У тыквы дисковидная форма плода определяется взаимодействием двух доминантных генов а и в

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 20.09.2024

Цель лекции: ознакомить учащихся с типами взаимодействия неаллельных генов, познакомить с генотипом как целостной, исторически сложившейся системе аллельных и неаллельных генных взаимодействий, изучить влияние факторов внешней среды на реализацию генотипа, изучить явления пенетрантности и экрессивности, норму реакции, плейотропный эффект гена.

Типы взаимодействия неаллельных генов: комплементарность, эпистаз, полимерия. Гены – модификаторы.

Пенетрантность и экрессивность. Норма реакции. Плейотропный эффект гена.

1. Типы взаимодействия неаллельных генов: комплементарность, эпистаз, полимерия. Гены – модификаторы.

Фенотип организма формируется под влиянием большого количества генов, а также в результате их взаимодействия.

Все многообразие межгенных взаимодействий можно разделить на две группы: взаимодействие аллельных и неаллельных генов.

Аллельные гены находятся в идентичных локусах гомологичных хромосом, и взаимодействие между ними проявляется в форме полного, неполного доминирования и кодоминирования.

Неаллельные гены локализованы в разных парах гомологичных хромосом или в одной паре гомологичных хромосом, но в разных ее локусах.

Выделяют три основных типа взаимодействия неаллельных генов.

Комплементарность – тип неаллельного взаимодействия генов, при котором сочетание в генотипе доминантных аллелей обоих генов обуславливает появление нового признака.

Впервые подобный тип взаимодействия был изучен У. Бетсоном и Р. Пеннетом у душистого горошка.

При скрещивании двух линий с белыми цветками в F 1 дигетерозиготные растения АаВв имели пурпурные цветки, а в F 2 было получено 9/16 ( A - B -) растений с пурпурными цветками, и 7/16 (3/16 A– bb + 3/16 aaB – + 1/16 aabb ) с белыми, т.е. расщепление составило:

Наследование окраски цветков у Lathyrus odoratus при взаимодействии двух пар генов

Таким образом, взаимодействие доминантных генов А+В обусловливает пурпурную окраску цветков.

При комплементарном взаимодействии генов возможны отклонения от стандартной формулы расщепления по фенотипу (9:3:3:1) при дигибридном скрещивании, а именно:

Вариант такого взаимодействия генов характерен для наследования формы плодов у тыквы.

Наследование формы плода у Cucurbita pepo при взаимодействии двух пар генов

У тыквы наблюдается три разновидности плодов: дисковидная, сферическая и удлиненная, причем сферическая форма является рецессивной по отношению к дисковидной.

При скрещивании двух сортов тыквы со сферическими плодами получаются растения F 1 с дисковидной формой плодов. В потомстве этих растений в F 2 появляются три фенотипических класса в соотношении 9/16 с дисковидными плодами (А–В–), 6/16 – со сферическими (3/16 A – bb +3/16 aaB –) и 1/16 с удлиненными ( aabb ). Это свидетельствует о том, что каждый из доминантных неаллельных генов А и В детерминирует сходный фенотип – сферическую форму плодов, взаимодействие их доминантных аллелей в генотипе обусловливает дисковидную форму плодов, а взаимодействие рецессивных аллелей - удлиненную форму.

Подобное расщепление по фенотипу в F 2 наблюдается при наследовании окраски глаз у дрозофилы.

При скрещивании линий дрозофилы с ярко-красными и коричневыми глазами получены гибриды F 1 с красными глазами.

Наследование окраски глаз у Drosophila при взаимодействии двух пар генов

В F 2 присутствие доминантных генов А и В у 9/16 особей приводит к формированию красной окраски глаз. Присутствие гена А в гомо- или гетерозиготном состоянии при рецессивном b дает ярко-красную окраску у 3/16 особей, а гены aaB – у 3/16 потомства дают коричневую окраску. Гомозиготы по обоим рецессивным генам aabb (1/16) имеют новый фенотип – белую окраску глаз.

Итак, взаимодействие доминантных генов в генотипе изменяет окраску глаз. Каждый из комплементарных доминантных генов имеет собственное фенотипическое проявление, а двойная рецессивная гомозигота отличается от них по фенотипу.

Вариант подобного взаимодействия комплементарных генов можно рассмотреть на примере наследования окраски луковицы. У лука скрещивание формы, имеющей неокрашенную (белую) луковицу, с формой, имеющей желтую луковицу, дает в F 1 растения с красной луковицей. А в F 2 появляются растения с красной (9/16), желтой (13/16) и белой (4/16) луковицами:

Гаметы: CR, Cr, cR, cr

F 2 9/16 C–R– : 3/16 C–rr : 4/16 (3/16 ccR– + 1/16 ccrr)

Красная Желтая Белая

Красная окраска луковицы обусловлена наличием двух доминантных генов (С– R –). Доминантный аллель С детерминирует желтую окраску луковицы, а рецессивный аллель с – белую. Доминантный ген R не имеет собственного фенотипического проявления и объединяется по фенотипу с рецессивной гомозиготой гена с, аллель r не влияет на проявление окраски.

Таким образом, комплементарными являются гены, которые при совместном действии в генотипе в гомо- и гетерозиготном состоянии (А–В–) обусловливают развитие нового признака. Действие каждого гена в отдельности (А–вв или ааВ–) воспроизводит признак лишь одного из скрещиваемых родителей.

Расщепление в F 2 по фенотипу может быть разнообразным: 9:7, 9:6:1, 9:3:3:1, 9:3:4.

Эпистаз – тип неаллельного взаимодействия генов, при котором ген одной аллельной пары подавляет действие генов другой пары.

Гены, подавляющие проявление других генов, называются супрессорами , а подавляемые гены – гипостатичными. Выделяют два типа эпистаза: доминантный и рецессивный. При доминантном эпистазе – супрессии ингибирующее действие оказывает доминантный аллель: А> B .

Окраска оперения кур определяется двумя генами, взаимодействующими по типу доминантного эпистаза.

Ген С обусловливает окрашенное оперение, ген I подавляет проявление пигмента( I > C ); ген с детерминирует белое оперение, ген i на окраску не влияет.

При скрещивании куриц породы леггорн (СС II ) с петухами породы белый виандот (сс ii ) в F 2 13/16 кур с белым оперением и 3/16 с окрашенным оперением, у которых нормальный синтез пигмента и проявление гена С не ингибируется эпистатичным геном I .

Наследование окраски у кур при взаимодействии двух пар генов

Такое расщепление возможно, если рецессивная аллель эпистатичного гена имеет собственное фенотипическое проявление. Подобное взаимодействие генов наблюдается при наследовании масти лошадей.

Эпистаз у лошадей

Вороная масть определяется доминантным геном В, рыжая – рецессивным геном b , доминантный ген С из-за раннего поседения волоса дает серую масть и подавляет проявление гена В (С> B ). В потомстве F 2 от скрещивания серой ( CCBB ) и рыжей (сс bb ) лошадей12/16 имеют серую масть, 3/16 – вороную и 1/16 - рыжую.

При рецессивном эпистазе – криптомерии рецессивная гомозигота одного гена подавляет действие другого доминантного гена: аа> B .

При криптомерии в потомстве наблюдается расщепление 9:3:4.

Рецессивный эпистаз у мышей

Ген А определяет синтез черного пигмента, ген В способствует распределению пигмента по длине волоса, рецессивный ген b не влияет на окраску шерсти. Рецессивный ген а нарушает синтез пигмента и в гомозиготном состоянии подавляет действие гена В (ааВ– альбиносы).

При скрещивании черных и белых мышей в F 1 получаются лишь мыши типа агути (АаВв). В F 2 9/16 мышей имеют окраску агути, 3/16 – черную и 4/16 – белую. Такое же расщепление характерно и для комплементарного взаимодействия генов.

Похожие страницы:

Психологія та педагогіка. Конспект лекцій

. , самовиховання, самовдосконалення. Розроблений опорний конспект лекцій віддзеркалює інтеграцію знань . основні стадії її розвитку. Генетика і темперамент. Основні методи психолог . бні фрагменти підручника та конспекту лекцій, ілюструвати теоретичні положення .

Історія України. Конспект лекцій. Історія України івд найдавніших часів до сьогодення

У конспекті лекцій висвітлено історію України від . проблемно-хронологічним принципом. Даний конспект-лекцій розроблений колективом викладачів кафедри істор . р.), яка піддала нищівній критиці генетику. В україні жертвами “лисенківщини” стали .

Общая социология. Конспект лекций

. Ю. Горбунова Общая социология. Конспект лекций Издательство: Эксмо; Год: . взаимодействия людей), социальной генетики (занимающейся рождением и развитием . прерывание конфликтных действий; 4) интеграцию. ЛЕКЦИЯ № 24. Методология и методы социологических .

Лекции по Основам микробиологии и биотехнологии

Лекции по истории

. физика, космология, химия, генетика, медицина, психология, кибернетика. . наук (ВАСХНИЛ) в 1948 г. генетика была объявлена лженаукой и в последующем . В 3-х т. М., 1997. Конспект лекций по истории. Ч.1. Таганрог, 1996. Конспект лекций по истории. Ч.2. Таганрог .

Признаки, наследование которых мы рассматривали ранее, контролируются генами одной аллельной пары. Однако многие признаки живых организмов определяются взаимодействием двух или более пар генов, т. е. неаллельными генами. Основными типами взаимодействия неаллельных генов являются комплементарность, эпистаз и полимерия.

Комплементарность выражается в том, что доминантные гены разных аллелей совместно обусловливают появление нового признака, не определявшегося ни одним из этих генов по отдельности. Например, у льна доминантный ген одной аллели (А) определяет розовую окраску цветков, а доминантный ген другой аллели (В) — белую. Если в генотипе растения присутствуют оба доминантных аллеля, его цветки имеют голубую окраску. Таким образом, неаллельные гены А и В действуют комплементарно (взаимно дополняя друг друга), что приводит к формированию нового признака. Суть такого взаимодействия можно отразить в виде схемы.


Как видно из схемы, синтез голубого пигмента из неокрашенного предшественника (пропигмента) осуществляется в два этапа, каждый из которых катализируется особым ферментом. Присутствие этих ферментов в клетках лепестков льна определяется наличием в генотипе соответствующих генов — А и В. Так, ген А определяет наличие фермента, который превращает пропигмент в промежуточный продукт — пигмент розового цвета. Ген В обусловливает присутствие второго фермента, синтезирующего голубой пигмент из розового. Поэтому у растений, имеющих оба доминантных аллеля, в лепестках образуется конечный продукт — пигмент голубого цвета. Если отсутствует ген В (а значит, и соответствующий фермент), в клетках протекает лишь первая стадия — образование розового пигмента. В случае отсутствия гена А (или обоих доминантных аллелей) не осуществляется даже первый этап синтеза пигмента, и лепестки остаются белыми.

Рассмотрим скрещивание дигомозиготных растений льна, имеющих розовые (AAbb) и белые (aaBB) цветки (рис. 33-1.1). В первом поколении наблюдается единообразие гибридов. Все они имеют голубые цветки, что обусловлено наличием в генотипе как гена А, так и гена В. Во втором гибридном поколении происходит расщепление в соотношении 9 голубых : 3 розовых : 4 белых.


Комплементарное взаимодействие генов лежит в основе проявления ряда признаков у различных организмов. Так, по типу комплементарности взаимодействуют гены, контролирующие окраску коконов у тутового шелкопряда и цветков у душистого горошка, форму гребня у кур, цвет оперения у попугаев и т. д. В зависимости от особенностей фенотипического проявления генов в потомстве от скрещивания дигетерозигот могут наблюдаться различные варианты расщепления — 9 : 7, 9 : 3 : 4, 9 : 6 : 1, 9 : 3 : 3 : 1.

Например, у тыквы доминантные аллели А и В совместно приводят к появлению плодов дисковидной формы, а по отдельности — шаровидной. В то же время рецессивные аллели этих генов обусловливают удлиненную форму плодов. При скрещивании дигетерозиготных растений, имеющих дисковидные плоды, в потомстве происходит расщепление 9 : 6 : 1.


Сходным образом наследуется цвет оперения волнистых попугаев. Доминантный ген одной аллели (А) обусловливает у них голубую окраску перьев, а доминантный ген другой аллели (В) — желтую. При наличии в генотипе обоих доминантных аллелей (А и В) проявляется новый признак — зеленое оперение. Вместе с тем рецессивные аллели этих генов (a и b) определяют белую окраску перьев. Поэтому скрещивание зеленых дигетерозиготных особей приводит к расщеплению по цвету оперения среди потомков в соотношении 9 : 3 : 3 : 1.


Эпистаз — тип взаимодействия, при котором ген одной аллели подавляет проявление генов другой аллельной пары. Такие гены, блокирующие фенотипическое проявление других неаллельных генов, называются эпистатическими, генами-ингибиторами или супрессорами. Подавляемые гены, в свою очередь, получили название гипостатических. В зависимости от того, доминантным или рецессивным является ген-ингибитор, различают доминантный и рецессивный эпистаз.

Примером доминантного эпистаза может служить взаимодействие двух аллелей, определяющих масть (окраску) лошадей. Так, доминантный ген одной аллельной пары (А) обусловливает вороную (черную) масть лошади, а рецессивный ген (а) — рыжую. Однако эти гены могут проявиться фенотипически только при отсутствии в генотипе лошади доминантного гена другой аллели — ингибитора (I). При наличии ингибитора проявление генов вороной и рыжей масти подавляется. В рассматриваемом примере ген-супрессор имеет собственное фенотипическое проявление: в случае его присутствия у особей развивается серая окраска.

Рассмотрим скрещивание дигетерозиготных лошадей (рис. 33-1.2). Они имеют серую масть, что обусловлено наличием в генотипе доминантного гена-супрессора (I). В потомстве от скрещивания наблюдается расщепление 12 : 3 : 1. Все особи, содержащие в генотипе эпистатический ген (9A—I— и 3aaI—), наследуют серую масть. У жеребят, не имеющих гена I, проявляется вороная либо рыжая окраска в соотношении 3 вороные (3A–ii) к 1 рыжей (1aaii).


Если ген-супрессор является рецессивным, то взаимодействие неаллельных генов протекает по типу рецессивного эпистаза (криптомерии). Такое взаимодействие наблюдается, например, при наследовании цвета семян фасоли. У этого растения красная окраска семян (А) доминирует над желто-коричневой (а). Проявление рецессивного ингибитора (i) ведет к блокировке действия генов красной и желто-коричневой окраски, и семена оказываются белыми. Однако действие рецессивного эпистатического гена может проявиться только при отсутствии в генотипе соответствующего ему доминантного аллеля (I). В случае наличия такого гена действие супрессора подавляется. Так, скрещивание дигетерозиготных растений фасоли приводит к расщеплению среди потомков в соотношении: с красными, с желто-коричневыми и с белыми семенами .


Эпистаз наблюдается при наследовании многих признаков живых организмов. При различных формах эпистаза и разных особенностях проявления генов расщепление в потомстве от скрещивания дигетерозиготных особей может составлять 13 : 3, 12 : 3 : 1 или 9 : 3 : 4.

Полимерия — взаимодействие, при котором гены двух или более аллелей проявляются сходным образом, определяя развитие одного и того же признака. В случае полимерии неаллельные гены, контролирующие тот или иной признак (полимерные гены), принято обозначать одинаковыми буквами с цифровыми индексами. При этом гены каждой аллельной пары имеют одинаковый индекс. Например: А1, а1 — доминантный и рецессивный аллели первой пары генов, А2, а2 — второй пары и т. д. Известны две разновидности полимерии.

При некумулятивной полимерии доминантный признак проявляется в полной мере при наличии в генотипе хотя бы одного доминантного гена. Иными словами, количество доминантных генов не влияет на степень выраженности признака. Так, у пастушьей сумки форма плодов определяется двумя парами полимерных генов. При этом рецессивный признак — овальные плоды проявляется только у растений, имеющих генотип а1а1а2а2. Если в генотипе присутствует хотя бы один доминантный ген (неважно какой именно — А1 или А2), растение обладает доминантным признаком — плодами треугольной формы.

Скрещивание доминантной и рецессивной дигомозигот (рис. 33-1.3) приводит к появлению в первом поколении дигетерозиготных гибридов с треугольными плодами (А1а1А2а2). Во втором поколении наблюдается расщепление в соотношении 15 : 1.


В случае кумулятивной полимерии степень выраженности доминантного признака определяется количеством доминантных генов в генотипе. Чем больше таких генов, тем сильнее проявляется данный признак. Например, у пшеницы определенных сортов окраска зерен контролируется тремя парами неаллельных генов. Растения с генотипом а1а1а2а2а3а3 имеют белые зерна, а обладающие генотипом А1А1А2А2А3А3 — темно-красные. У растений с другими генотипами наблюдаются различные промежуточные варианты окраски, зависящие от числа доминантных генов. Так, наличие в генотипе только одного доминантного гена обусловливает бледно-розовый цвет зерен, двух — розовый, трех — светло-красный и т. д.

Установлено, что по типу кумулятивной полимерии наследуются многие количественные признаки организмов: рост человека, цвет его кожи (т. е. количество меланина), яйценоскость кур, молочность коров, содержание сахарозы в корнеплодах сахарной свеклы, белков в эндосперме семян злаков и др.


Многие признаки живых организмов определяются взаимодействием неаллельных генов. Основными типами такого взаимодействия являются комплементарность, эпистаз и полимерия. При комплементарном действии доминантные гены разных аллелей вместе обусловливают появление нового признака, не определявшегося ни одним из этих генов по отдельности. В случае эпистаза ген одной аллели (эпистатический ген) подавляет проявление генов другой аллельной пары. В зависимости от того, доминантным или рецессивным является эпистатический ген, различают доминантный и рецессивный эпистаз. Полимерия заключается в том, что гены двух или более аллелей проявляются сходно, определяя развитие одного и того же признака. При кумулятивной полимерии степень проявления доминантного признака зависит от числа доминантных генов, при некумулятивной наличие даже одного доминантного гена ведет к полному проявлению доминантного признака.

1. Укажите типы взаимодействия неаллельных генов:

Кодоминирование , эпистаз, полимерия, полное доминирование, неполное доминирование, комплементарность.

2. Что представляет собой комплементарное взаимодействие неаллельных генов? Приведите примеры.

3. В чем заключается действие эпистатических генов? Чем доминантный эпистаз отличается от рецессивного?

4. Что такое полимерия? В чем состоит различие между кумулятивной и некумулятивной полимерией?

5. Какие варианты расщепления могут наблюдаться в потомстве от скрещивания дигетерозигот в случае взаимодействия неаллельных генов по типу: а) комплементарности; б) эпистаза; в) некумулятивной полимерии?

6*. У хомяков коричневая окраска шерсти определяется одним доминантным геном, а абрикосовая — другим. Данные гены расположены в разных парах хромосом, их рецессивные аллели приводят к появлению белой окраски. Если же в генотипе хомяка присутствуют оба неаллельных доминантных гена, появляется новый признак — черная окраска. От скрещивания абрикосового самца с коричневой самкой родился детеныш с белой шерстью. Установите генотипы родительских особей. Какое потомство можно ожидать у них в дальнейшем?

7*. Окраска шерсти собак породы лабрадор контролируется двумя аллелями, локализованными в разных парах хромосом. Гены одной аллельной пары обусловливают развитие черной или коричневой окраски, при этом черная масть полностью доминирует над коричневой. В другой аллельной паре рецессивный ген обладает эпистатическим действием. Он подавляет проявление генов черной и коричневой окраски, обусловливая развитие шерсти светло-бежевого цвета. Дигетерозиготную особь скрестили с рецессивной дигомозиготной. Какой фенотип имеют скрещиваемые особи? Какова вероятность появления в их потомстве щенков, имеющих: а) черную; б) коричневую; в) светло-бежевую шерсть?

8*. Допустим, что у растений определенного вида длина лепестков определяется двумя парами полимерных генов, расположенными в негомологичных хромосомах. Особи с длиной лепестков 40 мм имеют полностью доминантный генотип, а с длиной 20 мм — полностью рецессивный. Растения с другими генотипами имеют лепестки длиной 35, 30 или 25 мм. Какова длина лепестков у дигетерозиготных растений? Какое расщепление в потомстве будет наблюдаться при скрещивании этих растений между собой?

Предлагаю Вашему вниманию сборник задач по генетике - это 2 брошюры:

- для учеников - там 65 задач на разные типы скрещиваний (по школьной программе, занимательные и повышенной сложности) и задачи по генетике из демострационных материалов ЕГЭ разных лет;

- для учителя - там решения и ответы ко всем задачам, а также проверочные работы.

ВложениеРазмер
sbornik_zadach_po_genetike_.zip 874.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

с углублённым изучением отдельных предметов

п. Восточный Омутнинского района Кировской области

(пособие для учителя)

п. Восточный – 2013

Маслак Екатерина Николаевна –

учитель биологии высшей категории

МКОУ СОШ №2 с УИОП

п. Восточный Омутнинского района

У Вас в руках сборник из 65 задач по генетике с решениями и ответами

на разные типы скрещиваний и

Предлагаются разные виды задач:

Задачи по школьной программе

* Задачи повышенной сложности

Задачи из демонстрационных материалов ЕГЭ разных лет

они могут быть использованы на уроках и факультативных занятиях,

а также как обязательные и необязательные

Они помогут ученикам понять,

что генетика – это очень интересная наука!

Подготовка к решению задач по генетике

Тестовый контроль №1

Задачи по теме «Ди- и поли- гибридное

Тестовый контроль №2

Задачи по теме «Наследование, сцепленное

Задачи из демонстрационных материалов ЕГЭ

Краткий словарь генетических терминов

Список использованной литературы

Подготовка к решению задач по генетике

  1. Сумма внешних и внутренних признаков организма
  2. Место расположения гена в хромосоме
  3. Общее свойство всех организмов приобретать новые признаки в пределах вида
  4. Организм с одинаковыми аллелями в генотипе
  5. Наука о наследственности и изменчивости
  6. Организм с разными аллелями в генотипе
  7. Объекты, с которыми проводил свои опыты Т. Морган
  8. Гены, обеспечивающие развитие альтернативных признаков
  9. Сумма генов, полученная организмом от родителей
  10. Основоположник генетики
  11. Общее свойство всех организмов передавать свои признаки потомкам
  12. Один организм из гибридного поколения
  13. Признак, подавляющий другие
  14. Подавляемый признак
  15. Хромосомы, по которым у самцов и самок нет различий.

1 - генотип, 2 - локус, 3 - изменчивость, 4 - гомозиготная,

5 – генетика, 6 – гетерозиготная, 7 – дрозофилы,

8 – аллельные, 9 – генотип, 10 – Мендель,

11 – наследственность, 12 – гибрид, 13 – доминантный,

14 – рецессивный, 15 – аутосомы

Задания для подготовки к решению генетических задач

Задание 1 . Соотнесите .

А - аллельные гены

Д – доминантный признак

Е – рецессивный признак

  1. Сумма внешних и внутренних признаков организма
  2. Преобладающий признак
  3. Организм с одинаковыми аллелями в генотипе
  4. Сумма генов, полученных организмом от родителей
  5. Подавляемый признак
  6. Организм с разными аллелями в генотипе
  7. Гены, определяющие развитие альтернативных признаков

Задание 2. Сколько аллельных пар в следующих генотипах?

Задание 3. Сколько доминантных генов в генотипах?

Задание 4. Сколько гетерозиготных аллелей в генотипах?

Задание 5. Доминантный или рецессивный признак будет проявляться у особей с таким генотипом?

У тыквы дисковидная форма плода доминирует над шаровидной. Гомозиготную шаровидную тыкву опылили пыльцой такой же тыквы. Какими будут гибриды первого поколения?

Ответ: все гибриды первого поколения будут шаровидными.

У морских свинок черная окраска шерсти доминирует над белой. Скрестили двух гетерозиготных самца и самку. Какими будут гибриды первого поколения?

F 1 : АА, Аа, Аа, аа

Ответ: ¾ гибридов первого поколения будут черными,

У томатов красная окраска плода доминирует над желтой. Переопылили два растения с красной окраской плодов: одно было гомозиготным, другое гетерозиготным. Растения с какими плодами вырастут в первом поколении?

Ответ: все растения в первом поколении будут с красными плодами.

У кроликов серая окраска шерсти доминирует над черной. Гомозиготную серую крольчиху скрестили с черным кроликом. Какими будут крольчата?

Ответ: все крольчата буду серыми.

F 1 : АА, Аа, Аа, аа

Р - ? гибель пл. пл. сер.

Ответ - 1: платиновых будет – 50%,

25% зародышей погибнут.

Ответ - 2: платиновых будет – 50%,

гибели зародышей не будет.

Ответ: наиболее выгодно скрещивать серебристых и платиновых гетерозиготных лисиц.

У томатов нормальная высота растения доминирует над карликовым ростом. Каковы генотипы родителей, если 50% потомства оказалось нормального роста и 50% низкого?

F 1 : 50% А * и 50% аа

Р - ? Чтоб определить генотипы родителей, нужно

помнить, что один аллель (одна буква) в генотипе

у гибрида от мамы, а второй – от папы:

по второму генотипу, возможному у гибридов,

затем рассматриваем два варианта первого

генотипа, возможного у гибридов,

и делаем вывод о генотипах родителей:

Ответ: генотипы родителей Аа и аа.

При скрещивании двух белых тыкв в первом поколении ¾ растений были белыми, а ¼ - желтыми. Каковы генотипы родителей, если белая окраска доминирует над желтой?

Р - ? Чтоб определить генотипы родителей, нужно

помнить, что один аллель (одна буква) в генотипе

у гибрида от мамы, а второй – от папы:

по второму генотипу, возможному у гибридов,

затем рассматриваем два варианта первого

генотипа, возможного у гибридов,

и делаем вывод о генотипах родителей:

Ответ: родительские растения гетерозиготны

У Колобков ген лысости доминирует над геном волосатости. Волосатая Колобиха выкатилась замуж за лысого Колобка, имеющего лысого брата и лысого отца. У них родилась лысая Колобочка. Колобочка выкатилась за волосатого колобка. Какова вероятность, что у них родится лысый Колобок?

2) F 1 : ♀ Аа х ♂аа

Ответ: вероятность рождения лысого колобка – 50%.

Один аллель (одна буква) в генотипе у Емели от мамы, а второй – от папы,

F 1 - ? следовательно, он может быть

Ответ: генотип Емели может быть Аа.

Жар-птица имеет ярко-желтое оперение, Синяя птица – синее. При скрещивании Жар-птицы с Синей птицей вылупились птенцы синего цвета. Какой признак является доминантным? Каковы генотипы родителей и потомства?

Т.к. все птенцы оказались синего цвета, А – синяя окраска оперения, а – желтая.

А - ? Следовательно, ♀ аа и F 1 : Аа.

а - ? Зная, что один аллель (одна буква) в генотипе

Р - ? у гибрида от мамы, а второй – от папы и что все

F 1 - ? птенцы – синего цвета, делаем вывод, что ♂ АА.

Ответ: у птиц доминирует синее оперение,

генотипы родителей ♀ аа и ♂ АА,

генотипы потомства – Аа.

Конек-Горбунок родился у кобылицы нормального роста. Каковы генотипы родителей, если нормальный рост – признак доминантный и у Конька-Горбунка два брата тоже были нормального роста?

Один аллель (одна буква) в генотипе у Конька-Горбунка от мамы, а второй – от

Зная, что братья у Конька- Горбунка имеют

генотипы Аа, делаем вывод, что генотип папы -

Ответ: родители Конька – Горбунка гетерозиготны.

У исследователя было 4 дракона: огнедышащая и неогнедышащая самки, огнедышащий и неогнедышащий самцы. Для определения способности к огнедышанию у этих драконов им были проведены всевозможные скрещивания:

1. Огнедышащие родители – всё потомство огнедашащее.

2. Неогнедышащие родители – всё потомство

3. Огнедышащий самец и неогнедышащая самка – в

потомстве примерно поровну огнедышащих и

4. Неогнедышащий самец и огнедышащая самка – всё

Считая, что признак определяется аутосомным геном, установите доминантный аллель и запишите генотипы родителей .

Решение и ответ:

  1. по скрещиванию №4 определяем: А – неогнедыш., а – огнедышащ. => огнедышащие: ♀аа и ♂аа; неогнедышащий самец - ♂ АА
  2. по скрещиванию №3: неогнедышащая самка - ♀ Аа.

Тестовый контроль № 1

(решение задач на моногибридное скрещивание)

У гороха высокий рост доминирует над низким. Гомозиготное растение высокого роста опылили пыльцой гороха низкого роста. Получили 20 растений. Гибридов первого поколения самоопылили и получили 96 растений второго поколения.

  1. Сколько различных типов гамет могут образовать гибриды первого поколения?
  1. Сколько доминантных гомозиготных растений выросло во втором поколении?

У овса раннеспелость доминирует над позднеспелостью. Гетерозиготное раннеспелое растение скрестили с позднеспелым. Получили 28 растений.

  1. Сколько различных типов гамет образуется у раннеспелого родительского растения?
  1. Сколько различных типов гамет образуется у позднеспелого родительского растения?

3. Сколько гетерозиготных растений будет среди гибридов?

У гороха гладкие семена – доминантный признак, морщинистые – рецессивный. При скрещивании двух гомозиготных растений с гладкими и морщинистыми семенами получено 8 растений. Все они самоопылились и во втором поколении дали 824 семени.

1.Сколько растений первого поколения будут гетерозиготными?

2. Сколько разных фенотипов будет в первом поколении?

4. Сколько семян во втором поколении будут гетерозиготными?

5.Сколько во втором поколении будет морщинистых семян?

У моркови оранжевая окраска корнеплода доминирует над жёлтой. Гомозиготное растение с оранжевым корнеплодом скрестили с растением, имеющим жёлтый корнеплод. В первом поколении получили 15 растений. Их самоопылили и во втором поколении получили 120 растений.

1. Сколько различных типов гамет может образовывать родительское растение с оранжевым корнеплодом?

2. Сколько растений с жёлтым корнеплодом вырастет во втором поколении?

3. Сколько во втором поколении будет гетерозиготных

  1. Сколько доминантных гомозиготных растений будет во втором поколении?

5. Сколько растений из второго поколения будет с оранжевым корнеплодом?

При скрещивании между собой чистопородных белых кур потомство оказывается белым, а при скрещивании черных кур – черным. Потомство от белой и черной особи оказывается пестрым. Какое оперение будет у потомков белого петуха и пестрой курицы?

Ответ: половина потомков будет белыми,

Растения красноплодной земляники при скрещивании между собой всегда дают потомство с красными ягодами, а растения белоплодной земляники – с белыми. В результате скрещивания этих сортов друг с другом получаются розовые ягоды. Какое возникнет потомство при скрещивании между собой гибридов с розовыми ягодами?

F 1 : КК, КБ, КБ, ББ

Ответ: в потомстве 50% будет с розовыми ягодами

и по 25% с красными и с белыми ягодами.

Голубоглазый праворукий юноша (отец его был левшой), женился на кареглазой левше (все её родственники - кареглазые). Какие возможно будут дети от этого брака, если карие глаза и праворукость - доминантные признаки?

Р: ♀ АА вв х ♂ аа Вв

Ответ: все дети в этой семье будут кареглазыми,

вероятность рождения право – и леворуких детей – по 50%.

Скрещивали кроликов: гомозиготную самку с обычной шерстью и висячими ушами и гомозиготного самца с удлинённой шерстью и стоячими ушами. Какими будут гибриды первого поколения, если обычная шерсть и стоячие уши – доминантные признаки?

Р: ♀ ААвв х ♂ ааВВ

F 1 : АаВв – обыч., стояч.

Ответ: все крольчата будут с обычной шерстью и

У душистого горошка высокий рост доминирует над карликовым, зелёные бобы – над жёлтыми. Какими будут гибриды при скрещивании гомозиготного растения высокого роста с жёлтыми бобами и карлика с жёлтыми бобами?

Р: ♀ ААвв х ♂ аавв

F 1 : Аавв – высок. желт

Ответ: все гибриды будут высокого роста с желтыми бобами.

У фигурной тыквы белая окраска плодов доминирует над жёлтой, дисковидная форма – над шаровидной. Как будут выглядеть гибриды от скрещивания гомозиготной жёлтой шаровидной тыквы и жёлтой дисковидной (гетерозиготной по второй аллели).

Р: ♀ аавв х ♂ ааВв

Ответ: все гибриды будут желтыми, половина из них – дисковидными, а половина – шаровидными.

У томатов красный цвет плодов доминирует над жёлтым,

нормальный рост - над карликовым. Какими будут гибриды от скрещивания гомозиготных жёлтых томатов нормального роста и жёлтых карликов?

Р: ♀ ааВВ х ♂ аавв

F 1 : ааВв – желт.. карл.

Ответ: все гибриды будут карликовыми с желтыми плодами.

Каковы генотипы родительских растений, если при скрещивании красных томатов (доминантный признак) грушевидной формы (рецессивный признак) с желтыми шаровидными получилось: 25% красных шаровидных, 25% красных грушевидных, 25% желтых шаровидных, 25% желтых грушевидных?

F 1 : А* В*, А* вв, ааВ*, аавв

Чтоб определить генотипы родителей, нужно помнить, что один аллель (одна буква) в генотипе из каждой пары у гибрида от мамы, а второй – от папы.

По 4-ому генотипу гибридов, а затем по 2-ому и по третьему, определяем

Р - ? генотипы родителей.

Ответ: генотипы родительских растений Аавв и ааВв.

У единорогов с планеты Крина белый цвет зависит от доминантного гена В, а желтый – от его рецессивной аллели b. Бег рысью зависит от доминантного гена Р, а ходьба шагом – от рецессивного р. Каким будет фенотип первого поколения при скрещивании гомозиготного белого единорога-шагоходца с гомозиготным желтым рысаком? Какое потомство и в каких соотношениях будет получено при скрещивании двух особей первого поколения?

1) Р: ♀ ВВрр х ♂ ввРР

F 1 : ВвРр –бел. рысаки

2) F 1 : ♀ ВвРр х ♂ВвРр

Ответ: 9/16 – белых рысаков, 3/16 – белых шагоходцев,

3/16 – желтых рысаков, 1/16 – желтых шагоходцев.

Скрещивать пары с абсолютно одинаковыми генотипами и фенотипами не стоит.

При скрещивании растений тыквы с дисковидной формой плода в потомстве было получено 240 растений с дисковидной формой плода, 154 со сферической и 26 с удлиненной.

Как определяется наследование формы плода у тыквы?


Получено — 240 растений с дисковидной формой плода.

154 со сферической.

26 с удлинённой.

Формы плода у тыквы.

Р - АаBb Х АаBb (бдисковид.

F₁ - А_В_ А_bb ааВ _ ааbb (дисковид (9)) (сферич.

) = 9 (А_В) / 6 (А_bb) / 1 (ааbb)

Взаимодействие генов тыквы комплиментарность (это показало решение).


Форма плодов тыквы - сферической, дисковидной, удлиненной, определяется двумя парами несцепленных генов?

Форма плодов тыквы - сферической, дисковидной, удлиненной, определяется двумя парами несцепленных генов.

Скрестили сферическую тыкву со сферической, в потомстве получили дисковидные.

Дисковидные * дисковидные получили : 9 дисковидных 6 сферических 1 удлиненную тыквы

Определить генотипы родителей и потомства первого и второго поколения.


У фигурной тыквы белая окраска плодов(W) доминирует над желтой(w), а дисковидная форма плодов(D) - над шаровидной(d)?

У фигурной тыквы белая окраска плодов(W) доминирует над желтой(w), а дисковидная форма плодов(D) - над шаровидной(d).

Растение тыквы с белыми дисковидными плодами, скрещенное с растением, имеющим такие же плоды, дало в потомство 37 растений с белыми дисковидными плодами, 12 - с белыми шаровидными, 13 - с желтыми дисковидными и 4 - с желтыми шаровидными.

Определите генотипы родительских растений.


Тыкву, имеющую желтые плоды дисковидной формы, скрестили с тыквой , у которой были белые шаровидные плоды?

Тыкву, имеющую желтые плоды дисковидной формы, скрестили с тыквой , у которой были белые шаровидные плоды.

Все гибриды от этого скрещивания имели белую окраску и дисковидную форму плодов.

Какие признаки доминируют?

Каковы генотипы родителей и потомства?


Решите плизз задачу _)))) тыква с белыми дисковидными плодами гетерозиготная по окраске и гомозиготная по форме плода скрещена с тыквой имеющей белые дисковидные плоды гомозиготной по обоим признакам?

Решите плизз задачу _)))) тыква с белыми дисковидными плодами гетерозиготная по окраске и гомозиготная по форме плода скрещена с тыквой имеющей белые дисковидные плоды гомозиготной по обоим признакам.

Определите генотип и фонетип потомства(белая окраска и дисковидная форма - доминантные признаки).


У тыквы белая окраска плодов доминирует над окрашенным, дисковидная форма над сферической ?

У тыквы белая окраска плодов доминирует над окрашенным, дисковидная форма над сферической .

От скрещивания двух растений с белыми дисковидными плодами в потомстве наблюдается расщепление 9 - белых дисковидных, 3 - белых сферических, 3 - окрашенных дисковидных, 1 - окрашенный сферический.

(Дигибридное скрещивание, родители определяются по потомству ).


У фигупной тыквы белая окраска плодов доминирует над жёлтой, а дисковидная форма плодов - над шаровидной?

У фигупной тыквы белая окраска плодов доминирует над жёлтой, а дисковидная форма плодов - над шаровидной.

Растение тыквы с белыми дисковидными плодами, скрещенное с растением, имеющим такие же плоды, дало в потомстве 37 растений с белыми дисковидными плодами, 12 - с белыми шаровидными, 13 - с жёлтыми дисковидными и 4 - с жёлтыми шаровидными.

Определите генотипы родительских растений.


У тыквы желтая окраска плодов доминирует над белой, а дисковидная форма преобладает над сферической ?

У тыквы желтая окраска плодов доминирует над белой, а дисковидная форма преобладает над сферической .

Скрещиваются растения с желтой окраской и дисковидной формой, с растениями с желтой окраской но формой сферической.

Какова вероятность появления растений белого цвета и сферической формой?


У фигурной тыквы белая окраска плодов доминирует над жёлтой, а дисковидная форма плодов - над шаровидной?

У фигурной тыквы белая окраска плодов доминирует над жёлтой, а дисковидная форма плодов - над шаровидной.

Скрещиается растение, с растением, каким будет окраска и форма у расстений а) первого поколения, б)в потомстве от возвратного скрещивания растений этого поколения с желтым дисковидным родителем, в)с белым шаровидным родителем.


У тыквы дисковидная форма плода определяется взаимодействием двух доминантных генов А и В?

У тыквы дисковидная форма плода определяется взаимодействием двух доминантных генов А и В.

При отсутствии в генотипе любого из них получаются плоды сферической формы.

Сочетание рецессивных аллелей обоих генов дает удлиненную форму плодов.

Дигетерозиготное растение с дисковидной формой плодов скрещено с растением, имеющим удлиненные плоды.

Определить гетотип и фенотип потомства.


Помогите пожалуйста?

Растения тыквы с белыми плодами скрестили с растением, у которого были зеленые дисковидные плоды.

В первом поколении от этого скрещивания получили растения с белыми дисковидными плодами, а во втором получили расщепление : 548 растений с белыми дисковидными плодами, 355 с белыми шаровидными, 61 с желтыми шаровидными, 14 с желтыми подчиненными 49 с зелеными дисковидными 28 с зелеными шаровидными 5 с зелеными удлиненными плодами.

Как наследуется окраска и форма плодов у фигурных тыкв?

Определите генотипы родителей?

Вы открыли страницу вопроса При скрещивании растений тыквы с дисковидной формой плода в потомстве было получено 240 растений с дисковидной формой плода, 154 со сферической и 26 с удлиненной?. Он относится к категории Биология. Уровень сложности вопроса – для учащихся 10 - 11 классов. Удобный и простой интерфейс сайта поможет найти максимально исчерпывающие ответы по интересующей теме. Чтобы получить наиболее развернутый ответ, можно просмотреть другие, похожие вопросы в категории Биология, воспользовавшись поисковой системой, или ознакомиться с ответами других пользователей. Для расширения границ поиска создайте новый вопрос, используя ключевые слова. Введите его в строку, нажав кнопку вверху.

Форма плода у тыквы может быть сферической, дисковидной или удлиненной и определяется 2 парами несцепленных генов.

А) При скрещивании растений тыквы с дисковидными плодами в потомстве было получено 121 растение с дисковидными плодами, 77 растений со сферическими плодами, 12 растений с удлиненными плодами. Определить тип наследования и написать схему скрещивания. Какое расщепление можно ожидать в анализирующем скрещивании и какое по фенотипу растение нужно использовать в качестве анализатора?

Б) При скрещивании тыквы с дисковидными плодами с тыквой с удлиненными плодами в потомстве получилось расщепление: 1 растение с дисковидными плодами, 2 растения со сферическими плодами, 1 растение с удлиненными плодами. Определить генотипы скрещиваемых растений и их потомков.

В) При скрещивании тыквы с дисковидными плодами с тыквой со сферическими плодами получено потомство, наполовину состоящее из растений с дисковидными плодами и наполовину – из растений со сферическими плодами. Определить генотипы скрещиваемых растений и их потомков.

Читайте также: