Строение плода томата рисунок

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 21.09.2024

учитель с/х труда.

Тема урока: Строение и некоторые особенности томата.

познакомить учащихся со строением растения томата и формами его плодов.

- изучить строение и некоторые особенности томата.

- развитие логического мышления обучающихся через выполнение заданий на повторение пройденного материала.

- коррекция и развитие зрительного восприятия через применение наглядного материала и средств ИКТ;

- расширение активного словаря учащихся путем введения и использования новых терминов: боковой побег (пасынок), цветочная кисть.

- воспитывать навыки самостоятельной работы

при проведении закрепления материала прошлого урока;

- способствовать развитию у учащихся понимания важности с/х труда для самостоятельной жизни.

Оборудование: учебник, индивидуальные карточки-задания (тесты), презентация.

Цель: подготовить обучающихся к работе на уроке.

Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

- Ребята, давайте поприветствуем наших гостей и настроимся на плодотворную работу.

- Скажите, какой у нас сейчас урок?

- Сейчас у нас урок сельскохозяйственного труда.

- Какой он по счету?

-По счету урок …. (слайд 1)

Цель: активизировать деятельность учащихся

Всякий человек у дела познается.

Цель: закрепить имеющиеся знания по теме.

- Ребята, перед вами огромное тепличное хозяйство. На улице снег, а здесь царствует лето. В одних краснеют помидоры, в других – зреют огурцы.

Вопросы по теме:

- Что такое теплицы?

(Это самые сложные сооружения защищенного грунта)

- Какие бывают теплицы?

(Зимние и весенние)

- Для чего используют зимние теплицы?

(Осенью в них выращивают зеленые культуры (салат, укроп). Зимой выгоняют лук, петрушку, выращивают рассаду огурца и томата и к концу весны уже собирают урожай).

- Какие могут быть весенние теплицы?

(С пленочным или стеклянным покрытием)

- Когда начинают использовать весенние теплицы и для чего?

(Начинают использовать с марта. Выращивают лук на перо, рассаду овощных культур, затем – ранние овощи).

- А какой вид теплицы в нашем хозяйстве и что мы в ней выращиваем?

- А мы отправляемся дальше в путешествие (звучит музыка).

- Какие бывают парники?

(Углубленные и наземные, стационарные и переносные, односкатные и двускатные)

- Когда их используют и что выращивают?

(Используют с ранней весны и до осени. Выращивают рассаду овощных и цветочных растений, ранние овощи).

- Ребята, скажите, а какие парники есть на нашем школьном участке и для чего мы их используем? (беседа)

- А сейчас, чтобы еще раз проверить ваши знания по данной теме, мы выполним небольшую самостоятельную работу в виде теста.

Тест.
1. Когда в парники набивают навоз?

А ) в марте Б) в мае В) в июне

2. Назвать самый простой вид защищенного грунта.

А) утепленный грунт Б) теплица В) парник
3. Какой навоз кладут в парники?

А ) свежий Б) перепревший В) любой
6. Парник весной…

А ) только слегка приоткрывают Б) всегда держат открытыми

Вы хорошо поработали, а теперь немного отдохните.

IV. Физминутка (слайд)

Цель: соблюдение охранительного режима.

А теперь, ребята, встать
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево.
И беритесь вновь за дело.

Отдых наш кончается,

Усердно будем мы трудиться,

Чтобы чему-то научиться.

- А теперь, ребята, нам пора возвращаться в школу, чтобы приступить к изучению нового материала.

V. Объяснение нового материала (слайд)

Цель: познакомить учащихся со строением и некоторыми особенностями томата.

- Ребята, скажите, какой овощ мы выращиваем в основном в нашей теплице? (томат)

- Вот сегодня на уроке мы познакомимся со строением томата, формой его плода. А также поговорим о значении томата в нашей жизни.

Рассказ учителя с использованием плаката.

Томат – однолетнее растение. В год посева оно заканчивает полный цикл развития: образуется стебель, корни, листья, цветки, плоды и семена. Стебель молодого растения томата округлый, сочный, мягкий, хрупкий, покрыт волосками, которые выделяют вещество, отпугивающее насекомых. Когда на стебле начинают расти плоды, он грубеет т древеснеет. В пазухах листьев главного стебля образуются боковые побеги – пасынки. Они растут, и стебель начинает ветвиться. Высота стебля зависит от сорта растения. Листья томата крупные, сложные, состоящие из нескольких долей, долек, долечек. Бывают листья гладкие и гофрированные. Цветки томата желтые, собраны в соцветие – завиток, которое называют цветочной кистью. Кисти могут быть простые и сложные и иметь от 3 до 20 цветков. Цветки в кисти раскрываются постепенно. Сначала расцветают те, которые ближе к стеблю.

Плод томата – это сочная ягода различной массы, формы и окраски. В зависимости от сорта они бывают округлыми, округло – плоскими, часто встречаются удлиненно –цилиндрические или удлиненно – овальные, сердцевидные. Окраска плодов в зрелом виде – красная, розовая, малиновая, желтая, темно-красная, коричневая.

- Мы познакомились с новыми словами: пасынки, цветочная кисть.

-Что же такое пасынки? Цветочная кисть?

(боковые побеги)(цветки томата, собранные в соцветие – завиток)

VI. Закрепление изученного материала.

1.Работа с учебником на стр.76.

Задание: рассмотрите рисунок №35 и расскажите о строении растения томата.

2. Работа в тетрадях .

Задание: зарисовать формы плодов томата и подписать названия.

- А сейчас я вас познакомлю с некоторыми особенностями томата.

3. Рассказ учителя

Томат – теплолюбивое и светолюбивое растение Благоприятная температура для роста растений 20-25’. При температуре ниже 15’ растения не цветут, а при температуре ниже 10’ прекращают рост. При хорошем солнечном освещении плоды растения развиваются и созревают быстрее, в них накапливается много сахара. В начале роста растения потребляют мало воды, но почва должна быть влажной. В период цветения и усиленного роста плодов потребность в воде увеличивается. Если не поливать, то плоды становятся мелкими. Однако при высокой влажности растения страдают от болезней, на плодах образуются пятна гнили.

- Какие условия нужны для выращивания томата?

- Как влияет освещенность на развитие томата?

- Когда растения нужно поливать больше, а когда – меньше?

4. Работа с учебником на стр.80.

Задание: прочитать значение томата и побеседовать по слайду.

VII. Итог урока. Домашнее задание.

Цель: прививать обучающимся навыки самоконтроля.

-Ребята, что нового вы узнали на уроке?

-На уроке мы узнали о строении растения томата, его формах и, какую пользу приносит этот овощ.

Томат относиться к семейству пасленовых. Это однолетнее травянистое растение, но на родине, в условиях, благоприятных для произрастания, может быть многолетним. Корень стрежневой, с большим количеством хорошо разветвленных боковых корней. Все корни покрыты густой массой корневых волосков. В открытом грунте корни достигают длиной 100-150 см и ветвятся в основном на глубине 50-80 см. В защищенном грунте основная масса корней расположена на глубине до 30 см. Растение томата отличается способностью легко образовывать корни из любой части стебля. Это позволяет укоренять отдельные части растений , например пасынки и быстро получать из них посадочный материал.

В зависимости от характера роста и ветвления побегов все томаты подразделяют на две группы: индетерминантные (с неограниченным ростом) и детерминантные (с органиченным ростом). Ветвление побегов с обеих сторон растений симподиальное,т.е после образования первого соцветия над 6-11-м листом рост продолжается за счет бокового побега, который проявляется из пазухи самого верхнего листа.

При росте этого побега наблюдается смешение соцветия в сторону, а лист, в пазухе которого он заложился, выносится выше соцветия. После образования у побега трех листьев, формируется соцветие и его рост прекращается. Из пазухи листа, расположенного под этим соцветием, опять появляется побег продолжения с тремя листьями и т.д. Таким образом рост растения продолжается непрерывно (индетерминантный тип роста).

На практике принято эту совокупность побегов, образующихся в процессе такого ветвления, называть основным, главным стеблем. Листья томата очередные, неравномерно перистрорассеченные, стоящие из долей, долек и долечек, а могут быть только из простых крупных долей. Поверхность листьев бывает гладкой или различной степени гофрированности.

Тип листа, обыкновенный, промежуточный или картофельный, является стабильным сортовым признаком, в то время как размер и окраска листьев могут меняться под влиянием условий выращивания. Цветки томата обоеполые, собраны в соцветие – завиток, которые в практике называется цветочной или плодовой кистью. Различают соцветие простое, промежуточное, сложное и очень сложное.

Первое соцветие уже начинает расти и развиваться, когда у растения появляются 2-3-й лист, т.е. в зависимости от сорта и внешних условий примерно на 15-20-й день после появления всходов. В этот период необходимо строго соблюдать режим выращивания рассады. Тип соцветия в значительной степени зависит от внешних условий.

Резкое изменение температуры, освещенности, минерального питания приводит к отклонению от нормального развития соцветия. От всходов до начала цветения обычно проходит 50-60 дней. Цветение происходит постепенно, снизу вверх. Цветки у томата самоопыляющиеся.

В зависимости от особенностей сорта от начала цветения до созревания плодов проходит 45-60 дней. Плоды томата- мясистые ягоды различной формы, массы и окраски. По массе их разделяют на мелкие (менее 50г), средние (50-120г) и крупные (свыше 120г) плоды. У отдельных сортов встречаются плоды массой 600-800г. По форме они бывают плоские, округлые, овальные, грушевидные, удлиненно-цилиндрические , конусовидные, сливовидные, вишневидные, смородиновидные.

Поверхность плодов гладкая или ребристая. В зависимости от количества камер они бывают малокамерные (2-3 шт), среднекамерные(4-5 шт) и многокамерные (более 6 шт), причем последние, как правило, более ребристые. Если камер в плоде меньше 4-5, то они расположены правильно симметрично. Неправильное расположение камер свойственно более крупным плодам; они малосемянны, мясисты.

Все сорта томата имеют однородную окраску зеленых плодов либо зеленое пятно в месте прикрепления плодоножки, последние – полностью созревают медленно, но бывают окрашены более ярко. Незрелые плоды — от темно-зеленых до зеленовато-белых. Окраска зрелых плодов разнообразна: от темно-красной до розовой и от фиолетово-коричневой до лимонной.


1. На рисунке показаны схемы внутреннего строения семени томата (А) и семени тыквы (Б) в двух ракурсах. Назовите элементы строения семени томата, обозначенные цифрами 1, 2, 3. Сравните строение семян томата и тыквы: определите их сходства и различие. В каких структурах этих семян накапливаются питательные вещества?

1) 1 – семенная кожура, 2 – зародыш семени, 3 – эндосперм;
2) сходства семян: наличие зародыша с двумя семядолями и наличие семенной кожуры;
3) различие: отсутствие эндосперма в семени тыквы;
4) в семенах тыквы питательные вещества запасаются в зародыше, в семенах томата – в эндосперме

2. В чём выражается приспособленность цветковых растений к совместному обитанию и перекрёстному опылению в лесном сообществе? Укажите не менее трёх признаков приспособленности. Ответ поясните.

1) Ярусное расположениерастений обеспечивает использование света, воды и минеральных солей из почвы.
2) Ветроопыляемые растения цветут до распускания листвы, которая препятствует опылению (редуцирован околоцветник, тычинки крупные на длинных тычиночных нитях, сухая пыльца.
3) Насекомоопыляемые растения зацветают во время появления насекомых, которые обеспечивают опыление (имеется яркий околоцветник и нектар).

3. Растение кукуруза имеет два типа соцветий: початок и метелку. Почему плоды образуются только в початке? Почему часть початка иногда не заполнена зернами?

1) початок это женское соцветие, а метелка мужское соцветие;
2) пыльца с мужского соцветия переносится на женское соцветие, где происходит двойное оплодотворение и образование плодов - зерновок;
3) не все цветы початка опыляются и оплодотворяются, из-за этого часть початка остаётся пустозёрной

4. Ветроопыляемые деревья и кустарники чаще зацветают до распускания листьев, и в их тычинках, как правило, образуется гораздо больше пыльцы, чем у насекомоопыляемых. Объясните, с чем это связано.

1) образование большого количества пыльцы повышает вероятность опыления и оплодотворения, так как часть ее теряется, оседая на почве, стволах деревьев и т.д.;
2) листья создали бы дополнительную преграду при опылении этих растений, поэтому они зацветают раньше.



5. Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

6. Укажите не менее четырех отличий насекомоопыляемых растений от ветроопыляемых.

1) у насекомоопыляемых растений большие и яркие цветки, у ветроопыляемых – мелкие цветки, собранные в соцветия;
2) у насекомоопыляемых растений наличие нектара в цветках, у ветроопыляемых – его отсутствие;
3) у насекомоопыляемых растений пыльца крупная, липкая, у ветроопыляемых – мелкая, легкая;
4) у насекомоопыляемых растений наличие аромата цветков, у ветроопыляемых – отсутствие аромата



7. Назовите части пестика, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 3 и функции, которые они выполняют.

1) 1 – рыльце, улавливает пыльцу;
2) 2 – семязачаток (семяпочка), местро образования макроспор, женского гаметофита, семени;
3) 3 – зародышевый мешок (женский гаметофит); в нем происходит двойное оплодотворение, образуется зародыш и эндосперм

8. Объясните, какую роль играют животные в жизни цветковых (покрытосеменных) растений. Приведите не менее четырех доказательств роли животных.

1) участвуют в опылении цветковых растений;
2) участвуют в распространении плодов и семян;
3) ограничивают численность и рост растений, питаясь ими или паразитируя на них;
4) уничтожают вредителей растений, сохраняя их численность;
5) участвуют в повышении плодородия почвы, создавая гумус и улучшая жизнедеятельность растений



9. Рассмотрите рисунок. Определите, какой способ опыления характерен для растения с цветком такого строения. Обоснуйте ответ, приведите три доказательства.

1) цветок опыляется ветром;
2) мохнатое раздвоенное рыльце пестика хорошо улавливает пыльцу;
3) длинные тычиночные нити способствуют рассеиванию пыльцы;
4) редуцированный околоцветник (две цветковые чешуи) не препятствуют проникновению пыльцы к пестику



10. Рассмотрите предложенную схему классификации компонентов семени пшеницы. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

11. Чем представлен и как устроен мужской гаметофит у покрытосеменных растений? Укажите его роль в размножении растения и поясните её.

1) пыльцевое зерно (пылинка);
2) состоит из вегетативной клетки (клетки пыльцевой трубки) и генеративной клетки (двух спермиев);
3) образует спермии (участвует в опылении);
4) из вегетативной клетки образуется пыльцевая трубка;
5) по пыльцевой трубке к семязачатку (зародышевому мешку) продвигаются два спермия

12. В Центральной Америке были обнаружены две группы видов бобовых растений: у одних образуется много мелких легких семян, у других – мало семян, но они крупнее. При этом крупные семена содержат ядовитые вещества, защищающие их от поедания жуками. В чем состоят преимущества каждой из этих групп растений?

1) большое количество мелких семян повышает вероятность воспроизведения растения (попадания в благоприятные условия);
2) легкие мелкие семена разносятся ветром, что способствует расселению;
3) крупные семена содержат большой запас питательных веществ, что повышает вероятность прорастания каждого семени;
4) ядовитые вещества в крупных семенах обеспечивают их лучшую сохранность и выживаемость

Томат (Lucopersicum esculentum Mill.) относится к семейству Пасленовые (Solonaceae).

Среди сортов томата (помидоров) различаются три разновидности: томат обыкновенный (имеет тонкие стебли, полегающие в период плодообразования, это почти 90% всех выращиваемых сортов), томат штамбовый (имеет прямостоячие толстые стебли, листья с гофрированной поверхностью), томат картофельный (отличается от обыкновенного строением листа и похож на картофельный).

Корень томата (помидора) стержневой. При пересадке рассады томата (помидора) обрывается для развития мочковатой корневой системы. Основная масса корней располагается на расстоянии 30 см. У сильнорослых сортов корневая масса достигает 1,5— 2,5 м в диаметре.

Стебель томата (помидора) округлый, прямостоячий, со временем полегающий, травянистый, сочный, покрыт волосками, древеснеющий.

В зависимости от характера роста и ветвления пасынков сорта томата (помидоров) делятся на две группы: индетерминантные (с неограниченным сильным вегетативным ростом, легко формируются в один стебель, постоянно цветут) и детерминантные (с ограниченным ростом, рост растения заканчивается цветочной кистью, скороспелые, между соцветиями 2 или 3 листа).

Листья томата (помидора) очередные, непарноперисторассеченные, состоят из долек и долечек. Форма, размер и окраска варьируют, зависят от условий выращивания. У здоровых растений верхние листья днем слегка закручиваются, а ночью распрямляются.

Соцветия томата (помидора) бывают простыми (ось соцветия не ветвится), промежуточными (однократно разветвленное соцветие), сложными (многократно разветвленное соцветие) и очень сложными. Соцветия иногда называют кистью. Растения с простыми соцветиями имеют более высокую урожайность по сравнению с растениями со сложными соцветиями.
Цветы томата (помидора) обоеполые, самоопыляющиеся. Нормальный цветок состоит из 5 сросшихся чашелистиков, венчика из 5 сросшихся лепестков, 5 тычинок и 1 пестика. У здоровых растений цветки яркие желтые, крупные, их много в цветочной кисти.

Плоды томата (помидора) – мясистая ягода, различной окраски (от лимонно-желтой до темно-красной), размера и формы. Поверхность помидора гладкая или ребристая. Семена томата (помидора) сплюснутые, серовато-желтой окраски, пригодны для посева в течение 10 лет.

Читайте также: