Рассмотрите корень у проросшего семени тыквы или редиса гороха

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 21.09.2024

Исследование прорастания семян гороха

Цель работы:

Подробно изучить стадии роста семян гороха.

1. подобрать необходимые инструменты и материалы;

2. создать благоприятные условия для роста семян;

3. сделать фотоматериалы и оформить письменно весь исследовательский процесс.

Весь исследовательский процесс проходил в домашних условиях во время осенних каникул. Каждый день я делал фото и подробно описывал все свои наблюдения и действия.

Для проведения исследования было отобрано 7 штук семян гороха, из собранных этим летом на даче. Семена имеют преимущественно зелено-коричневую окраску с темными крапинами; сильно сморщены; размер в диаметре от 5 мм до 7 мм.

Для проведения работы использовались следующие инструменты и материалы:

- линейка, фотоаппарат, блокнот, шариковая ручка.

Дневник наблюдений.

30 октября

Мои действия: 1.замачиваю семена: в марлевую ткань заворачиваю 7 горошин, поливаю водой комнатной температуры, накрываю целлофановым пакетом, что поможет сохранить большее количество тепла и влаги, ставлю на окно, где больше света.

31 октября

Мои наблюдения. Марлевая ткань осталась довольно влажной.

Семена гороха набухли: разгладились и увеличились в диаметре от 1 до 1,5см, добавилось зеленого цвета в их окраску. На семенах можно различить место первого проростка.

Мои действия: заворачиваю семена в марлевую ткань, накрываю целлофановым пакетом, ставлю на окно к свету.

1 ноября

Мои наблюдения. 1. Марлевая ткань осталась влажной. Внутри пакета небольшой конденсат. 2. Семена гороха набухли: увеличились в размере до 1,7см и дали первые ростки – это формируется корень растения: у трех крупных горошин росток корня достигает до 9мм, а у двух ростки только проклюнулись. Одна горошина так и не прорастает.

Мои действия. 1. Не поливаю, так как воды достаточно. Заворачиваю семена в марлевую ткань, накрываю целлофановым пакетом, ставлю на окно.

2. Готовлю грунт. В дне пластикового контейнера я сделал три дырочки, для выхода излишней влаги. Затем засыпал на три четверти контейнер землей (Универсальный грунт). Обильно поливаю водой комнатной температуры.

2 ноября

Мои наблюдения. У пяти больших горошин ростки корня достигли длины до 2,5см, три горошины дали второй росток – это росток стебля, длина которого составила 5мм. Семена проросли сквозь марлевую ткань - очень трудно доставать. Седьмая горошина так и не дала росток. Влаги достаточно.

3 ноября

Мои наблюдения. 1. Появилось два ростка, высотой 1,5см, стебель загнут, можно различить первую пару зеленых листочков – пока они сильно скручены.

Мои действия. Поливаю, целлофаном не накрываю, ставлю на окно к свету, но слежу, чтобы не было сквозняков.

4 ноября

Мои наблюдения. Ростки достигли высоты в 3 см, что на 1,5 см больше, чем вчера.

Мои действия. Влаги достаточно, рыхлю землю зубочисткой, ставлю на окно, в вечернее время под лампу, слежу, чтобы растения не попали в зону сквозняка.

5 ноября

Мои наблюдения. Ростки достигли высоты в 5см, что на 2см больше по сравнению с предыдущим днем. Появилась вторая пара листьев. Стебель выпрямился.

Мои действия. Поливаю водой комнатной температуры, слежу за достаточным количеством света и уберегаю мои растения от сквозняков.

6 ноября

Мои наблюдения. Высота ростков составляет 12 см! Что на 7см больше, чем вчера. На главном стебле появились вторая и третья пары листьев. Стебель полностью выпрямился. Проклюнулся третий росток! Его высота – 1,5см.

Мои действия. Ставлю проволоку: цепляясь за нее, растения смогут избежать ломки. Рыхлю землю, слежу за достаточным количеством света и уберегаю от сквозняков.

9 ноября

Мои наблюдения. Два больших растения достигли высоты 17 см. От главного стебля отделились побеги. Появляются третья и четвертая пары листочков.

Мои действия. Поливаю, рыхлю землю.

11 ноября

Мои наблюдения. Посаженные мной растения быстро развиваются, каждый день, добавляя по нескольку сантиметров в высоту. От главного стебля отходят побеги. Появляются очередные пары листочков.

Мои действия . Для быстрого роста растений необходимо ежедневно следить за достаточным количеством воды, тепла и света.

1. Попав в благоприятные условия, а именно достаточное количество воды, тепла и света, семя прорастает.

2. Не все семена пригодны для роста - в ходе моей работы одна горошина так и не проросла.

3. При высаживании побега в землю, он начинает быстро расти.

4. В процессе прорастания семени можно выделить следующие этапы:

* сначала оно впитывает влагу

* потом начинает формироваться главный корень вместе с придаточными корнями

* после этого появляется маленький побег с листьями.

Данное исследование помогло мне определить, что растения – это часть живой природы. Любое растение гибнет без воды, света, воздуха и хорошо растет, развивается и размножается при благоприятных условиях.

Сухие семена находятся в состоянии покоя. Для того чтобы семя начало прорастать, внутрь него должна проникнуть вода. Когда семя набухнет, то зародыш начнёт развиваться, так как потреблять питательные вещества он может только в виде раствора.

3. Чем объяснить гибель семян в кипячёной воде?

В кипячёной воде отсутствует растворённый кислород. Зародышу становится нечем дышать и он погибает, а семя загнивает.

4. Почему семена надо высевать в рыхлую почву?

В хорошо прорыхлённой почве имеется большое количество кислорода. Это благотворно влияет на прорастание семени, поскольку в этот период зародыш энергично дышит и ему требуется постоянный приток кислорода.

5. Почему семена разных растений высевают в разные сроки?

Для прорастания семян различных растений требуются различные условия окружающей среды: температура, влажность и т.д. Если посадить растение раньше или позже наступлений этих условий, то у семян может снизиться всхожесть, в у выросших растений — урожайность.

6. Какие теплолюбивые и холодостойкие растения выращивают в вашем районе?

В Средней полосе России очень распространено выращивание растений:

  • теплолюбивых: томатов, огурцов, кукурузы, дыни, тыквы и фасоли;
  • холоднолюбивых: гороха, редиса, ржи, пшеницы, ячменя и овса.

7. Какие семена — лука или гороха — глубже заделывают в почву при посеве и почему?

Семена лука рекомендуется сеять на глубину 1 — 2 см, а семена гороха — на глубину 4 — 5 см. То есть горох надо сеять глубже, чем семена лука.

Это связано с тем, что глубина заделки зависит от размера семян и свойств почвы. В крупных семенах достаточно питательных веществ, и ростки не погибают, пробиваясь с большой глубины в течение долгого времени.

8. Почему в песчаную почву семена высевают глубже, чем в глинистую?

Воздух в песчаной почве проникает га большую глубину, а влага лучше сохраняется с более глубоких слоях. Поэтому в песчаной почве семена сажают поглубже, где есть и воздух и вода.

На глиняных почвах, наоборот, воздух может проникнуть только в самые верхние слои, а в более глубоких слоях наблюдается не только недостаток воздуха, но и избыток влаги. Поэтому на глиняных почвах семена сажают как можно ближе к поверхности — влаги там достаточно и кислород также может поступать постоянно.

9. Как будет развиваться проросток фасоли, лишённый одной или двух семядолей?

Проросток фасоли, лишённый одной, сначала будет развиваться также, как и обычные проростки фасоли, но буквально через несколько дней рост проростка замедлится или вовсе прекратиться. Дело в том, что проросток очень быстро начнет страдать от нехватки питательных веществ, которые должны поступать к нему из отсутствующей семядоли. Без этих питательных веществ растение либо будет очень чахлым, либо вовсе погибнет.

При отсутствии обеих семядолей растение всегда погибает, причем практически сразу. Это происходит потому, что у зародыша нет запаса питательных веществ, необходимых ему для роста и жизни.

10. Почему для посева отбирают крупные семена?

В крупных семенах находится больший запас питательных веществ, необходимых зародышу для развития. Именно поэтому из самых крупных семян развиваются самые крепкие и здоровые растения.

Подумайте

1. В живых клетках растений постоянно происходит обмен веществ и энергии. Проанализируйте рисунок 88. Какой вывод вы можете сделать? Обсудите ваш вывод с остальными учащимися класса.

Каждое растение постоянно взаимодействует с окружающей его средой и в нём постоянно происходят процессы обмена веществ и энергии, которые необходимы для обеспечения жизнедеятельности растения.

Например, корни растения высасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными веществами. Эта вода питает растение, наполняет его клетки жизнью и участвует в процессе дыхания и фотосинтеза. В свою очередь корни получают от листьев растения запас питательных веществ, который позволяет им расти и развиваться.

Стебель растения служит опорой и главной транспортной магистралью, по которой вода с минеральными и питательными веществами перемещается от одной части растения к другой. При этом от корней стебель получает воду, а от листьев — питательные вещества.

Листья растения — это место где происходят процессы дыхания и фотосинтеза. Но без поступающих от других частей растения воды, минеральных веществ и кислорода прохождение этих процессов было бы не возможно. В свою очередь только в листьях под воздействием солнечных лучей и при помощи воды углекислый газ может преобразовываться в кислород, а кислород и вода — в органические питательные вещества, которые необходимы всем частям растения.

Цветы, семена и плоды — также важный участник обмена веществ, поскольку они позволяют продолжить произрастание вида и расширить территорию его произрастания.

Вывод: Обмен веществ в растении — это совокупность всех происходящих в нем процессов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности как целого растения, так и его отдельных частей.

§ 20. Прорастание семян - Пасечник. 6 класс. Учебник

2. Что необходимо учитывать при посеве семян разных видов растений?

При посеве семян обязательно необходимо создать наиболее благоприятные для прорастания конкретного растения условия. А именно, обеспечить комфортную температуру окружающей среды, достаточно и не избыточное количество воды и постоянный приток воздуха .

Задания

Положите семена фасоли и зерновки пшеницы в банку с увлажнёнными опилками и следите за их прорастанием. По мере необходимости увлажняйте опилки водой; чтобы проростки не пересыхали. Каждый день вынимайте из опилок по одному проростку фасоли и пшеницы и засушивайте их, записывая, сколько дней проростку. Через 15—18 суток опыт прекратите, а из засушенных проростков сделайте коллекцию, показывающую рост и развитие проростков.

§ 20. Прорастание семян - Пасечник. 6 класс. Учебник

Коллекция проростков гороха

§ 20. Прорастание семян - Пасечник. 6 класс. Учебник

Коллекция проростков зерновки пшеницы

Задания для любознательных

Перед посевом важно знать всхожесть семян.

Возьмите пробы в 100 семян зерновок пшеницы, ржи или кукурузы. Разложите их на специальных керамических пластинах или в тарелках на влажной тряпочке или фильтровальной бумаге. Накройте пластины стеклом, чтобы влага не испарялась, и поместите их в тёплое место.

Подсчитайте, сколько семян прорастёт за первые 10 дней. Эта цифра и есть процент всхожести. Нормальная всхожесть семян для посева не должна быть ниже 95%. Определите всхожесть семян, которые вы будете высевать на пришкольном участке.

Растение

Количество семян Проросло семян в первые 10 дней

Процент всхожести семян

Фенологические наблюдения

Проведите наблюдения за весенними явлениями в жизни растений.

Весна — пора пробуждения растений (рис. 89). В природе она вступает в свои права с началом сокодвижения у растений. Это первый признак весны. Раньше, чем у других деревьев, начинается весеннее сокодвижение у клёна остролистного, чуть позднее — у берёзы. Отметьте, когда началось сокодвижение у этих растений в вашей местности.

Цветение ветроопыляемых деревьев и кустарников — второй признак весны. В средней полосе европейской части страны первой зацветает ольха (рис. 90). Цветки её невзрачны, но распустившиеся серёжки из тычиночных цветков хорошо заметны. Почти одновременно с ольхой зацветают орешник, мать-и-мачеха. Запишите в тетрадь, когда зацвели эти растения. Какова продолжительность цветения этих растений в вашей местности? Ранней весной цветут многолетние травянистые растения лиственного леса. Они часто зацветают до того, как сойдёт снег, поэтому их называют подснежниками. Все они светолюбивы и цветут под пологом леса, когда на деревьях и кустарниках ещё нет листвы. Выясните, какие раннецветущие растения (первоцветы) растут в вашей местности.

Наблюдая за жизнью растений в природе, составьте календарь весны для своей местности. Запишите в календаре сроки цветения ольхи, мать-и-мачехи, орешника и раннецветущих многолетних растений — подснежников. Затем запишите сроки распускания листьев у берёзы и липы, зацветания одуванчика, вишни, сирени.

Если вы живёте в сельской местности, выясните, какие виды сельскохозяйственных работ проводят во время того или иного весеннего явления, замеченного вами (например, посев огурцов — во время цветения акации). Записывайте в дневник наблюдения в виде таблицы.

Дневник наблюдений для средней полосы России

Дата

Весенние явления, замеченные в природе

Сельскохозяйственные работы, проводимые в это время

Начало цветения ольхи и орешника

Внесение в почву органических удобрений

Начало сокодвижения берёзы

Продолжение цветения ольхи и орешника

Начало цветения мать-и-мачехи

Внесение минеральных удобрений

Освобождение деревьев и кустарников от обвязки и штамбов

Посадка саженцев плодовых деревьев

Продолжение сокодвижения берёзы

Продолжение цветения ольхи и орешника

Окончание цветения ольхи и орешника

Посадка базилика, мелиссы, тимьяна, майорана.

Продолжение цветения берёзы

Распускание листьев у берёзы

Окончание цветения мать-и-мачехи

Окучивание деревьев и кустарников

Посадка картофеля, лука репчатого, свеклы.

Продолжение цветения берёзы

Распускание листьев у липы

Начало цветения одуванчика

Опрыскивание плодовых деревьев и кустарников против вредителей

Подкормка грядок с овощами.

Высадка рассады цветов — однолетников

Борьба с вредителями

Борьба с вредителями

Словарик

Проросток — это растение в начальной стадии своего развития (от прорастания зародыша до момента развертывания листа главного побега).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Лабораторная работа №1.

Изучение органов цветкового растения.

Цель: изучить внешнее строение цветкового растения.

Оборудование: лупа ручная, препаровальная игла, растение пастушья сумка.

Ход работы

1.Рассмотрите цветковое растение.

2.Найдите у него корень и побег, определите их размеры и зарисуйте их форму. 3.Определите, где находятся цветки и плоды.

4.Рассмотрите цветок, отметьте его окраску и размеры.

5.Рассмотрите плоды, определите их количество.

6. Зарисуйте растение, подпишите все части.

Лабораторная работа. №2.

Знакомство с клетками растений

(на примере клеток томата и кожицы лука).

Цель: изучить строение растительной клетки.

Оборудование: лупа ручная, микроскоп, пипетка, предметное стекло, бинт, часть луковицы, спелый плод томата.

Приготовьте препарат кожицы лука. Для этого с нижней поверхности чешуи лука пинцетом отделите и снимите прозрачную кожицу.

Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках клеточную оболочку, цитоплазму, ядро и вакуоль. Рассмотрите при малом увеличении.

Рассмотрите клетку при большом увеличении.

Зарисуйте в тетради строение клетки кожицы лука и надпишите ее части.

Разрежьте спелый плод томата.

Приготовьте микропрепарат из мякоти плода.

Рассмотрите клетки мякоти плода томата под микроскопом.

Зарисуйте в тетради форму клеток.

После просмотра промойте стекла и приведите в порядок инструменты

Лабораторная работа. № 3.

Изучение строения семени двудольных растений (на примере фасоли).

Цель: изучить внешнее и внутреннее строение семени двудольного растения.

Оборудование: лупа ручная, препаровальная игла, сухие и набухшие семена фасоли.

1.Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли. Сравните их размеры и внешнюю форму.

2.Найдите рубчик и семявход. Пользуясь препаровальной иглой, снимите с набухшего семени блестящую плотную кожуру.

3.Найдите зародыш семени. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: две семядоли, зародышевые корень, стебель и почку.

4.Определите, в какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества.

5.Зарисуйте семя и надпишите его части.

Лабораторная работа №4.

Строение корня у проростка (гороха, тыквы). Зона роста (растяжения) у корня.

Цель: изучить внешнее строение корня.

Оборудование: лупа ручная, проросшее семя тыквы (или редиса, гороха).

1.Рассмотрите невооруженным глазом корень у проросшего семени тыквы (или редиса, гороха, бобов). Отметьте его длину, толщину и окраску. Найдите на конце корешка корневой чехлик.

2.Обратите внимание на часть корня выше корневого чехлика и зоны роста. Найдите выросты в виде пушка – корневые волоски. Прочитайте по учебнику, какое они имеют строение и значение.

4.Сопоставьте увиденное под микроскопом с рисунком в учебнике, зарисуйте и сделайте надписи.

5.Что общего в строении корневого волоска и клеток кожицы лука? Чем объясняется различие в их форме?

Лабораторная работа № 5

Внешнее и внутреннее строение листа.

Цель: изучение внешнего строения простых листьев.

1.Рассмотрите лист. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

А. Тип листа

Б. Жилкование листа

В. Форма листа

undefined

undefined

undefined

undefined

Г . Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части

Длина превышает ширину в 1,5 – 2 раза

Длина превышает ширину в 3 – 4 раза

Д. Край листа

1) цельнокрайный

2) волнистый

3) пильчатый

4) двояко-пильчатый

5) лопастной

undefined

undefined

undefined

4. Фиалка узумбарская

undefined

5. Береза повислая

undefined

undefined

undefined

Найдите верхнюю кожицу, отметьте особенности их строения.

Под верхней кожицей найдите клетки столбчатой и губчатой ткани, сравните их. Найдите межклетники и хлоропласты.

Найдите проводящие пучки и определите в них сосуды, ситовидные трубки и волокна

Рассмотрите нижнюю кожицу с устьицами и воздушной полостью напротив устьичной щели.

С помощью учебника заполните таблицу.

Внутреннее строение листа.

Особенности строения клеток

1.Покровная ткань (кожица)

Б) ситовидные трубки -

Лабораторная работа № 6

Внешнее и внутреннее строение стебля.

Цель: изучить строение стебля.

Оборудование: инструментарий, зимняя ветка тополя, комнатное растение пеларгония.

1.У ветки тополя (или пеларгонии) рассмотрите стебель. Найдите узлы и междоузлия.

У ветки тополя найдите чечевички и листовые рубцы.

2.Сделайте поперечный разрез стебля тополя. Рассмотрите его с помощью лупы. Пользуясь рисунками 55 и 57, найдите основные части внутреннего строения стебля.

3.Определите количество годичных колец у ветки тополя. Найдите слой камбия.

4.Сделайте продольный разрез стебля тополя. Рассмотрите его. Проверьте иглой твердость сердцевины, древесины и коры.

5.Отделите кору от древесины. Объясните, почему она так легко отделяется.

6.Зарисуйте продольный и поперечный срезы ветки и подпишите названия каждой части стебля.

7 .Заполните таблицу:

Слой стебля

Особенности строения клеток

Лабораторная работа № 7

Строение корневища, клубня и луковицы.

Цель: изучить строение подземных побегов.

Оборудование: клубень картофеля, гербарий корневищного растения (пырей), луковица лука репчатого.

1.Рассмотрите в гербарии пырей и его корневище. Найдите узлы, междоузлия, чешуевидные листья и придаточные корни.

2.Рассмотрите клубень картофеля. Найдите его глазки. По каким признакам вы их определили? Рассмотрите под лупой глазки.

3.Сделайте тонкий поперечный срез клубня. Рассмотрите его на свет. Сравните поперечный срез клубня с поперечным срезом стебля.

4.Зарисуйте поперечный срез клубня.

5.Капните на срез клубня йодом. Объясните, что произошло.

6. Рассмотрите внешнее строение луковицы. Какое значение имеют сухие чешуи?

7.Рассмотрите разрезанную вдоль луковицу. Найдите у луковицы стебель и листья. Определите, в чем отличие луковицы от корневища и клубня. Зарисуйте продольный срез луковицы и обозначьте чешуи, донце, почки, придаточные корни.

8.Докажите, что корневище, клубень и луковица – видоизмененные побеги.

Лабораторная работа № 8

Размножение комнатных растений.

Цель: сформировать элементарные умения черенковать комнатные растения.

Оборудование: три склянки с водой, скальпель, комнатные растения: традесканция, сенполия, бегония металлическая, сансевьера, колеус.

Черенкование стеблей

Внимательно осмотрите побеги растений: традесканции, колеуса, бегонии металлической. Обратите внимание, что придаточные корни появляются раньше всего около узлов. Поэтому нижний срез надо делать под узлом. Разрежьте побег на черенки с 2-3 листьями (узлами) на каждом. Удалите нижний лист. Поставьте черенки в воду так, чтобы 2/3 стебля были над водой.

Черенкование листьев

Срежьте у сенполии (или глоксинии, кустовой пеперомии, эписции) листовую пластинку вместе с черешком и поставьте в воду (неглубоко). Разрежьте длинный лист сансевьеры (или стрептокарпуса) на листовые черенки длиной 5-7 см каждый. Поставьте их в воду (неглубоко). Не спутайте верх и низ черенков!

Наблюдение за развитием корней у черенка

Все сосуды с черенками поставьте в светлое нежаркое место.

После развития корней посадите черенки в цветочные горшки с почвой и полейте их.

Наблюдения за развитием корней записывайте в таблицу:

Дата появления первого корня

Дата развития корней длиной 1,5 – 2 см

Дата посадки в почву

Лабораторная работа № 9

Изучение внешнего строения водорослей.

Цель: знакомство с особенностями строения водорослей, научиться устанавливать взаимосвязь между строением и функцией.

Оборудование: вода из аквариума с одноклеточными зелеными водорослями; предметное и покровное стекла, пипетка; микроскоп; микропрепарат "Спирогира".

1.Приготовьте микропрепарат из зацветшей аквариумной воды, рассмотрите его под микроскопом, найдите хламидомонаду, хлореллу.

2. Изучение строения клетки хламидомонады.

3. Изучение строения клетки хлореллы

4.Рассмотрите под микроскопом спирогиру, изучите строение спирогиры.

5.Зарисуйте увиденные вами водоросли в тетрадь, подпишите их части.

О сходстве в строении клеток водорослей хламидомонады, хлореллы и спирогиры.

О различиях в строении клеток водорослей хламидомонады, хлореллы и спирогиры.

Лабораторная работа № 10

Изучение внешнего строения мхов.

Цель: знакомство с внешним строением зеленого мха.

Оборудование: лупа ручная, склянка с водой, предметное стекло, кукушкин лен (гербарий и раздаточный материал), мох-сфагнум.

1.Изучите особенности строения зеленого мха (например, кукушкина льна) – его стебель, листья, коробочку на ножке. Определите, мужское или женское это растение.

2.Изучите строение коробочки. Снимите колпачок. На лист бумаги высыпьте часть спор. Рассмотрите их под лупой. Подуйте слегка на споры. Отметьте, как они разлетаются от дуновения ветра. Сделайте вывод о расселении растения.

3.Сравните кукушкин лен с мхом-сфагнумом. Отметьте строение, форму листьев, коробочек, ветвление стебля.

4.На предметное стекло налейте большую каплю воды. Положите на нее сфагнум. Сделайте выводы о том, что произойдет.

Лабораторная работа №11

Изучение внешнего строения папоротника.

Цель: знакомство со строением папоротника, хвоща и плауна,

научиться выявлять их особенности

Оборудование: гербарные листы папоротника со спорангиями, гербарий папоротника корневищами и придаточными корнями; лист папоротника (растущего в кабинете биологии); лупа и микроскоп; микропрепарат "Сорус папоротника".

1.Рассмотрите папоротник на гербарном листе и отметьте особенности его листьев, стебля, корневища и корней.

2. На нижней поверхности листа папоротника найдите бурые бугорки, в них находятся спорангии со спорами.

3.Рассмотрите под микроскопом "Сорус папоротника"

4. Ответьте на вопросы: Какая корневая система у папоротника? Как растут листья? Обоснуйте принадлежность папоротников к высшим споровым растениям.

Лабораторная работа №12

Изучение строения и многообразия голосеменных растений.

Цель: изучение внешнего вида побегов, шишек и семян хвойных.

Оборудование: побеги сосны, побеги ели, шишки сосны, шишки ели.

1.Рассмотрите внешний вид небольших веток (побегов) сосны и ели. Укажите их основные отличия.

2.Изучите, как расположены хвоинки у этих растений. Найдите укороченные боковые побеги сосны, на которых находятся хвоинки. Сколько их на этих побегах?

3.Сравните хвоинки сосны и ели, их форму, окраску, размер. Изучение строения шишек и семян

4.Рассмотрите шишки сосны, ели. Укажите их различия.

5.Найдите на чешуях шишки следы, оставшиеся от семян.

Расположение на стебле

Лабораторная работа № 13.

Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений.

Изучить строение растений отдела Покрытосеменные. Научиться различать представителей классов Двудольные и Однодольные.

1. Ознакомиться со строением представителя класса Двудольные – шиповника. Определить основные элементы его строения. Изучить строение побега шиповника, листьев, цветка, плода.

2. Ознакомиться со строением представителя класса Однодольные – пшеницы. Определить основные элементы её строения. Изучить строение побега пшеницы, листьев, соцветия, одиночного цветка, плода.

3. Сделать вывод относительно особенностей строения растений классов Двудольные и Однодольные.

Лабораторная работа 14.

Определение принадлежности растений к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация).

Ознакомиться с принципами построения дихотомических определителей. Определить при помощи предлагаемого интерактивного определителя систематическое положение некоторых представителей царства Растения.

1. Ознакомиться с изображением одного из двух предлагаемых для определения растений.

2. Путём выбора одного из двух альтернативных вариантов прийти к определению систематического положения данного растения.

3. Таким же образом определить второе растение.

4. Сделать вывод из проделанной работы.

Лабораторная работа № 15.

Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур.

Цель: научиться распознавать важнейшие сельскохозяйственные культуры, выявить их значимость для человека.

Оборудование: рисунки и фотографии сельскохозяйственных культур.

1.Из перечня(1-12) выберите номера тех рисунков, на которых изображены важнейшие сельскохозяйственные культуры.

№1 №2 №3

№4 №5 №6

№7 №8 №9

№10 №11 №12

Значение в жизни человека

Лабораторная работа № 16.

Изучение строения плесневых грибов.

Цель: познакомиться с внешним строением плесневых грибов.

1.Рассмотрите культуру плесневых грибов. Обратите внимание на окраску плесени, отметьте ее запах.

2.Препаровальной иглой отодвиньте часть плесени в сторону. Отметьте состояние пищевых продуктов под ней.

3.Определите, какой способ питания у плесневых грибов.

4.Рассмотрите при малом и большом увеличении гифы гриба, плодовое тело и споры. Отметьте окраску гиф и спор. Зарисуйте увиденное и подпишите названия основных частей мукора.

Лабораторная работа № 17

Распознавание съедобных и ядовитых грибов.

Цель работы: научиться распознавать съедобные и ядовитые грибы.

Оборудование : проектор, муляжи шляпочных грибов.

1.Сравните представителей шляпочных грибов:

Шампиньоны и бледную поганку.

Съедобные лисички и ложные лисички.

Ложные опята и съедобные опята.

Желчный и белый грибы.

2.Найдите черты различия грибов - двойников.

3.Какой вывод мы можем сделать выполнив лабораторную работу. ( Мы научились распознавать съедобные и ядовитые грибы, по внешнему виду многие грибы схожи)

Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс: поурочные планы по учебнику И.Н Пономаревой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко/ авт.-сост. Т.В.Зарудняя. Волгоград: Учитель, 2007.

Илларионов Э.Ф. Биология 6 (7) класс: Поурочные разработки. М.: Вако, 2003.

Корчагина В.А. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники. Учебник для 6-7 кл. общеобразоват учреждений. – 24-е изд. – М.:1999.

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология. 6 кл. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. – М.: Вентана-Граф, 2005.


В работе представлена инструкция по выполнению лабораторной работы, цель работы. Подробное описание хода работы и вывода.

Содержимое разработки

Лабораторная работа по биологии 6 класс

Строение корня у проростка.

Цель: изучить внешнее строение корня.

Оборудование: лупа ручная, проросшее семя тыквы (редиса, гороха, фасоли).

1. Рассмотрите невооруженным глазом корень у проросшего семени. Измерьте его длину. Опишите окраску.

2. Определите тип корневой системы. Найдите главный корень. Есть ли боковые корни Ответ запишите в тетрадь.

3. Изучите внешнее строение кончика корня. Найдите на конце корешка корневой чехлик.

4. Обратите внимание на часть корня выше корневого чехлика и зоны роста. Найдите выросты в виде пушка – корневые волоски. Какое они имеют строение и значение?

6. Найдите рисунок в учебнике, рассмотрите, зарисуйте и сделайте надписи.

7. Рассмотрите внутреннее строение корня. Подпишите зоны корня, указанные цифрами.

Сделайте выводы о значении корня, его строении и росте.


-80%

Читайте также: