М);

НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
ИСТОРИЯ БРОНЕТЕХНИКИ

Многобашенимй танк Nb. Fz.

Когда речь заходит о многобашенных танках, то в первую очередь вспоминают машины советского производства – Т-28 и Т-35. Они действительно стали единственными массовыми серийными многобашенными танками в мире.

Тем не менее будет ошибкой считать, что многобашенными танками занимались только в Советском Союзе. Дань этой компоновочной схеме отдали англичане, французы и японцы. Наконец, достаточно интересная конструкция многобашенного танка была создана в Германии.



НЕМЕЦКИЙ ВАРИАНТ
В СООТВЕТСТВИИ С ТЕХЗАДАНИЕМ

Танк в целом соответствовал техническому заданию. Вооружение располагалось в трех вращающихся башнях, установленных в диагональной плоскости. В центральной башне цилиндрической формы одна над другой размещались 75-мм и 37-мм пушки. В двух малых башнях устанавливались пулеметы MG13. Ходовая часть состояла из десяти опорных катков на борт, сблокированных попарно в пять балансирных тележек. Ведущее колесо в отличие от всех других немецких танков тех лет размещалось сзади. Испытания выявили целый ряд недостатков. Если к шасси серьезных претензий не было, то башня, например, военным не понравилась. Вертикальная схема расположения пушек породила массу проблем с заряжанием, особенно у 37-мм пушки. Кроме того, имелись претензии к люкам, крышки которых открывались назад и не защищали экипаж с передней полусферы. Но главное – башня была очень дорогой и сложной в производстве.





НОВАЯ БАШНЯ
БРОНИРОВАННЫЙ ПРОТОТИП

Артиллерийское вооружение состояло из 75-мм пушки с боекомплектом 80 артвыстрелов и спаренной с ней 37-мм пушки с боекомплектом 50 выстрелов. Вспомогательное вооружение состояло из трех 7,92-мм пулеметов MG34, два из которых были установлены в пулеметных башнях. Боекомплект пулеметов состоял из 6000 патронов.



Танк Nb. Fz. в Осло, 1940 год. Хорошо видны маска пушек и поручневая антенна на башне.

НА СЛУЖБЕ ВЕРМАХТА

В конце 1936 года все три танка прошли испытания, показав вполне удовлетворительные результаты. Но было уже поздно. Годом раньше танк еще имел бы шанс на запуск в серию, хотя бы небольшую. Но в 1936-м уже вовсю шла работа над будущими Pz. Ill и Pz. IV, которым Nb. Fz. проигрывал по всем статьям. Кроме того, этот танк совсем не вписывался в теорию блицкрига. Тем не менее многобашенные танки пригодились. До 1940 года танки Nb. Fz. использовались в качестве учебных в танковой школе вермахта в Путлосе и широко привлекались для пропагандистских целей при проведении разного рода парадов и смотров. Одна машина стала экспонатом на автомобильной выставке в Берлине в 1939 году.

В апреле 1940 года три бронированные машины включили в состав 40-го танкового батальона специального назначения – Pz. Abt. z. b. V. 40. Вместе с этой частью Nb. Fz. принимали участие в операции по захвату Норвегии. Танки прибыли в Осло 19 апреля 1940 года и в тот же день парадным маршем прошли по улицам норвежской столицы, создав видимость, что Германия отправила в Норвегию тяжелые танки. Хорошо отлаженный механизм пропаганды сработал безукоризненно – уже в двадцатых числах апреля во всех газетах Европы появились фото внушительных германских танков. Чуть позже Pz. Abt. z. b. V. 40 вместе со 196-й пехотной дивизией атаковали укрепленные позиции англичан у деревни Кварн. При этом англичане практически не имели тяжелого вооружения – в их распоряжении имелись две 3-дюймовые мортиры и пять 25-мм французских противотанковых орудий. В авангарде наступавших немецких частей двигались три танка, одним из которых был Nb. Fz. Англичане дали немецким танкам подойти на дистанцию 150 метров, после чего открыли по ним огонь. Обстреливая танки с такой малой дистанции, англичане не остави ли немцам возможностей для маневра. Снаряд одного из противотанковых орудий попал в Nb. Fz., лишив его возможности передвигаться. Остальным двум танкам авангарда повезло меньше – они были подбиты. В итоге немцы остановили наступление, отошли на занятые позиции и вызвали авиацию. После отступления англичан поврежденный Nb. Fz. был отремонтирован и снова вошел в строй. Этим исчерпывается единственный боевой эпизод в карьере многобашенных немецких танков.



Многобашенный танк Nb. Fz. на улицах Осло. Апрель 1940 года. Следующий за Nb. Fz. командирский kl. Pz. Bf. Wg. кажется на его фоне лилипутом.

Впоследствии один из Nb. Fz.6bm подорван собственным экипажем после того, как увяз в болоте и заглох недалеко от Лиллехаммера. Следует отметить, что подрыв танка понадобился из опасения захвата его англичанами. Немцам очень не хотелось, чтобы противнику стали известны невысокие технические характеристики этой машины. Поэтому немецкие саперы постарались – танк разнесло буквально в клочья. После оккупации Норвегии оставшиеся две машины были передислоцированы в Осло, а затем, в конце 1940 года, вернулись в Германию и в 1941-1942 годах были разобраны на металл. Разборка танков подтверждается документами, захваченными англичанами в 1945 году. По некоторым данным, с 1940 по 1942 годы эти танки использовались на территории Дании, где выполняли полицейские функции. Информация о том, что в 1941 году эти танки (или танк) использовались на Восточном фронте, документами не подтверждается.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ 2С5

БОЕВАЯ МАССА, т: 28,2.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина с пушкой – 8950, ширина – 3250, высота – 2600, клиренс-450.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: противопульное.

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 60.

ЗАПАС ХОДА, км: 500.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 30; ширина рва, м – 3; высота стенки, м – 0,7; глубина брода, м -1.


КОНТЕКСТ НОВАЯ ВОЛНА

Прекращение в СССР в конце 1950-х годов проектирования практически всех видов систем ствольной артиллерии привело к существенному отставанию в этой области от США и других стран НАТО. Ошибку вскоре осознали, и во второй половине 1960-х годов в Советском Союзе широким фронтом развернулись работы по созданию артиллерийских систем, в первую очередь – самоходных.


В носовой части корпуса расположено отделение управления, где между левым бортом и моторной перегородкой размещается механик-водитель. Правую часть носовой части корпуса занимает моторно-трансмиссионное отделение. Двигатель – 12-цилиндровый, V-образный, четырехтактный дизель В-59 жидкостного охлаждения мощностью 520 л. с. Трансмиссия механическая, двухпоточная. Коробка передач выполнена в одном блоке с планетарным механизмом поворота.

На шоссе САУ развивает максимальную скорость 60 км/час. Она способна преодолевать подъемы до 30°, вертикальные стенки высотой до 0,7 метра и рвы шириной до 3 метров. Глубина преодолеваемого без подготовки брода составляет 1 метр. Запас хода – 500 километров. Экипаж-5 человек.


На верхней плите кормовой части САУ установлена пушка 2А37, состоящая из трубы-моноблока, казенника и дульного тормоза. Навинченный на ствол щелевой дульный тормоз имеет высокую эффективность (поглощает 53 % энергии отдачи). Затвор полуавтоматический, горизонтальный, клиновой. Тормоз отката гидравлический канавочного типа, с пневматическим накатником. Наибольшая длина отката составляет 950 мм, наименьшая – 730 мм. Заряжание пушки проводится с помощью гидравлического подъемника и цепного досылателя с электроприводом в два приема: сначала снаряд, а затем – гильза. Скорострельность пушки составляет пять-шесть выстрелов в минуту. Устойчивость пушки при стрельбе и, как следствие, улучшение кучности обеспечивается откидными опорными плитами: кормовой и дополнительной носовой (в походном положении она прижата к нижнему лобовому бронелисту), поэтому стрельба с ходу невозможна. Ствол орудия в походном положении фиксируется горизонтально с помощью откидного стопора. Пушка имеет секторные подъемный и поворотный механизмы, а также пневматический уравновешивающий механизм.

Вращающаяся часть пушки представляет собой станок, установленный на центральном штыре шасси. Угол наведения в горизонтальной плоскости составляет 30°, в вертикальной плоскости – от -2,5° до +58°.

Наведение на цель производится с помощью механического прицела Д726-45 с орудийной панорамой ПГ-1М и оптического прицела ОП4М-91 А.


Заказчик: Советская Армия

Вид: самоходная артиллерийская установка

Разработчик: СКБ Пермского машиностроительного завода имени В. И. Ленина, Уральский завод транспортного машиностроения, Московский научно- исследовательский машиностроительный институт

Производитель: Пермский машиностроительный завод имени В. И. Ленина (артиллерийская часть), Уральский завод транспортного машиностроения (шасси и окончательная сборка)

Годы производства: 1976-1993

Годы эксплуатации: с 1977

МОДЕРНИЗАЦИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ



С целью повышения защищенности машины установлена система 902В для постановки дымовых завес. Второй вариант – 2С5М1 – отличался установкой ствола калибром 155-мм и предназначался для экспорта.

¦ 1968 г. – начало разработки

¦ 1975 г. – принятие на вооружение

¦ 1976 г. -начало серийного производства

¦ 1993 г. – завершение серийного производства


1 152-мм пушка 2А37

3 Командирская рубка

5 Щит наводчика

6 Механизм облегчения заряжания

7 Опорная плита

8 Гидроцилиндр подъема опорной плиты

9 Направляющее колесо

10 Опорный каток

11 Поддерживающий каток

12 Ведущее колесо

ТЕХНИКА И ТАКТИКА

Генерал-майор Дамас Максим иванович (де Дама Анж Гиацинт Максанс) (1785–1862)

Самоходная установка Pz.Jg I

Самоходная установка Pz.Jg I Уже во время Польской кампании немцам пришлось вести танковые сражения, где довольно неплохо проявила себя 37-мм пушка Pak 36. Однако, ожидая более напряженных боев в Европе, перед нападением на Францию немецкое руководство постаралось оснастить

Самоходная установка СУ-100 (объект 416)

Самоходная установка СУ-100 (объект 416) Объект 416 – самоходная установка СУ-100 с пушкой М-63 Башня СУ-100 (об. 416)Самоходная установка СУ- 100 представляла собой классическую противотанковую самоходную установку.100-мм пушка М-63 была разработана в ОКБ завода № 172 (г. Пермь) на базе

Самоходная установка СУ- 122 с пушкой Д-49

Самоходная установка СУ- 122 с пушкой Д-49 122-мм пушка Д-49 для САУ СУ-122В 1949 году КБ завода № 9 было поручено спроектировать и изготовить опытный образец 122-мм пушки, спаренной с 14,5-мм пулеметом системы Владимирова.Технический проект пушки, получивший заводской индекс Д- 49,

152-мм самоходная установка СУ-152 (об. 268)

152-мм самоходная установка СУ-152 (об. 268) 152 -мм пушка М-64 для самоходной установки СУ-152 была спроектирована в КБ завода № 172. Технический проект ее рассмотрен в ГАУ в августе 1954 года. Согласно Постановлению СМ № 483-294 от 13.03.1955 г. начата разработка рабочих чертежей пушки, и

Самоходная установка СУ-152 (об. 120)

Самоходная установка СУ-152 (об. 120) САУ СУ1/52 с пушкой. М-69 (об. 120)САУ СУ-152 с пушкой М-69 представляла собой типичную противотанковую САУ (истребитель танков). В начале 60-х годов военное руководство СССР обнаружило, что бронебойные калиберные снаряды танковых пушек Д-10Т, Д-25 и М-

Самоходная гаубица PzH 2000

Самоходная гаубица PzH 2000 В начале 1990-х годов руководство Бундесвера разработало тактико-технические требования, которым должна была соответствовать новая самоходная гаубица: обеспечивать оптимальную защиту экипажа; обладать значительно большей дальностью стрельбы по

Самоходная артиллерия

ИСУ-152 — тяжелая самоходная установка

ИСУ-152 — тяжелая самоходная установка Как только в 1943 году появился на вооружении тяжелый танк ИС-1, было решено сконструировать на его базе самоходную установку. Усилия конструкторов увенчались созданием новых тяжелых артсамоходов — ИСУ-122 и ИСУ-152.Первый вариант

Самоходная 152-мм пушка 2С5 Гиацинт-С

Советская 152-мм армейская самоходная пушка. Создана на Уральском заводе транспортного машиностроения. Главный конструктор шасси — Г. С. Ефимов, 152-мм пушки 2А37 — Ю. Н. Калачников, 152-мм боеприпасов — А. А. Каллистов. Предназначена для подавления и уничтожения средств ядерного нападения, поражения органов управления, тылов, живой силы и боевой техники противника в местах сосредоточения и в опорных пунктах, а также для разрушения фортификационных сооружений.

2С5 Гиацинт-С

История

С отставкой Н. С. Хрущёва, после практически десятилетнего перерыва, работы по артиллерийскому вооружению в СССР были вновь возобновлены. Сначала на базе отдела ракетного вооружения 3 центрального научно-исследовательского отдела, а затем уже во вновь воссозданных подразделениях артиллерийского вооружения. В 1965 году Министром обороны СССР была утверждена программа развития артиллерии. К этому моменту на вооружении армии США уже состояли корпусные САУ M107.

2С5 Гиацинт-С

Гиацинт-С

2С5

Основным разработчиком 2С5 был назначен Уральский завод транспортного машиностроения, пушка 2А37 создавалась в СКБ Пермского машиностроительного завода имени В. И. Ленина, за боеприпасы отвечал московский Научно-исследовательский машиностроительный институт. К весне 1971 года на Пермском машиностроительном заводе были изготовлены две баллистические установки с длиной ствола в 7200 мм для отработки боекомплекта орудия. Однако в результате несвоевременной поставки гильз испытания были начаты только в сентябре 1971 года и продолжались вплоть до марта 1972 года.

2С5

2С5 Гиацинт-С

Гиацинт-С

Серийное производство и модификации

Первая установочная партия САУ 2С5 была построена в 1976 году, а с 1977 года начато полномасштабное серийное производство на Уральском заводе транспортного машиностроения. Изготовлением пушки 2А37 занимался Пермский завод имени Ленина. Производство 2С5 продолжалось вплоть до распада Советского Союза и было остановлено в 1993 году, всего за 17 лет производства было выпущено до 2000 единиц 2С5.

2С5

2С5 Гиацинт-С

Конструкция

Броневой корпус

2С5 Гиацинт-С

Схема 2С5 Гиацинт-С

По правому борту в передней части находится сидение оператора, в задней — наводчика. По левому борту установлено сиденье оператора. В кормовой части корпуса установлены четыре топливных бака, механизм стопорения подающих лотков и люк для подачи боеприпасов из боевого отделения. На кормовом листе корпуса смонтированы балки с шарнирами, на которых закреплена опорная плита САУ. На крыше на поворотной платформе установлена артиллерийская часть самоходной пушки. Пушка 2А37 имеет два положения — походное и боевое. В походном положении опорная плита поднята вертикально и находится за задним кормовым листом. В боевом — плита откидывается назад с помощью гидравлической системы и упирается в грунт. Механизм заряжания и механизированная укладка обеспечивают автоматизированный цикл заряжания.

Выстрел 2С5 Гиацинт-С

Механизм заряжания полуавтоматический с цепным транспортёром и электроприводом. С помощью механизма заряжания, элементы выстрелов перемещаются на линию досылания. При стрельбе подача выстрелов может осуществляться не только из боеукладки, но и с грунта. В боевом положении САУ, наводчик находится вне корпуса машины на поворотной платформе слева от пушки у прицельных приспособлений. Для защиты от пуль и осколков, рабочее место наводчика оборудовано броневой амбразурой. В передней части машины на нижней части лобового листа установлен отвал для самоокапывания. Толщина лобового листа составляет 30 мм.

Опорная плита 2С5 Гиацинт-С

Вооружение

Главным вооружением является 152-мм пушка 2А37, обладающая максимальной скорострельностью 5—6 выстрелов в минуту. Основными узлами орудия 2А37 являются: ствол, затвор, электрооборудование, досылатель, противооткатные устройства, верхний станок, ограждение, уравновешивающий, поворотный и подъёмный механизмы. Ствол орудия представляет собой трубу-моноблок соединённую с казёнником муфтой, на дульном срезе трубы закреплён дульный тормоз с эффективностью 53 %. В казённике размещён горизонтально-клиновой затвор с полуавтоматикой скалочного типа.

Гиацинт за работой

2С5 Гиацинт-С готов к выстрелу

2K25 Краснополь (управляемый снаряд)

Корректируемый артиллерийский снаряд Сантиметр-М

2С5 Гиацинт-С

Залп Гиацинта

Средства наблюдения и связи

Для наведения орудия, осуществления разведки местности днём и в ночной период времени, а также для стрельбы из пулемёта, в командирской башенке установлен комбинированный прицел ТКН-3А с прожектором ОУ-3ГК. Место наводчика оснащено артиллерийским панорамным прицелом ПГ-1М для ведения огня с закрытых огневых позиций и прицелом прямой наводки ОП-4М-91А для стрельбы по наблюдаемым целям. Место механика водителя оснащено двумя призменными приборами наблюдения ТНПО-160, а также прибором ночного видения ТВН-2БМ для вождения в ночных условиях.

Внешняя радиосвязь поддерживается радиостанцией Р-123.

Радиостанция р-123

Радиостанция работает в УКВ-диапазоне и обеспечивает устойчивую связь с однотипными станциями на расстоянии до 28 км в зависимости от высоты антенны обеих радиостанций. Переговоры между членами экипажа осуществляется через аппаратуру внутренней связи Р-124.

Двигатель и трансмиссия

В 2С5 установлен V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель В-59 жидкостного охлаждения с наддувом мощностью 520 л.с. Помимо дизельного топлива, двигатель имеет возможность работы на керосине марок ТС-1, Т-1 и Т-2.

2С5 Гиацинт-С

Трансмиссия механическая, двухпоточная, с планетарным механизмом поворота. Имеет шесть передних и две задних передачи. Максимальная теоретическая скорость движения на шестой передней передаче составляет 60 км/ч. На второй задней передаче обеспечивается скорость движения до 14 км/ч.

Ходовая часть

Ходовая часть 2С5 представляет собой модифицированное шасси СПТП СУ-100П и состоит из шести пар обрезиненных опорных и четырёх пар поддерживающих катков. В задней части машины находятся направляющие колёса, в передней — ведущие. Гусеничная лента состоит из мелких звеньев с резинометаллическими шарнирами цевочного зацепления. Ширина каждого трака 484 мм при шаге 125 мм. Подвеска 2С5 — индивидуальная торсионная. На первом и шестом опорных катках установлены двухсторонние гидроамортизаторы.

2С5 Гиацинт-С

Страны-эксплуатанты

2С5 Гиацинт-С в Украине


-Финляндия — 18 единиц 2С5 (использовались под обозначением Telak 91) по состоянию на 2010 год
-Эритрея — 13 единиц 2С5 по состоянию на 2016 год
-Эфиопия — всего поставлено 10 единиц 2С5

Размеры

-Длина корпуса, мм: 8330
-Длина с пушкой вперёд, мм: 8950
-Ширина корпуса, мм: 3250
-Высота, мм: 2760
-База, мм: 4635
-Колея, мм: 2720
-Клиренс, мм: 450

Учения с 2С5 Гиацинт-С

Бронирование

-Тип брони: противопульная
-Лоб корпуса, мм/град.: 30

Вооружение

-Калибр и марка пушки: 152-мм 2А37
-Тип пушки: нарезная полуавтоматическая пушка
-Длина ствола, калибров: 47
-Боекомплект пушки: 30
-Углы ВН, град.: -2…+57 град.
-Углы ГН, град.: -15…+15 град.
-Дальность стрельбы, км: 8…33,1
-Прицелы: ПГ-1М, ОП-4М, ТКН-3А
-Пулемёты: 1 х 7,62-мм ПКТ

Выстрел 2С5 Гиацинт-С

Подвижность

-Двигатель: Марка: В-59
-Тип: дизельный
-Объём: 38 880 см3
-Максимальная мощность: 382 кВт (519 л. с.), при 2000 об/мин
-Максимальный крутящий момент: 2059 Н·м, при 1200—1400 об/мин
-Конфигурация: V12
-Цилиндров: 12
-Расход топлива при смешанном цикле: 180—220 л/100 км
-Расход топлива на трассе: 165 л/100 км
-Диаметр цилиндра: 150 мм
-Ход поршня: 180 мм
-Степень сжатия: 15
-Охлаждение: жидкостное
-Порядок работы цилиндров: 1л-6п-5л-2п-3л-4п- -6л-1п-2л-5п-4л-3п
-Рекомендованное топливо: многотопливный

2С5

-Мощность двигателя, л. с.: 520
-Скорость по шоссе, км/ч: 62,8
-Скорость по пересечённой местности, км/ч: 25—30
-Запас хода по шоссе, км: 500
-Ёмкость топливных баков, л: 830
-Удельная мощность, л. с./т: 19
-Тип подвески: индивидуальная, торсионная
-Удельное давление на грунт, кг/см2: 0,6
-Преодолеваемый подъём, град.: 30 град.
-Преодолеваемая стенка, м: 0,7
-Преодолеваемый ров, м: 2,5
-Преодолеваемый брод, м: 1

Когда в толще морских вод прячутся огромные убийцы не только кораблей, но и целых стран, а на поверхности целые аэродромы, способные в одиночку обеспечить воздушную поддержку целым армиям.

Когда простой пехотинец способен уничтожать не только солдат противника, но и танки, бронированные машины, доты и дзоты. Когда даже автоматическое оружие воспринимается как дополнение к мощным оружейным системам. Солдат с автоматом уже не воспринимается серьезной силой.



Вооружение непрерывно совершенствуется. Появляются системы, которые могут наносить удары с таких расстояний, на которых нанести контрудар уже существующими системами невозможно по техническим причинам. Дальность стрельбы позволяет противнику чувствовать себя в относительной безопасности.

Понятно, что наличие других видов вооружения может компенсировать этот дисбаланс. Однако полностью нейтрализовать возможности вражеских орудий смогут только орудия. Просто потому, что применение других видов вооружения может быть невозможно по различным причинам.

Понимание этого факта руководством Вооруженных Сил СССР, а также усиление возможностей артиллерийских систем вероятного противника вынудило советских конструкторов начать работу над созданием дальнобойной пушки. 21 ноября 1968 года вышел приказ МОП №592 о разработке новой дальнобойной пушки калибра 152-мм.

Основным разработчиком САУ стал СЗТМ (сегодня УЗТМ).

Главным конструктором шасси стал Г. С. Ефимов.


Главным конструктором пушки 2А37 — Ю. Н. Калачников.


Главным конструктором 152-мм боеприпасов — А. А. Каллистов.


Согласно приказу МОП СКБ Мотовилихинского завода должно разработать сразу обе версии орудия — буксируемую и самоходную. Причем, обе версии должны иметь идентичные ТТХ и использовать идентичные боеприпасы. В остальном конструкторам особых ограничений не делали.

Те, кто следит за нашими публикациями об истории советских артиллерийских систем, уже увидели два новшества, которых не было при конструировании и производстве предыдущих изделий.

Аванпроекты были представлены уже в сентябре 1969 года. Причем, будущие машины были разработаны сразу в трех вариантах. В открытом, рубочном и башенном. После детального рассмотрения всех вариантов, наиболее перспективным был назван вариант открытого расположения орудия на шасси.

Но в сентябре 1971 испытания все-таки начались. Баллистические установки имели длину ствола в 7,2 метра. В ходе многочисленных испытаний были показаны следующие результаты — на полном заряде начальная скорость 945 м/с и дальность 28,3 км, на усиленном заряде – 975 м/с и 31,5 км соответственно.


В ходе испытаний отмечено очень сильное давление дульной волны. В связи с этим было решено уменьшить вес полного заряда с 21,8 кг до 20,7 кг и удлинить ствол на 1000 мм за счет введения гладкой насадки.



Расчет, чел: 8
Боевая масса, кг: 9760
Заряжание: раздельно — гильзовое
Основные типы боеприпасов: осколочно-фугасные, активно-реактивные, кумулятивные противотанковые снаряды
Начальная скорость ОФС, м/сек: 590-945
Вес ОФС, кг: 46

Угол вертикального наведения, град: -2…+57
Угол горизонтального наведения, град: -25…+25
Скорострельность, выстр/мин: 5-6
Максимальная дальность, м: 28 500

Время перевода из походного положения в боевое, мин: 2-4
Перевозится тягачами АТТ, АТС, АТС-59, грузовыми тягачами КамАЗ.

Ствол состоит из трубы, кожуха, казенника и дульного тормоза. Дульный тормоз щелевой многокамерный. Эффективность дульного тормоза 53%.


Затвор горизонтальный клиновой, с полуавтоматикой скалочного типа. Поочередная досылка снаряда и гильзы с зарядом производится цепным досылателем с гидроприводом. Досылатель автоматически возвращается в исходное положение после досылки снаряда и гильзы.

Гидропривод досылателя питается за счет гидропневматического аккумулятора, подзаряжающегося при откате орудия. Таким образом, при первом выстреле открывание затвора и досылка производятся вручную.

Противооткатные устройства состоят из гидравлического тормоза отката и гидропневматического накатника. При откате цилиндры противооткатных устройств неподвижны.

Уравновешивающий механизм пневматический, толкающего типа. Подъемный и поворотный механизмы секторного типа. Станины коробчатые, сварные.

Стрельба из пушки ведется с поддона. Колеса орудия вывешиваются. Подъем и спуск орудия на поддон производится с помощью гидравлических домкратов.

Колеса дисковые сдвоенные, с пневматическими шинами. Подрессоривание торсионного типа.







Ствол пушки 2А37 состоит из трубы-моноблока, казенника и дульного тормоза. Многокалиберный щелевой дульный тормоз навинчен на трубу. Эффективность дульного тормоза – 53%. Затвор горизонтальный клиновой с полуавтоматикой скалочного типа.

Тормоз отката гидравлический канавочного типа, накатник пневматический. Цилиндры противооткатных устройств откатываются вместе со стволом. Длина отката наибольшая – 950 мм, наименьшая – 730 мм.

Досылатель цепной с электроприводом. Досылка производится в два приема – снаряд, а затем – гильза.





Подъемный и поворотный механизмы пушки секторного типа. Уравновешивающий механизм пневматический, толкающего типа. Вращающиеся части представляют собой станок на центральном штыре, который служит для соединения станка с шасси.

Пушка имеет легкий щит, который служит для защиты наводчика и части механизмов от пуль, мелких осколков и действия дульной волны при стрельбе. Щит представляет собой листовую штампованную конструкцию и закреплен на левой щеке верхнего станка.









Прицельные приспособления пушки состоят из механического прицела Д726-45 с орудийной панорамой ПГ-1М и оптического прицела ОП4М-91А.

Боекомплект размещен внутри корпуса. Заряжающие подают снаряды и заряды из машины вручную.

При стрельбе САУ стабилизируется с помощью откидной опорной плиты. Время перехода из походного положения в боевое – не более 4 минут.










Итак, подведем итог.

Предназначена для ведения контрбатарейной борьбы, разрушения долговременных огневых точек и полевых сооружений, для борьбы с тяжелой самоходной артиллерией и с танками противника.

Вооружение:
152-мм пушка 2А37.
Дальность стрельбы:
ОФС 3ОФ29: 28,4 км
ОФС 3ОФ59: 30 км
АРС: 33,1 км
минимальная: 8,6 км.

Скорострельность – 5-6 выстр./мин.
Угол ГН: +/-15 град.
Угол ВН: -2,5…+58 град.

Заряжание: раздельно-гильзовое, полуавтоматическое.
Боекомплект: 30 снарядов.
Имеется возможность применения ядерного боеприпаса мощностью 0,1-2 кт.

Расчет: 5 чел, при подаче с грунта: 7 чел.

Масса установки в походном положении: 28,2 т.
Двигатель – дизель В-59.
Мощность двигателя – 520 л.с.
Запас топлива – 850 литров.
Скорость: 60-63 км/ч. Запас хода – 500 км.

Преодолеваемые препятствия:
подъем: 30 град
крен: 25 град
ширина рва: 2,55 м
стенка: 0,7 м
брод: 1,05 м.


Официальных данных об использовании этих орудий в обоих вариантах мы не нашли. Однако есть фотодокументы, которые подтверждают этот факт.



Так же есть сведения, что украинская армия использовала эти пушки в гражданской войне на Донбассе.

Как бы то ни было, данная система после распада СССР перешла в собственность сразу нескольких стран. Пушки есть в Белоруссии, Узбекистане, Украине, Эфиопии, Эритрее, Финляндии.

Читайте также: