Выберите тип деятельности которым не занимались древние славяне плавание стрельба из лука

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 20.09.2024

1. Физическая культура в Русском государстве (9-12 в.в.). Самобытная народная система ФВ на Руси.

2. Физическая подготовка в княжеских и боярских дружинах.

3. Создание основ военно-физической подготовки в русской армии и военно-морском флоте (Петр 1, Румянцев П.А., А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков).

4. Вопросы ФВ в медицинской и педагогической литературе эпохи феодализма (Авиценна).

5. Введение ФВ в учебные заведения.

Физическая культура в Русском государстве (9-12 в.в.). Самобытная народная система ФВ на Руси

Древние славяне. Физическое воспитание у древних славян отличалось своеобразием. В своем развитии восточные славяне, жив­шие на территории европейской части нашей страны, прошли при­сущий всем другим народам путь от первобытного состояния до раз­ложения родового строя и разделения его на классы. Однако рабов­ладельческие отношения у восточных славян не получили полного развития, как это было в Закавказье, Средней Азии и в Крыму. В VI—VII вв. восточные славяне еще жили родовым строем. Они за­нимались скотоводством, ремеслами, земледелием, охотой, борт­ничеством. Жили в городищах, укрепленных поселках.

Воспитание детей у славян осуществлялось всей родовой общи­ной. Девочек и девушек воспитывали женщины, а мальчиков и юно­шей — мужчины. Каждый славянский мальчик знал, что он должен вырасти воином. Военная подготовка славянина начиналась с двух лет, в четыре года его сажали на коня. Сначала мальчика приучали к игрушечному оружию. В 10 лет он под руководством отца должен был в совершенстве владеть деревянным оружием, знать все приемы фехтования. К 12 годам мальчик овладевал основными приемами борьбы — бросковой и ударной техникой. В 12 лет подросток начи­нал овладевать боевым оружием. В 16 лет он проходил посвящение в воина.

Восточные славяне были искусными пловцами и гребцами. На своих лодках-однодеревках они пускались в плавание по Днепру в Черное море. В VII в. славянский флот доходил до Крита и южных берегов Италии, осаждал Царьград.

Самобытная народная система физического воспитания на Руси. На русских землях народ бережно сохранял и продолжал развивать само­бытные формы физического воспитания, которые служили ему сред­ством подготовки сильных, выносливых воинов — чудо-богатырей.

Народы Сибири, Урала, Средней России с давних времен при­меняли лыжи. В процессе труда (охоты) использовались охотничьи лыжи, подбитые мехом. Они хо­рошо скользили и при подъеме не откатывались назад. В бытовой жизни применялись лыжи, по сво­ей конструкции близкие к совре­менным гоночным лыжам. Об этом свидетельствуют археологические раскопки древнего Новгорода, при которых были обнаружены экземп­ляры таких лыж. С середины XV в. лыжи начали применять в военном деле. Никоновская летопись сооб­щает, что в 1444 г. лыжная рать русских воинов была направлена против татар под Рязань. Лыжные рати сражались и в отрядах Ермака. В начале XVII в. русский полко­водец М.В.Скопин-Шуйский ус­пешно применял лыжные отряды в войне против поляков.

2. Физическая подготовка в княжеских и боярских дружинах

Начиная с X в. в княжеских и боярских домах появляются специальные лица для воспитания и обучения детей. Это были, главным образом, вы­ходцы из народа, владеющие воспитательным мастерством. Воспи­тывая и обучая детей, они использовали народные формы физичес­кого воспитания. В юном и зрелом возрасте молодежь совершен­ствовала свою военно-физическую подготовку, находясь на службе в старшой боярской дружине, а также и в быту, на охоте, конных ристаниях (турнирах, состязаниях), военных играх и потехах (раз­влечениях).

Тяжелая конница, которую составляли князья и наиболее подго­товленная часть их дружины, как правило, была одета в полирован­ные доспехи, латы, поножи, или кольчужные панталоны, наручи. На голове — шлем с флажком — принадлежность к княжеству. На плечи всадника спускалась металлическая бармица, лицо предохра­няла металлическая маска. Всадник был вооружен палицей — бое­вым молотом, пользоваться которым можно было лишь обладая не­дюжинной физической силой.

В быту значительное место занимали игры с мячом, катание на качелях и с гор на санях, игры в шахматы и в шашки. Нередко в целях развлечения царей, князей, бояр и дворян устраивались поте­хи, на которых выступали скоморохи, борцы с медведями, акроба­ты, кулачные бойцы, фехтовальщики.

Тест по истории Восточные славяне для учащихся 6 класса. Тест включает в себя 2 варианта, каждый вариант состоит из 2 частей (часть А и часть В). В части А — 5 вопросов в части В — 3 вопроса.

Каждый правильный ответ — 1 балл.
7-8 баллов — отлично
5-6 баллов — хорошо
3-4 балла — удовлетворительно
менее 3 баллов — неудовлетворительно

1 вариант

А1. Вторжение каких племён в Северное Причерноморье в IV в. при­вело к уничтожению греческих и скифских государств в этом ре­гионе?

1) гуннов
2) авар
3) хазар
4) булгар

А2. Какая из перечисленных земледельческих культур была знакома восточным славянам в древности?

1) томат
2) просо
3) кукуруза
4) картофель

А3. Шкурки какого пушного зверя восточные славяне преимущест­венно использовали в качестве денег, для обмена?

1) бобра
2) норки
3) лисицы
4) куницы

А4. Что из перечисленного было характерно для общественной жизни и хозяйственной деятельности восточных славян в VII-VIII вв.?

1) большая роль совместной загонной охоты
2) массовое использование труда рабов на земле
3) преобладающая роль ремесла и торговли
4) совместное владение сенокосами и лесными угодьями

А5. Самым развитым в культурном, политическом и экономическом отношении государством, с которым контактировали восточные славяне в VIII-IX вв., была

1) Швеция
2) Византия
3) Польша
4) Венгрия

B1. Запишите слово (термин), о котором идёт речь.

Система земледелия, при которой в степных и лесостепных рай­онах истощённые земли не распахивались в течение 20-30 лет, до тех пор, пока они не восстанавливали плодородие, а земле­дельцы переходили на другие участки земли.

B2. Ниже перечислены термины, относящиеся к системе управления и общественному устройству восточных славян в VII-VIII вв. Найди­те и запишите порядковый номер, под которым указан термин, не относящийся к системе управления и общественной жизни восточ­ных славян в VII-VIII вв.

1) вече;
2) вервь;
3) старейшина;
4) племя;
5) полис.

B3. Какие языческие божества относились к пантеону восточносла­вянских племён? Найдите в приведённом ниже списке два имени и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Мокошь
2) Деметра
3) Тор
4) Велес
5) Арес

2 вариант

A1. Как называлась столица Хазарского каганата?

1) Итиль
2) Ольвия
3) Пантикапей
4) Булгар

A2. Как называлась у восточных славян соседская община?

1) марка
2) посад
3) вервь
4) полюдье

A3. Какой вид хозяйствования был основным для восточных славян в VII-VIII вв.?

1) ремесло
2) скотоводство
3) земледелие
4) охота

A4. Что из перечисленного было характерно для верований и религи­озного культа восточных славян в VII-VIII вв.?

1) строительство больших каменных храмов-святилищ богам
2) вера в единого бога
3) массовые жертвоприношения в дни религиозных праздников
4) поклонение деревянным изображениям богов — идолам

A5. Бортничество -это вид хозяйственной деятельности, связанный с

1) охотой на пушного зверя
2) рыболовством
3) собиранием мёда
4) скотоводством

B1. Запишите слово (термин), о котором идёт речь.

Народное собрание у восточных славян, на котором выбирались старейшины для ведения общих дел и решались важнейшие во­просы.

B2. Ниже перечислены названия восточнославянских божеств, духов, нечистой силы и т.п. Найдите и запишите порядковый номер, под которым указано название, не относящееся к верованиям восточ­ных славян.

1) русалка;
2) леший;
3) водяной;
4) джинн;
5) домовой.

B3. Какие названия из перечисленных относятся к восточнославян­ским племенам? Найдите в приведенном ниже списке два назва­ния и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) сарматы
2) дреговичи
3) черемисы
4) полочане
5) булгары

Ответы на тест по истории Восточные славяне
1 вариант
A1-1
A2-2
A3-4
A4-5
A5-2
B1-переложная
B2-5
B3-14
2 вариант
A1-1
A2-3
A3-3
A4-4
A5-3
B1-вече
B2-4
B3-24

Когда древние славяне населяли Восточную Европу:

[+] а) в середине первого тысячелетия

[-] б) в начале второго тысячелетия

[-] в) в начале первого тысячелетия

Какие народы не относятся к племенам древних славян:

Один из народов, который относится к племенам древних славян:

Один из народов, который относится к племенам древних славян:

Один из народов, который относится к племенам древних славян:

Что служило жилищем древним славянам:

[-] а) дома из камня

Какое сооружение обогревало жилище древних славян:

[-] а) печь с трубой

[+] в) печь без трубы

Из чего древние славяне делали посуду:

Какой бог был одним из главных у древних славян:

Какой народ не относится к группе восточных славян:

Какой народ не относится к группе восточных славян:

Какой народ не относится к группе восточных славян:

По какому признаку все славяне были разделены на группы:

[-] б) строение черепа

[-] в) род деятельности

Как назывались славяне, жившие в лесах:

Какое занятие не было характерным для женщин:

[-] б) уход за скотом

[-] в) работа на огороде

С помощью какого предмета древние славяне ловили рыбу:

Из какого растения пекли хлебцы в голодное время:

Что такое бортничество:

[-] а) создание посуды

[+] б) сбор дикого меда

[-] в) строительство домов

Каково было главное занятие древних славян:

Какая группа не относится к славянам:

[-] в) территория проживания

Русские, украинцы, белорусы произошли от:

[-] а) западных славян

[+] б) восточных славян

Богом грома и молнии у древних славян был:

Эта славянская богиня являлась сестрой Купалы и издавна символизировала стихию первородной воды, плодородие, урожай, летнее тепло:

Этот бог всегда символизировал первородный огонь и плодородие:

Отметь, кем не были славянские мужчины:

Укажи, какое существо, по мнению славян, жило в лесу:

Определи, чего не было в доме славян:

Подумай, какое место было наиболее удобным для поселения:

Возникновение и первоначальное развитие физической культуры у народов, проживающих на территории нашей страны относится к самому раннему периоду человеческой истории – первобытному обществу. Археологические раскопки и этнографические исследования показывают, что уже в древности у народов живших в условиях первобытной общины, применялись различные физические упражнения и игры , связанные охотничьей, земледельческой, скотоводческой деятельностью, с бытом и культовыми обрядами.

Представление об элементах первобытного физического воспитания дают рисунки на камне - петроглифы, сделанные древними охотниками и рыболовами. Такие рисунки найдены на стоянках первобытных людей у Онежского озера и Белого моря. На них — изображение фигурок в беге, передвижений на лыжах, стрельбе из лука, танцевальных движениях и играх. Характер некоторых изображений дает основание полагать, что уже тогда появились простейшие формы передачи опыта обучения физическими упражнениям, основанное на подражании трудовым действиям. Постепенно подражательные игры заменялись символическими. В игры вводились предметы, но имевшие прямого отношения к труду - бабки, свайки, клюшки, набивные мячи и др.

Судя по этнографическим материалам, у многих сибирских и дальневосточных племен широко использовались воспитательных целях коллективные состязания в беге, прыжках, плавании, гребле, метаниях. У манси и нанайцев, проживающих в тайге, популярны были игры в медведя, у ненцев, занимающихся оленеводством — игры в оленя и выполнение действий с арканом. У осетинского народа — восхождение на горные вершины и переход по качающейся перекладине через горные реки и т.п. Эти сведения дают представление о том, как зародилась физическая культура у народов, проживавших на территории нашей страны.

Возникнув в условиях первобытной общины, многие физические упражнения и игры в усовершенствованном виде применялись в быту племенных союзов скифов, сарматов, восточных славян и древних рабовладельческих государствах Закавказья, Северного Причерноморья. Здесь они использовались уже в целях не только трудовой, но и военной подготовки. Скифы и сарматы, кочевавшие по прикаспийским и приазовским степям, были прекрасными наездниками, отлично владели разными видами наступательного и оборонительного оружия, что достигалось специально организованным военно- физическим воспитанием юношества.

Сарматская система воспитания походила на скифскую. Сарматы также были отличными наездниками, в совершенстве владели мечом и щитом, умело вели рукопашный бой. Сарматские женщины не уступали мужчинам в искусстве верховой езды, в стрельбе из лука, метании дротика.

У всех племен во время праздников были состязания всадников, стрельба из лука, конные игры и единоборства. В некоторых захоронениях были найдены каменные, костяные и глиняные фигурки, предназначенные для игр.

Своеобразием отличалась физическая культура у древних славян. К V-VI векам они образовали политический союз племен с целью отражения набегов кочевых племен. Наряду с трудовой, большое внимание уделялось военно-физической подготовке. Воспитание детей осуществлялось всей родовой общиной. По свидетельству многих авторов славяне отличались высоким ростом, силой и закалкой, также отмечали их выносливость в ходьбе и беге, плавании, гребле. Известно, что в ответ на набеги варягов они совершали походы на парусниках и ладьях по рекам и морям, доходя до берегов Дании и юга Норвегии, пускались в плавание по Днепру в Черное море и доходили до Крита.

По мере разложения родовых отношений и появления имущественного неравенства, физическое воспитание стало приобретать классовый характер. Почти у всех народов, совершавших переход к классовому обществу, существовало в той или иной форме рабство. Но наиболее развитые рабовладельческие отношения сложились в Закавказье и Северном Причерноморье.

Древнейшей рабовладельческой формацией в Закавказье было государство Урарту (IX-V вв до н.э.). Многочисленные войны, которые вело это государство, требовало от жителей хорошей военно-физической подготовки. Основной силой была конница. В Урарту имелись даже конные заводы, проводились состязания в езде на колесницах, в скачках. Кроме того, были развиты фехтование и стрельба из лука.

Наследниками культуры Урарту, в том числе и физической, стали древние Армения и Грузия. В древней Армении, население которой состояло из рабовладельческой аристократии, крестьян-общинников и рабов, помимо конницы, в состав армии входило и крестьянское ополчение. Поэтому физическое воспитание получали не только рабовладельцы, хотя оно у них было лучше организовано, чем у крестьян. Дети аристократов с 7-8 лет обучались верховой езде, фехтованию, стрельбе из лука, кулачному бою, борьбе. Много времени отводилось охоте и конным играм. На крупных праздниках, таких как Навасард и Вардавар, устраивались состязания с большим числом участников. Для их проведения строились спортивные арены. Жители Армении и Грузии были хорошо знакомы с культурой Древней Греции и Рима, многое перенимали у них и в области физической воспитания. Известно, что армянские атлеты принимали участие в Олимпийских играх и добивались побед. Так, одним из последних олимпиоников был армянский князь Вараздат, выигравший на 291-х играх в 385 г. соревнования по кулачному бою.

В VII-V вв. до н.э. на севере Черного моря возникли возникли города Ольвия, Херсонес, Феодосия и другие, основанные древними греками как города-колонии – Северное Причерноморье. В них применялись многие элементы древнегреческой системы физического воспитания, имелись палестры и гимнасии, проводились регулярные тренировки и состязания. Наиболее известные – в честь богов Ахилла и Гермеса. На них состязались атлеты из многих городов. В программе были состязания в беге, прыжках, метании диска и копья, кулачном бое, стрельбе из лука, скачках и гонках на колесницах. Кроме того, атлеты колоний выезжали в Афины для участия в Панафинейских играх и нередко выходили победителями, награждаясь амфорами с оливковым маслом и зерном. Такие амфоры были найдены участниками археологических экспедиций у Черного моря и хранятся теперь в Эрмитаже.

1.2. Физическая культура в Киевском государстве и русских княжествах в период феодальной раздробленности (IX-XIV вв.)

В IX веке на территории Восточной Европы возникало государство славян, центром которого стал Киев. Образование Киевской Руси стало переходом славянских и иных племен, проживающих на этой территории, от первобытных отношений к феодальным. С установлением феодального строя на Руси стал формироваться феодальный тип физической культуры, характеризующийся разделением на физическую культуру господствующих классов и народных масс.

Киевское Государство возглавлял Великий князь, которому подчинялись князья и посадские мужья, у всех были военные дружины. Во время участия в военных походах и отражения набегов враждебных племен к основному составу княжеских дружин, состоявшей из феодалов, набирали народное ополчение из крестьян. Поэтому феодалы были заинтересованы в хорошей физической подготовке ополченцев и нередко сами занимались ею.

В народе ценили целебные свойства воды и широко использовали купание, плавание и ныряние в гигиенических и закаливающих целях. Распространенным средством закаливания служили имеющиеся в каждом подворье парные бани с обливанием холодной водой, а в зимнее время - с купанием в прорубе.

Важное прикладное значение имело гребное дело. Гребля широко использовалась в трудовой практике и во время военных походов, что требовало специальной подготовки. Русские дружинники были хорошими гребцами, умело управлялись парусом. В скандинавских сагах говорится, что славянский флот из 160 ладей в 1136 г. участвовал в морском сражении у норвежского города Конундахалду и захватил его. В одну ладью помещалось по 44 война и 2 лошади.

Несмотря на то, что после крещения Руси официальной религией стало христианство, во многих местах продолжали проводить игрища, посвященные языческим богам. Судя по летописным записям, игрища носили массовый характер. Нередко они устраивались на местах исторических битв в память о подвигах героев.

Своя система военно-физической подготовки сложилась у княжеской дружины. Она основывалась на народных упражнениях и играх, но имела различия в средствах физического воспитания и формах его организации. Важное место в обучении молодых воинов отводилось овладению прикладными навыками в верховой езде, владению всеми видами холодного оружия, охоте с соколами и гончими, облавами на крупного зверя. В качестве средств физической подготовки использовали бег на большие расстояния, упражнения в лазанье, борьба и кулачный бой.

Мономах много сделал для укрепления Киевского государства, но после его смерти обострились междоусобицы, феодальная раздробленность привела к ослаблению государства. Тяжелым ярмом легло монгольское иго. Русичи были оттеснены различными завоевателями на северо- восток, оказались в стороне от выгодных торговых путей, были лишены контактов с Европой. Но в этих условиях Русь смогла сохранить свою самобытность, письменность, религию, искусство, культурные традиции, в том числе и в области физической культуры.

1.3 Физическая культура в Русском централизованном государстве (XV-XVII вв.)

Необходимость защиты от завоевателей с Запада, освобождение от татаро- монгольского ига, потребности выхода к морским торговым путям, объективно способствовали постепенной ликвидации удельной розни и привели к объединению русских княжеств в 15 веке. На их территории было создано Русское национальное, а затем и многонациональное централизованное государство во главе с Москвой.

Укрепление феодальной власти и усиление крепостной зависимости крестьян привели к более заметному обособлению физической культуры господствующих классов от самобытной народной системы физического воспитания. Вместе с тем, объединение земель в единое государство способствовало формированию общенациональной физической культуры. Элементы физической культуры русского народа распространялись среди населения вошедших в состав государств территорий. Некоторые упражнения и игры народов Севера, татар, башкир и других народностей стали применяться у русских. Шел процесс естественного отбора наиболее рациональных форм и методов физического воспитания, дифференциации отдельных видов упражнений. Помимо традиционных средств физического воспитания, получили развитие и новые виды упражнений и игр: катание на качелях, гигантские шаги, ходьба на ходулях, катальные горки, прыжки с подкидных досок, лазание по столбам, перетягивание каната, лапта, кила – игра, похожая на футбол.

Физическое воспитание феодалов было связано с подготовкой их к военному делу, по-прежнему использовались упражнения прикладного характера: верховая езда, фехтование, стрельба из лука, охота. Детей феодалов готовили к военной службе, которая к этому времени стала для феодалов наследственной обязанностью. Все занятия носили военно-прикладной характер.

Нажмите, чтобы узнать подробности

История создания спорта в мире. Разработка возможна для тестирования учащихся 10-11 классов.

1.Какое было первое масштабное состязание в Древнем Мире?

А) Олимпийские игры в Древней Греции;

Б) соревнования в честь Бога Кроноса;

В) соревнования в честь вавилонского божества Мардука.

2.Какие соревнования были в почете в Древней Индии и Персии?

А) соревнования по фехтованию, верховой езде, игре с мячом и палками;

Б) соревнования по бегу на дистанцию, кулачный бой, пентатлон;

В) соревнования по борьбе, фехтованию, панкратиону.

3.Какая страна стала прародительницей таких современных видов спорта, как поло, хоккей на траве, шахматы?

4. На какой территории впервые были созданы школы, в которых детей обучали верховой езде, стрельбе из лука?

5.Куда приходится пик истории развития спорта?

А) Древняя Греция;

Б) Древний Китай;

В) Древний Египет.

6.Где были проведены первые Олимпийские игры?

А) Древняя Парфия;

Б) Древняя Палестина;

В) Древняя Греция.

7.Где несколько столетий закладывался фундамент истории развития спорта?

8.Когда начал функционировать Российский Олимпийский комитет?

9.На какой Олимпиаде впервые побывали российские атлеты?

10. Когда начал работать первый институт физической культуры?

11.Каакое было название у первого советского спортивного общества?

12.Во время Великой Отечественной войны Олимпийские игры продолжались?

13.Какой конкурент появился в 1946 году у популярнейшего тогда в СССР футбола?

Б) хоккей с шайбой;

В) хоккей с мячом.

14.Кто победил в Олимпиаде 1952 года?

Б) Советский Союз;

15. Какие теории в частности пытаются объяснить зарождение спорта и физической культуры в целом?

16.Где в 1964 году открылась секция по академической гребле?

17.Какие слова и словосочетания подходят под понятие спорт?

А) интеллектуальные способности, межличностные отношения, деятельность людей;

Читайте также: