При скрещивании растения кукурузы с гладкими окрашенными семенами

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 21.09.2024

Бесплатный сборник для подготовки к ЕГЭ 2022, которое содержит 30 тренировочных вариантов экзаменационных работ по биологии. Каждый вариант составлен в соответствии с требованиями единого государственного экзамена, включает задания разных типов и уровня сложности, автор Прилежаева Л.Г.

Ссылка для скачивания сборника ЕГЭ 2022: скачать

В конце книги даны ответы для самопроверки на все задания. Пособие адресовано учащимся для самостоятельной работы и преподавателям.

Сборник ЕГЭ 2022 по биологии

Предлагаемый сборник заданий для подготовки к аттестационным испытаниям в форме единого государственного экзамена по биологии включает 30 тренировочных вариантов экзаменационных работ. Все задания соответствуют современному образовательному стандарту и положению о проведении единого государственного экзамена по биологии для выпускников средних общеобразовательных учебных учреждений.

Варианты тестовых работ соответствуют структуре варианта КИМ (контрольных измерительных материалов) ЕГЭ по биологии. Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя задания, различающиеся формой и уровнем сложности.

Новые задания с вариантов

1)Взяты два одинаковых кусочка сырого картофеля. Один кусочек положили в снеговую воду, а другой в концентрированный раствор поваренной соли. Как изменится концентрация воды в клетках кусочка картофеля, помещенного в снеговую талую воду и в раствор поваренной соли?

2)Какое число молекул тРНК приняли участие в синтезе фрагмента белка, если фрагмент молекулы иРНК, участвующий в трансляции, содержит 20 кодонов? В ответе запишите только соответствующее число.

3)Сколько типов гамет образуется у дигетерозиготного растения при независимом наследовании генов? Ответ запишите в виде числа.

4)Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных факторов среды относят к биотическим? 1) понижение атмосферного давления 2) конкуренция между всходами сосны 3) распространение сойками плодов дуба 4) возрастание влажности воздуха 5) поедание жуками плавунцами мальков рыб 6) изменение солености воды в водоемах

5)Анализ результатов нарушения сцепленного наследования генов позволяет определить последовательность расположения генов в хромосоме и составить генетические карты. Результаты многочисленных скрещиваний мух дрозофил показали, что частота нарушения сцепления в Ххромосоме между генами А и В составляет 9%, между генами А и С — 20%, между генами С и В — 29%. Перерисуйте предложенную схему хромосомы на лист ответа, отметьте на ней взаимное расположение генов А, В, С и укажите расстояние между ними. Будет ли происходить нарушение сцепления этих генов у самок? Ответ поясните.

6)Что служит мужским гаметофитом у цветковых растений? Укажите его строение и роль в размножении растения и поясните её.

7)Укажите не менее трёх факторов, ограничивающих способность вида размножаться в геометрической прогрессии.

8)Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (концу в одной цепи соответствует 3 конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот на чинается с 5 конца. Рибосома движется по иРНК в направлении от 5 к 3 концу. Все виды РНК синтезируются на ДНКматрице. Генетический аппарат вируса представ лен молекулой РНК. При заражении клетки он создает ДНКкопию своего генома и встраивает ее в геном клеткимишени. Фрагмент этой молекулы имеет следующую последовательность нуклеотидов: 5 УУУЦЦГААЦГАГАГА3 . Определить ДНКкопию, которая будет встроена в геном клеткимишени, вирусный белок, на этой ДНК копии, если цепь комплементарная исходной РНК, будет служить матрицей для иРНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.

9)При скрещивании растения кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растением, дающим морщинистые неокрашенные семена (гены сцеплены), потомство оказалось с гладкими окрашенными семенами. При анализирующем скрещивании гибридов из F1 получены растения с гладкими окрашенными семенами, с морщинистыми неокрашенными, с морщинистыми окрашенными, с гладкими неокрашенными. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F1 и F2. Какие законы наследственности проявляются в данных скрещиваниях? Объясните появление четырёх фенотипических групп особей в F2.

10)В клетке эндосперма у вишни содержится 24 хромосомы. Какой набор хромосом имеет клетка ее листа? В ответе запишите только число хромосом.

11)Какой процент гетерозигот образуется в потомстве у гетерозиготных родителей? Ответ запишите в виде числа.

12)Почему ферменты слюны активны в ротовой полости, но теряют свою активность в желудке?

13)Благодаря каким особенностям бактерии широко применяются в биотехнологии? Назовите не менее трёх признаков.

14)Чем характеризуется географический способ видообразования? Укажите не менее трёх элементов.

15)Скрестили высокие растения томата с пурпурным стеблем и карликовые растения с зелёным стеблем. В потомстве первого поколения получились растения высокие с пурпурным стеблем. В анализирующем скрещивании использовали особей из первого поколения в результате в потомстве получено четыре фенотипические группы в со отношении: 58, 22, 23 и 49. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства каждой фенотипической группы в двух скрещиваниях и количество растений каждой фенотипической группы во втором скрещивании. Объясните формирование четырёх фенотипических групп в потомстве во втором скрещивании.

16)Взяты два одинаковых кусочка сырого картофеля. Один кусочек положили в снеговую воду, а другой в концентрированный раствор поваренной соли. Как изменится концентрация соли в клетках двух кусочков картофеля?

17)В сперматозоиде животного содержится 39 хромосом. Сколько хромосом имеет его соматическая клетка? В ответе запишите только количество хромосом.

18)Определите соотношение по фенотипу в потомстве при моногибридном скрещивании высокого (Аа) растения и гомозиготного низкого растения при полном доминировании. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов.

19)В чем состоит значение того, что среднее ухо человека соединено со слуховой тру бой? К каким последствиям может привести непроходимость слуховой трубы?

20)Объясните, почему для восстановления вида орлана-белохвоста достаточно двух яиц в кладке, а соловья — 6–7 яиц.

21)Какой хромосомный набор характерен для ядер клеток эпидермиса листа и восьмиядерного зародышевого мешка семязачатка цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.

22)При скрещивании дрозофилы с серым телом и нормальными крыльями с дрозофилой с черным телом и зачаточными крыльями всё поколение имело серое тело и нормальные крылья. При анализирующем скрещивании полученных гибридов в потомстве получили 50% особей с чёрным телом, зачаточными крыльями и 50% особей с серым телом, нормальными крыльями. Составьте схемы скрещиваний, определите генотипы родителей и потомства F1, F2. Объясните результаты проявления фенотипов в F1, F2 и какие законы наследственности в них проявляются.

23)Какое число триплетов кодируют 18 аминокислот, содержащихся во фрагменте белка? В ответе запишите только соответствующее число.

24)У человека ген нарушения цветового восприятия сцеплен с половой хромосомой (Хd — дальтонизм). Определите вероятность рождения в семье детей — дальтоников от брака гетерозиготной матери с нормальным цветовым зрением и отца — дальтоника? Ответ запишите в виде числа.

25)Какие признаки отличают венозное кровотечение у человека от артериального, в чём состоит доврачебная помощь пострадавшему?

26)Объясните, как изменится реакция инфузорий, если в воду с инфузориями кап нуть раствор поваренной соли? Как называют реакцию раздражимости инфузории туфельки? Какие органоиды инфузорий обеспечивают водносолевой гомеостаз?

27)Сойки, как правило, обитают в лесу и питаются семенами растений. Какие биоти ческие факторы могут привести к сокращению численности соек?

28)В соматических клетках дрозофилы содержится 8 хромосом. Определите, какое количество хромосом и молекул ДНК содержится при гаметогенезе в ядрах перед делением в интерфазе и в конце телофазы мейоза I. Объясните, как образуется такое число хромосом и молекул ДНК.

29)При скрещивании растения кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растением, имеющим морщинистые неокрашенные семена (гены сцеплены), потомство оказалось с гладкими окрашенными семенами. При дальнейшем анализирующем скрещивании гибрида из F1 получены растения с семенами: 7115 с гладкими окрашенными, 7327 с морщинистыми неокрашенными, 218 с морщинистыми окрашенными, 289 с гладкими неокрашенными. Составьте схему решения задачи. Определи те генотипы родителей, потомства F1, F2. Какой закон наследственности проявляется в F2? Объясните, на чём основан Ваш ответ.

30)Как изменится в плазме крови концентрация фибриногена и число эритроцитов после образования тромба? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: 1) увеличится 2) уменьшится 3) не изменится

31)Белок состоит из 100 аминокислотных остатков. Определите число нуклеотидов в участке гена, в котором закодирована первичная структура этого белка? В ответе запишите только соответствующее число.

32)Определите соотношение фенотипов у потомков при скрещивании особей с генотипами Аа × Аа при полном доминировании. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.

При скрещивании растений кукурузы с гладкими окрашенными зёрнами с растением, дающим морщинистые неокрашенные семена, в первом поколении все растения давали гладкие окрашенные семена. При анализирующем скрещивании гибридов из F1 в потомстве было четыре фенотипические группы: 1200 гладких окрашенных, 1215 морщинистых неокрашенных, 309 гладких неокрашенных, 315 морщинистых окрашенных. Составьте схему решения задачи. Обусловьте генотипы родителей и потомства в 2-ух скрещиваниях. Растолкуйте формирование четырёх фенотипических групп во втором скрещивании.

  • Ева Батенкова
  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
  • 2019-11-08 14:07:37
  • 0
  • 1

1) Доминантные признаки гладкие и окрашенные зёрна, т. к. в первом поколении получили все зёрна гладкие и окрашенные.
Т. к. при образовании второго поколения анализирующее скрещивание, означает приобретенные гибрид (АВ//ав) скрещивают с ав//ав
2) 1-ое скрещивание. Генотипы родителей: ААВВ ; аавв Генотип потомства: АаВв (АВ//ав)
3) 2-ое скрещивание. Генотипы родителей: АаВв (АВ//ав); аавв (ав//ав)
Детей: АаВв гладкие окрашенные (1200)
аавв морщинистые неокрашенные (1215)
Аавв гладкие неокрашенные (309)
ааВв морщинистые окрашенные (315)
В F2 проявляется закон сцепленного наследования. Четыре фенотипические группы объясняются неполным сцеплением генов А и В, сцепление нарушено, т. к. идет кроссинговер

Marie Beldyagina

Задача 1. Про мух с разным цветом тела и длиной крыльев (без кроссинговера)

Скрестили дигетерозиготных самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (признаки доминантные) с самками с черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства F1, если доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены, а кроссинговер при образовании половых клеток не происходит. Объясните полученные результаты.

Введем буквенные обозначения изучаемых признаков:

………………….А – серый цвет тела мушек; а – черный цвет тела.

………………….В – нормальная длина крыльев; b – укороченные крылья.

1) Генотипы родителей:

у самцов будут гены АаВb (так как по условию задачи сказано, что они дигетерозиготны); у самок – ааbb (так как фенотипически они таковы, что должны быть гомозиготными по рецессивным признакам).

самцы при мейозе будут производить гаметы двух видов АВ и аb, так как сказано, что доминантные гены сцеплены с доминантными, а рецессивные с рецессивными (то есть доминантные гены относятся к одной группе сцепления, а рецессивные – к другой). И, к тому же, по условию этой задачи сказано, что кроссинговера между ними не происходит;

…………..самки при мейозе будут производить всего один вид гамет аb.

АаВb - серые с нормальной длиной крыльев и аавв – черные с укороченными крыльями в соотношении 1 :1 по генотипу и 1 : 1 по фенотипу.

Думаю, вот повезет кому достанется вариант с такой простой задачкой – и решите правильно, и времени на экзамене потратите чуть-чуть. Вот следующая задача посложнее будет.

Marie Beldyagina

Задача 2. Про кукурузу с разной формой и цветом семян (с кроссинговером)

Гладкая форма семян кукурузы доминирует (А) над морщинистой (а), окрашенные семена (В) доминируют над неокрашенными (b). Гены, определяющие эти признаки, сцеплены. При скрещивании кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растениями, имеющими морщинистые неокрашенные семена, получено потомство: гладких окрашенных 4152, морщинистых окрашенных 149,гладких неокрашенных 152, морщинистых неокрашенных 4163. Определите генотипы родительских форм кукурузы, их потомства и расстояние между генами.

возможные генотипы родителей: А – В - (гладк.окраш.) и ааbb (морщин.неокраш.), а так как почти половину потомства составили организмы с фенотипом второй родительских формы - ааbb (морщ.неокраш. 4163 шт), то понятно, что это возможно было только, если генотип первой родительской формы кукурузы был дигетерозиготен АаВb.

Гаметы: АВ,ab - первая родительская форма кукурузы дает в основном два типа гамет, так как по условию задачи признаки сцеплены (пишем ”в основном”, так как из-за кроссинговера эта родительская форма кукурузы будет давать и небольшое число гамет типа Аb, аВ). Вторая форма кукурузы, являющаяся дигомозиготной, поэтому хоть без кроссинговера, хоть с кроссинговером может дать только один тип гамет аb.

F1: АаВb (гладк.окраш.), Ааbb (гладк.неокраш), ааВb (морщин.окраш.), ааbb (морщин.неокраш).

Теперь осталось определить расстояние между неаллельными генами А и В. Для этого надо определить процент кроссоверных особей от общего количества проанализированных в опыте потомков. Не трудно подсчитать, что процентное содержание кроссоверных особей в данной задаче или процент перекреста составит около 3,5%. Значит расстояние между анализируемыми в опыте генами равно 3,5 сМ.

Автор методики системно-аналитического изучения биологии и химии кбн Богунова В.Г. раскрывает тайны организации и функционирования живого, делится секретами мастерства при подготовке к ЕГЭ, ДВИ, олимпиадам, объясняет авторскую технологию решения задач по генетике и молекулярной биологии

Полный каталог статей вы найдете на авторском сайте в разделе "Статьи репетитора Богуновой В.Г."

"Никогда такого не было, и вот опять!" Сидим до экзамена перед компьютером и в игрушки играем?! А чо?! До ЕГЭ по биологии еще целая неделя отдыха, а перед смертью все равно не надышишься! Зачем зря калории жечь и шарики за ролики в голове закручивать?!

Знаете, что мне сказали подружки-сороки, когда я их поздравила с прибавлением семейства? ЕГЭ по химии было сложным. Все выпускники обрыдались после экзамена. Половина ребят сдали пустые листы со второй частью. Но. это цветочки по сравнению с тем, что будет на ЕГЭ по биологии. Короче, нас ожидает полный ТРЭШ. Не верите? Можете и дальше сидеть за компом, заткнув уши наушниками, вместо того, чтобы взять ручку в ручку и начать решать задачи по генетике!

Короче, вы как хотите, а я - как знаю!

Сегодня будем разбирать задачи на неполное сцепление генов (т.е. на кроссинговер). Вначале - небольшой ликбез.

Неполное сцепление генов

Сцепленное наследование - это распределение в потомстве неаллельных генов, лежащих в одной хромосоме.

Закон Т. Моргана о сцепленном наследовании: гены, локализованные в одной хромосоме, занимают определенное место (локус) и наследуются сцепленно. Сила сцепления обратно пропорциональна расстоянию между генами: чем больше расстояние между генами, тем меньше сила сцепления между ними и чаще образуются рекомбинантные типы гамет.

Т. Морган показал, что сцепление может быть полным и неполным, нарушение сцепления происходит за счет кроссинговера.

Кроссинговер (от англ. сross-in-gover перекрест) - перекрест хромосом, взаимный обмен гомологичными участками хромосом, происходит в профазе-1 мейоза во время конъюгации хромосом.

Вероятность кроссинговера зависит от положения генов в хромосоме: чем ближе гены друг к другу, тем вероятность кроссинговера меньше, чем дальше они друг от друга, тем эта вероятность больше.

Расстояние между генами выражают в единицах рекомбинации, т.е. через долю скрещиваний (в процентах), приводящих к появлению новых сочетаний генов, отличных от родительских: 1 единица рекомбинации (1% кроссинговера) = 1 морганиде.

1. В F2 образуется 4 группы фенотипов, собранных попарно с примерно одинаковым числом особей (вероятностью признака).

5. Процент кроссинговера и расстояние между генами (в морганидах) определяют по доле особей с кроссоверными гаметами (число особей в меньших группах делят на общее число особей).

Читайте также: