Выберите верные ответы у ириса это видоизмененный у моркови

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 20.09.2024

Нажмите ☆ , чтобы добавить сайт в избранное.

ГДЗ ответы по биологии учебник 5-6 класс Пасечник - ГДЗ к учебнику биологии 5-6 класс Пасечник, ответы к § 45 Видоизменения побегов

ВСПОМНИТЕ

1. Какие видоизменения корней вы знаете? Какие функции они выполняют?

Основная функция корня — закрепление растения в почве и высасывание из почвы воды, насыщенной минеральными и органическими веществами. Но у некоторых растений корень видоизменён и выполняет некоторые дополнительные функции.

Корнеплод — это утолщенный главный корень растения, который выполняет дополнительную функцию по запасанию питательных веществ. К корнеплодам относятся такие растения как морковь, свекла, брюква, редис и репа.

Корневые клубни — это утолщения на боковых и придаточных корнях растения, в которых откладываются дополнительные питательные вещества. Корневые клубни имеются у батата, георгины и чистяка весеннего.

Корни-прицепки — это придаточные корни, вырастающие на наземной части стебля и служащие для дополнительного крепления растения. Корни-прицепки есть у плюща и других вьющихся растений.

Воздушные корни — это видоизменённые корни некоторых растений, которые растут не в почве, а свободно свисают с ветвей и стволов растений. Воздушные корни служат для поглощения дождевой воды и встречаются у орхидей и некоторых других тропических растений.

Дыхательные корни — это видоизменённые корни, растущие вертикально вверх и выступающие из почвы. Дыхательные корни служат для обеспечения дополнительного поступления кислорода растениям, растущих на топких прибрежных почвах недостаточно насыщенных воздухом для дыхания растений.

Корни-присоски — это корни, способные проникать в стебли других растений и высасывать из них органические вещества и соки. Такие корни встречаются у растений-паразитов, например у омелы.

Опорные корни — это корни, служащие для обеспечения дополнительной опоры для очень крупных деревьев. Например такие корни есть у бадьяна.

2. Какие видоизменения листьев вам известны? Какова их функция?

Основные функции листа растения:

- осуществление процесса фотосинтеза(преобразование углекислого газа и воды в органические вещества, необходимые для жизни растения, которое происходит посредством действия солнечных лучей);
- обеспечение дыхания (газообмена) листа;
- транспирация (испарение излишней влаги из растения).

Некоторые растения под воздействием окружающей среды изменили свои листовые пластины для того, чтобы они могли выполнять и другие функции.

Колючки — это видоизменённые листья, которые помогают растению защититься от поедания травоядными и снижают испаряемость воды с поверхности листа. Такими листьями обладают кактусы, барбарис, белая акация, молочаи, репейник и т.д.

Усики — это видоизменённые листья, которые создают возможность для дополнительной опоры наземной части растения. Например, такие листья — усики есть у гороха и плюща.

Ловчие снасти — это видоизменённые листья, которые ловят и перерабатывают насекомых в потребляемые растением органические вещества. Такими листьями обладает росянка.

Запасающие листья — это видоизменённые листья, которые выполняют функцию по хранению дополнительного запаса питательных веществ и воды. Такие листья можно наблюдать у алоэ, капусты или лука (луковицы).

Защитные листья — это видоизменённые листья, которые преобразовались в защитные чешуйки. Такими листьями-чешуйками обладают все почки, а также некоторые растения, например лук.

3. Каковы основные функции стебля?

Основные функции стебля — это опора для наземной части растения и транспортировка органических веществ и воды с растворёнными в ней минеральными веществами от корня к другим частям растения и обратно.

4. Что называют побегом?

Побег — это стебель с расположенными на нём почками и листьями.

1. Рассмотрите клубень картофеля. Найдите основание и верхушку.


2. Рассмотрите глазки. Каково их расположение на клубне? Рассмотрите почки в глазке, пользуясь лупой.

Глазков больше на той стороне клубня, которую называют верхушкой. Обычно на поверхности клубня находится 2 — 3 почки.


3. Сделайте тонкий поперечный срез клубня. Рассмотрите его на свет. Сравните поперечный срез клубня с поперечным срезом стебля (рис. 118).

Срез клубня по строению похож на срез стебля: у него есть пробка, луб, древесина и сердцевина с сердцевинными лучами.


4. Зарисуйте поперечный срез клубня.


5. Капните на срез клубня йодом. Объясните, что произошло.

После того, как на срез клубня капнули йодом, цвет клубня изменился на сине-фиолетовый. Это произошло потому, что клубень содержит большое количество крахмала, который при взаимодействии с йодом всегда даёт подобную реакцию. Крахмал — это основное запасающее вещество клубней картофеля.


6. Докажите, что клубень — это видоизменённый подземный побег.

Как и у обычного надземного побега у клубня картофеля имеется верхушечная и боковые (пазушные) почки, из которых потом развиваются новые надземные побеги. Также сам клубень по строению представляет собой классический стебель. У него есть пробка, луб, древесина и сердцевина.


Строение корневища

1. Рассмотрите строение корневища крапивы (пырея, ландыша и др.).


2. Найдите верхушечную и боковые почки, недоразвитые листья — чешуйки, узлы, междоузлия, придаточные корни.
3. Зарисуйте внешний вид корневища, обозначьте его части.


4. Докажите, что корневище — видоизменённый побег.

Корневище, как и побег, имеет узлы, в которых находятся рудиментарные листья и почки, на верхушке находится верхушечная почка, определяющая рост побега. Внутреннее анатомическое строение корневища сходно со стеблем. От корневища отходят придаточные корни. Все это доказывает, что корневище – видоизмененный побег.

1. Рассмотрите внешнее строение луковицы. Какое значение имеют сухие чешуи?

Сухие чешуи — это наружные чешуи луковицы. Они плотные и кожистые, поэтому хорошо защищают внутреннюю часть луковицы от внешних повреждений и болезней.


2. Разрежьте луковицу вдоль. Зарисуйте продольный разрез луковицы, обозначьте чешуи, донце, почки, придаточные корни.


3. Докажите, что луковица — это видоизменённый подземный побег.

У луковицы, как и у надземного побега имеются:
- стебель — плоское донце
- видоизменённые листья — сухие (наружные) и мясистые (внутренние) чешуи
- верхушечная и пазушные почки — почки на донце луковицы.

Кроме того из луковицы со временем развиваются молодые надземные побеги.

Вопросы на странице 183

1. Какие видоизменённые подземные побеги вы знаете? Назовите растения, имеющие корневище, клубень, луковицу.

К видоизменённым подземным побегам относятся корневища, клубни и луковицы. Так, корневища есть у крапивы, ириса, пырея, ландыша, аспидистры и других. Клубнями обладают такие растения как картофель, топинамбур (земляная груша) и хохлатка. Луковицы образуются у репчатого лука, тюльпана, лилии, нарцисса и других растений.

2. Почему клубень картофеля следует считать побегом?

Клубень, как и побег, имеет стебель (сам клубень состоящий из пробки, луба, древесины и сердцевины), а также верхушечную и пазушные почки — глазки картофеля.

3. Как развивается клубень картофеля?

Клубень — это верхушечное утолщение подземных побегов картофеля — столонов. Из листьев растения в столоны постоянно поступают органические вещества и откладываются в клубне. Благодаря этому клубень растёт и развивается, чтобы к осени превратиться в крупные картофелины.

4. Какое строение имеет луковица?

В нижней части луковицы расположено донце, которое представляет собой стебель. От донца развиваются внешние сухие и внутренние мясистые чешуйки — видоизменённые листья, а также почки в пазухах чешуй.

5. Как доказать, что корневище и луковица — это видоизменённые побеги?

Побег — это стебель, с расположенными на нём листьями и почками. Такое же строение имеют и корневище, и луковица. У них также имеется стебель, верхушечная почка и пазушные почки.

ПОДУМАЙТЕ! По каким признакам можно отличить корневище от корня?

Корневище, в отличие от корня, имеет верхушечную и пазушные почки, а также видоизменённые листья — плёнчатые чешуйки.

Жанна Казанская

Жанна Казанская

Жанна Казанская запись закреплена

🤓

ПОСТ ПО ГОМОЛОГИЧНЫМ И АНАЛОГИЧНЫМ ОРГАНАМ У РАСТЕНИЙ

2 простых правила
Видоизменения одного органа имеют общее происхождение и чаще всего разную функцию (не обязательно) и являются гомологичными органами.
Видоизменения разных органов (имеют разное происхождение), имеющие одинаковые функции будут относиться к аналогичным органам.

♻

Для того чтобы ориентироваться в аналогичных и гомологичных органах растений необходимо четко представлять себе все видоизмененные
органы растений.

✒

Видоизмененные листья:
1) Листья – колючки – у растений, обитающих в засушливых условиях. Функция: уменьшение испарения за счет сокращения площади листа, защита. Примеры: кактус, барбарис.
2) Листья – усики – у растений, стелящихся по вертикальной поверхности, для дополнительной опоры. Примеры: горох.
3) Листья – лепестки – это ненастоящие лепестки цветка. Служат для привлечения насекомых-опылителей. Примеры: калла, антуриум, роза.
4) Ловчие листья – у растений хищников помогают поймать жертву для удовлетворения потребности растения в азоте. Примеры: росянка, венерина мухоловка.

✒

Видоизмененные корни:
1) Корнеплоды – утолщения главного корня для запасания питательных веществ. Примеры: морковь, свекла, репа, редиска.
2) Корнеклубни (корневые шишки) – утолщения придаточных корней для запаса питательных веществ и вегетативного размножения. Примеры: батат, георгин.
3) Воздушные корни – корни, у растений – эпифитов. (Эпифиты – это растения, растущие на других растениях, но не паразитирующие на них). Функция: улавливание дождевой воды, фотосинтез. Примеры: орхидея.
4) Корни с клубеньками: это симбиоз корней растений семейства бобовые с азотфиксирующими (нитрифицирующими бактериями). Функция: насыщение растения минеральным азотом. Пример: горох.
5) Дыхательные корни: у растений, стоящих в воде. Корни их возвышаются над поверхностью воды и активно поглощают кислород. Пример: мангровые растения, болотный кипарис.
6) Корни подпорки – виды утолщенных столбовидных придаточных корней, выполняющих функцию опоры. Пример: хлопковое дерево, вяз.
7) Корни-присоски – помогают растению удержаться на вертикальной поверхности. Пример: плющ.

✒

Видоизмененная почка (в принципе допустимо относить ее к видоизмененным побегам)
1) Кочан – это видоизмененная почка. Функция: запас питательных веществ. Пример: капуста.

✒

Видоизмененные побеги:
1) Клубень – видоизмененный подземный побег. Части побега: почки-глазки, столоны. Функция: запас питательных веществ, вегетативное размножение. Пример: картофель, топинамбур.
2) Луковица – видоизмененный подземный побег. Части побега: чешуя, донце, придаточные корни, почки. Функция: запас питательных веществ, вегетативное размножение. Примеры: тюльпан, лилия.
3) Корневище – видоизмененный подземный побег. Части побега: почки, придаточные корни. Функция: запас питательных веществ, вегетативное размножение. Примеры: ландыш, пырей.
4) Усы – ползучие надземные побеги. Функция: вегетативное размножение, дополнительная опора, захват новой территории, крепления растения. Примеры: клубника, земляника, огурец.
5) Усики винограда. Функция: вегетативное размножение, опора.
6) Колючки. Функция: защита. Примеры: боярышник.

✒

Видоизменения коры:
1) Колючки. Функция: защита. Примеры: розы, шиповник, ежевика.

⚡

ПРИМЕРЫ ИЗ ЕГЭ - гомологичных органов
1. Клубень, луковица и корневище,усики винограда, колючки боярышника (Все видоизмененные побеги, но функция разная)
2. Видоизмененные корни: корнеплод, корнеклубни, клубеньки и т.д.
3. Колючки кактуса, барбариса и усики гороха (видоизмененные листья)
4. Колючки боярышника и усики винограда (Видоизмен.побеги: колючки – защита, усы - опора)
5. Тычинки и листья растений (Тычинки – это производные листьев)
6. Чашелистик, лепестки розы, плодолистики, прицветники и тычинки, листья, чешуя лука (Это все листья видоизмененные)
7. Корневище ландыша и розеточный побег примулы (Это побеги)
8. Шишки хвойных и стробилы хвощей (Побеги)

⚡

ПРИМЕРЫ ИЗ ЕГЭ - аналогичные органы
- Усики гороха и усики винограда (1. видоизм.листья , 2.Видоизмен.побеги)
- Колючки боярышника и колючки барбариса или кактуса (1.видоизм.побеги , 2.видоизм.листья )
- Шипы розы и колючки боярышника (1. выросты кожицы ,2. побег)
- Колючки барбариса и колючки ежевики (1 – лист ,2 – вырост коры)
- Корень и корневище (1 – корень , 2 - побег)


Разместили прошлогодние варианты с решениями экзамена 2020 года по русскому языку, немецкому языку, физике, биологии, химии и географии

04.05.2017
Открываем математику в режиме тестирования

02.05.2017
Открываем физику в режиме тестирования

29.04.2017
Открываем биологию в режиме тестирования

24.05.2017
Открываем мировую историю в режиме тестирования

19.04.2017
Открываем немецкий язык в режиме тестирования

16.04.2017
Открываем английский язык в режиме тестирования

10.04.2017
Открываем испанский язык в режиме тестирования

05.04.2017
Открываем русский язык в режиме тестирования

01.02.2017
Здесь будет город-сад!


Задание 16 № 316

1 — аналогичные органы

2 — гомологичные органы

а — усики гороха и усы земляники

б — жало пчелы и яйцеклад саранчи

в — зубная эмаль лисицы и чешуя акулы

г — конечности крота и конечности медведки

д — чешуевидные листья хвоща и колючки барбариса

Аналогичные органы — это органы, имеющие сходные по морфологии и выпоняемым функциям, но отличающиеся по строению и просихождению.

Гомологичные органы имеют одинаковое происхождение, но выпоняют разные функции.

Правильный ответ указан под номером 3


Задание 16 № 366

1 — аналогичные органы

2 — гомологичные органы

а — крылья соловья и крылья осы

б — жало пчелы и яйцеклад кузнечика

в — колючки кактуса и хвоинки пихты

г — корнеплод морковии луковица тюльпана

д — плавательный пузырь карпа и легкое синицы

Аналогичные органы — это органы, имеющие сходные по морфологии и выпоняемым функциям, но отличающиеся по строению и просихождению.

Гомологичные органы имеют одинаковое происхождение, но выпоняют разные функции.

Правильный ответ указан под номером 3


Задание 16 № 416

1 — аналогичные органы

2 — гомологичные органы

а — усы земляники и луковица тюльпана

б — усики гороха и почечные чешуи липы

в — жабры пескожила и жабры головастика

г — клубень картофеля и корневые клубни георгина

д — ядовитые железы змеи и слюнные железы коровы

Аналогичные органы — это органы, имеющие сходные по морфологии и выпоняемым функциям, но отличающиеся по строению и просихождению.

Гомологичные органы имеют одинаковое происхождение, но выпоняют разные функции.

Правильный ответ указан под номером 4


Задание 16 № 466

1 — аналогичные органы

2 — гомологичные органы

а — усики гороха и усы земляники

б — жало пчелы и яйцеклад саранчи

в — зубная эмаль лисицы и чешуя акулы

г — конечности крота и конечности медведки

д — чешуевидные листья хвоща и колючки барбариса

Аналогичные органы — это органы, имеющие сходные по морфологии и выпоняемым функциям, но отличающиеся по строению и просихождению.

Гомологичные органы имеют одинаковое происхождение, но выпоняют разные функции.

Правильный ответ указан под номером 3


Задание 16 № 516

1 — аналогичные органы

2 — гомологичные органы

а — жабры беззубки и жабры окуня

б — крылья моли и крылья воробья

в — усы земляники и клубни картофеля

г — луковицалилии и корнеплод моркови

д — ловчий кувшин насекомоядного растения непентеса и колючки кактуса

Аналогичные органы — это органы, имеющие сходные по морфологии и выполняемым функциям, но отличающиеся по строению и происхождению.

Гомологичные органы имеют одинаковое происхождение, но выполняют разные функции.

Правильный ответ указан под номером 2


Задание 14 № 1715

1. аналогичные органы

2. гомологичные органы

а) зубы лисицы и чешуя акулы

б) усики гороха и почечные чешуи березы

в) корнеплод моркови и клубень картофеля

г) колючки боярышника и колючки барбариса

д) плавательный пузырь карася и легкие ящерицы

Аналогичные органы — это органы, имеющие разное происхождение, но сходные функции и/или морфологическое строение.

Гомологичные органы — это органы, имеющие общее происхождение, но выполняющие разные функции.

Правильный ответ указан под номером 3.


Задание 50 № 100

Приведено влияние избытка или недостатка гормонов в крови на различные процессы в организме человека. Укажите, какой отдел вегетативной нервной системы вызывает аналогичный эффект. Для процессов углеводного обмена учитывайте противоположное влияние парасимпатической и симпатической нервной системы.

Действие гормонаВегетативная нервная система
А) увеличение концентрации глюкозы в крови под действием глюкагона
Б) стимуляция энергетического обмена под влиянием гормонов щитовидной железы
В) превращение глюкозы в гликоген под действием инсулина
Г) повышение артериального давления под действием вазопрессина
Д) сужение кровеносных сосудов под влиянием ангиотензина Ⅱ

Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Помните, что некоторые данные правого столбца могут использоваться несколько раз. Например: А152B1. .

Симпатическая нервная система — часть автономной нервной системы, которая оказывает следующее действие: повышение уровня глюкозы в крови, стиуляция энергетического обмена, повышение артериального давления, сужение кровеносных сосоудов.

Одним из действий парасимпатической нервнй системы является способствование превращению глюкозы в гликоген.

Изучив нашу статью, вы без труда заполните таблицу видоизменения корней. Этот подземный орган растений широко используется человеком в хозяйственной деятельности. Но иногда мы даже не догадываемся, с какими именно метаморфозами имеем дело.

Виды корней

Корнями называют подземную часть растения. В их строении чаще всего имеется несколько частей. Главный корень развивается из корешка зародыша. Он ярко выражен и у растения всегда один. На главном корне развиваются боковые. Они многочисленны и делают процесс всасывания воды из почвы более интенсивным. Корни, которые отрастают прямо от стебля, называются придаточными. На них также могут развиваться боковые.

видоизменение корней таблица

Типы корневых систем

У растений никогда не формируется только один вид корней. Этого было бы недостаточно для обеспечения минерального питания. Совокупность корней одного растения называется корневой системой.

У одуванчика она образована главным корнем, который проникает глубоко в почву, и боковыми. Такая корневая система называется стержневой. Она характерна для всех двудольных растений.

У пшеницы корней много. Все они почти одинаковой длины и растут пучком от побега. Такая корневая система называется мочковатой. Ее наличие является систематическим признаком однодольных.

заполните таблицу видоизменения корней

Почему корень формирует видоизменения?

Помните видоизменения корней в таблицах по биологии (6 класс)? Это морковь, свекла, редис. Разве это корни? Оказывается, да. Корень выполняет в растении жизненно важные функции. Он обеспечивает его минеральное питание, прочно удерживает в почве, обеспечивает вегетативное размножение. Но для выполнения дополнительных функций его обычного строения недостаточно. Поэтому и формируются видоизменения корня.

сравнительная характеристика видоизменений корня

Видоизменения корней: таблица

Виды метаморфоз подземного органа отличаются у одно- и многолетних растений, зависят от места произрастания, особенностей климата, расположения по отношению к опоре. Строение и функции видоизменений корней представлены в таблице.

Сравнительная характеристика видоизменений корня

видоизменение корней различие корневых систем

Корнеплоды и корневые клубни обеспечивают растения необходимым питанием в неблагоприятный период. Такие видоизменения корней (в таблице приведены примеры растений) формируются исключительно у дву- и многолетних видов. В первый год развития из их семян формируются только вегетативные органы. Осенью стебель и листья отмирают, а подземная часть зимует благодаря запасу воды и веществ. На следующий год такие растения плодоносят и формируют семена. Пережить холодную зиму им помогают именно видоизменения корней.

Различие корневых систем и условий произрастания обеспечивает разнообразие метаморфоз. Так, дыхательные корни формируются у растений, которые произрастают на переувлажненных почвах. Поскольку содержание кислорода в них ограничено, этот газ придаточные корни поглощают прямо из воздуха. Это делает возможным процесс дыхания.

Растение может произрастать только в условиях интенсивного протекания фотосинтеза. Иногда для этого необходимо расположение даже на абсолютно вертикальных поверхностях. К примеру, плющ может расти даже на стенах домов.

видоизменение корней таблицы по биологии 6 класс

Значение в хозяйстве и природе

Многие названия растений из таблицы видоизменения корней знакомы каждому. Прежде всего это корнеплоды. Человек использует их в пищу в качестве основной еды и приправ. Это редис, пастернак, свекла, морковь, петрушка, хрен. В качестве корма для домашних животных применяют турнепс и репу. А сахарная свекла - востребованное сырье для пищевой промышленности. Корневые клубни или шишки имеют придаточные почки. Поэтому с их помощью осуществляется вегетативное размножение. Эти два вида видоизменений относят к группе запасающих корней.

Особую группу метаморфоз составляют гаустории или корни-присоски. Если их клетки абсолютно лишены хлоропластов, такие растения являются паразитами. Они существуют за счет других видов. Одним из ярких примеров паразитических растений является раффлезия, которая имеет самый крупный цветок. Этот вид получает питательные вещества исключительно за счет многочисленных лиан тропических лесов. А вот омела, несмотря на то что питается соками хозяина, не утратила способности к фотосинтезу. Такие виды называются полупаразитами.

Итак, видоизменения корня, подземного органа растений, формируются для выполнения дополнительных функций. Корнеплоды и клубни (шишки) запасают вещества. Гаустории осуществляют паразитическое питание растений, а воздушные - процесс дыхания. Опорные и цепляющие корни обеспечивают наиболее выгодное расположение побега по отношению к солнечному свету. Это делает фотосинтез максимально интенсивным. Надеемся, что теперь заполнить таблицу видоизменения корней сможет каждый.

Читайте также: