11 самолет с восьмидесятью пассажирами на борту совершил посадку

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

За 43 года работы заслуженный пилот РФ Юрий Сытник налетал 22 тыс. часов. Самые страшные из них - часы в 1991 м, когда в салоне самолета, летевшего по маршруту Москва - Новосибирск, стали взрываться бомбы. Теракт на борту авиалайнера. Не попытка захвата или угона, а именно теракт. Невиданное ранее в Советском Союзе событие. Невиданное после - скоро СССР распался, потому история имела кратковременный резонанс. Почти все действующие лица в лучшем случае ушли на пенсию. О том, что случилось в том рейсе, - откровенный рассказ Сытника для "АиФ".

В том полете у нас был усиленный экипаж, 5 человек в кабине: командир корабля Яков Шраге, бортинженер Владимир Поташников, штурман Александр Савельев, проверяющий пилот-инструктор Анатолий Экзархо и я, второй пилот, на своем правом кресле. На аэробус Ил-86 был положен большой штат бортпроводников - 12 человек, но в тот день их было 13. У стюардов тоже был проверяющий, так что в общей сложности экипаж самолета составлял 18 человек. В креслах аэробуса удобно устраивались 345 пассажиров (у 20 - грудные дети). Итого на борту 383 человека.

Рейс Москва (аэропорт "Внуково") - Новосибирск взлетел по расписанию в 22.20. После набора высоты пассажирам предложили поздний ужин и напитки. Поужинали и мы.

Через 2 часа после взлета все, кто был в кабине, почувствовали мощный удар в дверь.

- Посмотри, кто там ломится, - сказал проверяющий (он сидел в левом кресле командира воздушного судна) бортинженеру. Тот открыл дверь - и в кабину влетело облако пламени. Досталось всем: сгорели волосы и брови, обожгло все открытые участки кожи. Хорошо, бортинженер почти сразу захлопнул дверь.

А вдруг экипаж ослеп?

Проверяющий среагировал мгновенно: как положено при пожаре, перевел лайнер в крутое пикирование. Ил-86 несся к земле со скоростью 70-80 м в секунду, так что состояние невесомости было как в космосе.

Я каким-то чудом успел надеть кислородную маску. Не ту, что бортпроводницы пассажирам перед полетом показывают, а профессиональную, она все лицо закрывает. А вот Анатолий Экзархо маску надеть не успел и вскоре начал терять сознание от удушья. Я передал в эфир: "Всем, кто нас слышит! Это борт 86082. Находимся в 160 км от города Серов. Падаем, горим". Показаний приборов я из-за дыма почти не видел. Под нами были Уральские горы, и опускаться ниже 2700 м было опасно.

Пожар надо как-то тушить. В кабине был один свободный от пилотирования человек - командир корабля. Именно ему бортинженер отдал кабинный огнетушитель и переносной кислородный прибор. Сильно горело в первом от пилотской кабины вестибюле и возле лест¬ницы на второй этаж. Он израсходовал 14 огнетушителей, ему помогали бортпроводники и два пассажира: следователь прокуратуры и майор-танкист, который до этого дважды горел в Афганистане. Руки у обоих были обожжены до кости, но через 20 минут пожар был потушен. Самое главное - Шраге не дал выгореть проводке, по которой управлялся самолет. Иначе - верная смерть.

В кабине было полно дыма, который из салона затягивала система кондиционирования. Анатолия Экзархо откачали, зато плохо стало штурману. Но дело свое он сделал - вывел самолет на курс к аэропорту "Кольцово" в Свердловске. Легче дышать стало, лишь когда пожар потушили. Дым постепенно рассеялся, мы стали нормально видеть друг друга и приборы. Беда была в другом - мы не видели посадочную полосу.

Удаление 20 км - не видим, 15 - не видим. На земле назревает паника: а вдруг экипаж ослеп?

Террорист Володин

Тут надо сделать отступление. То, что мы приняли за удар в дверь, было взрывом. На борту находился террорист - 26-летний уроженец Новокузнецка Евгений Володин. В сумке у него имелось 6 бутылок с селитрой, попарно связанных липкой лентой. Итого 3 зажигательные бомбы. В начале 1990-х нынешней системы досмотра в аэропортах еще не было, только рамки металлодетекторов, которые должны были среагировать на огнестрельное оружие. Про террористов-смертников мы еще слыхом не слыхивали, а бутылки в багаже никого не смущали.

Володин собирался бросить по бомбе в каждый из 3 салонов Ил-86, и тогда бы мы точно не выжили. По счастью, проходы были все время заняты: то ужин развозили, то напитки, то посуду собирали. Террористу пришлось ограничиться одним очагом. Он заперся в ближнем к носу туалете и оттуда бросил в проход 2 бомбы. Третью не успел - вокруг двери уже полыхало.

Едрена копоть

События в пилотской кабине меж тем принимали самый неприятный оборот.

- Удаление 8 км, высота 400 м, - сообщал диспетчер аэропорта. - Полосу видите?

Тут моя рука случайно или по наитию коснулась остекления кабины. А на нем - копоть, не простая, а какими-то иглами с полпальца длиной! Она осела на всех стеклах и не пропускала свет снаружи. Короче, через секунду мне и пилоту в левом кресле протерли дырочки величиной с блюдце, и - чудо - в ночи с расстояния 6 км мы увидели огни посадочной полосы.

К этому моменту все в кабине уже знали, что террорист надежно заблокирован в туалете силами бортпроводника с топором и находившегося на борту фельдъ-егеря спецсвязи с табельным "макаровым". Перед самой посадкой на меня сзади навалился Поташников. Я ему:

- Что навалился? Мешаешь!

- Если будет еще взрыв и тебе башку оторвет, кто самолет посадит?!

В этом бортинженер был, безусловно, прав. Без головы самолет не посадить во всех смыслах.

Кстати, проверяющего Анатолия Экзархо в кресле первого пилота точно так же закрыл своим телом штурман Савельев. Причем оба сделали это не сговариваясь.

Два километра до полосы, один, касание. Скорость 180, 150, 120, выключение реверса. Все, сели! Диспетчер велел отогнать самолет подальше от здания аэровокзала и открыть дверь в передней части фюзеляжа. Подкатил трап, и по нему в самолет ворвалась группа спецназа. Террориста выкурили из туалета дымовой шашкой, и такое началось! Офицер спецназа стреляет вверх, сует ствол пистолета ему в рот (кажется, зубы выбил) и орет:

- Мерзавец, в самолете моя сестра летела, да я тебя на куски порву! - И потом уже совершенно спокойным голосом: - Говори, кто тебя послал?

Рядом стоял другой офицер с диктофоном.

Небо, самолет, водка

Позднее мне рассказали, что благодаря полученным от Володина сведениям удалось предотвратить ряд схожих терактов в Питере, Калининграде и других городах. Когда готовился судебный процесс, нам в КГБ объясняли, что он попал под влияние армянских националистов, которые хотели привлечь внимание к Нагорному Карабаху. Видимо, Володин был крайне внушаемый человек. Во всяком случае, вместо высшей меры он вроде бы получил "путевку" в психушку.

Мысленно возвращаясь к тем событиям, я прихожу к выводу: мы, экипаж, спасли пассажиров, а нас спас 1-й секретарь Свердловского обкома КПСС Владимир Кадочников. Он влил в каждого из нас граммов по 300 водки, велел закусить колбасой и горячим (откуда взялся среди ночи?) хлебом. Пошел отходняк…

Потом в жизни много чего было. Мне вручили орден "За личное мужество", я садился в Багдаде ночью на неосвещенный аэродром, чем немало перепугал находившихся на борту политиков и журналистов. При возвращении из Сирии мой самолет чуть не сбил над Турцией американ¬ский истребитель. Но того, что я пережил в ночь на 18 марта 1991 г., мне больше не выпадало. Думаю, оно и к лучшему.

Организована продажа апельсинов, бананов, гранатов, лимонов, яблок и других фруктов.

В нашем районе много детских садов и ясель.

В Москву мы едем в плацкартном вагоне.

Многие жители района не пришли на выборы.

Новый шампунь содержит особые лечебные вещества.

Анна обратила внимание на необычный тюль, закрывавший окна гостиной.

Дыню разрезали на пять частей.

Постараюсь получить на экзамене наивысший балл.

Этот рассказ более интересен.

Самолет с восьмидесятью пассажирами на борту совершил посадку.

Вода течет из обоих кранов.

Я дочитал книгу до двести одиннадцатой страницы.

С обеих сторон реки густой лес.

Выпишите два первых предложения из триста девятого упражнения.

Мы прожили в гостинице полторы суток.

Санаторий находится в полутораста километрах от города.

Покупатель обнаружил дефекты у обоих брючин.

На арене четверо медвежат и три взрослых медведя.

Главные герои последних репортажей – трое похищенных журналистов.

На факультативное занятие пришли только две пятиклассницы.

Осталось ехать не более полутораста километров.

На эту работу уйдет не более полутора часов.

Остров находится от нас в полутора часах лету.

Контракт продлен до две тысячи восьмого года.

Сына и двоих дочерей она воспитывает сама.

Строительство канала было завершено в две тысячи первом году.

Последний роман писателя был переведен на русский язык в две тысячи втором году.

В отношении него решение еще не принято.

Никто не справится с заданием лучше него.

Внизу расположены магазины, выше их - жилые этажи.

Артист должен всегда чувствовать зрителей, понимать, что им нравится, а что нет.

Девочка нашла свою собаку, когда уже была потеряна надежда её найти.

От их крика у меня разболелась голова.

Я еще не знаю, где буду праздновать свой день рождения.

Дети любят играть с котенком.

Кто-то машет нам руками.

Положи вилку на место.

Возьмёмся за руки!

Мой тебе совет: летом езжай отдыхать на море.

Если я не верну долг, то окажусь в затруднительном положении.

Со стола исчез очень важный документ.

В письмах, получаемых автором книги, много теплых слов.

Широко разливаются наполняемые талой водой реки.

Он старался не совершать поступков, приводящих к осуждению со стороны коллег.

Ученики, выполнившие контрольную работу без ошибок, получат зачет по теме.

Студенты, обучающиеся на философском факультете, хорошо сдали сессию.

На кафедре пройдет обсуждение, позволяющее вскрыть достоинства и недостатки нового метода обучения русскому языку.

Ученики, пожелавшие участвовать в соревнованиях, приглашаются в спортзал.

Любой, вздумавший мне возражать, пожалеет об этом.

Узнав о переносе экзамена, староста обзвонил всю группу.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Истории о том, как пассажиры спасали самолеты вместо пилотов

Фото из открытых источников

Жизненно необходимый резерв

Только когда самолет вместо Нью-Йорка приземлился в Ньюарке, пассажиры поняли: случилось что-то серьезное. На взлетно-посадочной полосе выстроились пожарные машины и кареты скорой помощи. 18 июня 2009 года во время рейса Брюссель - Нью-Йорк от сердечного приступа умер командир авиалайнера. Пассажирам ничего не сообщили, чтобы не поднимать панику. Стюардессы традиционно улыбались, разносили еду и напитки. Самолет благополучно посадил второй пилот.

"Есть прецеденты, когда один из пилотов либо теряет сознание, либо умирает. Два пилота в любом гражданском пассажирском самолете - это резерв. Любая система обязательно резервируется: электросистема, топливная система, гидросистема. Так же и пилот", - говорит заслуженный пилот РФ Виктор Саженин.


Фото из открытых источников

Возвращение с похорон

На небольших самолетах второго пилота нет, и если с летчиком что-то случится, пассажиру придется взять управление на себя. В такой ситуации в апреле 2009 года оказался фармацевт Дуг Уайт. Вместе с семьей он летел с похорон своего брата на турбовинтовом King Air. Через 10 минут после взлета летчик потерял сознание.

"Потом выяснилось, что он умер во время полета. Уайт взял управление на себя и связался с диспетчерами. Они пригласили инструктора, который летал на данном типе воздушных судов. Он объяснил, что и как нужно делать, чтобы совершить посадку", - рассказывает публицист, авиационный эксперт Михаил Вахнеев.

Дуг не был новичком в авиации. Когда-то он учился управлять одномоторным самолетом, но с того момента прошло почти 20 лет. Тем не менее Уайт справился. С первой попытки мужчина смог посадить самолет в аэропорту Форт-Майерс, штат Флорида.

Два самолета

Похожая история произошла в феврале 2000 года на Филиппинах. По пути в Манилу пожилой пилот умер от инфаркта. За штурвал шестиместного самолета Cessna сел один из пассажиров - бизнесмен Виктор Консунджи. На сигнал бедствия откликнулся пилот пролетавшего рядом борта Карлос Альвес. По радиосвязи он рассказал предпринимателю о назначении приборов и предупредил, что скорость нужно постепенно уменьшать, но она не должна упасть ниже 100 миль в час.


Фото из открытых источников

"Легкомоторные самолеты в пилотировании проще, чем грузовые, коммерческие или военные. Но если человек не знаком с авиацией вообще, то шанс посадить самолет с помощью диспетчера будет очень маленьким, просто призрачным", - делится Михаил Вахнеев.

Бизнесмену все же удалось сесть на воду неподалеку от города Батангас. Консунджи и другие пассажиры получили легкие травмы.

"Хорошо бы, если бы в диспетчерском пункте был пилот, который на простом языке говорил бы, что делать, когда подтянуть или задержать ручку управления, где убрать газ и как безопасно произвести посадку", - комментирует Виктор Саженин.


Фото из открытых источников

Управление вслепую

Уникальный в истории авиации случай произошел в ноябре 1986 года в Калифорнии. После вылета из аэропорта Апленда пилот легкомоторного самолета Гарри Стайлер потерял сознание. За штурвал пришлось сесть его другу - 70-летнему Чарльзу Лоу. Ранее Лоу пилотировал похожие машины, но годы взяли свое - с тех пор мужчина почти ослеп. Самолет удалось посадить лишь чудом. Слабовидящий пассажир все же разглядел специальные знаки на взлетно-посадочной полосе.

Мистер Бин за штурвалом

Пилотом поневоле в 2012 году стал популярный актер Роуэн Аткинсон, с семьей арендовавший частный самолет в Кении. Во время путешествия летчик потерял сознание. "Мистер Бин" действовал с решительностью Джеймса Бонда и лично сел за штурвал самолета. В это время его жена пыталась привести специалиста в чувство. После нескольких пощечин пилот очнулся.

"Аткинсон поддерживал устойчивый горизонтальный полет. Заслуг актера я нисколько не умаляю, но если мы говорим о полноценном пилотировании, то есть маневрировании и совершении посадки, то здесь ситуация не такая", - отмечает Михаил Вахнеев.

Эксперимент на симуляторе

Может ли неподготовленный человек посадить большой воздушный лайнер в критической ситуации? Споры идут годами. Чтобы выяснить это, заслуженный летчик России Виктор Саженин принял участие в эксперименте. По радиосвязи он давал команды бортпроводнице, которая находилась за штурвалом профессионального авиасимулятора. Девушке удалось посадить виртуальный самолет по подсказкам.

"Я не видел, что она делает в кабине, и просто давал команды: какую кнопку нажать, какой взять курс. Я ей подсказывал, где находятся органы управления. Чтобы безопасно произвести посадку в аэропорту, понадобилось порядка 25 минут. То есть снизиться, зайти на посадку, выпустить механизацию и остановить самолет", - уточняет Виктор Саженин.


Фото из открытых источников

Чего не умеет автопилот

А вот надеяться на автопилот не стоит - его функционал ограничен. Система имеет доступ только к рулям управления высоты и двигателя. Включать закрылки, интерцепторы и спойлеры все равно нужно вручную. Крайне маловероятно, что с этим справится далекий от авиации человек в состоянии стресса. И подсказки инструктора по радио вряд ли помогут.

"Когда ты летаешь на пилотажном тренажере, то все-таки осознаешь, что это тренажер. Ты можешь совершить ошибку, и никто не погибнет. Это не чистый эксперимент. Однозначно могу сказать: неподготовленному человеку тяжелый самолет не посадить", - утверждает Михаил Вахнеев.

В начале 2020 года крупный авиаконцерн успешно испытал полностью автоматическую систему взлета пассажирского лайнера. На борту находились пилоты и инженер, но их вмешательство не понадобилось. Компьютер справился сам. Вероятно, благодаря таким технологиям пассажирские лайнеры скоро смогут летать без пилота. Но человек в кабине все равно будет присутствовать на случай экстренных ситуаций.

Пассажирский самолет российской авиакомпании Utair, летевший из Москвы, совершил жесткую посадку в городе Усинске, Республика Коми. На видео с места событий обратил внимание Telegram-канал Baza.

Снявший видео с места событий очевидец утверждает, что никто из пассажиров не пострадал. Однако позже Baza сообщила, что два человека, мужчина и женщина, обратились к врачам за помощью.

На кадрах видно, что к самолету подъезжает пожарная машина. Сообщается, что спасателей вызвали, потому что из самолета начал вытекать керосин.

Читайте также: