Выращивать овощи в аттике было легче чем пшеницу

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 21.09.2024

Цель: продолжить знакомить с процессом возникновения общественного и имущественного неравенства в различных областях Греции, показать, как в Аттике сплочённая борьба демоса ослабила господство знати и привела к отмене долгового рабства.

Текущий контроль знаний и умений.

Подумайте, кто из героев мифов мог бы выразить свое родительское горе такими словами:

а) Не осуждайте несчастного отца. Да, мне некого винить в гибели сына! Знаю, знаю, человек не птица. Но удивительно прекрасен созданный богами мир, когда глядишь на него с высоты! Верьте, небо станет подвластно людям! (Дедал)

б) Горе. Горе мне! Дочь предала отца и бежала с ненавистным чужеземцем! Могли я подумать, что спасет она его. Нет у меня больше дочери. (Царь - отец Медеи)

в) Афиняне, я узнаю в морской дали корабль! О, лучше бы мои старые глаза ослепли, чем видеть этот страшный цвет парусов! Мой сын погиб. Будь проклято рогатое чудовище! Жить больше не хочу и не могу! (Эгей).

г) Обманом разлучили меня с любимой дочерью! Так пусть завянут все цветы, засохнут все деревья и выгорит трава! Верните мне дочь! (Деметра).

2. Определите о ком идет речь:

- Герой, наказанный богами тем, что выполнял бессмысленную работу. (Сизиф)

  1. Бог огня, покровитель кузнечного дела, (Гeфеcm)
  2. Одноглазый великан. (Циклоп)
  3. Легендарный зодчий, построивший знаменитый лабиринт на острове Крит. (Дедал)
  4. Муза, покровительница истории. (Клио)
  5. Бог, покровитель искусств. (Аполлон)

- Бог, препятствовавший Одиссею во время его скитаний. (Посейдон)

3. Назовите древнегреческих богов и героев, которым посвящены эти поэтические строки:

3.1. Был твой божественный порыв

Преступно добрым - плод желанья

Людские уменьшить страданья,

Наш дух и волю укрепив.

И, свергнут с горной высоты,

Сумел так мужественно ты,

Так гордо принести свой жребий,

Ни на Земле, ни даже в Небе

Никем не сломленный в борьбе,

Что смертным ты пример явил

И символ их судеб и сил. (Байрон о Прометее)

Державный тирс в его руках;

Венец желтеет виноградный

В чернокудрявых волосах.

Течет: Его младые тигры

С покорной яростью влекут;

Кругом летят эроты, игры –

И гимны в честь ему поют. (Пушкин о Дионисе)

План изучения нового материала (запись в тетради)

  1. Аттика к началу VIII в. до н. э.
  2. Развитие хозяйства и рабовладения.
  3. Законы Дракона.
  1. Изучение первого вопроса плана. Аттика к началу VIII в. до н. э.

Работа у доски и в тетрадях : - Обратите внимание на записанные в колонку слова, объяснение которым вы должны будете дать в конце урока:

Объяснение учителя На юго-востоке Средней Греции далеко в море выдаётся большой полуостров. На нём расположена область – Аттика. На западе Аттики между горами и морем расположена широкая равнина, где и возник город Афины. В старинных преданиях рассказывается, что в древнейшую эпоху в Аттике существовало несколько самостоятельных государств, враждовавших между собой. А после того как царскую власть в Афинах получил Тезей, который привёл в порядок страну и объединил всех вокруг одного города – Афин, распри прекратились.

К VIII в. до н. э. вся власть в Афинах принадлежала эвпатридам – самым знатным и богатым землевладельцам, потомкам старинных и аристократических родов. Эвпатриды владели лучшими, наиболее плодородными землями Аттики. Из их среды ежегодно избирались девять высших должностных лиц – архонтов и ареопаг – древний совет старейшин, который пополнялся отбывшими свой срок полномочий архонтами. Эвпатриды решали важнейшие государственные вопросы, разбирали дела в судах, они же были полководцами и жрецами.

Некоторые эвпатриды занимались и торговлей, но таких было немного; большинство эвпатридов продолжали прочно сидеть на своих старинных родовых землях, получая с них доход, используя труд рабов или крестьян.

Своё правление они называли аристократией – власть лучших. Вся тяжесть власти лучших ложилась на плечи крестьян Аттики.

Древняя Аттика и её население. В Средней Греции находится область Аттика. Её главным городом были Афины. Берега Аттики изрезаны глубокими и удобными для стоянок кораблей бухтами.

В Аттике нет полноводных рек. Б о льшая часть области покрыта горами. На её каменистых почвах плохо растут пшеница и ячмень.

Разведение оливок и винограда. Природные условия Аттики позволяли выращивать оливки и виноград. Но это требовало много труда.

Оливки росли на вечнозелёных деревьях с искривлёнными стволами и серебристыми листьями. При сборе урожая оливки срывали руками. Трясти ветви не следовало: упавшие и помятые плоды сохли и портились. Иногда их осторожно сбивали палками, тут же собирая.

Оливки ели солёными и вымоченными в уксусе. Вы помните, что из оливок выдавливали золотистое масло. Его лучшие сорта шли в пищу, худшие употреблялись для освещения. Масло наливали в глиняный или бронзовый светильник с узким носиком, в который вставляли фитиль. Коптящий огонёк едва разгонял мрак. Оливковым маслом смазывали ожоги, оно входило в состав лекарств. Греки натирали им тело перед спортивной борьбой, отчего кожа становилась скользкой.

В Аттике на склонах холмов, как и повсюду в Греции, в обилии выращивали виноград. Из его сока делали вино. Греки не пили вино чистым, а разбавляли его водой. Пьянство резко осуждали.

  1. Изучение второго вопроса плана. Развитие хозяйства и рабовладения.

Объяснение учителя Аттика была страной сельского хозяйства, и главными занятиями населения были земледелие и скотоводство, но наряду с ними со временем стали развиваться ремёсла и торговля.

В Аттике в это время было много рабов. Если раньше они были заняты в домашнем хозяйстве своих господ, трудились в поле и пасли стада, то теперь они стали нужны в ремесле и для работы в рудниках. Серебро, добываемое рабами в рудниках Аттики, увеличивало богатство страны и способствовало развитию афинской торговли. Численность рабов всё время возрастала. Дети, рождённые от рабов, по обычаям того времени, тоже становились рабами. Но больше всего давали рабов война и морской разбой. В рабов превращали военнопленных, а на Средиземном море издавна процветало пиратство, и морские разбойники приводили в ужас прибрежное население, совершая грабительские набеги и уводя жителей в рабство.

Жизнь рабов была очень тяжёлой. Ушли навсегда и остались лишь воспоминанием обычаи далёкого прошлого, когда раб считался почти членом семьи. На рабов смотрели теперь как на даровую и необходимую силу.

Работа в тетради. Источники появления рабов:

  1. пленные во время войн;
  2. захват пиратами.

Со временем появился ещё один источник появления рабов. Крестьянские наделы, расположенные на каменистых, плохо орошаемых землях неплодородной Аттики, приносили незначительные урожаи. Крестьянская семья далеко не всегда могла прокормиться урожаем ячменя или пшеницы со своего маленького участка.

Крестьяне часто были вынуждены обращаться за помощью к эвпатридам, прося у них в долг зерно, инвентарь для обработки земли. Находясь в безвыходном положении, крестьяне поневоле соглашались на различные, даже самые тяжёлые условия выплаты этого долга. Они должны были или работать на поле эвпатрида, или вернуть долг с большими процентами. Эвпатриды соглашались давать в долг на выгодных для себя условиях, умножая таким способом свои богатства.

В городах в это время появились люди, которые занимались тем, что давали в долг под проценты. Это были ростовщики, наживавшиеся за счёт разоряемых должников. Не в силах расплатиться с ростовщиками, крестьяне прибегали к единственному средству, которое было в их распоряжении: они отдавали в залог свои земельные участки, неизбежно переходившие затем в руки эвпатридов. Оставалось ещё крайнее средство: крестьянин мог отдать в залог самого себя или членов своей семьи. Так в Аттике возникло рабство – должничество.

Работа в тетради. Словарная работа.

Знать и демос в Афинском полисе. В 7-м веке до н. э. власть в Афинах принадлежала знати. Простой народ, по-гречески д е мос, в управлении не участвовал.

На холме, посвящённом богу войны Ар е су, заседал совет знати – ареоп а г. Он ежегодно выбирал из числа знатных и богатых девять правителей – арх о нтов, судил жителей Аттики. Однако знатные судили не по правде, а выносили решения, выгодные им самим. Даже за мелкое воровство приговаривали к смертной казни (ниже вы прочитаете о суровых законах Драк о нта).

Бедственное положение земледельцев. Лучшими землями, расположенными в долине, владели знатные люди. Простые земледельцы обрабатывали маленькие и каменистые участки на склонах гор. Каждый кусок хлеба давался им тяжким трудом.

В неурожайный год приходилось брать в долг зерно или серебро у знатного соседа. На участке земледельца ставили долговой камень, и бедняк тотчас лишался покоя и сна. Не отдаст он в срок долг – отберут у него участок. Станет он тогда батраком у богача: за пищу, одежду и обувь будет пахать поле, давить виноград, собирать оливки. Или же продолжит работу на своём бывшем участке: но при этом лишь малую часть урожая оставит себе, остальное же отдаст за пользование землёй новому её владельцу.

Неудивительно, что безземельный бедняк вновь делал долги. И если такой несчастный снова не мог вернуть долг, то был вынужден отдавать жену, детей, а то и самого себя в рабство. Знатный рабовладелец мог послать раба-должника на любые работы и даже продать его на чужбину.

Засилием знати был недоволен весь афинский демос. На многолюдных сходках ремесленники, торговцы, земледельцы призывали сбросить власть знатных и добиться права самим управлять государством. Демос требовал отменить долговое рабство и переделить землю.

  1. Изучение третьего вопроса плана. Законы Дракона.

Объяснение учителя В старину на злодеяние, на насилие сам обиженный или его близкие отвечали собственной расправой. За обиду мстили новой обидой, и ссоры с кровопролитиями могли длиться без конца.

С развитием хозяйства и торговли в Аттике, в городской тесноте Афин нельзя было больше допускать самоуправства. В промышленном городе было много чужих: их родственники были далеко, и за них некому было заступиться. Расправы и ссоры мешали спокойно торговать в городе. Поэтому в городах самоуправство было запрещено. Прежде в судах было немного дел: в них обращались в тех случаях, когда хотели добровольно кончить спор миром. Теперь недовольные или обиженные были обязаны жаловаться в суд. Суд должен был вступаться, когда налицо было злодеяние или когда двое спорили о владении землёй или о том, уплачен ли долг, и т. д. Судьи стали разбирать множество дел с утра до вечера.

Дела были различные. Для их решения надо было установить подробные и точные правила, установить за проступки наказания и штрафы. Иначе бы стали жаловаться на самих судей, что они меняют решения, что за более тяжёлые проступки назначают лёгкие наказания и т. д.

В VII в. до н. э. Дракону, одному из архонтов, совет старейшин поручил пересмотреть и записать законы. В своих законах Дракон первым точно определил, как называть за убийство со злым умыслом и за убийство без намерения; в старину этого не различали и мстили одинаково за всякое убийство. Эти правила были записаны, названы законами и выставлены на видном месте на главной площади в виде записей на деревянных и каменных столбах, на медных досках. Всякий мог их теперь прочитать и требовать к себе справедливого суда.

Миф о споре Афины с Посейдоном. Рождённый самой Землёй получеловек-полузмей Кекр о п основал в Аттике город. Был он расположен на высоком холме с крутыми, обрывистыми склонами. И сразу заспорили между собой дочь Зевса Афина и брат его владыка морей Посейдон. Кому из двоих стать покровителем города. Решили боги так: кто сделает жителям лучший подарок, тот и победит в споре. Ударил трезубцем по скале Посейдон – забил источник. Вот это подарок! Все знают, что мало воды в Аттике. Но попробовали её и усмехнулись: была она горько-солёной.

Воткнула в землю своё копьё Афина, зазеленело оно и превратилось в оливу. Никто прежде не видел в Аттике таких деревьев. Все признали дар Афины лучшим… Вот почему греки считали Афину покровительницей Аттики, а название города Афины связывали с её именем.

  1. Дать определение терминам, обозначенным в начале урока.
  2. Показать на карте Аттику, Афины.

Вопросы и задания самоконтроля.

Для истории Греции периода с VIII по VI века до н. э. характерно такое явление, как появление маленьких городов-государств — полисов. Полисов было великое множество и, невзирая на то, что они соперничали друг с другом, общая религия, общая культура и общий язык создавали достаточно прочные связи между ними. Самые крупные полисы в южной Греции — это прежде всего Спарта. В Малой Азии — Милет, ну а на территории Аттики — это, безусловно, Афины.

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

Легенда Аттики

Аттика — это необыкновенно красивая область. Назвали ее, согласно древней легенды, в честь Аттиды, дочери местного царя Краная. Аттида умерла очень рано и безутешный отец, любивший дочь, назвал ее именем свою страну. Согласно легенде, как только в Аттике возник новый город, тут же заспорили между собой владыка морей Посейдон и богиня справедливой войны и мудрости Афина. Кому быть покровителем города? Решили так: тот, кто сделает лучший подарок жителям, тот и будет покровителем.

Посейдон ударил своим трезубцем по скале и из нее забила ключом морская вода, а в том месте, куда воткнула копье Афина выросло оливковое дерево. Жители Аттики рассудили так — дар Афины полезнее, чем дар Посейдона, и стали считать Афину своей покровительницей, и город в честь нее назвали — Афины.

Миф о споре Афины и Посейдона был необыкновенно популярен. Сцена из него была даже запечатлена на западном фронтоне Парфенона, главного храма Афин, который был построен в V веке до н. э. Если история спора Афины и Посейдона кажется вам сомнительной, то имейте ввиду, что у храма Эрехтейон, афинского акрополя, растет масличное дерево, посаженное в 1920 году, на месте того самого, которое по преданию даровала жителям Афина богиня-покровительница. А во внутреннем дворике храма до сих пор можно увидеть на камне след от трезубца Посейдона. По крайней мере, местные жители никогда не сомневались в его происхождении.

Основные занятия древних греков

Но пора перейти от красивых легенд к не вымышленным фактам. Давайте поговорим об основных занятиях древних греков, которые населяли Аттику. Самой природой было предназначено, что греки станут прекрасными мореходами и достаточно удачливыми торговцами. А еще они разводили овец и коз, развивали ремесла и особенно хорошо удавалось грекам выращивать самые разные овощи и фрукты. Великолепно росли горох, чечевица, лук, чеснок, огурцы, цвели груши и яблоки, росли каштаны. Всего было великое множество.

Рассказ о земледельческих культурах Аттики был бы неполным, если бы мы с вами не уделили особое внимание оливковому дереву, тому самому, что считалось щедрым даром самой богини Афины. И дело тут не только в том, что из оливок плодов этого дерева добывали и добывают по сей день ценнейшее масло, дерево имело еще и сакральное значение, греки наделяли его магическими свойствами и считали посредником между богами и людьми. Чтили его, как и прародителя всех деревьев, поскольку оно необыкновенно живучее и даже небольшой кусок корня, оставшийся в земле после пожара, способен возродить целое дерево.

Проблемы в земледелии

Безусловно выращивание оливок и винограда многое давало жителям Аттики. Однако, существовали и проблемы. Полисы требовали все больше хлеба. Конечно, имелись и рожь, и распространенный в 10 раз больше ячмень, но все равно хлеба не хватало. Дело в том, что земледельцы владели участками хорошими и плохими.

Хорошие участки принадлежали зажиточным земледельцем, а плохие тем, кто победнее. Эти участки располагались на склонах гор, они были каменистыми и не давали большие урожаи. Бедные земледельцы часто рисковали попасть в долговую кабалу, и в таком случае, это грозило им не только потерей земли, но и потерей личной свободы.

О долге напоминал, поставленный на земле, долговой камень. Потеря земли была страшна еще и тем, что бедняк чаще всего влезал в новые долги, и заканчивал тем, что вынужден был отдать членов своей семьи или самого себя в рабство.

Ситуация осложнялась еще и тем, что Демос, весьма разнородный по своему составу, не участвовал в управлении. Управляла полисом только знать. Ее представители собирались на совет, ареопаг, и выбирали 9 правителей — архонтов. Система была замкнутой. Ареопаг пополнялся из числа архонтов. Они в него входили пожизненно. Архонтов, в свою очередь, рекомендовал и выбирал ареопаг. Естественно, что такое положение вещей не могло устраивать Демос. Рано или поздно должен был произойти социальный взрыв, так и случилось.

ВПР по истории | 5 класс

Задание 7:
Вспомните важнейшие события истории Вашего региона или населённого пункта и выполните задания 7 и 8.

Укажите одно любое название населённого пункта или улицы в вашем регионе, в котором отразилось какое-либо историческое событие (явление, процесс).

1. Улица Володина

Названа в честь Евгения Володина, который неоднократно участвовал в бое­вых операциях в Афганистане, проявил себя храб­рым воином и умелым специалис­том. Геройски погиб в бою с противником, пытавшимся захватить транспортную колонну с воинским грузом.

ВПР по истории | 5 класс

ВПР по истории | 5 класс запись закреплена

Вспомните важнейшие события истории Вашего региона или населённого пункта и выполните задания.

Назовите один факт из истории Вашего региона, благодаря которому Ваш регион стал известен всей стране. (ИЛИ Назовите одно любое историческое событие (явление, процесс), произошедшее в Вашем регионе)

1. 1648 год - основание Симбирска.
Симбирск основан по указу царя Алексея Михайловича окольничим Богданом Хитрово в 1648 году как крепость с целью защиты восточных границ Русского царства от набега кочевых племён.

ВПР по истории | 5 класс

ВПР по истории | 5 класс запись закреплена

Вспомните важнейшие события истории Вашего региона или населённого пункта и выполните задания 7 и 8.

Назовите одно любое памятное место (исторический памятник, памятник культуры, мемориальная доска и т. п.) в Вашем регионе (городе, посёлке, селе, деревне), связанное с историей Вашего региона, или населённого пункта, или нашей страны в целом.
Показать полностью.

Какое значение для Вашего региона, или населённого пункта, или нашей страны в целом имело событие (явление, процесс), непосредственно связанное с указанным Вами памятным местом?

Человек, которому посвящен памятник — Владимир Ленин, сыграл ключевую роль в создании партии большевиков, был ее лидером вплоть до своей смерти. Его действия во многом определили ход Октябрьской революции и приход к власти большевиков. Таким образом, политическая деятельность Ленина способствовала установлению советской власти в России.

2. Памятник букве Ё

ВПР по истории | 5 класс

Памятник Евгению Володину в
Вешкайме

Посвящён Евгению Володину, который неоднократно участвовал в бое­вых операциях в Афганистане, проявил себя храб­рым воином и умелым специалис­том. Геройски погиб в бою с противником, пытавшимся захватить транспортную колонну с воинским грузом.

ВПР по истории | 5 класс

ВПР по истории | 5 класс запись закреплена

Вспомните важнейшие события истории Вашего региона или населённого пункта и выполните задания.

Укажите одного исторического деятеля — Вашего земляка (жизнь которого была связана с Вашим регионом или населённым пунктом).
Показать полностью.

Задание 8: Чем известен Ваш земляк, каков его вклад в развитие Вашего региона, или населённого пункта, или нашей страны, или мира в целом?

Кого можно написать?
Исторические деятели Ульяновской области

1. Карамзин Николай Михайлович.

Карамзин Николай Михайлович является знаменитым русским историком, а также писателем.
Родился 1 декабря 1766 г. неподалеку от Симбирска. Он рос и воспитывался в семье отставного капитана
Писатель был одним из первых, кто стал активно использовать на письме букву Ё.

3. Ульянов - Ленин Владимир Ильич (1870 - 1924) - революционер, создатель союзного государства - СССР. В Симбирске Владимир Ульянов родился, прошли его детство и юность. Симбирскую гимназию он окончил с золотой медалью.
На посту главы советского государства он сумел совершить коренные преобразования в экономической, социальной и культурной сфере.

ВПР по истории | 5 класс

6. Матросов Александр Матвеевич – Герой Советского Союза. 23 февраля 1943 года в боях в составе стрелковой дивизии за деревню Чернушки для подавления пулемётного огня бросился к дзоту и закрыл его амбразуру своим телом. Подвиг, совершённый Матросовым, стал символом мужества и воинской доблести.

ВПР по истории | 5 класс

4. Ливчак Федор Осипович – один из наиболее известных симбирских архитекторов. По его проектам построены многие строения в Ульяновске. Одним из первых архитекторов стал применять новый материал бетон, по его инициативе в Симбирске был возведен бетонный и цементный заводы. Строения Ливчака украшают российские города Н. Новгород, Тамбов, Омск. Многие здания, возведенные им в Симбирске, являются архитектурными памятниками.

5. Пластов Аркадий Александрович - выдающийся русский художник. Родился в селе Прислониха Карсунского уезда Симбирской губернии, где жил и работал большую часть своей жизни. В его полотнах отображены жизнь и быт родного села.

ВПР по истории | 5 класс

ВПР по истории | 5 класс запись закреплена

Древний Рим был расположен на Апеннинском полуострове, который разделяет Средиземное море на западную и восточную часть.
Показать полностью.

Ищем в Средиземном море сапог. Штрихуем смело. Это ныне Италия, а когда-то — главная часть Римской империию
Климатические условия и занятия

Альпы, защищали Италию от холодных северных ветров. Вдоль полуострова тянутся горы Апеннины. Мягкий и теплый климат. В Италии было много плодородных земель, люди занимались земледелием. Выращивали пшеницу, полбу, ячмень, оливки, виноград, абрикосы, персики, кипарисы. У берегов реки Тибр занимались солеварением, рыбным промыслом. Горные районы средней и восточной Италии были удобны главным образом для занятия скотоводством. Выращивали свиней, лошадей и крупный рогатый скот. Недра Италии были богаты металлом. Медь, свинец, олово и цинк, железо.

Персонажи исторических источников

Увидели в источнике название планеты — смело отнесли его к Древнему Риму.
Янус (двуликий бог, в том числе — дверей), Марс (бог войны), Юнона (богиня семьи, брака), Юпитер (бог неба, грозы, дневного света), Нептун (бог воды)

Латины —племя, жившее по берегу Тибра
Ромул и Рем — основатели Рима.
Весталка — жрица богини домашнего очага (Весты).
Ликторы — охрана древнеримского царя.
Патриции — жители Рима,потомки его древнейших жителей, имели более высокий статус и преимущество по сравнению с другими жителями.
Плебеи — жители Рима, переселенцы из других завоеванных областей Италии.
Консулы — два-правителя в Римской республике, избираемые сроком на один год. Консулом мог стать патриций, а позже и плебей. Должность не оплачивалась, поэтому только богатые были способные ее занять.
Народный трибун — должностное лицо, избираемое из плебеев. Имели право вето (запрета), которое позволяло отменить решение консула или Сената.
Сенат — один из высших государственных органов власти в Древнем Риме. Он ведал казной, разрабатывал планы ведения войн, вел переговоры с другими государствами. Сенаторами (их было 300) становились консулы, после годичной службы.
Легион — основная организационная единица в армии Древнего Рима. Один легион = 4500 – 5000 воинов.
Легионер — воин-землевладелец в Древнем Риме.
Пуны — название жителей Карфаге́на.
Пунические войны — войны Рима с Карфаге́ном (их было три). Итог: победа Рима.
Ганнибал — командующий войсками Карфаге́на во время второй (Пунической) войны.
Диадема — головной убор, знак царской власти.
Император — повелитель, главнокомандующий.
Триумф — торжественный въезд в Рим полководца-победителя
Провинция — область, завоеванная Древнем Римом.
Гладиатор —сильный и ловкий раб, которого обучали сражаться на потеху публике.
Амфитеатр — специальное сооружение для гладиаторских игр.
Гражданская война —война между гражданами одного государства.
Тиберий Гракх — народный трибун в Древнем Риме, автор земельного закона.
Спартак -раб-гладиатор, возглавивший восстание рабов.
Гай Юлий Цезарь — диктатор, великий полководец Древнего Рима.
Ветераны — старые солдаты в Древнем Риме, завершившие свою службу.
Диктатор — правитель, обладающий неограниченной властью и не обязанный ни перед кем отчитываться в своих действиях.
Преторианцы— личная стража императора в Римской империи.

Читайте также: