Психологическая подготовка стрелка из лука

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 21.09.2024

Главное меню

Учебные заведения

Оформление работ

Виды работ

Курсовая - Общая психологическая подготовка смпортсмена (стрельба из лука) - БГУФК - 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ПСИХИЛОГИЧЕСА ПОДГОТОВКА СТРЕЛКА ИЗ ЛУКА 6
1.1. Направленность и цели спортивной деятельности 6
1.2. Психологические особенности спортивной деятельности в стрельбе из лука 7
1. 3. Характеристика психологическая подготовки стрелка из лука 12
1.4. Мотивы спортивной деятельности в стрельбе из лука 19
Выводы по 1 главе 26
ГЛАВА 2.«ИЗУЧЕНИЕ ДОМИНИРУЮЩЕГО ТИПА МОТИВАЦИИ У СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СТРЕЛЬБОЙ ИЗ ЛУКА 28
2.1. Методы и организация исследования 28
2.2. Анализ результатов исследования 29
Выводы по 2 главе 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38


В статье рассматриваются способы и средства формирования психологической устойчивости к применению боевого оружия у курсантов и сотрудников силовых структур Российской Федерации.

Ключевые слова: стрелок, обучение стрельбе, психологическая подготовка стрелка.

The article discusses the ways and means of forming psychological resistance to the use of military weapons in cadets and law enforcement officers of the Russian Federation.

Key words: shooter, shooting training, psychological training of the shooter.

Достижение положительных результатов стрельбы в сложных психологических условиях, требует от сотрудников силовых структур и военных определенных знаний, умений и навыков. Выявление способностей и построение обучения огневой подготовке сотрудника представляет собой понимание закономерностей психических процессов, присущих каждому человеку, и их индивидуально-неповторимое сочетание, определяющие реакцию и поведение индивида.

Методологической основой, способствующей достижению поставленной задачи, на начальном этапе обучения стрельбе из боевого оружия, является психолого-педагогическая подготовка обучаемых. Она включает в себя ряд мероприятий, направленных на формирование у сотрудников силовых структур устойчивых морально-волевых качеств, позволяющих выполнять поставленные задачи в любой обстановке (в том числе и стрессовой).

Задачи воспитания психологической готовности курсантов можно определить следующим образом:

− преодоление волнения на огневом рубеже;

− преодоление боязни работы с оружием;

− адаптация к выстрелу;

− тренировка периферийного зрения стрелка, заключающаяся в преодолении негативной индивидуальной реакции — туннельного видения;

− преодоление реакции на световые и слуховые раздражители;

В процессе тренировок часто можно увидеть, как обучаемые уверенно работают с учебным оружием, на электронных тренажерах и как быстро появляется нерешительность, когда они выходят на огневой рубеж с боевым пистолетом. Проступает неуверенность, скованность в действиях. Данное явление нормально с физиологической и психической точек зрения. Это естественная эмоциональная реакция человека на действия, сопряженные с опасностью, риском, неизвестностью. Эмоциональные переживания замедляют применение навыков, вызывают дезорганизацию мышления и несогласованность действий.

Стрельба из стрелкового оружия сопоставляется у людей с эмоциями, такими как страх и тревога, которые оставляют существенный отпечаток на центральной нервной системе любого человека. Эти чувства заставляют нервную систему испытывать состояние напряженности психики.

Особенности и признаки этого состояния: возбуждение или апатия, тревога и беспокойство.

Возбуждение — это отклик организма на стрессовую ситуацию. Если выражаться научным языком, то в кровь выбрасывается адреналин, который расширяет различные кровеносные сосуды, при этом частота и сила сердцебиения увеличиваются. Вследствие этого происходит повышенная подача крови, что, в свою очередь, насыщает мышцы кислородом и питательными веществами. Помимо этого, улучшается реакция, а также происходят изменения во всем организме.

Апатия — это состояние, обратное возбуждению, характеризуется равнодушием, пониженным вниманием. Частота сердцебиения и давление, как правило, не отличаются от состояния покоя. Причина заключается в перевозбуждении, перетренированности.

Тревога и беспокойство — это яркая психологическая характеристика, которая не связана с физиологическим состоянием стрелка.

Важным показателем психологической готовности сотрудника является эмоциональная стабильность, возможность в экстремальных условиях сохранять способность объективной оценки ситуации и, соответственно, адекватным действиям. Эмоциональная устойчивость, в большей степени — врожденное качество. В тоже время, направленное воспитательное воздействие способно повлиять на необходимые свойства характера. Важнейшими направлениями подобного воспитания являются: закаливание нервной системы, устранение нервных нагрузок, которые могут травмировать психику сотрудника, усиление мотивации, противостоящей негативному стрессовому воздействию [1;106].

Эмоциональное напряжение характеризуется следующими признаками:

− учащением сердечных сокращений и дыхания;

− увеличением потоотделения ладоней;

− повышение колебаний наведенного оружия;

− утратой равновесия стрелком при стойке в изготовке;

− искажением зрительного восприятия и т. д.

Влияние эмоционального состояния курсанта на изменения в технике стрельбы обусловлено индивидуальными особенностями организма человека, уровня подготовки, а также от физического состояния, времени суток и внешних условий. [4;35]

Психоэмоциональное напряжение снижается с приобретением опыта, который приходит в процессе занятий, где одновременно совершенствуется техническая и психологическая подготовка.

Психологической подготовкой стрелка называют процесс, ориентированный на формирование оптимального психологического состояния, внутренней уверенности, обусловливающей достижение хороших результатов в стрельбе, преодолению различных стрессовых ситуаций.

В процессе психолого-педагогической работы необходимо формировать у курсантов такие качества, как:

− навык абстрагироваться от всего постороннего, уводящего внимание (выстрелы коллег на огневом рубеже, разговоры за спиной и т. д.);

− сосредоточение на задании и контроль своих действий;

− отказ от плохого (некачественного) выстрела;

Для воспитания психологической стабильности курсантов могут использоваться:

− стрельба после физической нагрузки (пробежка, приседания, отжимания и т. д.);

− стрельба по заданию (стрелку предлагается выполнить определенное количество выстрелов на результат);

− моделирование экстремальных ситуаций (шумовые, звуковые, световые эффекты);

− овладение основами идеомоторной и аутогенной тренировки.

Идеомоторная и аутогенная тренировки — элементы психолого-педагогического воспитания.

Идеомоторная подготовка — это мысленное проигрывание освоенных приемов и действий, ориентированное на фиксацию двигательных навыков, выведение их на уровень автоматизма, удерживание у курсантов состояния готовности к реализации упражнения. Она позволяет сосредоточить внимание стрелка на технической части предстоящей стрельбы и отвлекает его от результата. Данная подготовка не замещает реального воспроизведения движения, при этом давая определенные преимущества. Это обусловлено тем, что мысленное выполнение действий создает идеальное представление о выполнении упражнения учебных стрельб и содействует в определении своих ошибок.

Идеомоторная подготовка не только избавляет от тревожных мыслей о предполагаемых неудачах, но и является важной тактической настройкой. Она представляет собой хорошую базу для скорейшего освоения более мощного психопрофилактического средства — аутогенной тренировки.

Аутогенная тренировка (концентрация внимания) является системой сознательно практикуемых людьми психологических приемов (словесных упражнений), которые содействуют изменению тонуса мышечной системы и протеканию психологических процессов. Наряду с этим, появляется возможность оказания преднамеренного воздействия на определенные функции собственного организма и психическое состояние. [3;71]

Совершая специальные упражнения на расслабление и напряжение, а также дыхательные практики, можно влиять на все составляющие эмоциональных реакций, включая характер эмоций. Когда на человека воздействуют активные внешние факторы или он находится в состоянии стресса, мысли, ощущения и эмоции захлестывают его и попасть в цель практически невозможно. Состояние нервного возбуждения и связанные с ним непроизвольные сокращения мышц (дрожь) известно всем.

Рассматривая проблему стрельбы более широко, следует отметить, что основная задача — борьба со страхом. Для преодоления страха существует несколько путей:

− самовоспитания, личностного и профессионального, формирования уверенности в собственных возможностях, в личную неуязвимость;

− развития профессионализма и укрепление уверенности в правильности своих действий в экстремальных ситуациях, перехода от тревожности к концентрации внимания;

− моделирования опасных ситуаций на занятиях;

− поддержания приятных эмоций после рискованных, но успешных действий.

При стрельбе в тире необходимо также заблокировать свои ощущения, не воспринимать внешние раздражители, они не должны вызывать никаких мыслей. В боевой обстановке отключение от внешней среды исключено. Однако при этом необходимо заблокировать переход ощущений в эмоции, ввиду того, что последние стимулируют совершенно ненужную мышечную активность. Помимо этого, эмоции нагружают мозг бесполезной работой, что препятствует процессу мышления, а в этом случае быстро мыслить крайне важно.

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что психологическая подготовка к стрельбе состоит в умении очищать свой мозг от мыслей. Этот навык вырабатывается с помощью специальных мысленных практик, называемых концентрацией. Концентрация выполняется 2 или 3 раза в день: утром и вечером или утром, днем и вечером. Занятия должны быть регулярными. Продолжительность упражнения — 5 минут. Можно начинать и с меньшей продолжительности.

Цель концентрации — научиться фокусировать свое внимание на объекте и удерживать его там волевым усилием. Поэтому в качестве объекта нужно выбрать простой и небольшой предмет: авторучку, спичечный коробок, часы или что-либо подобное. Следует отметить, что при проведении концентрации следует полностью освободить свой мозг от мыслей, в том числе от мыслей о предмете, который мы созерцаем. Вторгающиеся мысли следует подавлять. Иногда их можно игнорировать. В любом случае, при появлении посторонних мыслей следует оставаться строго объективным и отказываться от малейшей эмоциональной реакции на них.

Для снятия напряжения, волнения на огневом рубеже можно сделать гипервентиляцию легких (несколько глубоких вдохов и медленных выдохов) и мысленно повторить технику производства выстрела или ее отдельных элементов (изготовка, хват, прицеливание, дыхание, спуск курка). В сложной обстановке (зачёт, соревнования, боевая обстановка) часто необходимо оперативно устранить страх. Для этого следует положить правую руку на солнечное сплетение, а левую на сердце, сделать глубокий вдох, задержать дыхание на 4–6 секунд, а затем сделать внезапный выдох. Повторить 4–6 раз.

Немаловажную роль в преодолении психологического напряжения играет воспитание у курсантов уверенности в оружии и своих действиях, что достигается комплексом таких мероприятий, как:

− ознакомление с мерами безопасности;

− постоянной тренировкой с учебным оружием и ведением стрельбы из боевого оружия;

− формирование способности вычислять обстановку, предугадывать ее перемены в зависимости от ситуаций.

Таким образом, принимая во внимание потребность силовых структур России в высококвалифицированных кадрах, следует в процессе обучения курсантов стрельбе из боевого оружия не забывать о психологических проблемах, напрямую влияющих на качество их огневой подготовки.

По этому поводу хотелось бы рассмотреть такой малоизученный феномен, как подсознание.

Многие ученые, преподаватели, самый профессиональный стрелок нередко задумывались над вопросом, почему при выполнении контрольных стрельб сложнее поразить цель, хотя при выполнении учебных упражнений это не составляет труда.

Таким образом, неосознаваемое психологическое состояние может повлиять на результаты стрельбы. При контрольных стрельбах стрелок производит те же действия, что и на тренировке. Отличие в настрое, с которым человек пришел. Он может волноваться, но сознательно быть готовым уйти с положительными результатами. Нужно понять, как управлять подсознанием, чтобы не отвлекаться на негативные мысли при стрельбе.

Специалисты в области психики используют особые методики, основанные на нейролингвистическом программировании (НЛП). Данные методики дают возможность незаметно внедрять нужную информацию, воздействуя сразу на подсознательный уровень. Специалисты по НЛП утверждают, что научиться следить за подсознанием можно и самостоятельно, для чего необходимо развивать в себе навыки визуализации желаемого.

Подсознание является уникальной и все еще малоизученной стороной человеческой психики, способной воздействовать на наше сознание. Необходимо саморазвиваться и управлять своим подсознанием, чтобы достичь желаемого результата.

Если стрелок не подготовлен физически и психически, возможно возникновение множества негативных реакций. Это обусловливает дальнейшее развитие опасной ситуации — негативные реакции могут привести к испугу, а испуг вылиться в страх или панику.

Поэтому в процессе подготовки нужно имитировать такие ситуации, которые помогали бы стрелку адекватно вести себя при ведении перестрелки, создать ситуации для успешного поражения противника. По данной причине, огромное внимание уделяется психологической подготовке военнослужащего.

  1. Ахметов Р. С. Психологические особенности подготовки спортсменов// Эпоха науки, 2016.№ 5. С. 106–110.
  2. Медведев А. В., Ветрова Ю. В., Мясищева Ю. В. Психологическая подготовка курсанта стрелка// Вестник Белгородского юридического института МВД России, 2017, № 2.С.83–85.
  3. Находкин В. В. Роль психорегулирующей тренировки в реализации индивидуальной программы подготовки стрелка к соревнованиям// Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта, 2010.№ 4.С.71–77.
  4. Солоницкая Э. В., Митракова Е. Н. Психологические аспекты предстартового состояния стрелка: проблемы и пути решения// Юристъ — Правоведъ, 2015. № 2. — с. 34–38.

Основные термины (генерируются автоматически): стрельба, боевое оружие, действие, огневой рубеж, аутогенная тренировка, мысль, подсознание, боевая обстановка, стрелок, желтый цвет.

Стрельба из лука — занятие сложное и достаточно многогранное. Как и везде, люди в стрельбу приходят от разного и за разным: хочет стать сильнее, хочет доказать себе и окружающим что он все может и все умеет (или еще , мало ли разных людей на свете), хочет просто отдохнуть.

С чего же начать, если вы решили попробовать стрельбу из лука?

ekip-st-2.jpg

Основа хорошего, стабильного выстрела она выглядит следующим образом:

  • Физическая составляющая выстрела. К ней относится все, что связано с нашим телом: его общее состояние, состояние мышц, подготовленность, фоновый уровень стресса и другое.
  • Материальная составляющая. Собственно, это наше оборудование со всеми возможными его вариантами, степень его готовности к стрельбе, настроенности под конкретного лучника и общий навык настройки его в критических ситуациях.
  • Психологическая составляющая. Здесь все не так просто, как может показаться. Сюда можно отнести все, что поможет лучнику стабилизироваться в стрессовой ситуации и перенести свой идеальный выстрел с тренировки на соревнования.

Во-первых, физическая подготовка

ekip-st-7.jpg

Для повышения уровня подготовленности своего тела стоит заняться ОФП. С одной стороны, лук дает некоторую нагрузку на мышцы и неподготовленному человеку с непривычки будет ой как тяжко. С другой стороны, эта нагрузка — статическая и односторонняя. Поэтому после стрельбы из классического или традиционного лука стоит выполнить несколько различных упражнений на другую руку (например, для правши, держащего лук левой рукой, это будут упражнения, при которых лук нужно будет держать правой рукой и наоборот). Некоторые лучники даже покупают себе лук для другой руки и, в целях тренировки, стреляют с двух рук. Но такие тренировки на любителя, так как они могут повредить имеющейся технике выстрела и, в итоге, привести к ошибкам и промахам.

, определимся с мат. частью

Эта часть подготовки лучника отвечает за ваш комфорт при стрельбе и подготовке к ней, кроме того, вы должны быть готовы быстро настроить своё оборудование, выполнить простой ремонт в случае ситуации.

В целом, всю возможную нужную экипировку можно условно разбить на три группы, начиная с самого нужного оборудования, и заканчивая ситуативным.

Начнем с основной (или базовой) экипировки, без которой лучнику невозможно обойтись:

Это то оборудование, без которого в принципе невозможно будет произвести выстрел.

ekip-st-1.jpg

Далее будет перечислена вспомогательная экипировка, наличие которой упростит жизнь на тренировках, соревнованиях и выездах, к ней также нельзя относиться небрежно, от нее многое зависит. Такой экипировкой будут являться:

ekip-st-5.jpg

  • Колчан. В случае таргетных соревнований (спорта) лучше прямой колчан, когда стрелы торчат вперед. Это обусловлено толпой на рубеже, чем меньше у лучника будет выступающих деталей, тем меньше шансов, что его заденут и сорвут ему выстрел. В случае соревнований по 3D (на природе, в лесах и полях) любой по удобству самого лучника.;
  • Защита тела (такая как крага, нагрудник) и защита на тянущую руку (релиз/напалечник/перчатка/кольцо);
  • Инструменты. К ним относят все, что может пригодиться для настройки или экстренной починки оборудования: набор шестигранников (метрический и дюймовый, так как луки делаются в Америке и имеют дюймовую резьбу, но многие аксессуары собираются в Европе и имеют метрическую резьбу), лучная линейка и смазка, ремнабор для стрел (клей секундный, хвостовики и наконечники), ремнабор для тетивы (воск, нить обмоточная, нить обыкновенная, клей резиновый);
  • Подставка для лука, в некоторых случая возможно использование для удобства крюка на пояс для ношения традиционных луков или упора на бедро для блока.
  • Ручка/карандаш и блокнот. Мелочь, на самом деле, но как же сложно бывает ее найти на соревнованиях! Всегда и всем нужна. Блокнот пригодится стрелкам, которые привыкли фиксировать свои тренировки по результативности или записывать подробные ощущения для более подробной работы.

Ну и в последнюю категорию можно отнести дополнительную экипировку, которая будет необходима в случае выездов на природу на соревнования или тренировки. Это те вещи, которые приятно облегчат вам жизнь и позволят не отвлекаться на окружающие условия.

Каждый сам подбирает необходимую экипировку для себя. Важно и то, чтобы экипировка нравилась вам эстетически. Как бы забавно это ни было, в таком случае вероятность, что стрелять вы будете с удовольствием и высокими результатами, увеличивается:)

И , психологическая подготовка

Без должного опыта лучше над собой экспериментов не проводить, а довериться в этом вопросе опытному тренеру, либо опытным психологам.

ekip-st-4.jpg

Методы психологической подготовки спортсменов не отличаются от методов, используемых в других областях психологической практики. Просто для спортсменов они немного гипертрофированы, так как нагрузки на спортсмена сильнее и методы противостояния им требуются более сильные. Самое главное, что стоит знать и помнить — работа над психологической подготовкой должна быть системной и регулярной. Разовое использование даже самых сильных техник в стрессовой ситуации не снизит уровень нагрузки, а наоборот, добавит его непривыкшему организму. Возможно, именно психологическая подготовка — самая сложная составляющая подготовки лучника.

30 декабря мы работаем с 10:00 до 18:00. 31 декабря и 1 января у нашего клуба и магазина выходной. далее

C 15 декабря по 9 января на наши подарочные сертификаты на обучение стрельбе из лука действует новогодняя скидка 15%! далее

Если Ваше снаряжение находится у нас на хранении и будет Вам необходимо в этот период, пожалуйста, заберите его до 27 октября. Мы тоже будем очень по Вам скучать и с нетерпением ждать новых встреч!

Самое главное в стрельбе, считает Илья Пшеничнов, — это правильная техника

— Есть и обратная сторона. Начинать заниматься стрельбой лучше с 10 или 12 лет. Стрельба — это несимметричная нагрузка на корпус, на скелет. Пока человек не развит физически, заниматься этим не стоит, — уточняет Пшеничнов.

Состояние здоровья тоже важно для будущего стрелка, говорит Пшеничнов. Спорт не должен усугублять те проблемы, которые есть. Суставы рук и плеч должны быть здоровы, поскольку многоповторная нагрузка с большим весом может повредить. Правильное питание, внимание к технике стрельбы и разминка-заминка необходимы.

— Даже если ходишь просто развлекаться, стоит тоже следить за здоровьем. Здорово, если человек попутно занимается какими-то параллельными нагрузками. Практика показывает, что чем больше видов спортивной активности у человека, тем лучше он стреляет. Это дает развитую координацию, понимание положения тела в пространстве, хорошую мелкую моторику — и это все способствует стрельбе, — говорит Пшеничнов.

Если подходить к стрельбе как к развлечению, то к плюсам можно отнести экзотичность. Людей с каждым годом на тренировки ходит все больше, но все ещё нельзя сказать, что их много.

Фото: Данила Сухоруков

— Это необычно и прикольно. Соответственно, фото с луком в красивой и правильной стойке — оно сто процентов наберет больше лайков в социальных сетях, — смеется Пшеничнов.

Стрельба — это также возможность приобщиться к истории и культуре различных народов, известных своим стрелковым мастерством, шанс почувствовать себя героем любимого художественного произведения.

Исторически от стрелков требовалась немалая физическая подготовка. По словам Пшеничнова, археологи определяли на захоронениях лучников по большому износу правого плеча и, иногда, по искривлению позвоночника. Это связано с тем, что раньше, как предполагает Пшеничнов, люди тренировались с пренебрежением к здоровью. Ещё крупному стрелку проще стрелять потому, что ему не будет мешать ветер — вибрация, передаваемая телу, не будет отражаться на луке.

— Это не значит, что стройный или низкий человек не сможет стрелять. Или не сможет растянуть лук. В этом деле главное — техника. Если ты правильно работаешь с луком, большой объем мышц тебе не нужен. Когда ты стоишь в стойке, готовый отпустить стрелу, при верной технике у тебя кость предплечья упирается в кость локтя через сустав. Это как быть палочкой, которую вертикально держат между зубов, — объясняет Пшеничнов.

Кроме техники решает и психологическая подготовка к стрельбе. Стрелок может показывать хорошие результаты на тренировках, с легкостью набирать много баллов за стрельбу по мишеням на квалификационном этапе турнира. Но при столкновении с реальным оппонентом, в финале соревнования многие сдают и отступают.

— В финале два спортсмена стреляют либо по одной, либо по двум разным мишеням. Мы это называем перестрелкой. Выстрелов всего немного, нужно перестрелять оппонента по очкам. И ты стоишь неподалеку от него, видишь его, чувствуешь, смотришь, как он стреляет. Нервничаешь, эмоций — шквал. Это все очень сильно влияет на качество стрельбы, — говорит Пшеничнов.

По словам Пшеничнова, единственный способ борьбы с этим волнением — это частое участие в других спаррингах со стрелками — при каждой возможности. Это дает определенный опыт, и чем больше участвуешь в перестрелках, тем лучше понимаешь, как справляться со стрессом.

— Это больше внутренний спорт на самом деле. Нужна большая внутренняя работа, чтобы перебороть эмоции. А если ты дашь им волю, то будешь стрелять только хуже. Необходимость самопознания и саморазвития — это одна из главных фишек этого спорта, которая меня привлекает, — считает Пшеничнов.

Читайте также: