Занятие посадка гороха в средней группе

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 21.09.2024

Нужно ли проращивать и как подготавливать к посадке, про сроки посадки, заглубление, про подкормку, вредный азот, прищипывание и нужна ли гороху опора - и другие премудрости нехитрого выращивания гороха.

Так горох выращивали в старину, поговаривают, и всегда были с урожаем - без хитростей и премудростей.

Выращивание урожайного гороха: нехитрые хитрости

Хитрость №1. Проращивать не обязательно. Семена гороха (даже неловко-то и семена называть) нуждаются лишь в замачивании - кратковременном, не более 12 ч в обычной воде.

Ускоренные всходы не дают преимуществ - что разницу во всходах в несколько дней. Но есть возможность загнивания всходов - а это не на пользу урожайности. Можно, разумеется, посеять больше - но зачем. Да и прореживать - лишний труд.

А вот прогреть немного, несколько дней при температуре до +25. +30 С - это полезно.

Поговаривают, что прогревают и в горячей воде, и при +40 С - и даже советуют. Возможно, это и так - а по другим источникам, семена бобовых, несущих высокое количество белка, при температуре свыше +30. +35 С снижают всхожесть: происходит коагуляция - мы попросту варим наш горох.

Поэтому лучше по-старинке - чуть ниже температуры тела. Например, возле батареи центрального отопления или в коробочке на ней. Помешивая, чтобы горох не перегрелся.

А некоторые и вовсе сажают сухой горох: прорастает и радует урожаем. Это не трудно - вовремя посадить.

Хитрость №2. Посадка во влажный грунт. Именно "естественная" влажность почвы, при которой семена медленно набухает и своевременно прорастают - залог дружных всходов и доброго урожая.

Сажают в грунт, не успевший потерять влагу, дополнительно по необходимости поливая борозды, заглубляя на глубину до 3-5 см в зависимости от грунта. Расстояния в ряду между горошинами не менее 3-4 см, между рядами - порядка 30-40 см.

В целом оптимальной t считают +15 С, но всходы способны переносить кратковременные снижения температуры ниже ноля вплоть до -5 С. Но есть и сторонники поздней посадки - считающие, что в том же Подмосковье стоит сажать лишь со второй декады апреля, не ранее.

Считается, что лущильные сорта гороха высаживают в апреле, а вот мозговые с относительно короткими сроками созревания - в мае.

Хитрость №3. Про заправку. Как и многие бобовые (как фасоль, например) горох любит плодородный грунт, но не нуждается в избыточном количестве органики.

Нет, он рад органике - и начинает растить ботву вместо стручков.

Поэтому органику вносят под предшественников (перегной, навоз). На бедном грунте - можно и немного перегноя с осени под перекопку, но не более 1-2 кг/м2 - но лучше под предшественников.

А вот отзывчив горох на калийные, фосфорные подкормки, ценит микроэлементы. При внесении органики под предшественников он их получает: навоз, перегной успевают полностью разложиться.

На бедном грунте с осени можно внести фосфорное удобрение, на почвах с дефицитом бора - бор, любимый горохом.

Хитрость №4. Про азот и подкормку. Как и фасоль, горох на корнях образует особые азотфиксирующие утолщения, где накапливается азот. Это называется "симбиотическая фиксация азота воздуха" :)

За счет этого горох является сидеральной культурой, снабжающей почву питанием при перегнивании растительных остатков.

И именно поэтому горох (и фасоль) чувствительны к содержанию азота в грунте, не любят его избытка: от этого резервуары на корнях "стареют", развитие растений нарушается. И - начинается рост зеленой массы в ущерб количеству стручков.

Азотные подкормки под заправку грунта, во время вегетации чаще всего не вносят - разве что изредка, при замедленном росте на бедном грунте, в результате стрессовых факторов.

К слову - горох редко подкармливают. В качестве удобрения можно внести в первой части вегетации до цветения любое фосфорно-калийное удобрение (монофосфат калия, суперфосфат, сульфат калия и пр.), опрыскать микроудобрением по листу.

После цветения подкормки, особенно азотные, вносить не стоит: когда начинает расти стручок, листьям расти уже не зачем. Да и корневая система приостанавливает активный рост: все силы - наливу стручков.

Кстати. Горох не подкармливают крапивным настоем, дрожжами: как и фасоль, бобовые, чеснок, лук, картофель и другие корнеплоды он этих подкормок не любит.

Хитрость №5. Про опору. Высокорослые сорта выращивают на опорах - без нее урожайность снижается.

Хитрость №6. Про прищипывание. Часто высокорослые сорта прищипывают для дополнительного "ветвления" побега, для образования большего количества стручков.

Как и когда? После образования 6 листа, ориентировочно по достижению 25-30 см. Растения дадут новое ветвление, что может чуть замедлить сроки образования стручков и созревание урожая, но если цель - обильный урожай, метод того стоит.

Хитрость №7. Про сборы. Важно собрать горох вовремя. Первыми созревают нижние стручки. Важно обрывать спелые стручки вовремя - иначе замедляется созревание последующих.

Автор: воспитатель Еремина Ольга Владимировна.
Назначение:данная методическая разработка полезна педагогам ДОУ для проведения исследований и наблюдений в огороде на окне в весенний период.
Приоритетная образовательная область:познавательное развитие.
Раздел:природный мир.
Возрастная группа:средняя
Цель: Создать условия для исследовательской деятельности. Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию бобовых культур(гороха и фасоли).
Задачи: Расширить знания детей о семенах и необходимых условиях для их прорастания.
Формировать умение отличать семена по внешнему виду.
Развивать умение детей анализировать объект, выделять существенные признаки, делать элементарные выводы; активизировать словарный запас и развивать связную речь; через организацию продуктивной деятельности развивать мелкую моторику пальцев рук.Развивать любознательность, воспитывать бережное отношение к природе, ее обитателям.
Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в ходе исследовательской и трудовой деятельности, бережное отношение к растительному миру.
Материал и оборудование:
-Травянчики - Морковка и Перчик;
-Схема посадки семян
- Ящик с ячейками для создания коллекции семян
- Семена овощей: гороха, фасоли, свеклы, кабачка, огурца, моркови и перца
-Фартуки, клеенки, перчатки, стаканчик или ящик с землей, палочки, грабли, лейки с водой, тарелочка или поднос для семян, табличка с изображением фасоли и гороха, на каждого ребенка.



Методы и приемы:показ с объяснением, художественное слово,напоминание,
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

1.Вводная часть.
Воспитатель: Ребята сегодня к нам пришли гости давайте поприветствуем их
В группе стало вдруг светлее, а ребятам веселее
Потому что в этот час гости посетили нас.
С радостью мы вас встречаем, и здоровья вам желаем.
Чувствуйте себя как дома, вот и место вам готово,
Приглашаем вас, присядьте да с дороги отдыхайте.
А сейчас давайте стихами расскажем нашим гостям, что мы с вами сейчас будем делать:
Наши умные головки будут думать много ловко,
Ушки будут слушать, ротик четко говорить,
Ручки будут хлопать, ножки будут топать,
Спинки выпрямляются, все мы улыбаемся.

Воспитатель: Дети слышите, кто-то ещё к нам идёт , давайте посмотрим.
(Появляются травянчики – Морковка и Перчик. )
Воспитетель: Кто это ребята? Да это же – Морковка и Перчик. Они жили в одном небольшом, но красивом огороде . И вот решили они побывать у нас в гостях.
Морковка и Перчик : Здравствуйте ребятки !
Я девочка Морковка, а я мальчик Перчик.
У ворот шумит народ

Где у вас здесь огород?
Говорят, что там растет огуречная рассада
И укропчик и лучок Смотрят все на огород
И уходят открыв рот.
Воспитатель: Проходите! Посмотрите , какие овощи выросли у нас ! Ну что нравится вам у нас ? Тогда ребята расскажут вам , что же растёт в нашем огороде?
Дети: Вот огурчики-зелёные вкусные. А вот помидорчики красные сладкие. Посмотрите на капусту какая она большая сколько у неё много зеленых листов. А это лук как старый дед во сто шуб одет и т.д.
Морковка и Перчик: Ребята, а знаете ли вы из чего выращивают овощи ( из семян) вы умеете их сажать ? Научите нас ?
Воспитатель: Давайте ребята расскажем и покажем схему посадки семян.




Семена какого растения вы взяли? (Ответы детей). Кладите их в ячейку с картинкой огурца А это семена фасоли. Какие они? (продолговатые, белые, гладкие). Выберите семена фасоли и положите их в ячейку с картинкой фасоли. А вот это семена тыквы. Рассмотрите их. Какие они? (Плоские, белые, гладкие, с острым кончиком). Положите их с картинкой тыквы. А у меня семена моркови и перца . ( высыпает семена на тарелочку предлагает детям их рассмотреть и положить в соответствующие ячейки).
Воспитатель: Теперь у нас есть своя коллекция семян овощных культур, которые мы можем выращивать на нашем огороде. Но я бы хотела вас попросить , посадить и вырастить у себя бобовые культуры. А какие бобовые культуры вы знаете? (Горох, Фасоль)
Найдите в нашей коллекции семена этих культур и возьмите их по одной и подойдите к столам (Дети подходят к столам , кладут на него горошины)
Чтоб работать нам начать , нужно пальчики размять
Пальчиковая гимнастика

В детский сад пришла весна,
Мы посеем семена
В черную земельку,
В мягкую постельку.
Ты, горошек, уродись,
Над землею поднимись
С пышными цветами,
С крупными стручками!

деятельности н едостаточно развит. Поэ тому я поставил а перед собой цель :

дать детям нео бходимые знани я, что растения ж ивые, их са жают, поливают,

формирование у детей интереса к опытничес кой и исследов ательской

деятельности п о выращиванию ра стений и овоще й в комнатных услови ях,

воспитание у д етей любви к прир оде, создание в гр уппе огорода на

1. Расширить знания и представле ния детей о растениях, выра щиваемых в

2. Развивать познавате льные и тв орческие спосо бности.

3. Продолжить зна комить детей с особенностям и выращивани я культурных

4. Обобщать представ ление детей о необходим ост и света, теп ла, влаги почвы

5. Продолжать форм ировать уме ние детей ухаживать за растения ми в

6. Продолжать разв ивать наблюдател ьность – умение за мечать изменен ия в

росте растений, связывать и х с условиями, в которых они находятся на

7. Воспитывать тр удолюбие, бережн ое отношен ие к растен иям.

- Информирова ние родителей о задачах и содержании - Вов ле че н ие

- Подгот овка оборудования, м атериалов и инструмент ов.

1. Дети получат з нания о том, что растения живые, их поливают, сажают,

2. С помощью исслед овательской раб оты дети узнают о н еобходим ых

4. Создание днев ника наблю дений за растениями на подок оннике.

5. Вовлечь детей в пра ктическую деятель ность по вы ращиванию культурно –

6. Формирование у детей уважит ельного отноше ния к труду.

1Подготовитель ный: определе ние цели и задач п роекта, сбор

информационн ого материала, создание услов ий для орган изации работы в

2. Основной: п роводятся запла нированные мероприятия для ре ализации

проекта (бесе ды, опыты, экспе рименты, творческая деятель ность,

рассматрива ние иллюстраций, чтение худож ественной лите ратуры) .

3. Заключительный : подводятся ито ги, подготавливаетс я презентация,

7. Все участники пр оекта (дети, вос питатель, родители) получат

Планирование и о рганизация проек тной деятельно сти.

проекта. Сф ормировать интерес у родителей п о созданию у словий для

2. П одбор наглядн о - дидактических п особий, демонстр ационного материала,

природного мате риала, художественной литерат уры, приоб ретение

необходимого оборудова ния. Создать у словия для реализа ции проекта

1. Рассматривание к ниг, иллюстраци й о растения х. Вызвать ин терес к

растениям, жела ние заботить ся о них, у глублять и расши рять знания видах

необходимых дл я роста и разв ития растения ( в лага, тепло и свет). Дать

элементарные понятия о при родных витами нах. Формирова ть трудовые

Опыт – наблюде ние за ростом г ороха в контейнера х получающий: свет, воду,

тепло, в контей нере получающим т олько воду, но не получа ющий свет, и в

контейнере полу чающем только св ет.. Учить детей замечать измене ния,

которые прои сходят у прораст ающих гороши н и делать зарисов ки роста

Продолжить учить детей замеч ать изменения в р осте и развитии ра стений.

Продолжать учить д етей правильн о строить сужде ния и делать выводы о

создании благ оприятных услови й (воды , света, тепла).

Настроить детей на дальне йшую деятель ность по пересадке огорода на окн е

получили зна ния о том, что растения жи вые, их поливали, с ажали,

2. С помощью исслед овательской раб оты дети выяв или многообраз ие и

4. Вели наблюден ия за растениями на подоконнике и зап исывали в дневник

5. Дети принимал и участие в практич еской деятельн ости по выращиванию

6. Дети стали более уважитель но относиться к тр уду.

7. Все участники пр оекта (дети, вос питатель, родители) пол учили

2. П омощь род ителей в приобретен ии инвентаря, п осевного материл а для

Дети узнали, что вс е растения ж ивые и для их роста и разв ития необхо димы

Цель. Учить детей узнавать Семена душистого горошка (они ко­ричневые, круглые, гладкие, твердые). Формировать навыки посадки семян (посадить в бороздки, присыпать землей, полить). Упражнять в использовании обследовательских действий. Активизировать употреб­ление слов, обозначающих особенности семян, а также действия детей, связанные с посадкой. Вызвать интерес к выращиванию растений.

Ход занятия. Показать детям картинку с изображением душис­того горошка и спросить, хотят ли они вырастить такое же растение. Предложить каждому взять горошину из блюдца и положить перед собой на столе. Уточнить знания детей о цвете и форме гороха, пред­ложить погладить горошину пальчиком, чтобы определить, гладкая или шероховатая у нее поверхность, затем надавить, чтобы узнать, твердые или мягкие семена, прокатить, чтобы определить ее форму. Далее предложить детям стать возле ящиков. (Сам воспитатель стоит возле своего ящика, чтобы все дети его видели.) Показать бороздки каждому ребенку, предложить взять по одному семени и положить в бороздку. (Показать, как это сделать.) Контролировать выполнение, показывать, как положить второе семя (на некотором расстоянии от первого). Контролировать выполнение, помогать тем, у кого не полу­чается. Затем показать, как бороздку, где лежат семена, засыпать землей (прищипнуть землю). Проверить, как дети выполняют задание. Поощрить детей. После того как посадка семян будет закончена, вместе с детьми полить бороздки.

Содержание труда и методика руководства им в средней группе. Воспитанники средней группы должны самостоятельно поливать комнатные растения, пользуясь меркой, установлен­ной воспитателем, обтирать растения с кожистыми листьями, вместе с воспитателем поддерживать чистоту растений с опу­шенными листьями, с листьями, имеющими зазубрины, с мел­кими листьями (обливать, опрыскивать, чистить кисточкой), рыхлить землю в цветочных горшках. Дети овладевают перво­начальными умениями выращивать растения: помогают взрос­лым готовить землю для посадок на участке (разравнивают граблями перекопанную землю), сажают крупные семена и лу­ковицы, а затем их поливают, рыхлят землю между рядами, пропалывают грядки с растениями, ярко отличающимися от сорняков (салат, лук).

Дети принимают участие в уборке участка: сгребают листья, разгребают снег на дорожках и т. д.

Они приучаются самостоятельно кормить рыбок и птиц по установленной мерке, помогают убирать клетки (моют поилки, кормушки, вместе с воспитателем чистят клетки).

В средней группе формы организации детей в процессе труда те же, что и в младшей. Большое место занимают индивидуаль­ные поручения, но они носят более длительный характер. Дети могут выполнять поручения в течение 2—3 дней. Труд подгруп­пами также имеет свои особенности. Одновременно могут рабо­тать 2—3 подгруппы и выполнять разные трудовые операции (но не более двух). Например, одна группа детей рыхлит землю в горшках, другая обтирает растения. Навыки детей средней группы еще очень несовершенны, поэтому необходимо постоян­ное внимание воспитателя к способам работы, чтобы не нанести ущерба растениям и животным.

Большое место занимают коллективные формы труда. Их в основном воспитатель использует, когда необходимо познакомить детей с новыми трудовыми операциями, например со спо­собом посадки семян.

Воспитанники средней группы становятся все более самосто­ятельными в связи с приобретением навыков. Они охотно вы­полняют трудовые поручения, помогают взрослым; у них начи­нают развиваться процессы преднамеренного запоминания и припоминания, появляются зачатки чувства ответственности за порученное дело, критическое отношение к результатам своей деятельности. У детей пятого года жизни начинает развиваться осознанное отношение к выполнению трудовых операций, фор­мируется умение видеть и чувствовать необходимость проведе­ния того или иного трудового процесса.

Содержание труда и методика руководства им в старшей и подготовительной к школе группах. Воспитанники старшей и подготовительной к школе групп под руководством педагога продолжают ухаживать за комнатными растениями: поливают, рыхлят землю, обрезают сухие листья, подкармливают растения, знакомятся со способами размножения, помогают пересаживать растения. В уголке природы, в огороде и цветнике они выращи­вают растения: участвуют в перекопке земли и разделке грядок и клумб, сеют семена, высаживают рассаду, часть которой они могут вырастить в уголке природы, а затем поливают, пропа­лывают, рыхлят землю, собирают урожай. У детей необходимо сформировать соответствующие трудовые навыки и умения, на­учить их определять по состоянию растений и почвы необходи­мость того или иного способа ухода, устанавливать связь между состоянием растений и трудом человека, направленным на удов­летворение потребностей растений.

Дети продолжают ухаживать за животными — обитателями уголка природы, за мелкими домашними животными, живущи­ми на участке детского сада: подготавливают корм и кормят рыбок, птиц, зверьков, моют поилки и кормушки, чистят клетки для птиц. Воспитанники подготовительной к школе группы осуществляют уход самостоятельно. Педагог лишь контролирует их действия, оказывает помощь при затруднении. При этом следует формировать понимание необходимости того или иного способа ухода, умение устанавливать связь между теми условия­ми, которые нужно создавать в уголке природы для животных, и условиями их существования в природе.

Старшие дошкольники должны приобрести некоторые навы­ки охраны природы: собирать семена деревьев, кустарников, дикорастущих трав и подкармливать ими птиц, в жаркое время ставить для птиц поилки на участке детского сада.

Овладение трудовой деятельностью в старшей и подготови­тельной к школе группах происходит в более сложных формах организации труда. В этом возрасте необходимо сформировать умения принимать и ставить трудовую задачу, представлять результат ее выполнения, определять последовательность трудо­вых операций, отбирать необходимый материал, самостоятельно выполнять трудовой процесс при небольшой помощи взрослых. Индивидуальные поручения по уходу за отдельными объектами становятся более длительными. Ребенку можно поручить вырас­тить растение в подарок малышам, маме, ухаживать за грядкой на огороде, за клумбой.

В старшей группе вводятся дежурства детей в уголке природы. Организуя дежурства, воспитатель проводит занятие, на котором знакомит детей с обязанностями дежурных, напоминает способы ухода за объектами уголка природы, знакомит с новыми. Одно­временно дежурят 2—4 человека. Важно подбирать группы таким образом, чтобы вместе с детьми, имеющими хорошие навыки, дежурили и дети с недостаточно сформированными навыками. Длительность дежурств — до двух дней, а можно и до недели. Длительные дежурства формируют чувство ответственности, де­ловитость, устойчивость интересов. В том случае, если дети дежу­рят целую неделю, возможна смена обязанностей в середине недели. Порядок и последовательность назначения детей на де­журство фиксируются на доске дежурных.

Руководство воспитателя работой дежурных направлено на формирование у них необходимых навыков и умений по уходу за животными и растениями, организационных навыков, на развитие взаимоотношений и воспитание положительного от­ношения к труду. Дежурные должны уметь договариваться о том, кто что будет делать и в какой последовательности. Помощь воспитателя заключается в советах, вопросах, напоми­наниях и т.д. Если дежурные выполняют работу по уходу за новыми для них живыми объектами, воспитатель первое время все трудовые процессы выполняет совместно с детьми.

Большую роль в руководстве работой дежурных имеет оценка дежурств. К оценке привлекаются все дети. При передаче де­журств дети рассказывают всей группе, как они ухаживали за животными и растениями, что нового, интересного заметили в развитии растений и поведении животных. При оценке дежурств следует подчеркнуть хорошее состояние животных, растений. Дети оценивают выполненную дежурными работу, высказывают суждения о ее качестве, об отношении к обязанностям и друг к другу в процессе работы. При оценке следует отметить и отри­цательные проявления дежурных (пришел поздно, не успел полить растения).

По сравнению с предыдущим возрастом значительно услож­няется организация коллективного труда. Здесь имеет место общий труд и труд совместный. При организации общего труда дети подразделяются на подгруппы. Каждая подгруппа выпол­няет то или иное поручение, а результат получается общий. Например, коллективная уборка в уголке природы, сбор семян для корма птиц и т. д.

Имеет место и наиболее сложный вид коллективного труда — труд совместный. По этому типу может быть организован труд в огороде, в цветнике. Одна подгруппа вскапывает грядки, дру­гая рыхлит землю, третья делает бороздки, сеет семена. Такая форма организации труда создает объективные условия для возникновения отношений, обусловленных самой структурой организации.

При организации коллективного труда воспитатель помогает детям разбиться на звенья, распределить обязанности между звеньями и внутри звена. Наблюдая труд детей, воспитатель оказывает им помощь, дает советы, указания.

Ведущим приемом обучения детей новому труду становится объяснение: что необходимо выполнить и как. Показ способов действия тоже имеет место и применяется в основном при оз­накомлении с новой трудовой операцией.

В связи с общим развитием детей становится возможным показывать трудовой процесс, который надлежит выполнить. Дети повторяют наиболее сложные операции.

В процессе руководства трудом детей ставится задача разви­тия контроля и самоконтроля: воспитатель, проверяя выполне­ние задания, задает отдельным детям вопросы, направляющие их внимание на результат труда. Такой прием развивает само­контроль, умение соотносить свои действия с указаниями вос­питателя.

Особенностью руководства трудом в старшей и подготовитель­ной к школе группах является и то, что воспитатель обсуждает с детьми процесс работы (что нужно сделать и как). Он приучает ребят не только видеть, но и планировать последовательность выполнения отдельных трудовых операций, заранее распреде­лять обязанности, самостоятельно готовить весь необходимый инвентарь.

Вопросы и задания. 1. Каково воспитательно-образователь­ное значение труда? 2. Каким педагогическим и гигиеничес­ким требованиям должна отвечать организация труда детей? 3. Какие формы организации труда используют в детском саду? 4. Как усложняется содержание труда детей в разных возрастных группах? 5. Какова особенность руководства тру­дом в разных возрастных группах? 6. Разработайте конспект руководства трудом детей в уголке природы и проведите занятия с подгруппой детей. 7. Организуйте дежурство в старшей и подготовительной к школе группах и осуществите руководство им.

Читайте также: