В анализирующем скрещивании растение гороха с желтыми семенами
Добавил пользователь Владимир З. Обновлено: 21.09.2024
Формат ответа: цифра или несколько цифр, слово или несколько слов. Вопросы на соответствие "буква" - "цифра" должны записываться как несколько цифр. Между словами и цифрами не должно быть пробелов или других знаков.
Дигетерозиготное растение гороха с гладкими семенами и усиками скрестили с растением с морщинистыми семенами без усиков. Известно, что оба доминантных гена (гладкие семена и наличие усиков) локализованы в одной хромосоме, кроссинговер не происходит. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, соотношение особей с разными генотипами и фенотипами. Какой закон при этом проявляется?
А – гладкие семена, а – морщинистые семена, B – наличие усиков, b – отсутствие усиков, АВ сцеплены
гладкие семена, с усиками морщинистые семена, без усиков
гладкие семена, с усиками морщинистые семена, без усиков
aabb - гладкие семена, с усиками,aabb – морщинистые семена, без усиков.
генотипы и фенотипы потомков:
aabb - гладкие семена, с усиками;aabb - морщинистые семена, без усиков.
соотношение особей в потомстве по генотипу и фенотипу 1:1
проявляется закон сцепленного наследования признаков, т. к. гены двух признаков сцеплены и находятся в одной хромосоме.
При скрещивании дигетерозиготного растения китайской примулы с фиолетовыми цветками, овальной пыльцой и растения с красными цветками, круглой пыльцой в потомстве получилось: 51 растение с фиолетовыми цветками, овальной пыльцой; 15 – с фиолетовыми цветками, круглой пыльцой; 12 – с красными цветками, овальной пыльцой; 59 – с красными цветками, круглой пыльцой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства F1. Объясните формирование четырёх фенотипических групп.
А – фиолетовые цветки, а – красные цветки, B – овальная пыльца, b – круглая пыльца
фиол. цветки, овал. пыльца красн. цветки, кругл. пыльца
G AB, Аb, aB, ab ab
F1 51 АаBb – с фиолетовыми цветками, овальной пыльцой;
15 Ааbb – с фиолетовыми цветками, круглой пыльцой;
12 ааBb – с красными цветками, овальной пыльцой;
59 ааbb – с красными цветками, круглой пыльцой;
генотипы родителей:АaBb - с фиолетовыми цветками, овальной пыльцой; aabb - с красными цветками, круглой пыльцой
генотипы потомства f1:AaBb - с фиолетовыми цветками, овальной пыльцой; Aabb - фиолетовыми цветками, круглой пыльцой; aaBb - с красными цветками, овальной пыльцой; aabb - с красными цветками, круглой пыльцой.
присутствие в потомстве двух групп особей (51 растение с фиолетовыми цветками, овальной пыльцой; 59 – с красными цветками, круглой пыльцой) примерно в равных долях – результат сцепления генов A и B, а и b. Две другие фенотипические группы образуются в результате кроссинговера.
Воробьёв, имеющих длинные крылья и серую окраску тела, скрестили с воробьями (самцами), имеющими черную окраску тела и короткие крылья. В первом поколении все воробьи были серые и длиннокрылые. При скрещивании гибридов первого поколения с самцом из первого скрещивания во втором поколении получили 18 с серым телом и длинными крыльями, 1 с черным телом и длинными крыльями, 21 с черным телом и короткими крыльями и 2 с серым телом и короткими крыльями. Определите генотипы родителей в первом и втором скрещиваниях, генотипы потомков во втором скрещивании. Составьте схему решения задачи.
Какой закон наследственности проявляется в данном случае?
А – длинные крылья, а – короткие крылья, B- серое тело, b – черное тело.
длинные крылья, серое тело короткие крылья, чёрное тело
длинные крылья, серое тело
Р ♀ AaBb х ♂ aabb
длинные крылья, серое тело короткие крылья, чёрное тело
G AB, Ab, aB, ab ab
AaBb - длинные крылья, серое тело - 18
Aabb - длинные крылья, чёрное тело - 1
aaBb - короткие крылья, серое тело - 2
aabb - короткие крылья, чёрное тело - 21
генотипы родителей в первом скрещивании: ♀ aabb, ♂aabb;генотипы родителей во втором скрещивании: ♀ aabb, ♂ aabb.
генотипы потомков во втором скрещивании:aabb - длинные крылья, серое телоaabb – длинные крылья, чёрное телоaabb – короткие крылья, серое телоaabb - короткие крылья, чёрное тело
проявляется закон сцепленного наследования признаков, т. к. доминантные и рецессивные гены попарно сцеплены и находятся в одной хромосоме, гаметы ab и ab образуются в результате кроссинговера.
При скрещивании растений томатов с нормальной высотой стебля (А) и круглыми плодами (В) с растениями, имеющими карликовый рост стебля и овальные плоды, в потомстве получили две фенотипические группы в соотношении 1 : 1 (нормальная высота стебля, круглые плоды и карликовый стебель, овальные плоды). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства. Объясните причину появления двух фенотипических групп в потомстве.
А – норм. высота, а – карлик. рост, B- круг. плоды, b – овал. плоды.
норм. высота, круг. плоды карлик.. рост, овал. плоды
норм. высота, круг. плоды карлик.. рост, овал. плоды
генотипы родителей: ааbb (гаметы ав, аb) и ааbb (гаметы аb);
генотипы и фенотипы потомства: ааbb (нормальная высота стебля, круглые плоды) и ааbb (карликовые стебли, овальные плоды);
появление двух фенотипических групп в потомстве связано со сцепленным наследованием признаков (полное сцепление), гены высоты стебля и формы плода находятся в одной паре гомологичных хромосом.
Гибридная мышь, полученная от скрещивания чистой линии мышей с извитой шерстью (а) нормальной длины (B) с чистой линией, имеющей прямую длинную шерсть, была скрещена с самцом, который имел извитую длинную шерсть. В потомстве 40% мышей имели прямую длинную шерсть, 40% − извитую шерсть нормальной длины, 10% − прямую нормальной длины и 10% − извитую длинную шерсть. Определите генотипы всех особей. Составьте схемы скрещиваний. Какой закон проявляется в данном случае? Объясните формирование четырёх фенотипических групп.
А — прямая шерсть
а — извитая шерсть
В — нормальная длина шерсти
b — длинная шерсть
извитая нормальной длины шерсть прямая длинная шерсть
прямая шерсть нормальной длины
Р ♀ АаВb х ♂ ааbb
прямая шерсть нормальной длины извитая длинная шерсть
G АВ, аВ, Аb, аb аb
10% прямая шерсть нормальной длины
40% извитая шерсть нормальной длины
40% прямая шерсть, длинная шерсть
10% извитая шерсть, длинная шерсть
родители в первом скрещивании имеют генотипы аавв, ааbb; их потомство имеет генотип аавв.
родители во втором скрещивании имеют генотипы: самка - аавb, самец - ааbb. генотипы потомков во втором скрещивании: аавb, аавb, ааbb, ааbb.
в данном случае проявляется закон сцепленного наследования признаков, так как гены a и b, a и b попарно сцеплены и находятся в одной хромосоме. гаметы ав и аb появились в результате кроссинговера.
Если при анализирующем скрещивании всё потомство получилось одинаковым, значит, анализируемый организм был доминантной гомозиготой (закон единообразия).
Во втором скрещивании проявляется закон сцепленного наследования, поскольку у организма BV/bv образуется только два вида гамет BV и bv, а гаметы Bv и bV не образуются.
Данный материал будет полезен тем, что собраны задания по генетике, эмбриологии, деление клетки, митоз, мейоз. Задания повышенной и высокой уровни сложности.
От скрещивания двух сортов земляники, один из которых имеет усы и красные ягоды, а второй не имеет усов и образует белые ягоды, в первом поколении все растения имели усы и розовые ягоды. От скрещивания растений без усов с розовыми ягодами с растениями без усов с красными ягодами получены две фенотипические группы растений: без усов розовые и без усов красные. Составьте схемы двух скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства, характер наследования окраски ягод у земляники, закон наследственности, который проявляется в данном случае.
1) В первом скрещивании: скрещивания двух сортов земляники, один из которых имеет усы и красные ягоды, а второй не имеет усов и образует белые ягоды получили 100% потомства с усами и розовыми ягодами. Согласно правилу единообразия Менделя получаем, что усы — доминантный признак; отсутствие усов — рецессивный.
Розовая окраска — промежуточный признак: BB - красная окраска; Bb - розовая; bb - белая.
2) При этом в первом скрещивании
Схема скрещивания
P ♀ АABB х ♂ ааbb
фенотип: с усами, розовые
Во втором скрещивании от скрещивания растений без усов с розовыми ягодами с растениями без усов с красными ягодами получены две фенотипические группы растений: без усов розовые и без усов красные.
значит согласно анализирующему скрещиванию (расщепление по признаку дают гетерозиготные организмы)
— без усов с розовыми ягодами — aaBb
— без усов с красными ягодами — aaBB
Схема скрещивания
P ♀ aaBb х ♂ aaBB
фенотип: без усов красные; без усов розовые
4) Закон наследственности: По признаку окраски плодов - неполного доминирования.
Дополнительно.
Независимое наследование признаков (III закон Менделя) между первым и вторым признаком,
а также анализирующее скрещивание и правило единообразия гибридов I поколения.
Группа крови и резус-фактор — аутосомные несцепленные признаки. Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена: i 0 , 1 А , 1 В . Аллели I А и I В доминантны по отношению к аллелю i 0 . Первую группу (0) определяют рецессивные аллели i 0 , вторую группу (А) определяет доминантный аллель I А , третью группу (В) определяет доминантный аллель I В , а четвёртую (АВ) — два доминантных аллеля — I А I В . Положительный резус-фактор (R) доминирует над отрицательным (r).
У отца третья группа крови и положительный резус (дигетерозигота), у матери вторая группа и положительный резус (дигомозигота). Определите генотипы родителей. Какую группу крови и резус-фактор могут иметь дети в этой семье, каковы их возможные генотипы и соотношение фенотипов? Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?
1) Генотипы родителей матери (по условию дигомозигота) RR I А I А ; отца (по условию дигетерозигота) Rr I В i 0
2) т. к. у матери образуется один тип гамет, а у отца четыре, то при скрещивании получаем расщепление по генотипу 1:1:1:1 RRI А I В ; RRI А i 0 ; RrI А I В ; RrI А i 0
Фенотипы детей: 50% резус-положительные IV группа крови : 50% резус-положительные II группа крови
3) Закономерности: кодоминирование по признаку группы крови; независимое наследование признаков по (между)первому и второму признаку.
У крупного рогатого скота красная окраска шерсти неполно доминирует над светлой, окраска гетерозиготных особей чалая. Гены признаков аутосомные, не сцеплены.
Скрещивали красных комолых (В) коров и чалых рогатых быков, в потомстве получились красные комолые (безрогие) и чалые комолые особи. Полученные гибриды F1 с разными фенотипами были скрещены между собой. Составьте схемы решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков в обоих скрещиваниях, соотношение фенотипов в поколении F2. Какой закон наследственности проявляется в данном случае? Ответ обоснуйте.
ĀĀ — красная окраска шерсти
Āа — чалая окраска шерсти
аа — светлая окраска шерсти
ВВ Bb — комолые (безрогие)
♀ ĀĀВВ — красная комолая корова (по второму признаку ВВ, т.к. в F1 всё потомство комолое, т.е. по правилу единообразия гибридов первого поколения скрестили ВВ х Вb)
♂ Āаbb — чалый рогатый бык
Форма крыльев у дрозофилы – аутосомный ген, ген размера глаз находится в Х-хромосоме. Гетерогаметным у дрозофилы является мужской пол.
При скрещивании двух дрозофил с нормальными крыльями и нормальными глазами в потомстве появился самец с закрученными крыльями и маленькими глазами. Этого самца скрестили с родительской особью. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и полученного самца F1, генотипы и фенотипы потомства F2. Какая часть самок от общего числа потомков во втором скрещивании фенотипически сходна с родительской самкой? Определите их генотипы.
1. Определяем какие признаки доминантные. Т.к. скрестили гетерозигот, и в потомстве получили признак, которого не было у родительских форм, значит, А - нормальные крылья (доминантный аутосомный), а - закрученные крылья (рецессивный аутосомный); X B - нормальные глаза, X b - маленькие глаза.
Гамету aX b самец с закрученными крыльями и маленькими глазами получил от матери; aY -от отца; отсюда генотипы родительской пары: ♀AaX B X b ; ♂ AaX B Y
2. P ♀ AaX B X b x ♂ AaX B Y, в F1 самец aaX b Y
3. Теперь этого самца скрещиваем с родительской самкой
P ♀ AaX B X b x ♂ aaX b Y
G ♀ AX B ; Ax b ; aX B ; aX b
F1 AaX B X b −нормальные крылья, нормальные глаза
AaX b X b −нормальные крылья, маленькие глаза
aaX B X b −закрученные крылья, нормальные глаза
aaX b X b −закрученные крылья, маленькие глаза
AaX B Y−нормальные крылья, нормальные глаза
AaX b Y−нормальные крылья, маленькие глаза
aaX B Y−закрученные крылья, нормальные глаза
aaX b Y−закрученные крылья, маленькие глаза
4. Фенотипически сходна с родительской самкой (с нормальными крыльями и нормальными глазами) 1/8 часть самок от общего числа потомков F2 (12,5%)
При скрещивании томата с пурпурным стеблем (А) и красными плодами (В) и томата с зеленым стеблем и красными плодами получили 722 растения с пурпурным стеблем и красными плодами и 231 растение с пурпурным стеблем и желтыми плодами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства в первом поколении и соотношение генотипов и фенотипов у потомства.
1) Генотипы родителей: пурпурный стебель, красные плоды — AABb (гаметы: AB и Ab); зеленый стебель, красные плоды — aaBb (гаметы aB и аb);
2) генотипы потомства в F1: AaBB, AaBb, Aabb;
3) соотношение генотипов и фенотипов в F1:
пурпурный стебель, красные плоды — 1 AaBB : 2 AaBb
пурпурный стебель, желтые плоды — 1 Aabb.
Т.к. в потомстве 100% - пурпурные, значит, тот родитель, который пурпурный стебель, красные плоды — AABb Согласно правилу единообразия гибридов первого поколения Менделя.
Дигетерозиготное растение гороха с гладкими семенами и усиками скрестили с растением с морщинистыми семенами без усиков. Известно, что оба доминантных гена (гладкие семена и наличие усиков) локализованы в одной хромосоме, кроссинговер не происходит. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, соотношение особей с разными генотипами и фенотипами. Какой закон при этом проявляется?
При скрещивании растения гороха с гладкими семенами и усиками с растением с морщинистыми семенами без усиков все поколение было единообразно и имело гладкие семена и усики. При скрещивании другой пары растений с такими же фенотипами (гороха с гладкими семенами и усиками и гороха с морщинистыми семенами без усиков) в потомстве получили половину растений с гладкими семенами и усиками и половину растений с морщинистыми семенами без усиков. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Объясните полученные результаты. Как определяются доминантные признаки в данном случае?
Схема решения задачи включает:
1) 1-е скрещивание:
семена гладкие и усики × морщинистые и без усиков
семена гладкие и усики;
2) 2-е скрещивание:
семена гладкие и усики × морщинистые и без усиков
семена гладкие и усики; семена морщинистые без усиков;
3) Гены, определяющие гладкие семена и наличие усиков, являются доминантными, так как при 1-м скрещивании всё поколение растений было одинаковым и имело гладкие семена и усики. Гены, определяющие гладкие семена и наличие усиков (А, В), локализованы в одной хромосоме и наследуются сцеплено, так как при 2-м скрещивании произошло расщепление по двум парам признаков в соотношении 1:1
Одна из форм анемии (заболевание крови) наследуется как аутосомный доминантный признак. У гомозигот это заболевание приводит к смерти, у гетерозигот проявляется в лёгкой форме. Женщина с нормальным зрением, но лёгкой формой анемии родила от здорового (по крови) мужчины-дальтоника двух сыновей – первого, страдающего лёгкой формой анемии и дальтонизмом, и второго, полностью здорового. Определите генотипы родителей, больного и здорового сыновей. Какова вероятность рождения следующего сына без аномалий?
У томатов тип соцветия и форма плода определяются сцепленными генами, расстояние между которыми составляет 24 морганиды. Нормальная форма плода доминирует над продолговатой, простое соцветие - над сложным. Скрестили дигетерозиготное растение, которое унаследовало доминантные гены от разных родителей, с дигомозиготой по рецессиву. Какое потомство и в каком соотношении получили?
У человека наследование альбинизма не сцеплено с полом (А – наличие меланина в клетках кожи, а – отсутствие меланина в клетках кожи – альбинизм), а гемофилии – сцеплено с полом (X Н – нормальная свёртываемость крови, X h – гемофилия). Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы, пол и фенотипы детей от брака дигомозиготной нормальной по обеим аллелям женщины и мужчины альбиноса, больного гемофилией. Составьте схему решения задачи.
1) генотипы родителей: ♀AAX H X H (гаметы AX H ); ♂aaX h Y (гаметы aX h , aY);
2) генотипы и пол детей: ♀AaX H X h ; ♂AaX H Y;
3) фенотипы детей: внешне нормальная по обеим аллелям девочка, но носительница генов альбинизма и гемофилии; внешне нормальный по обеим аллелям мальчик, но носитель гена альбинизма.
Докажите, почему вегетативное размножение растений относят к бесполому. Приведите не менее трёх доказательств.
1) в размножении участвует одна особь;
2) потомки являются копиями родительской особи;
3) новый организм образуется из соматических клеток (вегетативных органов).
У гороха посевного жёлтая окраска семян доминирует над зелёной, выпуклая форма плодов – над плодами с перетяжкой. При скрещивании растения с жёлтыми выпуклыми плодами с растением, имеющим жёлтые семена и плоды с перетяжкой, получили 63 растения с жёлтыми семенами и выпуклыми плодами, 58 – с жёлтыми семенами и плодами с перетяжкой, 18 – с зелёными семенами и выпуклыми плодами и 20 – с зелёными семенами и плодами с перетяжкой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы исходных растений и потомков. Объясните появление различных фенотипических групп.
А - розовая окраска венчика
а - белая окраска венчика
В - высокий стебель
b - карликовый стебель
♀ А?В? розовые цветки и высокий стебль
♂ A?bb розовые цветки карликовый стебль
А?В? — 63 розовые цветки и высокий стебль
А? bb − 58 – с розовыми цветками и карликовым стеблем
aaB? — 18 – с белыми цветками и высоким стеблем
aabb —20 – с белыми цветками и карликовым стеблем
Т.к. в F1 есть растения aabb — с белыми цветками и карликовым стеблем, то гамету ab они получили от обоих родительских растений, значит, генотип Р♀АаВb и ♂Aabb
Задача 154.
Низкорослые помидоры с красными плодами скрестили с высокими желтыми плодами. Высокий рост и красный цвет доминантные. Какое расщепление потомков?
Решение:
А - высокий рост томата;
а - низкий рост томата;
В - красный цвет плодов томата;
в - желтый цвет плодов томата.
Нужно провести анализирующее скрещивание, получим:
1. Схема скрещивания гомозигот
Р: ааВВ х ААвв
Г: аВ Ав
F1: АаВв - 100%.
Фенотип:
АаВв - высокий рост красные плоды- 100%.
Все потомство единообразно - высокие с красными плодами помидоры.
2. Схема скрещивания рецессивных гомозигот и гетерозигот
Р: ааВв х Аавв
Г: аВ, ав Ав, ав
F1: АаВв - 25%; Аавв - 25%; ааВв - 25%; аавв - 25%.
Наблюдается 4 типа генотипа. Расщепление по генотипу - 1:1:1:1.
Фенотип:
АаВв - высокий рост красные плоды - 25%;
Аавв - высокий рост желтые плоды - 25%;
ааВв - низкий рост красные плоды - 25%;
аавв - низкий рост желтые плоды - 25%.
Наблюдается 4 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу - 1:1:1:1.
В потомстве наблюдается 50% высоких растений, из которых половина имеют красную окраску плодов, а другая половина - желтую и 50% низких растений, из которых половина имеют красную окраску плодов, а другая половина - желтую.
Определение генотипа у потомков и родителей
Задача 155.
От скрещивания двух растений гороха, выросших из желтых и гладких семян, получено 264 желтых гладких, 61 желтых морщинистых, 78 зеленых гладких, 29 зеленых морщинистых семян. Определите генотип потомков и родителей.
Сначала рассчитаем количество потомков по фенотипическим признакам, получим:
желтые семена - 264 + 61 = 325;
зеленые семена - 78 + 29 = 107;
гладкие семена - 264 + 78 = 342;
морщинистые семена - 61 + 29 = 90.
Решение:
По полученным соотношениям произошло расщепление:
• по окраске семян – 325:107 = 3,04:1;
• по форме семян – 342:90 = 3,8:1, то есть по обоим признакам произошло расщепление по росту в пропорции приблизительно 1 : 3, следовательно, скрещивались особи гетерозиготные по обеим парам генов. При дигибридном скрещивании дигетерозигот количество особей с двумя рецессивными признаками равно 1/16.
264:61:78:29 = 9,1:2,1:2,7:1, что приблизительно соответствует формуле 9:3:3:1.
При дигибридном скрещивании вероятность того, что признаки гладкая форма и жёлтая окраска семян проявляется одновременно, вместе равна произведению 3/4 х 3/4 = 9/16, морщинистая форма и жёлтая окраска 1/4 х 3/4 = 3/16 и морщинистая форма и зелёная окраска – 1/4 х 1/4 =1/16. Произведение отдельных вероятностей даёт отношение классов расщепления по фенотипу 9/16 : 3/16 : 3/16 : 1/16 или 9 : 3 : 3 : 1.
Формула 9 : 3 : 3 : 1 выражает расщепление в F2 по фенотипу при дигибридном скрещивании. Анализ расщепления по генотипу даёт нам формулу расщепления: 1AABB, 2AaBB, 2AABb, 4AaBb, 1Aabb, 2Aabb, 1aaBB, 2aaBb и 1aabb. Расщепление по генотипу в F2 при дигибридном скрещивании 1 : 2 : 2 : 4 : 1 : 2 : 1 : 2 : 1, что отражает расщепление по фенотипу 9 : 3 : 3 : 1.
Определение расщепления по фенотипуи и генотипу у тыквы
Задача 156.
У тыквы белая окраска плода доминирует над желтой, а дисковидная форма над шаровидной. Гетерозиготную тыкву с белыми дисковидными плодами скрестили с белой шаровидной тыквой. Определите расщепление по фенотипуи и генотипу.
Решение:
А - белая окраска плода;
а - жёлтая окраска плода;
В - дисковидная форма плода;
в - шаровидная форма плода;
АаВв - дигетерозигота - белые дисковидные плоды;
ААвв - белая шаровидная тыква.
Схема скрещивания
Р: АаВв х ААвв
Г: АВ, Ав Ав
аВ, ав
F1: ААВв - 25%; ААвв - 50%; АаВв - 25%.
Наблюдается три типа генотипа. Расщепление по генотипу - 1:2:1
Фенотип:
ААВв - белая дисковидная тыква - 25%;
ААвв - белая шаровидная тыква - 50%;
АаВв - белая дисковидная тыква - 25%.
Наблюдаемый фенотип:
белая дисковидная тыква - 50%;
белая шаровидная тыква - 50%.
Наблюдается два типа фенотипа. Расщепление по фенотипу - 1:1.
Выводы:
в потомстве данного скрещивания наблюдается два фенотипа, все особи имеют белые плоды, а по форме наблюдается расщепление - 1:1.
Данный материал будет полезен тем, что собраны задания по генетике, эмбриологии, деление клетки, митоз, мейоз. Задания повышенной и высокой уровни сложности.
От скрещивания двух сортов земляники, один из которых имеет усы и красные ягоды, а второй не имеет усов и образует белые ягоды, в первом поколении все растения имели усы и розовые ягоды. От скрещивания растений без усов с розовыми ягодами с растениями без усов с красными ягодами получены две фенотипические группы растений: без усов розовые и без усов красные. Составьте схемы двух скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства, характер наследования окраски ягод у земляники, закон наследственности, который проявляется в данном случае.
1) В первом скрещивании: скрещивания двух сортов земляники, один из которых имеет усы и красные ягоды, а второй не имеет усов и образует белые ягоды получили 100% потомства с усами и розовыми ягодами. Согласно правилу единообразия Менделя получаем, что усы — доминантный признак; отсутствие усов — рецессивный.
Розовая окраска — промежуточный признак: BB - красная окраска; Bb - розовая; bb - белая.
2) При этом в первом скрещивании
Схема скрещивания
P ♀ АABB х ♂ ааbb
фенотип: с усами, розовые
Во втором скрещивании от скрещивания растений без усов с розовыми ягодами с растениями без усов с красными ягодами получены две фенотипические группы растений: без усов розовые и без усов красные.
значит согласно анализирующему скрещиванию (расщепление по признаку дают гетерозиготные организмы)
— без усов с розовыми ягодами — aaBb
— без усов с красными ягодами — aaBB
Схема скрещивания
P ♀ aaBb х ♂ aaBB
фенотип: без усов красные; без усов розовые
4) Закон наследственности: По признаку окраски плодов - неполного доминирования.
Дополнительно.
Независимое наследование признаков (III закон Менделя) между первым и вторым признаком,
а также анализирующее скрещивание и правило единообразия гибридов I поколения.
Группа крови и резус-фактор — аутосомные несцепленные признаки. Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена: i 0 , 1 А , 1 В . Аллели I А и I В доминантны по отношению к аллелю i 0 . Первую группу (0) определяют рецессивные аллели i 0 , вторую группу (А) определяет доминантный аллель I А , третью группу (В) определяет доминантный аллель I В , а четвёртую (АВ) — два доминантных аллеля — I А I В . Положительный резус-фактор (R) доминирует над отрицательным (r).
У отца третья группа крови и положительный резус (дигетерозигота), у матери вторая группа и положительный резус (дигомозигота). Определите генотипы родителей. Какую группу крови и резус-фактор могут иметь дети в этой семье, каковы их возможные генотипы и соотношение фенотипов? Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?
1) Генотипы родителей матери (по условию дигомозигота) RR I А I А ; отца (по условию дигетерозигота) Rr I В i 0
2) т. к. у матери образуется один тип гамет, а у отца четыре, то при скрещивании получаем расщепление по генотипу 1:1:1:1 RRI А I В ; RRI А i 0 ; RrI А I В ; RrI А i 0
Фенотипы детей: 50% резус-положительные IV группа крови : 50% резус-положительные II группа крови
3) Закономерности: кодоминирование по признаку группы крови; независимое наследование признаков по (между)первому и второму признаку.
У крупного рогатого скота красная окраска шерсти неполно доминирует над светлой, окраска гетерозиготных особей чалая. Гены признаков аутосомные, не сцеплены.
Скрещивали красных комолых (В) коров и чалых рогатых быков, в потомстве получились красные комолые (безрогие) и чалые комолые особи. Полученные гибриды F1 с разными фенотипами были скрещены между собой. Составьте схемы решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков в обоих скрещиваниях, соотношение фенотипов в поколении F2. Какой закон наследственности проявляется в данном случае? Ответ обоснуйте.
ĀĀ — красная окраска шерсти
Āа — чалая окраска шерсти
аа — светлая окраска шерсти
ВВ Bb — комолые (безрогие)
♀ ĀĀВВ — красная комолая корова (по второму признаку ВВ, т.к. в F1 всё потомство комолое, т.е. по правилу единообразия гибридов первого поколения скрестили ВВ х Вb)
♂ Āаbb — чалый рогатый бык
Форма крыльев у дрозофилы – аутосомный ген, ген размера глаз находится в Х-хромосоме. Гетерогаметным у дрозофилы является мужской пол.
При скрещивании двух дрозофил с нормальными крыльями и нормальными глазами в потомстве появился самец с закрученными крыльями и маленькими глазами. Этого самца скрестили с родительской особью. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и полученного самца F1, генотипы и фенотипы потомства F2. Какая часть самок от общего числа потомков во втором скрещивании фенотипически сходна с родительской самкой? Определите их генотипы.
1. Определяем какие признаки доминантные. Т.к. скрестили гетерозигот, и в потомстве получили признак, которого не было у родительских форм, значит, А - нормальные крылья (доминантный аутосомный), а - закрученные крылья (рецессивный аутосомный); X B - нормальные глаза, X b - маленькие глаза.
Гамету aX b самец с закрученными крыльями и маленькими глазами получил от матери; aY -от отца; отсюда генотипы родительской пары: ♀AaX B X b ; ♂ AaX B Y
2. P ♀ AaX B X b x ♂ AaX B Y, в F1 самец aaX b Y
3. Теперь этого самца скрещиваем с родительской самкой
P ♀ AaX B X b x ♂ aaX b Y
G ♀ AX B ; Ax b ; aX B ; aX b
F1 AaX B X b −нормальные крылья, нормальные глаза
AaX b X b −нормальные крылья, маленькие глаза
aaX B X b −закрученные крылья, нормальные глаза
aaX b X b −закрученные крылья, маленькие глаза
AaX B Y−нормальные крылья, нормальные глаза
AaX b Y−нормальные крылья, маленькие глаза
aaX B Y−закрученные крылья, нормальные глаза
aaX b Y−закрученные крылья, маленькие глаза
4. Фенотипически сходна с родительской самкой (с нормальными крыльями и нормальными глазами) 1/8 часть самок от общего числа потомков F2 (12,5%)
При скрещивании томата с пурпурным стеблем (А) и красными плодами (В) и томата с зеленым стеблем и красными плодами получили 722 растения с пурпурным стеблем и красными плодами и 231 растение с пурпурным стеблем и желтыми плодами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства в первом поколении и соотношение генотипов и фенотипов у потомства.
1) Генотипы родителей: пурпурный стебель, красные плоды — AABb (гаметы: AB и Ab); зеленый стебель, красные плоды — aaBb (гаметы aB и аb);
2) генотипы потомства в F1: AaBB, AaBb, Aabb;
3) соотношение генотипов и фенотипов в F1:
пурпурный стебель, красные плоды — 1 AaBB : 2 AaBb
пурпурный стебель, желтые плоды — 1 Aabb.
Т.к. в потомстве 100% - пурпурные, значит, тот родитель, который пурпурный стебель, красные плоды — AABb Согласно правилу единообразия гибридов первого поколения Менделя.
Дигетерозиготное растение гороха с гладкими семенами и усиками скрестили с растением с морщинистыми семенами без усиков. Известно, что оба доминантных гена (гладкие семена и наличие усиков) локализованы в одной хромосоме, кроссинговер не происходит. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, соотношение особей с разными генотипами и фенотипами. Какой закон при этом проявляется?
При скрещивании растения гороха с гладкими семенами и усиками с растением с морщинистыми семенами без усиков все поколение было единообразно и имело гладкие семена и усики. При скрещивании другой пары растений с такими же фенотипами (гороха с гладкими семенами и усиками и гороха с морщинистыми семенами без усиков) в потомстве получили половину растений с гладкими семенами и усиками и половину растений с морщинистыми семенами без усиков. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Объясните полученные результаты. Как определяются доминантные признаки в данном случае?
Схема решения задачи включает:
1) 1-е скрещивание:
семена гладкие и усики × морщинистые и без усиков
семена гладкие и усики;
2) 2-е скрещивание:
семена гладкие и усики × морщинистые и без усиков
семена гладкие и усики; семена морщинистые без усиков;
3) Гены, определяющие гладкие семена и наличие усиков, являются доминантными, так как при 1-м скрещивании всё поколение растений было одинаковым и имело гладкие семена и усики. Гены, определяющие гладкие семена и наличие усиков (А, В), локализованы в одной хромосоме и наследуются сцеплено, так как при 2-м скрещивании произошло расщепление по двум парам признаков в соотношении 1:1
Одна из форм анемии (заболевание крови) наследуется как аутосомный доминантный признак. У гомозигот это заболевание приводит к смерти, у гетерозигот проявляется в лёгкой форме. Женщина с нормальным зрением, но лёгкой формой анемии родила от здорового (по крови) мужчины-дальтоника двух сыновей – первого, страдающего лёгкой формой анемии и дальтонизмом, и второго, полностью здорового. Определите генотипы родителей, больного и здорового сыновей. Какова вероятность рождения следующего сына без аномалий?
У томатов тип соцветия и форма плода определяются сцепленными генами, расстояние между которыми составляет 24 морганиды. Нормальная форма плода доминирует над продолговатой, простое соцветие - над сложным. Скрестили дигетерозиготное растение, которое унаследовало доминантные гены от разных родителей, с дигомозиготой по рецессиву. Какое потомство и в каком соотношении получили?
У человека наследование альбинизма не сцеплено с полом (А – наличие меланина в клетках кожи, а – отсутствие меланина в клетках кожи – альбинизм), а гемофилии – сцеплено с полом (X Н – нормальная свёртываемость крови, X h – гемофилия). Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы, пол и фенотипы детей от брака дигомозиготной нормальной по обеим аллелям женщины и мужчины альбиноса, больного гемофилией. Составьте схему решения задачи.
1) генотипы родителей: ♀AAX H X H (гаметы AX H ); ♂aaX h Y (гаметы aX h , aY);
2) генотипы и пол детей: ♀AaX H X h ; ♂AaX H Y;
3) фенотипы детей: внешне нормальная по обеим аллелям девочка, но носительница генов альбинизма и гемофилии; внешне нормальный по обеим аллелям мальчик, но носитель гена альбинизма.
Докажите, почему вегетативное размножение растений относят к бесполому. Приведите не менее трёх доказательств.
1) в размножении участвует одна особь;
2) потомки являются копиями родительской особи;
3) новый организм образуется из соматических клеток (вегетативных органов).
У гороха посевного жёлтая окраска семян доминирует над зелёной, выпуклая форма плодов – над плодами с перетяжкой. При скрещивании растения с жёлтыми выпуклыми плодами с растением, имеющим жёлтые семена и плоды с перетяжкой, получили 63 растения с жёлтыми семенами и выпуклыми плодами, 58 – с жёлтыми семенами и плодами с перетяжкой, 18 – с зелёными семенами и выпуклыми плодами и 20 – с зелёными семенами и плодами с перетяжкой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы исходных растений и потомков. Объясните появление различных фенотипических групп.
А - розовая окраска венчика
а - белая окраска венчика
В - высокий стебель
b - карликовый стебель
♀ А?В? розовые цветки и высокий стебль
♂ A?bb розовые цветки карликовый стебль
А?В? — 63 розовые цветки и высокий стебль
А? bb − 58 – с розовыми цветками и карликовым стеблем
aaB? — 18 – с белыми цветками и высоким стеблем
aabb —20 – с белыми цветками и карликовым стеблем
Т.к. в F1 есть растения aabb — с белыми цветками и карликовым стеблем, то гамету ab они получили от обоих родительских растений, значит, генотип Р♀АаВb и ♂Aabb
Читайте также: